Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и методы теории права и государства.





Билет 1

Предмет и методы теории права и государства.

Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Объект- это государство и право, которые изучают и другие науки, такие как: История государства и права зарубежных стран

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

3.Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся

к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления.

Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Методология науки – совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для изучения истинных, отражающих объективную реальность знаний. Методология – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.

 

Юридические факты: понятие и виды

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются вследствие наступления определенных жизненных обстоятельств. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах норм. Юридические факты являются предпосылками возникновения правоотношений. Юридические факты классифицируются по различным основа­ниям:

1) по характеру наступающих последствий они делятся на: — правообразующие (например, поступление в ВУЗ);— правоизменяющие (например, перевод с очной на заочную форму обучения);— правопрекращающие (например, окончание ВУЗа). 2) по связи с волей участников правоотношений различают:—события — это обстоятельства, не зависящие от воли субъек­та, например, стихийное бедствие, смерть и т.п.);—действия — это обстоятельства, связанные с волей участни­ков правоотношений. Действия, в свою очередь, делятся на право­мерные и противоправные. События – это ЮФ, происходящие независимо от воли людей, действия – зависят от воли. Правомерные действия э то такие ЮФ, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. В свою очередь, правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – это такие правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения, например, д-р купли-продажи. Юридические поступки – это правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия. Например, авторское право после публикации. Неправомерные действия (правонарушения), это такие ЮФ, которые противоречат требованиям правовых норм. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Часто для возникновения правоотношений недостаточно одного юридического факта, а требуется их совокупность — юридический состав. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие опре­деленного трудового стажа, решение о назначении пенсии.

Билет 2

Билет 3

Билет 4

Классификация методов юридической науки.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:

а) общефилософский метод (диалектич. логика): 1) Законы: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот); 2) Содержание и форма (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание – формировано); 3) Сущность и явление (в каждом из явлений можно выделить сущность, определенные закономерности); 4) Общее и единичное.

б ) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);

в) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

г) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т.п.). Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия.

Билет 5

Субъекты правоотношений.

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализация зависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в возможности положительного поведения обладателя субъективного права, в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству.

Юридичекая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта.

Субъекты правоотношений — это участники правовых от­ношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений:

1) индивидуальные (физические лица), к которым относятся:

граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, ино­странцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же отношения на территории Казахстана, что и граждане Казахстана, за рядом ограничений, установленных законодательством, а именно, они не могут избирать и быть избранными в представительные орга­ны власти Казахстана, занимать определенные должности в госу­дарственном аппарате, служить в Вооруженных силах и т.д.;

2) коллективные, к которым относятся: государство в целом, ко­гда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами; государственные организации; негосу­дарственные организации, например, частные фирмы, коммерче­ские банки, общественные объединения и т.п.

Правоспособность и дееспособность субъектов права. Пра-восубъектность. Для того, чтобы быть субъектами правоотношений, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими дей­ствиями осуществлять эти права и обязанности. Выделяют сле- дующие виды дееспособности: полную — с 18 лет и частичную — с 14 до 18 лет.

Дееспособность может быть ограничена. В Конституции закре­плено, что права и свободы граждан могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защи­ты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и за­конных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и на­ступают одновременно. Таким образом обстоит дело в большинст­ве отраслей права, кроме гражданского. Разрыв между правоспо­собностью и дееспособностью в гражданском праве объясняется тем, что:

а) имущественные права необходимы всем гражданам незави­симо от возраста, состояния их воли;

б) в области имущественных правоотношений вместо правоспо­собного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.

Правосубъектностъ — это правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо как субъекта права.

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида

 

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

 

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

 

 

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Билет 6

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

Билет 7

Билет 9

Разработка проекта НПА,

Рассмотрение проекта НПА,

Принятие НПА,

Виды толкования норм права.

Толкование норм права – это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняется смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Цель толкования – правильное и единообразное понимание юридических предписаний и правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон: уяснения (для себя) и разъяснение (для других).

