Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 2. Сущность и структура педагогической деятельности. Педагогическое мастерство. Выдающийся мастер педагогического труда А.С.Макаренко.





Феномен образования и его подсистемы. Дисциплина в образовании и способы и средства её обеспечения.

(Семинар – 2 часа)

Задачи:

- раскрыть сущность образования и особенности его педагогической интерпретации;

- обеспечить студенту представление о многозначности образования;

- сопоставить различные интерпретации образования: культурологическую, этнологическую, социологическую, экономическую, политическую, антропологическую, психологическую, педагогическую;

- раскрыть сущность и особенности воспитания и обучения как подсистем целостного процесса образования человека.

-сформировать понимание целей, возможностей и границ использования дисциплины в образовании;

- обеспечить понимание различных подходов и способов обеспечения дисциплины в образовании, об их педагогических последствиях и путях реализации

Опорные понятия: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс. дисциплина в образовании.

Вопросы для обсуждения:

Педагогика, изучающая пути и способы целенаправленной организации развития человека, рассматривает образование, прежде всего с точки зрения создания условий для развития человека, позволяющих управлять этим процессом в интересах общества, государства, отдельных групп людей, самого образовываемого;

 

1.Дайте развернутое определение образованию, в котором будут отражены важнейшие черты этого феномена. Проанализируйте различные определения образования. Охарактеризуйте образование как деятельность, цель, результат, процесс, отношение, институт.

2. Соотнесите понятия образование, обучение, воспитание. Дайте определение двум последним. Что объединяет все три понятия? Что является специфическим для каждого из них?

3. Как вы понимаете утверждение, что человек сам несет в себе свой собственный образ. В чем значение этого тезиса для педагогики?

4.Какие особенности человека позволяют выделить в процессе образования подсистемы воспитания и обучения?

5. Сформулируйте базовые универсальные цели обучения. Какими средствами они могут быть достигнуты?

Сформулируйте базовые цели воспитания. Какими средствами они могут быть достигнуты?

6. Каким образом может достигаться единство воспитания и обучения в реальной педагогической практике? Каким образом в вашем вузе осуществляется учебная и воспитательная деятельность? Существует ли их единство?

Практические задания:

1.На основе изучения текстов А.В Мудрика «Воспитание в системе образования: характеристика понятия» (2001), А.М.Сидоркина «Методы воспитания»(1993), Б.З.Вульфова и В.Д Иванова «Основы педагогики» (2000), а также А.Дистервега «Воспитывающее обучение – обучающее воспитание» (1841) ответьте на вопросы:

- Какова структура педагогического процесса?

- При соблюдении каких условий воспитание будет обучать, а обучение воспитывать?

- Каковы место и роль самообразования и самовоспитания в становлении человека?

I.

II. Литература.

Корнетов Г.Б. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования // Завуч. 2002.№3

Краевский В.В.Воспитание или образование? // Педагогика,2001. №3.

Лернер И.Я. Об обучении и воспитании. М.,1988.

Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) в 2 кн./ Под ред И.А.Зимней. М.,2001.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.

 

В истории педагогики существуют разные подходы к интерпретации феномена дисциплины.

Позиция Я.А.Коменского(17 век):

«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех и ненависть» (Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы// избр.пед.соч.: В 2т.; Пер.с лат. М.,1982.Т.2. С.161-162). Для Коменского дисциплина – «узы», связывающие работу, подлежащую исполнению, и действующих лиц.

Позиция Джона Дьюи (1859-1952):

«… дисциплинаозначает власть над своими возможностями, управление имеющимися ресурсами для осуществления предпринятой деятельности. Понять, что надо сделать, а затем приняться за это, не откладывая дела в долгий ящик, используя необходимые средства - вот что значит быть дисциплинированным» ( Дьюи Д.Демократия и образование /Пер. с англ. М., 2000. С.124.)

