Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Применение методов воспитания в условиях ПТЗО





В условиях создания Украинского государства особую актуальность приобретает проблема воспитания и самовоспитания творческой личности. Демократизация образования, предоставление ей государственно-национальной направленности требуют от преподавателей, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, психологов, создание такой модели воспитания человека, которая бы позволяла ей оптимально решать сложные вопросы жизни, достигать решения поставленной цели. На современном этапе классный руководитель, мастер производственного обучения, используют методы воспитания не только как средство преодоления отрицательных тенденций в развитии личности, но и как средство формирования положительных свойств и качеств. Использование для воспитания и развития личности идеи личностно ориентированного воспитания, которое воплощает демократические, гуманистические положения, является потребностью времени.

Для успешного осуществления воспитательного процесса следует использовать внутренние условия учебного заведения, а именно:

• максимальную реализацию воспитательного потенциала каждого учебного предмета;

• осуществление воспитания соответственно цели и задачам;

• рациональное планирование воспитательной деятельности всех подразделений;

• целенаправленная работа относительно подготовки классного руководителя, мастера производственного обучения, социального педагога и психолога для проведения воспитательной работы среди учащихся;

• развитие ученического самоуправления.

Педагогическое руководство воспитательной работой должны быть направленным на развитие у воспитанника сознания, которое отвечает общечеловеческой морали, формирование и развитие стойких моральных привычек, воспитание воли и положительных качеств характера.

Основой воспитательного процесса является система отношений, которая определяет взаимодействие между преподавателем, мастером производственного обучения, воспитателем и воспитанником. Воспитание есть влияние, действие со стороны педагога на ученика с целью организации жизни ребенка, но это действие следует понимать не как механическую или словесную, а как глубинную внутреннюю работу воспитателя и воспитанника, которая служит причиной активности обеих сторон. Строя отношения между воспитателем и воспитанником на основе уважения, поддержки достоинства ученика, заинтересованности его личностью, мы и стараемся реализовывать гуманизацию отношений, гуманизацию и демократизацию воспитания в целом. К наиболее весомым принципам воспитательной работы относим:

- принцип гуманизации и демократизации воспитательного процесса, который предусматривает равноправие, но разнообязанность участников педагогического взаимодействия, их взаимоуважение, которое вызывает у воспитанников положительную настроенность, открытость к восприятию гражданских ценностей: искренности, доброты, справедливости, доброжелательности, сочувственности, милосердия и т.п.;

• принцип самоактивности и саморегуляции, который оказывает содействие развитию у воспитанника объективных характеристик, формирует способность к самокритичности, к принятию самостоятельных решений, и формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности;

• принцип комплексной и междисциплинарной интегрированности предусматривает установление в национальном воспитании тесного взаимодействия и объединение учебного и воспитательного процессов, усилий семьи, детских и молодежных объединений, организаций;

• принцип культуросоответствия предусматривает органическое единство с историей и культурой народа, его языком, народными традициями и обычаями, которые обеспечивают преемственность и наследственность поколений;

• принцип интеркультурности предусматривает интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных,европейских и мировых ценностей в общечеловеческую культуру;

• принцип гармонизации родственного и общественного воспитания заключается в объединении и координации воспитательных усилий всех общественных учреждений, организаций педагогического всеобуча родителей;

• принцип непрерывности и преемственности оказывает содействие подготовке сознательной интеллигенции, обновлению и обогащению интеллектуального геноцида наций, созданию необходимых условий для развития личности, ее мышление, общей культуры, пропагандирование здорового образа жизни.

Основные направления осуществления воспитательного процесса определенные Концепцией воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, Государственной национальной программой “ Образование ” (Украина ХХІ столетие), Национальной программой патриотичного воспитания населения, формирование здорового образа жизни, развития духовности и укрепление моральных основ общества.