По объему

буквальное (адекватное) – содержание норм права полностью соответствует её текстуальному выражению;

расширительное – действительное содержание нормы права шире ее буквального выражения;

ограничительное – действительное содержание нормы права уже её текстуального выражения.

В зависимости от субъектов толкования подразделяется на;

1) официальное толкование дается уполномоченным на то субъектом, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия:

нормативное (распространяется на большой круг лиц и случаев): - аутентичное (дается тем же органом, которое издало нормативный акт); - легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов) казуальное (обязательное только для данного случая)

2) неофициальное толкование не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы: обыденное (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

профессиональное (дают юристы); доктринальное (научное разъяснение юридических норм).

Признаки государства.

В широком смысле государство — общество, организованное определённым образом. Для такого общества характерны три признака: 1 — опреде­лённая территория; 2 — население (народ); 3 — публичная власть.

Таким образом, к признакам государства можно отнести:

1. Государство, будучи организованной определенным образом пуб­личной властью, представляет собой организацию. Это определенное объе­динение людей, т.е. организация это: приведение чего-либо в систему упо­рядочение чего-либо, само объединение.

2. Государство — это политическая организация (одна из организаций общества, носящая политический характер).

3. Государство — это территориальная организация. Этот признак был выделен Ф. Энгельсом для отграничения от родоплеменной организации. Этот признак не всегда играет решающую роль (например, кочевые племе­на), но в цепом, это важнейший признак, характеризующий государство.

4. Государство — это суверенная организация. Государственный суве­ренитет — это политико-правое свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти внутри страны и за ее пределами. Этот признак принято рассматривать в качестве одного из ключевых признаков, т.к. ни одна организация в обществе суверенитетом не обладает.

5. Государство — всеобъемлющая, универсальная организация (объе­диняет всех членов общества, проникает во все сферы жизни общества, следствием чего является создание иллюзии, что общество и государство — одно и то же).

6. Государство — это организация, обладающая публичной властью со специальным аппаратом управления и принуждения (суть самого государст­ва). Аппарат управления — это материальное олицетворение публичной вла­сти.

7. Государство — это организация, осуществляющая управление обще­ством внутри страны и представляющая его интересы за пределами страны.

Государство есть всеобъемлющая, суверенная, политико-территориальная организация, обладающая публичной властью со специ­альным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руково­дство (управление) обществом (в интересах либо народа в целом, либо ка­ких-то классов или социальных групп) внутри страны и представляющая его интересы за ее пределами.

Соотношение права и закона.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновре­менно с правом. В контексте данной проблемы под “законом” следует понимать не закон в строгом, а все официальные источники юридических норм (зако­ны, указы, постановления и др.). Концепций, связанных с различением права и закона, существует множе­ство. Однако можно обозначить два принципиальных подхода: а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправым за­коном и выражать политический произвол.1. Право и закон следует различать. Закон — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания. 2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. 3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - “неправовым законом”.

Юридическая техника.

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества. Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п. К техническим правилам относятся: 1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов; 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; 3) последовательность в изложении юридической информации; 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды: законодательная (правотворческая); систематизация нормативных актов; учет нормативных актов; правоприменительная. Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Государственный суверенитет

В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на всей территории. Верховенство государственной власти внутри страны означает:

- распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

- только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

- возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать и выполнять свои функции в рамках права. Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Они представляют различные исторические, политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего гражданско-правомочного населения единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – это источник государственного суверенитета. Суверенитет государства не ограничен суверенитетом народа, ему принадлежит высшее право определять эк., соц., полит. систему страны. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (референдум, свободные выборы). Представительные органы гос. власти осуществляют свои властные полномочие от имени народа.

