Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Я.А. КОМЕНСКОГО. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д. ЛОККА.





Цель: проанализировать педагогические идеи Я.А. Коменского с точки зрения наличия системы знаний о законах воспитания детей, выделить системообразующие идеи педагогики Я.А. Коменского и Д.Локка, сравнить названные педагогические системы.

Оснащение: - портреты Я.А. Коменского и Д. Локка

- тексты работ Я.А. Коменского и Д.Локка

 

Задания:

1.Составьте конспект " Великой дидактики"

2.Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (по Я.А. Коменскому и Д.Локку)

3. Составьте тезисный план работы Д.Локка «Мысли о воспитании.»

4. Выпишите в таблицу из "Великой дидактики" дидактические принципы и соответствующие им высказывания Я. Коменского о каждом из принципов:

 

Дидактический принцип Высказывания Я. Коменского
   
   
   
   

Вопросы для обсуждения:

1. Идея "пансофии" и принцип природосообразности и их влияние на сущность педагогической системы Коменского.

2. Сенсуализм и его проявление в педагогике Я. Коменского и Д. Локка.

3. Нравственное воспитание как составная часть педагогических систем Я.А. Коменского и Д. Локка.

4. Средства обучения и воспитания в педагогических системах Я.А. Коменского и Дж. Локка.

 

Источники:

1. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1982. В 2-х томах.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981. - С.91-182.

3. Локк Дж. Мысли о воспитании //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М., 1981. - С.163-194.

 

Литература

1. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир, 2004.

2. Джибладзе Г.Н. Философия Я.А.Коменского. - М., 1982.

3. Джуринский А.Н История педагогики. - М., 2000.

4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. –М.: Владос пресс, 2003. С.67-72.

 

5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для педвузов. - М., 1982. - С.27-39.

6. Кратахвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.,1991.

7. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М., 1970.

8. Капранова В.А.История педагогикию –М.: Новое Знание, 2003 –С.38-45.

Темы рефератов и творческих заданий

1. Сенсуализм и его проявление в педагогике Коменского.

2. Я.А.Коменский об учителе.

3. Антропологические основания педагогики Я.А.Коменского.

4.Проект идеальной пансофической школы.

5. Я.А.Коменский, Джон Локк и Ж.Ж.Руссо о наказании" («Бить или не бить»)

6. Проект закаливания ребенка Джона Локка и ваше отношение к проблеме закаливания.

Занятие проводится под руководством преподавателя в форме практического занятия или семинара.

 

 

СЕМИНАР № 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ

XYIII - Х1Х ВЕКА

Цель: проследить влияние идей Нового Времени на сущность педагогических систем, проанализировать оригинальные педагогические идеи Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега.

Оснащение: портреты педагогов,

тексты избранных педагогических сочинений.

 

Задания

1. Заполните сравнительную таблицу, отражающую особенности педагогических систем XYII – XIX вв.

Педагог, Эпоха, государство, даты жизни Факторы развития личности Цель и задачи образования Ведущие педагогические принципы Средства обучения и воспитания
Ж.Ж. Руссо          
И.Г. Песталоцци          
И.Ф. Гербарт          
А. Дистервег          

 

2. Подумайте над вопросами:

- Какова связь между социально историческими условиями, мировоззрением педагогов и целью воспитания в их системе.

- Как связаны цель и средства обучения и воспитания в разных педагогических системах.

- Какие изменения претерпевают принципы обучения в процессе развития педагогики.

3. Составьте конспекты работ Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта.

 

Вопросы для обсуждения

1. Идеи эпохи просвещения и теория "естественного воспитания" Ж.Ж. Руссо.

2. Песталоццианство как педагогическая система (И.Песталоцци, А. Дистервег,

И. Гербарт).

3. Диалог о развивающем обучении в песталоццианской педагогике (И.Песталоцци,

И. Гербарт, А. Дистервег).

4. Трактовка принципа природосообразности и его проявление в педагогических системах Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, А. Дистервега.

 

Источники

1. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С.

2. Песталоцци И.Г. Линдгарт и Гертруда; Памятная записка парижским друзьям;. Лебединая песня //Хрестоматия… С. 276-323.

3. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. //Хрестоматия… С. 324-352.

4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия….

Литература

1. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир, 2004.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2000.

3. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. - М., 1978.

4. Корнетов Г.Б. Педагогика И.Г.Песталоцци //Труды кафедры педагогики б Выпуск 1. - Москва –Тверь: АСОУ, Золотая буква, 2005. -С.80-98.

5. Капранова В.А. История педагогики –М.: Новое знание, 2003. – С47 -59.

6. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.-М.: Владос пресс, 2003. – С.76-78; С.83; С.88-89;

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть 1. - М.,1988. - С.164-203.

8. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть 11. - М., 1989. - С.4-23; С. 3 - 54.

 

Темы рефератов и творческих заданий

1. Проблема цели воспитания в зарубежной педагогике.

2. Развитие идеи трудового воспитания в педагогических учениях зарубежных педагогов.

3. Теория развивающего обучения И. Песталоцци и А. Дистервега.

4. Традиции Д. Локка в системе образования в Англии.

5. Проблема познавательного интереса в педагогике И. Гербарта.

6. Выполнить наглядные пособия, слайд-фильм к теме любой лекции или семинарского занятия. Например, "Педагогическая система Я. Коменского как протест против средневековой системы воспитания.".

7. Проблема воспитывающего обучения в теории И. Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарта.

8. И.Кант и И.Песталоцци о воспитании человека.

9. Диалог средневековой педагогики и педагогики Нового Времени.

Занятие может проходить в форме коллоквиума после прочитанного раздела истории зарубежной педагогики.

СЕМИНАР № 7

РЕФОРМАТОРСТВО И РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В

ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - XX вв.

Цель: изучить новаторские педагогические идеи рубежа Х1Х-ХХ вв.; развить умение сравнивать концептуальные идеи реформаторской педагогики и традиционной гербартианской; изучить характерные черты систем образования отдельных стран.

 

Задания:

1. Законспектировать работы Д. Дьюи, А. Лая, Г. Кершенштейнера, Я. Корчака, С. Френе и др.

2. Составить к занятию таблицу характеристик основных педагогических категорий в зарубежных педагогических теориях:

1).гербартианская педагогика,

2).педагогика прагматизма,

3).гуманистическая педагогика.

 

  П Е Д А Г О Г И К А
  Гербартианская Прагматизма Гуманистическая
Цель и задачи Образования      
Принципы обучения и воспитания      
Содержание Образования      
Методы обучения и воспитания      

 

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика действия (А. Лай) и «трудовая педагогика» (Г. Кершенштейнер).

2. Педагогика прагматизма как новая философия образования и альтернатива традиционной (гербартианской) системе и ее влияние на мировую педагогику.

3. Развитие гуманистической традиции в образовании (М. Монтессори, Я. Корчак, К. Роджерс, Б. Беттельхейм, С. Френе и др.). Вальдорфская педагогика и школа.

4. Система образования США, Англии, Германии, Японии и др.

 

 

Источники:

1. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце //Человек, 1992. -.№ 2-5.

2. Bruno Bettelheim The Uses Of Enchancement. The Meaning and Importance of Fairy Tales Vintage Books New York> 1977 328 p. (для самостоятельной работы).

  1. Дьюи Д. Школа и общество //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. - С.490 – 500.
  2. Дьюи, Д. Демократия и образование. Пер. с англ. Ю.И.Турчаниновой, Э.Н.Гусинского, Н.Н.Михайлова. М. Педагогика пресс, 2000, 384 с. ISBN 5-7155-0773-1;
  3. Дьюи Дж. Впечатления о Советской России:(Очерк 1929 г.)[ Пер. с англ. Д.Дьюи]; Н.С.Юлина: Джон Дьюи; Послесловие Н.С. Юлиной. История Философии.2000. № 5.с.224-275;
  4. Дьюи Дж..Общество и его проблемы. Пер. с англ. И.И.Мюрберг, А.Б.Толстова и Е.Н.Косиновой, М.: Идея-Пресс, 2002. -160 с. ISBN -5-7333-0052-3;
  5. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека /Пер. с англ., послесл. и примеч. Л.Е.Павловой. – М.:Республика, 2003.-494с. - (Мыслители ХХ века) ISBN 5-250-01849-1.
  6. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики....С. 478 – 488.
  7. Лай А. Школа действия // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики....С.502 – 526.
  8. Корчак Я. Как любить детей. - М.,1987.
  9. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
  10. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы я был учителем //Семья и школа,1987. -.№ 10.
  11. Фромм Э. Искусство любить (любое издание).
  12. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. - Берлин.1909.(на кафедре).

