Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальные факторы психического развития.





Билет №7

Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальные факторы психического развития.

Личность – человек представитель общества, который свободно и ответственно выделяет свою позицию среди других.(Слободчиков)(начало формирования личности 2-3 года. Личность формируется всю жизнь. Зрелая личность 30-35 лет)

Факторы развития личности

Природные (наследуемые, биологические) -Физические признаки(цвет волос, глаз) -человеческий головной мозг -строение кисти руки -тип ВНД -задатки -предрасположенность к владению речи -группа крови -и т.д. Социальные -среда а,природная б.материальная в.социльная(микросреда, макросреда) -воспитание -активность

Общая характеристика развития внимания младшего школьника. Преодоление рассеянности.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте предмете.

Возникло в труде и будет у человека, пока он будет трудиться.

Функции-активность в изучении какого-либо явления. Способствует более осознанному отбору информации. Обеспечивает длительную сосредоточенность деятельности. Является функцией контроля.

Виды внимания

Непроизвольное -неожиданность объекта -новизна -интерес -активная дд -вначале работы -вынужденный перерыв Произвольное -усилие воли -чувство долга -общественное мнение -активная дд -интерес (может быть или не быть);возникает во время работы Послепроизвольное -есть увлеченность -нет усилия воли -интерес чаще к результату -в разгар работы или в конце, если очень интересно

Св-ва внимания:

-устойчивость

-переключение(полное, неполное)

-распределение

-объем(5-7 элементов)

-рассеянность

+- большие индивидуальные особенности.

Что делать учителю???

Желание достичь результата; дд связана с интересами и потребностями; разнообразие впечатлений; переключаться на другую дд через 7-10 минут

 

 

Билет №9

Развитие познавательных процессов у младших школьников.

1) Ощущение – психически познавательный процесс, отраженный в коре больших полушарий отдельных свойств предмета, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие – психически познавательный процесс, отраженный в коре больших полушарий предмета в целом, который непосредственно воздействуют на органы чувств.

Характеристика:

+ более управляемы и целенаправленны

+ связано с действиями

+ эмоциональность восприятия

- ошибки восприятия формы, пространства, времени

- ситуативность

- слипность

Что делать учителю???

Показывать и рассказывать как выполнять действия, учить рассматривать предмет по схеме (предмет в целом, крупные части, мелкие части, взаимосвязь между крупными и мелкими, предмет в целом), на всех уроках. При рассматривании картин правильно ставить вопрос (что изображено на картине, составь рассказ). Использовать игры

2) Память – умственная дд, которая заключается в способности к запечатлению, сохранению и воспроизведению информации.

Характеристика:

+ качественно меняется

+ увеличивается объем усвояемого материала

+ преобладает эмоциональная память

+ связано с опорой на схемы, модели

+ двигательная память

+ роль установки

- механическая память

- отсроченное воспроизведение

Что делать учителю???

Учить запоминать разными способами. Давать схемы и опоры, четкие инструкции, спец.игры, задания и установку

3) Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте предмете.

Сознание – высшая форма психики, результат общественноисторических условий формирования человека в труде при постоянном общении.

Характеристика внимания:

- неустойчивое

- рассеянность

- трудно переключать

- узкий объем

+- большие индивидуальные особенности.

Что делать учителю???

Желание достичь результата; дд связана с интересами и потребностями; разнообразие впечатлений; переключаться на другую дд через 7-10 минут

3)Мышление – психически познавательный процесс обобщенного и косвенного отражения существующих свойств, предметов, явлений

Речь – один из видов коммуникативной дд человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива

Характеристика:

+ перестраиваются мыслительные процессы, виды и формы

+ внешние - внутренние

+ образное - логическое

- ошибки в понятиях

- склонность к стериатипам

- анализ и сравнение на одной основе

-если не знает заменяет воображением

Что делать учителю???

Давать разные пути решения заданий; варьировать не существенными признаками; использовать все уроки; мышление строить на основе восприятия

4)Воображение – психически познавательный процесс в коре больших полушарий в новых образах, в сочетаниях, когда проблемная ситуация неопределенна.

Характеристика:

+- воссоздающее

+ творческое

Что делать учителю???