Позиция С.И.Гессена:

«Дисциплина возможна через нечто иное, чем она сама – через свободу как высшее просвечивающее в ней начало» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995. С.67.) По его мнению, дисциплина, обладающая высшей целью, которой служат и властные и подвластные, обращается к собственной воле и разуму подвластных, оставляет место для личной инициативы, предоставляет выбор средств и путей самостоятельному суждению дисциплинируемых, предполагает их ответственность.

Позиция А.Нилла: «Возникает кощунственный вопрос: а почему, собственно, ребенок должен слушаться? Я на него отвечаю так: он должен слушаться, чтобы удовлетворить стремление взрослого к власти, зачем же ещё?... Поскольку социальное одобрение – это то, чего хочет каждый, ребенок сам научается вести себя хорошо, и никакой особенной внешней дисциплины не требуется?» ( Нилл А.Саммерхилл – воспитание свободой// Пер. с англ. М.,2000. С.124,127.)

Вопросы к семинару:

- На основе сравнительного анализа различных подходов к пониманию места, роли и значения дисциплины в образовании человека сформулируйте и обоснуйте собственное понимание дисциплины в педагогике. Используйте выше обозначенные позиции, а также текст приложения 1, где показаны подходы И.Г.Гербарта,А.Дистервега, К.Роджерса.

- На основе текста приложения 2 проанализируйте позицию С.Л, Соловейчика относительно дисциплины. Считаете ли вы эффективными и результативными его способы достижения дисциплины, а также других ученых?

-Каким образом обеспечивалась дисциплина в школе, где Вы учились и каким образом это делается в вузе, где вы учитесь?

- Какие проблемы удается решить, а какие нет? Что вы предлагаете для их решения?

 

Литература:

Гессен С.И. Дисциплина, свобода,,личность // Пед.соч. Саранск, 2001.

Гербарт И.Г. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Избр.пед.соч.: В2т.М.,1940. Т.1. С 155, 161.,165, 257

Дистервег А. Дисциплина в школе //Избр.пед.соч.; Пер.с нем. М., 1956. С.209,210.

Дистервег А. О школьной дисциплине и ее отношении к обучению/ там же, С.259.

Корнетов Г.Б. Феномен дисциплины в педагогике: подходы и интерпретации// Завуч.2005.№6.

Кривцова С.В.Учитель и проблемы дисциплины. М.,2004. С.-9 – 10.

Нечаев В.Я. Дисциплинированность – организационный принцип школьного образования//Педагогика. 2000.№5.

Роджерс К.,Фоенберг Д. Свобода учиться / Пер. с англ. М.,2002. С.314, 325,326, 339,345..

Румянцев В.М.Гармонизация свободы и дисциплины// Советская педагогика. 1990. №8.

Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. Проблема дисциплины в истории советской педагогики и школы. М.,1992.

 

СЕМИНАР № 3

ПЕДАГОГИКА НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА

Цель: проанализировать особенности восприятия ребенка в куьтуре древних обществ Ближнего Востока и Дальневосточной цивилизации, выделить в них педагогическую сущность, а также сравнить античной педагогикой древних греков и римлян. Дать характеристику различным типам образования (западный - восточный, афинский - спартанский), выявить в них общее и особенное, проследить связь представлений об образовании и их реализации в практике.

Задания

1. Составьте диалоги о воспитании, используя тесты Платона, Демокрита, Плутарха, Квинтилиана, Конфуция.

2. Покажите роль физического воспитания в Древней Греции и нравственного в Древнем Китае, используя соответствующие памятники литературы и искусства.

3. Представьте в виде схемы, таблицы или опорного конспекта выделенные общие и особенные черты афинского и спартанского воспитания, греческого и китайского, римского и китайского (по выбору).

 

Вопросы для обсуждения

1. Образ человека и цель обучения и воспитания в Древнем Мире. (Греция, Рим, Месопотамия, Египет, Израиль, Индия, Китай.

2. Спартанская и афинская системы образования. Общее и особенное.

3. Своеобразие обучения и воспитания в Древнем Китае.

4. Педагогические идеи мыслителей Древнего Мира (Конфуций, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан).

