Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







События в VII в. на Востоке. Ислам





Мы увидели, как в седьмом веке христианство в римско-католическом одеянии распространялось в Западной Европе. Теперь мы обратим наши взоры к Востоку, ибо в седьмом веке там произошли большие события. В начале седьмого века византский император Ираклий (Гераклий) вел кровопролитую войну с Персией. Он потерпел серьезное поражение; войска персидского царя Хозроя вторглись на территорию Сирии, Палестины и Египта. Но в 628 году Ираклию удалось нанести удар Персии и вернуть потерянные ранее провинции. В войне с Византией Хозрою помогали двадцать шесть тысяч евреев, которых он навербовал в разных странах, пообещав им восстановить их прежнюю столицу Иерусалим с Иерусалимским храмом на горе Сионе. Пока Ираклий сражался с Хозроем, в Аравии появился еще более опасный противник - Магомет (Мохаммед), ставший основателем мусульманской религии. Аравия - это крупнейший полуостров Малой Азии, омываемый Персидским заливом и Чермным (Красным) морем. С Африкой Аравия соединилась Суэцким перешейком, через который теперь прорыт Суэцкий канал. Аравия и в то время была населена арабами. Арабские племена кочевали также по северо-восточной части пустыни Сахары в Египте, которая известна под названием Аравийской пустыни. Еще до первого века арабские племена проникали из Аравии в Сирию и другие соседние земли. Произошли арабы от слияния нескольких древних народов. Древнее царство Савеев находилось в Аравии на территории современного Йемена. По территории Аравии кочевали измаильтяне. Из Библии мы знаем, что у Авраама от Сарры был сын Исаак, у которого, в свою очередь, был сын Иаков-Израиль, ставший родоначальником еврейского народа. Еще до Исаака у Авраама был сын Измаил от египтянки Агари. Он стал родоначальником измаильтян. В Аравии находилась и земля Мадиамская, в которую бежал из Египта вождь древнего Израиля пророк Моисей. Из мадиамитян он взял себе жену. Арабы произошли в основном от слияния савеев, измаильтян и мадианитян. Они, как и евреи, относятся к семитским народам, родоначальником которых является один из сыновей Ноя - Сим. В книге Деян.Ап. 2,11, упоминаются аравитяне. Это и есть арабы. Арабы всегда мужественно отстаивали свою свободу и обычаи от посягательств завоевателей. Ни вавилонским, ни ассирийским, ни египетским, ни персидским царям не удалось подчинить их своей власти. Во втором веке до Рождества Христова римляне пытались покорить всю Аравию, но они смогли обосноваться только на севере Аравии, и то ненадолго. Все их дальнейшие попытки покорить всю Аравию неизменно кончались провалом. Аравия не была единым централизованным государством, там обитало несколько арабских племен, то есть племен, говоривших на арабском языке, но имевших свои местные обычаи и свое местное руководство.

Магомет (571-632 гг.)



Итак, в Аравии появился Магомет. Он происходил из некогда богатой, но обедневшей арабской семьи. Родился он в 571 году в городе Мекке. Родители Магомета принадлежали к арабскому племени корейшитов. Отец его Абдоллах был мелким купцом и умер до рождения сына. Вскоре умерла и мать. Маленький Магомет был отдан в пустыню на воспитание бедуинке Халиме (бедуины - это арабы-кочевники, занимавшиеся разведением верблюдов). Затем маленького Магомета взял к себе на воспитание его дядя - Абу-Талиб, человек очень бедный. Мальчик вскоре был вынужден сам себе зарабатывать на хлеб, нанимаясь пастухом к богатым жителям Мекки. Когда ему было двадцать четыре года, он поступил на службу к очень богатой вдове Хедидже и по ее торговым делам ездил с караваном верблюдов в Сирию - сначала погонщиком верблюдов, а затем приказчиком. Хедиджа полюбила Магомета и против воли отца вышла за него замуж. Она было на пятнадцать лет старше его. Магомет стал богатым человеком. После смерти Хедиджи он взял себе сразу несколько жен! С детства Магомет был подвержен припадкам, по всей вероятности, это были припадки эпилепсии. После таких припадков он обычно продолжительное время находился в угнетенном состоянии, и ему не раз приходила мысль о самоубийстве. В седьмом веке, когда Магомет начал свою деятельность, вся Аравия была погружена во мрак идолопоклонства. В главном храме в Мекке находилось триста шестьдесят идолов, которым арабы приносили жертвы. Каждое арабское