Использовать все уроки; творить самому

Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов

Между субъектами пед.процесса складываются межличностные отношения. Эти отношения регулируются соответствующими нормативными документами: и педагоги, и дети обладают правами и обязанностями (общегражданские и профессиональные).

Перечень нормативных документов:

- конституция РФ -12.12.93

- з-н об образовании – 10.07.92

- декларация и конвенция ООН о правах ребенка – 15.09.90

- семейный кодекс – 01.01.2002

- КЗОТ – 21.12.2001

- указ президента о детских и молодежных общественных организациях – 25.10.95

- ФЗ о реализации прав граждан РФ – 10.01.2001

- гражданский кодекс

- устав образовательного заведения

ОБЯЗАННОСТИ:

Общегражданские:

- соблюдать з-н

- уважать других людей

- работать на благо своей Родины

- не посягать на права других

- бережно относится к окр.среде

- получить основное общее образование

Профессиональные:

- научить

- не нарушать права ребенка

- обеспечить уровень образования в соответствии с гос стандартом

- выполнять должностные обязанности

- выполнять устав

-вести воспитательную работу в соответствии с должностными обязанностями

ПРАВА:

Общегражданские:

- право на жизнь, на свободу, на неприкосновенность частной жизни, семейную тайну, защиту своей чести и репутации, неприкосновенность жилища, на пользование родным языком, на национальную принадлежность, на свободу передвижения, на свободу совести и вероисповедания, на выбор труда, на защиту прав, на жизнь, знать своих родителей и на их заботу, на доступ информации, на образование, на отдых и досуг

Профессиональные:

На выбор образовательного учреждения и формы получения образования с 11 лет, на самообразование, на инд уч план, на повышение уровня образования, на учебный отпуск, право на перевод в др уч заведение, отсрочку от армии, право на особую помощь в случае неполноценности, на уважительное отношение.

 

Билет №10

Педагогический процесс и его структура. Общие свойства, движущие силы и закономерности педагогического процесса.

Билет №11

Мотивы учения школьников: их изменение в процессе учения в разных возрастах

3) Мотив-стимул к деятельности.

4) Мотивы:

5) а) социальные: широкие, узкие, мотивы самоутверждения

6) б) познавательные: широкие, узкие, самоопределения.

7) Мотивы у мл. шк. – внушённые, социальные, одинаковые у большинства.

8) У подростков: у всех мотивы резко отличаются. Познавательные от не хочу учиться, до очень хочу учится. Социальные мотивы остаются- направлены на самоутверждение.

 

Билет №12

1) Детский воспитательный коллектив. А.С. Макаренко о значении коллектива, этапах и путях его формирования. Произведения Макаренко: Еще до рев-ции был написан рассказ «Глупый день», "Марш 30 года" (1932). Осн. произв. М.: "Педагогическая поэма", пьеса "Мажор", пов. "Честь", "Книга для родителей" в соавт. с женой — Г. Макаренко, "Флаги на башнях".

Коллектив – объединение людей, имеющая общественно значимую цель, переживания и результат.

А.С.Макаренко:

1) К. получает наименование;

2) руководит взрослый: ставит цель, организовывает условия жизни, деловые отношения. Межличностные отношения неустойчивые.

3) выделяется актив, некоторые функции переходят от руководителя к активу, кроме функций оценивания. Межличностные и деловые отношения улучшаются

4) актив все берет в свои руки при условии, что каждый отвечает за себя перед собой и перед другими

Этапы вхождения в коллектив:

- определяется группа – что меня влечет? (иногда неосознанно)

- адаптация

- индивидуализация

- интеграция – мы

- выход из коллектива

Группа – объединение людей, имеющих общую цель, переживая и общий результат

Билет №13

1) Нравственное воспитание школьников, цели, задачи, основное содержание.

2) Нравственное воспит – целенаправленный прцесс формирования системы нравственных отношений, способностей к их совершенствованию и созданию новых отношений.

Цель: привитие человеку нравственности, формирование основ нравственной культуры личности.

Задачи:

· Ознакомление учащихся с нравственными нормами поведения

· Воспитание навыков и привычек нравственного поведения

· Формирование нравственных чувств(чувство долга, чувство собственного достоинств, ответственности)

· Формирование нравственного идеала(образец стремления)

Понимание и усвоение нравственных норм – начало работы по формированию у ученика тех или иных качеств. Становлению нравственности ребенка активно способствует:

- воспитание патриотизма;

- воспитание гуманизма;

- воспитание бережного отношения к природе.

