|
Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальные факторы психического развития.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Билет №7 Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальные факторы психического развития. Личность – человек представитель общества, который свободно и ответственно выделяет свою позицию среди других.(Слободчиков)(начало формирования личности 2-3 года. Личность формируется всю жизнь. Зрелая личность 30-35 лет) Факторы развития личности
Общая характеристика развития внимания младшего школьника. Преодоление рассеянности. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте предмете. Возникло в труде и будет у человека, пока он будет трудиться. Функции-активность в изучении какого-либо явления. Способствует более осознанному отбору информации. Обеспечивает длительную сосредоточенность деятельности. Является функцией контроля. Виды внимания
Св-ва внимания: -устойчивость -переключение(полное, неполное) -распределение -объем(5-7 элементов) -рассеянность +- большие индивидуальные особенности. Что делать учителю??? Желание достичь результата; дд связана с интересами и потребностями; разнообразие впечатлений; переключаться на другую дд через 7-10 минут
Билет №9 Развитие познавательных процессов у младших школьников. 1) Ощущение – психически познавательный процесс, отраженный в коре больших полушарий отдельных свойств предмета, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Восприятие – психически познавательный процесс, отраженный в коре больших полушарий предмета в целом, который непосредственно воздействуют на органы чувств. Характеристика: + более управляемы и целенаправленны + связано с действиями + эмоциональность восприятия - ошибки восприятия формы, пространства, времени - ситуативность - слипность Что делать учителю??? Показывать и рассказывать как выполнять действия, учить рассматривать предмет по схеме (предмет в целом, крупные части, мелкие части, взаимосвязь между крупными и мелкими, предмет в целом), на всех уроках. При рассматривании картин правильно ставить вопрос (что изображено на картине, составь рассказ). Использовать игры 2) Память – умственная дд, которая заключается в способности к запечатлению, сохранению и воспроизведению информации. Характеристика: + качественно меняется + увеличивается объем усвояемого материала + преобладает эмоциональная память + связано с опорой на схемы, модели + двигательная память + роль установки - механическая память - отсроченное воспроизведение Что делать учителю??? Учить запоминать разными способами. Давать схемы и опоры, четкие инструкции, спец.игры, задания и установку 3) Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте предмете. Сознание – высшая форма психики, результат общественноисторических условий формирования человека в труде при постоянном общении. Характеристика внимания: - неустойчивое - рассеянность - трудно переключать - узкий объем +- большие индивидуальные особенности. Что делать учителю??? Желание достичь результата; дд связана с интересами и потребностями; разнообразие впечатлений; переключаться на другую дд через 7-10 минут 3)Мышление – психически познавательный процесс обобщенного и косвенного отражения существующих свойств, предметов, явлений Речь – один из видов коммуникативной дд человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива Характеристика: + перестраиваются мыслительные процессы, виды и формы + внешние - внутренние + образное - логическое - ошибки в понятиях - склонность к стериатипам - анализ и сравнение на одной основе -если не знает заменяет воображением Что делать учителю??? Давать разные пути решения заданий; варьировать не существенными признаками; использовать все уроки; мышление строить на основе восприятия 4)Воображение – психически познавательный процесс в коре больших полушарий в новых образах, в сочетаниях, когда проблемная ситуация неопределенна. Характеристика: +- воссоздающее + творческое Что делать учителю??? Использовать все уроки; творить самому Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов Между субъектами пед.