племя имело своего племенного идола, каждая арабская семья имела своего семейного идола. В городах было много ремесленников, занимавшихся изготовлением идолов, которых они продавали бедуинам. Над всеми богами и богинями арабы признавали одного верховного Бога, которого именовали "Аллахом", то есть Всевышним, а всех своих мелких богов и богинь называли детьми Аллаха. С сорока лет Магомет стал задумываться над религиозными вопросами. Он довольно часто уединялся в пещеры, чтобы в одиночестве предаваться размышлениям. Подолгу он любил беседовать о религии. Беседовал он и с иудеями, которые были рассеяны по всей Малой Азии. Они ему говорили о едином Боге, Творце вселенной. Вера иудеев в единого Бога пришлась по душе Магомету, так как у него уже давно нарастал внутренний протест против идолопоклонства, распространенного в Аравии. Затем, беседовал Магомет и с христианами, но это были главным образом ариане, сторонники учения Ария, жившего в четвертом веке и учившего, что Христос не равен Богу Отцу, а является лишь первым из сотворенных Богом существ. Эти ариане в свое время бежали на восток от преследований официальной христианской церкви; немало их оказалось и в Аравии. От них Магомет услышал утверждения о Христе как о богоподобном человеке. Есть основания предполагать, что сам Магомет не читал Библии - ни Ветхого, ни Нового Заветов. Он знал лишь кое-что из Талмуда (то есть из еврейского толкователя Библии). О Талмуде он услышал от евреев. Отдельные рассказы о Евангелии он слышал от христиан-ариан. Зная, что ариане бежали от преследования людей, которые тоже называются христианами, но несколько иначе понимают Евангелие, Магомет решил, что, очевидно, это самое Евангелие содержит противоречия, если люди по-разному его понимают, и поэтому он даже не стал стремиться должным образом изучить его. Себя Магомет считал исключительной, из ряда вон выходящей личностью. Уединяясь в пещере, он постился и тосковал. И вот однажды, во время пребывания в пещере, ему, якобы, явился ангел, который предложил ему выступить в качестве пророка-основателя истинной религии. Магомет не сразу доверился этому видению, он даже заподозрил себя в сумасшествии, но домочадцы и родственники, жаждавшие прославления своего рода, стали уверять его, что это было откровение. Вскоре Магомет стал получать одно откровение за другим. Бедуинка Халима, которая воспитывала Магомета, вспомнила, что в раннем детстве у него однажды был сильный припадок, сопровождавшийся каким-то видением. Магомет окончательно перестал верить в идолов и уверовал, что имеется только один Бог - Творец Вселенной (Аллах) и что он (Магомет) избран быть пророком Аллаха. Он стал высказывать резкие мысли против язычества, против идолопоклонства. Он не называл иудейство и христианство ложными религиями, но говорил, что по повелению Аллаха он даст более истинную религию. Очевидно, вначале он не хотел сочетать свою религию с уже существующими религиями иудейства и христианства. Провозглашенную им религию Магомет назвал исламом, Арабское слово "Ислам" означает "покорность" - имеется в виду покорность воле Божией. В дальнейшем последователей этой религии стали называть мусульманами (персидское слово "мусульман" происходит от арабского слова "муслим", что означает "приверженец ислама"). В своей религии Магомет провозгласил шесть основных принципов: 1) вера в единого Бога; 2) вера в ангелов Божиих; 3) вера в "писание Божие"; 4) вера в пророков Божиих; 5) вера в воскресение мертвых и в день суда; 6) вера в предопределение Божие. Кроме шести этих догматических принципов ислама, Магомет объявил четыре практических требования, которые обязан выполнять каждый верующий: 1) молитва с предварительными омовениями; 2) раздача милостыни; 3) пост; 4) паломничество в Мекку на родину Магомета. "Писанием Божиим" Магомет объявил то писание, которое Аллах дает через него, а себя провозгласил самым главным пророком Аллаха. Иисуса Христа Он назвал великим пророком, но значительно меньшим, чем он (Магомет). Веру во Христа, как в Бога, он объявил заблуждением. Первых последователей Магомет нашел между своими друзьями и родственниками. Когда вся его семья, его жены и дети признали его пророком, он публично выступил и потребовал, чтобы племя корейшитов, к которому он принадлежал, признало его пророком. Это публичное