|
Казахский университет экономики, финансов и международной торговлиСтр 1 из 5Следующая ⇒ Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
Утверждаю Декан факультета «Экономика» С. Зиядин _________________ «___»____________2016г.
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Управленческий анализ» В050800 - «Учет и аудит» Форма обучения: Очное, заочное, ДОТ
Астана
Содержание стр
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) «Управленческий анализ» составлен на основании Рабочего учебного плана по специальности 5В050800 «Учет и аудит»
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) рассмотрен и обсужден на заседании кафедры «Учет и аудит». Протокол № ____ от «_____» _____________ 201__ года.
Заведующий кафедрой ________________ М. Алиев
Учебно-методический комплекс (УМКД) утвержден на Совете факультета «Экономика» Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.
Протокол Совета факультета № ____ от «___»____________ 201_ года
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли Рабочая учебная программа дисциплины
Код и наименование дисциплины: «Управленческий анализ» Специальность (шифр, название): 5В050800 «Учет и аудит»
Форма обучения: очная, заочная, ДОТ
Астана Сведения о преподавателях и контактная информация Сагинов Ниязбек Абылкасович к.э.н., доцент кафедры «Учет и аудит», конт.тел.: 87012929865 Время пребывания на кафедре ежедневно, по расписанию занятий 2. Пререквизиты дисциплины: «Статистика»», «Экономика предприятия», 3. Постреквизиты дисциплины: « Финансовый анализ», «Аудит». 4. Цель изучения дисциплины Приобретение студентами теоретических знаний об основных понятиях и методах управленческого анализа, умение применить результаты теоретических исследований для принятия деловых хозяйственных и управленческих решений. 5.Задача изучения дисциплины Подготовка специалистов, которые могут правильно ориентироваться и разбираться в вопросах экономического анализа состояния предприятия и способных использовать его в условиях рыночной экономики. Курс «Управленческий» дает возможность студенту анализировать изменения происходящие в деятельности предприятия, при этом более достоверно просчитывать возможные изменения и риски которые, могут повлиять на деловую активность и эффективность деятельности предприятия в целом. 6. Календарно-тематический план
Содержание каждой темы
Список основной литературы 1.Джаншанло Р.Е.Управленческий анализ. Учебное пособие. LEM. 2014 – 180с.2 Вахрушина Л.Е. Управленческий анализ. М.: Омега-Л. 2011. – 399с. 3 Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник.М.: Москва. 2010 – 384с. 4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2012 – 536с. 536с.5. Любушкин И.П. Экономический анализ. Учебник. ЮНИТИ-ДАНА.2010 – 576с. Кафедра «Учет и аудит»
Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студентов
Код и наименование дисциплины: «Управленческий анализ»
Специальность (шифр, название): 5В050800 «Учет и аудит»
Форма обучения: очная, заочная, ДОТ
Астана Программа обучения (Syllabus) по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» составлена на основании типовой (рабочей) программы и рабочего учебного плана. Программа обучения (Syllabus) рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры «Учет и аудит» Протокол № ____ от «_____» _____________ 201_ года.
Заведующий кафедрой _____________ М. Алиевподпись
Программа обучения (Syllabus) утверждена на Совете факультета «Экономика» Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.
Протокол Совета факультета № ____ от «___»__________ 201_ года
1. Сведения о преподавателях и контактная информация Сагинов Ниязбек Абылкасович к.э.н., доцент кафедры «Учет и аудит», конт.тел.: 87012929865 Время пребывания на кафедре ежедневно, по расписанию занятий. 2. Количество кредитов -3 3. Пререквизиты дисциплины: «Статистика»», «Экономика предприятия», «Принципы бухгалтерского учета». 4. Постреквизиты дисциплины: « Финансовый анализ», «Аудит». 5.Характеристика дисциплины: 5.1 Цель изучения дисциплины Приобретение студентами теоретических знаний об основных понятиях и методах экономического анализа деятельности предприятия, умение применить результаты теоретических исследований при выборе и реализации конкретных решений по повышению эффективности производства. График СРО
Список основной литературы 1.Джаншанло Р.Е.Управленческий анализ. Учебное пособие. LEM. 2014 – 180с.2 Вахрушина Л.Е. Управленческий анализ. М.: Омега-Л. 2011. – 399с. 3 Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник.М.: Москва. 2010 – 384с. 4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2012 – 536с.5. Любушкин И.П. Экономический анализ. Учебник. ЮНИТИ-ДАНА.2010 – 576с. Контроль знаний 9.1 Структура форм контроля знаний При текущем контроле успеваемости учебные достижения оцениваются по 100 балльной шкале за каждый вид учебной работы, выполненной обучающимся: лекция, практическое занятие, самостоятельная работа. Окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода. При этом удельные веса лекционных, практических занятий и СРО распределяются следующим образом: 20%, 40% и 40% соответственно. Шкала выставления рейтинга облучающегося приведена ниже.
