Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УКРАЇНСЬКА ІНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГІЧНА АКАДЕМІЯ





УКРАЇНСЬКА ІНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГІЧНА АКАДЕМІЯ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ, ФІЛОСОФІЇ І ОСВІТНІХ ТЕХНОЛОГІЙ

 

ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ВИХОВНОЇ РОБОТИ В ПТНЗ

МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ПО ОРГАНІЗАЦІЇ ТА

ПЛАНУВАННЮ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ

ПРИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНІЙ ОРГАНІЗАЦІЇ

НАВЧАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ

для студентів усіх форм форми навчання

Інженерно-педагогічних спеціальностей

 

Харків

Р.


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

УКРАЇНСЬКА ІНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГІЧНА АКАДЕМІЯ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ, ФІЛОСОФІЇ І ОСВІТНІХ ТЕХНОЛОГІЙ

 

ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ВИХОВНОЇ РОБОТИ В ПТНЗ

МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ПО ОРГАНІЗАЦІЇ ТА

ПЛАНУВАННЮ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ

ПРИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНІЙ ОРГАНІЗАЦІЇ

НАВЧАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ

 

для студентів усіх форм навчання,

інженерно-педагогічних спеціальностей

 

Затвержено

Науково-методичною радою
Української інженерно-педагогічної академії
Протокол № 4 від __.__.2011

 

 

Харків 2011 р.

УДК 37.01

Філософія: методичні вказівки по організації та плануванню самостійної роботи студентів при кредитно-модульній організації навчального процесу для студентів усіх форм навчання, інженерно-педагогычних спеціальностей/ Упоряд.(и): Баженов О.В.. – Х., 2009. – 94 с.

 

 

Анотація

Даний навчальний матеріал рекомендується для використання у процесі проведення лекційних, семінарсько-практичних занять і організації самостійної навчально-пізнавальної діяльності студентів усіх інженерно-педагогічних спеціальностей при вивченні дисципліни “Філософія”

 

Рецензент:

 

Відповідальний випусковий:

Баженов О.В.

© Баженов О.В., 2011

© УІПА, 2011


Содержание

1. Цель самостоятельной работи …….……………………..........6

2. Источники знаний………………………………………………7

3. Подготовка к семинарским занятиям.......................................10

3.1. Цель, структура и задания семинарских занятий.................10

3.2 Тематичний план семинарских занятий..…………………..12

3.3 Планы семинарских занятий и методические пояснення к ним……………….............................................................................14

3.3.1. Семинарско-практическое занятие № 1………………….14

3.3.2. Семинарско-практическое занятие № 2………………….20

3.3.3. Семинарско-практическое занятие № 3……………..........29

3.3.4. Семинарско-практическое занятие № 4………………….33

3.3.5. Семинарско-практическое занятие № 5………………….38

3.3.6. Семинарско-практическое занятие № 6………………….44

3.3.7. Семинарско-практическое занятие № 7………………….53

3.3.8. Семинарско-практическое занятие № 8………………….59

4. Самостоятельная работа

4.1. Написание рефератов по философии………………………..63

4.2. Методические указания………………………………............64

4.3. Приблизительная тематика рефератов………………..........64

5. Литература для углубленного изучения философи.................66

6. Вопросы для самоконтроля……………………….…………...69

7. Вопросы для проведения тестирования……………………..77


1. Цель самостоятельной работы

Ниже представлена версия методических указаний по самостоятельной подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». Даны темы семинарских занятий, основная и дополнительная литература для подготовки, а также тестовые вопросы и проблемно-поисковые темы для усвоения мировоззренческих и научных начал философского освоения; даны примерные темы рефератов.

Методические указания определяются рабочей программой, конспектом лекций и дополнительно снабжаются краткой версией полнотекстовой базой данных философских источников кафедры психологии, философии и образовательных технологий.

Самостоятельноя изучения курса философии базируется на принципах личного поиска, исходя из мировоззрения личности и одновременно предметности освоения своей специальности будущими учеными.