Т.о., гос. сув-т – это ограниченное правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

Государственный суверенитет - это, как известно, верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере. Национальный суверенитет - это полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Осознание своих национальных способностей является закономерным этапом развития нации, к которому рано или поздно придут все народы. Поэтому главная задача государства заключается в создании благоприятных условий для развития нации, народности, «мягкого» их включения в многонациональный процесс, локализации любых проявлений национализма или великодержавности. В процессе правового регулирования межнациональных отношений недопустимо возводить в абсолют принцип государственного суверенитета, территориальную целостность государства и игнорировать право народа на самоопределение. Все государства в соответствии с международными пактами о правах человека обязаны поощрять осуществление этого права любого народа и уважать его. Все народы не только имеют право на самоопределение, но и «в силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие»

Юридические коллизии.

Юридические коллизии – это расхождение или пртиворечие между отдельными нормами права, а так же противоречия, возникающие в процессе правоприменения. Коллизии свойственны правоприменению и они всегда будут существовать. Коллизию можно решить путем толкования, принятия нового акта, отмены устаревшего, систематизации законодательного процесса. Если коллизия по времени от одного органа, то действует более поздняя норма, если по вертикали, то вышестоящий закон, если по горизонтали – то специальный закон.

Вопросы реформирования государственного механизма и правовых институтов в концепции «Казахстан - 2030».

ПРОЦВЕТАНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ И УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ВСЕХ КАЗАХСТАНЦЕВ Послание Президента страны народу Казахстана

НОВЫЙ ВЕК НАСТАЕТ, ДРУГОЕ РОЖДАЕТСЯ ВРЕМЯ Вергилий. У ВСЯКОЙ ЭПОХИ СВОИ ЗАДАЧИ Гейне. НИЧТО НЕ ДАЛЬШЕ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ, НИЧТО НЕ БЛИЖЕ ЗАВТРАШНЕГО Казахская народная пословица.

В число наших пассивов следует отнести и седьмую слабую сторону-недостаточно подготовленное и плохо организованное государственное управление. Это опять-таки не только казахстанская проблема. С этим феноменом столкнулись абсолютно все постколониальные развивающиеся и посткоммунистические страны. Сегодня решение многих проблем упирается в этот фактор, и его быстро не преодолеть. Пока у нас крайне мало людей, способных на высокопрофессиональном уровне, патриотично и честно решать стратегические задачи.

Многое сделано по выправлению положения, в том числе порой "хирургическими" методами. Но то, что эта проблема в ряду приоритетных,- это очевидно.

Одно я должен, как глава государства, сказать. Время, которое мы могли выделить для адаптации чиновников к новым условиям, уже истекло. Больше нельзя быть добреньким за счет других людей, ставить под угрозу развитие страны. Необходимо самым серьезным образом подорвать потенциал воспроизводства этих вредных привычек, ускорить реформу правительственного аппарата и государственной службы.

И наконец, нужно обратить внимание на неполноту и нестабильность нашего законодательства. Мало построить фундамент, необходимы этажи, стены и крыша. Это важный вопрос, связанный с улучшением инвестиционного климата, сокращением бедности, искоренением преступности, развитием социальной сферы. "Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для страны". Эти слова Джона Кеннеди, обращенные к американскому народу, как никогда сегодня актуальны для нас.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ

ГЛАВНОЕ В ЭТОМ МИРЕ НЕ ТО, ГДЕ МЫ СТОИМ, А ТО, В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕМСЯ Холмз

Чтобы наша страна достигла тех перспектив, о которых я говорил, необходимо реализовать следующие семь долгосрочных приоритетов:

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

2. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.

4. ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.

5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.

6. ИНФРАСТРУКТУР В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.

7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.

Для каждого из этих долгосрочных приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех-, а затем пятилетних планах.

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.

Реорганизация и совершенствование госаппарата уже начались, но этому процессу надо придать более энергичный импульс. Вот почему с начала этого года я приступил к реализации стратегии коренного реформирования нашего Правительства и его персонального состава. На центральном и региональном уровнях Правительство сокращается и этот процесс будет продолжаться.

Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать Правительство, способное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов.

