|
Мировоззрение, его виды и формыСтр 1 из 13Следующая ⇒ Человек и общество 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека. 1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования 2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. Основные отличия человека от животного: · Человек обладает мышлением и членораздельной речью. · Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: · Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. · Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. · Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я). 2. Сознание. Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования: 1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека. 2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная. Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание – · свойство высокоорганизованной материи; · субъективный образ объективного мира; · идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие) 3. Свойства сознания: · Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно;) · избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне); · субъективность; · творческое начало. Возникновение сознания является результатом эволюции природы. 5. Основной признак сознания: · Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия), · Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания) . Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ. . Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности. Самосознание это: · осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. · осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач). · сопоставление реального «Я» с идеалом, · оценка других людей и сравнение себя с ними, · отношение личности к собственным успехам и неудачам. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом. · массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей); · просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное; · помогающее – конкурентное; · девиантное (отклоняющееся) – противоправное. Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках. Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Типы девиантного поведения: · Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений) · Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами) · Ретритизм (отвергает и цели и способы) · Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
Виды знаний Мышление и деятельность 1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер) 2. Различия деятельности человека и активности животного
Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат Виды действий по М. Веберу: · целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.); · ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.); · аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.); · традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки) . Типы деятельности: труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование) игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный) учение (познание нового) общение (обмен идеями, эмоциями) Виды деятельности: Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая) По субъекту: индивидуальная – коллективная По характеру: репродуктивная – творческая По соответствию правовым нормам: законная – незаконная По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).
Потребности и интересы В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Виды потребностей человека · Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. · Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. · Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Существует несколько классификаций интересов: по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества. по направленности: экономические; социальные; политические; духовные. От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Функции общества · Производство материальных благ и услуг · Распределение продуктов труда (деятельности) · Регламентация и управление деятельностью и поведением · Воспроизводство и социализация человека · Духовное производство и регулирование активности людей 3. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это: · Производственные отношения · Экологические отношения · Отношения по детопроизводству · Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это: · Моральные отношения · Политические отношения · Правовые отношения · Художественные отношения · Философские отношения · Религиозные отношения
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система. С истема – комплекс элементов и связей между ними. специфическими чертами: 1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. 4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Основные институты общества 1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических; • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер; • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. · Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом · Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные). 4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1.Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: · технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества; · деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества; · ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; · в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира · духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. - духовные потребности; Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
· национальная – мировая; · светская – религиозная; · восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.); · традиционная – индустриальная – постиндустриальная; · сельская – городская; · обыденная – специализированная; · высокая (элитарная) – массовая – народная
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины: · рост жизненного уровня; · развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь; · возрастание роли и значения свободного времени, досуга. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
По предмету познания
По удалённости от практики 1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику; 2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем. Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию. Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния. Функции образования:
О бязательным является полное среднее образование. Основные направления в развитии образования:
Уровни образования: Общее образование -дошкольное -начальное -основное общее -среднее (полное) общее -дополнительное Профессиональное образование -начальное (лицей) -среднее (колледж) Высшее образование - бакалавриат - магистратура
Религия 1. Религия – это вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств; · культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность; · переживания; · образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); · символы.
· мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание); · регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность); · терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение); · культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению); · коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.); · интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии); · легитимизирующая.
· анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы; · фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; · тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; · магия (колдовство). 7. Религии современного мира: · родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день; · национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.); · мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам Признаки мировых религий: 1. Объединение крупной общности людей 2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Искусство 1. Искусство: · специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; · практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; · высокая степень мастерства. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества); · художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); · воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей); · эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека); · утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); · предвосхищения (предвосхищает будущее); · внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); · гедонистическая (доставляет людям удовольствие); · познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Мораль Мораль(в переводе с лат.) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Этика - наука о морали. Признаки морали:
Функции морали:
Моральная система включает в себя: - моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества - моральные ценности Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Основные категории морали:
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
Эконом
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|