Данное противоречие может разрешаться на путях, с одной стороны, свободного выбора определенности в данных альтернативах на протяжении 8 семинаров внутри данных семинарских вопросов согласно программе, а с другой – действительно свободного выбора проблемно-поисковых тем рефератов. Для сохранения диалектической природы философии в предложенных для самостоятельного чтения текстах в рекомендованных текстах предложены противоположные философские позиции, дополнением к которым являются также представляющие альтернативы тестовые задания, выбор среди которых и является свидетельством действительного знания студентами материала.

Окончательная оценка знаний студента, складываясь на протяжении семестра из его работы на семинарах, выполнения самостоятельных и проблемно-поисковых заданий (реферата), формируется по результатам ответов на теоретические вопросы, а также тестовых ответов. Критерием оценки ответов является самостоятельность владениями средствами аргументированной оценки философских альтернатив, раскрытие мировоззренческих и научных составляющих историко-философской мысли, и предполагает знание студентом учебной литературы, хрестоматий или практикумов по философии, авторских текстов и комментариев к ним, справочной и вспомогательной литературы, справочников.

Овладение студентами дисциплины «Философия» в объеме 16 часов лекций и 16 часов практических занятий предполагает наличие базовых общеобразовательные знаний из школьных курсов природоведческого и гуманитарных циклов дисциплин.

Источники знаний

Ниже предлагаемые методические указания нацелены на подготовку студента к письменному экзамену по дисциплине «Философия» через обращение к таким источникам.

Материал курса (всего 32 ч.) охватывает период в 2 тыс. лет, разбитый на 2 периода: тысячелетний период античной философии (с зарождения по VI в.н.э.) и тысячелетний западноевропейской философии (с VII в. по ХVII в. н.э.). Такая ситуация отражает стандартную подготовку по философии для светских и духовных «высших» учебных заведений (коллегиумов, колледжей) до критического пересмотра философии И.Канта и последующего возобладания современной науки как способа анализа явлений (т.е. фактически до конца XIX – нач. XX вв.), например, в Харьковском коллегиуме до образования из него Университета. Исходя из предложенного принципа анализа есть смысл говорить о возвращении в последующих периодах к поставленных в рассматриваемый период вопросам (например, Просвещение сближается с софистикой (в антропологии), И.Кант с Платоном и т.д.). Такое членение также обусловлено историко-философским принципом подавать конкретный вопрос в контексте его возникновения, что способствует: определения синхроничной связи его внутри системы и диахронической последовательности его переработки. Недостаток такого принципа: трудности внутренне согласованного рассмотрения наиболее общих вопросов, напр., вопросов познания. Преимущество: прослеживание общефилософского основания для суждения, например, общего требования к принципу «ученого незнания», являющегося, с точки зрения ряда исследователей, к которым мы и присоединяемся (в частности, Э.Мах) особенным для философского подхода к исследованию. Это, в свою очередь, обусловило и предпочтение современных источников комментариев. Это тем более важно, что с точки зрения этого подхода не имеет смысла разделяет геометра и философа Платона (позже Декарта) и физику и философии иначе, чем по способу предъявления результата, тогда как в мышление поиск истины осуществляется общефилософски. На этом пути есть возможность для студента УИПА привлекать факты из знакомой для него области физики, механики, техники, а также видеть в философии не своего рода педагогику, пропедевтику, а пример общенаучного и общефилософского отношения к поиску истины. Кроме того, историко-философское введение в философии соответствует современным эволюционным исследованиям мышления.

Энциклопедии, справочники:

Философский энциклопедический словарь (советское издание),

Учебные пособия:

например:

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с., ср. также Введение в философию. Под ред. И.Т.Фролова (любых изданий).

Хрестоматии и практикумы:

Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии: Учеб. пособие для студентов вузов / М-во образования и науки Украины; Народ. укр. академия; Худож.-оформитель С. И. Правдюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков: Фолио, 2001. – 430 с.

Конспекты лекций:

Николов П.О. Философия (конспект лекций).Харьков, УИПА [электронный ресурс]

Шильман Михаил. Конспект лекционного курса по дисциплине «Философия», Харьков, УИПА [электронный ресурс]

Основная литература:

Будко В.В. Философия науки. Х., Консум, 2006

Дополнительная литература ( указана в конце каждого семинарского занятия и в приложении)


Планы семинарских занятий и методические указания к ним

План.