Основными направлениями воспитательной работы в лицее является:

• патриотическое и гражданское воспитание, которое осуществляется с целью формирования у учащейся молодежи черт гражданина Украины, воспитание национального патриотизма, глубокого понимания гражданского долга, уважения к Конституции Украины, государственным символам;

• правовое воспитание направлено не только на осведомленность учеников о международных и государственных актах, которые гарантируют и обеспечивают права и свободы человека, но и на выработку стойких навыков применения этих законодательных положений. С распространением таких преступлений противличности, как торговля детьми, женщинами, втягивание их в сексбизнес, приобретенные навыки защиты собственных прав могут стать действенным орудием в предупреждении противоправных действий. Вместе с тем, правовое воспитание должно оказывать содействие также предупреждению противоправного поведения молодежи;

• трудовое воспитание, которое имеет важное значение в условиях нового общественного отношения и ведущей задачей которого является социализация личности, выработка активной позиции в обретении трудовых привычек, о сознание необходимости выбора и получения профессии;

• моральное воспитание, цель мероприятий которого в выработке потребности вести себя согласно моральным нормам, принятым в обществе, наследование лучшего опыта предыдущих поколений, традиций семьи, народа с осознанием общечеловеческих приоритетов;

• художественно-эстетичное воспитание предусматривает ознакомление учеников лицея с народным искусством, песенным и поэтическим фольклором, обычаями и традициями украинского народа и других народов Украины. Большое значение в художественно-эстетичном воспитании имеет сохранение и развитие местных традиций народного искусства;

• экологическое воспитание, задачей к оторого является формирование у учеников осознания того, что человек - часть природы, чувство ответственности за состояние окружающей среды, воспитание культуры поведения, формирование практических умений и привычек заботливого отношения к естественным богатствам. В условиях урбанизации экологическое состояние в Украине нуждается во внимании не только со стороны государственной власти, но и каждого гражданина, в том числе и учеников;

• физическое воспитание, ставит цель утверждения принципов здорового образа жизни, которая влияет на общее повышение состояния здоровья украинского общества и без которого полноценное развитие учащейся молодежи невозможно. Этому оказывает содействие пропаганда культа здоровой личности на примерах жизни отечественных спортсменов, выдающихся деятелей государства. В связи со сложной демографической динамикой в Украине важное значение приобретают действия государства, направленные на сохранение репродуктивного и физического здоровья граждан Украины. Деятельность в этом направлении должна быть направлена на выполнение соответствующих актов правительства.

Анализ состояния воспитательной работы свидетельствует, что наиболее употребляемыми формами организации воспитательного процесса есть:

• словесные (информация, разъяснение, встречи, собрания, конференции, заочные экскурсии);

• практические (экскурсии, походы, конкурсы, олимпиады, спартакиады);

• наглядные (творческие выставки, книжные стенды, стенгазеты).

Организация досуга учеников лицея нуждается в определенной системе и подборе тем для ознакомления и обсуждения, в которых заинтересованы сами ученики. С этой целью надо проводить опросы учеников, в рассмотрении каких вопросов они имеют потребность.

Воспитательная работа в лицее осуществляется общими для учебно-воспитательной деятельности методами, а именно:

• методы информации (визуально -слуховой, словесный, метод поисков);

• сугестивные методы (от лат. учу, навеваю) (метод примера, авторитета);

• метод организации практической деятельности, стимулирование и торможение определенного поведения (общественная мысль, поощрение, наказание).

Среди методов и форм воспитания учащейся молодежи приоритетная роль принадлежит активным методам, которые базируются на демократическом стиле взаимодействия.

К таким методам принадлежат: ситуационно-ролевые игры, метод открытой трибуны, социально-психологические тренинги, интеллектуальные аукционы, “мозговые атаки”, метод анализа социальных ситуаций с моралистическим характером. Кроме этих методов целесообразно приобщить и традиционные: беседы, диспуты, лекции, семинары, разные формы работы с книгой, периодической печатью и прочие.

Одним из принципов воспитания в условиях учебного заведения является связь с жизнью, современным уровнем социокультурного развития. Воспитание обучаемых осуществляется в условиях политического и экономического реформирования общества, изменения социокультурной жизни молодежи. Резко изменилось, расширилось информационное поле: на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, преступность, насилие, наркоманию, проституцию.

В жизни общества возросла роль этнического фактора, который периодически приводит к усилению межнациональной напряженности. Сформировалась новая религиозная ситуация, произошла переоценка роли религии в истории развития культуры и страны в целом.

