Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория обучения 5. Охарактеризуйте современные модели организации обучения как педагогическое явления, проиллюстрируйте их использование на уроках ря и лит.





В дидактике выделяют модели обучения: объяснительно – иллюстративное (сообщающее), проблемное, программированное. Это наиболее распространенные модели, но существуют еще блочное обучение, модульное обучение, дистанционное обучение итд. Модели обучения отличаются между собой по характеру обучающей и обучающейся деятельности., по характеру взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, по средствам и методам обучения. Объяснительно-иллюстративное обучение: Учитель излагает знания в обработанном, готовом виде, ученики воспринимают и воспроизводят. Действия учителя состоят в подаче информации посредством словесных объяснений, с привлечением образов и наглядных средств.

+подача и усвоение знаний подаются в системе, последовательно, в экономичном режиме, для большого количества учащихся.

-деятельность учащихся сводится к запоминанию и воспроизведению информации, поэтому мало развиваются умственные способности, мышление и творческая активность учащихся.

Проблемное обучение: учителем организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся, в которой они усваивают новые знания, развивают творческие способности и мышление. Здесь важно создание проблемной ситуации и постановка проблемы, перебор возможных вариантов ее решения учениками, помощь учителя при затруднении. Степень его участия зависит от сложности поставленной проблемы.

+ учащиеся включаются в интеллектуальную и исследовательскую деятельность, формируются воображение, наблюдение итд.

- требует большой подготовки умственной учеников и высокой методической квалификации учителя. Оно требует много времени

Программированное обучение: это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение ЗУН по обучающей программе с помощью специальных средств(обучающая программа, ЭВМ). Учебную информацию ученики получают не от учителя, а из программированного пособия или дисплея компьютера. Линейная программа состоит из таких малых доз материала, которые обеспечивают безошибочное последовательное продвижение ученика. программы заключается в +ученик обязательно усваивает материал благодаря малым шагам, проверке и возможности повторения упражнения.

-мелкие шаги не позволяют ученику увидеть общие цели. Многие задачи не требуют интеллектуального напряжения.

Разветвленная программа – ведет учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок. Минус в том, что выбор ответа провоцирует к угадыванию.

Методы и приёмы обучения

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическим) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. В структуре методов обучения выделяются, прежде всего, объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний.

1. По источнику получения знаний (Лордхипанидзе)

· Словесные (источник знаний- устное или печатное слово)

1.1. М-беседа; П- вводная беседа, вступительная беседа, эвристическая беседа и т.д.

1.2. М-работа с учебником; П- конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, рецензирование.

· Наглядные (источник знаний- наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

М- М-демонстрации; П- проведение опытов, просмотр видеофрагмента, просмотр компьютерной программы.

· Практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий)

М-упражнения; П- устное, письменное, графическое, тренировочное, комментированное.

2. По соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи (Данилов, Есипов)

· Методы подготовки к изучению нового материала;

· Методы изучения нового материала;

· Методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков.

· Методы контроля и оценки результатов обучения.

3. По способу руководства учебной деятельностью: непосредственного или опосредованного

· Методы объяснения педагога;

· Методы организации самостоятельной работы школьников.

4. По логике учебного процесса

· Индуктивные (от частного к общему, например, от примера к правилу)

· Дедуктивные (от общего к частному, от примера к правилу)

· Аналитические

· Синтетические (смешанные)

5. По характеру деятельности обучающих (по самостоятельности и творчества обучающихся) (Лернер, Скаткин)

· Объяснительно-иллюстративный

Учитель сообщает информацию, ученики воспринимают её в готовом виде, оставаясь в рамках репродуктивного мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого объёма информации.

· Репродуктивный метод

Ученик определяет действия по определённому образу. Деятельность обучающих носит алгоритмический характер.

· Метод проблемного изложения

Учитель ставит перед обучающимися проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, показывает способ решения поставленной задачи.

· Частично-поисковый метод (Учитель делит проблему на составные части, ученики осуществляют отдельные шаги по их решению).

· Исследовательский метод (Это поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем).

6. По степени проявления поискового характера деятельности (Бабанский)

· Методы стимулирования и мотивизации ученика

(Метод познавательной игры; Метод учебной дискуссии; Метод учебного поощрения и порицания; Метод предъявления учебных требований.)

· Методы организации и осуществления учебных действий

(Методы словесные; Наглядные; Практические; Индуктивные; Дедуктивные; Метод аналогии)

· Методы контроля и самоконтроля

(Устные; Письменные; Лабораторные; Машинные; Разнообразные методы самоконтроля.)

7. По дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся (Онищук)

· Коммуникативный метод (Цель его- усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы)

· Познавательный метод (Цель его- восприятие, запоминание нового материала)

· Преобразовательный метод (Цель- усвоение и творчество применения умений и навыков)

· Систематизирующий метод (Цель- обобщение и систематизация знаний)

· Контрольный метод (Цель- выявление качества усвоения ЗУНов и их коррекция).

ВыБор методов обучения зависит от:

· Общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

· Особенностей изучаемого предмета;

· Особенностей методики конкретной учебной дисциплины и определяемых его требований к отбору общих дидактических методов;

· Цели, задач, содержания материала конкретного урока;

· Времени, отведённого на изучение того или иного материала;

· Возрастных особенностей учащихся;

· Уровня подготовленности учащихся;

· Материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

Возможностей и особенностей учителя, методического мастерства, его личных качеств.

Теория обучения-8 вопрос







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.