Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА





ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Электронный учебно-методический комплекс

для студентов всех специальностей БНТУ

 

М и н с к 2 0 1 3


 

С о с т а в и т е л и:

В.А. Бобков, Л.В. Гребенникова-Воробьева,Е.Н. Дайняк,А.А. Коновалова,

Е.Л. Крачковская, А.И. Овчинникова

Р е ц е н з е н т ы :

1. Новик Евгений Константинович,зав. кафедрой«Гуманитарные дисциплины» Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктор исторических наук, профессор.

2.Забродский Эдуард Андреевич,доктор исторических наук, профессор кафедры «Гуманитарные дисциплины» Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники

3. Бутеня Владимир Евгеньевич, зав. кафедрой «Экономические теории» Белорусского национального технического университета, доктор экономических наук, доцент

Электронный учебно-методический комплекс разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2007 г. и состоит из разделов, содержащих программу дисциплины, тексты лекций, планы семинарских занятий, экзаменационные вопросы, методические указания по выполнению контрольной работы, тестовые задания, схемы, глоссарий.

 

Белорусский национальный технический университет

пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь

Тел.(017)292-77-52 факс (017)292-91-37

E-mail: emd@bntu.by

http://www.bntu.by

Регистрационный №

 

 

© В.А. Бобков, Л.В. Гребенникова-Воробьева, А.А. Коновалова, Е.Л. Крачковская, Е.Н. Дайняк, А.И. Овчинникова

© Овчинникова А.И., компьютерный дизайн, 2013

© БНТУ, 2013




СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРОГРАММНЫЙ РАЗДЕЛ 6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ 10

содержание дисциплины 11

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 16

Тема 1. Предмет курса. Идеология: ее роль и общественное предназначение 16

Тема 2. Современные идеологические концепции и доктрины 22

Тема 3. Конституционно-правовые и институциональные основы идеологии белорусского государства 28

Тема 4. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке 57

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 71

Тема 1. Предмет идеологии. Идеология: ее роль и общественное предназначение 71

Тема 2. современные идеологические концепции и доктрины 72

Тема 3. Конституционно-правовые и институциональные основы идеологии белорусского государства 74

Тема 4. стратегия общественного развития беларуси в xxi веке 77

4. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 80

5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 87

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития гуманитарного образования в высшей школе характеризуется кардинальными изменениями. Активно осваивается преподавание новых учебных дисциплин. Высшая школа призвана воспитывать политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические события, делать осознанный политический выбор. Духовные ценности молодежи, ее взгляды и принципы сегодня оказывают все более заметное влияние на общественно-политические и экономические процессы в республике. Поэтому наше государство уделяет большое внимание развитию у молодого поколения чувства патриотизма, приобщению его к идеалам и ценностям белорусского народа.

Первостепенную роль в формировании духовно-нравственных качеств Беларуси принадлежит высшим учебным заведениям страны. Цель вузов – создать эффективную систему нравственно-патриотического воспитания молодежи, сформировать активную гражданскую и личностную позицию у молодых людей в деле построения сильной и процветающей Беларуси.

В 2003 г. во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь, в том числе и в Белорусском национальном техническом университете, была введена дисциплина «Основы идеологии белорусского государства».

Цель дисциплины – усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии белорусского государства, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.

Задачамидисциплины «Основы идеологии белорусского государства» являются:

- объяснение природы и сущности идеологии, классификация ее форм;

- изучение исторического прошлого белорусского народа, выяснение исторических традиций, которые легли в основу становления и развития белорусской государственности;

- определение места идеологии белорусского государства в системе духовных и национальных ценностей белорусов, формирование национального самосознания народа;

- характеристика политической системы Республики Беларусь и ее политических институтов;

- анализ белорусской модели экономического развития, выделение существующих проблем и сложностей в протекании экономических процессов в Беларуси.

В ЭУМК представлено изложение основных тем учебной дисциплины «Основы идеологии белорусского государства», материал дается в доступном изложении и отражает все основополагающие разделы типовой программы, Представленный материал даст возможность студентам эффективно и быстро закрепить знания по базовым темам дисциплины, что будет способствовать более качественной подготовке к зачету студентов всех форм обучения технического вуза.

