Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 5. Христиане в пятом веке





Распад Великой Римской империи

Император Феодосии был последним римским императором, который возглавлял всю Римскую империю. В 395 году, после смерти Феодосия, ему наследовали два его сына - Аркадий и Гонорий. Империя была разделена между ними пополам: Аркадий возглавил Восток Римской империи со столицей в Константинополе, а Гонорий - Запад со столицей в Риме. С этого времени никогда уже больше Востоку не пришлось объединиться с Западом. Фактически это уже не была единая могущественная Римская империя. Именно год смерти императора Феодосия можно считать годом начала конца могущественной Римской империи. Помимо того что после смерти Феодосия империя фактически разделилась на две части, все более и более учащались набеги на пограничные области империи свободных племен, которых римлянам не удалось покорить. Вскоре после смерти Феодосия предводитель независимого от римлян германского племени готов Аларих со своими отрядами вторгся в пределы западной части Римской империи и дошел до верхней Италии, производя великие опустошения. В это время у римлян был выдающийся полководец Стилихон, которому удалось остановить наступление готов и обратить их в бегство. После победы над готами слава Стилихона весьма возросла и его имя стало самым популярным в Риме. Гонорий испугался такой славы своего полководца, испугался его все возрастающего влияния и отдал тайный приказ убрать Стилихона. Вместе со своим сыном Стилихон был убит. Рим лишился великого полководца, и лишился именно в такое время, когда со всех сторон можно было ожидать вторжения воинственных независимых племен. Несколько слов скажем о предводителе племени готов Аларихе. Он считал себя христианином. Кто, когда и как обратил его в христианство - неизвестно. Он был арианцем, то есть сторонником учения Ария, подвизавшегося в четвертом веке. Напомним, что Арий не считал Христа равным Богу, он учил, что Христос был только первый и совершеннейший из существ, сотворенных Богом. В 410 году Аларих вновь предпринял вторжение в пределы Римской империи, и на этот раз ему удалось дойти до Рима. Некоторые римские сенаторы стали говорить, что Римскую империю постигла кара богов за то, что римские императоры отвергли древнюю римскую веру, при которой было заложено могущество Римской империи. В результате нашествия Алариха многие языческие храмы были стерты с лица земли. Христиане же не пострадали: Аларих не разрушал их храмов.

Дух формализма, проникший в христианство V века

Остановимся теперь на христианстве к началу пятого века. Четвертый век явился переломным веком в истории христианства. С тех пор, как римский император Константин в начале четвертого века объявил христианство государственной религией, в христианскую церковь хлынула масса людей, которые внутренне оставались язычниками. Если в христианских общинах первых веков центральное место в богослужении занимала проповедь, то со времен Константина проповедь постепенно стала оттесняться на последнее место; ее оттесняли пышные обряды и церемонии. Служители христианских церквей, сердцем своим далеко стоявшие от Христа, пытались привлекать в христианские храмы людей не Словом Божиим, а пышными богослужениями, которые превзошли бы по своему блеску языческие церемонии. Многие из формальных христиан ходили в христианский храм только для того, чтобы любоваться красивыми обрядами, а затем по старой привычке шли в языческий храм, чтобы присутствовать при языческих зрелищах. Не удивительно, что при таком положении мы к концу четвертого и к началу пятого века видим уход христианской церкви далеко от первохристианства. Четвертый век явился таким веком, когда вокруг личности Христа, являющегося единственным путем спасения, стал насаждаться лес человеческих преданий и обрядов. К пятому веку этот лес уже стал довольно дремучим. Образно говоря, с четвертого века вокруг лучезарной личности Христа стала плестись живописная беседка из ярких цветов (из ярких обрядов), и для многих христиан эта беседка стала дороже Того, вокруг Кого она сплетена. К пятому веку эта "беседка" стала уже настолько яркой, что многие язычники, залюбовавшись ею, с легким сердцем оставляли свои языческие храмы, где, по сравнению с христианскими, обряды уже были менее яркие. Все эти отклонения в христианстве вызывали недовольство у тех, кто понимал, что христианская церковь отходит от первохристианства. Стали возникать маленькие группы христиан, которые отходили от официальной церкви, обвиняя ее в идолопоклонстве. Но нередко, борясь с одной крайностью, эти христиане впадали в другую; будучи правыми в одном вопросе, они заблуждались в других вопросах и этим отталкивали от себя многих. Конечно, и в далеко уходящей от первохристианства церкви, были искренние верующие. Не их вина, что, по независящим от них причинам, некоторые духовные вопросы они понимали неверно. Они понимали так, как им внушали с детства или как их наставляли их церковные пастыри. Но, если они искренне любили Христа, если Он, а не то, что создано вокруг Него, был дорог для них, то, конечно, они являются членами незримой вселенской Христовой Церкви, несмотря на некоторые свои неверные понимания отдельных вопросов. Кому мало дано, с того мало и спросится. Не будем забывать, что в те времена не было книгопечатания. Библия была только в рукописном виде, ее было очень мало, стоила она очень дорого, иметь ее могли лишь немногие христиане. Большинство христиан могли слышать Слово Божие лишь при чтении его в храме. Те из христиан, которые, слыша Слово Божие, прилеплялись сердцем ко Христу, становились членами Его незримой вселенской Церкви. Следует еще напомнить, что в четвертом веке зародилось монашество, которое к пятому веку стало весьма распространенным. Монашество явилось протестом против слияния христианской церкви с языческим миром. Видя оязычивание христианства, эти люди стали уединяться, чтобы в уединении спасать свои души. Борясь с одной крайностью, они впадали в другую. Вместо того чтобы светить светом Христовым каждый день окружающим людям, они уходили далеко от людей. Некоторые из них не могли долго быть в уединении и опять шли к людям возвещать Христа распятого и воскресшего.