Увеличилось число молодежных организаций, но значительно сократилось количество в них юношей и девушек, снизилось их влияние на обучаемых. Не во всех учебных заведениях четко определены конкретные цели и задачи воспитания, ценностные ориентации; существует вариативность концептуальных систем воспитания. Значительно сократился поток научно-методической литературы по рассматриваемым вопросам.

Все это, вместе взятое, оказывает принципиальное влияние на содержание воспитательного процесса в учебном заведении.

При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления:

• формирование профессионально и личностно-значимых качеств, развитие способностей;

• развитие педагогической профессиональной культуры;

• формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, самому себе;

• формирование педагогической профессиональной нравственности;

• подготовка к выполнению различных ролей: гражданина, семьянина, труженика, человека;

• формирование ценностей: педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;

• дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Немаловажную роль играет педагогическая позиция организаторов воспитания. Содержание формируется по многим источникам: периодической печати, научной и художественной литературе, методическим пособиям, текущим событиям общественной и культурной жизни, документам об образовании и т. д.

На современном этапе целевые подходы, отдельные принципы и ценностные ориентации, содержание воспитательного процесса, т. е. концепция воспитания, стали совсем иными, а методы воспитания не претерпели столь существенных изменений. Система идей более подвижна и меняется быстрее, а система методов более постоянна, стабильна, консервативна.

В педагогике проблема методов воспитания до сих пор не получила достаточно глубокой разработки. Лишь отдельные авторы выделяют и анализируют данную категорию.

Как правило, выделяются две группы методов воспитания:

1) методы формирования сознания личности (взглядов, понятий, убеждений, идей, идеалов);

2) методы организации деятельности и формирования навыков и привычек правильного поведения.

В большинстве своем учебные пособия по педагогике даже не выделяют данную категорию. Однако преподаватели учебных заведений в педагогической деятельности используют определенные методы для решения тех или иных задач воспитания. Поэтому систематизация и анализ данной категории помогут организаторам воспитания целенаправленно и более продуктивно отбирать и использовать методы и средства в соответствии с педагогической ситуацией.

Методы воспитания – это способы совместной целенаправленной деятельности преподавателя и обучаемых по решению задач формирования разносторонне развитой личности.

Средства воспитания – понятие более широкое, чем методы. К ним можно отнести все элементы педагогической реальности, которые преподаватель, организатор воспитания, учебный коллектив сознательно используют для воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми. Средства воспитания – это методические и наглядные пособия, ТСО, магнитофоны, киноаппараты, общий микроклимат аудитории, учебный коллектив, личность преподавателя и т. д.

Рассмотрим сущность и значение методов, которые наиболее часто применяются в целенаправленном воспитательном процессе в условиях учебного заведения.

Разъяснение. Это монологическое изложение сущности какой-либо идеи, положения, закона, позиции и т. д. Метод используется в свободной беседе, при диалогическом общении со обучаемыми, в дискуссии, на лекции. Применение его может носить индивидуальный, групповой или массовый характер. Если при первичном разъяснении оказывается, что обучаемым что-либо непонятно, преподаватель может прибегнуть к повторному, более детальному изложению сути вопроса.

Убеждение. Метод воспитания, который применяется с целью формирования осмысленной и принятой обучаемыми точки зрения по различным вопросам: нормам и правилам поведения, взаимоотношениям, ценностным ориентациям, взглядам. Убеждение носит более четкий характер по сравнению с разъяснением. Оно содержит разъяснение, выраженное в более категоричной форме. Данный метод используется индивидуально или в массовой аудитории; причем иногда с учетом сложностей и важности вопроса может развернуться дискуссия. В результате умелого применения метода у обучаемых формируются собственные взгляды и убеждения по тем или иным вопросам.

Переубеждение. Достаточно широко метод применяется в условиях учебного заведения в настоящее время. Политическая нестабильность, нравственная и эстетическая неопределенность, плюрализм в подходе к ценностям порождают большой разнобой во взглядах, суждениях, оценках, вкусах студентов, нередко явно ошибочных или отрицательных. Во всех подобных случаях уместно опираться на метод переубеждения для переориентации обучаемых, изменения их позиции, нравственных норм и правил поведения. Данный метод необходимо применять корректно, не оказывая давления, и в то же время настойчиво и решительно.

