Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.





Паспорт программы

  1. Полное наименование программы: Программа развивающих занятий по психологии «Частицы моего Я» для учащихся 7-8 классов

2. Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет. Группа 8-10 человек.

Цель программы, направленность: развитие самоисследования и самосознания участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений. Направленность – социально-психологическая.

3.Срок реализации программы, вид: Курс занятий рассчитан на 1 полугодие, проводиться 1 занятие в неделю. Авторская.

4.Уровень освоения: углубленный.

5.Краткое содержание программы:

 

№ п/п Тема занятия, цель Краткое содержание
1. Ознакомительное. Цель: сообщение целей работы нашей группы, осознание её детьми. Установление эмоционального контакта педагога–психолога с детьми. Сплочение группы. 1. Знакомство. 2. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» 3. Правила группы. 4. Рефлексия
2. Кто я такой Цель: способствовать развитию адекватной самооценки, рефлексии. 1. Игра на сплочение группы “Островок”. 2. Мини-лекция «Что такое самооценка» 3. Упражнение «Список черт» 4. Упражнение “Что в имени тебе моём?” 5. Рефлексия
3. Мои эмоции Цель: выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции социально приемлемыми способами. 1. Мини – лекция «Что такое чувства». 2. Упражнение “Эмоции в мимике” 3. Игра «Угадай эмоцию» 4. Игра «Изобрази эмоцию» 5. Рефлексия
4. Эмоции и цвет Цель: выявить и дать знания и взаимосвязи цвета и проявления эмоции. 1. Характеристики цветов по Гете. 2. Компьютерный вариант теста Люшера. 3. Упражнение «Фигуры эмоций» 4. Рефлексия
5. Мой темперамент Цель: определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента. 1. Мини-лекция: «Темперамент». 2. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента. 3. Рефлексия
6. Я и мое здоровье Цель: дать знания о различии физического и психического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса. 1. Здоровье и его признаки. 2. Что такое стресс 3. Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг» 4. Рефлексия
7. Я и мое тело Цель: расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я». 1. Мозговой штурм 2Что мы делаем со своим телом» 2. Причины стеснительности 3. Упражнение «Лепим фигуру». 4. Рефлексия
8. Мои представления о будущей профессии Цель: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. 1. Игра «Самая-самая» 2. Игра «Профессия на букву» 3. Игра «Как здороваются представители разных профессий» 4. Опросник «Как поживаешь?» 5. Рефлексия
9. Я и мои желания Цель: дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся. 1. Теория потребностей Маслоу. 2. Упражнение «Каким я хочу быть» 3. Упражнение «Коллаж». 4. Рефлексия
10. Мир вокруг меня. Цель: Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения. 1. Упражнение «Печатная машинка». 2. Упражнение «Считалочка». 3. Упражнение «Спички» 4. Упражнение «Передача чувств прикосновением» 5. Рефлексия
11. Я в конфликтных ситуациях. Цель: дать знания учащимся о поведении в конфликтных ситуациях, научить адекватно реагировать на замечания 1. Мини-лекция: «Конфликт и стили поведения в конфликтных ситуациях». 2. Определение стиля поведения в ситуации конфликта по методу Томаса- Килмана 3. Рефлексия
12. Слышать и слушать … Цель: научить детей методам активного слушания. 1. «Виды слушателя» - мини-лекция. 2. «Как слушать внимательно» - рекомендации учащимся. 3. Упражнение «Иностранец и переводчик» 4. Рефлексия
13. Мои творческие способности Цель: развитие творческого потенциала подростков. 1. Мини – лекция «Что такое креативность» 2. Тест Торренса 3. Упражнение «Новое назначение». 4. Рефлексия
14. Заключительное. Цель: подведение итогов групповой работы. 1. Пожелания участникам группы. 2. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» 3. Рефлексия

Пояснительная записка

Актуальность: период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Наиболее важен в этом плане возраст 12-14 лет, который является важным периодом для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции. Обычно в этом возрасте знакомятся с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.

Идея или цель данной программы заключается в самоисследовании и самосознании участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

Принципы реализации программы:

  1. Ненасильственность общения. При объяснения правил игры, при выборе водящего психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.
  2. Самодиагностка, т.е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем.
  3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации.
  4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности.
  5. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, т.к. побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, принять положительный опыт других детей, но в других случаях такие ситуации могут послужить причиной отказа участия ребенка в игре или в занятиях вообще. В таких случаях ребенку нужно помочь дистанцироваться от его неудачи

Данная программа рассчитана на 14 занятий (по 1 занятию в неделю). Возраст детей – 13-14 лет. Занятия проводятся в групповой форме (не более 10 детей в одной группе). Состав групп постоянный. Набор в группу производиться на основании диагностики, а также по личному желанию подростков. Занятия проводятся в кабинете для тренингов. Можно проводить занятия в обыкновенном школьном кабинете, при условии его подготовки перед началом занятия. Для проведения занятий необходимо просторное помещение, наличие магнитофона и всех канцелярских изделий, используемых подростками во время занятий (бумага, фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши и т.д.). Одно из занятий проводиться в компьютерном классе (тест Люшера).