Роль монашества в V веке

В пятом веке монашество уже не было движением, выражающим протест против сложившегося положения в христианстве, оно слилось с официальной христианской церковью, которая приспособила монашество для своих целей, направленных на укрепление всех мероприятий, проводимых церковью. По мере умножения монашества, дух протеста против уклонения христианства в язычество угас среди монахов, они сами стали не лучше прочего духовенства. Обязательным условием для монахов является безбрачие. Христос таких условий никогда не ставил перед Своими последователями. Конечно, кто желает ради служения Христу отказаться от семейной жизни, тому нет на это запретов, но нельзя безбрачие делать обязательным условием для служения Христу. По мере умножения монашества стали умножаться и беззакония среди них. Отказавшись от нормальной супружеской жизни, они попали в омут тайных пороков и встали на путь разврата. Но нельзя огульно порицать всех монахов. Во все времена среди монашествующих были отдельные светильники, которые светили светом любви ко Христу и к тем душам, с которыми им доводилось соприкасаться. Хотя у них и были неверные понятия по некоторым вопросам, но Христос смотрит не на неверные понятия, а на огонь любви в сердце. Особым аскетизмом и подвижничеством прославился в пятом веке Симеон, именуемый "столпником".

Августин (354-430 гг.)

Говоря о христианстве в пятом веке, нельзя обойти молчанием такого видного деятеля христианства, каким был Августин, получивший наименование "блаженного". Родился Августин в четвертом веке, в 354 году, но основной расцвет его деятельности относится к первым трем десятилетиям пятого века до 430 года (до дня его смерти). Детство его прошло в городе Тагасте, в семье римлянина знатного происхождения. Отец его был язычником, а мать Моника - примерная христианка. Обратившись ко Христу, она светила в семье светом любви, смирения и кротости. Августин получил элементарное образование в Тагасте, а затем был отправлен для продолжения образования в Карфаген. В семнадцатилетнем возрасте он лишился отца, который незадолго до своей смерти принял христианство. Семена, посеянные Моникой, принесли плоды. Но Августин не сразу стал христианином. По совету матери, он пытался читать Священное Писание, но нашел его слишком скучным для себя и предпочитал читать сочинения Цицерона. Однако Цицерон не ответил Августину на многие вопросы, которые рождались у него в голове. Августин все более и более задумывался о смысле жизни, о вечности. В этот период он встретился с манихеями. Это была секта, которая подобрала в свои ряды остатки распадающихся гностических партий. Секта эта находилась на нелегальном положении и пыталась сеять семена учения среди христиан. До двадцативосьмилетнего возраста Августин был членом манихейской секты. Присмотревшись к руководителям секты, увидев, что, проповедуя аскетизм, они предаются разврату, разочарованный Августин решительно порвал с сектой. Мало того, в этот период своей жизни он стал высказывать сомнения вообще в бытии Божием, он говорил, что ни во что не верит. Уехав из Карфагена в Рим, Августин вскоре получил назначение на должность учителя риторики в одном из учебных заведений города Милана. В Милане он познакомился с епископом Амвросием. В Милан к Августину приехала и его мать Моника, которая с глубокой верой все эти годы молилась об обращении своего сына ко Христу. Под влиянием бесед с епископом Амвросием и со своей матерью, Августин стал посещать христианские богослужения. Но он говорил, что у него нет твердой веры, множество сомнений смущают его и низменные страсти бушуют в его сердце. Однажды в его руки попали послания апостола Павла, он прочел их и был поражен глубиной мысли апостола. Он задумался о своей греховной жизни и, будучи обличаем совестью, упал в своем саду под деревом на колени, прося Бога освободить его от рабства греха. И вдруг в этот момент из окна соседнего дома он услышал детский голос, певший одни и те же слова: "Возьми и читай"...