процесса складываются межличностные отношения. Эти отношения регулируются соответствующими нормативными документами: и педагоги, и дети обладают правами и обязанностями (общегражданские и профессиональные). Перечень нормативных документов: - конституция РФ -12.12.93 - з-н об образовании – 10.07.92 - декларация и конвенция ООН о правах ребенка – 15.09.90 - семейный кодекс – 01.01.2002 - КЗОТ – 21.12.2001 - указ президента о детских и молодежных общественных организациях – 25.10.95 - ФЗ о реализации прав граждан РФ – 10.01.2001 - гражданский кодекс - устав образовательного заведения ОБЯЗАННОСТИ: Общегражданские: - соблюдать з-н - уважать других людей - работать на благо своей Родины - не посягать на права других - бережно относится к окр.среде - получить основное общее образование Профессиональные: - научить - не нарушать права ребенка - обеспечить уровень образования в соответствии с гос стандартом - выполнять должностные обязанности - выполнять устав -вести воспитательную работу в соответствии с должностными обязанностями ПРАВА: Общегражданские: - право на жизнь, на свободу, на неприкосновенность частной жизни, семейную тайну, защиту своей чести и репутации, неприкосновенность жилища, на пользование родным языком, на национальную принадлежность, на свободу передвижения, на свободу совести и вероисповедания, на выбор труда, на защиту прав, на жизнь, знать своих родителей и на их заботу, на доступ информации, на образование, на отдых и досуг Профессиональные: На выбор образовательного учреждения и формы получения образования с 11 лет, на самообразование, на инд уч план, на повышение уровня образования, на учебный отпуск, право на перевод в др уч заведение, отсрочку от армии, право на особую помощь в случае неполноценности, на уважительное отношение.
Билет №10 Педагогический процесс и его структура. Общие свойства, движущие силы и закономерности педагогического процесса. Билет №11 Мотивы учения школьников: их изменение в процессе учения в разных возрастах 3) Мотив-стимул к деятельности. 4) Мотивы: 5) а) социальные: широкие, узкие, мотивы самоутверждения 6) б) познавательные: широкие, узкие, самоопределения. 7) Мотивы у мл. шк. – внушённые, социальные, одинаковые у большинства. 8) У подростков: у всех мотивы резко отличаются. Познавательные от не хочу учиться, до очень хочу учится. Социальные мотивы остаются- направлены на самоутверждение.
Билет №12 1) Детский воспитательный коллектив. А.С. Макаренко о значении коллектива, этапах и путях его формирования. Произведения Макаренко: Еще до рев-ции был написан рассказ «Глупый день», "Марш 30 года" (1932). Осн. произв. М.: "Педагогическая поэма", пьеса "Мажор", пов. "Честь", "Книга для родителей" в соавт. с женой — Г. Макаренко, "Флаги на башнях". Коллектив – объединение людей, имеющая общественно значимую цель, переживания и результат. А.С.Макаренко: 1) К. получает наименование; 2) руководит взрослый: ставит цель, организовывает условия жизни, деловые отношения. Межличностные отношения неустойчивые. 3) выделяется актив, некоторые функции переходят от руководителя к активу, кроме функций оценивания. Межличностные и деловые отношения улучшаются 4) актив все берет в свои руки при условии, что каждый отвечает за себя перед собой и перед другими Этапы вхождения в коллектив: - определяется группа – что меня влечет? (иногда неосознанно) - адаптация - индивидуализация - интеграция – мы - выход из коллектива Группа – объединение людей, имеющих общую цель, переживая и общий результат Билет №13 1) Нравственное воспитание школьников, цели, задачи, основное содержание. 2) Нравственное воспит – целенаправленный прцесс формирования системы нравственных отношений, способностей к их совершенствованию и созданию новых отношений. Цель: привитие человеку нравственности, формирование основ нравственной культуры личности. Задачи: · Ознакомление учащихся с нравственными нормами поведения · Воспитание навыков и привычек нравственного поведения · Формирование нравственных чувств(чувство долга, чувство собственного достоинств, ответственности) · Формирование нравственного идеала(образец стремления) Понимание и усвоение нравственных норм – начало работы по формированию у ученика тех или иных качеств. Становлению нравственности ребенка активно способствует: - воспитание патриотизма; - воспитание гуманизма; - воспитание бережного отношения к природе. Воспитание патриотизма: Патриотизм – любовь к своему отечеству – ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как проявление идейности и политической сознательности человека. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. Существует несколько направлений патриотического воспитания: - воспитание любви к своему краю; - разъяснение и использование государственных символов: герба, гимна, флага; - воспитание любви и бережливости по отношению к природе; - изучение истории литературы и географии родного края; - развитие интереса к национальной культура, обычаям, традициям. Воспитание гуманизма: Гуманность – это нравственное качество, обращенное к другим; восприятие другого человека, включающее уважение к нему как к другому равноправному члену общества; терпимость и великодушие. Воспитание бережного отношения к природе: Воспитание у человека правильного отношения к природе – это забота о сохранности природы, бережное использование ее ресурсов, приучение учащихся с младшего школьного возраста заботится о природных богатствах. Методы: этическая беседа, личный пример взрослого, работа с книгой, упражнение в нравственности, приучение, воспитательная ситуация, поощрение, наказание. Средстванравственноговоспитания: Предметы материальной культуры (литература, игрушки, предметы быта, одежда, ТСО) Предметы духовной культуры (музыка, кино, театр, живопись) Различные виды дд (общение, игра, труд, досуг, учение). Формы: - внеурочные: экскурсии + обсуждение - классный час - дискуссии - встречи с… - родительские собрания - круглый стол - КВН - урочные БИЛЕТ 14?????????????????????????????????????????????????????????????????????
Билет №15 1) Умственное воспитание, цели, задачи, основное содержание. Билет №16 1. Экологическое воспитание школьников, цели, задачи, основное содержание. Экологическая культура учащихся. Экологическое воспитание – процесс формирования экологической культуры учащихся. Цель: воспитание личности, бережно относящейся к природе. · Задачи: · Формирование системы экологических знаний · Развитие умений и навыков по охране природы · Воспитание нравственных качеств: чувства долга, гуманность, ответственность · Воспитание нравственных чувств · потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений; установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; · убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья; Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Существуют основные правила поведения поведения в природе, которые могут усвоить уч-ся нач.кл. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.
Билет №17 1)Половое воспитание школьников, цели, задачи, основное содержание. Половое воспитание – целенаправленный процесс формирование личности в соответствии с полом, к которому она принадлежит по факту рождения. Цель: формирование эталонов мужественности и женственности. Задачи: · Формирование системы знаний об особенностях своего и противоположного пола. · Формирование навыков поведения соответственно своему полу · Развитие нравственных качеств, необходимых для общения с противоположным полом · Подготовка к браку и семейной жизни Модели воспитания: авторитарная, попустительская, демократическая. Билет 18 Билет 19 1)Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников, цели, задачи, основное содержание. Педусловия организации трудового воспитания. Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования системы трудовых зун, приобщения уч-ся к труду, оказывающий влияние по развитию личности человека. Цель: -воспитание трудолюбия как личностного качества -формирование положительного отношения к труду Задачи: -формирование у уч-ся знаний о труде, видах, основах производства и необходимой трудовой дд. -развитие различных трудовых умений и навыков -развите личностных качеств, необходимых для трудовой дд (терпение, ответственность, аккуратность, инициативность, чувство долга) -осуществление профориентационной работы. Билет №20 Проблема оценки знаний, умений и навыков. Критерии оценивания и выставления отметок. Безотметочная система оценивания и выставления отметки. Безотметочная система оценивания, её преимущества и проблемы. Классификация оценок по Ананеьеву: положительное(согласие, одобрение, ободрение, похвала), отрицательное(замечание, отрицание, порицание), отсутствие оценки, неопределённая оценка опосредованная. Отсутсвие оценки-выставляется бал без комментов. Неопределённая оценка- неопределённая по значению слов, иногда с частицей ну. Опосредованная-отвнет ученика или его поступок оценивается через мнение других учащихся. Положительная – согласие –этооценка функ-я которой является ориентировка