 

Источники:

1. Аристотель. Политика // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики. Сост. А.И. Пискунов. - М., 1971. - С.35-39.

2. Демокрит. Фрагменты о воспитании //Хрестоматия... С.10-11.

3. Платон. Протагор. Государство // Хрестоматия... С.20-34.

4. Квинтилиан. О воспитании оратора. // Хрестоматия... С.40-48.

5. Плутарх. Ликург.// Хрестоматия … С.12-19.

6. Конфуций. Изречения //Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - М.,1987. - С.261-301.

 

Литература:

1. Гомер. Одиссея (любое издание).

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.,2000.

3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. - М.,1963.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.,1982.

5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.,1990.

6. Киссиди Ф.А. Сократ. - М.,1988.

7. Корнетов Г.Б.У истоков педагогической теории в Древнем Китае: Вопросы воспитания в учении Конфуция //Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. - М,1988. - С.46-56.

8. Корнетов Г.Б. История педагогики (Введение в курс «История образования и педагогической мысли2)бМ.:УРАО, 2003. – С. 23-47.

9. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. –М.: Владос пресс, 2003.- С.14-29.

10. Малявин В.В. Конфуций. - М.,1992.

11. Малявин В.В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и Средневековом Китае// Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. - М.,1988. - С.57-65.

12. Рожанский И.Д. Античный человек //О человеческом в человеке /Под общ. ред. И.Т.Фролова. - М.,1991. - С.282-297.

13. Симкин Г.Н. В высшей школе учителя Куна //Человек, 1992. -.№ 5. - С.25-38.

14. Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1938. - Т.1. (Античный мир, Средние века).

СЕМИНАР № 4

В X – XYII ВЕКЕ

Цель: развивать умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, совершенствовать умение сопоставлять и сравнивать педагогические явления и факты, обобщать историко-педагогический материал.

Оснащение: энциклопедии,

хрестоматии и тексты,

учебное пособие для самостоятельной работы.

 

Вопросы и задания для коллективного обсуждения

1. Используя пособие «История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах», сопоставьте события, происходившие в истории России и Европы в Х веке. Выявите те из них, которые повлияли на развитие школы и педагогической мысли на протяжении последующего тысячелетия.

2. В чем особенности воспитательного идеала, сформированного в Древней Руси на основе Православия? Попытайтесь сравнить его с воспитательным идеалом Западноевропейского (католического) Средневековья. Используйте в качестве материала для анализа русские пословицы, поговорки, народные сказки, песни, известные Вам Жития святых, памятники отечественной и зарубежной педагогической мысли.

3. Изучите «Поучение Владимира Мономаха детям» и «Дидаскалион» Гуго Сент-Викторского, выделите сходные идеи и те, которые отличают особенности русской и зарубежной культуры.

4. Сопоставьте педагогические события X –XVI веков в России и Европе? Выделите общее и особенное в образовании. Какие из этих событий Вы считаете наиболее значимыми. Почему?

5. Выпишите факты, подтверждающие активное распространение грамоты после крещения Руси.

6. Какие социально-экономические обстоятельства, сложившиеся в Западной Европе в XIII - XIV вв., вызвали к жизни новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы? Чем отличалось содержание образования в этих типах школ и потребности каких социальных слоев населения они призваны были удовлетворить?

7. Выясните, какие события предшествовали и способствовали подъему педагогической мысли в Европе в начале XV века и в России на рубеже XYII – XYIII веков.

8. Используя соответствующую литературу, изучите, какие типы учебных книг были распространены на Руси и в Европе в период с X по XVI века?

9. Когда и где был основан первый университет, какое образование можно было в нем получить? Что общего у университета XII века и современного?

10. Проследив педагогические события XIII – XV веков, выясните, как отразились на развитии образования монголо-татарское иго и многочисленные крестовые походы?

11. Какую роль в развитии школы и педагогической мысли сыграла Эпоха Возрождения? Какие значительные педагогические события произошли на Руси в тот же период?

