Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся в неявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом





Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся в неявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом

Имам последователей Сунны и единой общины

Ахмад ибн Ханбаль

(164-241 г.х.)

 

Редакция: Сабри ибн Саляма Шахин

 

 

С именем Аллаха, Милостивейшего, Милующего!

Предисловие редактора

Хвала Аллаху, сказавшему:

«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь».(«Преграды», 153)

«… и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет».(«Румы», 31-32)

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения».(«Семейство ‘Имрана», 105)

Я возношу свои молитвы за пророка и приветствую его – пророка милости и прямого руководства Мухаммада сына ‘Абдуллаха, сказавшего: «Поистине лучшее повествование – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – руководство Мухаммада. Худшими же деяниями являются новшества и всякое нововведение – есть заблуждение». (Муслим/867)

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за нее коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» (Ахмад 4/126; Абу Дауд/4607; ат-Тирмизи/ 2676; Ибн Абу ‘Асым в «Ас-Сунна»/54; аль-Хаким 1/97; Ибн Хиббан в «Аль-Мауарид»/102. Аль-Хаким подтвердил достоверность хадиса и аз-Захаби согласился с его оценкой. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший достоверный». Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Зыляль аль-Джанна»).



Да смилуется Аллах над имамом аль-Ауза’и, сказавшим: «Тебе надлежит следовать по следам предшественников, даже если тебя отвергнут из-за этого, и остерегаться мнений людей, даже если им удастся приукрасить их своими словами».

А также над ‘Имраном аль-Касыром за его слова: «Остерегайтесь споров и препирательств, а также людей, которые то и дело говорят: «Как ты думаешь?» да «Как ты считаешь?»

Да будет доволен Аллах ‘Умаром аль-Фаруком, сказавшим: «Появятся люди, которые будут спорить с вами при помощи неявных мест в Коране. Берите их Сунной, ибо последователи Сунны самые знающие люди о Книге Аллаха»…»

Итак, перед нами прославленный имам Сунны и самый знающий человек о ней, да помилует его Аллах, Ахмад ибн Ханбаль, который выступил против вольнодумцев и джахмитов, сбросивших со своих шей узду Ислама![1] Он написал ценнейшее послание, в котором раскритиковал и опроверг взгляды этих уклонившихся от истины заблудших. Имам Ахмад не явился с чем-то новым. Напротив, все его слова соответствуют тому, чего придерживались его предшественники из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователей, да будет доволен ими всеми Аллах.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя писал: «Ахмад ибн Ханбаль прославился своим предводительством в Сунне и стойкостью во времена репрессий отнюдь не из-за того, что явился с чем-то новым и выделился этим среди всех. Напротив, он изучил Сунну, которая была известна всем до его пришествия, стал призывать к ней и терпел гонения тех, кто хотел разлучить его с ней. Имамы, жившие до него, умерли прежде, чем наступили эти смутные времена.

Репрессии джахмитов, отрицавших божественные атрибуты, начались в первые годы третьего столетия, в эпоху правления аль-Маъмуна, затем его брата аль-Му’тасыма, а затем аль-Уасика. Джахмиты стали призывать людей к принятию взглядов Джахма ибн Сафуана и отрицанию божественных качеств Всевышнего Аллаха. Их учение представляло собой мазхаб, которому впоследствии стали следовать поздние рафидиты. Джахмитам удалось склонить на свою сторону некоторых обладателей власти, однако последователи Сунны и единой общины не согласились с их взглядами. Тогда джахмиты стали запугивать некоторых из них казнью, а некоторых заключили под стражу и подвергли физическому наказанию, продолжая склонять их к себе методом «кнута и пряника». Имам Ахмад ибн Ханбаль был непоколебим и ничто из этого не могло повлиять на него. Дело дошло до того, что его бросили в темницу и держали там в течение некоторого времени. Затем они вызвали своих единомышленников для дискуссий с ним, однако те, несмотря на то, что день за днем проводили в спорах с ним, так и не смогли привести ничего, что заставило бы его согласиться с их взглядами. Более того, имам Ахмад разъяснил им ошибочность и ложность аргументов, которые они приводили для обоснования своей позиции…

Ахмад и другие ученые из числа последователей Сунны и хадиса никогда не прекращали заявлять о несостоятельности и ложности учений рафидитов, хариджитов, кадаритов, джахмитов и мурджиитов, однако именно по причине репрессий каляму[2] удалось получить широкое распространение.

