|
Жанр житие в древнерусской литературе. Житийный канон и его своеобразие. Житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского.Житие – жизнеописание человека, причисленного к лику святых. Развитие агиографической литературы относится к первым векам христианства. В. Кусков считает, что эта литература вбирает в себя элементы различных жанров: 1) Античного жизнеописания; 2) Эллинистического романа; 3) Надгробная похвальная речь. В 8-9 веках вырабатывается каноническая структура жития и основные принципы изображение житийного героя. Житие Феодосия Печерского, Житие Бориса и Глеба, житие Стефана Пермского. Жития: мученические, преподобнические, княжеские. Жития Христа ради юродивых. Аскеты – пустынники. В центре жития был истинный христианский герой, следующий за Христом, достигал христианских ценностей. Житие сочетает в себе занимательность сюжета с назидательностью и панегириком. Авторы житий самоуничижались. В центре повествования – образ святого. Как правило, автор происходил из благородного рода. Герой жития удаляется из мира и много трудится. Появляется мотив искушённого человека. Тело умершего нетленного издавало дивное благоухание (святость умершего). У его мощей происходили чудеса. Завершалась житие краткой похвалой святому или молитвой. Лучезарный образ святого отстранённый от всего случайного и приходящего. С приходом на Русь христианства всё стало восприниматься в двух формах агиография: 1) Проложная (в состав прологов) Во время богослужения читались в краткой форме. 2) Минейная (пространственные формы) Четьи-Минеи – месячные чтения на каждый день. ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб — одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича. Вскоре после смерти их отца в 1015 г. они оба были убиты своим старшим братом Святополком. Борис погиб на р. Альте 24 июля, а Глеб 5 сентября близ Смоленска. В результате четырехлетней войны Святополк был побежден сыном Владимира—Ярославом Мудрым. Очевидно, при Ярославе и была предпринята первая попытка канонизации святых братьев. Тогда же начали складываться первые повествования об их гибели. Ко временам Ярослава относится возникновение местного культа Бориса и Глеба в Вышгороде, где они были похоронены. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новый храм сыновьями Ярослава 20 мая 1072 г. считается моментом их окончательной канонизации. Даты их памяти, 24 июля, а позднее и 2 мая (день второго перенесения мощей в 1115 г.), становятся общерусскими праздниками. Первоначально их почитали как целителей, но очень скоро Борис и Глеб становятся покровителями всех русских князей как их святые сродники. Они — помощники в битвах, их именем призывают к единству Руси, прекращению междоусобных войн. Жизни и мученической кончине Бориса и Глеба посвящен ряд древнерусских памятников. Это так называемая “Летописная повесть” — рассказ о гибели князей, читающийся в составе “Повести временных лет” (статья 1015 г.), “Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба” Нестора и анонимное “Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба”. О взаимоотношениях этих текстов в науке существуют различные суждения. В литературном отношении наиболее совершенным является “Сказание” Оно открывается краткой исторической экспозицией, повествующей о киевском князе Владимире и его сыновьях. Перед смертью Владимир посылает “блаженного и скоропослушливого” сына своего Бориса против печенегов. Возвращавшегося в Киев Бориса встречает вестник, сообщающий о смерти отца Агиограф приводит пространный плач Бориса, исполненный самых высоких похвал умершему и горестных сетований о его кончине И тут же Борис, как бы предугадывая свою участь, с одной стороны, изъявляет готовность “горькую печаль” свою “прострети” к брату Святополку, с другой — констатирует, что он “о биении моемь помышляеть” Так создается типично агиографическая коллизия не обманываясь в коварных намерениях Святополка, Борис оплакивает свою грядущую гибель, но ни в коей мере не помышляет о сопротивлении старшему брату. Побуждаемый дьяволом, Святополк посылает убийц к Борису, а тот в предвестии своей гибели вспоминает аналогии из житийной литературы, когда праведник бывал убит своими близкими Бориса одолевают тяжелые предчувствия, он страстно молится, поет псалмы и, уже слыша шепот убийц, подошедших к шатру, лишь благодарит Бога, что он сподобил его принять смерть от брата. Аналогично описано и убийство Глеба Но здесь агиограф вносит новый оттенок Глеб изображен им как совсем юный, едва ли не отрок, молящий убийц “Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого”. Далее