 


 

ПРОГРАММНЫЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа «Основы идеологии белорусского государства» разработана для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения.

Современный этап развития гуманитарного образования в высшей школе характеризуется кардинальными изменениями. Активно осваивается преподавание новых учебных дисциплин, в том числе курса «Основы идеологии белорусского государства», который был введен в белорусских вузах с 2003 года. Этот курс утвержден в качестве одной из дисциплин социально-гуманитарного блока, обязательных для изучения студентами всех специальностей. Ознакомление с этим предметом необходимо по ряду причин. Во-первых, он помогает студентам углубить знания о государстве и его институтах, а также их отображении в общественном сознании. Во-вторых, он способствует систематизации представлений об истории Беларуси, становлении белорусской государственности и белорусского этноса, об особенностях национального характера. В-третьих, изучение курса «Основы идеологии белорусского государства» помогает студентам осознать свою причастность к исторической судьбе Отечества и ощутить собственную долю ответственности за его будущее.

Цель курса –усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве её полноправных граждан.

Задачи курса:

· усвоение студентами комплекса теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и её роль в жизнедеятельности общества;

· ознакомление обучаемых с содержанием базовых идей и положений, основных идейно-политических течений современности;

· освоение студентами содержание идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих в своей совокупности идеологию современного белорусского государства;

· формирование у студентов социальных качеств, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны.

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

· теоретические положения, объясняющие феномен идеологии, политической идеологии и государственной идеологии;

· содержание базовых идей и положений основных идейно-политических течений современности;

· содержание важнейших положений идеологии белорусского государства;

уметь:

· пользоваться в практической деятельности идеями и понятиями, посредством которых выражается идеология белорусского государства;

· раскрывать содержание основных положений белорусской национально-государственной идеологии;

· анализировать и оценивать социально-политические процессы в стране и мире.

Обучаемые должны приобрести навыки:

· изложения и отстаивания идей, ценностей, принципов целей и представлений, составляющих основу организации и деятельности белорусского общества и государства;

· ориентирование в процессах, происходящих в политической, социально-экономической и духовно культурной сферах белорусского общества;

· осознанного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь.

В ЭУМКвходит пять разделов: программный, теоретический, практический, контроля знаний, вспомогательный.

В теоретическом разделе освещаются вопросы исследования предмета, теории и методологии идеологии белорусского государства, анализируются доминирующие в мире идеологические течения, конституционно-правовые основы формирования идеологии белорусского государства, структура и специфика государственных институтов в Республике Беларусь, представлена характеристика белорусской экономической модели, сформулированы задачи по обеспечению устойчивого инновационного развития белорусского общества.

Во втором, практическом разделе представлено четыре темы семинарских занятий по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства». Из предлагаемой тематики рефератов студенты имеют возможность выбрать любую интересующую их тему и под руководством преподавателя подготовить интересное сообщение или доклад. По каждой из предлагаемых тем рефератов имеется список литературы, куда включены как научные издания, так и журнальные и газетные публикации, что позволяет широко использовать фактический материал о процессах, происходящих в социально-политической и экономической жизни белорусского государства.

Систематическая подготовка студентов ксеминарских занятиям является залогом успешного усвоения учебного материала, чему во многом способствует дискуссия и обсуждение наиболее сложных проблем (контрольных вопросов) по каждой теме семинара. Планы семинарских занятий ориентируют студентов на самостоятельное и творческое усвоение базовых идей основных политических течений современности и важнейших положений идеологии белорусского государства.

В третьем разделе контроля знаний содержатся материалы для итогового контроля знаний студентов. Авторы полагают, что в рамках курса «Основы идеологии белорусского государства» возможно использование различных форм и методов контроля знаний студентов, и предлагают такие как проведение итогового теста и зачета в устной форме. Данные формы позволят не только оценить уровень теоретического знания, но и проверить глубину их усвоения.

