Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко А.С. о воспитании в коллективе.





Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.

На содержание программы оказ. влияние: Традиции школы; Особенности класса; Особенности секций, их интересы; Месторасположение школы по отношению к лесу, реке, районному центру.

Формы внеурочной воспит. работы: 1. Спортивно-оздоровительное: Работа спортивных секций; Участие в районных и городских спортивных соревнованиях и др. 2. Художественно-эстетическое: Организация экскурсий; Проведение тематических классных; Участие в конкурсах, выставках детского творчестваи др. 3. Научно-познавательное: Предметные неделиКонкурсы, экскурсии, олимпиады и др. 4. Гражданско-патриотическое: Встречи с ветеранами ВОВ и труда «горячих точек»; Тематические классные часы; Фестивали патриотической песни. 5. Общественно-полезное: Проведение субботников; Работа на пришкольном участке. 6. Проектная деятельность: Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Макаренко одним из первых выделил то, что внеурочная деятельность должна быть направлена не на обучение а на воспитание.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелепой путь качественных преобразований. АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов). Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. На второй стадии усиливается влияние актива. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признаки коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Большие традиции - это яркие массовые события; Малые -повседневные традиции, но не менее важны по воспитательным воздействиям.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка и т. д. Основное требование: она должна опираться на личную заинтересованность. Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. "Коллектив является воспитателем личности".

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно.

Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутри-коллективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор - готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Основные понятия и категории теории обучения.

Компонентами целостного педагогического процесса, являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, поэтому рассматривают их в отдельности.

Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются ЗУН, формируются личностные качества.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко-менский, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, и другие ученые.

Термин «дидактика» впервые ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке для обозначения искусства обучения. Я. А. Коменский в труде «Великая дидактика» назвал эту науку «всеобщим искусством всех учить всему», включив в ее структуру воспитание.

Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют.

Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Различают общую и частные дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные дидактики называют методиками преподавания.

Как наука дидактика занимается разработкой проблем: для чего учить (цели); кого учить; стратегии обучения; чему учить; как учить; как организовать обучение; какие необходимы средства обучения; что достигается в результате обучения; как оценить результаты обучения.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты обучения. Т.о. дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение - процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые ЗУН, формы деятельности, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение - совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели.

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания - отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения - овладение способами применения усвоенных знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

 

Содержание - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод - путь достижения цели и задач обучения.

Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты - то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.