Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эвристическое и проблемное обучение.





Частотным является отождествление понятий «эвристическое обучение» и «проблемное обучение», поэтому представляется целесообразным разграничить их.

Цель проблемного обучения – усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики наводятся учителем на известное решение или направление решения задач.

Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучении, т.к. ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предварительных умений действования по образцу.

Репродуктивная деятельность в эвристическом обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с ее помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.

 

Проблемное обучение в общепринятой его форме приемлемо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется интеллектуальный подход. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально – образной и спортивной ориентации.

Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответственно методику его освоения. Эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемные задачи, но и сами учащиеся, их личностный потенциал, креативные, познавательные, рефлексивные способности.

Эвристическое обучение приводит к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовать учебный процесс часто в ситуациях незнания истины.

 

Эвристическое обучение отличается и от развивающего обучения (В.В. Давыдов, М.В. Занко´в, Д.Б. Эльконин), т.к. ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Таким образом, Эвристическое обучение предполагает освоений знания «через открытие». Сущность состоит в том создании личного опыта ученика. Он находится в позиции добытчика знаний. Знание возникает у него как следствие преодоления трудностей и решения жизненных проблем. Показателем результативности подобного вида обучения является способность видеть и понимать проблему, предлагать нестандартные способы решения, умение раскрывать неизвестный предмет с разных точек зрения, понимать других участников учебной деятельности.

 

Теория обучения 10. Проиллюстрируйте единство преподавания и учения при организации работы над культурой устного ответа.

К понятиям дидактики относятся “обучение” и его составные части: “учение”, “преподавание”. Взаимосвязь образования с обучением следует рассматривать как соотношение цели и ее средства: образование — это цель, обучение — средство ее достижения.

Обучение — это целенаправленный процесс и организованное взаимодействие учеников и учителей, направленный на решение учебных задач в результате которого учащиеся овладевают ЗУНами, развивают личностные качества (Хуторской).

Обучение же в свою очередь имеет две стороны: учение и преподавание.

Учение — это и деятельность и процесс по усвоению учеником (обучающимся) содержания образования как части общечеловеческой культуры. Оно, как правило, проводится под руководством учителя непосредственно (уроки) или опосредованно (самообразование ученика, инструктаж, контроль учителя). Преподавание — это планомерное руководство учителем учебной деятельностью ученика: определение содержания учения, его объема, также форм и методов, последовательности, темпов; создание наилучших условий ученику по усвоению им содержания образования и разностороннему развитию; контроль качества усвоенного.

Процесс учения и преподавания рассматривается как единый процесс взаимодействия ученика и учителя.

 

Преподавание — это деятельность учителя по:

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

 

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

 

Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

При работе над культурой устного ответа* учитель должен объяснить (ученик усвоить) основные требования к устному ответу и в случае необходимости скорректировать ответ ученика. Учитель внимательно слушает ответ ученика, он должен быть готов к полному, мотивированному анализу услышанного.

Требования к устному ответу (и частотные ошибки учеников):

1. Структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается наличием в ответе необходимых частей: вступления, основной части, включающей в себя изложение основ наук, примеров, их объяснения и концовки.

2. Начало и концовка ответа должны соответствовать теме высказывания. Во вступительной части может быть: обозначена тема ответа, сформулировано коммуникативное намерение говорящего («Я расскажу о том, как определять спряжение глаголов»), подсказано дальнейшее содержание и построение речи. В заключительной части подводятся итоги, обобщается сказанное, повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация, выражается отношение к предмету речи.

3. Теоретический материал необходимо раскрывать полно (все вопросы, сформулированные в предложенной теме ответа).

4. Теория должна быть изложена правильно (строго с данными науки и со значением употребляемых терминов).

5. Иллюстративная часть должна быть представлена полно и правильно. Примеров должно быть достаточное количество, для того чтобы проиллюстрировать каждое теоретическое положение. (Например, ученик рассказывает о видах глагола, но приводит пример глагола лишь одного вида. В этом случае одного примера явно недостаточно).

6. Примеры должны быть объяснены полно и правильно в соответствии с теоретическими положениями.

Объяснение нельзя признать полным и правильным, если анализ конкретного примера подменен указаниями общего характера (Буря сломам осину. Осина – это дополнение, потому что слово отвечает на вопрос косвенного падежа (какого именно?)).

Объяснительная часть ученических ответов довольно часто бывает перегружена лишней информацией, не имеющей отношения к теории (Объясняя правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, ученик говорит: «Он (что будет делать?) будет косить. В этом слове безударная гласная –о-…». Неоправданно задан вопрос к глаголу – он никак не помогает объяснить правописание безударной гласной).

7. Ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств, помогающих разъяснить, растолковать материал, изложить его по частям.

8. Интонационный рисунок речи должен соответствовать коммуникативно-речевой ситуации общения (тональность речи учеников должна быть убедительной; необходимо стремиться избегать монотона; говорить следует в таком темпе и настолько громко, чтобы все было понятно, чтобы классу легко и комфортно было воспринимать ответ; не следует забывать о логическом ударении на особо важных словах, а также о паузах; избегать длинных неоправданных пауз, т.к. они мешают восприятию речи и.т.д.).

 

*Цель устного ответа – сообщить информацию, научиться анализировать, рассуждать, объяснять. Устный ответ по предмету относится к научно-учебному подстилю научного стиля.

 

 

Теория обучения 11. Соотнесите понятие «содержание образования» в педагогической и методической теориях. Раскройте сущность основных теорий формирования содержания образования. Охарактеризуйте нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

 

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы" (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.

Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII - XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это подтверждают "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И. Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как "новые школы" во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.

В методической теории содержание образования – теоретические знания (понятия, правила, определения) и практические знания (учебные действия): навыки (автоматизированные действия) и умения (творческие действия).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.