12. Сравните даты возникновения книгопечатания в России и в Европе, какое значение имели эти события для развития образования?

13. Какую роль сыграла Реформация в развитии массовой школы в Европе? Нужна ли была Реформация на Руси? Почему?

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIY - XYII вв. М., 1985.

2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах /Сост., статьи к разделам и коммент. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

3. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие. – Владимир, 2004.

4. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2002.

5. Капранова В.А. История педагогики..М.:Новое знание, 2003 –С. 21-36ю

6. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. –М.: Владос пресс, 2003. -С. 56-62.

7. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1998. - С. 6-111.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца XYII в.) /Под ред. Э.Д.Днепрова. - М., 1989.

9. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. - М., 1961.

10. Соловьев С.М. Из истории Древней Руси. - М., 1992.

11. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1981.

Занятие проходит в форме коллоквиума по заранее подготовленным вопросам. Каждый студент должен иметь соответствующие конспекты и записи, помогающие полно и обоснованно отвечать на вопрос.

 

СЕМИНАР № 5

Литература

1. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир, 2004.

2. Джибладзе Г.Н. Философия Я.А.Коменского. - М., 1982.

3. Джуринский А.Н История педагогики. - М., 2000.

4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. –М.: Владос пресс, 2003. С.67-72.

 

5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для педвузов. - М., 1982. - С.27-39.

6. Кратахвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.,1991.

7. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М., 1970.

8. Капранова В.А.История педагогикию –М.: Новое Знание, 2003 –С.38-45.

СЕМИНАР № 6

XYIII - Х1Х ВЕКА

Цель: проследить влияние идей Нового Времени на сущность педагогических систем, проанализировать оригинальные педагогические идеи Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега.

Оснащение: портреты педагогов,

тексты избранных педагогических сочинений.

 

Задания

1. Заполните сравнительную таблицу, отражающую особенности педагогических систем XYII – XIX вв.

Педагог, Эпоха, государство, даты жизни Факторы развития личности Цель и задачи образования Ведущие педагогические принципы Средства обучения и воспитания
Ж.Ж. Руссо          
И.Г. Песталоцци          
И.Ф. Гербарт          
А. Дистервег          

 

2. Подумайте над вопросами:

- Какова связь между социально историческими условиями, мировоззрением педагогов и целью воспитания в их системе.

- Как связаны цель и средства обучения и воспитания в разных педагогических системах.

- Какие изменения претерпевают принципы обучения в процессе развития педагогики.

3. Составьте конспекты работ Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта.

 

Вопросы для обсуждения

1. Идеи эпохи просвещения и теория "естественного воспитания" Ж.Ж. Руссо.

2. Песталоццианство как педагогическая система (И.Песталоцци, А. Дистервег,

И. Гербарт).

3. Диалог о развивающем обучении в песталоццианской педагогике (И.Песталоцци,

И. Гербарт, А. Дистервег).

4. Трактовка принципа природосообразности и его проявление в педагогических системах Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, А. Дистервега.

 

Источники

1. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С.

2. Песталоцци И.Г. Линдгарт и Гертруда; Памятная записка парижским друзьям;. Лебединая песня //Хрестоматия… С. 276-323.

3. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. //Хрестоматия… С. 324-352.

4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия….

Литература

1. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир, 2004.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2000.

3. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. - М., 1978.

4. Корнетов Г.Б. Педагогика И.Г.Песталоцци //Труды кафедры педагогики б Выпуск 1. - Москва –Тверь: АСОУ, Золотая буква, 2005. -С.80-98.

5. Капранова В.А. История педагогики –М.: Новое знание, 2003. – С47 -59.

6. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.-М.: Владос пресс, 2003. – С.76-78; С.83; С.88-89;

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть 1. - М.,1988. - С.164-203.

8. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть 11. - М., 1989. - С.4-23; С. 3 - 54.

 

СЕМИНАР № 7

РЕФОРМАТОРСТВО И РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В

ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - XX вв.

