Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 6. Россия и мир в ХХ – ХХI вв.





1. Аксютин Ю.В. Новое о ХХ съезде КПСС // Отечественная история. 1998. N 1.

2. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2004.

3. Алексеева Л. История инокомыслия в СССР. Новейший период. М., 2001.

4. Анатомия революции. 1917 год в России: Массы, партии, власть. СПб., 1994.

5. Безыменский Л., Фалин В. Кто развязал «холодную войну» // Страницы истории советского общества. М., 1989.

6. Белое движение: начало и конец. М., 1990.

7. Бровкин В.М. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. N 5.

8. Булдаков В.П., Кабанов В.В. «Военный коммунизм»: идеология и общественное развитие // Вопросы истории. 1990. N 3.

9. Власть и оппозиция. Российский политический процесс. XX столетия. М., 1995.

10. Военный коммунизм: как это было? М., 1991.

11. Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива. Два взгляда на проблему // Отечественная история. 1993. N 5.

12. Гайда Ф.А. Февраль 1917: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 5-6.

13. Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4 т. М., 1996.

14. Гимпельсон Е.Г. Путь к однопартийной диктатуре // Отечественная история. 1994. N 4-5.

15. Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. N 2.

16. Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. М., 1995.

17. Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. Белая книга: Экономические реформы в России 1991–2001 гг. М., 2003.

18. Горбачев – Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

19. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых: Ист.-соц. очерки экон. положения народного большинства. Т. 1. М., 2000; Т. 2. М., 2001.

20. Гордон Л.А., Плискевич Н.П. Развилки и ловушки переходного периода // Полис. 1994. № 4,5.

21. Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1996.

22. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. 1945 1953 годы. М., 2002.

23. Есиков С.А., Протасов Л.Г. «Антоновщина»: новые подходы // Вопросы истории. 1992. N 6-7.

24. Жуков Ю.Н. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003.

25. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

26. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2004.

27. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. 2000. N 1.

28. Зеленин И.Е. Целинная эпопея: Разработка, принятие и осуществление первой хрущевской «сверхпрограммы» (сентябрь 1953 – начало 60-х годов) // Отечественная история. 1998. N 4.

29. Земсков В.Н. Спецпереселенцы СССР. 1930 1960. М., 2003.

30. Злобин Н.В. По пути усиления «холодной войны» // Вопросы истории. 2000. N 9.

31. Зубкова Е. Общество и реформы (1945 1964). М., 1993.

32. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 1953 гг. М., 2000.

33. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1994 (1996).

34. Ивницкий Н.А. Репрессивная политика Советской власти в деревне (1928 1933 гг.). М., 2000.

35. Иоффе Г.З. «Белое дело». Генерал Корнилов. М., 1989.

36. Карр Э.Х. История Советской России. Кн. 1.: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917 1923. М., 1990.

37. Карр Э.Х. Русская революция. От Ленина до Сталина. 1917 1929 гг. М., 1990.

38. Коган Л.А. Военный коммунизм: утопия и реальность // Вопросы истории. 1998. N 2.

39. Корниенко Г.М. У истоков «холодной войны» // Новая и новейшая история. 1990. N 6.

40. Красное или белое. Драма августа 1991 г. Факты, интерпретации, столкновение мнений. М., 1992.

41. Короткевич В.И. История современной России. 1991–2003. СПб., 2004.

42. Коэн С. Провал крестового похода: США и трагедия посткоммунистической России. М., 2001.

43. Литвин А.Л., Сальникова А.А.? Дж. Л.Х. Кип. Последняя из империй. История Советского Союза. 1945–1991 (рецензия) // Отечественная история. 1996. №5.

44. Леонов С.В. Советская государственность: замыслы и действительность (1917 1920 гг.) // Вопросы истории. 1990. N 12.

45. Литвинов А.Л. Размышляя о Гражданской войне в России // Гражданская война в России. События, мнения, оценки. М., 2002.

46. Литвин А.Л., Сальникова А.А.? Дж. Л.Х. Кип. Последняя из империй. История Советского Союза. 1945–1991 (рецензия) // Отечественная история. 1996. №5.

47. Лошнов В.Т., Сазонов В.В. Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю // Диалог. 1991. № 2.

48. Малия М. Советская трагедия. История социализма в России. 1917 1991 г. Пер. с англ. М., 2002.

49. Медведев Р. А. Время Путина? Россия на рубеже веков. М., 2002.

