Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ректор учреждения образования





УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Белорусский государственный

педагогически университет

имени Максима Танка»

 

__________________П.Д. Кухарчик

«_____» ________________ 2009 г.

Регистрационный № УД-29-01/___/баз.

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебная программа государственного экзамена

для специальностей:

1-01 02 01 Начальное образование;

1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность

 

 


СОСТАВИТЕЛИ:

Л.И. Баранова, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Н.В. Савченко, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

О.В. Толкачева, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

В.В. Луцкович, преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»;

И.И. Цыркун, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.К. Павлова, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук;

Г.Л. Муравьева, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой педагогики и психологии начального образовании учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № ___ от __________2009);

 

Научно-методическим советом учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка" (протокол № ___ от __________2009)

 

Ответственный за редакцию: О.В. Толкачева

 

Ответственный за выпуск: В.В. Буткевич


ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Пояснительная записка

Государственный экзамен по педагогике и психологии имеет целью проверку качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями реформирования системы педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной школы, знание психолого-педагогических основ образовательных и воспитательных технологий – важнейшие составляющие общей системы профессиональной педагогической подготовки.

Задачи государственного экзамена:

1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.

2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.

3. Выявить у будущих учителей начальных классов профессиональную направленность и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности.

4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.

В основу систематизации содержания программы положено ценностное личностное самоопределение студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, гуманистической образовательной парадигме.

Раздел программы по педагогике составлен в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика в начальной и средней школе», «Теория и методика воспитательной работы».

Составители исходили из принципов гуманизации, демократизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, учета возрастных психологических особенностей младших школьников.

В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи закона «Об образовании в Республике Беларусь», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития начального образования.

Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.

Воспитание рассматривается как процесс взаимодействия педагога и воспитанника, исходит из признания ученика субъектом собственного развития и жизнедеятельности, реализации личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов.

Программа по психологии способствует систематизации и интеграции психологических знаний студентов, направленных на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создания условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.

Раздел программы по психологии составлен в соответствии с типовой программой «Психология».

Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.

Требования к ответам студентов по педагогике и психологии:

- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;

- ориентация на современные тенденции развития школы и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;

- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;

- логика построения ответа: методология - теория - практика;

- знание директивных документов, регулирующих педагогическую деятельность;

- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;

- достаточно высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.

 


Содержание программы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Раздел «ПЕДАГОГИКА»

Выдающиеся деятели педагогической мысли Беларуси

Представитель реформаторского просветительского движения Ф. Скорина. Просветительская деятельность Е. Полоцкой.

Вклад в развитие педагогической теории и практики А.Е. Богдановича.

Педагогическое наследие и деятельность Э.С. Пашкевич (Тетка).

Педагогические взгляды К.М. Мицкевича (Я. Коласа) и И.Д. Луцевича (Я. Купала) о создании национального образования и народных школ.

Раздел «ПСИХОЛОГИЯ»

Ощущения и восприятие.

Понятие «Ощущение». Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные. Органические, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные. Изменение ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия. Компенсация.

Понятие «восприятие». Свойства восприятия: целостность, константность, предметность, категориальность, структурность, объем, апперцепция. Виды восприятия. Восприятие предметов, времени и движения. Восприятие пространства. Восприятие цвета.

Ощущение и восприятие в младшем школьном возрасте и их роль в интеллектуальном развитии детей. Стереотипы восприятия в педагогической деятельности учителя.

Внимание и память.

Понятие «внимание» и его виды: природное и социально-обусловленное; чувственное и интеллектуальное (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное). Свойства внимания: объем, устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, колебание. Функции внимания: активизация и обеспечение избирательности познавательных процессов. Взаимосвязь внимания с другими познавательными психическими процессами (восприятия, память, мышление).

Пути и средства привлечения и поддержания внимания учащихся начальных классов. Развитие внимания у младших школьников.

Понятие «память». Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Виды: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Непроизвольная и произвольная память. Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.

Мышление и речь.

Понятие «мышление». Виды мышления: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (образное и понятийное). Специфика развития мышления в онтогенезе.

Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация и систематизация. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения (Дж. Брунер).

Мыслительная деятельность как способ формирования понятий. Мышление как способ решения задач. Творческое мышление и его особенности. Мышление и действие. Умственное действия и операции. Условия развития мышления в младшем школьном возрасте.

Внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая речь. Её основные функции. Речь как средство мышления (Л.С. Выготский).

Развитие речи в онтогенезе (на различных возрастных этапах). Значение речи в интеллектуальном развитии младшего школьника.

Психология малых групп.

Проблема группы в социальной психологии. Условные и реальные, лабораторные и естественные группы. Проблема соотношения понятий «группа» и «коллектив». Поэтапное развитие группы как коллектива (А.В. Петровский).

Понятие «малая группа». Классификация малых групп. Социально-психологические механизмы образования малых групп.

Структура малой группы. Групповая динамика. Феномен группового давления. Исследования конформного поведения. Групповые нормы. Факторы сплоченности малой группы. Референтные группы.

Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Психологический климат малой группы. Психология межгрупповых отношений.

 

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Раздел «ПЕДАГОГИКА»

Основная литература

1. Буткевич, В.В. История педагогики. Развитие начального образования и педагогической мысли в России XIX в. Учебное пособие / В.В. Буткевич. – Мозырь: Белый ветер, 2000. – 119 с.

2. Варенова, Т.В. Краткая история педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Минск: Асар, 2004. – 256 с.

3. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование, 2006. – 188 с.

4. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.

5. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук. — Мн.: БГУ, 2002. — 215 с.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие для пед.учеб. завед. / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.

7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Прабл. выхавання. – 2007. – №. 2.

8. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина; под. общ. ред. В.С. Кукушина. М.: МарТ, 2005. – 592 с.

9. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. — М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.

10. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. –432 с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / И.А. Сластенин [и др.]. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

12. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. М.: Педагогика, 2001. – 490 с.

13. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — Мн.: Университетское, 2001 — 272 с.

15. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2007. — 482 с.

Дополнительная литература

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Акад. пед. наук СССР; Сост. Э. К. Дорошевич и др. – М.: Педагогика, 1986. – 462 с.

2. Бесова, М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мн.: Жассон, 2005. – 140 с.

3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. – Мн.: НИО, 2007. – 280 с.

4. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.Л. Вигман. – М.: ТК Ведби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.

6. История педагогики: Схемы и таблицы: пособие. В 4 ч. / Авт.-сост. В.В. Буткевич, О.М. Старикова. – Мн.: БГПУ, 2007, 2008.

7. История педагогики: Хрестоматия / Сост. В.В. Буткевич, О.М. Старикова. – Мн.: БГПУ, 2005.

8. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.

9. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (XIX – начало ХХ вв): Учебное пособие / Д.И. Латышина. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998. – 584 с.

10. Матюшкин, А.М. Теоретические основы проблемного обучения / А.М. Матюшкин. — СПб.: Питер, 2006. — 288 с.

11. Миронова, Р.М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: Учеб.-метод пособие для студентов вузов / Р.М. Миронова. - Мозырь: Белый ветер, 2003. – 178 с.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петрова; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

13. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

14. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Академия, 1998. — 256 с.

16. Снапкоўская, С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі: Вучэб.-метад. дапаможнік / С.В. Снапкоўская. – Мінск: БДПУ, 2006. –308 с.

17. Современные технологии воспитания: Справ. Пособие / Авт.-сост. И.Л. Соломатина. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 24 с.

18. Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 496 с.

 


Раздел «Психология»

Основная литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 1996.– 376с.

2. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ / М.В. Гамезо [и др.]. – М.: Педагогическое общество, 2003. – 512 с.

3. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. – 2-е изд., доп. / Я.Л. Коломинский – Мн. – ТетраСистем, 2000. – 432 с.

4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практич. Психологов / Я.Л. Коломинский.– Мн.: Ред.журн."Адукацыя i выхаванне", 1997.– 240 с.

5. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология.– М., 2004.– 464 с.

6. Немов, Р.С. Психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2002. – С. 283-418.

7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

8. Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского; ред.-сост. серии Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского.- М.; СПб.: ПЕРСЭ; Речь, 2005.- 251с

9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой, 2003.– 400с.

10. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский. – М.: Изд. центр "Академия", 2002 – 12с.

11. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Спб.: Издательство «Питер», 2000. – 416 с.

12. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – т. 2 / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – С. 103-122, 236-240.

14. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн.– М.: МОДЭК, 2002. – 432 с.

15. Янчук В.А. Введение в социальную психологию.– Мн.: АСАР, 2005 – 768 с.