Аллах вознес степень имама Ахмада, благодаря которой он стал одним из предводителей Сунны и ее выдающейся личностью, за его заслуги на поприще обучения ей, ее открытого распространения, исследования ее текстов и разъяснения ее скрытых тайн». (См. «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийя» 2/201-202)

Шейх аль-Ислам также писал: «Известно, что большое число приверженцев нововведений являются лицемерами, впавшими в большое лицемерие, а те в свою очередь являются неверными, которые окажутся на нижайшей ступени Ада. Больше всего таких людей среди рафидитов, джахмитов и подобных им лицемеров и вольнодумцев (зиндиков). Более того, основа этих нововведений исходит от тех лицемеров и вольнодумцев, которые унаследовали свои еретические взгляды от многобожников и сабейцев. Такие являются неверными в душе, а те из них, чье положение известно, являются также неверными и по факту». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/497)

Также он писал: «Что касается классификации губительных сект на виды, то по дошедшим до нас сведениям, самыми первыми кто стал делать это и говорить об их заблуждении, были прославленные имамы мусульман Йусуф ибн Асбат и ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак. Они сказали: «Основ всех нововведений четыре – и это рафидиты, хариджиты, кадариты и мурджииты». Ибн аль-Мубарака спросили: «А как же джахмиты?!» - и он ответил, что джахмиты вообще не относятся к общине Мухаммада. Также он часто говорил: «Поистине мы рассказываем друг другу о том, что говорят иудеи и христиане, однако мы не осмелимся даже произнести то, во что верят джахмиты». Этому последовала группа ученых из числа соратников имама Ахмада и других ученых, сказавших: «Джахмиты являются неверными и не входят в число семидесяти двух исламских сект, как не входят в них лицемеры-вольнодумцы, которые внешне являются мусульманами, а в душе скрывают свое неверие».

Другие ученые из числа соратников Ахмада и не только, сказали, что джахмиты входят в число семидесяти двух исламских сект, добавив в их лице пятую основу всех нововведений».

(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 3/350)

Также Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «Основа этих взглядов, а именно обессмысливание божественных качеств, унаследована исключительно от учеников иудеев, многобожников и заблудших сабейцев. Первым в Исламе, от кого были зафиксированы эти взгляды (я имею в виду слова о том, что Пречистый и Всевышний Аллах, в действительности не находится над Своим троном, что слова Аллаха «…возвысился над троном…» означают «…овладел троном…» и т.п. утверждения) был Джа’д ибн Дирхам. Следующим, кто перенял эти взгляды от него, был Джахм ибн Сафуан, который стал открыто провозглашать их, после чего воззрения джахмитов стали приписываться ему. Говорят, что Джа’д взял свои убеждения от Абана ибн Сам’ана, Абан - от Талюта, а Талют от своего дяди по линии матери иудейского колдуна Лябида аль-А’сама, который в свое время навел порчу на пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 5/20)

Также он писал: «Общеизвестным из мазхаба имама Ахмада и всех имамов Сунны является постановление, что джахмитов, которые и были теми, кто лишал смысла божественные качества Милостивейшего Аллаха, необходимо считать неверными. Заявления джахмитов напрямую противоречили тому, с чем явились посланники Аллаха и Его Писание. По сути, их слова представляли собой отрицание Господа-Создателя, а также того, что Он сообщил о Себе устами Своих посланников. Именно поэтому ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: «Поистине мы рассказываем друг другу о том, что говорят иудеи и христиане, однако мы не осмелимся даже произнести то, во что верят джахмиты». Многие имамы говорили, что джахмиты являются неверными больше чем иудеи и христиане, а потому обвиняли в неверии всякого, кто утверждал, что Коран сотворен, что Аллах не будет узрен в Последней жизни, что Аллах не над Троном, что Аллах не обладает такими качествами как знание, мощь, милость, гнев и т.п.»