Цель: изучить новаторские педагогические идеи рубежа Х1Х-ХХ вв.; развить умение сравнивать концептуальные идеи реформаторской педагогики и традиционной гербартианской; изучить характерные черты систем образования отдельных стран.

 

Задания:

1. Законспектировать работы Д. Дьюи, А. Лая, Г. Кершенштейнера, Я. Корчака, С. Френе и др.

2. Составить к занятию таблицу характеристик основных педагогических категорий в зарубежных педагогических теориях:

1).гербартианская педагогика,

2).педагогика прагматизма,

3).гуманистическая педагогика.

 

  П Е Д А Г О Г И К А
  Гербартианская Прагматизма Гуманистическая
Цель и задачи Образования      
Принципы обучения и воспитания      
Содержание Образования      
Методы обучения и воспитания      

 

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика действия (А. Лай) и «трудовая педагогика» (Г. Кершенштейнер).

2. Педагогика прагматизма как новая философия образования и альтернатива традиционной (гербартианской) системе и ее влияние на мировую педагогику.

3. Развитие гуманистической традиции в образовании (М. Монтессори, Я. Корчак, К. Роджерс, Б. Беттельхейм, С. Френе и др.). Вальдорфская педагогика и школа.

4. Система образования США, Англии, Германии, Японии и др.

 

 

Источники:

1. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце //Человек, 1992. -.№ 2-5.

2. Bruno Bettelheim The Uses Of Enchancement. The Meaning and Importance of Fairy Tales Vintage Books New York> 1977 328 p. (для самостоятельной работы).

  1. Дьюи Д. Школа и общество //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. - С.490 – 500.
  2. Дьюи, Д. Демократия и образование. Пер. с англ. Ю.И.Турчаниновой, Э.Н.Гусинского, Н.Н.Михайлова. М. Педагогика пресс, 2000, 384 с. ISBN 5-7155-0773-1;
  3. Дьюи Дж. Впечатления о Советской России:(Очерк 1929 г.)[ Пер. с англ. Д.Дьюи]; Н.С.Юлина: Джон Дьюи; Послесловие Н.С. Юлиной. История Философии.2000. № 5.с.224-275;
  4. Дьюи Дж..Общество и его проблемы. Пер. с англ. И.И.Мюрберг, А.Б.Толстова и Е.Н.Косиновой, М.: Идея-Пресс, 2002. -160 с. ISBN -5-7333-0052-3;
  5. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека /Пер. с англ., послесл. и примеч. Л.Е.Павловой. – М.:Республика, 2003.-494с. - (Мыслители ХХ века) ISBN 5-250-01849-1.
  6. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики....С. 478 – 488.
  7. Лай А. Школа действия // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики....С.502 – 526.
  8. Корчак Я. Как любить детей. - М.,1987.
  9. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
  10. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы я был учителем //Семья и школа,1987. -.№ 10.
  11. Фромм Э. Искусство любить (любое издание).
  12. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. - Берлин.1909.(на кафедре).

 

Литература:

1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике / Под ред. М.Н. Певзнера, С.А. Расчетиной.- Новгород, 1994.

2. Антропософские школы Рудольфа Штайнера /Авт. сост.: Е.В.Иванов, М.Н.Певзнер.- Новгород.,1993.

3. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: учебное пособие. – Владимир, 2004.

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.

5. Боярчук Ю.В. Состояние и проблемы школьного обучения в Японию Начальная школаб № 10, 1991.

6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.

7. Д. Дьюи //Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1991. -С.300-301.

8. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 2000.

9. Ионова Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдоpфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика, 1998. - № 4. - С.108-113.

10..С.84 -107.

11. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.-М.: Владос пресс, 2003. С. 141-149.

12. Килпатрик У.// Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1991. - С.430-431.

13. Кларин В., Денежкин Е. Зарубежная школа: надежды и действительность. - М.,1990.

14. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. - М.,1993.

15. Масару Ибуки. После 3-х уже поздно. - М., 1992.