Лекционный комплекс Вопрос 1 Создание рыночной системы с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация интересов пользователей бухгалтерской информации, преобразования в бухгалтерском учете делают правомерным в рамках единой системы бухгалтерского учета и экономического анализа выделение функциональных уровней: управленческого (производственного) и финансового учета и анализа. Развивающаяся теория и практика отечественного управленческого учета, ее сближение с зарубежным учетом вызывают необходимость пересмотра традиционных представлений и подходов к системе управленческого учета и экономического управленческого анализа. Выделение самостоятельного управленческого учета и анализа позволяет более четко управлять ресурсами и затратами, ориентируя их на конечные результаты: объем продукции, прибыль, маржу. Управленческий учет и анализ призваны решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции, однако каждый из них направлен на конечный результат только в пределах своих объектов решений. То есть управленческий анализ сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений. Это дает возможность при общности целей углубить рассмотрение частных вопросов и способствует более эффективному управлению предприятием в условиях рынка. Вопрос 2 Систему целей управленческого анализа можно представить следующим образом: - оценка места предприятия на рынке данного товара; - определение организационно-технических возможностей предприятия - выявление конкурентоспособности продукции, емкости рынка; - анализ ресурсных возможностей увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов; - оценка возможных результатов производства и реализации продукции и путей ускорения этих процессов; - принятие решений по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов; - выработка стратегии управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, центрам ответственности; - анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства. Основными задачами управленческого анализа являются: - оценка хозяйственной ситуации; - выявление положительных и отрицательных факторов и причин действующего состояния; - подготовка принимаемых управленческих решений; - выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Таким образом, от правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат - прибыль, которая затем становится объектом финансового (внешнего) анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа на предприятии. Вопрос 3 Процесс управления- это непрерывный, целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств для достижения поставленных задач. Основной целью системы управления является обеспечение условий, необходимых для реализации поставленных целей, а среди них решающее место отводится экономическим методам целенаправленного воздействия на объект управления. В системе управления выделяются управляющая и управляемая система. Под управляющей системой понимается совокупность органов (руководство предприятия разных уровней, являющееся основным потребителем данных управленческого анализа), средств, инструментов и методов управления. Под управляемой - чаще всего производственный процесс. Управляющая и управляемая системы взаимосвязаны и представляют собой замкнутый контур управления. Выработка управляющего решения составляет одну из главных задач процесса управления. Хотя каждое управленческое решение является уникальным и не может быть представлено как связанное с какими-либо правилами, этапами или временными ограничениями, оно подчиняется определенной внутренней логике. Вопрос 1 Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ. Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы его обоснованными. Вопрос 2 В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования. По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, хозрасчетные задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия. В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный. В анализе экономической деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности. Способ цепных подстановок. Данный способ базируется на методе элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Способ абсолютных разниц. Является одной из модификаций элиминирования. Этот способ дает те же результаты, что и способ цепной подстановки. Алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равна общему его приросту
∆Y = ∆Yа+ ∆Yв + ∆Yс+ ∆Yd.
