Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Близкий аналог аварии группы Дятлова (рассказ документальный)





 

Об этой трагедии, по всем главным параметрам равной аварии группы Дятлова, мне сообщил опытный иркутский альпинист и турист-лыжник Юрий Кузнецов. И после его краткого сообщения я вспомнил одну давнюю публикацию в журнале «Турист». Пока мне ее не удалось найти, но вот рассказано в ней, видимо, именно об этой катастрофе туристской группы. Очень много схожего имеют обе эти катастрофы, поэтому я по ходу изложения отмечу сходства знаком (!),? с краткими пояснениями. Некоторые подробности этой трагедии я нашел в сборнике Надежды Крупп «Арик Крупп. И женщины красивы, и мужчины...» (Москва, 2002). Иллюстрации для этой статьи взяты из этой книги (5 страниц на правах цитирования). Именно в этой аварии погиб Арик Крупп, известный автор-исполнитель туристских песен вместе со всей группой из 9 человек (!? в пропавшей группе Дятлова тоже было 9 человек,? масштабы катастроф равны). Этой группой руководил Михаил Корень, а участниками были Федор Гимеин, Вадим Казарин, Игорь Корнеев, Арик Крупп, Анна Нехаева, Александр Носко, Владимир Скакун, Александр Фабрисенко.

Авария произошла 25 марта 1971 г. в горах Восточного Саяна, Тофалария, причем другое название этого перевала: Пихтовый (но Тофаларский Ключ? название более употребительное). В полном составе пропала минская (из Минска) группа из 9 человек. С этой группой пропали еще и две собаки. По истечении контрольного срока группу стали разыскивать поисковики из Иркутска и Минска. Не сразу, но спасателям удалось обнаружить поваленную ветром покинутую палатку (!? как и при поиске группы Дятлова), в которой нашли и некоторые предметы снаряжения. Немного выше, под перевалом, обнаружили одинокую запасную лыжу, воткнутую в снег. «Тещей» ее называли туристы из-за вредности»: ее надо было тащить.

 

Где искать? Лыжа-«теща» была единственным указателем, единственной указательной стрелкой, путеводной ниточкой.

 

Со слов жены ныне умершего участника поискового отряда (цитата дана Ю.А.Кузнецовым):

 

Верхняя часть склона на выходе к перевалу не очень крутая, ниже она переходит в длинный уступ аж с обратным уклоном и далее совсем пологий склон. Именно на нём и накрыла ребят перепрыгнувшая через уступ лавина. Место настолько не лавиноопасное на вид, что это и ввело поисковиков в заблуждение, не позволяя понять, зачем здесь воткнута лыжа. Откапывали их долго... (конец цитаты).

 

Здесь тоже вначале спасатели были введены в заблуждение: склон не показался им лавиноопасным (!? как и в аварии Дятлова), и на снимке раскопа из книги Надежды Крупп склон не кажется крутым (!? как и на снимке раскопа палатки группы Дятлова). Склон был с виду некрутой, а на более высоком крутом участке снег просто не держался. Опасный слой снега накапливался еще выше, над уступом, а снизу этот лавиносбор не просматривался. (Правда, Борзенков утверждает, что крутизна склона в месте аварии значительна,? до 40 градусов, но на снимке раскопа крутизна не кажется такой значительной).

 

Стали искать на склоне в районе лыжи. Вскоре поняли, насколько опасно это место: после снегопада лавины прыгали сверху, с уступов. В результате зондирования и долгих, опасных раскопок только 13 мая обнаружили первых погибших, а потом и остальных. Вторая смена спасателей осталась в день своего отлета помогать третьей смене,? в этот день она нашла первого погибшего)... Нашли восьмерых и собаку. Где «девятый», Игорь Корнеев?.. Его на плато не нашли. Его обнаружили немного позже, еще через 2 недели, когда стаял снег (из-под снега обнажилась его рука с лыжной палкой). Нашли неподалеку, в 250 м (!? четверых дятловцев нашли в мае, причем отдельно от остальных, в 80 м от костра). Его путь тоже оборвала лавина и при нем, «девятом», нашли дневник, из которого удалось воссоздать картину трагедии (!? при дятловцах тоже нашли несколько дневников). Что же произошло?

Игорь немного задержался на биваке со сбором палатки, и вышел после остальных. Стал догонять группу, и вместе с ней попал в лавину, отойдя всего 150 м от места бивака (авария дятловцев произошла в 150 м от перевала). Огромная лавина с прилегающих склонов, струями с двух сторон похоронила под собой восьмерку туристов с собакой...

Игорю удалось выбраться на поверхность,? он оказался на окраине лавины. Он, самый старший участник группы, понимал, что спасти кого-то из товарищей сможет только он. С каждым часом шансы на спасение уменьшались в 2–3 раза, по экспоненте. Вызов спасателей ничего не мог дать,? они были бы здесь не раньше, чем через 7-10 дней, когда шансов уже никаких бы не осталось...

Он сочленил две трубки лыжных палок в лавинный зонд и начал зондировать снег, искать товарищей и раскапывать подозрительные места. Тяжелая работа в течение 4 суток (практически без сна) принесла очень скромные результаты,? ему удалось найти только отдельные предметы снаряжения (в числе которых была и лыжа, послужившая вешкой).

Реальных шансов спасти кого-то уже не осталось,? надо было спасаться самому. Измотанный до предела психически и физически, он воткнул лыжу в предполагаемом месте пропажи товарищей, отступил вниз, поставил палатку и переночевал в ней. Записал в дневник то, что произошло... Игорь понимал, что может не дойти, особенно, с тяжелым грузом. Потому оставил палатку и часть вещей на месте, пошел на Верхнюю Гутару, и на этом пути разделил участь своих товарищей. Как потом оказалось, толщина завала снега в месте аварии доходила до 10–12 м!..

