Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дидактическая структура урока производственного обучения





Урок является основной формой организации педагогического процесса в школе и училище. В основном на уроке осуществляется обучение. В свою очередь, обучение есть процесс познания человеком себя и окружающего мира.

Урок есть основная педагогическая форма организации процесса познания человеком мира посредством формирования опыта своей жизнедеятельности.

Любой педагог, таким образом, на уроке организует именно познавательную деятельность учащихся и свою собственную. Организовать — значит придать структуру, определить временные рамки, состав участников, разработать программу взаимодействия с учащимися, обеспечить средствами проведения и т. д. С помощью всего этого урок как бы спрессовывает, концентрирует познание учащимися опыта поколений, а учителем — самих учащихся. Деятельность учащихся в познавательном процессе на уроке принято называть учебно-познавательной. Иногда сокращенно называют то учебной, то познавательной. Деятельность преподавателя — дидактической.

Дидактика (греч. слово) в первоначальном смысле обозначала искусство учить, научать или наставлять кого-то. Когда-то существовал термин "дидаскал" — учитель, наставник, проповедник и даже поучительный писатель или поэт.

От термина "дидактика" произошли другие педагогические понятия: дидактическая деятельность, дидактическое воздействие, дидактические средства, дидактофобия и др. Определение "дидактический" обозначает, что эти явления связаны с обучением, однако по своей сущности оно давно стало идентичным понятию "педагогический".

Урок не только организует процесс познания учащихся и педагога, с его помощью идет управление познавательной деятельностью. Управлять — это значит ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на уроке, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее. Выполняя эту работу, педагог дозирует, направляет, усиливает, ускоряет процесс познания учащимися опыта поколений.

Урок — это определенным образом организованное общение педагога и учащихся, учащихся между собой. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование отношений и творческой деятельности успешнее протекает в общении людей. Общение — универсальный источник формирования знаний и умений человека. Общение на уроке часто называют дидактическим. Преподаватель ведет, помогает, создает условия, спрашивает, стимулирует, передает, корректирует, оценивает. Учащийся воспринимает, обдумывает, отвечает, записывает, спрашивает, запоминает, регулирует свои действия, оценивает себя. Так, в течение урока педагог успевает задать учащимся от 30 до 70 вопросов и получить в полтора раза больше ответов. Это занимает не менее 20—25 минут времени..

В советской педагогике сложилась довольно стройная теория урока. По сравнению с другими формами организации педагогического процесса урок имеет самую продолжительную историю. Еще начиная с педагогической деятельности Яна Амоса Коменского, т. е. с XVI века, урок прочно вошел в теорию и практику педагогики и сегодня считается традиционным. Каждому педагогу ПТУ за год приходится готовить и проводить не менее чем 500 уроков. Основное время и силы уходят имено на работу по подготовке и проведению урока.

Оттачиваясь веками, урок стал незаменимой формой организации педпроцесса. Его достоинства несомненны. Во-первых, урок экономичен. Преподаватель одновременно учит группу учащихся одного возраста и одного уровня подготовки. Во-вторых, урок имеет четкие временные рамки, поэтому из уроков легко составлять расписание и планнировать весь учебный день. В-третьих, урок достаточно гибок, в рамках урока можно использовать многие педагогические теории. В-четвертых, урок может поглощать другие формы организации обучения. Именно поэтому появились урок-лекция, уроксеминар, урок-экскурсия. Есть у него и другие достоинства, но есть и недостатки. Все чаще возникает сомнение: может ли урок отвечать запросам нашего времени? К недостаткам урока относят: чрезвычайную педагогическую сложность (чтобы подготовить и провести урок, надо знать всю теорию педагогики); отсутствие условий для связи теории и практики; жесткую регламентацию во времени; консерватизм cтpyктypы; сложность реализации индивидуального подхода к учащимся.

Эти достоинства и недостатки урока, с одной стороны, убеждают в его еще не исчерпанных возможностях, с другой — побуждают к его совершенствованию.

Для проектирования педагогу следует знать об уроке все. Во-первых, его функции. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих. Развивающая функция — нацеленность урока на развитие духовных и психологических качеств учащихся. Эти функции урока характеризуют его широкие педагогические возможности, что в конечном итоге сказывается на его проектировании.

Во-вторых, любой педагог должен знать типы уроков, выделяемые на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся. К дидактическим принято относить задачи, которые характеризуют логические операции учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности преподавателя: обобщение, повторение, формирование новых знаний и умений, усвоение, проверка знаний и умений. На основе дидактических задач выделяют следующие типы уроков: вводный, урок усвоения новых знаний и умений, повторения и закрепления знаний и умении, их обобщения и систематизации контроля и проверки, комбинированный (смешанный) и интегративный.

В-третьих, необходимо знать виды уроков. Они определяются на основе различий применяемых методов и простых форм. Например, если на уроке много времени отведено беседе, то выделяют такой вид, как урок-беседа. Видов уроков очень много, из них наиболее распространенными в теоретическом обучении являются: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-встреча, киноурок, телеурок и др., а в производственном обучении— уроки-тренинги, уроки-лабораторные работы, уроки-конкурсы профессионального мастерства, урок-игра и др.

