Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Введение в педдеятельность 1. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика





Введение в педдеятельность 2. Смотреть в Гост, который раздадут на экз.

По ГОСТ 1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя русского языка и литературы, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Принципы воспитания.

1. Ориентация на ценности и ценностные отношения. Это постоянное профессионально внимание педагога к разворачивающимся и формирующимся отношениям воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. С помощью педагога дети проходят школу добра, истины и красоты. Все действия педагога должны быть глубоко философичны в организации деятельности учеников: решение задач превращается в поиск истины, уход за цветами – в заботу о красоте, участие в дискуссии – в интерес к индивидуальности, подметание школьной дорожки – в наведение порядка на планете. Нужно «вочеловечить» мир, тогда скамья станет отдыхом для усталого путника, кусочек мела – средство общения многих людей, дверь –чтобы хранить тепло, тишину, одиночество, тайну, старик – уважение к этапам жизни человека.(короче, если вам попадется тема «Правописание приставок», научите учеников уважать приставки, ценить, окучивать и поливать ради мира во всем мире)

2. Принцип субъективности. Педагог должен максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми или миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений и свой выбор.

Осуществляется по принципу «пример - образец»: «если ты…., то тебе….», «если ты…, то всем…». Педагог должен научить детей, производить осмысленный выбор. Основной способ инициации «Я» ребенка – диалогический характер воспитания. Свое «Я» познается через общение с другим «Я», будь то учитель, товарищи, родители, литературные произведения, музыка, живопись и проч.

Принцип субъективности исключает жесткий приказ и слепое послушание ребенка взрослому, усиливается роль этикета во взаимоотношениях

3. Принцип целостности. Целостность личности предполагает и целостность воспитательных влияний. Влияние должно осуществляться на на разум, чувства, действия через психологические каналы (аудиальный, визуальный, кинетический- ощущение движения). Принцип целостности – это умение видеть в отдельно взятом действии ребенка его отношение к миру.

Теория и методика воспитания 1. Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

1. Эстетическое восприятие природы. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..."

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как "В багрец и золото одетые леса", "Весны желанные приметы", "Природа и фантазия", "Цветы наших полей", "Осенний букет", "Памятники культуры нашего края" и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы.

2. Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

3. Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

4. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.

5. Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - художник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

6. Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

7. Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

8. Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

 

 

Теория и методика воспитания 2. Формы воспитательной работы.

Форма воспитательной работы – организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с учеником. Форма зависит от целей, содержания, методов и наоборот.

По количеству участников делятся на:

- индивидуальные,

- групповые,

- массовые (вовлечены несколько школ, классов, районов в проведение конференций, слетов, праздников).

По виду деятельности (Н.Е.Щуркова):

- познавательная дея-ть,

- трудовая д.,

- общественно полезная д.,

- эстетическая,

- физкультурно-оздоровительная,

Ценностно-ориентационная.

По методу воспитательного воздействия (Н.И.Болдырев):

- словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции),

- практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, устные газеты),

- наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, газеты).

Современные исследователи делят формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче:

1)Формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы класс.руков, собрания органов самоуправления).

2)Познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, газеты, тематические вечера, лекции),

3)Развлекательные формы (утренники, вечера, «капустники»).

Блок: История педагогики

Вопрос 3: Охарактеризуйте воспитательную систему В.А. Сухомлинского, обоснуйте актуальность его тезиса о том, что природа является «источником воспитания».

Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970) одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли (например, Януша Корчака (мысль о «необходимости возвыситься к ду­ховному миру ребенка, а не снисходить к нему»), Л. Толстого). В.А. Сухомлинский задумался над тем, какие изменения происходят с человеком в подростковом возрасте, над тем, что подталкивает подростка на те или иные поступки. Педагог «мысленно поставил себя на место подростка и его глазами посмотрел на мир», в результате чего он обнаружил, что в подростковом возрасте происходят глубокие изменения: 1) меняется видение мира, подросток видит в сто раз больше недостатков, чем взрослые и дети; 2) меняется внутренний мир подростка: если до подросткового возраста самыми дорогими людьми были родители, то сейчас нет; 3) меняется эмоциональная сфера подростка, он становится более ранимым, обидчивым; 4) происходит половое созревание. Кроме того, В.А. Сухомлинский отмечает противоречия, которые происходят в подростковом возрасте: 1) подросток-романтик, а с др. стороны он совершает нехорошие поступки; 2) подросток непримирим ко злу, неправде, он готов вступить в борьбу, но не может и не знает как это сделать, т.к. не может разобраться в сложных явлениях жизни; 3) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу, но не любит, чтобы его воспитывали, поучали; 4) с одной стороны – богатство желаний, с другой – ограниченность жизненного опыта и сил для осуществления своих желаний.

