|
Христианский деятель Василий ВеликийВыдающимися христианскими деятелями во второй половине четвертого века были: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий родился в 329 году в знатной христианской семье. В том же году родился и Григорий в нехристианской семье. Обратился ко Христу Григорий через свою жену. Василий и Григорий познакомились друг с другом еще в юношеском возрасте в школе, в Кесарии, и дружба их в дальнейшем росла и крепла. В Кесарии они учились вместе с Юлианом, который затем стал римским императором, отступником от христианства. Василий, путешествуя по Египту, встретился с христианскими-отшельниками и сам на пять лет удалился в пустыню. Вместе с несколькими христианами-отшельниками он обрабатывал бесплодную землю, делая ее плодородной. Возвратившись в Кесарию в 362 году, Василий был рукоположен на пресвитера, но вскоре опять удалился в пустыню на три года. Его неоднократно посещал Григорий, который в другом месте также вел аскетический образ жизни и имел большое влияние на монахов. В 370 году Василий после возвращения из пустыни был возведен на кафедру епископа Кесарийского. Он был близко знаком с Афанасием, который возглавлял борьбу с арианством. Василий также активно включился в эту борьбу. Несколько позже Василий старался привлечь к епископству своего друга Григория, который к тому времени уже был пресвитером. Но Григорий опять отправился в уединение. Однако через некоторое время он принял епископское служение. Последние годы своей жизни он занимался богословскими трудами. Сочинения его состоят из 243 писем, 507 стихотворений и 45 речей. Умер он в 390 году. Василий много потрудился в деле благотворительности, основал множество приютов для бедных, всегда бесстрашно вступался за угнетенных и гонимых. Впав в крайность, он изнурял себя постами, разрушил свое здоровье, с сорокалетнего возраста выглядел стариком и в 378 году умер в возрасте сорока девяти лет. У Василия был родной младший брат Григорий, именуемый Нисским, поскольку он в последние годы своей жизни был епископом в Ниссе. Перу Григория Нисского принадлежит ряд богословских трудов. Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст родился в 347 году в Антиохии, в семье военного сановника. Получил самое блестящее образование по тому времени. Уверовал через свою мать. Недолго побыв адвокатом, Иоанн занялся изучением христианского богословия. В 370 году он перешел на церковную службу, на должность чтеца. С 372 года он продолжил богословское образование. Удалившись в пустыню, Иоанн четыре года прожил среди монахов, а затем еще два года в абсолютном уединении. Находясь в уединении, он занимался богословскими трудами. В отношении Иоанна можно сказать, что годы, проведенные им в уединении, не были напрасно потерянными годами. И все же Иоанн впал в крайность. Видя отступление христианской церкви от первохристианства, он думал, что монашество - это единственно верный путь для спасения христианства. Он усиленно защищал монашество. Своим непомерным аскетизмом Иоанн расстроил свое здоровье. Вовремя спохватившись, он вернулся в Антиохию и в 381 году был посвящен в диаконы. После пятилетнего диаконства он был посвящен в пресвитеры. Будучи пресвитером, он каждый день говорил проповеди. В то время обряды и церемонии уже начинали оттеснять проповедь, но Иоанн всегда уделял проповеди главное внимание. Он был блестящий проповедник, его обличения и увещания вызывали слезы у слушателей. За его проповеди ему через сто лет после его кончины присвоили имя "Златоуста", то есть человека со златыми устами. В 397 году Иоанн был избран на кафедру Константинопольского епископа. Через короткое время ему присвоили звание архиепископа. Нашлись завистники, которые никак не могли примириться с таким быстрым восхождением Иоанна по служебной лестнице. Против него начались всевозможные интриги. Иоанн в своих проповедях обличал пороки общества, и это также восстановило против него многих. Его сместили с архиепископской кафедры, сослали в Армению, где он пробыл два года, а затем отправили в Пициус (теперешняя Пицунда на Кавказе). В 407 году он умер. В своих проповедях Иоанн Златоуст касался всех сторон практической христианской жизни. Восставал он и против тогдашних богачей, наживавших громадные состояния за счет чудовищной эксплуатации рабов. "Многие, - говорил Златоуст, - осуждают меня за то, что я нападаю на богачей. Но зачем они несправедливы к бедным? Обвиняю не богачей, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя".Чин литургии Следует отметить, что Василий Великий и Иоанн Златоуст составили чин литургии, то есть основного богослужения. В апостольский период уже был определенный порядок богослужебных собраний, установленный апостолами. Затем в последующие времена богослужебные собрания изменялись в связи с уклонением в обрядость. Учитывая все эти изменения и добавления, Василий Великий составил порядок литургии, то есть богослужения, на котором совершается евхаристия. Независимо от него, составлением чина литургии занялся Иоанн Златоуст. Литургия Иоанна Златоуста несколько отличается от литургии Василия Великого. В четвертом веке родился величайший богослов западной церкви блаженный Августин, о котором будет сказано в следующем очерке. Итак четвертый век был переломным веком в истории христианства. Именно с этого века число христиан стало особенно быстро расти, а их духовный уровень стал столь же быстро понижаться. В этот век был сделан большой шаг к удалению от первохристианства, от евангельской простоты апостольских дней. Но и в этот век, как и во все века, были сердца, искренне любящие Христа. Они-то и составляют из себя Церковь Христову, которую врата ада не одолеют.Контрольные вопросы 1. Константин Великий. В чем заключается его величие? 2. Знамя Константина, лично виденное и описанное церковным христианским историком Евсевием (263-340). 3. Охарактеризуйте заботу Константина о личной славе, его связь с язычеством, его политические цели в начале его деятельности. 4. Официальное соединение христианской церкви с римским государством. Оязычивание христианства. 5. Елена - (мать Константина) - основоположник почитания "священных предметов". 6. Возникновение секты Донатистов при императоре Константине. 7. Охарактеризуйте еретическое учение Ария и связанный с ним I Вселенский собор (325 г.). Роль диакона Афанасия на этом соборе. 8. Никейский символ веры. Охарактеризуйте. 9. Покажите на карте новую столицу Константина. 10. Лжесвидетельства против епископа Афанасия, возведенные Арием и его сторонниками. Роль императора Константина в этом вопросе. 11. Охарактеризуйте последние годы жизни императора Константина. 12. Констанций - новый глава Римской империи. Его отношение к епископу Афанасию и его друзьям и арианам. 13. Император Юлиан - отступник, его трактат "Против христиан". 14. Попытка восстановления Иерусалимского храма при Юлиане-отступнике. 15. Император Феодосии. Его отношение к арианству и язычеству. Второй вселенский собор (381 г.), главный вопрос собора. Личный характер Феодосия. 16. Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия. 17. Охарактеризуйте монашество III-IV вв. Назовите три основные причины возникновения монашества. 18 Охарактеризуйте труд христианских деятелей IV века, какими являются: Иероним, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Что такое чин литургии?ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|