Совет. Этот метод довольно популярен в учебных заведениях и прост в применении. Преподаватели, опираясь на свой педагогический и жизненный опыт, стремятся передать его обучаемым посредством советов. Кроме того, используя совет, преподаватель (или обучаемые) как бы мимоходом, ненавязчиво, в мягкой форме выражают свое отношение к суждениям, действиям, поступкам обучаемых, своих товарищей и тем самым стремятся их изменить. Очень важно, чтобы эти советы воспринимались адресатом, чтобы происходили их внутреннее осмысление и персонификация.

Педагогическое требование. Как метод воспитания педагогическое требование не столь широко применяется в вузе по сравнению со школой. Однако в работе со студентами также возникают ситуации, когда происходят либо какие-то нарушения в их поведении, взаимоотношениях друг с другом, другими людьми, либо они совершают неблаговидные поступки. В подобных ситуациях уместно обращаться к методу требования. Он может выполнять стимулирующую функцию и выступать как задача, но может играть и роль своеобразного тормоза. В любом случае в педагогическом требовании заключается внутренний побудительный смысл.

Требование может быть предъявлено в прямой и косвенной форме. Прямые требования предъявляются в деловом, решительном тоне – указания, приказания, они носят чаще всего лаконичный характер, в них просматривается авторитарная позиция преподавателя или любого другого организатора воспитания. Косвенные требования имеют более развернутую форму – инструкции, советы, просьбы. Педагогическое требование может быть предъявлено индивидуально обучаемому или учебной группе.

Общественное мнение. Это метод деятельности учебного коллектива. Общественное мнение формируется вместе с развитием и становлением коллектива и функционирует в нем, являясь методом влияния коллектива на личность обучаемого. В общественном мнении аккумулируются требования, ценностные ориентации, решения, выработанные коллегиально в конкретном коллективе. Для другого коллектива они могут быть незначимыми. Данный метод, как правило, играет значительную роль в жизнедеятельности обучаемых, определяя их поступки, действия, суждения. Он выполняет оценочную, ограничивающую и стимулирующую функции. Но общественное мнение не формируется стихийно. В этом сложном и тонком процессе принимают участие как обучаемые, так и преподаватели.

Пример. Метод примера периодически в ненавязчивой форме находит применение в воспитательном процессе. Он используется для того, чтобы вызвать у обучаемых высокие переживания, определить благородную цель-перспективу «с кого делать жизнь». Чаще всего данный метод применяется для профессионального становления обучаемых. Опора на пример носит осознанный характер, обучаемые заимствуют отдельные черты, внутренние свойства, иногда внешние манеры избранного ими лица (педагога).

Поручение и задание. Поручения и задания могут быть индивидуальными и групповыми, временными и постоянными. Если у обучаемых нет опыта в данной области, перед тем как дать поручение или задание, есть необходимость провести с ними методический инструктаж с целью более точной и продуктивной деятельности.

По содержанию поручения могут быть организационными (связаны с работой в выборных органах), учебными, научными, общественно-политическими, трудовыми, эстетическими, спортивными, нравственно-этическими, экологическими, шефскими. Продуктивность деятельности обучаемых при выполнении поручений и заданий, а также воспитательный смысл последних зависят в значительной мере от соблюдения определенных педагогических требований.

Поручения и задания должны:• иметь общественную ценность;• быть конкретными и понятными;

• учитывать интересы, возможности и общественные потребности обучаемых;• постепенно усложняться;• носить не эпизодический, а последовательно-систематический характер.

Упражнения. Метод упражнений, воспринимаемый как многократное повторение действий, поступков, переживаний обучающихся с целью формирования и закрепления у них навыков и привычек культуры поведения, нравственно-этических качеств, известен давно. Педагоги понимали, что воспитать молодого человека, опираясь лишь на методы разъяснения, совета, убеждения, невозможно, его надо учить культуре поведения или поставить в такую ситуацию, когда определенное качество (состояние, переживание) должно проявиться.

Преподаватели считают, что метод упражнений целесообразно применять на ранних этапах воспитания, так как обучаемые уже обладают необходимыми устойчивыми привычками и навыками культуры поведения. Часто он применяется с целью корректировки уже имеющихся привычек, навыков, качеств.