(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/486-487)

 

Ученики имама:

Количество учеников имама Ахмада не поддается счету, поэтому ограничимся лишь наиболее известными и выдающимися из них, и это:

· Аль-Бухари;

· Муслим;

· Абу Дауд;

· Ат-Тирмизи;

· Ан-Насаи.

 

Вступление

С именем Аллаха Милостивейшего, Милующего, к Которому мы обращаемся за помощью! Да благословит Аллах Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

 

Сказал выдающийся ученый, имам, шейх аль-Ислам Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах и наградит его Раем, и да простит Аллах и нас, и его по милости Своей и великодушию:

Хвала Аллаху, Который в каждую эпоху отсутствия божьих посланников оставляет среди людей обладателей знания. Они призывают заблудших к верному руководству, претерпевая зло и страдания от их рук, оживляют с помощью Писания Аллаха мертвые сердца и с помощью света Аллаха направляют слепцов. Скольких же сраженных Иблисом они оживили, и сколько заблудших они направили на прямой путь! Как же благостно их воздействие на людей, и как же отвратительно отношение людей к ним![33]

Обладатели знания отдаляют от Книги Аллаха искажение излишествующих, необоснованные утверждения заблудших и толкование невежд, вознесших знамя нововведения и освободивших смуту от оков. Эти заблудшие хоть и спорят между собой о Писании Аллаха, тем не менее, едины в своем противоречии ему.[34] Они наговаривают на Аллаха и Его Писание, говоря о них без знаний![35] Они используют в своей речи различные иносказания и обманывают ими невежественных людей, внося в их умы путаницу и неясность. Прибегаем за защитой к Аллаху от смуты заблудших!

 

Разъяснение заблуждений вольнодумцев(зиндиков[36]), относительно неявных[37] аятов Корана

Сомнение о коже обитателей Ада:

Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Воистину, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжем в Огне. Всякий раз, когда их кожа сготовится, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они продолжали вкушать мучения. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый». («Женщины», 56)

Вольнодумцы говорят: «Что еще мы можем понять из того, что грешившая кожа сгорает, а затем заменяется новой кожей, кроме как то, что после первой кожи Аллах будет наказывать кожу, которая и не грешила вовсе?! Аллах же Сам говорит: «Мы заменим ее другой кожей».

Так вольнодумцы проявляют сомнение в истинности Корана, полагая, что он противоречит сам себе.

Я же говорю, что слова Аллаха «Мы заменим ее другой кожей» совершенно не означают, что у обитателей Ада будет появляться какая-то иная кожа. Под заменой в этом аяте имеется в виду, что их кожа будет обновлена. То есть каждый раз, когда их кожа сготовится, Аллах вернет ее в первоначальный вид, но это будут та же самая кожа.

Следует понимать, что указания Корана могут носить и частный, и общий характер, а также, что слова, использованные в нем, могут иметь множество осмыслений, известных ученым.[38]

 

Сомнение о безмолвии людей в День Воскресения:

Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Это день, когда они будут безмолвствовать, и не будет им дозволено оправдываться». («Посылаемые», 35-36)

В другом же аяте Он говорит: «А потом, в День Воскресения, вы будете препираться перед своим Господом». («Толпы», 31)

Вольнодумцы говорят: «Разве может подобное называться ясной речью?! В одном месте говорится «Это день, когда они будут безмолвствовать» а в другом: «А потом, в День Воскресения, вы будете препираться перед своим Господом».