Вспомогательный раздел содержит глоссарий (словарь терминов), отражающий инновационные подходы и содержащий информационный материал по основным проблемам учебного курса. Кроме того в раздел входит список литературы, куда включены как научные издания, так и учебные и учебно-методические издания, нормативно-правовые источники, перечень журналов и ресурсов удаленного доступа.

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

Название раздела и темы Количество учебных часов
Лекции Семинар. занятия
I. ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Предмет курса. Идеология: ее роль и общественное предназначение
Современные идеологические концепции и доктрины
II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Конституционно-правовые и институциональные основы идеологии белорусского государства.
Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
Итого учебных часов: 16

 

содержание дисциплины

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Либерализм и неолиберализм

Политические идеологии, как и большинство политических явлений, можно и следует классифицировать. Существуют различные типы критериев, по которым осуществляется классификация. Перечислим основные из них:

- по классовому критерию выделяют буржуазные, пролетарские, помещичьи и другие идеологии. Следует отметить, что данная классификация в настоящее время утратила свою актуальность, т. к. ее носители не имеют основательной привязки к классовой сущности. Появились новые социальные слои, со своими интересами, целями и приоритетами. Появились новые политические партии, выражающие эти интересы, появились маргинальные партии;

- по отношению к социальным изменениям различают охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии. Охранительные идеологии защищают то, что существует, и как правило, являются господствующими в государстве. Контридеологии требуют радикальных изменений, независимо прогрессивны они или реакционны. Реформистские идеологии призывают к постепенным преобразованиям общества при сохранении фундаментальных ценностей;

- по месту в идейно-политическом спектре отмечают правые, левые и центристские идеологии, также как классифицируют политические партии, которые и выступают носителями данных идеологий;

- в зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех перечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп.

Термин либерализм (от лат. liberalis –свободный) означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм.

Либерализм – политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства, которая сформировалась в конце XVII – XVIII в. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Вольтер, Ш. Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А. Воланаи Л. Сапеги.

Принципы либеральной идеологии:

- индивидуальная свобода человека;

- ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;

- неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;

- деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;

- договорной характер взаимоотношений человека и государства;

- верховенство закона и равенство всех перед законом;

- разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;

- частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;

- свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;

- развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.

Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума.

С середины XX в. начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма, основными идеями которого являются:

- зрелое гражданское общество и правовое государство;

- активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;

- использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;

- консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.

Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма, как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешиваются, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социальноголиберализма.

В Республике Беларусь

Строй – это система построения чего-либо. Конституционный строй представляет собой способ организации государства, отражающий реально существующие устои государства и общества.

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах:

формальном – структура государственных и негосударственных институтов, их компетенция и принципы взаимодействия, а также положения Конституции, определяющие это устройство;

содержательном – реальное функционирование государства и общества.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного устройства. В качестве основ современного конституционного строя можно выделить демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан.

Основы конституционного строя изложены в разделе 1 Конституции Республики Беларусь и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства. В этом разделе Республика Беларусь характеризуется как «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), устанавливается принцип верховенства права (ст. 7), признается приоритет «общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (ст. 8), провозглашается верховенство воли народа как единственного источника государственного суверенитета (ст. 3), гарантируется идеологический плюрализм (ст. 4), закрепляется система разделения властей (ст. 6), право на развитие всех форм собственности (ст. 13).

В Беларуси

Конституция определяет форму правления нашего государства – республика– такая форма государственного устройства, при которой источником власти является народ; высшие институты власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Форма территориально-государственного устройства определяется как унитарная – единое, централизованное государство, административные единицы которого не обладают политической самостоятельностью.

В ст. 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, создаются равные условия для развития всех форм собственности, предоставляются и гарантируются права и свободы гражданам.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает обязательный учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Правовое государство. Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой – устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. Правовое государство– это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.Право – это система общепризнанных, формально определенных и гарантированных государством норм, выступающих регуляторами социальных отношений.

Термин «правовое государство» в Конституции упоминается лишь дважды: в преамбуле Основного Закона указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Однако это не констатация свершившегося факта, а декларация одной из основных целей белорусского общества и государства.

