|
В рамках стратегического управления1. Стратегическое планирование развития города. 2. Понятие, структура и функции бизнес-плана как формы представления стратегии развития. I) Стратегическое планирование развития города. Практически все города сталкиваются с продолжающейся поляризацией населения, обусловленной безработицей, дифференциацией доходов и социальных статусов.
Ситуация в городах находится сегодня под влиянием ряда общемировых тенденций. Глобализация экономики, повышение мобильности отраслей и усиление международной конкуренции, негативно влияют на уровень занятости и оплаты труда в Европе. Это усиливает необходимость проведения городами политики инноваций и повышения конкурентоспособности. В результате многие города стали разрабатывать комплексные документы, систематически рассматривающие цели, задачи, направления развития города в целом. В разных городах такие документы имеют несколько различающиеся названия. Имея в виду возможности неоднозначного перевода, их названия по русски в разных городах звучат как “стратегия экономического развития”, “экономическая стратегия города”, “стратегический план”, “стратегическая концепция развития”, “стратегия развития торговли и промышленности” и т.п. В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие: · выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним; · определение направления развития экономики города; · выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики; · создание общих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий; · содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.
Как видим, среди мотивов формулирования стратегии доминирует потребность в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики. С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направления, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны, - и этот мотив превалирует, стратегия должна нацелить работу все более многочисленных агентств, занятых реализацией экономической политики. То есть стратегия рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания. Приоритетные направления в стратегиях и политике городов: Первый блок. Развитие материальной среды производства и жизнедеятельности: · совершенствование инфраструктуры; · глобальные проекты обновления и развития; · локальные проекты обновления и развития. Второй блок. Создание благоприятных организационных условий для экономического развития: · поддержка бизнеса; · поддержка инноваций, распространение технологий; · содействие занятости; · содействие малым и средним предприятиям; · поддержка профессионального образования; · экологизация экономики (устойчивое развитие).
Третий блок. Поддержание имиджа и развитие кооперации: · поддержка туризма; · внутрирегиональная кооперация; · маркетинг города.
Четвертый блок. Совершенствование управления: - совершенствование структуры и методов управления городом.
Сходство основных целей не означает идентичности целевых блоков стратегий. Во-первых, приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных городов. Кроме того, почти каждый город формулирует свою специфичную цель, как например: · быть "открытым городом" (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам), · стать "столицей информации ЕС" и "центром транспортных перевозок ЕС" (Кельн), · развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер), · стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг), · создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт), · реализовать "триединую политику модернизации" (пространственно-экономическая, социальная, управленческая модернизация) и “развиваться в направлении метрополитенской агломерации" (Роттердам).
В частности, Санкт-Петербург, успешно адаптировав некоторые новые подходы к планированию, принятые в городах Европы и США, явился моделью для других городов и регионов России и стран бывшего СССР в реформировании процесса территориального планирования. Стратегический план Санкт-Петербурга получил высокую профессиональную оценку в качестве одного из лучших документов подобного рода в Европе. Библиотеки муниципалитетов ряда европейских городов обратились в Бюро Стратегического плана с просьбой выслать им экземпляр Стратегического плана Санкт-Петербурга. II) Понятие, структура и функции бизнес-плана как формы представления стратегии развития. На корпоративном уровне разрабатывается стратегический план, на уровне стратегических единиц бизнеса – бизнес-план. Деловая стратегия может быть представлена в виде конкретного плана или программы ее реализации.
Бизнес-план – это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, их пути достижения и последствия для предприятия. На Западе считается, что бизнес-план – это инструмент формирования стратегии развития предпринимательства, он разрабатывается чаще всего для малых предприятий. Это также общепринятая, достаточно удобная форма ознакомления инвесторов с проектом, в который им предлагается вложить определенные средства, форма обоснования предпринимательского проекта.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
Бизнес-план, как и стратегический план предприятия, разрабатывается на достаточно длительный срок. Однако между ними существует ряд различий.
Различия между стратегическим планом и бизнес-планом.
Бизнес-план является итоговым документом, написанию которого должны предшествовать определение целей и миссии бизнеса, анализ внешней среды, собственных возможностей предприятия или бизнес-единицы.
Идеальным является вариант, при котором бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением консультантов. Бизнес-план имеет четко заданную структуру. Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен: 1) Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея? 2) Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное ТЭО (Технико-экономическое обоснование), которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше российских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для организации окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита. 3) Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей организации, бизнес-план содержащий сведения о организации, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать организацию инвесторам. По мере того, как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии. 4) Бизнес-план для совместного организации или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные организации пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному организации. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела. 5) Бизнес-план для заключения крупного контракта. 6) Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности организации дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы. 7) Бизнес-план для объединения с другой организацией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности. 8) Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие организации растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической – в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие ваши партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет вам выработать эту концепцию и, что важнее, позволит вам выработать эту концепцию, позволит вашим партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции. Состав бизнес-плана.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.
Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого организации – относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если организация производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей. Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого организации. Структура бизнес-плана: ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|