Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







VIII Текущий и итоговый контроль





Курс: 1

Семестр: 1

Лекции: 18 час.

Практические занятия: 36 час.

Контроль самостоятельной работы: 1

Самостоятельная работа студентов: 54 час.

Форма контроля – экзамен

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

1.2. Задачи изучения дисциплины

1.3. Требования к освоению содержания дисциплины

1.4. Общекультурные компетенции (ОК)

II Структура учебной дисциплины

III Программа курса. Темы семинарских занятий и вопросы для самостоятельного изучения

IV Литература по курсу «Отечественная история»

4.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера

4.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины

V Ресурсы INTERNET

VI Планы семинарских занятий

VII Самостоятельная работа студентов

7.1. Основные задачи самостоятельной работы

7.2. Виды самостоятельной работы

VIII Текущий и итоговый контроль

8.1. Формы текущего и итогового контроля

8.2. Основные задачи промежуточного контроля тестового типа

Приложения:

Приложение 1. Электронные тексты лекций

Приложение 2. Электронные материалы к семинарским занятиям

Приложение 3. Тестовые задания для самоконтроля знаний студентов

Приложение 4. Творческая работа по теме «Семейный архив: история повседневности (воспоминания, документы, фотографии)»

Приложение 5. Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов

I. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией.

Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как:

– способность и готовность к межличностной коммуникации;

– способность и готовность работать в коллективе;

– способность и готовность проявлять гражданскую позицию;

– обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность;

– способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков:

– формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;

– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

– воспитание нравственности, морали, толерантности;

– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

– развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности.

 

1.3. Требования к освоению содержания дисциплины

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

• основные направления, проблемы, теории и методы истории;

• движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

• различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь:

• логически мыслить, вести научные дискуссии;

• работать с разноплановыми источниками;

• осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

• получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

• преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

• представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

• навыками анализа исторических источников;

• приемами ведения дискуссии и полемики.

1.4. Общекультурные компетенции (ОК)

 

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Основные компетенции, предусмотренные учебным планом направления «менеджмент»

– способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

– умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

– умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

 


II Структура учебной дисциплины

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов)  
 
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108)  
Аудиторные занятия: 1,5 (54)  
Лекции 0,5 (18)  
семинарские занятия (СЗ) 1,0 (36)  
Промежуточный контроль Конт. Работа  
Самостоятельная работа: 1,5 (54)  
изучение теоретического курса (ТО) 0,5 (18)  
подготовка к СЗ 0,5 (18)  
контрольные (тестовые) задания 0,25 (9)  
другие виды самостоятельной работы 0,25 (9)  
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Экзамен  

 

III Программа курса. Темы семинарских занятий и вопросы для самостоятельного изучения

Россия и мир в ХХ – ХХI вв.

Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.

Гражданская война в России: причины, сущность, основные этапы. Большевики – правящая партия: радикально-коммунистическая доктрина и реалии жизни. Начало революционных преобразований; создание советской государственной системы и ее особенности. Военный коммунизм: первая попытка введения социализма.

НЭП: причины перехода, сущность, эволюция, итоги в историографии. Ужесточение политического режима. «Социалистическая» модернизация 1920-х гг. в рамках нэповской государственно-частной экономики. Кризисы нэпа и внутрипартийная борьба 20-х гг.

Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

Модернизационный срыв конца 1920-х гг. и переход к форсированной этатистской модели модернизации. Проблема социокультурных корней, идеологии и практики сталинизма. Трансформация политической системы. «Аграрная революция»: цели, методы проведения и последствия. Советский вариант индустриализации: источники накопления, пути и методы осуществления. ГУЛАГ в политической и хозяйственной жизни страны. Итоги и цена сталинской модернизации.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Фашизм и обострение международной обстановки. Лига Наций. Адаптация Советской России на мировой арене. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Советская внешняя политика в 1930-е гг.

Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Великая Отечественная война: основные этапы. Освободительная миссия Красной Армии в Восточной Европе.

Восстановление народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля.

Попытки реформирования советской системы и нарастание кризисных явлений (середина 50-х – первая половина 80-х гг.). Н.С. Хрущев: либерализация политического режима и экономические реформы. Программа «развернутого строительства коммунизма» и политика КПСС. Усиление консервативных тенденций в политическом руководстве страной в середине 60-х гг. Процессы деградации политической системы и правящей партии. Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической сфере. Диссидентское движение: основные этапы и направления развития. Политика подавления инакомыслия.

