|
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Я.А. КОМЕНСКОГО. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д. ЛОККА. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: проанализировать педагогические идеи Я.А. Коменского с точки зрения наличия системы знаний о законах воспитания детей, выделить системообразующие идеи педагогики Я.А. Коменского и Д.Локка, сравнить названные педагогические системы. Оснащение: - портреты Я.А. Коменского и Д. Локка - тексты работ Я.А. Коменского и Д.Локка
Задания: 1.Составьте конспект " Великой дидактики" 2.Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (по Я.А. Коменскому и Д.Локку) 3. Составьте тезисный план работы Д.Локка «Мысли о воспитании.» 4. Выпишите в таблицу из "Великой дидактики" дидактические принципы и соответствующие им высказывания Я. Коменского о каждом из принципов:
Вопросы для обсуждения: 1. Идея "пансофии" и принцип природосообразности и их влияние на сущность педагогической системы Коменского. 2. Сенсуализм и его проявление в педагогике Я. Коменского и Д. Локка. 3. Нравственное воспитание как составная часть педагогических систем Я.А. Коменского и Д. Локка. 4. Средства обучения и воспитания в педагогических системах Я.А. Коменского и Дж. Локка.
Источники: 1. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1982. В 2-х томах. 2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981. - С.91-182. 3. Локк Дж. Мысли о воспитании //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М., 1981. - С.163-194.
Литература 1. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир, 2004. 2. Джибладзе Г.Н. Философия Я.А.Коменского. - М., 1982. 3. Джуринский А.Н История педагогики. - М., 2000. 4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. –М.: Владос пресс, 2003. С.67-72.
5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для педвузов. - М., 1982. - С.27-39. 6. Кратахвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.,1991. 7. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М., 1970. 8. Капранова В.А.История педагогикию –М.: Новое Знание, 2003 –С.38-45. Темы рефератов и творческих заданий 1. Сенсуализм и его проявление в педагогике Коменского. 2. Я.А.Коменский об учителе. 3. Антропологические основания педагогики Я.А.Коменского. 4.Проект идеальной пансофической школы. 5. Я.А.Коменский, Джон Локк и Ж.Ж.Руссо о наказании" («Бить или не бить») 6. Проект закаливания ребенка Джона Локка и ваше отношение к проблеме закаливания. Занятие проводится под руководством преподавателя в форме практического занятия или семинара.
СЕМИНАР № 6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ XYIII - Х1Х ВЕКА Цель: проследить влияние идей Нового Времени на сущность педагогических систем, проанализировать оригинальные педагогические идеи Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега. Оснащение: портреты педагогов, тексты избранных педагогических сочинений.
Задания 1. Заполните сравнительную таблицу, отражающую особенности педагогических систем XYII – XIX вв.
2. Подумайте над вопросами: - Какова связь между социально историческими условиями, мировоззрением педагогов и целью воспитания в их системе. - Как связаны цель и средства обучения и воспитания в разных педагогических системах. - Какие изменения претерпевают принципы обучения в процессе развития педагогики. 3. Составьте конспекты работ Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта.
Вопросы для обсуждения 1. Идеи эпохи просвещения и теория "естественного воспитания" Ж.Ж. Руссо. 2. Песталоццианство как педагогическая система (И.Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт). 3. Диалог о развивающем обучении в песталоццианской педагогике (И.Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег). 4. Трактовка принципа природосообразности и его проявление в педагогических системах Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, А. Дистервега.
Источники 1. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 2. Песталоцци И.Г. Линдгарт и Гертруда; Памятная записка парижским друзьям;. Лебединая песня //Хрестоматия… С. 276-323. 3. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. //Хрестоматия… С. 324-352. 4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия…. Литература 1. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир, 2004. 2. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2000. 3. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. - М., 1978. 4. Корнетов Г.Б. Педагогика И.Г.Песталоцци //Труды кафедры педагогики б Выпуск 1. - Москва –Тверь: АСОУ, Золотая буква, 2005. -С.80-98. 5. Капранова В.А. История педагогики –М.: Новое знание, 2003. – С47 -59. 6. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.-М.: Владос пресс, 2003. – С.76-78; С.83; С.88-89; 7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть 1. - М.,1988. - С.164-203. 8. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть 11. - М., 1989. - С.4-23; С. 3 - 54.
Темы рефератов и творческих заданий 1. Проблема цели воспитания в зарубежной педагогике. 2. Развитие идеи трудового воспитания в педагогических учениях зарубежных педагогов. 3. Теория развивающего обучения И. Песталоцци и А. Дистервега. 4. Традиции Д. Локка в системе образования в Англии. 5. Проблема познавательного интереса в педагогике И. Гербарта. 6. Выполнить наглядные пособия, слайд-фильм к теме любой лекции или семинарского занятия. Например, "Педагогическая система Я. Коменского как протест против средневековой системы воспитания.". 7. Проблема воспитывающего обучения в теории И. Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарта. 8. И.Кант и И.Песталоцци о воспитании человека. 9. Диалог средневековой педагогики и педагогики Нового Времени. Занятие может проходить в форме коллоквиума после прочитанного раздела истории зарубежной педагогики. СЕМИНАР № 7 РЕФОРМАТОРСТВО И РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - XX вв. Цель: изучить новаторские педагогические идеи рубежа Х1Х-ХХ вв.; развить умение сравнивать концептуальные идеи реформаторской педагогики и традиционной гербартианской; изучить характерные черты систем образования отдельных стран.