Признаки правового государства:

1. Суверенитет народа, т. е. народ является единственным источником государственной власти.

2. Верховенство закона и Конституции, которые выражают правовые принципы организации общества.

3. Всеобщность права предполагает, что все государственные органы и должностные лица действуют на основе закона.

4. Принцип разделения властей: государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга, и независимую судебную.

5. Незыблемость свободы личности и ее прав, наличие эффективных средств контроля за соблюдением прав и свобод граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности, гарантии политического плюрализма.

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить своим гражданам достойные условия для существования, социальную защищенность, удовлетворить их материальные и духовные потребности. Это достигается посредством перераспределения национального дохода в пользу бедных и незащищенных слоев общества, проведения политики занятости, развития общедоступного образования и здравоохранения. Социальное государство осуществляет свои цели на основе принципов правового государства, стремится к расширению прав граждан, достижению социальной справедливости.

В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни (ч. 2 ст. 21), создаются условия для полной занятости населения (ст. 41), предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47), гарантируется право на охрану здоровья и лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), на бесплатное среднее образование и доступность высшего и среднего специального образования (ст. 49).

Светское государство. Светским считается такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь, «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

В Конституции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отделении церкви от государства, как и не подчеркивается специально, что наше государство является светским.

Свобода совести в Беларуси закрепляется рядом статей Конституции (ст. 4, 5, 12, 16, 31).

Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2). Суверенитет государства – это то важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Единство власти означает, что в стране не должно быть никакой другой государственной власти, кроме той, которая установлена народом в предусмотренном законом порядке, т. е. не должно быть двоевластия. Верховенство государственной власти предполагает самостоятельность данной власти внутри страны, способность решать важнейшие вопросы жизни общества и обеспечивать единый правопорядок. Независимость государственной власти означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела.

С принципом государственного суверенитета непосредственно связан принцип народного суверенитета, который означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее: 1) на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном голосовании путем избрания представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избрания главы государства; 2) путем проведения референдумов; 3) через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения; 4) путем избрания своих представителей на Всебелорусское народное собрание и другими способами. Помимо участия в отправлении государственной власти народ осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются такие формы, как перевыборы должностных лиц, отзыв депутатов и т. д.

Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного.

Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в государственной, социальной, экономической и культурной сферах.

В жизни общества

Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления, воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов – «хозяйство» и «закон» и в настоящее время он имеет несколько значений. Экономика – это:

- народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальным хозяйством, бытовое обслуживание населения);

- совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сферы, а также механизмов использования разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества;

- отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

При всей самодостаточности экономика тем не менее эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства. Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления. Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, инвестиции, конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т. д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы, играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования[1].

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т. е. это поведение государства в отношении экономики страны.

Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации. История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы.

Важнейшими целями экономической политики Республики Беларусь сегодня являются: проведение структурной перестройки экономики; создание условий для привлечения инвестиций и последующего экономического роста; либерализации экономики, раскрепощения деловой инициативы; приверженность курсу социального государств и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Вопросы для дискуссии и обсуждения

1. Нужно ли, по Вашему мнению, отказаться сегодня от идейного наследия марксизма? Аргументируйте Ваш ответ.

2. Существует ли взаимосвязь между идеологией и политикой? Приведите примеры. Аргументируйте ответ.

Темы рефератов

1. Традиционное и современное понимание идеологии.

2. Идеология и политика.

3. Идеология и политика.

4. Мировоззрение: понятие, структура.

5. Социальное назначение идеологии.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн., 2006.

2. Государство для народа: док.и материалы третьего Всебелорус. нар. собр. (2-3 марта 2006 г.) / редкол. А.Н. Рубинов и др. – Мн.: Беларусь, 2006.

3. Андрейченко В. В интересах общества и государства / Беларуская думка. – 2012. - №8. – С.3.