СССР в системе международных отношений (1945 – первая половина 1980-х гг.). «Холодная война»: причины возникновения, сущность, основные этапы развития

СССР в 1985-1991 гг. Становление новой российской государственности. Поиски путей «совершенствования социализма»: от «стратегии ускорения» к перестройке общественных отношений и радикализации реформ. Демократизация общественно-политической жизни. Формирование демократической (антикоммунистической) оппозиции. Социально-экономическое развитие. Иллюзии и просчеты «стратегии ускорения». Перестройка и нарастание кризиса в национальных отношениях: причины, уровни проявления.

Попытки государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Либеральная концепция российских реформ: формирование рыночной экономики, правового государства и гражданского общества. Идеология и практика реформ.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2010 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.

 

Семинар 12. Россия в условиях войн и революций. (4 часа)

Семинар 13. Новая экономическая политика и модернизационный срыв конца 1920-х гг.

Семинар 14. Сталинская модернизация (4 часа)

Семинар 15. СССР во второй половине 1950-е – первой половине 1980-х гг.

Семинар 16. СССР – Россия во второй половине 1980-х гг. – начале XXI в.

Темы для самостоятельного изучения:

- СССР в системе международных отношений в 1920 – 1930-е гг.

- Великая Отечественная война: основные этапы.

- Мировые процессы и внешняя политика СССР в 50–80-е гг. ХХ века. «Холодная война»: причины возникновения, сущность, основные этапы развития

 


IV Литература по курсу «Отечественная история»

4.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера

Основные учебники

1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России. Уч. пос. М., 2005 (2006, 2007, 2008, 2009). Рек. МОПО РФ.

2. Деревянко А.П. История России. Учеб. пособие. Изд. 2-е пер. и доп. М., 2007.

3. История России. Учебник. 2-е изд., пер. и доп. /А.С. Орлов, В.А.Георгиев. М.: Проспект, 2004 (2006, 2008).

Учебная литература

1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций. М., 2002.

2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938–2002 г. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.

3. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2004. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.

4. Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4 т. М., 1996.

5. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1993.

6. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М., 1998.

7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1997.

8. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. М., 1995.

9. История государственного управления России. Изд-е 2-е. Под общей В. Г. Игнатова. Ростов-на-Дону, 2002.

10. История Отечества: новые подходы к содержанию предмета: Учеб. пособие / Сост.- ред. Е.П. Иванов. Псков, 1993.

11. История России IX–XX вв. Учебник. / Под. ред. Г. А. Аммона. М., 2006.

12. История России IX–XX вв. Курс лекций /Под ред. Леванова Б.Б. М., 1996.

13. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 1996; 2001.

14. История России с древнейших времен до 2-й половины XIX века. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана, Екатеринбург, 1994; 1995.

15. История России: Учебник для вузов./А.А.Чернобаев, И.Е. Горелов и др. М., 2003

16. История России XIX – нач. ХХ вв. Учебник. / Под ред. В. А. Федорова. М., 2002.

17. История России: Курс лекций [Горинов М.М. и др.]: В 3 ч. М., 1994.

18. История России: Учебное пособие: В 2 т./ Под ред. С.В. Леонова. М., 1997.

19. История России. В 3-х частях. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000.

20. История России. В 3-х частях. Под. редакцией Л.В. Милова. М., 2006.

21. История России, ХIХ век. В 2 ч. Учебник. / Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 2001.

22. История России в новейшее время. 1945–2001 / Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.

23. История России. ХХ век /Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

24. История России. С древнейших времен до начала XXI века: В 2 т. /Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2003.

25. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003.

26. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

27. Короткевич В.И. История современной России. 1991–2003. СПб., 2004.

28. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник. 5-е изд. М., 2008.

29. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России: Курс лекций: Учебное пособие. М., 2002.

30. Новейшая история Отечества: ХХ век. В 2 т. /Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. М., 2004.

31. Новейшая история России. 1914–2002. /Под ред. М.В. Ходякова. М., 2004.

32. Отечественная история (1917–2001). /Отв. ред. И.М. Узнарова. М., 2002.

33. Орлов С.Г. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 1999.

34. Пикульников А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 1997.

35. Политическая история России: Учеб. пособие / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998.

36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие. М., 2002.

37. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941–1991.: Учеб. пособие. М., 1999.

38. Терещенко Ю.Я. История России XX–XXI вв. М., 2004.

39. Федоров В. А. История России. 1861–1917. Учебник для вузов. М., 2000; 2001.

40. Фортунатов В. В. Отечественная история. Уч. пос. для гуманитарных вузов. СПб., 2007.

41. Щетинов Ю.А. История России XX век. М., 1999.