50. Механизм торможения: истоки, действие, пути преодоления. М., 1988.

51. Миронов С.С. Гражданская война в России. М., 2006.

52. Москва. Осень-93. Хроника противостояния. М., 1995.

53. Наринский М.М. История международных отношений. 1945 1975. М., 2004.

54. Наше Отечество. Опыт политической истории. Том 2. / Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивоваров Е.И. и др. М. 1991.

55. Нежинский Л.Н., Челышев И.А. О доктринальных основах советской внешней политики в годы «холодной войны» // Отечественная история. 1995. N 1.

56. Ноув А.А. О судьбах НЭПа // Вопросы истории. 1989. N. 8.

57. Орлов И.Б. Современная отечественная историография нэпа: достижения, проблематика, перспективы // Отечественная история. 1999. N 1.

58. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20 30-е годы // Вопросы истории. 1998. N 11-12.

59. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997.

60. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985–2003): Исторические свидетельства и размышления участников событий. М., 2004.

61. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история. 1992. N 6.

62. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: последствия внутренние и внешние. М., 2002.

63. Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы // Отечественная история. 2001. N 3.

64. Погружение в трясину: (Анатомия застоя). М., 1991.

65. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). М., 2002.

66. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М., 2002.

67. Розенберг У. Формирование новой российской государственности // Отечественная история. 1994. N 1.

68. Россия в ХХ веке. Историки мира спорят. М., 1994.

69. Россия нэповская /С.А. Павлюченков (рук. Авт. Кол.) и др. М., 2002.

70. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. М., 2000.

71. Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-х 1970-х годов // Вопросы истории. 1998. N 4.

Саква Р. Конец эпохи революций 1989-1991 годов //Полис. 1998. №5.

73. Современные международные отношения и мировая политика /Под ред. А.В. Торкунова. М., 2004.

74. Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985–2001. От Горбачева до Путина. М., 2001.

75. Слободин В.П. Гражданская война в России. М., 2004.

76. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму. 1917 1929 гг. М., 1994.

77. Фурман Д. Е. Наши 10 лет: политический процесс в России с 1991 по 2001 г. Сб. ст. СПб., 2001.

78. Хлевнюк О.В. Советская экономическая политика на рубеже 1940 1950-х годов и «Дело Госплана» // Отечественная история. 2001. N 3.

79. Устинкин С.В. Власть и общество в условиях Гражданской войны // Отечественная история. 1998. № 3.

80. Цветков В.Ж. Белое движение в России // Вопросы истории. 2000. N 7.

81. Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.

82. Шевцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: взгляд через десятилетия. М., 1992.

83. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917–1928 гг.) СПб., 1997.

84. Шуклецов В. Т. Курс политической истории современной России (1985–1988). Новосибирск, 1999.

85. Шустов А.Д. На руинах великой державы, или Агония власти. 1991–2003. М., 2004.

86. Эньюань У. Нэпманы. Их характеристика и роль // Отечественная история. 2001. N 5.

87. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001.

88. Ясин Е.Г. Российская экономика: истоки и панорама реформ: Курс лекций. М., 2002.


V Ресурсы INTERNET

 

Студентам в образовательном процессе не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по разным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь сеть Интернет. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы формируют информационную культуру, навыки аналитической работы.

Практика показывает, что студенты не умеют работать с Интернет-контентом, в частности, не умеют грамотно формировать критерии поиска, не знают методов оценки достоверности информации на основе различных признаков. Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы.

Необходимо знать, что отбор материала для сети Интернет производится заинтересованными людьми, которые могут выстроить материал, придерживаясь своей позиции относительно какого-либо вопроса, давая нередко недостоверную информацию (владельцем ресурса может быть как государственная, так и коммерческая организация, а также частное лицо). Как правило, студенты просто «скачивают» информацию (нередко это рефераты и курсовые работы), даже не пытаясь ее оценить и преобразовать. Однако уже по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, ее организации можно дать приблизительную оценку качества представленной информации: отделить научную трактовку проблемы от информационного шума. Недостоверность некоторой информации, ее субъективный отбор, непрофессионализм авторов (студенты и любители-историки) является одним из существенных недостатков работы с Интернет-ресурсами.

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем, четко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию, правильно формулировать критерии поиска.

Разберем самостоятельную работу студентов в сети Интернет на примере исторических Интернет-ресурсов. Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты).

Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам.

Среди электронных библиотек отметим сайт «Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова» (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html), в которой можно найти большое количество текстов исторических источников и книг по отечественной и зарубежной истории. Все материалы доступны для скачивания.

Большое значение имеют Интернет-ресурсы, содержащие курсы лекций по истории. Наиболее полная коллекция на сайте Олега Ланцова (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm). Здесь полные тексты лекций Карамзина Н.М., Соловьева С.М., Ключевского В.О. и др. На этом же сайте множество исторических источников, учебная литература и ссылки на другие ресурсы.

Незаменимы в самостоятельной работе студентов современные портальные системы, которые сочетают в себе все необходимое. Примером такой портальной системы может служить Исторический Портал (http://www.history.perm.ru), посвященный не только истории, но и другим наукам – археологии, этнографии, религиоведению, политологии и праву.

Этот Интернет-ресурс состоит из нескольких разделов – новости, статьи, файлы, опросы, форум, ссылки. На Историческом портале студенты могут найти не только текстовый материал (новости, статьи), но и мультимедийные файлы по истории (компьютерные презентации; аудио-, видео- и фотоматериалы, карты), которые делают процесс изучения более интересным.

В файловом архиве есть и электронная библиотека, содержащая книги и источники в электронном виде. Интернет дает пользователям возможность высказать свое мнение. Таким образом, принимая участие в проводимых на портале опросах, скачивая файлы, читая новости и статьи, пользователь может оставить свой комментарий в любом разделе, а система рейтинга позволяет оценивать новости, файлы и ссылки. Наиболее интересующие проблемы можно обсудить на Историческом форуме. Тематический каталог ссылок содержит список интересных и полезных Интернет-ресурсов.

Незаменимую помощь при самостоятельной работе окажет функция поиска по Историческому порталу. Но главное достоинство портала – возможность пользователей принять участие в его жизни и расширении. Есть возможность не только получить необходимую информацию, но и поделиться своей. Для этих целей созданы специальные формы для отправки новостей, статей, файлов и ссылок на другие ресурсы. После отправки, заявка проверяется администрацией портала и размещается для общего доступа с указанием автора присланного материала.

Самый известный Исторический портал – History.ru – История России: XX век (http://www.history.ru). На портале можно найти статьи, новости, файлы, ссылки, форум, анекдоты. Есть возможность добавлять свои материалы и создавать комментарии к уже размещенным материалам. Портал принадлежит мультимедиа издательству «Клио Софт», специализирующемуся на разработке и издании мультимедийных учебников истории.

Другим порталом является – Historic.Ru: Всемирная история (http://www.historic.ru). Портал предназначен для людей увлекающихся историей, а также для студентов исторических и философских факультетов. На портале есть библиотека с книгами, ведется тематическая новостная лента.

Среди сайтов исторической направленности хотелось бы выделить: сайт «Всемирная история» (http://www.world-history.ru), где размещены статьи из разнообразных книг по истории и открыта рубрика «Этот день» (основные события в истории); а также Сайт «Всемирная история в лицах» (http://www.rulers.narod.ru) – особенность этого сайта заключается в том, что основной упор сделан на статьи о жизни конкретных людей, оказавших свое влияние на ход истории.

Студент может пользоваться также порталами:

http://www.auditorium.ru/. Библиотека портала содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.

http://www.istmat.ru/indcx.php Библиотека исторической и философской литературы

http://humanities.edu.ru/ Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам

http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/ Федеральный фонд учебных курсов -

http://edu.tsu.ru/historynet/Интернет для историков (представлены курсы лекций, учебники, хрестоматии, методические пособия, сборники документов).

http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm. Материалы русской истории (на сайте размещены электронные версии некоторых классический трудов по русской истории)

http://ivanpopoff.ucoz.ru/publ/1-1-0-2 Тексты статей и книг по истории

http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm История России (представлены научные монографии по истории, в частности Скрынникова Р.Г., Янова А., Мельниковой А., Вернадского Г.В.)

Сайты периодических изданий не менее популярны среди пользователей сети Интернет, и могут быть полезны для самостоятельной работы студентов. Одни из них издаются только в электронном варианте, другие – и в электронном, и в бумажном.