1. Особенности предмета философского познания. Философия в отношении с наукой, искусством, мудростью, религией и мифологией. Философия мировоззрения.

2. Функции философии

3. Основные вопросы философии. Виды философии

Вопросы.

1. Світогляд і специфіка філософії.

2. Форми і функції філософії

Основные понятия: явление и сущность, личные препятствия и рекомендуемый подход при философском освоении изучаемого явления.

Предметная область: данные обыденного опыта и их осмысление, плюрализм мнений, и появление очевидного противоречия (описываемые психолого-педагогические и объясняемые физические данные)

Цель занятия: дать альтернативы понимания философии как мировоззрения и науки, а также ее отношения к религии, искусству.

Воспитательная задача и средства ее реализации: формирование зрелой позиции от философствования, как не имеющей глубоких научных и личных установок, рассуждений, имеющих своей целью подражание наукообразию.

Пояснения к изучению вопросов:

1. Вниманию студентов предлагается различение в обыденном опыте явления и сущности. Это достигается предложением для оценки иллюзий восприятия. Обращается внимание на противоречие между внутренней готовностью к оценке явления и сложности расчленения явления на части. Предлагается разделение суждений на эмпирические и теоретические. Предлагаются различные подходы к изучению мнений: непосредственный опыт, изучение истории, мифологическое и научное описание явлений.

2. Обращается внимание на постулаты науки, и их укоренение в непосредственном опыте и рассуждение. Приводятся примеры из геометрии: доказательства теоремы Пифагора и условий обращения к теоретическому мышлению. Определение и критика условий теоретическое мышления определяется как предусловия к философии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Основні філософськи теми і спеціальні філософські дисципліни.

2. Основні філософськи теми у зв’язку із філософськими дисциплінами.

3. Філософія як самостійний пошук мудрості. Особливість філософського язика.

4. Філософія як вільне мислення. Специфіка філософського язика.

5. Філософія як любов до мудрості та авторська думка.

6. Філософія між наукою і релігією. Філософія і світогляд.

 

1. Философия является наукой особенной по отношению к оценке формулировки вопросов (бытия, познания и т.п.) поскольку указывает на видимую равнозначность вариантов ответа и необходимость обращения к истокам познания. Уже эти вопросы связаны с характером их задания (вопрос «как?») внутри связи философии с типами мировоззрения: научным, этическим, эстетическим и т.п.; а также с ними как таковыми самими по себе (вопрос «что?), т.е. то, что принято определять через членение самой философии на онтологию, гносеологию, этику и т.д. Сами вопросы как совечны человеку (что есть истина?), так и формулируются в историко-философском развитии. Особенность философии от ответов в других плоскостях (эстетическом, религиозном и т.п.) в том, что она возникла в Европе, и связывает с вопросом «что?» (например, в вопросе «что есть истина») еще и «кто?» (например, возможности индивидуального риска взять на себя решение данного вопроса). Несмотря на индивидуальный, самостоятельный способ ответа в философии предмет ее вопросов всегда превосходит данную наличность, что также можно связать с социальными предпосылками ее зарождения в Европе. Поскольку обнаруживается расхождение между наличным (данным, очевидным) и искомым (заданным, умопостигаемым), то обнаруживается предпосылки такой связи в мировоззрении (первая функция философии). Тем самым, философ может решать вопросы «помимо» своих установок (например, светских, религиозных). Однако, поскольку источник находится «за пределами» индивида, то и других средств решать «помимо» своих установок философ также не обнаруживает и решает их «благодаря» их анализу, что уже составляет «методическую» функцию философии. Таким образом, обе функции просто являются необходимым и достаточным условием философа перед началом исследования. Поскольку все это лишь условия то негарантированный поиск скорее будет стремлением к истине, (филео – любовь), чем истиной. Поэтому философия подчеркивает в своем название преобладание самой истины, Истины, для начала, в греч. языке с именем «софия» (мудрость).