В-четвертых, педагогу следует знать об учебной деятельности и ее формах. Учебная деятельность—это деятельность учащихся по усвоению знаний, а также деятельность педагога, создающая условия для усвоения знаний и обеспечивающая умственное развитие учащихся. Учебная деятельность предполагает: а) выполнение учащимися соответствующих действий с учебным материалом; б) превращение усваиваемого материала в прямую цель этих действий.

Учебная деятельность способствует развитию разнообразных приемов не только преподавания, но и прежде всего учения. Сегодня перечень приемов учения недостаточен, т. к. педагогика и методики долго развивались как науки о преподавании и воспитательном воздействии. Приведем в качестве примера приемы учебной деятельности учащихся: слушание, наблюдение, рассматривание, переписывание, конспектирование, заучивание, пересказ, зарисовывание, сравнение, анализ, объяснение, словесное описание, формулировка вопросов, проблем и определений, решение учебных проблем, моделирование, конструирование, измерение и т. д.

Эти приемы учебной деятельности учащихся используются в разных формах организации. Различают три формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную, групповую и коллективную. Индивидуальная форма — углубленная индивидуализация обучения, когда каждому учащемуся дается самостоятельное задание согласно его возможностям. Фронтальная форма предусматривает работу педагога одновременно со всей учебной группой: спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать всех и т. д. Групповая форма предусматривает разделение учащихся на группы для выполнения определенных заданий, ее можно использовать, например, при лабораторных работах. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке связана с взаимодействием учащихся в процессе познания— взаимообучением, взаимоконтролем, с организацией диалога между самими учащимися. Такая форма получила название КСО — коллективные способы обучения. (Дьяченко В.К. Диалоги об обучении. Красноярск: из-во Красноярского университета. 1995.). Все эти формы ценны сами по себе и применяться могут только во взаимосвязи.

Содержанием учебной деятельности является овладение учащимися теоретическим отношением к действительности и соответствующим ему способом ориентации в ней. Следовательно, в учебной деятельности идет формирование теоретического сознания, базирующегося на освоении понятий.

На уроках теоретического обучения происходит прежде всего формирование у учащихся множества понятий, отражающих основы работы технических устройств, машин и механизмов, основы технологии современного производства.

Ученые рекомендуют начинать обучение с определения родовидовой принадлежности понятий. Так, понятие "электродвигатель" целесообразно раскрывать через такие понятия, как "устройство", "механическое устройство", "машина", "двигатель", "электродвигатель", "электродвигатель постоянного тока". Исследователи рекомендуют рассматривать понятия группами, классами» что облегчает их усвоение. (Шапкин В.В., Шаблыкин А. П. Формирование понятий в процессе изучения общетехнических дисциплин // Проблемы формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ: Сб. науч. тр. Л., 1984. С. 6 - 14.).

При отборе понятий требуется учесть межпредметные связи. Например, при изучении в курсе "Технология металлов" тем о порошковой металлургии, химико-термической обработке, пайке, сварке, плавке возникает необходимость связать этот материал со знаниями из курса физики о температуре. Также межпредметные связи нужны и при изучении тем о температуре резания, температуре применения смазочно-охлаждающих технологических средств. (Профессиональное значение материала в курсе физики ПТУ для групп профессий машиностроения и металлообработки: Метод. Рекомендации // Сост. О.С. Гребенюк, Н.Ш. Сабиров; АПН СССР. М., 1985. С. 17.). При проектировании уроков теоретического обучения руководствуются следующими принципами, способствующими проявлению его специфики: организации освоения понятий путем рассмотрения условий их происхождения и развития; приоритета дедуктивного способа освоения перед индуктивным; определения места понятий во всей системе профессионального образования; формирования умений оперировать теоретическим материалом на практике, а также умения мысленно выполнять предметные практические действия.

Благодаря реализации этих принципов на уроке проявляется активная позиция учащихся и происходит формирование у них профессионального мышления.

Все это относится преимущественно к урокам теоретического обучения. На уроках производственного обучения основными являются практические навыки и умения. Мастер производственного обучения несколько иначе проектирует урок. Он имеет дело с практической деятельностью, а следовательно, и с ее проектированием. При этом целесообразно руководствоваться следующими принципами: адекватного (соответствующего) перевода формируемой трудовой деятельности в систему конкретных профессиональных навыков и умений и наоборот; отражающего формирования ориентировочной (нормативной) основы профессиональных умений, соответствующих профессиональной трудовой деятельности; поэтапного формирования профессиональной деятельности как процесса ее интериоризации; оперативного непрерывного контроля формируемых навыков и умений как составных частей целостной профессиональной трудовой деятельности.

При проектировании уроков производственного обучения рекомендуется учитывать определенные требования, которым должна отвечать практическая деятельность учащихся. Она должна: воспроизводить продукт заданного образца в соответствии с чертежами и техническим описанием; раскладываться на такие действия и операции, которые учитывали бы технологию производственного процесса, предписываемую технологическими картами; отвечать установленной норме производительности (количество продукта в единицу времени);







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.