Основные сайты журналов:

– «Мир истории» (Российский электронный журнал) http://www.historia.ru/

– «Международный исторический журнал» http://history.machaon.ru/

– «Новый исторический вестник» http://www.nivestnik.ru/

– «Новая и новейшая история» http://modern-history.narod.ru/notes/0824-nini2.html

– «Общественные науки и современность» http://www.ecsocman.edu.ru/ons/

– «Экономическая история» http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/obozren.htm

– «История» (приложение к газете «Первое сентября») http://his.1september.ru/index.php

– «Родина» http://www.istrodina.com/

– «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.ru.

–.«Русский журнал» (электронный) http.: // www.russ.ru

Тематические проекты

–Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/

– «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

– «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/

– Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/

– Российский флот - http://www.navy.ru/

– Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/

– Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html

– Военная литература http://militera.lib.ru/

– Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/

«СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/

– Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/

– Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm

– Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm

– Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/

Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систе м, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.

Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):

– Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.

– Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.


V Планы семинарских занятий

 

Семинар 1 . Теории происхождения этнонима "русь": внешнее (скандинавское) или автохтонное?

Электронные материалы

♦ Каково происхождение терминов "Русь" и "Россия"? // История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Составитель С.А. Куницин. Ростов н/Дону. 1999

♦ Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998. Лекция 4 «Образование древнерусского государства»; лекция 6 «Древняя Русь: Общая характеристика»

♦ Мавродин В.В. Происхождение русского народа. М., 1978. Глава 6.

♦ Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. №2-3.

- Тестирование знаний студентов по курсу «История России»

 

Семинар 2. Принятия христианства

1. Языческие верования восточных славян.

2. Причины религиозной реформы и принятия христианства в православной форме.

3. Крещение Руси.

4. Последствия принятия христианства. Принятие христианства восточного толка: выбор пути.

5. Организация русской православной церкви в домонгольский период. Двоеверие.

 

Семинар 3. Русские земли в составе Русско-Литовского и Польско-Литовского государств

1. Образование Русско-Литовского государства: точки зрения историков (завоевание, присоединение, объединение?). Положение русских земель в Русско-Литовском государстве. Две альтернативы объединения русских земель.

2. Польско-Литовское государство: изменение положения русских земель.

Электронные материалы (Приложение 2)

♦ Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала XX вв. М., 1991.

♦ Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М.,1991.

♦ Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

 

Семинар 4. Борьба русских земель за независимость

1. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе.

2. Геополитическое положение русских земель: между Востоком и Западом. Две линии в политике северо-восточных князей в отношении монголов: оценки историков.

3. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе.

Электронные материалы.

♦ Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.) Курс лекций. М., 2001. Лекция 5-6 «Нашествие»; лекция 7 «Александр Невский: Русь и Орден»; лекция 8 «Александр Невский: Русь и Орда»; лекция 9 «Москва и Тверь»; лекция 10 «Дмитрий Донской: На поле Куликовом и за его пределами»

♦ Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992. Часть вторая «В союзе с Ордой». Глава II «Лицом на восток»

♦ Монгольская империя и Золотая Орда // История государственного управления России. Изд-е 2-е. Под общей В. Г. Игнатова. Ростов-на-Дону, 2002.

 

Семинар 5. Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития Руси.

1. Реформы «Избранной рады»: 1547– 1560 гг.

2. Опричнина: причины, сущность, последствия, оценки в историографии.

 

Семинар 6. Кризис российской государственности в период Смуты

1. Династический кризис и причины Смутного времени.

2. Борис Годунов – первый избранный царь. Учреждение патриаршества.

3. Эскалация Смуты как всеобъемлющего кризиса, ее основные этапы. Самозванство

4. Земский собор 1613 г. и начало династии Романовых.

 

Электронные материалы (Приложение 2)

♦ Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ вв. М., 1991.

 

Семинар 7. Московия, век XVII

1. Новые явления в экономике России. Дискуссии историков о начале зарождения в России капиталистических отношений.

2. Земские соборы: дискуссии историков о социальной природе и властных полномочиях. Особенности сословно-представительной монархии в России.

3. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия

4. Культура и быт Московской Руси: основные черты и тенденции. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Контрольная работа: Тестирование знаний студентов (разделы 1-4)

 

Семинар 8. Модернизация XVIII в.: трансформация традиционного общества в западное

1. Модернизация в первой четверти XVIII в.

2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

2.1. Сословная политика.

2.2. Экономическая политика. Формирование капиталистического уклада в промышленности и апогей крепостничества

 

Семинар 9. Реформы и контрреформы XIX в.

1. Александр I: курс на либеральную европеизацию страны.

