Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 7. Социально-экономические процессы в ХIХ веке. – 2 часа.





1. Движение декабристов.

2. Западники и славянофилы.

3. Консервативная идеология самодержавия.

Семинар 8. Общественная мысль и общественно-политические движения в XIX в. 2 часа

1. Движение декабристов.

2. Общественное движение второй четверти XIX в.

3. Общественное движение 60-90-х гг. XIX в.

Методические рекомендации

Освещение первого вопроса целесообразно начать с выяснения предпосылок движения декабристов. Выясните, какие факторы приве­ли к становлению такого феномена русской истории, как «дворянская революционность»? Необходимо также выяснить и осветить особенно­сти движения декабристов. Особое место в работе должны занять ис­тория создания декабристских организаций, анализ их программных документов. Уделите внимание ходу восстания декабристов и объяс­ните причины их поражения. Объясните, как декабристы повлияли на духовно-нравственную жизнь российского общества, на развитие рус­ской культуры, на дальнейшую политику правящих кругов.

Излагая второй вопрос, выясните факторы развития общественного движения 1830-1850-х гг., его особенности и основные этапы. Какие вопросы и почему стояли в центре идейных споров 30-50-х гг.? Оха­рактеризуйте деятельность организаций и кружков данного периода. Изложите основные положения идеологии славянофилов, западников и революционных демократов. Что было между ними общего, а что отличало друг от друга? К каким результатам привело общественное движение второй четверти XIX в.?

Изложение третьего вопроса целесообразно начать с выяснения причин активизации общественного движения 60-90-х гг. XIX в. Объ­ясните, почему именно интеллигенция стала ведущей силой обще­ственного движения пореформенной России? Далее необходимо дать характеристику русскому консерватизму, либеральному и народниче­скому движениям, остановиться на анализе их тактики, рассказать о зарождении и становлении российской социал-демократии.

Список рекомендуемой литературы

1. 14 декабря 1825 года и его истолкователи. М., 1994.

2. Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991. № 1.

3. В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией: Хрестома­тия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв.: В 2 ч. / Сост. Н.Г. Федоровский. М., 1997.

4. Гордин Я. Мятеж реформаторов. Л., 1989.

5. Гуляева Е.А. История парламентаризма в российской дореволюци­онной политико-правовой мысли // История государства и права. 2006. №12.

6. История государства российского: Хрестоматия. Свидетельство. Источники. Мнения. XIX век / Сост. Г.Е. Миронов. М., 2002.

7. Коваленко В.И. Никита Михайлович Муравьев // Вестник Москов­ского университета. Серия 12, Политические науки. 2002. № 1.

8. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.

9. Отечественная история / Под ред. А.Ф. Бичехвоста, Е.С. Дорофее­вой, В.Я. Романченко. Саратов, 2005. Ч. 1.

10. Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917 гг.: власть и общество / Отв. ред. А.В. Лубков. М., 2001.

11. Пысин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2000.

12. Российские либералы: Сборник статей / Отв. ред. Б.С. Штенберг, В.В. Шелохаев. М., 2001

13. Рудницкая Е.А. Трактовка социализма «идеалистическим направле­нием» общественной мысли России // Вопросы истории. 2006. № 5.

14. Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999.

15. Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999.

16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006.

Самостоятельная работа

Рефераты

1. Либеральные и консервативные тенденции в XIX в.

2. Личность М.М. Сперанского

3. Царь – Реформатор

4. Культура России в XIX в.

Лекция 8. Общественная мысль и общественное движение в России XIX в. 2 часа.

1. Общественное движение второй четверти ХIХ в.

2. Реформы XIX в.

3. Зарождение политических партий в конце XIX в.

Семинар 9. Отмена крепостного права и его последствия. 2 часа

1. Характер пореформенного землевладения.

2. Манифест об отмене крепостного права и другие законодательные акты.

3. Отношение крестьян к реформам.

4. Последствия реформа Александра II.

Методические рекомендации

При освещении первого вопроса обратите внимание на формы земельной собственности (барская земля, надельная и проч.). Выясните роль общины.

Подготовка ко второму вопросу обязывает изучить документ. Сделайте краткий конспект с небольшими комментариями отдельных положений.