16. Максимов М. Только любовь... Не мало ли? //Знание – сила,1987. -.№7.

17. Нанивская В. Детсад в Японии. Опыт развития детей в группе. - М., 1987.

18. Очерки школы и педагогики за рубежом. - М.,1990.

19. Монтессори М. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

20. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст [Текст] / Е.Ю.Рогачева. – Владимир, 2005. - 333 с. ISBN 5-87846-461-6.

21. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в кросс-культурном диалоге [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур: коллективная монография. Т.1. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - С. 158-171. ISBN 5-9273-0521-1.

22. Рогачева, Е.Ю. Биография как история (статья) Сб. научных трудов: Диалог продолжается... Владимир. 1995. 1 п.л.

23. Рогачева, Е.Ю. Восприятие Другого: педагогика Д. Дьюи в контексте различных культур [Текст] // Нация как нарация: опыт российской и американской культуры (материалы IV летней фулбрайтовской гуманитарной школы в МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2002. - С. 141-148. ISBN 5-901787-05-6.

24. Рогачева, Е.Ю. Восприятие философии образования Джона Дьюи в странах Латинской Америки [Текст] / Е.Ю Рогачева // Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций. Российско-американский ежегодник. Владимир – Hanover, 2004. - №5. - С. 140 – 159.

25. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в контекстах разных культур [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Педагогика. – 2003. -№ 8. – С. 88-96. ISSN 0869-56IX.

26. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи как инструмент модернизации образования в странах Латинской Америки [Текст] / Е.Ю. Рогачева // Вестник Российского Университета Дружбы Народов, серия Психология и Педагогика, 2006, №2(4) –С.146-156. ISSN 0869-8732.

27. Рогачева, Е.Ю. Педагогический эксперимент Дж. Дьюи и его значение для будущих учителей (статья) История педагогики как учебный предмет. Международное исследование. Москва: Российская Академия Образования. 1995. 1 п.л.

28. Рогачева, Е.Ю. Педагогическое творчество Джона Дьюи в чикагский период [Текст] / Е.Ю.Рогачева // Педагогика. - 2004. - №5.с.90-97.

29. К.И.Салимова Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: История и современность.- Международная Академия самосовершенствования: М.,1993 г.

Темы рефератов и творческих заданий:

1. Гуманистическая воспитательная система Б. Беттельгейма.

2. Педагогические возможности сказки в системе Б.Беттельгейма.

3. Эстетическое воспитание в японской школе (в детском саду).

4. Проблема общения учителя и учащихся в зарубежных педагогических теориях.

5. Проблема педагогической техники в истории отечественной и зарубежной педагогики.

6. Урок в зарубежной школе.

 

Занятие может проходить в форме игры "Заседание клуба зарубежных педагогов". Каждая из микрогрупп готовит детальный анализ и защиту педагогических взглядов того или иного педагога, педагогической концепции. По ходу заседания могут быть проиграны творческие задания (например, «Урок в зарубежной школе»), обсуждены вычлененные группами дискуссионные вопросы.

 

СЕМИНАР № 8

КАК НАУКИ В РОССИИ

Цель: проследить процесс создания и развития в отечественной педагогике научной традиции; проанализировать вклад педагогов в развитие педагогической науки.

 

Оснащение: тексты работ К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.

 

Задания

1. Конспектируя статьи К.Д.Ушинского "О пользе педагогической литературы" и "Предисловие к 1 тому "Педагогической антропологии", выпишете тезисы, относящиеся к вопросу о связи педагогической теории с практикой.

2. Составьте педагогический словарик, выписав из источников (работы К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского, Л.С. Выготского) определения основных педагогических понятий:

- педагогика - ….

- педагогический процесс -...

- обучение -...

- воспитание -...

- развивающее обучение -.... и т.д.

3. Законспектируйте основные работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтеров, П.П. Блонского. Выпишите из источников типологии детей, которые предлагают педагоги. Сравните их. Какие основания выбирают авторы для выделения тех или иных типов детей?