Опираясь на методические советы К.Д. Ушинского, следует подчеркнуть, что обучаемым необходимо предварительно разъяснить сущность задачи и способов деятельности, затем потребовать ее выполнение и, наконец, осуществить контроль за их поведением, деятельностью, чтобы убедиться, что задача решена.

Соревнование. Метод соревнования, его целевой компонент в настоящее время трансформировался. В советской системе образования и воспитания он использовался как средство достижения лучших результатов в труде, спорте, других видах деятельности обучаемых, при этом важнейшей была задача формирования отношений дружелюбия, взаимопомощи, корректной состязательности, воспитания сознательности в условиях осуществления коллективных интересов.

Теперь на первый план выступают эгоистические устремления, попытки добиться успеха любой ценой, коллективные интересы отодвинуты. Подобные нравственные тенденции объясняются действием общей социально-экономической системы конкуренции в рыночных условиях, что оказывает существенное влияние на процессы воспитания молодежи. Поэтому, применяя данный метод, необходимо учесть наличие этих тенденций и попытаться их преодолеть, опираясь на его позитивные возможности.

В современных условиях соревнование можно использовать для решения ряда педагогических задач:• достижения более высоких показателей в труде, спорте, художественной и других видах деятельности;• развития творческого сотрудничества между обучаемыми или группами обучаемых;• формирования предприимчивости, личной инициативы и активности, стремления к успеху достойными нравственными средствами;• пробуждения интереса к некоторым «скучным», но необходимым видам деятельности;• развития организаторских и других умений у обучаемых.

Соревнование может иметь индивидуальные и групповые формы, быть эпизодическим или длительным. Успешное применение метода сопряжено с ориентацией на следующие принципы: целевой конкретности, гласности, сравнимости и практической значимости результатов.

Методы стимулирования. Они представляют группу методов, включающую одобрение, осуждение, контроль, самоконтроль. Советская педагогика и система образования не сразу признали методы одобрения и осуждения. Против их применения выступили П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич. Отношение к этим методам изменил А.С. Макаренко, который теоретически обосновал правомерность обращения к ним и подтвердил свою педагогическую позицию на практике.

В настоящее время отдельные педагоги-исследователи и преподаватели отрицают целесообразность использования поощрения (одобрения) и особенно осуждения (наказания) в условиях учебных заведений. Между тем практика работы располагает многочисленными примерами применения названных методов. Это дает основание для включения их в методический арсенал воспитательной работы.

Все четыре метода могут использоваться с целью стимулирования деятельности, поступков, поведения обучаемых либо, наоборот, с целью их приостановления (рестимуляции), если они носят негативный характер. Методы являются вспомогательными и требуют корректного обращения со стороны организаторов воспитания.

Метод одобрения свидетельствует о положительной оценке деятельности, поведения, проявляемых обучаемыми качеств или отношений, которая дается преподавателями или коллективом.

Метод способствует возникновению у обучаемых положительных эмоций (уверенности, удовлетворения, бодрости, гордости), подтверждает правильность выбранной ими позиции. Он может быть применен в форме похвалы, благодарности, награждения грамотой или ценным подарком, статьи в газете, фотографии на стенде почета и т. д. Эффективность действия метода повышают: гласность, единодушие оценки педагогом и обучаемыми, соответствие поощрения мере реальных успехов, использование разнообразных видов поощрения.

Методом осуждения выражается отрицательная оценка деятельности, поведения, проявляемых обучаемыми качеств и отношений, которая дается организаторами воспитания.

Применение данного метода вызывает у обучаемых отрицательные переживания (стыд, горечь, досаду, неуверенность и т. д.). Но если при этом студенты критически анализируют события и свои поступки, намечают пути преодоления или задержания развития тех или иных качеств, не соответствующих узаконенным нормам поведения и морали, значит, метод применен успешно и цель достигнута.

Может быть и другая реакция: обучаемые не раскаиваются в неблаговидных поступках, не становятся более требовательными к себе, не пересматривают свою линию поведения – в этом случае следует сделать вывод о том, что метод осуждения использован неудачно.

