Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аттестация педагогических работников





Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. За время, прошедшее после первой аттестации, докумен­ты об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с уче­том изменений, происходящих в системе образования. Действую­щее в настоящее время "Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации" утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256.

Основной целью аттестации является стимулирование деятель­ности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспече­ние социальной защиты.* Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу про­ведения аттестации положены принципы добровольности, откры­тости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объек­тивную оценку труда. Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий.

* См.: Типовое положение об аттестации педагогических работников государ­ственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации // Вестник образования. — 1994. — № 1. — С. 35.

 

В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная аттестационная комиссия создается органом управлением на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования. Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием. Аттестационная комиссия образова­тельного учреждения создается его педагогическим советом.

Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компе­тенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, — это присвоение квалификационной категории. Действую­щим положением установлено три квалификационные категории — высшая категория, которую может присвоить главная аттестаци­онная комиссия; первая категория — районная (окружная, муни­ципальная) или городская комиссия; вторую категорию присваи­вает аттестационная комиссия школы.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуще­ствляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности; экспертной оценке практической деятельности.

По первому показателю учитель имеет право представить твор­ческий отчет, научно-методическую или опытно-эксперименталь­ную работу. По второму показателю он проходит психолого-пе­дагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих це­лей используются компьютерная технология, тестирование, ме­тоды экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобще­ния опыта педагогической деятельности уточняется и корректи­руется соответствующей аттестационной комиссией.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по лично­му заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводить­ся по инициативе администрации, совета школы или педагогиче­ского совета для определения уровня педагогической квалифика­ции учителя и его соответствия занимаемой должности.

Имеются некоторые особенности организационного характе­ра при проведении аттестации в малокомплектных сельских шко­лах. При аттестации учителей таких школ комиссии могут соз­даваться при районном отделе образования или на базе большой средней школы, являющейся, как правило, кустовым методиче­ским объединением.

Опыт проведения аттестации показывает, что успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информа­ции о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспер­тизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что означает термин "инновационные процессы" в образовании?

2. Что предполагает формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе?

3. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогиче­ских инноваций в образовательный процесс.

4. В чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя?

5. Посетите то или иное организационно-методическое мероприятие в школе. Проанализируйте его.

6. Какова основная цель аттестации педагогических работников? Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических иссле­дований: Дидактический аспект. — М., 1982.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой,- М„ 1991.

Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.

Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984.

Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. - М., 1992.

Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Слово к будущему педагогу........................................................................................................................................................................... 2

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ.................................................................................................................. 3

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии............................................................................................................... 3

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога....................................................................................................... 12

Глава 3. Профессиональная компетентность педагога........................................................................................................................ 20

Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога................................................................................. 28

Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ..................................................................................... 36

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке..................................................................................................................................... 36

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований....................................................................................................... 46

Глава 7. Аксиологические основы педагогики....................................................................................................................................... 54

Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности................................................................................................................... 60

Глава 9. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры..................... 68

Раздел III ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА............................................................................................ 76

Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление............................................................................................. 76

Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.......................................................................... 83

Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе............................................................................................................... 90

Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса. 103

Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе........................................................................................................ 110

Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе............................................ 117

Глава 16. Формы организации педагогического процесса............................................................................................................... 133

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса................................................................................. 144

Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА......................................................... 160

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя.......................................................................................................... 160

Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса............................................................................................. 169

Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса................................................................................................. 181

Глава 21. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. 192

Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ................................................................................... 205

Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами............................................................ 205

Глава 23. Основные функции управления школой.............................................................................................................................. 214

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом........................................... 228

Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей................................................... 240

 

Учебное издание

Виталий Александрович Сластенин,

Илья Федорович Исаев,

Александр Иванович Мищенко,

Евгении Николаевич Шиянов

ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

Редактор Р.К.Лопина

Корректор В.Н.Рейбекель

Художественно-технический редактор Н.Д.Горбунова

ИБ № 128

ЛР№ 020513 от 15.04.97

Подписано в печать 10.03.2000.

Формат 60х90/16. Гарнитура Ньютон. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 32,0. Уч.-изд. л. 30,2. Тираж 20 000 экз.

С 174. Заказ № 331(к).

Издательство "Школа-Пресс"

127254, Москва, ул. Руставели, д. 10, к. 3

Отпечатано на Государственном унитарном предприятии

Смоленский полиграфический комбинат

Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовешания и средств массовых коммуникаций.

214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.