4. Изучите оглавление книги С.И. Гессена "Основы педагогики" и выделите разделы, которые в наибольшей степени подтверждают его тезис о том, что педагогика - это прикладная философия.

 

Вопросы для обсуждения

1. Научная педагогика как система знаний о ребенке и законах его обучения в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского. Педология как развитие педагогической антропологии.

2. Проблема изучения возрастных, индивидуальных, половых особенностей детей в отечественной педагогике 19 - начала 20 века. Попытки создания типологии детей.

3. Проблема развивающего обучения в отечественной педагогике XIX – начала XX вв.

4. Педагогика как прикладная философия. Научная педагогика в работах С.И. Гессена.

 

 

Источники

1. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы //Блонский П.П. Избр. педагогич. произведения. - М., 1961. - С.101 - 144.

2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. Школьный возраст // там же. - С. 439 490.

3. Вахтеров В.П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм //Вахтеров В.П. Избр. педагогич. соч.- М., 1987.- С.148 -162.

4. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики // там же. - С.324 -384.

5. Водовозов В.И. Какая нужна наука в народной школе //Водовозов В.И. Избр. педагогич. соч. М., 1886.- С.131 - 139.

6. Водовозов В.И. Физическое, умственное и нравственное развитие ребенка // там же.- С. 140 - 157.

7. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1998.

8. Каптерев П.Ф. Педагогика - наука или искусство? //Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М., 1982.- С.49-63.

9. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // там же. С 163- 232.

10. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика //Лесгафт П.Ф. Избр. педагогич. соч. М., 1988.- С. 366 - 375.

11. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение //Лесгафт П.Ф. там же. - С. 134 - 157.

12. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими //Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.- М.,1968.- С.58-61.

13. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // там же.- С. 233 - 249.

14. Ушинский К.Д. Предисловие к 1 тому "Педагогической антропологии" // там же. - С. 351 - 382.

 

Литература

 

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

2. Л.И.Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие. – Владимир, 2004.

3. Капранова В.А. История педагогики –М.: Новое знание, 2003.с.138-139;.148-149;

4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.-М.: Владос пресс, 2003.- с.150 -154;

5. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.

6. Осовский Е.Г. Педагогическая наука в Российском Зарубежье: истоки и ориентиры. // Педагогика, 1997. - № 2. - С.73-89.

7. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

8. Степунина О.А. Педологическая концепция П.П.Блонского и современность. //Педагогика,1995. - № 3. - C.108-110.

9. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по отечественной педагогике.- М., 1995.

10. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность.- М.: Знание,1991.

 

СЕМИНАР № 9

III. Задания

1. Законспектируйте работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского Выпишите основные идеи, характеризующие цель, содержание, методы и формы в коллективистической педагогике.

2. Какие рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства, содержащиеся в работах Макаренко и Сухомлинского, можно оценить как актуальные на современном этапе развития педагогического знания?

3. Оцените соотношение коллективных и индивидуальных форм воспитания в деятельности А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.П. Иванова.

4. Выпишите определение коллектива из работ А.С. Макаренко и оцените является ли коллективом студенческая группа, школьный класс?

5. Можно ли обнаружить проявление идей коллективного воспитания в скаутском и пионерском движении. Какие?

 

Вопросы для обсуждения

1. Коллективистическая педагогика как отражение социокультурной обстановки 20-х годов ХХ века. А.С. Макаренко и теория коллектива.

2. Взаимоотношения семьи и школы в коллективистической педагогике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.

3. Методы коллективного и индивидуального воздействия в деятельности А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова.

4. Учитель и требования к его подготовке в коллективистической педагогике.

 

Источники

1. Иванов И.П. Воспитание коллективистов. - М., 1978.

2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Избp. пед. соч. В 8-ми тт. - Т. 4. - М.,1988

3. Макаренко А.С. Трудовое воспитание, стиль, отношения, тон в коллективе // там же.- Т. 4. - С.194-197.