выступление кончилось тем, что ему пришлось бежать из Мекки в Медину, ибо народ стал грозить смертью объявившемуся пророку. В Медине для него сложились более благоприятные обстоятельства. Некоторые именитые лица заинтересовались его взглядами и стали оказывать ему покровительство. Образовалась партия, поддерживающая его. Учение Магомета было гораздо выше, гораздо нравственнее тех языческих верований, которые были в то время у арабов. Он выступил за ограничение нравственной распущенности. Нельзя умолчать об одной отталкивающей черте его характера. Уча других, он исключал себя из общего правила, считая, что главному пророку Аллаха все дозволено. Свою распущенность он оправдывал своими "откровениями". Надо отметить, что Магомет был пламенным оратором, он горел огнем громадного энтузиазма и был искренне убежден в своей необыкновенной миссии, не подозревая того, что стал ложным пророком. Свет перемешивался с тьмою в начале деятельности этого выдающегося человека. Он горел искренним желанием покончить с идолопоклонством и утвердить веру в единого Бога, и в то же время жажда власти, славы и греховные наклонности обуревали его сердце. Большое влияние на всю его деятельность имела его тяжелая психическая болезнь. Обычно все его очередные "откровения" сопровождались очередными припадками эпилепсии. "Откровения" Магомета записывались его слушателями по его приказанию. Впоследствии из этих записей составился Коран - священная книга мусульман (слово "коран" означает "чтение"). Беседы о Библии, которые слышал Магомет, безусловно оставили след в его памяти. Если в Коране имеется некоторый свет, то этим он обязан Библии. Минусом Корана является беспорядочное расположение глав и многие извращения, вызванные тем, что Магомет не имел истинного откровения, не держал в руках Библии, а по-своему излагал некоторые библейские события, вспоминая при этом устные рассказы иудеев и христиан, которые они ему в свое время рассказывали. В Коране, как и в Библии, упоминается об Адаме, Ное, Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, Моисее, Аароне, Давиде, Соломоне и других мужах веры. Говорится и об Иисусе, сыне Марии. Но все это выглядит весьма хаотично. Вспоминая ранее слышанные рассказы, Магомет многое перепутал. Так, например, он спутал советника Агасфера Амана с советником фараона, Марию (Мариамь), сестру Моисея и Аарона, перепутал с матерью Иисуса. Коран, поскольку он содержит некоторые мысли Библии, может в какой-то мере просветить сердца, стремящиеся к свету, но он не указывает верного пути спасения, которым является Сам Христос. В литературном отношении Коран стоит гораздо ниже некоторых арабских литературных произведений, которые были до него. По утверждению Магомета и его последователей, Коран еще до создания мира был написан на небе, а затем через "откровения" передавался Магомету. Бегство Магомета из Мекки в Медину, имевшее место в 622 году, считается началом мусульманского летосчисления. Именно с этого года началась активная, публичная деятельность Магомета. Большое значение в распространении ислама имеет обращение в ислам Омара, который стал ближайшим сподвижником Магомета. Вначале Омар был ярым врагом Магомета и его учения. Он ревновал об идолопоклонстве, распространенном в Аравии. Но затем в его убеждениях происходит резкий перелом. Он проникается идеями о едином Боге, начинает верить в Магомета как в истинного пророка Божия. Многие историки считают, что настоящим основателем ислама следует считать Омара, а не Магомета, ибо без Омара ислам бы пал. Омар получил от Магомета звание "халифа" (арабское слово "халифе" означает "преемник", "наместник", "заместитель"). Он стал правой рукой Магомета, а после его смерти - руководителем мусульман. Это был очень талантливый человек, обладавший выдающимися способностями полководца. Имея большие связи с именитыми людьми, он расположил многих из них в пользу ислама. Аравия была населена арабскими племенами, которые нередко враждовали друг с другом. Омар выдвинул идею объединения всех арабов вокруг ислама и создания единого, сильного арабского государства. Он вынашивал планы - под знаменем ислама победоносно пройти по многим странам. Магомет целиком и полностью оказался во власти своего заместителя. До появления Омара Магомет старался распространять свое учение только посредством