Они полагают, что данные слова противоречат друг другу, проявляя сомнение в истинности Корана.[39]

Ответом на это будет следующее: Что касается толкования слов «Это день, когда они будут безмолвствовать», то речь в них идет о начальном этапе, когда все творения Аллаха будут воскресать из мертвых. Это будет длиться шестьдесят лет, в течение которых все они будут безмолвствовать и не получат добро на принесение оправдания за свои деяния.

Однако спустя этот срок им будет позволено молвить речь, и они станут говорить. И вот, что они скажут: «Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать праведно». («Поклон»,12).

Когда людям будет позволено говорить, тогда-то они и станут разговаривать и препираться между собой, о чем сказано в словах Аллаха «А потом, в День Воскресения, вы будете препираться перед своим Господом». Эти препирательства будут происходить при подведении итогов по деяниям людей и восполнении ими прав тех, кому они нанесли обиду в ближней жизни. Затем им будет сказано: «Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее». («Каф», 28). И с этими словами начнутся мучения![40]

 

Заблуждения джахмитов

Затем имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал:

Вот также как и эти вольнодумцы, Джахм[71] и его приспешники стали призывать людей следовать неявным текстам Корана и хадисов.[72] Мало того, что они заблудились сами, так еще и своими словами ввели в заблуждение большое количество людей.

Дошло до нас, что враг Аллаха Джахм был родом из Термеза, что в Хорасане. Он был спорщиком, любившим поболтать[73], и все разговоры его в основном касались Всевышнего Аллаха. Однажды он повстречал группу людей из числа многобожников, которых называли сумманиты[74]. Эти люди сказали ему: «Давай так, если в ходе нашей беседы сильнее окажутся наши доводы, то ты примешь нашу веру, а если твои – то мы примем твою!»[75]

Они спросили его: «Ты утверждаешь, что у тебя есть Бог?»

Джахм сказал: «Да!»

Они спросили: «А видел ли ты своего Бога?»

Джахм сказал: «Нет».

Они спросили: «Может ты слышал, как он разговаривает?»

Джахм сказал: «Нет».

Они спросили: «Ты чувствовал запах, исходящий от него?»

Джахм сказал: «Нет».

Они спросили: «Ты осязал его?»

Джахм сказал: «Нет».

Они спросили: «Ты прикасался к нему?»

Джахм сказал: «Нет».

Они сказали: ««А с чего тогда ты взял, что он является Богом?!»[76]

Этот вопрос привел Джахма в такое замешательство, что на протяжении сорока дней он не знал, кому отныне поклоняться.[77]

После долгих размышлений Джахм нашел чем ответить сумманитам. Его довод напоминал слова вольнодумцев-христиан, утверждавших, что душа ‘Исы, мир ему, является сущностным духом Аллаха, который, желая произвести что-либо, вселяется в некоторые из Своих творений, а затем говорит их устами, повелевая и запрещая все, что желает. И дух этот сокрыт от взора творений.

Вновь встретившись с сумманитами, Джахм сказал одному из них: «Разве вы не утверждаете, что у вас есть душа?!»

Тот сказал: «Утверждаем».

Джахм спросил: «Видел ли ты когда-либо свою душу?»

Тот сказал: «Нет».

Джахм спросил: «Слышал ли ты ее речь?

Тот сказал: «Нет».

Джахм спросил: «Осязал ли ты ее?»

Тот сказал: «Нет».

Джахм сказал: «Вот так же и Аллах! Нет у Него лика, чтобы узреть Его, нет у Него голоса, чтобы услышать Его, нет у Него запаха, чтобы учуять Его, сокрыт Он от взоров и не находится Он в каком-либо месте, не будучи при этом всюду».[78]

Для обоснования своих взглядов, Джахм нашел в Коране три неявных по смыслу аята:

1) «Нет ничего подобного Ему».(«Совет», 11)

2) «Он – Аллах на небесах и на земле».(«Скот», 3)

3) «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры».(«Скот», 103)[79]

Вся философия Джахма зиждилась на этих трех аятах.[80] Именно на основе их он трактовал Коран неподобающим образом, объявлял ложью хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и заявлял, что любой, кто характеризует Аллаха тем, чем Он Сам описал себя в Своем Писании или устами Своего посланника, является неверным и уподобленцем (мушаббихом)[81]. Своими словами он ввел в заблуждение огромное количество людей. За его взглядами последовали мужи из числа соратников Абу Ханифы и ‘Амра ибн ‘Убейда[82] в Басре, после чего джахмизм превратился в настоящую религию.