Структура занятия:

· Приветствие;

· Теоретическая (информационная) часть;

· Упражнения или групповая дискуссия;

· Рефлексия.

На занятиях применяются активные методы групповой работы – тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой стороны, они могут оказаться для учеников непривычными, поскольку урок в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация снижается.

Ожидаемы результаты:

· Формирование адекватной самооценки;

· Развитие способности к самоанализу и контролю за собственные поступки;

· Формирование позитивных жизненных целей и чувства ответственности за свое здоровье и состояние собственного тела;

· Развитие творческого потенциала подростков;

· Повышение стрессоустойчивости подростка.

Целью данной программы является развитие самоисследования и самосознания подростков для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать формированию первичных навыков диагностики, самоконтроля, рефлексии.

2. Выработать толерантное отношение к собственным недостаткам.

3. Способствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.

4. Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.

5. Привить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.

6. Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысит мотивацию к выбору здорового образа жизни.

Содержание программы:

 

№ п/п Тема занятия, цель Краткое содержание Количество часов
1. Ознакомительное. Цель: сообщение целей работы нашей группы, осознание её детьми. Установление эмоционального контакта педагога–психолога с детьми. Сплочение группы. 1. Знакомство. 2. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» 3. Правила группы. 4. Рефлексия  
2. Кто я такой Цель: способствовать развитию адекватной самооценки, рефлексии. 1. Игра на сплочение группы “Островок”. 2. Мини-лекция «Что такое самооценка» 3. Упражнение «Список черт» 4. Упражнение “Что в имени тебе моём?” 5. Рефлексия  
3. Мои эмоции Цель: выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции социально приемлемыми способами. 1. Мини – лекция «Что такое чувства». 2. Упражнение “Эмоции в мимике” 3. Игра «Угадай эмоцию» 4. Игра «Изобрази эмоцию» 5. Рефлексия  
4. Эмоции и цвет Цель: выявить и дать знания и взаимосвязи цвета и проявления эмоции. 1. Характеристики цветов по Гете. 2. Компьютерный вариант теста Люшера. 3. Упражнение «Фигуры эмоций» 4. Рефлексия  
5. Мой темперамент Цель: определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента. 1. Мини-лекция: «Темперамент». 2. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента. 3. Рефлексия  
6. Я и мое здоровье Цель: дать знания о различии физического и психического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса. 1. Здоровье и его признаки. 2. Что такое стресс 3. Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг» 4. Рефлексия  
7. Я и мое тело Цель: расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я». 1. Мозговой штурм 2Что мы делаем со своим телом» 2. Причины стеснительности 3. Упражнение «Лепим фигуру». 4. Рефлексия  
8. Мои представления о будущей профессии Цель: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. 1. Игра «Самая-самая» 2. Игра «Профессия на букву» 3. Игра «Как здороваются представители разных профессий» 4. Опросник «Как поживаешь?» 5. Рефлексия  
9. Я и мои желания Цель: дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся. 1. Теория потребностей Маслоу. 2. Упражнение «Каким я хочу быть» 3. Упражнение «Коллаж». 4. Рефлексия  
10. Мир вокруг меня. Цель: Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения. 1. Упражнение «Печатная машинка». 2. Упражнение «Считалочка». 3. Упражнение «Спички» 4. Упражнение «Передача чувств прикосновением» 5. Рефлексия  
11. Я в конфликтных ситуациях. Цель: дать знания учащимся о поведении в конфликтных ситуациях, научить адекватно реагировать на замечания 1. Мини-лекция: «Конфликт и стили поведения в конфликтных ситуациях». 2. Определение стиля поведения в ситуации конфликта по методу Томаса- Килмана 3. Рефлексия  
12. Слышать и слушать … Цель: научить детей методам активного слушания. 1. «Виды слушателя» - мини-лекция. 2. 2. «Как слушать внимательно» - рекомендации учащимся. 3. 3. Упражнение «Иностранец и переводчик» 4. Рефлексия  
13. Мои творческие способности Цель: развитие творческого потенциала подростков. 1. Мини – лекция «Что такое креативность» 2. Тест Торренса 3. Упражнение «Новое назначение». 4. Рефлексия  
14. Заключительное. Цель: подведение итогов групповой работы. 3. Пожелания участникам группы. 4. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» 5. Рефлексия  

Возможность промежуточной и итоговой оценки знаний.

Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие оглядки со стороны школьников на плохую оценку. В случае ответов учащихся на проблемные вопросы, высказываний во время обсуждений, выполнения тестов и упражнений применение оценок нецелесообразно. Психолог может отметить активность учащихся, оригинальность их ответов, высказать восхищение или недоумение в форме «Я-высказывания».

В начале и в конце курса занятий проводиться анкетирование. Результаты данного анкетирования могут служить показателем положительной или отрицательной динамики развития определенных систем самосознания.