4. Идеология и молодежь Беларуси: пособие / Л.С. Аверин, Т.И. Адуло, Н.Б. Антонова и др.; под ред. Л.Е. Землякова, С.Д. Лаптенка. – Мн.: Акад. Упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005.

5. Лукашенко А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь // Сов. Белоруссия. – 1999. – 8 апреля.

6. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве: материалы совещания НАН Беларуси с ведущими учеными и преподавателями-обществоведами республики (20 ноября 1998 г.) – Мн., 1999.

7. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003.

8. Бабосов Е.М. Сущность идеологии, ее структура, функции и роль в обществе // Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. Мн., 2007.

9. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии. Предисловие к новому изданию книги «Конец идеологии» / Д. Белл // Вопросы философии – 2002. - №5. – с. 25.

10. Ильин В.В. Великая конфронтация: идеология и наука: о возможностях научной идеологии и идеологической науки // Вестник Моск. Универ. Сер. 12. Социально-политические исследования – 1992. - №5.

11. Лукашенко А.Г. Обращение Президента Республики Беларусь Национальному с ежегодным посланием к белорусскому народу и Парламенту // Сов. Белоруссия. – 2003. – 17 апреля.

12. Манхейм К. Идеология и утопия // К. Манхейм. Диагноз нашего времени. – М. 1994.

13. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003.

14. Парсонс Т. Роль идей в социальных действиях // Т. Парсонс. О социальных системах. – М., 2003.

15. Чудинова И.М. Идеология и политика // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 4.

Вопросы для дискуссии и обсуждения

1. Выделите общие и отличительные черты во взглядах современных либералов и консерваторов.

2. Социал-демократические партии особенно влиятельны в европейских странах. Чем, по Вашему мнению, обусловлен тот факт, что идеи социал-демократии не получили широкого распространения в США и Азии?

3. Как Вы понимаете знаменитую фразу Э. Бернштейна: «Движение – все, конечная цель – ничто?»

4. Какие политические силы в Беларуси стоят на позиции консерватизма? Либерализма? Социал-демократии?

Темы рефератов

1. Современный либерализм: кризис или торжество.

2. Достижения неоконсерватизма в конце XX начале XXI веков.

3. Идеологический фундамент современного белорусского общества.

4. Демократический социализм – идейно-политическая доктрина социал-демократии.

5. Базовые постулаты нетрадиционных идеологических доктрин.

Литература

1. Алексеева Т. А. Либерализм как политическая идеология // Полития. – 2000. – № 1. – С.116–130.

2. Бернштейн, Э. Возможен ли научный социализм? / Э. Бернштейн // Свободная мысль. – 1992. – № 16. – С. 94–106.

3. Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология. – М., 1983.

4. Вовчук, Д. Е. Консерватизм как идеология ведущих политических партий Европы / Д. Е. Вовчук, С. С. Серебренников // Власть. – 2009. – № 3. – С. 136–140.

5. Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.

6. Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1991.

7. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. – М., 1991. – 332 с.

8. Коваленко В.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник Москов. ун-та. – Сер. 12. Политические науки. – 1997. - № 2.

9. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов-н/Д., 2000.

10. Макаренко, В. П. Главные идеологии современности. – Ростов-н/Д., 2000. – 480 с.

11. Милова Т. Принципы либерализма. – Мн., 2002.

12. Ойзерман, Т. И. Является ли либерализм только идеологией? / Т. И. Ойзерман // Социологические исследования. – 2003. – №3. – С.3–8.

13. Современные идеологические концепции и доктрины / Л.Е. Земляков и др.; под ред. В.И. Малиновского. – Мн., 2006.

14. Современные идеологические концепции и доктрины: учебно-методический комплекс / Л. Е. Земляков [и др.]; под общ.ред. В. И. Малиновского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 167 с.

15. Утопический социализм. Хрестоматия. – М., 1986.

 

Вопросы для дискуссии и обсуждения

1. Какова форма правления в Республике Беларусь? Аргументируйте Ваш ответ.

2. Что такое суверенитет государства? Достаточно ли государству обладать суверенитетом, чтобы быть субъектом международного права?

3. Можно л









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.