 

Основные издания обобщающего характера по курсу:

1. Карамзин Н.М., История государства Российского. М., 1988.

2. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти томах. М., 1987–1999.

3. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. М., 1988–1999.

4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. (Любое издание)

6. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории. В 2-х томах. СПб., 1993.

7. История СССР с древнейших времен до наших дней: В 12 т. М., 1967–1980.

8. История внешней политики России: В 6-ти томах. М., 1998.

Справочная литература

1. Безелянский Ю.К. От Рюрика до Ельцина (Календарь российской истории). М., 1993.

2. Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь русской истории. Н. Новгород, 1997.

3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. первая. IX–XVI вв. М., 1991.

4. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII-XVIII вв. М., 1994.

5. Данилов А.А. История России IX–XIX вв. Справочные материалы. М., 1997.

6. Данилов А.А. История России. XX в.: Справочные материалы. М., 1996.

7. Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы. М., 2002.

8. Зуев М.Н. Хроника истории России. IX–XX вв. М., 1995.

9. Изосимов Ю.Ю. Учебно-справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985–1997. М., 1998.

10. История Отечества: Энциклопедический словарь /Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др. М., 1999.

11. История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. С.А. Кислицин. Ростов на Дону, 1999.

12. История России в лицах и датах: Словарь-справочник (IX–1917 г.) СПб., 1995.

13. История России в лицах: Биографический словарь /О.М. Рапов, Л.Н. Вдовина, В.А. Федоров, Ю.Я. Терещенко; Под ред. Проф. В.В. Каргалова. М., 1997.

14. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди: Энциклопедия биографий. М., 2004.

15. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах (любое издание).

16. Мир русской истории: Энциклопедический справочник. М., 1997.

17. Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. XIX в. М., 1995.

18. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

19. Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до смутного времени. М., 1998.

20. Островский А.В. Универсальный справочник по истории России: с таблицами, схемами и словарями. СПб., 2000.

21. Попов А.И. Названия народов СССР. М., 1973.

22. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т., Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней. М., 1997.

23. Российская государственность в терминах: IX – начало XX в. Словарь. М., 2001.

24. Словарь исторических терминов. СПб., 1998.

25. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2002.

 

4.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины

V Ресурсы INTERNET

 

Студентам в образовательном процессе не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по разным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь сеть Интернет. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы формируют информационную культуру, навыки аналитической работы.

Практика показывает, что студенты не умеют работать с Интернет-контентом, в частности, не умеют грамотно формировать критерии поиска, не знают методов оценки достоверности информации на основе различных признаков. Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы.

Необходимо знать, что отбор материала для сети Интернет производится заинтересованными людьми, которые могут выстроить материал, придерживаясь своей позиции относительно какого-либо вопроса, давая нередко недостоверную информацию (владельцем ресурса может быть как государственная, так и коммерческая организация, а также частное лицо). Как правило, студенты просто «скачивают» информацию (нередко это рефераты и курсовые работы), даже не пытаясь ее оценить и преобразовать. Однако уже по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, ее организации можно дать приблизительную оценку качества представленной информации: отделить научную трактовку проблемы от информационного шума. Недостоверность некоторой информации, ее субъективный отбор, непрофессионализм авторов (студенты и любители-историки) является одним из существенных недостатков работы с Интернет-ресурсами.

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем, четко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию, правильно формулировать критерии поиска.

Разберем самостоятельную работу студентов в сети Интернет на примере исторических Интернет-ресурсов. Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты).

Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам.

Среди электронных библиотек отметим сайт «Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова» (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html), в которой можно найти большое количество текстов исторических источников и книг по отечественной и зарубежной истории. Все материалы доступны для скачивания.

Большое значение имеют Интернет-ресурсы, содержащие курсы лекций по истории. Наиболее полная коллекция на сайте Олега Ланцова (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm). Здесь полные тексты лекций Карамзина Н.М., Соловьева С.М., Ключевского В.О. и др. На этом же сайте множество исторических источников, учебная литература и ссылки на другие ресурсы.

Незаменимы в самостоятельной работе студентов современные портальные системы, которые сочетают в себе все необходимое. Примером такой портальной системы может служить Исторический Портал (http://www.history.perm.ru), посвященный не только истории, но и другим наукам – археологии, этнографии, религиоведению, политологии и праву.

Этот Интернет-ресурс состоит из нескольких разделов – новости, статьи, файлы, опросы, форум, ссылки. На Историческом портале студенты могут найти не только текстовый материал (новости, статьи), но и мультимедийные файлы по истории (компьютерные презентации; аудио-, видео- и фотоматериалы, карты), которые делают процесс изучения более интересным.