2. Поскольку до и помимо предлагаемой философии существуют иные ответы (эстетические в искусстве, теологические в определенной религии), то философия стремится понять характер самого вопроса (его окончательная или временная неразрешимость), возможность к постановке и переопределению его и находит возможность не считать данный исследователем ответ окончательным, а соотносительным как в связи с тем, к чему он поставлен (к миру, Богу, человеку), так и в связи с тем, какими средствами он поставлен. При зарождении философии вопрос получил характер вопроса о первоначале, а с времен классической философии это различение и формы и идеи (Платона и Аристотеля) определило философские дисциплины: «что» о бытии (онтология), «как» о познании (гносеологии) или теоретическую философию и прикладные философские дисциплины-«инструменты»: логику, этику, эстетику, и т.д. («Первая» философия и «вторая» Аристотеля).

3. Особенность философского языка исходит из трансформации обыденного употребления профессиональных терминов через обращение к собственному опыту в изложении мировоззрение. Так суждение обозначает выступление перед судом во время «кризиса» (критика), а обращение к природе за ответом, - пользование догматом (оросов), термином (указание на межу, границу) и описания мира (горизонт: от «орос» и «онт», бытие). Самостоятельность мышления отражается и в философском языке. Не только «фило-софия», но ее составляющие, с одной стороны очевидны и подвластны человеку а с другой связаны всеобщим законом (логос – слово и смысл и Логос, душа человека и душа мира и т.п.), но и сама терминология отражает эту двойственность: представление обычного языка может стать философским понятием. Например, слова критика (от кризис), суждение (от суд), смотреть (скепсис), вид (идея), «видик» (идол, эйдолон), лицо (просопон, персона), да и само слово «теория» (от теа- наблюдать, см. однокоренное – театр), указывают на особенность античного воззрения в момент поиска оправдания человеком себя и отсутствие готового оправдания. Также и дальше у Аристотеля: подставка, ступенька для ног - ипотесис (гипотеза), ипостасис (основание фон) в переводе на латынь - субстанция, субъект (подвергнутое, подброшенное), энергия – воплощение, потенция (могущее), выведение (дедукция). Сегодня мы можем пользоваться античными терминами Платона, Аристотеля, нововременными терминами Ньютона (сила, притяжения) как понятиями. Понятия позволяют мыслить вне непосредственного обращения к наличному в опыте и выходить за пределы очевидно, способствуя решению новых задач, что является привилегией философской а позже научной мысли. Можно сказать, что термин в понятии приобретает свою определенность, обнаруживает свою часть от идеи.

4. Философия не только исходит из постулатов, но и отмечает с одной стороны неотменимость данных чувственного познания, а с другой – возможность ее альтернативного описания исходя из разных задач: теоретической и практической философии. Однако особенности ее языка опирается на конкретность и ясность самого описания, невозможности простой ссылки на модель специальной науки: так соизмеримости жизни с событиями альтернативно противопоставляются несоизмеримые особенности личной памяти, исходящей из достоверности всего жизненного опыта (память как память событий), и формирующего свой собственный язык.

5. Философские позиции на первый взгляд противоречат и исторически отменяют одна другую. Так в астрономии система Птолемея сменилась системой Кеплера, Галилея и Ньютона, а позже была революционизирована А.Эйнштейном. Однако философская постановка задачи на исследование в меньшей степени обращает внимание на предметность материала (возможность или невозможность исследования, например, парадокса времени близнецов в теории относительности), сколько на истинность самой постановки задачи и ее разрешимость разными возможностями человека в разных, авторских вариантов (бессмертие в физике, теологии, этике и философии различно по выражение но имеет одинаковый смысл).

Философия не выводится непосредственного из притчевой мудрости мудрецов. Гномоны, мудрых притчевых изречений необходимо оказались связаны с иными «гномонами» - практиками натурфилософских исследований обращения светил и тех закономерностей, которые могли быть установлены для всякого случая. Изучаемый закон в природе случая (логос) должен быть столь же неотложным для существования человека, как и закон полиса. С установлением видимой всеобщности, логики этот закон возобладал над мнением (доксой) так, что возможно стало доказательство того, что представлялось очевидным, например, высота пирамиды очевидна стала «видна» по ана-логии с высотой палки, тень от которой можно было бы измерить. В некотором смысле философия стала оправдывать очевидное количественное измерение того, что синкретически видилось отдельным, вне всякой связи с иным. В этом смысле мудрость философа является методом в отличие от искусства мыслить мудреца.

