|
Вариативность классного руководства.Функции и основные направления деятельности классного руководителя ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задачи классного руководителя: 1. формирование и развитие коллектива класса; 2. организация системной работы с обучающимися в классе; 3. создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 4. организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 5. защита прав и интересов обучающихся; 6. гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками; 7. формирование здорового образа жизни; 8. формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей. 9. организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. Функции классного руководителя Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни Функции классного руководителя: 1.Организационно-координирующие 1) Разработка плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. 2) Установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании, обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования). 3) Взаимодействие с педагогическими o работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения. 4) Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива. 5) Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий. 6) Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе через систему дополнительного образования детей (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организацию экскурсий, посещение-театров, выставок). 7) Взаимодействие с общественными организациями, советом ветеранов, заслуженными работниками образования. 8) Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей: - сотрудничество с медицинским персоналом школы; - организация просветительской работы с обучащимися, учителями и родителями; - воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом. 9) Организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту, на воде. 10) Обеспечение охраны и защиты прав обучащихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом. 11) Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий. 12) Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении. 13) Содействие профессиональному самоопределению выпускников, осознанному выбору ими профессии. 14) Ведение документации: классного журнала, личных дел обучащихся, осуществление проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий. 15) Еженедельное проведение классных часов и родительских собраний раз в четверть. 16) Организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения. 17) Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета. 18) Забота о внешнем виде воспитанников. 19) Оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи. 20) Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом. 2. Коммуникативные 1) Регулирование межличностных отношений между обучающимися. 2) Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися. 3) Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе. 4) Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями. 3. Аналитико-прогностические 1) Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития. 2) Направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся. 3) Определение состояния и перспектив развития классного коллектива. 4. Контрольные 1) Контроль за успеваемостью каждого обучающегося. 2) Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. В связи с разнообразием задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах: —в организационном — варианты профессионального и должностного статуса; —в содержательном — варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы; —в психолого-педагогическом — выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т.д.). Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами: —условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы; —экономическими возможностями школы и родителей; —возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся; —подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы. Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах: —классный воспитатель (освобожденный классный руководитель); —классный руководитель; —классный куратор. Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной внеучебной работой может быть согласована с администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке. Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего в совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника. Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика. Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|