После распада Советского Союза вопросы государственного строительства и управления пришлось во многом решать заново. Прежде всего это коснулось обеспечения законодательно-правовой базы функционирования нового независимого государства, последовательного поддержания социально-политической стабильности.

К настоящему времени остро встал вопрос о том, что государственное управление сложными системными преобразованиями общества и экономики само должно стать системным. Конечно, добиться этого можно лишь поэтапно, но только в том случае, если предварительно выработать согласованный и последовательный план долгосрочного реформирования функций государства.

Семь основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы Правительство и местная власть, заключаются в следующем:

1. Компактное и профессиональное Правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.

2. Работа по программам действий на основе стратегий.

3. Четко налаженная межведомственная координация.

4. Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.

5. Децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор.

6. Решительная и беспощадная борьба с коррупцией.

7. Улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров.

Чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный. Создание и поддержка высокой репутации государственной службы - наша стратегическая задача, которую мы должны решить в ближайшие годы. Подготовка новой генерации управленцев - неотложная задача ближайшего будущего. В управление должны прийти технократы, кто способен и готов работать, засучив рукава на достижение приоритетных целей и задач.

Профессионализм, патриотичность, способность ставить долгосрочные задачи, умение и воля решать их в новых условиях - главные критерии отбора и продвижения кадров.

В республике уже заложены основы профессиональной государственной службы. Но предстоит еще многое сделать.

Необходимо создать общегосударственную систему управления кадрами с мощной и эффективной подготовкой в стране и за ее пределами, со справедливым порядком продвижения по служебной лестнице, с единой информационной системой, с гарантированной системой социальной защиты, с бережным отношением к основополагающему ресурсу управления - человеческому капиталу.

Вместе с тем, эта государственная система должна обладать способностью отсева неумелых и неквалифицированных работников. Каждый работник должен на деле и регулярно доказывать свою полезность и необходимость.

Формы и источники права.

Внешнее выражение норм - источники права. Чаще всего источники права рассматривают в материальном, идеологическом и формально-юридом смысле. Под источниками права в юрид-ом смысле подразумеваются сами общ-ые отношения,. По источниками права в идеологическом смысле подразумевается определенные идеи, представления о праве т.е. это какие о правовые идеи. Источники права в формально юр-ом смысле понимают способы установления правовых норм и внешние формы их выражения. Обычно источники права рассматривают в формально юр-ом смысле, в этой связи источники права отождествляются с внешними формами права, и между понятиями источник права и форма права ставят знак равенства.

Источники права — это исходящие от государства или призна­ваемые им официально-документальные формы выражения и за­крепления норм права, придания им юридического, общеобяза­тельного значения

Источникам права присущ официальный характер, они призна­ются государством, что и обеспечивает поддержку содержащихся в них норм со стороны государства Официальный характер источни­кам права придается двумя путями:

1) путем правотворчества, когда нормативные документы при­нимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

2) путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпора­тивные нормы) и придают им юридическую силу.

Виды источников права:

1. Нормативные юридические акты — это официальные доку­менты, исходящие от компетентного государственного органа, со­держащие норму права и направленные на урегулирование опреде­ленных общественных отношений. К ним относятся Конституция, законы и подзаконные акты.

2. Санкционированные обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, которым госу­дарство придало общеобязательное значение и соблюдение кото­рых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция госу­дарства, придающая обычаям юридическое значение, дается двумя путями: а) путем отсылки на обычаи в нормативном акте и б) фак­тическим государственным признанием в судебных решениях и иных актах государственных органов.

3. Юридический прецедент — это судебное или админи­стративное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение и которым ру­ководствуются при разрешении схожих дел.

4. Нормативный договор — это соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы.

5. Общие принципы права — это отправные, исходные начала правовой системы. Например, при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая юристы могут ссы­латься на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права (Гражданские кодексы Греции, Испании, Афганистана).

6. Религиозные тексты — наиболее характерны для мусульман­ского права. В первую очередь это Коран и Сунна. Коран — это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна — сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт – это правовой акт, содержащий нор







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.