убеждений. Теперь же он от убеждений стал переходить к оружию. В 630 году Магомет взял Мекку, из которой ему ранее пришлось бежать. Он уничтожил триста шестьдесят идолов Меккского храма и превратил его в величайшую святыню ислама. С этого времени Мекка стала центром ислама, все ее население было силой оружия заставлено принять присягу на верность Магомету. О Магомете говорит один исследователь ислама: "Он был мирный проповедник, пока не вынул меча из ножен". И вот этот меч начал сверкать в его руках. Религия Магомета стала превращаться в религию разбоя, в религию захватнической политики Омара. Мусульманам стали внушаться такие мысли: "Капля крови, пролитая за дело Божие, или ночь, проведенная под оружием, имеют более цены, чем два месяца поста и молитвы. Всякий, погибший в битве, получает прощение грехов, в день суда раны его будут сиять, как киноварь, и благоухать, как мускус, и его потерянные члены будут заменены крыльями ангелов и херувимов". Ко всем воинам был направлен призыв: "Сражайтесь дальше! Сражайтесь дальше и не бойтесь! Рай находится в тени ваших мечей. Ад с его огнем позади каждого, кто бежит от битвы; кто падает в битве, тому рай открыт". После захвата Мекки сторонники Магомета стали постепенно захватывать всю Аравию, объединяя арабские племена в единое арабское государство. Магомет присвоил себе власть пророка, священника и главы государства. Он пытался на свою сторону привлечь иудеев, живших в Аравии, но они ему отвечали, что его учение не тождественно с библейским учением, и упрекали его в слабом знании Библии. Тогда Магомет ополчился против евреев и выбросил из своего учения порядки и обычаи, позаимствованные у них. Он приказал вместо субботы праздничным днем считать пятницу, во время молитвы всем мусульманам обращаться лицом к Мекке, а не к Иерусалиму; вместо еврейских постов установить специальный мусульманский пост - Рамадан. Вторая сура (глава) Корана полна нападок на иудеев. Успехи вскружили голову пророку. Если в начале своей деятельности он был относительно скромным человеком, верящим в свои откровения, то постепенно, чувствуя силу и почву под ногами, он превращался в тирана, развратного старика и сознательного сочинителя ложных откровений. Придя к власти, он беспощадно стал казнить всех, кто смеялся над его учением. Когда Магомет прогневался на евреев, была устроена резня, многие евреи были вырезаны целыми семьями, многие, спасаясь, бежали из Аравии; многие женщины и дети были проданы в рабство бедуинам. Магомет завел гарем для своих жен, который все время пополнялся. Готовясь к завоевательным войнам, он обещал своим воинам право собственности на пленных женщин, как награду за храбрость. Не сразу Магомет и его помощник Омар сломили сопротивление своих противников. По всей Аравии действовали отряды, сопротивлявшиеся Магомету. Захватив Аравию, Магомет стал выходить на международную арену того времени. Он направил свои посольства к главам двух сильных государств: к персидскому царю Хозрою и к византийскому императору Ираклию, требуя от них принятия ислама и признания Магомета пророком Божими. Ираклий очень вежливо принял посольство Магомета и так же вежливо отклонил его притязания, а Хозрой порвал послание Магомета на мелкие клочки, не пожелав читать его, сказав при этом, что он сотрет арабов с лица земли. В своем самопревозношении Хозрой был посрамлен, ибо вскоре в 633 году вторгшиеся арабские войска разгромили персидскую армию, захватили всю персидскую территорию, в том числе и Месопотамию (Ирак), которая была раньше покорена персами. С персидской территории, несколько позднее, арабы проникли в пограничные с Персией области Кавказа и насадили там ислам. В 632 году Магомет заболел смертельной болезнью. Почувствовав, что его силы слабеют, он в Мекке перед четырнадцатью тысячами мусульман произнес свою последнюю проповедь, заявив при этом, что сознает свою пророческую миссию перед Богом оконченной. После этого он переехал в Медину. 8 июля, неожиданно собравшись с силами, он пришел в мечеть (храм), соединенную с его домом, и простился с молящимися. Через несколько часов он умер на руках своей любимой жены Аиши. Было ему 63 года. По всей вероятности, он перешел в вечность без раскаяния и угрызения совести, и кровь, пролитая им, последует за ним до белого престола Судьи - Христа.

Омар (убит в 644 г.)