Воспитание патриотизма:

Патриотизм – любовь к своему отечеству – ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как проявление идейности и политической сознательности человека. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране.

Существует несколько направлений патриотического воспитания:

- воспитание любви к своему краю;

- разъяснение и использование государственных символов: герба, гимна, флага;

- воспитание любви и бережливости по отношению к природе;

- изучение истории литературы и географии родного края;

- развитие интереса к национальной культура, обычаям, традициям.

Воспитание гуманизма:

Гуманность – это нравственное качество, обращенное к другим; восприятие другого человека, включающее уважение к нему как к другому равноправному члену общества; терпимость и великодушие.

Воспитание бережного отношения к природе:

Воспитание у человека правильного отношения к природе – это забота о сохранности природы, бережное использование ее ресурсов, приучение учащихся с младшего школьного возраста заботится о природных богатствах.

Методы: этическая беседа, личный пример взрослого, работа с книгой, упражнение в нравственности, приучение, воспитательная ситуация, поощрение, наказание.

Средстванравственноговоспитания:

Предметы материальной культуры (литература, игрушки, предметы быта, одежда, ТСО)

Предметы духовной культуры (музыка, кино, театр, живопись)

Различные виды дд (общение, игра, труд, досуг, учение).

Формы:

- внеурочные: экскурсии + обсуждение

- классный час

- дискуссии

- встречи с…

- родительские собрания

- круглый стол

- КВН

- урочные

БИЛЕТ 14?????????????????????????????????????????????????????????????????????

 

Билет №15

1) Умственное воспитание, цели, задачи, основное содержание.

Билет №16

1. Экологическое воспитание школьников, цели, задачи, основное содержание. Экологическая культура учащихся.

Экологическое воспитание – процесс формирования экологической культуры учащихся.

Цель: воспитание личности, бережно относящейся к природе.

· Задачи:

· Формирование системы экологических знаний

· Развитие умений и навыков по охране природы

· Воспитание нравственных качеств: чувства долга, гуманность, ответственность

· Воспитание нравственных чувств

· потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

· убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе.

Существуют основные правила поведения поведения в природе, которые могут усвоить уч-ся нач.кл. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.

 

Билет №17

1)Половое воспитание школьников, цели, задачи, основное содержание.

Половое воспитание – целенаправленный процесс формирование личности в соответствии с полом, к которому она принадлежит по факту рождения.

Цель: формирование эталонов мужественности и женственности.

Задачи:

· Формирование системы знаний об особенностях своего и противоположного пола.

· Формирование навыков поведения соответственно своему полу

· Развитие нравственных качеств, необходимых для общения с противоположным полом

· Подготовка к браку и семейной жизни

Модели воспитания: авторитарная, попустительская, демократическая.

Билет 18

Билет 19

1)Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников, цели, задачи, основное содержание. Педусловия организации трудового воспитания.

Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования системы трудовых зун, приобщения уч-ся к труду, оказывающий влияние по развитию личности человека.

Цель:

-воспитание трудолюбия как личностного качества

-формирование положительного отношения к труду

Задачи:

-формирование у уч-ся знаний о труде, видах, основах производства и необходимой трудовой дд.

-развитие различных трудовых умений и навыков

-развите личностных качеств, необходимых для трудовой дд (терпение, ответственность, аккуратность, инициативность, чувство долга)

-осуществление профориентационной работы.

Билет №20

Проблема оценки знаний, умений и навыков. Критерии оценивания и выставления отметок. Безотметочная система оценивания и выставления отметки. Безотметочная система оценивания, её преимущества и проблемы.

Классификация оценок по Ананеьеву:

положительное(согласие, одобрение, ободрение, похвала), отрицательное(замечание, отрицание, порицание),

отсутствие оценки,

неопределённая оценка

опосредованная.