Теоретическое обоснование проблемы

Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в подростковом возрасте они определяются расширяющимися
общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания. В этот период значительно изменяется социальный состав подростка.
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.
С физиологической точки зрения подростковый возраст по скорости физиологических изменений можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни, хотя кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов.
Переходный период – возраст характеризующийся отмиранием старого, когда ребенок теряет многое из приобретенного прежде (Л.С. Выготский). Это период, в котором происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя извне, на субъективную, динамическую позицию изнутри. В течении этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе… И развивающиеся процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
Однако, в отличии от младенцев, подростки, наблюдая весь этот процесс, испытывают горести и радости; они наблюдают за происходящими с ними изменениями со смешанным чувством интереса, восхищения и ужаса. Удивленные, смущенные и неуверенные в себе подростки постоянно сравнивают себя с другими. В этот период подростки постоянно сравнивают себя со своими идеалами и это является одной из проблем переходного
периода. Период отрочества – юности совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходят резку, поэтому подросткам и членам их семей приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему о том, что детство осталось позади.
Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я?», «Какой я?» «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья
и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.
Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности,
в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие
человеческие контакты). Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой. В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомации (страх физического недостатка). Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей. Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям нужно знать, какие аспекты ее чаще
всего вызывают у ребят беспокойство. У мальчиков частым источников тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым ассоциируется общая мускулистость. Для мальчика подростка величина и величие – почти синонимы. Много неприятностей доставляв ребятам кожа. Юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и тому подобного. Большое значение имеет также избыточный вес, ожирение.
Особенно это важно для девушек. Восприятие человеком своей внешности (смотрение в зеркало) – начало перехода «пассивной составляющей рефлексии» – восприятие самого себя – в активную ее фазу, создание образа «Я». Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углублениесамопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности. Необходимо отметить, что в этом возрасте происходит формирование ценностных ориентаций подростков.
Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания - основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их
изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; «область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности». Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: «Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу». Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. «... целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом».
Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.
Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социакультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее (об этом несколько подробнее - ниже). Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М. Шибаевой пониманием «самоопределения личности в культуре». Так, М.М. Шибаева отмечает «...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации».
Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р. Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.
Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но в
качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П. Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на
общение с обществом (шире - с миром человеческой культуры) напрямую.
Так, в работах Д.И. Фельдштейна [40, с. 82] показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество». Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом,
на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.
Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности – заинтересованность «последними вопросами» (Ф.М. Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти
проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются – со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р. Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении.
В поисках смысла своего существования, в наиболее общей формепроявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «я». Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и вляющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. Потребность в смысле жизни, считает К. Обуховский, образует тот «узел», который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.
Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: «Кто я?»
Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е самосознание.
Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта,
сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних
событий, а как состояния своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.
Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов – какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом -
степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов
Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «я». Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна (1980) способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования.
Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность и тем меньше для него значит «внешний» событийный контекст.
Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.. Юношеское «я» еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что
вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.

Занятие №1 Знакомство

Цель: сообщение целей работы нашей группы, осознание её детьми. Установление эмоционального контакта педагога–психолога с детьми. Сплочение группы.

1. Спросил как–то Конфуций у мудреца: “Как нужно относиться к богам, а как к демонам?”. На что мудрец ответил: “Что нам боги и демоны… Нужно вначале правильно научиться относиться к самому себе и друг к другу”.

На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характера, которые нас не устраивают.

2. Знакомство.

Каждый представляет себя, а затем поочередно называют имена участников

Посмотрите, сколько людей вокруг вас: родные, друзья, учителя, соседи и все окружающие! Все они чем–то похожи, отличаются друг от друга. В первую очередь мы обращаем внимание на внешние признаки (пол, одежда, рост, внешность). Но ведь среди них есть ещё добрые и злые, храбрые и трусы. Эти качества снаружи не видны. Они проявляются в поведении человека, в отношении к окружающим. Такие скрытые, внутренние качества человека называются психическими качествами (свойствами, чертами), их изучает психология.

3. Анкетирование. Оцените свои знания о себе [1].

 

Утверждения +3+2+1 0–1–2–3 Утверждения
  Я изучаю свои возможности   Я не изучаю свои возможности
  Я знаю свои черты характера   Я не знаю свои черты характера
  Я знаю свои физические данные   Я не знаю свои физические данные
  Я знаю свой тип темперамента   Я не знаю свой тип темперамента
  Я умею справляться со своими эмоциями   Я не умею справляться со своими эмоциями
  Я хочу познавать себя, свои возможности   Я не хочу познавать себя, свои возможности
  Я хочу, чтобы меня учили пользоваться своими положительными качествами   Я не хочу, чтобы меня учили пользоваться своими положительными качествами

4. Обсуждение и принятие правил тренинга

Ведущий. Назовите любые слова, которые ассоциируются у вас со словом «игра». Правила — это мера ответственности и вознаграждения каждого.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ

1) Доверительный стиль общения («нет» насмешкам и издевкам).
2) Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени).
3) Персонификация высказываний (отказ от безличной речи).
4) Недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия).
5) Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступле







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.