 

6. Направленное на задачу мышление ищет средства сформировать наиболее общие типы мировоззрения для постановки возможных условий ее решения. Таким образом, наряду с мировоззрение необходимо выделить религию, эстетику, этику, науку как начальные условия наиболее общего подхода. В этом списке приоритетная роль исторически отводится религии и науке, причем религия в ее этическом корне дает возможность личностного изучения, а наука – наиболее общих практических выводов открытий мышления.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1. Хто вперше вжив слово «філософія» і назвав себе «філософом»?
  2. Коли має місце факт виникнення філософії?
  3. Що таке онтологія?
  4. Що таке гносеологія?

План.

1. Философия Древнего Востока

2. Рождение и поиск Первоначал в древнегреческой философии

3. Диалектика и атомизм первых школ философии (ионийская и элейская)

4. Софисты, Сократ и сократические школы

Вопросы:

1. Загальні закономірності буття

2. Матерія і свідомість. Теорія відображення.

3. Рух і розвиток.

Основные понятия: бытие, движение, мера и несоизмеримое, предел.

Предметная область: определение роди противоречия и движения материального и нематериального для преодоления противоречия. Представление о космосе как предельном выражении понимания человека

Цель занятия:

Обращаясь к представлению о задаче (задачи о времени и пространстве) показать не6приемлимость обращения к стереотипам и предложить исследование природы явления, поиска первоначала

Воспитательная задача и средства ее реализации: определение первоначала философского рассуждения в личном профессиональном мастерстве, его организованности в здравый смысл, а также противоречивые последствия для его выведения в общее пользование и необходимости обращения к специальной терминологии (идея, понятие, и проч.)

Вопросы для самоподготовки

7. Давньогрецька філософія: загальна характеристика, періоди, цілі, метод.

8. Періодизація та загальна характеристика давньогрецької філософії.

9. Загальна характеристика давньогрецької натурфілософії. Поняття першооснови.

10. Тлумачення першооснови (архе) в філософії Фалеса та Анаксімандра.

11. Тлумачення першооснови (архе) в філософії Геракліта та Піфагора.

12. Давньогрецька філософія. Поняття буття та небуття в філософії Парменіда.

13. Філософія Парменіда. Поняття істини та можливі шляхи людського пізнання.

14. Філософія софістів: своєрідне тлумачення істини, користі та людини.

15. Своєрідність філософської думки софістів: від натурфілософії до антропології.

16. Філософія Сократа. Діалогічна форма філософування та її етичні висновки.

17. Філософія Сократа. Душа як суть людини. Взаємини душі і тіла.

18. Філософія Сократа. Елементи сократичного діалогу та його цілі.

  1. Філософія Сократа. Поняття чесноти, свободи та істини.

7. Философия возникла в определенный момент европейской истории, связанной с критическим переосмыслением религиозно-мифологической практики специализация ритуального понимания стала противоречить неспециализированной, общезначимой природе мысли. Например, описанное Гомером равенство времени падения наковальни с Олимпа землю и падения же ее с земли в Аид позволяло приводить суждения равно обязанные и мифу и измерительной модели мира, причем последняя позволяло в одиночку делать измерения земли (геометрия) и приводить предсказания (дальности до природных объектов, времени затмения и т.д.). В период VIII-VI вв. произошло множество религиозных реформ (конец эпохи первого храма в Израиле, реформа буддизма в Индии) но философия возникла только в Европе, что связано с отнесением обнаруженного несоответствия ритуального и реального мира к природе общественного, полисного человека в Греции (для религии Греции – реформа орфиков). Те «гимны», которые могли ответить на потребности человека (гимно-софисты для эстетики, гимн-астика для физики тела, гимн-азия для ума) могли быть сведены к одной природе только при задаче отыскания не относительной, а абсолютной меры, начала для человека.