В файловом архиве есть и электронная библиотека, содержащая книги и источники в электронном виде. Интернет дает пользователям возможность высказать свое мнение. Таким образом, принимая участие в проводимых на портале опросах, скачивая файлы, читая новости и статьи, пользователь может оставить свой комментарий в любом разделе, а система рейтинга позволяет оценивать новости, файлы и ссылки. Наиболее интересующие проблемы можно обсудить на Историческом форуме. Тематический каталог ссылок содержит список интересных и полезных Интернет-ресурсов.

Незаменимую помощь при самостоятельной работе окажет функция поиска по Историческому порталу. Но главное достоинство портала – возможность пользователей принять участие в его жизни и расширении. Есть возможность не только получить необходимую информацию, но и поделиться своей. Для этих целей созданы специальные формы для отправки новостей, статей, файлов и ссылок на другие ресурсы. После отправки, заявка проверяется администрацией портала и размещается для общего доступа с указанием автора присланного материала.

Самый известный Исторический портал – History.ru – История России: XX век (http://www.history.ru). На портале можно найти статьи, новости, файлы, ссылки, форум, анекдоты. Есть возможность добавлять свои материалы и создавать комментарии к уже размещенным материалам. Портал принадлежит мультимедиа издательству «Клио Софт», специализирующемуся на разработке и издании мультимедийных учебников истории.

Другим порталом является – Historic.Ru: Всемирная история (http://www.historic.ru). Портал предназначен для людей увлекающихся историей, а также для студентов исторических и философских факультетов. На портале есть библиотека с книгами, ведется тематическая новостная лента.

Среди сайтов исторической направленности хотелось бы выделить: сайт «Всемирная история» (http://www.world-history.ru), где размещены статьи из разнообразных книг по истории и открыта рубрика «Этот день» (основные события в истории); а также Сайт «Всемирная история в лицах» (http://www.rulers.narod.ru) – особенность этого сайта заключается в том, что основной упор сделан на статьи о жизни конкретных людей, оказавших свое влияние на ход истории.

Студент может пользоваться также порталами:

http://www.auditorium.ru/. Библиотека портала содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.

http://www.istmat.ru/indcx.php Библиотека исторической и философской литературы

http://humanities.edu.ru/ Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам

http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/ Федеральный фонд учебных курсов -

http://edu.tsu.ru/historynet/Интернет для историков (представлены курсы лекций, учебники, хрестоматии, методические пособия, сборники документов).

http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm. Материалы русской истории (на сайте размещены электронные версии некоторых классический трудов по русской истории)

http://ivanpopoff.ucoz.ru/publ/1-1-0-2 Тексты статей и книг по истории

http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm История России (представлены научные монографии по истории, в частности Скрынникова Р.Г., Янова А., Мельниковой А., Вернадского Г.В.)

Сайты периодических изданий не менее популярны среди пользователей сети Интернет, и могут быть полезны для самостоятельной работы студентов. Одни из них издаются только в электронном варианте, другие – и в электронном, и в бумажном.

Основные сайты журналов:

– «Мир истории» (Российский электронный журнал) http://www.historia.ru/

– «Международный исторический журнал» http://history.machaon.ru/

– «Новый исторический вестник» http://www.nivestnik.ru/

– «Новая и новейшая история» http://modern-history.narod.ru/notes/0824-nini2.html

– «Общественные науки и современность» http://www.ecsocman.edu.ru/ons/

– «Экономическая история» http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/obozren.htm

– «История» (приложение к газете «Первое сентября») http://his.1september.ru/index.php

– «Родина» http://www.istrodina.com/

– «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.ru.

–.«Русский журнал» (электронный) http.: // www.russ.ru

Тематические проекты

–Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/

– «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

– «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/

– Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/

– Российский флот - http://www.navy.ru/

– Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/

– Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html

– Военная литература http://militera.lib.ru/

– Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/

«СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/

– Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/

– Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm

– Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm

– Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/

Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систе м, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.

Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):

– Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.

– Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.


V Планы семинарских занятий

 

Семинар 1 . Теории происхождения этнонима "русь": внешнее (скандинавское) или автохтонное?

Электронные материалы

♦ Каково происхождение терминов "Русь" и "Россия"? // История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Составитель С.А. Куницин. Ростов н/Дону. 1999

♦ Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998. Лекция 4 «Образование древнерусского государства»; лекция 6 «Древняя Русь: Общая характеристика»

♦ Мавродин В.В. Происхождение русского народа. М., 1978. Глава 6.