Возможно, была избрана неадекватная форма его выражения, не учтены мотивы действий обучаемых либо было унижено их человеческое достоинство, либо имелись какие-то другие причины непрогнозируемой реакции молодых людей. Преподавателям необходимо внимательно проанализировать свои действия, установить причины неудачи и определить другие параметры применения метода.

Метод осуждения может быть реализован в формах: замечания, разъяснения, переубеждения, обсуждения на собрании, выговора, исключения из вуза.

При обращении к методам одобрения и осуждения целесообразно учитывать следующие педагогические требования: опираться на лучшие стороны личности обучаемого, иметь в качестве союзника коллектив, хорошо знать обучаемых и применять методы индивидуально и корректно, не злоупотреблять ими по отношению к одним и тем же обучаемым, учитывать естественные последствия нравственного характера, возникшие в результате применения методов.

Метод контроля используется с целью проверки хода или результатов деятельности и действий обучаемых, выполнения ими поручений и заданий. Всегда могут возникнуть обстоятельства, отвлекающие обучаемых или мешающие им в реализации намеченных задач. Кроме того, имеются и просто нерадивые или неисполнительные юноши и девушки, которые особо нуждаются в контроле как способе напоминания, подталкивания их к деятельности. Данный метод может быть выражен в форме беседы, наблюдения, отчета на собрании, напоминания, письменного приказа с оценкой деятельности, тестирования.

Метод самоконтроля применяется обучаемым к самому себе для стимулирования или проверки собственного развития и воспитания. Он помогает решать вопросы саморегуляции духовного мира и внешней линии поведения и деятельности. Этот метод имеет в большей степени, чем какой-либо другой, непосредственно личностный смысл.

Формой его выражения являются: размышление, самонаблюдение, самоприказ, рефлексия, тестирование. Метод самоконтроля играет важную роль в нравственно-эстетическом, социальном, интеллектуальном развитии и самовоспитании, совершенствовании личности.

Рассмотренные методы воспитания очень сложно отнести к какой-либо одной группе. Можно говорить о преимущественном влиянии одних методов на формирование сознания, других – качеств личности, третьих – культуры поведения, четвертых – опыта деятельности и отношений. Одни методы способствуют теоретическому обогащению обучаемых (привнесению теории в сознание), другие помогают лучше обобщить и осмыслить опыт собственных поступков, действий, поведения.

Более успешному применению методов воспитания помогает высокая речевая культура, наличие организаторских умений и способностей у преподавателей, а также собственная активность обучаемых.

В целом методы воспитания способствуют развитию общей культуры обучаемых, их интеллекта, эмоционально-волевой и физической сфер, задатков и способностей, т. е. содействуют разностороннему развитию личности, формированию социально и нравственно зрелого молодого специалиста.

Одни методы воспитания – кратковременного действия, кратковременного педагогического эффекта, например совет, разъяснение, убеждение. Другие методы – длительного применения, длительного педагогического воздействия (соревнование, поручение, упражнение).

Методы воспитания многофункциональны. Это значит, что один и тот же метод может способствовать формированию различных качеств, свойств, отношений, т. е. получению различных результатов.

От чего зависит выбор преподавателем методов воспитания? Этот выбор детерминируется целью, которую выдвигает преподаватель, педагогической ситуацией, внутренним состоянием субъектов воспитательного процесса.

Более того, решая конкретную педагогическую задачу, преподаватель может использовать цепочку методов. Так, например, перестраивая поведение обучаемого, преподаватель обращается к совету, затем он разъясняет (если метод совета оказался недостаточным), далее (при необходимости) он убеждает и переубеждает обучаемого.

Такой подход позволяет ожидать того результата, который преподаватель заложил в цели воспитания. Но и в этом случае может быть другой эффект, т. е. не получен прогнозируемый результат: ведь существует закон сопротивления личности педагогическим воздействиям, на нее направленным. У обучаемого ничего нельзя сформировать, у него ничего нельзя перестроить или изменить, если он внутренне того не желает, не идет навстречу, не проявляет собственную активность.

Методы воспитания, соединенные между собой в определенную систему, составляют методику воспитательной работы. Это важный раздел педагогики. Будучи «инструментом прикосновения к личности», методы воспитания требуют от организаторов воспитательного процесса хорошего знания обучаемых и индивидуализации при выборе методов.