 

Литература:

1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике / Под ред. М.Н. Певзнера, С.А. Расчетиной.- Новгород, 1994.

2. Антропософские школы Рудольфа Штайнера /Авт. сост.: Е.В.Иванов, М.Н.Певзнер.- Новгород.,1993.

3. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: учебное пособие. – Владимир, 2004.

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.

5. Боярчук Ю.В. Состояние и проблемы школьного обучения в Японию Начальная школаб № 10, 1991.

6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.

7. Д. Дьюи //Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1991. -С.300-301.

8. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2000.

9. Ионова Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдоpфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика, 1998. - № 4. - С.108-113.

10..С.84 -107.

11. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.-М.: Владос пресс, 2003. С. 141-149.

12. Килпатрик У.// Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1991. - С.430-431.

13. Кларин В., Денежкин Е. Зарубежная школа: надежды и действительность. - М.,1990.

14. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. - М.,1993.

15. Масару Ибуки. После 3-х уже поздно. - М., 1992.

16. Максимов М. Только любовь... Не мало ли? //Знание – сила,1987. -.№7.

17. Нанивская В. Детсад в Японии. Опыт развития детей в группе. - М., 1987.

18. Очерки школы и педагогики за рубежом. - М.,1990.

19. Монтессори М. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

20. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст [Текст] / Е.Ю.Рогачева. – Владимир, 2005. - 333 с. ISBN 5-87846-461-6.

21. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в кросс-культурном диалоге [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур: коллективная монография. Т.1. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - С. 158-171. ISBN 5-9273-0521-1.

22. Рогачева, Е.Ю. Биография как история (статья) Сб. научных трудов: Диалог продолжается... Владимир. 1995. 1 п.л.

23. Рогачева, Е.Ю. Восприятие Другого: педагогика Д. Дьюи в контексте различных культур [Текст] // Нация как нарация: опыт российской и американской культуры (материалы IV летней фулбрайтовской гуманитарной школы в МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2002. - С. 141-148. ISBN 5-901787-05-6.

24. Рогачева, Е.Ю. Восприятие философии образования Джона Дьюи в странах Латинской Америки [Текст] / Е.Ю Рогачева // Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций. Российско-американский ежегодник. Владимир – Hanover, 2004. - №5. - С. 140 – 159.

25. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в контекстах разных культур [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Педагогика. – 2003. -№ 8. – С. 88-96. ISSN 0869-56IX.

26. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи как инструмент модернизации образования в странах Латинской Америки [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Вестник Российского Университета Дружбы Народов, серия Психология и Педагогика, 2006, №2(4) –С.146-156. ISSN 0869-8732.

27. Рогачева, Е.Ю. Педагогический эксперимент Дж. Дьюи и его значение для будущих учителей (статья) История педагогики как учебный предмет. Международное исследование. Москва: Российская Академия Образования. 1995. 1 п.л.

28. Рогачева, Е.Ю. Педагогическое творчество Джона Дьюи в чикагский период [Текст] / Е.Ю.Рогачева // Педагогика. - 2004. - №5.с.90-97.

29. К.И.Салимова Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: История и современность.- Международная Академия самосовершенствования: М.,1993 г.

Темы рефератов и творческих заданий:

1. Гуманистическая воспитательная система Б. Беттельгейма.

2. Педагогические возможности сказки в системе Б.Беттельгейма.

3. Эстетическое воспитание в японской школе (в детском саду).

4. Проблема общения учителя и учащихся в зарубежных педагогических теориях.

5. Проблема педагогической техники в истории отечественной и зарубежной педагогики.

6. Урок в зарубежной школе.

 

Занятие может проходить в форме игры "Заседание клуба зарубежных педагогов". Каждая из микрогрупп готовит детальный анализ и защиту педагогических взглядов того или иного педагога, педагогической концепции. По ходу заседания могут быть проиграны творческие задания (например, «Урок в зарубежной школе»), обсуждены вычлененные группами дискуссионные вопросы.

 

СЕМИНАР № 8







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.