ученика в првильности его собственного поступка и закрепления его на этом пути. Ободрение-необходимо для эмоциональной поддержки. Одобрение-прямая форма положительного оценивания процесса работы. Все положительные оценки связаны между собой. Отрицательное- замечание-это оценка целью которой является коррекция каких либо нежелательных элементов поведения или д-ть детей. Отрицание- слова или фразы, указывающие на неправильность ответа или поведение ученика, стимулирующий перестройку поведения или хода поведения. Порицание- не только корректирует интелек-ую работу ученика, но и воздействует на его эмоции посредствам как знаний так и личности ученика. Выражает представление педагога о достоинствах и недостатках ученика. Все отрицательные оценки связаны меду собой. Функции контроля-собственно контролирующая, учебная, воспитательная, развивающая, стимулирующая. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание и оценку проверку. Отметка-условное обозначение, кодовый сигнал оценки. Билет 4 1) Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников. Компоненты учебной деятельности. Новообразования учебной деятельности: * внутренний план действий; * произвольность; * осознанность; * рефлексия. Во время учебной деятельности: 1) происходит формирование личности (усвоение правил поведения, развитие качеств личности); 2) зарождение общественно-полезной деятельности. Учебная деятельность определяет структуру. У учебной деятельности есть свои компоненты: А) учебная задача (овладение способов решения практических задач); Б) учебные действия (помогают учащимся воспроизводить образцы, предлагаемые учителем); В) действия самоконтроля (сличение(сравнение) с образцом на каждом этапе освоения деятельности); Г) действия самооценки (процесс оценивания ребенком своей деятельности). Учебная деятельность – целенаправленная, систематичная, обязательная, общественно-значимая деятельность. Учебная деятельность состоит из ЗУН. 1) Знания – характеризуются на уровне представления (опыт), на уровне понятий. * по глубине, * полноте, * осознанности, * прочности, * конкретности, обобщенности, * систематичности 2) Умения * первичные, * сложные, * специфические (необходимые для определенного вида деятельности), * обобщенные (необходимые для всех видов деятельности (умения наблюдать,планировать работу и другие)) 3) Навыки * чтение, * счет, * письмо и другие. Навыки взаимодействуют друг с другом на уровне взаимодействия и переноса. Билет 21 1) Понятие личности. Современные теории личности. Соотношение индивида, личности, индивидуальности. Личность - системное качество человека,которое формируется в совместной деятельности и общении, включ.в обществ.отношения. Отличительными психологическими особенностями личности являются: 1.самосознание 2.индивидуальность 3.саморегулирование – способность сознательно управлять своим поведением, психич.процессами и состояниями. 4.активность 5.взаимосвязь с социал.средой. Структура личности: 1.способности – индивидуально устойчивые свойства члеовека, определяющие его успехи в разл.видах деят-ти. -темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на др.людей и соц.обстоятельства. -характер – качества, определяющие поступки человека в отношении др.людей. -волевые качества – личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставлен.целей. -эмоции и мотивация – переживание и побуждение к д-ти -социальные установки – убеждение и отношение людей. Соотношение индивида-личности-индивидуальности: Индивид – биолог.начало, социал.начало -> личность - системное качество человека,которое формируется в совместной деятельности и общении, включ.в обществ.отношения. личность – человек, представитель общества, который свободно и ответств.опред.свою позицию среди др. Начало формирования личности примерно 2-3 года «Я сам». Зрелая личность – 30-35 лет. Историч.личность. Л.живет в 3 системах: идеологич., экономич., политическая. Л. С одной стороны – продукт общества, а с др.-самооценка. -> индивидуальность – соц.различие личности. (ЗУН, интересы, характер, способности) Движущая сила развития личности: наследст., среда, соц.фактор, сам человек. Движущая сила развитие личности явл.борьба противоположностей. Психологическая защита личности (механизм защиты): оральная, физическая, форма фантазии, переключение, вытеснение, уход в себя, подавление, замещение, замена цели.