2. Политическая реакция и административно-бюрократическое реформаторство при Николае I.

3. Российская либерально-буржуазная перестройка 60-70-х гг.

4. Александр III и контрреформы 80-90-х гг.

 

Семинар 10. Индустриальная модернизация конца XIX в. – начала XX в.

1. Неравномерность и незавершенность развития российского капитализма, его особенности. Реформы С.Ю. Витте.

2. Социально-экономическая и политическая программа П.А. Столыпина. Русская деревня в начале ХХ в. и столыпинская аграрная реформа.

 

Семинар 11. Общественно-политические движения второй половины XIX в. – начала XX в. (4 часа)

1. Либеральная альтернатива общественного прогресса России. Либеральные партии начала ХХ в.

2. Революционная альтернатива общественного прогресса России. Революционные партии начала ХХ в. Особенности восприятия марксизма в России.

3. Консервативно-охранительное направление общественно-политического движения.

 

Семинар 12. Россия в условиях войн и революций (4 часа)

1. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю

2. Большевики – правящая партия: радикально-коммунистическая доктрина и реалии жизни. Военный коммунизм: первая попытка введения социализма.

3. Гражданская война в России: причины, сущность, основные этапы.

 

Семинар 13. Новая экономическая политика и модернизационный срыв конца 1920-х гг.

1. Общественно политический кризис в стране и причины введения нэпа.

2. «Социалистическая» модернизация 1920-х гг. в рамках нэповской государственно-частной экономики.

3. Кризисы нэпа и внутрипартийная борьба 20-х гг.

4. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства

 

Семинар 14. Сталинская модернизация (4 часа)

1. «Аграрная революция»: цели, методы проведения и последствия.

2. Советский вариант индустриализации: источники накопления, пути и методы осуществления. ГУЛАГ в политической и хозяйственной жизни страны.

3. Итоги и цена сталинской модернизации: дискуссии в исторической литературе.

 

Семинар 15. СССР во второй половине 1950-е – первой половине 1980-х гг.

1. Попытки реформирования советской системы и нарастание кризисных явлений. Н.С. Хрущев: либерализация политического режима и экономические реформы.

2. Программа «развернутого строительства коммунизма» и политика КПСС. Процессы деградации политической системы и правящей партии. Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической сфере.

3. Диссидентское движение: основные этапы и направления развития. Политика подавления инакомыслия.

 

Семинар 16. СССР – Россия во второй половине 1980-х гг. – начале XXI

1. «Перестройка»: попытка «перестройки социализма»

1.1. Курс на ускорение социально-экономического развития социалистического общества и его провал.

1.2. Новое политическое мышление - основа внешней политики.

1.3. Августовский (1991 г.) «путч» и его провал. Распад СССР.

2. Российская Федерация на рубеже веков

2.1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Региональные и глобальные интересы России.

2.2. Изменение социально-экономических и политических основ общественного строя. Курс на модернизацию экономики и внутренней политики.

2.3. Новая международная геополитическая ситуация и особенности внешней политики России на рубеже XX-XXI вв.

Контрольная работа: Тестирование знаний студентов (разделы 5-6)

 

VII Самостоятельная работа студентов

7.1. Основные задачи самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

– логическое мышление, ведения научных дискуссий;

– развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

– осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

– получение, обработка и сохранение источников информации;

– преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Закрепление лекционного материала: работа с конспектом лекций. Самостоятельное изучение текстов электронных лекций (Приложение 1)

Подготовка к семинарскому занятию. При подготовке к занятиям студенты самостоятельно изучают сформулированные в плане вопросы (раздел VI «Планы семинарских занятий»), обращаясь к учебной, справочной и исторической литературе. Обязательным требованием при подготовке к занятию является анализ оригинальной исторических текстов: научные работы историков, научно-популярные статьи (Приложение 2). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях.

Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.

Самостоятельное изучение вопросов по отдельным разделам курса. Темы, сформулированные в разделе III («Программа курса. Темы семинарских занятий и вопросы для самостоятельного изучения»), изучаются студентами по рекомендованной учебной и справочной литературе, изданиям обобщающего характера (раздел 4.1.).

Самоконтроль знаний по тестовым заданиям и подготовка к контрольным работам (Приложение 3).

Написание творческой работы по теме «Семейный архив: история повседневности (воспоминания, документы, фотографии)» (Приложение 4).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.