в “Сказании” повествуется о битве на Альте со Святополком Ярослава, о победе последнего и злой смерти Святополка “в пустыни межю Чехы и Ляхы”. Завершает “Сказание” похвала святым. В старшем из известных списков — в Успенском сборнике XII—XIII вв—“Сказание” соединено со “Сказанием чудес” святых Оно содержит также историю строительства посвященных им храмов. Так как оба памятника — собственно “Сказание” и “Сказание о чудесах” — обычно переписывались вместе, то некоторые исследователи (например, Н Н Воронин) считали, что они написаны одновременно, и датировали время создания “Сказания” периодом после 1115 г. Этому выводу противоречат стилистические различия между памятниками,композиционная законченность как самого Ж., так и “Сказания чудес”. Последнее имеет собственное предисловие и не имеет заключительной части, очевидно, потому, что текст мыслился как открытая структура: к нему могли присоединяться новые рассказы о чудесах. Поэтому большинство исследователей считают,, что “Сказание чудес” было составлено независимо от Ж., возможно, на основе записей, ведшихся при Вышегородской церкви. Из всех произведений Борисо-Глебского цикла “Сказанию”” наиболее близок рассказ об убиении братьев в “Повести временных лет”, который, очевидно, возник раньше “Сказания” и “Чтения”. Само “Сказание” было, скорее всего, приурочено к торжественному перенесению мощей в 1072 г. “Чтение”, написанное Нестором, внешне более соответствует агиографическому канону (например, оно открывается пространным рассуждением о вечной борьбе добра со злом, что и является, по мысли агиографа, содержанием всемирной истории; изображение князей-мучеников более традиционно, лишено живых, естественных оттенков, присутствующих в “Сказании”). По словам Д. С. Лихачева, “Чтение” — публицистическое произведение, проникнутое стремлением “убедить князей прекратить губительные для русского народа усобицы” (Русские летописи и их культурно-историческое значение.—М.; Л., 1947.—С. 149). “Чтение” не получило в книжности широкого распространения, “Сказание” же, напротив, сохранилось почти в двух сотнях списков. И “Сказание”, и “Чтение” отличает необычайная для агиографии коллизия: по типу своему это жития-мартирии, но если в подобных житиях убийца обычно представитель иного вероисповедания или язычник, то Святополк — христианин, и конфликт приобретает совершенно иной, политический оттенок. “Поведением Бориса и Глеба, не поднявших руки на старшего брата даже в защиту своей жизни, освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии: князья, не нарушившие своей заповеди, стали святыми” (Дмитриев Л. А. Комментарий//ПЛДР: Начало русской литературы: XI— начало XII века.—Л., 1978.—С. 452). Житие Феодосия Печерского 11 век. Первое раннее русское преподобническое житие. Героем является монах. Один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятил жизнь утроению обителей. Житие имеет характерную трёхчастную композицию. Центральная часть – повесть о деяниях монаха, Начало – самоуничижение, Последняя – заключение. Цель жития – восхваление героя. В соответствии с этим Нестор летописец набирает факты способствующие прославлению монаха подвижника. Автор подчёркивает, что все эти факты истинные, потому всегда ссылается на факты, на источники. Ссылается на рассказы Келаря (монах – завхоз), повозника и других живых свидетелей и даже участников событий, связанных с жизнью Феодосия Печерского. Собранный материал автор излагает по порядку. Придаёт ему строгую временную последовательность, принимая отступление от своего ряда. Большинство эпизодов жития имеет завершённый сюжет. Описание отроческих лет Феодосия, о его конфликте с Матерью. Мать чинила препятствия отроку стать монахом. Аскетический христианский идеал сталкивается с враждебным отношением общества и неразумной материнской любовью. Гиперболически автор изображает гнев матери. Мать смиряется с поступком сына, в конце концов, и сама становится монахиней. Житие Феодосия Печерского содержит богатый материал, позволяющий судить о характере взаимоотношений, о быте. Следуя традициям жития, Нестор Летописец в своём произведении использует символичные тропы. Он называет Феодосия Земным ангелом и пастырем словесного стада. По мненью Кускова и Прокофьева, житие Феодосия Печерского относится к житийной повести, состоящей из отдельных эпизодов, объединённых героем и автором. Отличие от Византийской литературы в его историзме, патриотическом пафосе. В дальнейшем развитии русской агиографии образцы – жития Авраамия Смоленского и Сергия Радонежского
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|