Первоначально учения исходили из вопроса «что», т.е. вопроса о первоначале, о природе, т.е. «физики», которую по натуральным началам называют «натурфилософией». Принято делить натурфилософию на 2 школы: восточную ионийскую (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) и западную элеатскую (Эмпедокл, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон). После синтеза их в теория Анаксагора и Демокрита и релятивистической критики физики у софистов, наступает классический период Сократа, Платона, Аристотеля. После Аристотеля античная философия лишь комментирует и уточняет классические принципы (Филон Александрийский, Плотин) вплоть до возникновения на фоне античной философии христианского личного субъекта философии.

8. Античная философия исходит из живого, одушевленного и всегда рано или поздно очевидного Космоса, порядка. Даже самые утонченные и сегодня кажущиеся абстрактными понятиями: идея, душа, максимально рельефны, если не телесны. Так идея здесь никогда не индивидуальна (пришла идея аналогично «пришла мысль»), но наоборот, человек может обнаружить вид (т.е. идею) чего-то все равно конкретизируемого: Добра, красоты и т.д., как часть общего. Правда это обнаружение требует еще усилий, поскольку превознесение например, красоты, вовсе не оканчивается очевидным, а наоборот, только начинает ее исследование. В определенном смысле античная философия основана на мифе живого космоса и его определенностях, стихиях, элементах, восходя к наиболее общим понятиям: опять же Единого, числа, ума, души (Добра, истины, красоты) и их представленности от наиболее рациональных представлений ранней натурфилософии к самым поздним мистическим представлениям заката античности. С заменой аллегоризированных принципов на личность вместе с христианством падает и античная философия.

9. Первым философам не очевидность, а доказуемость, определенность представления в понятиях должна была указывать на первоначала. В принципе такие первоначала есть просто стихии (элементы: вода, воздух, земля, огонь). Однако их нельзя сопостовать. Хотя они превращаются друг в друга, но сами по себе противоположны (воздух одновременно и горячий при выдыхании и холодный при вдыхании). Непредставимость несоизмеримой величины диагонали квадрата может быть определена в логических сопоставлениях четного и нечетного (диагонали не та и не другая), зато очевиден процесс вывода его в уме или построения через применения всех логичных для данного понятия процедур. Конечно, можно очевидными зримыми материально глазами «увидеть» соответствие величины квадрата гипотенузе сумме квадратов катетов, но интереснее проследить логику «перемещения» взгляда в соответствии с перемещением тени гномона от Солнца, и продолжить это знание до очевидной доказуемости путем построений палочкой на земле («геометрия»). Поскольку представления о солнце, океане, в котором оно плавает и т.п. остается живым и мифологическим, то и процессы аналогично понимаются техно-логически: как превращения в плавании океана и его начала, вода – Фалес, как жар (огонь) в горниле свершающегося создания земли – Гераклит и т.д. Данный элемент является тем мерилом, которым все меряется, но которое ничто не мерит (такую роль сегодня, например, исполняет постоянная скорость света в теории относительности А.Эйнштейна).

10. Еще более важно, чем обнаружение первоначала, была та критика, которой подвергалась всякая теория в самый момент ее установления. Фалес Милетский критикуется своим племянником Анаксимандром на основании ущербности единственного внесенного натурфилософом допущения, не домысленного «до конца». Например, шарообразность воды, как будто данная для очевидности теории воды как начала критикуется как раз на этом же основании: если вода должна держаться (предполагается – на чем-то), то не очевиднее (для ума), что и сверху и снизу это будет одна и та же вода, а значит, нет необходимости в поддерживающей основе – земля находится в центре именно потому, что в центре нет тяжести и тогда не вода будет началом, а некоторое всеобъемлющее, все-основное, в традиционной передаче – «апейрон». Так на протяжении одного поколения критика заменяет одну теорию другой, что характерно для философии.