Способ относительных разниц. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях. Интегральный способ в АХД. Данный метод применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных и кратно-аддитивных моделях. Вопрос 1 Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа: - детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный); - прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный); - одноступенчатый и многоступенчатый; - статический и динамичный; - ретроспективный и перспективный (прогнозный). Основными задачами факторного анализа являются следующие: 1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели. 2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода. 3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем. 4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями. 5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. 6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). Вопрос 2 Основные типы факторных моделей. В детерминированном анализе наиболее часто встречаются следующие типы факторных моделей. 1. Аддитивные модели используются в тех случаях, когда результативный показатель (Y) представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей. 2. Мультипликативные модели используются тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов. 3. Кратные модели используется тогда, когда результативный показатель получают путем деления одного фактора на величину другого. 4. Смешанные (комбинированные) модели – это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей. К способам преобразования факторных моделей относятся расширение мультипликативных и аддитивных факторных моделей, удлинение, расширение и сокращение кратных моделей. Таким образом, результативные показатели могут быть разложены на составные факторы (факторы) различными способами и представлены в виде различных типов детерминированных моделей. Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. Моделирование - это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. Вопрос 1 Движение рабочей силы и его динамики является важнейшим объектом анализа. Изменение численности работающих, связанное с их приемом и увольнением независимо от причин выбытия и источников пополнения, называют оборотом рабочей силы. Для оценки качества работы с кадрами используется система показателей, характеризующих движение рабочей силы и детализирующих особенности этого оборота. Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей: - коэффициент оборота по приему; - коэффициент оборота по выбытию (увольнению); - коэффициент текучести; - коэффициент постоянства кадров. Указанные показатели изучаются в динамике. Определяются причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины, поступление в учебные заведения и т.п.). В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах за счет рационального использования рабочей силы, роста производительности труда, интенсификация производства и т.д. Вопрос 2 Анализ использования фонда рабочего времени. При учете рабочего времени определяются следующие фонды рабочего времени: календарный, номинальный (табельный) и максимально возможный. Календарный фонд рабочего времени состоит из человеко-дней явок и неявок на работу по всем причинам. Номинальный (табельный) фонд рабочего времени определяется вычитанием из календарного фонда времени числа человеко-дней праздничных и выходных. Максимально возможный фонд рабочего времени получается при вычитании из табельного фонда времени числа человеко-дней очередных отпусков. Для определения коэффициентов использования календарного рабочего времени используются следующие коэффициенты: - коэффициент использования номинального (табельного) фонда рабочего времени; - коэффициент использования календарного фонда времени; - коэффициент использования максимально возможного фонда времени. В ходе анализа фонда рабочего времени дается общая оценка полноты использования рабочего времени, определяются факторы и размер их влияния на использование рабочего времени, выясняются причины целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени. Использование рабочего времени анализируется путем сопоставления отчетных данных с плановыми показателями. Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь сопоставляются данные фактического и планового баланса рабочего времени. Анализ причин необходимо проводить по группам и видам. Особое внимание в анализе причин следует сосредоточить на тех причинах, которые зависят от усилий трудового коллектива хозяйствующего субъекта. Вопрос 3 Анализ производительности труда. Производительность труда – это результативность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Производительность труда может измеряться прямым показателем – выработкой продукции в единицу затраченного времени либо обратным показателем – трудоемкостью, характеризующим величину затрат рабочего времени на единицу произведенной продукции. Анализ производительности труда начинается с расчета показателей выработки в абсолютных величинах. Затем определяется процент выполнения плана по выработке среднегодовой, дневной и часовой (или темпов роста производительности труда). В ходе анализа производительности труда решается ряд задач: - дается оценка выполнения плана по производительности труда; - выявляются факторы и определяется размер влияния их на производительность труда; - определяются резервы роста производительности труда. Производительность труда исчисляется в расчете на одного работающего и рабочего за год по периодам. Затем рассчитывается выработка среднедневная и среднечасовая на одного рабочего. Затем определяется выполнения плана выработки в процентах. Для расчета количественного влияния факторов на изменение уровня производительности труда используется либо способ цепных подстановок, либо способ абсолютных разниц. Вопрос 4 Анализ фонда оплаты труда. Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на каждом предприятии имеет большое значение. В процессе его следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы, выявлять возможности экономии средств за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции. Приступая к анализу использования фонда заработной платы, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой. Абсолютное отклонение рассчитывается как разность между фактически использованными средствами на оплату труда и базовым фондом заработной платы в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников. Относительное отклонение определяется как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и базовым фондом, скорректированным на индекс объема производства продукции. В процессе последующего анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы.
Вопрос 1 Анализ технического состояния основных средств (ОС).Данные о наличии, износе и движении ОС служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия. Оценка движения ОС проводится на основе следующих коэффициентов, которые анализируются в динамике за ряд лет: - коэффициент обновления; - коэффициент выбытия; - коэффициент износа; - коэффициент годности. Анализ вышеперечисленных коэффициентов осуществляется в определенной последовательности: 1. Выявляются коэффициенты износа и соответственно годности на начало и конец отчетного периода, а также за предыдущий год. 2. Определяется изменение этих показателей: коэффициента износа и годности. 3. Дается оценка изменения этих показателей по периода. 4. Выявляются причины изменения данных показателей. Сопоставление показателей позволяет прослдеить изменения уровня изношенности (и годности) основных средств за анализируемый период. Коэффициенты обновления и выбытия следует рассматривать взаимосвязано. Показателя рассчитываются по периодам, определяются изменения, дается оценка изменения состава и технического состояния основных средств. Вопрос 2 Для оценки эффективности использования основных фондов рассчитываются следующие показатели: 1) показатель «фондоотдача» основных фондов, который показывает, сколько тенге выработанной продукции приходится на тенге основных средств. 2) фондоотдача активной части основных фондов (технологического оборудования), пре Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|