Отвечая на третий вопрос, используйте данные крестьянских выступлений. Объясните, почему 1861 г. дал наибольшее количество крестьянских волнений.

Четвертый вопрос включает в себя не только оценку аграрной реформы, но и других реформ. Дайте их характеристику, проследите влияние на жизнь общества, культуру. Используйте литературу, опубликованную в 2011 г. в связи с юбилеем отмены крепостного права.

Список рекомендуемой литературы

1. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века. Кн. 2. М., 2001.

2. Вишленкова Е.А., Гилязов И.А., Ермолаев И.П. и др. История России: Учебное пособие в 5-ти частях. Киев: КГУ, 2007.

3. История России XVIII-XIX веков / Под ред. Милова Л.В. М., 2006.

4. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

5. История России. XIX век: Учебник: В 2 ч. / Отв. ред. В.Г. Тюкавкин. М., 2001.

6. Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России // Российская история. 2011. № 1. С. 3.

7. Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д, 2006.

8. Реформа 1861 г. и современность: 150 лет со дня отмены крепостного права в России. Саратов, 2011. – 179 с.

9. Российский либерализм середины XVIII – начала XX века. М., 2010.

10. Хрестоматия по истории России. М., 2008.

11. Христофоров И.А. Между частным и казенным: крестьянская реформа в государственной деревне, либеральная доктрина и споры о собственности // Российская история. 2001. № 2. С. 93.

Самостоятельная работа

Составление схемы: политические партии начала ХХ в.

Рефераты

1. Первая русская революция (1905-1907 гг.)

2. Столыпинская аграрная реформа

3. Россия в Первой мировой войне

Лекция 9. Россия в начале XX в. 2 часа.

1. Революционно-реформаторская альтернатива начала XX в.

2. Социально-экономическое состояние России в начале XX в.

3. Становление многопартийности и парламентаризма.

Семинар 10. Россия в условиях революции и становления Советской системы. 2 часа

1. Назревание революционного кризиса в стране в политической и экономической сферах. Февральская революция. Падение самодержа­вия и проблема исторического выбора.

2. Октябрьские события в Петрограде. Победа большевиков и пер­вые преобразования Советской власти.

3. Политика «военного коммунизма» и новая экономическая политика.

Методические рекомендации

Освещая первый вопрос, покажите, как повлияла Первая мировая война, политика царизма на внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, в чем конкретно проявилась кризисная ситуация, сложившаяся в России к началу 1917 г. На фоне данного конкретно-исторического материала раскройте причины, характер, движущие силы Февральской революции, содержание лозунгов, под которыми выступали участники событий Февраля 1917 г. Объясните роль веду­щих политических партий российского общества в ходе февральских событий, охарактеризуйте содержание их политических программ. Как изменялись их позиции под влиянием революции? Обратите внимание на позицию В.И. Ленина в вопросе о перспективах развития револю­ции. Каких позиций придерживались в оценках развития событий ли­деры других левых партий? Какими причинами были вызваны три по­литических кризиса в России, как российское общество выходило из них? Особое внимание обратите на альтернативу исторического разви­тия, сложившуюся в стране после 4 июля 1917 г. При подготовке оче­редного вопроса проследите, как развивались события в России вплоть до осени 1917 г. Постарайтесь ответить на вопрос: почему Временное правительство не смогло воспрепятствовать выступлению большеви­ков? Объясните, почему большевики резко активизировались после разгрома корниловского мятежа и какие факторы предопределили их успех и победу в октябре 1917 г. Приведите различные точки зрения оценки октябрьских событий 1917 г. Определите суть противоречий первых преобразований Советской власти.

Прежде чем приступить к изложению основного содержания третьего и четвертого вопросов, следует отметить, что под модерниза­цией понимается довольно сложный и длительный процесс обновления всех сфер жизни общества. Модернизация включает в себя сле­дующие важнейшие элементы:

- индустриализацию – процесс создания крупного машинного про­изводства во всех отраслях народного хозяйства и, прежде всего, в промышленности, использование научно-технических достижений;

- урбанизацию – небывалый рост городов;

- совершенствование политических структур;

- совершенствование знаний о природе и обществе и другие элементы.