Когда люди спрашивают их о значении слов Аллаха «Нет ничего подобного Ему», они говорят: «Нет ничего из существующих объектов подобного Ему, ибо Он одновременно и под семью землями и над Своим Троном; нет пустого места, которого бы Он не занимал; не находится Он в каком-либо месте, не будучи при этом всюду; Он никогда не молвил речь и не разговаривает в принципе; никто не может узреть Его ни в этом мире, ни в мире будущем; Он не описывается и не познается какими-бы то ни было качествами; Он не производит действий; у Него нет границ и пределов; Он не постижим разумом. Он Весь – есть Лик, Он Весь – есть Знание, Он Весь – есть Слух, Он Весь – есть Зрение, Он Весь - есть Свет, Он Весь – есть Мощь, Он целен, ни из чего не состоит и не имеет отдельно взятых атрибутов; такие понятия как верхний и нижний предел, стороны и направления, право и лево не присущи Ему; Он не легок и не тяжел; Он бесцветен; Он не есть тело; Он не познаваем и не осмыслим; все, что бы ни пришло тебе на ум как нечто известное, Он совершенно не таков!»

Мы (имам Ахмад) говорим: «Аллах есть «нечто сущее»!»

Они говорят: «Он «нечто сущее», но не как «нечто сущее»!»

Мы говорим: «Любой имеющий разум, знает, что «нечто сущее», которое не как «нечто сущее», есть «ничто»!

Из чего становится ясным, что джахмиты ни во что не верят, но внешне обставляют все так, чтобы люди не уличили их в этом.

Если мы спросим их: «Кому вы поклоняетесь?»

Они скажут: «Тому, Кто управляет этим бытием!»

Если мы скажем: «По-вашему, Тот, Кто управляет этим бытием, есть «неведомое», не имеющее качеств, которые можно познать?!»

Они скажут: «Да».

Тогда мы скажем: «После этих слов, мусульманам стало ясно, что на самом деле вы ни во что не верите, но на словах обставляете все так, чтобы люди не уличили вас в этой мерзости».

Если мы скажем им: «Этот, Который управляет бытием, разговаривал с Мусой».

Они скажут: «Нет. Он никогда не молвил речь и не разговаривает в принципе, ибо речь возможна лишь благодаря определенным органам, а мы отрицаем, что Ему присущи какие-либо органы».

Если какой-нибудь невежда услышит их слова, ему покажется, что нет на свете людей, кто чтит и возвеличивает Аллаха больше чем они. Этот невежда даже не заподозрит, что конечным пунктом этих слов станет заблуждение и неверие, и что говорят они их сейчас лишь для того, чтобы в дальнейшем оболгать Аллаха.[83]

 

Еще одним, о чем их следует спросить, является вопрос: «Сможете ли вы найти хоть один аят в Писании Аллаха, в котором сказано, что Коран сотворен?»

Когда они не найдут его, их следует спросить: «Сможете ли вы найти в Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он сказал: «Поистине Коран – сотворен!»

Когда они не смогут найти это и в Сунне их следует спросить: «Откуда ж вы это взяли в таком случае?!»

Они скажут: «Из слов Аллаха: «Воистину, Мы сделали его Кораном арабским».(«Украшения», 3), полагая, что слово «сделал», несет смысл «сотворил», а значит все «сделанное» соответственно является «сотворенным». Таким образом, в своих суждениях они опираются на неявные по смыслу выражения, которые в качестве доказательства используют лишь те, кто желают подвергнуть критике ниспосланное Аллахом и их неподобающим истолкованием посеять смуту в умах.