11. Поскольку чет и нечет, черное и белое, как крайности не являются абсолютно присущими миру, то вместе с Гераклитом и Пифагором появляется исследование принципа, логоса вещей: невидимого структурного основания или напряжения, свойственной космосу. У Гераклита это обнаружение сути через их крайности, поскольку сам мир вечно сгорает (мы это не видим из-за того, что сами находимся в этом процессе) или течет, у Пифагора это напряжение крайностей представлено в «фигурном» (как статуя) виде: всякая стихия определяется другой через число. Так музыка является соизмеримой натяжению воловьей жилы только в кратном размере натяжению веса(аналогично см. закон Милликена), аналогично звону ударов по наковальне с определенным весом. Так возможно сопоставление не только мокрого (воды) и тяжелого (земли), но числовые отношения позволяют переходить не только от стихии к стихии, но на основе найденной константы (например, «золотого сечения») к устроению космоса (наличие неслышимой из-за привычки музыки «сфер» Космоса). Однако Гераклит критикует Пифагора за «многознание», т.е. как раз за отказ от самокритики и переноса числа даже на Логос, смысл, поскольку число оправдывается, но само не оправдано. Сам плачущий Гераклит отделяет видимость от логоса для космоса в его законе (необходимости) сгорать и заново загораться.

12-13. Парменид и элейская философия, завершителем которой он был наряду с Зеноном Элейским (Пифагор, Эмпедокл, Ксенофан) как раз направило свое внимание на «все». Всякое изменение, благодаря тому, что оно изменяется как вверх так и вниз (Гераклит), в сущности не является изменением, но видимым. Исследование сущности изменения (для привычек – Ксенофана, для Человека как жителя космоса – Эмпедокла) показало невозможность отделить в мышлении мысль об бытии от самого бытия, а значит и невозможности познать что-то иное, чем познается. Описав на языке мифологии эту неразрывность мысли о ее предмета, Парменид дал критике не отдельных натурфилософских теорий, а самих их оснований, например, представления о движении. Его ученик Зенон сформулировал это в ряде апорий (т.е. затруднений самой мысли, без толчка извне не имеющих способа их решения): «Стрела», «Ахилл и черепаха», «Стадий» и проч. Тогда, если познание и возможно, то оно возможно не по частям, а целиком, следовательно мышление и бытие, жизнь должны так или иначе совпадать. Интересно, что именно элейская философия дала греческому миру больше всего конституций устройств полисов, государственных переворотов и тиранов. * К.Фишер, Асмус

14-15. До софистов и Сократа необходимо учесть, что завершители натурфилософии для Анаксагора и Демокрита обнаруженное тождество бытия и мышления противоречило живой практики измерения величин (ведь и величину не было бы с чем сопоставить). Так деление вещи было бы невозможно, поскольку с продолжающимся делением или количество должно возрастать, и последние части были бы почти ничем, пустотой, и бесконечной малой (что невозможно по Пармениду) или, поскольку количество возрастает до бесконечности, то их масса должна бесконечно возрастать (что противоречит опыту). Для замены апории было выдвинуто представление об таком «неделимом» (а-том: не-делимое), которое было бы умопостигаемо и одновременно структурной частью мира. Анаксагор придал этому понятию роль связи с живым принципом познания (гомеометрии – подобочастные частицы являются составляющими и мира и человека, например, при связи распадении этих элементов во сне, воображении, памяти и т.д.). Теперь для исследователя природы, «физика» обнаруживалась не вторичная, а как минимум, равноправная с космосом роль. Софисты брались за обучении мудрости, утверждая, что умелое, «к месту», применение найденных апорий, высказываний и т.д. позволит юноше быть управителем полиса. Софисты противопоставили рассуждениям физиков рассуждения о человеке: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существующих, несуществующих, что они не существуют» (Протагор), но последующие развитие софистики как ориентированное на человека исследование, стало приведением явного противоречия индивидуальной и социальной философии человека (Диоген «в бочке»).

