|
Аттестация педагогических работников⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с учетом изменений, происходящих в системе образования. Действующее в настоящее время "Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации" утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256. Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспечение социальной защиты.* Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объективную оценку труда. Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий. * См.: Типовое положение об аттестации педагогических работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации // Вестник образования. — 1994. — № 1. — С. 35.
В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная аттестационная комиссия создается органом управлением на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования. Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием. Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его педагогическим советом. Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компетенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, — это присвоение квалификационной категории. Действующим положением установлено три квалификационные категории — высшая категория, которую может присвоить главная аттестационная комиссия; первая категория — районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия; вторую категорию присваивает аттестационная комиссия школы. Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности; экспертной оценке практической деятельности. По первому показателю учитель имеет право представить творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу. По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности. Имеются некоторые особенности организационного характера при проведении аттестации в малокомплектных сельских школах. При аттестации учителей таких школ комиссии могут создаваться при районном отделе образования или на базе большой средней школы, являющейся, как правило, кустовым методическим объединением. Опыт проведения аттестации показывает, что успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что означает термин "инновационные процессы" в образовании? 2. Что предполагает формирование инновационной среды в педагогическом коллективе? 3. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс. 4. В чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя? 5. Посетите то или иное организационно-методическое мероприятие в школе. Проанализируйте его. 6. Какова основная цель аттестации педагогических работников? Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации? ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М., 1982. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой,- М„ 1991. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993. Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. - М., 1992. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991. ОГЛАВЛЕНИЕ Слово к будущему педагогу........................................................................................................................................................................... 2 Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ.................................................................................................................. 3 Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии............................................................................................................... 3 Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога....................................................................................................... 12 Глава 3. Профессиональная компетентность педагога........................................................................................................................ 20 Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога................................................................................. 28 Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ..................................................................................... 36 Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке..................................................................................................................................... 36 Глава 6. Методология и методы педагогических исследований....................................................................................................... 46 Глава 7. Аксиологические основы педагогики....................................................................................................................................... 54 Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности................................................................................................................... 60 Глава 9. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры..................... 68 Раздел III ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА............................................................................................ 76 Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление............................................................................................. 76 Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.......................................................................... 83 Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе............................................................................................................... 90 Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса. 103 Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе........................................................................................................ 110 Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе............................................ 117 Глава 16. Формы организации педагогического процесса............................................................................................................... 133 Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса................................................................................. 144 Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА......................................................... 160 Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя.......................................................................................................... 160 Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса............................................................................................. 169 Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса................................................................................................. 181 Глава 21. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. 192 Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ................................................................................... 205 Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами............................................................ 205 Глава 23. Основные функции управления школой.............................................................................................................................. 214 Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом........................................... 228 Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей................................................... 240
Учебное издание Виталий Александрович Сластенин, Илья Федорович Исаев, Александр Иванович Мищенко, Евгении Николаевич Шиянов ПЕДАГОГИКА Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Редактор Р.К.Лопина Корректор В.Н.Рейбекель Художественно-технический редактор Н.Д.Горбунова ИБ № 128 ЛР№ 020513 от 15.04.97 Подписано в печать 10.03.2000. Формат 60х90/16. Гарнитура Ньютон. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,0. Уч.-изд. л. 30,2. Тираж 20 000 экз. С 174. Заказ № 331(к). Издательство "Школа-Пресс" 127254, Москва, ул. Руставели, д. 10, к. 3 Отпечатано на Государственном унитарном предприятии Смоленский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовешания и средств массовых коммуникаций. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|