Уже в первые годы педагогической работы В.А. Сухомлинский пришёл к мысли, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспита­тель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Человек, который встречается с учениками только на уроке не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем, для та­кого человека закрыты мысли, чувства и стремления детей. В таком случае воспитание превращается в войну даже у знающих свой предмет учителей только потому, что никакие духовные нити не свя­зывают педагога и учеников. Главная причина не­допустимых отношений между наставником и питомцем — это взаимное недо­верие и подозрительность: иногда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает дет­ских радостей и горестей, не стремится мысленно поста­вить себя на место ребенка. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в ду­ховный мир ребенка. Вос­питание — это прежде всего человековедение. Без знания ребенка — его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания. Поэтому главной фигурой школы должен быть воспитатель первичного дет­ского коллектива — классного коллектива. Он должен быть и учителем, дающим учащимся знания, и другом детей, и руководителем их многогранной духовной жизни. В воспита­нии все главное — и урок, и развитие разносторонних инте­ресов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.

Таким образом, отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств; умении проникать во внутренний мир мыслей и чувств воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздействия, тон и стиль педагогического общения. Отстаивая гуманные взаимоотношения педагогов и воспитанников, идею партнерских отношений между ними, он определил воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний».

Исключительно важную роль в формирова­нии человеческой личности В.А. Сухомлинский отводит годам детства, дошколь­ному и младшему школьному возрасту. Вслед за Л. Толстым, утверждая, что от рождения до пятилетнего возраста ребёнок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, само­бытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло дет­ство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет се­годняшний малыш. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. При этом важно воспитание именно на природе. В.А. Сухомлинский считал, что чем большим кругом знаний надо будет овла­девать, тем больше надо считаться с природой человече­ского организма в период бурного роста, развития и ста­новления личности — в годы детства. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с приро­дой, должно использоваться для его приобщения к богат­ствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, веч­ный источник детского разума. Но вместе с тем с каждым годом возрастает роль тех элементов среды, которые свя­заны с общественными отношениями людей, с трудом. Процесс познания окружающей действительности явля­ется ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот стимул играет исключительно важную роль. Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Важно, чтобы первые научные истины ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая слож­ность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вво­дили в мир общественных отношений, труда.

Так, работая директором Павлышской школы В.А. Сухомлинский предложил родителям, детям которых к 1 сентября исполнилось 6 лет, отправить ребят в школу за год до официального начала обучения, чтобы их не обучали, а развивали. Год, предшествующий обучению за партой, был необ­ходим мне для того, чтобы хорошо узнать каждого ребен­ка, глубоко изучить индивидуальные особенности его вос­приятия, мышления и умственного труда. Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблю­дать. Надо также хорошо знать индивидуальные особен­ности здоровья каждого ученика — без этого нельзя нор­мально учить. Позже эту группу при школе стали называть «Школой радости». В.А. Сухомлинский развивал ребят: он просил их придти рано утром и вёл их в дубовую рощу, где они наблюдали, как встаёт солнце, слушали пение птиц (детям до 6 лет нужно получить много впечатлений!). Потом он просил их составить рассказ или сказку. Вёл их в класс и просил нарисовать то, что они видели. Таким образом они проходили весь процесс развития своих способностей чувствовать, воспринимать, выражать то что они увидели и прочувствовали, кроме того, развивали творческие способности (рисовали, сочиняли и т.д.).

 

Вопрос 4:Охарактеризуйте роль и место учителя в формировании нравственных качеств ученика, используя педагогический опыт А.С. Макаренко и К.Д. Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) – крупнейший педагог XIX в. в России, он активно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения.

Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, на особенности национального характера. Работы К.Д. Ушинского «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» посвящены этой проблеме. Начало этой серии работ положила статья «О народности в общественном воспитании», в которой К.Д. Ушинский на основе анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет ни в одной педагогической системе, построенной на абстрактной идее. Основой воспитания, по мнению Ушинского, является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

К.Д. Ушинский выделил 3 основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Константин Дмитриевич полагал, что лучшие черты русской народности рождены православием. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» он высказал мысль о связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской почве. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы.

По мнению К.Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы посвящена работа «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям, составил эпоху в истории русской педагогики. Эта работа не была закончена. Искусство воспитания, утверждал Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живёт в обществе. Всё это необходимо знать учителю. Он считал необходимым строить обучение на основе учёта возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических, специфики психики детей.

В качестве одного из важнейших условий оптимального развития ребёнка в процессе обучения К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Особое значение он придавал отбору содержания образования. Ушинский отмечал, что реализм в образовании зависит не от набора предметов обучения, а от общей направленности образования. Общеразвивающее и практически полезное должны быть представлены во всём обучении. Большое значение К.Д. Ушинский придавал принципу наглядности, его соблюдению. Он указывал, что важнейшим источником получения новых знаний является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. Воспитательные средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами – свободной инициативной деятельностью ребенка и средой. Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая доставляет ему радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает умственные и физические способности. Радость, наслаждение, счастье ребенок должен находить в деятельности. Именно переживания радости, печали, вызванные деятельностью ребенка, выступают действенным средством его воспитания, развитие нравственных качеств. Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д. Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твёрдым составом учеников, твёрдым расписанием классных занятий, сочетанием фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока. Ушинский углубил классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды. Вид урока определяется его целью.

Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности. Исходя из принципа народности, К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке. Целью нравственного воспитания детей в школе должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к окружающим, чувство собственного достоинства. При этом учитель должен быть примером для подражания.

 

Педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко (1888 – 1939) в колониях для малолетних правонарушителей началась в 20-е годы - в колонии им. А.М. Горького и в коммуне им. Дзержинского. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко оценивалась как манифест нового воспитания, в центре которого находится коллектив, создающий благоприятные условия для личности. А.С. Мааренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе. Много внимания А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Исходя из того что цели коллектива в широком его понимании должны становиться целями отдельной личности и реализоваться в условиях разнообразной общественно полезной работы, деятельности, А.С. Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремлённых людей, оценивающих любой поступок с точки зрения интересов общества. Особое внимание в своей педагогической практике А.С. уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишённый свободы творчества, подвергаемый проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу, но в рамках тех установок. Он считал, что наказания, ущемляющие честь и достоинства личности, действительно портят человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищённости личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Макаренко в конституции страны ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский) вводил товарищеский суд, подчёркивая его демократический характер. Он полагал, что труд является важным, но не единственным средством воспитания. В практической деятельности в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, предназначавшихся для беспризорников и малолетних правонарушителей, использовались формы организации жизни воспитанников, которые нельзя было распространять на массовую школу (муштра - излишне строгий, суровый метод воспитания).

 

Вопрос 5:Соотнесите современные классификации урока с педагогическими взглядами Я.А. Коменского. Аргументируйте выбор типа, формы, структуры урока русского языка, используя материал указанного параграфа и фрагмента художественного текста.

Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций типов уроков.

1. Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (С.В. Иванов): 1) вводный урок; 2) урок первичного ознакомления с материалом; 3) урок усвоения новых знаний; 4) урок применения полученных знаний на практике; 5) урок закрепления, повторения и обобщения; 6) контрольный урок; 7) смешанный, или комбинированный, урок.

2. Классификация уроков по цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (М.И. Махмутов). В соответствии с этим подходом выделяются 5 типов уроков: 1) уроки изучения нового учебного материала; 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков; 3) уроки обобщения и систематизации; 4) комбинированные уроки; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

3. Классификации уроков по преобладающему компоненту урока (В.И. Журавлёв). По этой классификации уроки подразделяются на смешенные (комбинированные) и специальные. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным урокам относят: 1) урок усвоения нового материала; 2) урок закрепления; 3) урок повторения; 4) урок контроля, проверки знаний.

4. Классификация уроков по дидактической цели (Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щурина и др.): 1) урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний; 2) урок закрепления знаний; 3) урок выработки и закрепления умений и навыков; 4) обобщающий урок; 5) урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

 

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) состоял в обществе «Чешские братья», где было принято воспитывать и мальчиков и девочек, их необходимо приучить к труду, родному языку. В результате такого опыта Я.А. Коменский создаёт свою теорию: 1) всё, что создано на Земле, создано Богом; 2) человек – часть природы; 3) в природе царит гармония; 4) природа развивается по определённым законам. Исходя из этого, наблюдая за развитием природы, он переносит её законы на развитие человека: человек должен развиваться гармонично (гармония между телом и духом); должен быть воспитан религиозно; нравственное воспитание; умственное; физическое и труд.

Для каждого возраста было разработано содержание образования и тип школы: 1) 0 – 6 лет: период материнской школы (Мать должна познакомить ребёнка с окружающим миром, Богом, сформировать сострадание, уважение к старшим и т.д.; ребёнок должен быть здоровым (физ. воспитание); нужно приучать к труду); 2) 6 – 12 лет: школа родного языка (должны быть везде, где живёт человек); 3) 12 – 18 лет: обучение в латинской школе; 4) 18 – 24: обучение в академии.

Принципы дидактики: Я.А. Коменский считает, что познание осуществляется органами чувств – принципы наглядности; сознательности, систематичности; с учётом возрастных особенностей. Коменский первым написал книгу по принципу наглядности – «Видимый мир в картинках». Коменский считал, что школа должна строиться по определённым правилам и написал «Законы хорошо благоустроенной школы» (классно-урочная форма занятий, учебный год начинался осенью, школа должна быть к нему подготовлена; необходимое количество учебных классов, парты и др. принадлежности). Главный в школе учитель и государство должно о нём заботиться. Между школой и родителями необходимо заключать договор. Обязанности родителей: ребёнок должен приходить вовремя, подготовленным. Школа обязана: давать знания, учить вежливости, доброжелательности, сообщать об успеваемости.

История педагогики и образования 6. Сравните, основываясь на системе А. Дистервега, принципы обучения в педагогической и методической теориях. Обоснуйте, на какие принципы вы будете опираться при подготовке конкретной системы заданий.

 

Система Ад







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.