Халиф Омар вскоре после смерти Магомета принял в свои руки всю государственную и религиозную власть. Государство, возглавляемое Омаром, стало называться халифатом. Омар именовался не только халифом, то есть преемником, но и имамом (арабское слово "имам" означает "находящийся впереди"). В дальнейшем, имамами назывались мусульманские деятели, обладавшие, кроме государственной и военной власти, также и религиозной властью. Кроме того, Омар стал именоваться эмиром (арабское слово "эмир" означает "вождь"). Халиф, имам и эмир Омар после смерти Магомета продолжал захватническую политику. Разгромив Персию, он стал насаждать там ислам. Сразу после разгрома Персии он напал на Византию. Сирия, Палестина и часть Египта были отторгнуты от Византийской империи. В 637 году в городе Иерусалиме, на горе Сионе, Омар построил мечеть (мусульманский храм). До Иудейской войны на этом месте стоял иудейский храм, который в 70 году был стерт с лица земли римлянами. В том же 70 году евреи были рассеяны римлянами из Палестины по всему тогдашнему миру. Когда войска Омара вторглись в Палестину, евреев там было незначительное количество. Там были арабы, которые уже успели туда переселиться из Аравии; были греки, а также и представители других народностей. Византийскому императору Ираклию не удалось удержать в своих руках Палестину, Египет и Сирию. В это время сильно активизировались языческие славянские племена, которые делали постоянные набеги на северные границы Византии. В связи с этим Ираклий не мог все свои войска бросить против Омара. Этим и объясняются успехи Омара в Сирии, Египте и Палестине. Он делал попытки продвинуться дальше и захватить всю Византию, но это ему не удалось. После войны с Омаром владения Ираклия сильно уменьшились. Теперь в состав Византийской империи входила только Греция. Греция была довольно обширной, в ее состав входила и та территория, которую сейчас занимает Турция. Кочевые племена огузов-предков турок проникли на эту территорию значительно позднее. В северном Египте также преобладало греческое население. В восточных провинциях Византийской империи, особенно в деревнях, еще процветало язычество. Окончательный удар язычеству нанесли войска Омара, которые в ряде случаев огнем и мечом принуждали язычников принять ислам. К христианству и иудейству арабские завоеватели отнеслись несколько иначе. Омар называл иудейство и христианство хотя и истинными, но недостаточно совершенными религиями, говоря, что они уже выполнили свою миссию в определенный период времени и что теперь на новом этапе нужна новая религия. Омар не сжигал иудейские синагоги и христианские храмы, но сказал, что будет облагать иудеев и христиан повышенным налогом, если они не будут переходить в ислам. Нашлись некоторые формальные христиане, которые ради того, чтобы не платить высокий налог, изъявили желание принять ислам. Ясно, что такие "христиане" никогда не имели в сердце Христа. Затем в отношении христиан появился ряд особых законов. Был запрещен колокольный звон, крест не должен был больше выставляться снаружи церквей, христианам не позволялось устраивать публичные похороны, - всюду они должны были уступать дорогу мусульманам. За проявление христианином непочтительного отношения к мусульманину предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. Завоевания Омара, которые он совершил в седьмом веке, положили начало возникновению целого ряда арабских народов. В Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии арабы осели на долгое время и в конце концов слились с местным населением. Поскольку арабский язык оказался более совершенным, чем языки народов этих завоеванных стран, то он вытеснил местные языки и стал господствующим языком Египта, Сирии и других стран. Но при слиянии с этими народами арабы переняли кое-что и из их языков. Поэтому сейчас население Египта, Сирии и других арабских стран говорит на разных диалектах арабского языка. К концу своего правления Омар окончательно овладел всем Египтом, сломив сопротивление местного населения. В каждой провинции в завоеванных землях им были поставлены арабские наместники с мусульманским войском. Неверные, то есть люди, не принявшие ислам, не имели права носить оружие. Омар был предан религиозным убеждениям ислама, но этого нельзя сказать об основной массе его воинов. Жадность, стремление к наживе, к обогащению за счет покоренных народов влекли большинство из них к завоеваниям. После одной из битв Омар отдал приказ - излишек добычи отдать тем храбрецам, которые знают наибольшее количество изречений из Корана. И оказалось, что ни один воин не знает ни одного изречения из Корана, кроме одного изречения: "Нет Бога кроме Бога, и Магомет - Его пророк". По образу своей жизни Омар резко отличался от Магомета. Он вел очень строгий образ жизни, подвергал себя всевозможным ограничениям; его можно назвать мусульманским аскетом. В 644 году Омар был убит в Медине персом Абу-Лулу Фирузом. После Омара халифом стал зять Магомета - Осман. В его правление была кровопролитная борьба за власть в халифате. В 656 году Осман был убит за чтением Корана. В 661 году власть захватил Моавия, ставший основателем династии Омейядов. Свою столицу он перенес из Мекки в Дамаск. В седьмом веке арабы проникли в Среднюю Азию, где дошли до Бухары и Самарканда, проникли в Индию, а в Африке дошли до Алжира. Арабский халифат превратился в обширную империю. Неоднократно в этой империи вспыхивали кровопролитные вооруженные столкновения в борьбе за власть. Эти внутренние распри ослабили дальнейшее наступление арабов; в ряде завоеванных земель они стали терять почву под ногами, и им пришлось уйти из многих земель. Но в конце седьмого века они вновь начали ряд наступательных войн и захватили снова ранее завоеванные земли. С распространением арабского владычества быстро распространялся ислам; его охотно принимали покоренные народы, ибо все, принявшие ислам, освобождались от высоких налогов. Кроме того, ислам привлек многих простотой своего учения. Истинное же евангельское учение не было известно многим людям. В последующие века единый арабский халифат в результате внутренней борьбы распался на ряд отдельных эмиратов.

Великий урок от Бога









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.