Ответом на это будет следующее:

Когда слово «сделал» в Коране касается поступков созданий, то под ним могут подразумеваться два смысла: «сделал» - в значении назвал, и «сделал» - в значении произвел некое действие.[84]

Так, например, в словах Аллаха: «Которые сделали Коран различными неправдами».(«Аль-Хиджр», 91) т.е. сказали: «Коран это «стихи» или «сказания прошлых лет» или «бессвязные мечтания»…», слово «сделали» использовано в значении «назвали». Так же, как и в словах Аллаха: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами». («Украшения», 19), т.е. - «назвали ангелов женским полом».

Далее:

А в словах Аллаха: «…делают свои пальцы затыкающими уши».(«Корова», 19)

или в словах: «Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!» Когда железо сделали красным как огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него».(«Пещера», 96)

слово «сделал» упоминается уже в значении «произвел некое действие».

Это что касается «делания», являющегося поступками созданий.

Далее:

Что касается «делания» как действия Аллаха, то когда оно используется в значении «сотворения», оно несет в себе лишь этот смысл и никакой более. А когда оно не используется в этом значении, оно никогда не будет нести в себе смысл «акта творения».

К аятам, в которых слово «сделал» используется в значении «сотворил» можно отнести следующие слова Аллаха:

«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и сделал мраки и свет».(«Скот», 1) – т.е. сотворил мраки и свет.

«Он сделал вам слух, зрение и сердца, – быть может, вы будете благодарны».(«Пчелы», 78) – т.е. сотворил ваш слух, зрения и сердца.

«Мы сделали ночь и день двумя знамениями».(«Перенес ночью», 12)– т.е. сотворили ночь и день двумя знамениями.

«И сделал луну в небесах светом, а солнце сделал светильником».(«Нух», 16)

«Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека и из него сделал ему супругу».– т.е. сотворил из него супругу для него – создал из Адама Хаву.

«…и сделал на ней незыблемые горы». («Муравьи», 61) – т.е. сотворил на земле незыблемые горы.

Во всех этих и подобных им аятам слово «сделал» может быть использовано лишь в значении «сотворил», и примеров этому в Коране великое множество.

Далее:

К аятам, в которых слово «сделал» не несет значение «сотворил» относятся следующие слова Аллаха:

«Аллах не делал ни бахиры, ни саибы, ни василы, ни и хами…»(«Трапеза», 103) – эти слова совершенно не означают того, что Аллах не сотворил животных, которым люди дали обрядовые имена бахира, саиба, васила и хами.

«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей».(«Корова», 124) – эти слова не означают «Я сотворю тебя предводителем для людей», т.к. на тот момент Ибрахим, мир ему, был уже сотворен.

«Вот Ибрахим сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным»(«Ибрахим», 35) «Господи! Сделай меня совершающим молитву».(«Ибрахим», 40) – эти слова не подразумевает просьбу о том, чтобы Аллах сотворил город безопасным или сотворил Ибрахима совершающим молитву, т.к. сотворение и города и Ибрахима уже предшествовало этой мольбе.

«Да не опечалят тебя те, которые усердствуют в неверии, — ведь они нисколько не повредят Аллаху. Аллах желает не делать им доли в Последней жизни».(«Семейство ‘Имрана», 176)

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников».(«Рассказы», 7) – эти слова не означают «Мы сотворим его одним из посланников», т.к. Аллах пообещал матери Мусы сначала вернуть его ей, а уже после этого сделать его посланником.[85]

«…чтобы мерзких сделать находящимися один поверх другого, свалить их всех в кучу, и сделать их пребывающими в геенне».(«Добыча», 37)

«Но Нам было угодно оказать милость тем, кто был унижен на земле египетской, сделать их предводителями и сделать их наследниками».(«Рассказы», 5)

«Когда же Господь его явил Себя горе, Он сделал ее прахом».(«Преграды», 143) – эти слова не означают, что Аллах создал гору прахом.

