Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспитание как система, характеристика ее структурных компонентов.





Воспитание как система, характеристика ее структурных компонентов.

Воспитание понимают: в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание).

Воспитание как система.

Воспитание, организуемое на научно-педагогических основаниях, - это система, состоящая из необходимых и достаточных элементов, необходимость которых исследуется, выявляется и проверяется воспитательной практикой. Сущностные факторы воспитания личности - "среда", "деятельность" и "осмысление" выступают в качестве основных элементов воспитательного процесса.

1.Содержанием среды, как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение.

2. Деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его "материализованный" путь. Существует предметная деятельность: познавательная (рисуя - учимся рисовать), созидательная (создаем, совершенствуем), художественная (воспринимаем, воссоздаем, созидаем), физкультурная (соверш. тела). И общение - ему не сопутствует предметный результат.

3. Осмысление своего "Я" в мире, а значит и мира в себе (отраженного в сознании).

В предоставленной ребенку среде разворачивается его деятельность, и в процессе активного взаимодействия с окружающим миром протекает осмысление среды, деятельности и себя как некоего "Я", обладающего внутренним автономным миром.

=> Воспитание - это система профессиональной деятельности педагога (педагогов), состоящая из трех ключевых элементов, выстраиваемых в гармоничном согласии с природой становления социальных отношений личности. Эти элементы есть ни что иное, как объективные факторы развития личности ребенка, но педагогически интерпретированные: "воспитывающая среда", "воспитывающая деятельность" и "осмысление мира и себя в этом мире".


 

Воспитание как культурно-историческая ценность. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Любая деятельность становится продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание как деятельность педагога. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по-разному.

Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.

Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.

В течение многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.

В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и с самим собой.

В советский период XX в. осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого провозглашалось всестороннее гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым, младшим поколениям через подготовку их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

В 90-е гг. XX в. воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.

Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном изучении воспитания является определение его сущности.Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

– по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания.


 

Роль личности педагога

Отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия

Формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом

Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема

Воспитывать через взаимодействие

Воспитывать через творчество

Система воспитательной работы имеет свою специфику

Развитие познавательного интереса.

Практическая направленность.

Гуманистическая направленность.

Ведущая роль педагога.

Приоритет личностного развития над интеллектуальным.

Формирование у ребенка положительной Я-концепции.

Формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения.

Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

Воспитание как система, характеристика ее структурных компонентов.

Воспитание понимают: в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание).

Воспитание как система.

Воспитание, организуемое на научно-педагогических основаниях, - это система, состоящая из необходимых и достаточных элементов, необходимость которых исследуется, выявляется и проверяется воспитательной практикой. Сущностные факторы воспитания личности - "среда", "деятельность" и "осмысление" выступают в качестве основных элементов воспитательного процесса.

1.Содержанием среды, как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение.

2. Деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его "материализованный" путь. Существует предметная деятельность: познавательная (рисуя - учимся рисовать), созидательная (создаем, совершенствуем), художественная (воспринимаем, воссоздаем, созидаем), физкультурная (соверш. тела). И общение - ему не сопутствует предметный результат.

3. Осмысление своего "Я" в мире, а значит и мира в себе (отраженного в сознании).

В предоставленной ребенку среде разворачивается его деятельность, и в процессе активного взаимодействия с окружающим миром протекает осмысление среды, деятельности и себя как некоего "Я", обладающего внутренним автономным миром.

=> Воспитание - это система профессиональной деятельности педагога (педагогов), состоящая из трех ключевых элементов, выстраиваемых в гармоничном согласии с природой становления социальных отношений личности. Эти элементы есть ни что иное, как объективные факторы развития личности ребенка, но педагогически интерпретированные: "воспитывающая среда", "воспитывающая деятельность" и "осмысление мира и себя в этом мире".


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.