Характерно замечание Юрия Кузнецова: Иркутск? не Свердловск. Здесь гибель туристов-лыжников на Саянах и Хамар-Дабане явление не такое уж редкое. Часто гибнут одиночки, но иногда гибнут десятки человек (известен случай гибели 25 школьников-старшеклассников,? эта катастрофа по масштабам больше аварии Дятлова). Никто по этому поводу не впадает в мистические заблуждения.

Потому спасатели и в данном случае почти не сомневались, что причиной аварии была лавина. Вот только при каких обстоятельствах?.. К сожалению, только что ушел из жизни непосредственный руководитель поисков той группы опытный иркутский турист Кузьмин,? светлая ему память!.. Он мог бы рассказать о подробностях тех спасательных работ.

В поисках статьи об этой аварии я просмотрел некоторые доступные мне подборки журнала «Турист» за прошедшие годы (пока не все),? они хранятся у меня на даче. Статью эту пока не нашел, но обнаружил другие, не менее интересные.

В статье В.Самарина «Горы и люди» («Турист, № 1 за 1976 г., стр.26–27) также описан случай, чем-то очень напоминающий события аварии Дятлова. Там рассказано о розыске группы москвичей на Казбеке,? розыск поистине героически вела группа туристов и альпинистов из Николаева во главе с Юрием Новгородским и Лидой Харьковой в условиях очень плохой погоды. Поначалу им не удалось найти московскую группу,? они обнаружили чью-то брошенную палатку. Затем нашли и обладателей палатки,? трех туристов из Ленинграда. Выяснилось, что те выбежали из палатки ночью (!? как выбежали из разоренной палатки дятловцы), когда услышали страшный гром прошедшей рядом лавины. Укрылись за скалой внизу, а когда лавина прошла, не смогли вернуться в палатку (палатку не увидели, и не было сил на подъем...). Ленинградцы находились в очень тяжелом положении, сильно замерзли, получили обморожения. Николаевцы им оказали помощь, отогрели и отправили вниз.

А москвичей обнаружил спас отряд из Казбеги, но спасателей было только четверо. И тогда снова пошли на помощь николаевцы. Москвичей тоже удалось спасти, но не всех,? у одного отказало сердце...

Так что и случаи ночного бегства из палатки известны. Ничего необычного в походной практике они не представляют (в походе и у меня однажды был случай в Фанских горах, когда ночью при громе камнепада участники одной из групп бросились опрометью из палатки «куда глаза глядят»). Внезапно очнувшись ото сна, человек не сразу приходит в себя,? стресс в таком состоянии иногда порождает неадекватную реакцию.

И еще я нашел интересную статью Г.Смолича «Зимние лавины» («Турист», № 2 1978, с. 12–13). Из этой статьи следует, что и через 18 лет после аварии Дятлова туристы знали об особенностях зимних лавин очень мало. А лавина, накрывшая дятловцев в палатке, была именно зимней. Вот выдержка из этой статьи:

 

«...Думается, что приведенные примеры опровергают мнение отдельных туристов о лавинной безопасности континентальных районов в ранний зимний период. И, чтобы избежать беды, надо уметь определять признаки лавинной опасности в это время. Главное, что предстоит узнать до выхода на активную часть маршрута? каковы условия залегания снежного покрова, так как от этого зависит формирования горизонта скольжения. Если морозы наступили до первых снегопадов, то горизонтом скольжения послужит сам грунт; если снег лег на теплый грунт тонким слоем, то снег смерзается с грунтом, и такой склон будет менее лавиноопасен; если же на теплый грунт лег сразу большой слой снега, да еще после этого держались сильные морозы, то у поверхности склона образуется слой глубинной изморози, которая представляет собой отличный горизонт скольжения...».

 

Уже из этих коротких фраз ясно, насколько много факторов определяют характер зимних лавин, и насколько сложное это явление. Их характер во многом определяется ходом течения всей зимы,? тем, как сцепляются нижние слои снега с поверхностью склона. При определенных условиях выпадения снега и температур это сцепление может оказаться очень слабым. И снег запросто скользит по подложке даже на некрутом склоне... В случае аварии Дятлова, точно известно, что в тот год снега было достаточно много, морозы стояли достаточно сильные, и колебания температур встречались достаточно резкие (вот динамика выпадения снега и температуры при этом пока неизвестны...).

При опоре на жесткое основание (которым был пол палатки, опиравшийся на лыжи) вполне достаточно статического давления с усилием 150–200 кг на человека, чтобы нанести такие травмы, какие были у Дубининой и Золотарева. Даже небольшая подвижка значительной массы снега (всего несколько кубометров) по склону легко могла вызвать такие травмы. А при скорости в несколько метров в секунду нанести травмы могла значительно меньшая масса порядка нескольких десятков килограммов на человека...

Можно отметить важный момент в показаниях Б.Е.Слобцова: при обнаружении палатки дятловцев у них под ногами был жесткий наст (по нему они ходили в лыжных ботинках, не проваливаясь). В то же время на последних снимках группы Дятлова (они приведены в самом конце) видно, что под ногами свежего снега примерно «по колено», его отбрасывают ногами, палками и лыжами. Это значит, что до прихода спасателей характер снежного покрова значительно изменился. Свежий снег был сдут вниз, к границе леса. А оставшийся на склоне снег уплотнен до жесткого наста. Поэтому оценки лавинной опасности по состоянию покрова, сделанные спасателями, были, видимо, неверны. Характер снежного покрова во время аварии был совсем другим.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.