Один и тот же метод может оказать не равнозначное влияние на личность разных обучаемых. И в то же время требуемый результат можно получить, опираясь на разные методы. От знания методов и профессионального их применения в значительной мере зависит успех воспитания обучаемых и воспитательного процесса в целом.

Содержание воспитательного процесса реализуется посредством определенных форм.

Форма – это внешний вид воспитательной работы, как бы ее оболочка. В условиях учебного заведения используются массовые (тематические вечера, спортивные соревнования, воскресники по благоустройству), групповые (секции, кружки, студии, клубы), индивидуальные (беседы, индивидуальные задания) формы воспитательной работы с обучаемыми.

Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий.

В условиях учебных заведений наибольшее распространение получили следующие формы внеаудиторной воспитательной работы: тематические вечера, дискотеки, спортивные соревнования, туристические походы, клубные занятия по интересам, диспуты, экскурсии, коллективы самодеятельности – хоровые, хореографические, театральные, воскресники по благоустройству, политические информации, строительные отряды, волонтерская деятельность, создание тематических музеев и др.

Организаторам воспитания необходимо выдвигать не только цель дела (деятельности), но и цель воспитания, в противном случае участие в деятельности может быть либо нейтральным в воспитательном отношении процессом, либо менее значительным, чем ожидалось.

19. Система современного профессионального образования в Украине

В современных условиях система ступенчатого высшего образования является важным направлением оптимизации подготовки новой генерации специалистов, максимального удовлетворения образовательных потребностей личности и общества, дифференциации профессиональной подготовки, вхождение нашей страны в мировое просвещенское пространство.

Для эффективного внедрения ступенчатого образования необходимо решение целого комплекса задач. Прежде всего, следует разработать четко кодифицированный и обновленный соответственно требованиям государственного развития Украины в третьем тысячелетии перечень квалификаций специалистов с высшим образованием и перечень специальностей, которые позволили бы четко дифференцировать цель и содержание подготовки специалистов в высших учебных заведениях Украины. Важным также является ускорение разработки комплектов государственных стандартов высшего образования, как раз тех, которые устанавливают методически стратифицированные параметры требований к содержанию, объему и уровню образования на трех уровнях: государства, общества и конкретного высшего учебного заведения.

Проведена значительная работа относительно создания и широкого внедрения в учебный процесс следующих компонентов:

- просветительно-квалификационных характеристик по всем специальностям;

- образовательно-профессиональных программ, учебных планов;

- структурно-логических схем подготовки специалистов;

- учебных рабочих программ;

- учебно-методических комплексов;

- программно-методического обеспечения учебной и производственной практики; комплексных квалификационных задач и комплексных контрольных работ, тестов для контроля знаний студентов, которые учатся по трем просветительно-квалификационным уровням {бакалавр, специалист, магистр) [1; 2].

Эффективность новых составных содержания образования непосредственно связана с внедрением новых педагогических технологий, направленных на принципиальное изменение учебно-воспитательных приоритетов в направлении становления личности студента как субъекта собственного учения и развития, субъекта социального самоопределения. Основные структуры обозначенной педагогической стратегии отвечают общемировым потребностям гуманиизации образования, что предусматривает переход от экстенсивно-информативного типа обучения к открытому, независимому, консенсусному обучению. Это переход от эмпирично-культурной парадигмы воспитания к социологизованной [31].

Система профессионально-технического образования состоит из профессионально-технических учебных учреждений независимо от форм собственности и подчинения, которые проводят деятельность в отрасли профессионально-технического образования, учебно-методических, научно методических, научных, учебно-производственных, учебно-коммерческих, издательско-полиграфических, культурно-образовательных, физкультурно-оздоровительных, вычислительных и других предприятий, учреждений, организаций и органов управления, ими, и осуществляют или обеспечивают подготовку квалифицированных рабочих.

Структура образования включает:

- дошкольное образование;-базовое общее среднее образование;-полное общее среднее образование;-профессионально-техническое образование;-базовое высшее образование;-полное высшее образование.

В Украине установлены следующие образовательно-квалификационные уровни:

-квалифицированный работник;-младший специалист;-бакалавр;-специалист, магистр.

Научные степени:-кандидат наук;-доктор наук.

Ученые звания:-доцент;-профессор.

В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.