Задания: 1. Законспектировать работы Д. Дьюи, А. Лая, Г. Кершенштейнера, Я. Корчака, С. Френе и др. 2. Составить к занятию таблицу характеристик основных педагогических категорий в зарубежных педагогических теориях: 1).гербартианская педагогика, 2).педагогика прагматизма, 3).гуманистическая педагогика.
Вопросы для обсуждения: 1. Педагогика действия (А. Лай) и «трудовая педагогика» (Г. Кершенштейнер). 2. Педагогика прагматизма как новая философия образования и альтернатива традиционной (гербартианской) системе и ее влияние на мировую педагогику. 3. Развитие гуманистической традиции в образовании (М. Монтессори, Я. Корчак, К. Роджерс, Б. Беттельхейм, С. Френе и др.). Вальдорфская педагогика и школа. 4. Система образования США, Англии, Германии, Японии и др.
Источники: 1. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце //Человек, 1992. -.№ 2-5. 2. Bruno Bettelheim The Uses Of Enchancement. The Meaning and Importance of Fairy Tales Vintage Books New York> 1977 328 p. (для самостоятельной работы).
Литература: 1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике / Под ред. М.Н. Певзнера, С.А. Расчетиной.- Новгород, 1994. 2. Антропософские школы Рудольфа Штайнера /Авт. сост.: Е.В.Иванов, М.Н.Певзнер.- Новгород.,1993. 3. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: учебное пособие. – Владимир, 2004. 4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986. 5. Боярчук Ю.В. Состояние и проблемы школьного обучения в Японию Начальная школаб № 10, 1991. 6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991. 7. Д. Дьюи //Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1991. -С.300-301. 8. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2000. 9. Ионова Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдоpфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика, 1998. - № 4. - С.108-113. 10..С.84 -107. 11. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.-М.: Владос пресс, 2003. С. 141-149. 12. Килпатрик У.// Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1991. - С.430-431. 13. Кларин В., Денежкин Е. Зарубежная школа: надежды и действительность. - М.,1990. 14. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. - М.,1993. 15. Масару Ибуки. После 3-х уже поздно. - М., 1992. 16. Максимов М. Только любовь... Не мало ли? //Знание – сила,1987. -.№7. 17. Нанивская В. Детсад в Японии. Опыт развития детей в группе. - М., 1987. 18. Очерки школы и педагогики за рубежом. - М.,1990. 19. Монтессори М. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 20. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст [Текст] / Е.Ю.Рогачева. – Владимир, 2005. - 333 с. ISBN 5-87846-461-6. 21. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в кросс-культурном диалоге [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур: коллективная монография. Т.1. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - С. 158-171. ISBN 5-9273-0521-1. 22. Рогачева, Е.Ю. Биография как история (статья) Сб. научных трудов: Диалог продолжается... Владимир. 1995. 1 п.л. 23. Рогачева, Е.Ю. Восприятие Другого: педагогика Д. Дьюи в контексте различных культур [Текст] // Нация как нарация: опыт российской и американской культуры (материалы IV летней фулбрайтовской гуманитарной школы в МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2002. - С. 141-148. ISBN 5-901787-05-6. 24. Рогачева, Е.Ю. Восприятие философии образования Джона Дьюи в странах Латинской Америки [Текст] / Е.Ю Рогачева // Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций. Российско-американский ежегодник. Владимир – Hanover, 2004. - №5. - С. 140 – 159. 25. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в контекстах разных культур [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Педагогика. – 2003. -№ 8. – С. 88-96. ISSN 0869-56IX. 26. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи как инструмент модернизации образования в странах Латинской Америки [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Вестник Российского Университета Дружбы Народов, серия Психология и Педагогика, 2006, №2(4) –С.146-156. ISSN 0869-8732. 27. Рогачева, Е.Ю. Педагогический эксперимент Дж. Дьюи и его значение для будущих учителей (статья) История педагогики как учебный предмет. Международное исследование. Москва: Российская Академия Образования. 1995. 1 п.л. 28. Рогачева, Е.Ю. Педагогическое творчество Джона Дьюи в чикагский период [Текст] / Е.Ю.Рогачева // Педагогика. - 2004. - №5.с.90-97. 29. К.И.Салимова Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: История и современность.- Международная Академия самосовершенствования: М.,1993 г. Темы рефератов и творческих заданий: 1. Гуманистическая воспитательная система Б. Беттельгейма. 2. Педагогические возможности сказки в системе Б.Беттельгейма. 3. Эстетическое воспитание в японской школе (в детском саду). 4. Проблема общения учителя и учащихся в зарубежных педагогических теориях. 5. Проблема педагогической техники в истории отечественной и зарубежной педагогики. 6. Урок в зарубежной школе.
Занятие может проходить в форме игры "Заседание клуба зарубежных педагогов". Каждая из микрогрупп готовит детальный анализ и защиту педагогических взглядов того или иного педагога, педагогической концепции. По ходу заседания могут быть проиграны творческие задания (например, «Урок в зарубежной школе»), обсуждены вычлененные группами дискуссионные вопросы.
СЕМИНАР № 8 ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|