Отсутсвие оценки-выставляется бал без комментов. Неопределённая оценка- неопределённая по значению слов, иногда с частицей ну. Опосредованная-отвнет ученика или его поступок оценивается через мнение других учащихся. Положительная – согласие –этооценка функ-я которой является ориентировка ученика в првильности его собственного поступка и закрепления его на этом пути. Ободрение-необходимо для эмоциональной поддержки. Одобрение-прямая форма положительного оценивания процесса работы. Все положительные оценки связаны между собой. Отрицательное- замечание-это оценка целью которой является коррекция каких либо нежелательных элементов поведения или д-ть детей. Отрицание- слова или фразы, указывающие на неправильность ответа или поведение ученика, стимулирующий перестройку поведения или хода поведения. Порицание- не только корректирует интелек-ую работу ученика, но и воздействует на его эмоции посредствам как знаний так и личности ученика. Выражает представление педагога о достоинствах и недостатках ученика. Все отрицательные оценки связаны меду собой. Функции контроля-собственно контролирующая, учебная, воспитательная, развивающая, стимулирующая. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание и оценку проверку. Отметка-условное обозначение, кодовый сигнал оценки.

Билет 4

1) Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников. Компоненты учебной деятельности.

Новообразования учебной деятельности:

* внутренний план действий;

* произвольность;

* осознанность;

* рефлексия.

Во время учебной деятельности:

1) происходит формирование личности (усвоение правил поведения, развитие качеств личности);

2) зарождение общественно-полезной деятельности.

Учебная деятельность определяет структуру. У учебной деятельности есть свои компоненты:

А) учебная задача (овладение способов решения практических задач);

Б) учебные действия (помогают учащимся воспроизводить образцы, предлагаемые учителем);

В) действия самоконтроля (сличение(сравнение) с образцом на каждом этапе освоения деятельности);

Г) действия самооценки (процесс оценивания ребенком своей деятельности).

Учебная деятельность целенаправленная, систематичная, обязательная, общественно-значимая деятельность.

Учебная деятельность состоит из ЗУН.

1) Знания – характеризуются на уровне представления (опыт), на уровне понятий.

* по глубине,

* полноте,

* осознанности,

* прочности,

* конкретности, обобщенности,

* систематичности

2) Умения

* первичные,

* сложные,

* специфические (необходимые для определенного вида деятельности),

* обобщенные (необходимые для всех видов деятельности (умения наблюдать,планировать работу и другие))

3) Навыки

* чтение,

* счет,

* письмо и другие.

Навыки взаимодействуют друг с другом на уровне взаимодействия и переноса.

Билет 21

1) Понятие личности. Современные теории личности. Соотношение индивида, личности, индивидуальности.

Личность - системное качество человека,которое формируется в совместной деятельности и общении, включ.в обществ.отношения.

Отличительными психологическими особенностями личности являются:

1.самосознание

2.индивидуальность

3.саморегулирование – способность сознательно управлять своим поведением, психич.процессами и состояниями.

4.активность

5.взаимосвязь с социал.средой.

Структура личности:

1.способности – индивидуально устойчивые свойства члеовека, определяющие его успехи в разл.видах деят-ти.

-темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на др.людей и соц.обстоятельства.

-характер – качества, определяющие поступки человека в отношении др.людей.

-волевые качества – личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставлен.целей.

-эмоции и мотивация – переживание и побуждение к д-ти

-социальные установки – убеждение и отношение людей.

Соотношение индивида-личности-индивидуальности:

Индивид – биолог.начало, социал.начало

->

личность - системное качество человека,которое формируется в совместной деятельности и общении, включ.в обществ.отношения. личность – человек, представитель общества, который свободно и ответств.опред.свою позицию среди др.

Начало формирования личности примерно 2-3 года «Я сам». Зрелая личность – 30-35 лет. Историч.личность.

Л.живет в 3 системах: идеологич., экономич., политическая.

Л. С одной стороны – продукт общества, а с др.-самооценка.

->

индивидуальность – соц.различие личности. (ЗУН, интересы, характер, способности)

Движущая сила развития личности: наследст., среда, соц.фактор, сам человек. Движущая сила развитие личности явл.борьба противоположностей.

Психологическая защита личности (механизм защиты): оральная, физическая, форма фантазии, переключение, вытеснение, уход в себя, подавление, замещение, замена цели.

 

Психоаналитическая теория З.Фрейда.