Августин решил, что через уста ребенка Сам Господь дает ему указание. Он вернулся в свой дом. На столе лежала книга с посланиями апостола Павла, которую он только что перед этим читал. Взяв книгу, он наугад открыл ее и прочел: "Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13,13-14). И в этот момент Августин почувствовал, что Христос, о Котором ему совсем недавно говорили его мать и епископ Амвросий, может дать ему силу разорвать цепи греха и стать новым человеком. С мольбой он опустился на колени, мысленно представил перед своим взором Христа, распятого на кресте, и стал просить Его войти в его сердце, очистить его и возродить к новой жизни. И именно с этого момента Августин почувствовал себя новым человеком. Невыразимая радость наполнила его сердце, и эта радость явилась свидетельством того, что Христос исполнил его просьбу и вошёл в его сердце. Накануне Пасхи в 387 году Августин был крещен епископом Амвросием. Хотя к пятому веку было повсюду узаконено крещение младенцев и оно широко практиковалось, но оно не было еще обязательным и некоторые христиане его не придерживались, считая крещение младенцев отступлением от первохристианства. По-видимому, и мать Августина Моника считала, что крещение необходимо принимать тогда, когда человек сознательно уверует и покается. Этим можно объяснить тот факт, что Августин не был крещен в детстве. Вскоре умерла мать Августина Моника, дождавшаяся исполнения своих молитв об обращении сына ко Христу. В 388 году Августин ушел с преподавательской работы и уехал в родные места, где у него было имение. В течение трех лет он в уединении занимался богословскими трудами. Свое имение он продал и раздал на благотворительные дела, а сам принял приглашение Иппонийского епископа Валерия, согласившись на служение пресвитером. Будучи греком, Валерий плохо владел латинским языком, на котором говорили римляне. Августин стал ближайшим помощником Валерия и его переводчиком. Через четыре года Валерий по болезни был вынужден оставить епископскую кафедру, и он завещал, чтобы его место занял Августин. Так в 395 году Августин стал епископом Иппонийским и занимал эту кафедру до 430 года, то есть в течение тридцати пяти лет. Хотя город Иппон не был особо важным городом, однако авторитет и влияние Августина скоро настолько возросли, что его считали вождем христиан всей Африки, и не только Африки, но и в других частях империи его имя было известно. Перу Августина принадлежит много трудов. Он произнес множество проповедей, написал до 250 писем, содержащих обстоятельные ответы на разные богословские вопросы. Не во всех вопросах Августин стоял твердо на основах первохристианства; окружавшая его обстановка и понятия, уже сложившиеся в то время в отступившей от первохристианства церкви, наложили отпечаток и на его деятельность. Но тем не менее он был ярким светильником среди духовенства того времени. В отличие от многих епископов, он уклонялся от тех почестей, какие воздавались епископу; он старался служить другим и не требовал, чтобы ему служили.





Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.