♦ Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. №2-3.

- Тестирование знаний студентов по курсу «История России»

 

Семинар 2. Принятия христианства

1. Языческие верования восточных славян.

2. Причины религиозной реформы и принятия христианства в православной форме.

3. Крещение Руси.

4. Последствия принятия христианства. Принятие христианства восточного толка: выбор пути.

5. Организация русской православной церкви в домонгольский период. Двоеверие.

 

Семинар 3. Русские земли в составе Русско-Литовского и Польско-Литовского государств

1. Образование Русско-Литовского государства: точки зрения историков (завоевание, присоединение, объединение?). Положение русских земель в Русско-Литовском государстве. Две альтернативы объединения русских земель.

2. Польско-Литовское государство: изменение положения русских земель.

Электронные материалы (Приложение 2)

♦ Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала XX вв. М., 1991.

♦ Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М.,1991.

♦ Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

 

Семинар 4. Борьба русских земель за независимость

1. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе.

2. Геополитическое положение русских земель: между Востоком и Западом. Две линии в политике северо-восточных князей в отношении монголов: оценки историков.

3. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе.

Электронные материалы.

♦ Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.) Курс лекций. М., 2001. Лекция 5-6 «Нашествие»; лекция 7 «Александр Невский: Русь и Орден»; лекция 8 «Александр Невский: Русь и Орда»; лекция 9 «Москва и Тверь»; лекция 10 «Дмитрий Донской: На поле Куликовом и за его пределами»

♦ Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992. Часть вторая «В союзе с Ордой». Глава II «Лицом на восток»

♦ Монгольская империя и Золотая Орда // История государственного управления России. Изд-е 2-е. Под общей В. Г. Игнатова. Ростов-на-Дону, 2002.

 

Семинар 5. Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития Руси.

1. Реформы «Избранной рады»: 1547– 1560 гг.

2. Опричнина: причины, сущность, последствия, оценки в историографии.

 

Семинар 6. Кризис российской государственности в период Смуты

1. Династический кризис и причины Смутного времени.

2. Борис Годунов – первый избранный царь. Учреждение патриаршества.

3. Эскалация Смуты как всеобъемлющего кризиса, ее основные этапы. Самозванство

4. Земский собор 1613 г. и начало династии Романовых.

 

Электронные материалы (Приложение 2)

♦ Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ вв. М., 1991.

 

Семинар 7. Московия, век XVII

1. Новые явления в экономике России. Дискуссии историков о начале зарождения в России капиталистических отношений.

2. Земские соборы: дискуссии историков о социальной природе и властных полномочиях. Особенности сословно-представительной монархии в России.

3. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия

4. Культура и быт Московской Руси: основные черты и тенденции. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Контрольная работа: Тестирование знаний студентов (разделы 1-4)

 

Семинар 8. Модернизация XVIII в.: трансформация традиционного общества в западное

1. Модернизация в первой четверти XVIII в.

2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

2.1. Сословная политика.

2.2. Экономическая политика. Формирование капиталистического уклада в промышленности и апогей крепостничества

 

Семинар 9. Реформы и контрреформы XIX в.

1. Александр I: курс на либеральную европеизацию страны.

2. Политическая реакция и административно-бюрократическое реформаторство при Николае I.

3. Российская либерально-буржуазная перестройка 60-70-х гг.

4. Александр III и контрреформы 80-90-х гг.

 

Семинар 10. Индустриальная модернизация конца XIX в. – начала XX в.

1. Неравномерность и незавершенность развития российского капитализма, его особенности. Реформы С.Ю. Витте.

2. Социально-экономическая и политическая программа П.А. Столыпина. Русская деревня в начале ХХ в. и столыпинская аграрная реформа.

 

Семинар 11. Общественно-политические движения второй половины XIX в. – начала XX в. (4 часа)

1. Либеральная альтернатива общественного прогресса России. Либеральные партии начала ХХ в.

2. Революционная альтернатива общественного прогресса России. Революционные партии начала ХХ в. Особенности восприятия марксизма в России.

3. Консервативно-охранительное направление общественно-политического движения.

 

Семинар 12. Россия в условиях войн и революций (4 часа)

1. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю

2. Большевики – правящая партия: радикально-коммунистическая доктрина и реалии жизни. Военный коммунизм: первая попытка введения социализма.

3. Гражданская война в России: причины, сущность, основные этапы.

 

Семинар 13. Новая экономическая политика и модернизационный срыв конца 1920-х гг.

1. Общественно политический кризис в стране и причины введения нэпа.

2. «Социалистическая» модернизация 1920-х гг. в рамках нэповской государстве







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.