16-19. Сократ – первая фигура в истории философии, обративший внимание на смысл, не, «что видится (процесс видения)», а то, «что видится» (смысл видения): для того, чтобы увидеть нет нужды «пялиться» на вещь, но необходимо какие-то специальные действия. Важно то, что это исследование начинается с установление «0» - вполне софистического «я знаю, что ничего не знаю». Способ наведения на смысл еще мифологически Сократ называет повивальным искусством, майевтикой. В центре его внимания смена фокуса в поиске конечного основания для суждения, пусть оно до конца и не будет проведена. Это обнаруживается в диалоге, когда первоначальная «наивная» позиция участников сменяется на более рассудительную. Основными темами обсуждения для Сократа были обычные вещи: дружба, смелость и т.п., причем первоначальные определения как пользы, взаимовыгоды обнаруживают недостаточность по сравнению с определением их как знания (добра, красоты). Поэтому и красота самого Сократа (очевидное безобразие) обнаруживается только в движении и рождении мысли, обнаруживающей свою связь с всеобщим (свой смысл). Однако сам Сократ, намеренно воспринятый как софист не смог продемонстрировать самозащиту на суде и был приговорен к казни (399 г. до н.э). Благодаря отсрочке казни Сократ раскрывает и основания своей философии (диалоги «Апология Сократа», «Федон»), указывая их начало в душе как умной части всеобщей души.

Вопросы для самоконтроля:

1. Які хронологічні рамки античної філософії?

2. Яку проблему вирішували філософи мілетської школи?

3. На якій тезі будується філософія Фалеса?

4. Що вважав першоосновою Анаксимандр?

5. Що значить положення: «Число є сутність і зміст усього, що є у світі»?

6. Хто вперше вжив у філософії поняття буття?

7. Хто з філософів уважав, що в ту саму ріку не можна ввійти двічі?

8. Хто з філософів уперше заявила: «Людина - міра всіх речей»?

9. Чия філософія базується на тезі «Я знаю, що нічого не знаю...»?

10. Чому, відповідно до Сократа, тотожне знання?

 

Вопросы для самоподготовки

20. Філософія Платона. Взаємини ідея – річ. Поняття «благо» та призначення душі.

21. Філософія Платона. Відкриття метафізичного простору. «Ідея» та «світ ідей».

22. Філософія Платона. Пізнання, пошук істини і доля філософа в «міфі про печеру».

23. Філософія Платона. Філософія як любов. Співвідношення душі і тіла.

24. Філософія Аристотеля. Визначення «першої філософії» (метафізики) та її цілей.

25. Філософія Аристотеля. Визначення матерії та форми; їх «взаємовідношення».

26. Філософія Аристотеля. Визначення метафізики. Поняття «першо-двигуна».

27. Філософія Аристотеля. Етапи пізнання; роль досвіду та розуму у знанні причин.

28. Філософія Аристотеля. Етапи процесу пізнання, роль досвіду та теорії.

29. Філософія Аристотеля. Категорії буття та поняття субстанції.

  1. Філософія Аристотеля. Різновиди душ. Специфіка «души раціональної».

20-23. Философия Платона – это диалектика, метод, возникший как развитие метода Сократа. Восходящая к единому мысли требует одновременно раскрытия своих положений через иное, т.е. проясняется на ином, несвойственном материале. Эта проясняющее себя через иное развитие мысли требует находящегося вне самого метода идеального начала, или «идеи». Платон ранних «сократических» диалогов и зрелый (диалоги «Лисий», «Пир», «Тимей») продолжает сократическое прояснение основных тем: любви, души, мира; тогда как у позднего Платона диалоги становятся практически монологом (Законы, Послезаконие), а место свободолюбия занимает сменяющая нужду природы необходимость ума. Платон – идеалист. Это значит, что таблица умножения не горит, и вечна. Видимый мир не обманчив, просто он лишь «предел» видимости, указывающий на недостаток «умозрения»: необходимо видеть вещи «умными» глазами. Это значит, что всякая вещь, событие одинаковы добры и злы (иначе в них смешано и то и другое), но уже то, что может быть благо, знание о нем, уже указывает на причастность человека ему. Если развивать этот принцип дальше, то он овеществляется (например, что светит не солнце а тот, кто его создал). Но сам Платон больше сконцентрировался на задаче описания метода восхождения к Благу, и даже, если посылка на причастность ума благу верна, к практическому планированию будущего, утопии.

24-30. Аристотель – ученик Платона и его продолжатель. Увидел преодоление отмеченного Платона разрыва между любовью земной и небесной в принципе индивидуализации, воплощения (энтелехии) сущего (чтойности). Отмечал разнообразие форм и их сведение к общему (квинтэссенция) по принципу непрерывного восхождения через противоположности. Для самого себя (вводит самосознание) глаз не видит, поско







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.