 

Дополнительная литература

1. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учеб.-метод. пособие / И.П. Башкатов; РАО, МПСИ.– М.; Воронеж: [МПСИ; МОДЭК], 2002.– 416 с.

2. Бодалев, А. А. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. – СПб: Речь, 2005. – 324 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: практикум / М-во образования РБ, БГПУ; А.М. Гадилия [и др.]; под науч. ред. Ю.А. Коломейцева. – Мн., 2006.- 64 с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 624 с.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 224с.

6. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Горбатов Д. С.- Самара: БАХРАХ-М, 2006.- 272с.

7. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учеб. пособие для студентов вузов / МВД России; С.-Петербург. унт; С.А. Багрецов, К.М. Оганян, В.М. Львов, В.В. Наумов; Под ред. С.А. Багрецова.– СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та МВД России; Лань, 1999. – 640 с.

8. Казак, Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением: Учеб.-метод. пособие / Т.В. Казак / М-во образования РБ; БГПУ.– Мн., 2001.– 76 с.

9. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступ­лений; Как перестать беспокоиться и начать жить: [пер. с англ.] / Дейл Карнеги.– М.: Евро-пресс; Медицина; Славянский дом книги, 2004.– 594 с.

10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг.– М.:ТЦ Сфера; Юрайт, 2001.– 160 с.

11. Когнитивная психология: сб. ст. / М-во образования РБ, БГПУ, Белорусское общество психологов; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой.- Мн., 2006.- 124с.

12. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практических психологов / Я.Л. Коломинский.– Мн., 1997.– 236 с.

13. Психология мотивации и эмоции: [хрестоматия]: учеб. пособие для студентов / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.- Изд. 2-е, стер.- М.: ЧеРо; Омега-Л; МПСИ, 2006.- 752 с.

14. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста: учеб. пособие / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

15. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практ. руководство / Собчик Л.Н.- СПб.: Речь, 2002.- 96с.: ил.

16. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход.– Мн.: Бестпринт, 2000 – 416 с.

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Белорусский государственный

педагогически университет

имени Максима Танка»

 

__________________П.Д. Кухарчик

«_____» ________________ 2009 г.

Регистрационный № УД-29-01/___/баз.

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебная программа государственного экзамена

для специальностей:

1-01 02 01 Начальное образование;

1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность

 

 


СОСТАВИТЕЛИ:

Л.И. Баранова, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Н.В. Савченко, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

О.В. Толкачева, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

В.В. Луцкович, преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»;

И.И. Цыркун, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.К. Павлова, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук;

Г.Л. Муравьева, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой педагогики и психологии начального образовании учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № ___ от __________2009);

 

Научно-методическим советом учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка" (протокол № ___ от __________2009)

 

Ответственный за редакцию: О.В. Толкачева

 

Ответственный за выпуск: В.В. Буткевич


ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Пояснительная записка

Государственный экзамен по педагогике и психологии имеет целью проверку качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями реформирования системы педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной школы, знание психолого-педагогических основ образовательных и воспитательных технологий – важнейшие составляющие общей системы профессиональной педагогической подготовки.

Задачи государственного экзамена:

1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.

2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.

3. Выявить у будущих учителей начальных классов профессиональную направленность и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности.

4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.

В основу систематизации содержания программы положено ценностное личностное самоопределение студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, гуманистической образовательной парадигме.

Раздел программы по педагогике составлен в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика в начальной и средней школе», «Теория и методика воспитательной работы».

Составители исходили из принципов гуманизации, демократизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, учета возрастных психологических особенностей младших школьников.

В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи закона «Об образовании в Республике Беларусь», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития начального образования.

Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.

Воспитание рассматривается как процесс взаимодействия педагога и воспитанника, исходит из признания ученика субъектом собственного развития и жизнедеятельности, реализации личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов.

Программа по психологии способствует систематизации и интеграции психологических знаний студентов, направленных на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создания условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.

Раздел программы по психологии составлен в соответствии с типовой программой «Психология».

Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.

Требования к ответам студентов по педагогике и психологии:

- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;

- ориентация на современные тенденции развития школы и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;

- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;

- логика построения ответа: методология - теория - практика;

- знание директивных документов, регулирующих педагогическую деятельность;

- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;

- достаточно высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.

 


Содержание программы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Раздел «ПЕДАГОГИКА»







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.