4. Макаренко А.С. Общее собрание // там же - Т. 1. - С. 275-277.

5. Макаренко А.С. Методы воспитания // там же. - Т.4. - С. 136-138.

6. Макаренко А.С. Педагогика индивидуального действия // там же. - Т. 4. - С.164-170, 178-180.

7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта// Хрестоматия по истории школы советской и педагоги. - М., 1972. - С. 271-282.

8. Макаренко А.С. О моем опыте // История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. – С.361 – 371.

9. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. – С.372 – 379.

10. Сухомлинский В.А. Избp. пед. соч. В 3-х тт. Т.3. С. 206-221.

11. Сухомлинский В.А. Воспитание без наказаний// Избранные пед.соч. В 3-х тт. - Т.3. - С. 432-436.

12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Там же. - Т.3.

13. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю// Избранные произв. В 5-ти тт. Т. 2. - С. 449-454, 542-544.

 

 

Литеpатуpа

 

1. Азаров Ю. Не подняться тебе, старик. - М., 1989.

2. Азаров Ю. Искусство воспитывать. - М., 1985. - С. 397-406.

3. Внукова И.П. А.С.Макаpенко о воспитании // Сов. Педагогика, 1984. - № 3.

4. Курбанов Г. Кому страшен А.С.Макаpенко? // Сов. Педагогика, 1991. - № 4.

5. Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С.Макаренко // Педагогика, 1994.- № 2. - С. 86-92.

6. Малинин В.И. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд //Советская педагогика, 1990. - № 3.

7. Мухин М.И. Развитие педагогических методов в трудах и опыте В.А.Сухомлинского //Советская педагогика, 1991. - № 2. - С. 92-97.

8. Перечитаем А.С. Макаренко // Учительская газета, 1990. - № 1.

9. Перечитаем А.С.Макаренко? // Комсомольская правда,1989. - 20 октября.

10. Тартаковский В.С. Повесть об учителе Сухомлинском. - М., 1972.

11. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М,.1995.

12. Хиллиг Г. А.С.Макаренко и НКВД // Советская педагогика,1990. - № 9.

13. А.А.Фролов А.С.Макаренко в СССР, России и миреисториографияосвоения и разработки его наследия.(1939-2005 гг. – критический анализ). – Нижний Новгород, 2006.

 

 

Феномен образования и его подсистемы. Дисциплина в образовании и способы и средства её обеспечения.

(Семинар – 2 часа)

Задачи:

- раскрыть сущность образования и особенности его педагогической интерпретации;

- обеспечить студенту представление о многозначности образования;

- сопоставить различные интерпретации образования: культурологическую, этнологическую, социологическую, экономическую, политическую, антропологическую, психологическую, педагогическую;

- раскрыть сущность и особенности воспитания и обучения как подсистем целостного процесса образования человека.

-сформировать понимание целей, возможностей и границ использования дисциплины в образовании;

- обеспечить понимание различных подходов и способов обеспечения дисциплины в образовании, об их педагогических последствиях и путях реализации

Опорные понятия: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс. дисциплина в образовании.

Вопросы для обсуждения:

Педагогика, изучающая пути и способы целенаправленной организации развития человека, рассматривает образование, прежде всего с точки зрения создания условий для развития человека, позволяющих управлять этим процессом в интересах общества, государства, отдельных групп людей, самого образовываемого;

 

1.Дайте развернутое определение образованию, в котором будут отражены важнейшие черты этого феномена. Проанализируйте различные определения образования. Охарактеризуйте образование как деятельность, цель, результат, процесс, отношение, институт.

2. Соотнесите понятия образование, обучение, воспитание. Дайте определение двум последним. Что объединяет все три понятия? Что является специфическим для каждого из них?

3. Как вы понимаете утверждение, что человек сам несет в себе свой собственный образ. В чем значение этого тезиса для педагогики?

4.Какие особенности человека позволяют выделить в процессе образования подсистемы воспитания и обучения?

5. Сформулируйте базовые универсальные цели обучения. Какими средствами он







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.