Психоаналитическая теория З.Фрейда. Фрейдизм – названное по имени австрийского психолога З.Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию писхич.факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Структура Личности по Фрейду имеет 3 составляющие: -«ОНО» - бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Действует в соответствии с принципом удовольствия. - «Я» сознание, принцип реальности. -«Сверх-Я» - созн.и подсозн. Уровни, руководствуется идеальными представлениями. Защитные механизмами: 1.отрицание. Понижение «Сверх-я», закрыв.глаза на реальность. 2.подавление. «Я» блокирует внутр.импульсы и угрозы, идущие от «сверх я». Неприятные признания и переживания не влияют на реальное поведение. 3.рационализация. Разумное оправдание любых поступков, противореч.нравст.нормам. 4.формирование реакции (скрытие от самих себя мотивов собст.поведение за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противопол.типа). 5.проекция (приписывание своих отриц.черт другому человеку). 6.интеллектуализация. обсуждение ситуации в абстрактных целях. 7.Замещение (косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом). Гуманистическая теория личности К.Роджерса. Каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Центральное понятие – «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Вопросы: Кто я есть? Что я мой сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ 2Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, др.людей. Я-концепция: положит., амбивалентная (противореч.), отрицат. Основная потребность человека – самоактуализация, стремление к самосоверш.и самовыражению. Теория Божович Л.И. охватывает период развития Личности с дошкол.возраста до юности и используется для описания понятия, характеризующие внутр.св-ва и особенности человека.
Учебные программы
Билет №22 Билет №23 1) Воспитание физической культуры учащихся. Задачи, содержание и основные средства воспитания физической культуры. Физическое воспитание – целенаправленная дд педагогов и учащихся по развитию физических качеств учащихся. Задачи: - воспитание у учащихся высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; - сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; - всесторонняя физическая подготовка учащихся; - воспитание у школьников убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Физическое воспитание имеет большое значения для всего процесса обучения. От общего здоровья и физических сил во многом зависят память, усидчивость и внимательность. ФВ облегчает человеку выполнение трудовых операций. ФВ тесно связано с эстетическим. Вдохновением художников нередко служат красота здорового тела, грациозность и ловкость движений. Это необходимо знать ученикам. ФВ должно быть направлено на то, чтобы человек сам активно заботился о своем здоровье. Задача учителя состоит в том, чтобы привить любовь к спорту, к занятиям физрой, к ежедневной гимнастике и доказать необходимость этого на протяжении всей дальнейшей жизни. Билет №24 Билет №25 Билет №26 Билет №27 Билет №28 Альтернативные технологии. Содержание альтернативных технологий (по выбору). педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов воспитательных приемов и средств. Альтернатива – каждая из исключающих друг друга возможностей. ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ТРУДА СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ (1896): Основной принцип: главное доброе отношение между учениками и учителем, между учениками и порядок в классных кабинетах. Обязательный атрибут: ведение Френе своего дневника, в котором он описывал характеры учеников, особенности поведения, успехи, провалы. Работая в школе Френе изучал труды Маркса, Энгельса и Ленина. Соединил идеи социализма и религиозности. Идея направления: школа должна по возможности доверять обучение своим ученикам. Дисциплина регулируется ответственностью учеников и школьным самоуправлением. Жизнь строится в школе по образцу семьи. До обеда – занимаются интеллектуальными видами дд. После обеда – урок рисования, ручного труда, рукоделия, физ-ры, работа в саду, в огороде, на ферме, в мастерской или экскурсии по родному краю. Особенно ценился ручной труд. Ученики должны приобретать собственный опыт. Когда идеи «Новой школы» осуществились, Френе потерял к ним интерес. Билет №29 Билет №7 Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальные факторы психического развития. Личность – человек представитель общества, который свободно и ответственно выделяет свою позицию среди других.(Слободчиков)(начало формирования личности 2-3 года. Личность формируется всю жизнь. Зрелая личность 30-35 лет) Факторы развития личности
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|