В этих и подобных им аятах слово «сделал» не используется в значении «сотворил».

 

А коли Аллах использует это слово в Коране как в значении «сотворил» так и не в значении «сотворил», то на каком основании джахмит смеет утверждать, что слово «сделал» непременно означает «сотворил»?!

Либо этот джахмит вернет смысл этого слова к тому значению, которое в него вложил Аллах, либо он будет одним из тех, которые «…слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл». («Корова», 75)

Итак, Аллах сказал: «Воистину, Мы сделали его Кораном арабским, чтобы вы могли уразуметь».(«Украшения», 3)

А также:«Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух(Джибриль)сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно на ясном арабском языке».(«Поэты», 192-195)

А также: «Мы облегчили его(Коран)на твоем языке для того, чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков».(«Марьям», 97)

После того как Аллах сказал, что сделал Коран арабским, а также облегчил его на языке Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выясняется что в данном случае под словом «сделал» имеется в виду определенное действие Аллаха в отношении Корана. Сделал Коран посредством этого действия арабским – т.е. сделал ясным и понятным это Разъяснение для тех, кого пожелал наставить на истинный путь, а не сотворил Коран, как ложно заявляют джахмиты. Смысл выражения «сделал Коран арабским» заключается в том, что Аллах ниспослал его на языке арабов, или как говорят некоторые: «разъяснил его на языке арабов».

 

Однако Джахм пошел дальше и стал заявлять еще более абсурдные и непостижимые вещи. Он стал спрашивать людей: «Скажите нам: Коран это Аллах или не Аллах?», вынуждая их, таким образом, совершить ошибку и впасть в заблуждение. Так если какого-либо безграмотного человека спросить: «Коран это Аллах или не Аллах?» - он непременно даст какой-либо из двух ответов. Если он скажет: «Коран - это Аллах!» - джахмит скажет ему: «Этими словами ты впал в неверие». А если скажет «Коран - это не Аллах!» - джахмит скажет: «Правильно!», а затем продолжит: «Почему же тогда то, что не является Аллахом, не может быть сотворенным?!», чем посеет в душе этого невежды сомнение, которое склонит его на сторону джахмитов.

На самом деле, этот каверзный вопрос джахмитов является не чем иным, как софизмом[86], и отвечать на негонужно следующим образом: «Поистине Аллах, величественна Слава Его, ни в одном месте Корана не сказал: «Коран – это я!» или «Коран – это не я!», однако Он сказал: «Коран – это Моя речь!» поэтому мы и называем Коран тем именем, которым его назвал Сам Аллах. Мы говорим: «Коран – это Речь Аллаха! А потому тот, кто называет его тем же именем, что и Аллах, является одним из идущих путем истины, а тот, кто называет его как то иначе, является одним из заблудших!»

Аллах проводит грань между Своим Словом и Своим созданием, разделяя два этих понятия и не называя одно другим. Так Аллах сказал: «Разве не Ему принадлежит создание и повеление?»(«Преграды», 54)

Когда Аллах говорит «Разве не Ему принадлежит создание…»,речь идет обо всем сотворенном без исключения. А это значит, что под «…повелением» сказанным далее, речь идет уже не о создании.

Его повеление - это Его Слово! Благословен Аллах, Господь миров, и далек Он от того, чтобы Его Слово было творением!

Также Аллах сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В эту ночь решаются все мудрые дела».(«Дым», 3-4) А затем назвал Коран «…повелением от Нас».(«Дым», 5)

Также Он сказал: «Аллах повелевает и до и после».(«Румы», 4) – т.е. «Слово Аллаха было до творений и останется после них». А это значит, что Аллах и творит и повелевает, и Его Слово – не есть Его творительство.

Также Он сказал: «Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам».(«Развод», 5)

Также Он сказал: «…пока не явилось Наше повеление и из чрева земли не забила ключом вода…»(«Худ», 40)

Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся в неявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.