Фрейдизм – названное по имени австрийского психолога З.Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию писхич.факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Структура Личности по Фрейду имеет 3 составляющие:

-«ОНО» - бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Действует в соответствии с принципом удовольствия.

- «Я» сознание, принцип реальности.

-«Сверх-Я» - созн.и подсозн. Уровни, руководствуется идеальными представлениями.

Защитные механизмами:

1.отрицание. Понижение «Сверх-я», закрыв.глаза на реальность.

2.подавление. «Я» блокирует внутр.импульсы и угрозы, идущие от «сверх я». Неприятные признания и переживания не влияют на реальное поведение.

3.рационализация. Разумное оправдание любых поступков, противореч.нравст.нормам.

4.формирование реакции (скрытие от самих себя мотивов собст.поведение за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противопол.типа).

5.проекция (приписывание своих отриц.черт другому человеку).

6.интеллектуализация. обсуждение ситуации в абстрактных целях.

7.Замещение (косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом).

Гуманистическая теория личности К.Роджерса.

Каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию.

Центральное понятие – «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития.

Вопросы: Кто я есть? Что я мой сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ 2Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, др.людей.

Я-концепция: положит., амбивалентная (противореч.), отрицат.

Основная потребность человека – самоактуализация, стремление к самосоверш.и самовыражению.

Теория Божович Л.И. охватывает период развития Личности с дошкол.возраста до юности и используется для описания понятия, характеризующие внутр.св-ва и особенности человека.

 

Учебные программы

 

Билет №22

Билет №23

1) Воспитание физической культуры учащихся. Задачи, содержание и основные средства воспитания физической культуры.

Физическое воспитание – целенаправленная дд педагогов и учащихся по развитию физических качеств учащихся.

Задачи:

- воспитание у учащихся высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

- сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- всесторонняя физическая подготовка учащихся;

- воспитание у школьников убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Физическое воспитание имеет большое значения для всего процесса обучения. От общего здоровья и физических сил во многом зависят память, усидчивость и внимательность. ФВ облегчает человеку выполнение трудовых операций. ФВ тесно связано с эстетическим. Вдохновением художников нередко служат красота здорового тела, грациозность и ловкость движений. Это необходимо знать ученикам. ФВ должно быть направлено на то, чтобы человек сам активно заботился о своем здоровье. Задача учителя состоит в том, чтобы привить любовь к спорту, к занятиям физрой, к ежедневной гимнастике и доказать необходимость этого на протяжении всей дальнейшей жизни.

Билет №24

Билет №25

Билет №26

Билет №27

Билет №28

Альтернативные технологии. Содержание альтернативных технологий (по выбору).

педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов воспитательных приемов и средств.

Альтернатива – каждая из исключающих друг друга возможностей.

ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ТРУДА СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ (1896):

Основной принцип: главное доброе отношение между учениками и учителем, между учениками и порядок в классных кабинетах.

Обязательный атрибут: ведение Френе своего дневника, в котором он описывал характеры учеников, особенности поведения, успехи, провалы.

Работая в школе Френе изучал труды Маркса, Энгельса и Ленина. Соединил идеи социализма и религиозности.

Идея направления: школа должна по возможности доверять обучение своим ученикам.

Дисциплина регулируется ответственностью учеников и школьным самоуправлением. Жизнь строится в школе по образцу семьи. До обеда – занимаются интеллектуальными видами дд. После обеда – урок рисования, ручного труда, рукоделия, физ-ры, работа в саду, в огороде, на ферме, в мастерской или экскурсии по родному краю. Особенно ценился ручной труд.

Ученики должны приобретать собственный опыт. Когда идеи «Новой школы» осуществились, Френе потерял к ним интерес.

Билет №29

Билет №7

Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальные факторы психического развития.

Личность – человек представитель общества, который свободно и ответственно выделяет свою позицию среди других.(Слободчиков)(начало формирования личности 2-3 года. Личность формируется всю жизнь. Зрелая личность 30-35 лет)

Факторы развития личности

Природные (наследуемые, биологические) -Физические признаки(цвет волос, глаз) -человеческий головной мозг -строение кисти руки -тип ВНД -задатки -предрасположенность к владению речи -группа крови -и т.д. Социальные -среда а,природная б.материальная в.социльная(микросреда, макросреда) -воспитание -активность






Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.