Первым шагом в процессе модернизации явилась политика «воен­ного коммунизма». Вспомните, что представляла собой по сути данная политика, осуществлявшаяся в годы гражданской войны (с 1918 до начала 1921 г.)? Чем она была вызвана и какие элементы включала в себя из области политики, экономики, идеологии? Покажите, в чем проявилась несостоятельность политики «военного коммунизма» как метода социалистического строительства после окончания граждан­ской войны?

Обоснуйте, что представлял собой НЭП как комплекс социально-экономических мер. Следует охарактеризовать успехи, достигнутые благодаря НЭПу. Особого внимания заслуживает обсуждение вопроса: почему правящая партия большевиков все-таки отказалась от новой экономической политики в конце 20-х гг.? Почему в середине 20-х гг. задача индустриализации являлась ключевой для экономики страны? Когда и где рассматривались вопросы индустриализации, и какие при­нимались по ним решения? Обратите особое внимание на проблему источников накоплений для нужд индустриализации. Как эта проблема решалась в теории и на практике? Рассматривая вопрос об итогах ин­дустриализации, обратите особое внимание на то, какой ценой были достигнуты определенные результаты форсированной индустриализа­ции страны. Подумайте над следующим проблемным вопросом: пре­вращение страны в индустриальную державу в ходе довоенных пяти­леток: миф или реальность?

Как известно, составной частью «радикальной» модели модерниза­ции страны явилась сплошная коллективизация сельского хозяйства. Обстоятельно рассмотрите этапы осуществления политики насильст­венной коллективизации. Проследите по первоисточникам процесс политической дискуссии в партии о путях преобразования сельского хозяйства. Обратите внимание на практику «чрезвычайных мер», про­водившихся в отношении крестьян. Следует показать итоги сталин­ской коллективизации и ее главный итог – завершение процесса то­тального огосударствления аграрного сектора экономики к 1937 г.

Список рекомендуемой литературы

1. Ананьич Б.В., Ганелин P.M., Панеях М.Н. Власть и реформы. От самодержавия до Советской власти. М., 2006.

2. Бутенко А.Л. Правда и ложь о революции 1917 // Социологические исследования. 1997. № 2.

3. Волкогонов Д.А. Ленин. М., 1994.

4. Волкогонов Д.А. Троцкий. М., 1993.

5. Григорьева Е.А. К. Маркс и его «ученики» на родине ленинизма // Вопросы истории. 2007. № 1.

6. Дневники императора Николая II. М., 1991.

7. Зеленин И.Е. Сталинская «революция сверху» после «великого пе­релома». М., 2006.

8. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М 1995.

9. История России (Россия в мировой цивилизации). М., 1997.

10. История России в новейшее время / Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2004.

11. История России и мировых цивилизаций: Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Бичехвоста. Саратов, 1999.

12. История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 2000.

13. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993.

14. Медведев Р., Медведев Ж. Неизвестный Сталин. М., 2007.

15. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.

16. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения Советской власти. М., 1999.

17. Новопашин Ю.С. Миф о диктатуре пролетариата // Вопросы исто­рии. 2005. № 1.

18. НЭП и становление гражданского общества в России: 1920-е годы и современность: Материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар, 2007.

19. Октябрь 1917 года и большевистский эксперимент в России. М., 1995.

20. Отечественная история. М., 1998.

21. Политические партии России: история и современность. М., 2000.

22. Поляков В.А. Голод в Поволжье, 1919-1925 гг. Происхождение, особенности, последствия. Волгоград, 2007.

23. Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917 гг.: власть и общество / Отв. ред. А.В. Лубков. М., 2001.

24. Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1990.

25. Страна гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской революции 1917 года. М., 1991.

26. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.

27. Уор Р. Антанта и русская революция 1917-1918 гг. М., 2006.

28. Шляпников А.Г. Канун семнадцатого года. Семнадцатый год: В 3 т. М., 1992-1994. Т. 2.

Самостоятельная работа

Рефераты

1. Холодная война

2. Политические лидеры 1945-1960 гг.

3. Международная политика







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.