Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Описание экспоната фолкьлорно-этнографического музея





Методические рекомендации

К «Дневнику практиканта»

 

Тула 2011

Рекомендовано Ученым Советом факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого

Рецензенты –

доктор филологических наук, профессор кафедры документоведения и стилистики русского языка В.Т. Бондаренко ( Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого ),

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

Т.Б. Рудомазина (Тульский государственный университет)

Фольклорная практика: Методические рекомендации к «Дневнику практиканта»: методическое пособие по учебной (фольклорной) практике. / Сост. В.И. Абрамова. – Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2011. - 34 с.

 

В издании представлены методические рекомендации студентам, проходящим фольклорную практику: вопросники, образцы оформления отчетной документации.

Методическое пособие помогает студенту грамотно и эффективно вести анализ и фиксацию процесса и результатов учебной практики.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 050301 – русский язык и литература или по направлению 050300 – филологическое образование.

.

 

 

Уважаемый студент! Дорогой коллега!

Вы приступаете к учебной практике, которая является продолжением курса «Устное народное творчество».

Учебный план предполагает прохождение практики общей продолжительностью 2 недели:

· выездная практика (сбор материала) в течение 1 недели (апрель);

· аудиторная практика (обработка материалов) в течение 1 недели (июль).

Задания для практики составлены с опорой на базовый курс теоретической дисциплины.

Внимательно ознакомьтесь с рекомендациями, которые помогут Вам качественно и результативно осуществлять работу по сбору фольклора и проводить его исследование.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ

Первая неделя практики

Детский фольклор

1. Самозапись детского фольклора взрослыми

Прежде чем записывать детский фольклор, необходимо обратиться к собственной памяти. Начните работу с самозаписи. Лучше всего включить магнитофон и записать устный рассказ о памяти детства на магнитофонную пленку. Возможен и другой вариант записи. Устный рассказ всегда предполагает присутствие слушателя. В соответствии с этим удобно первоначальные записи производить вдвоем. В таком случае каждый из участников попеременно становится то слушателем, то информантом. Создается естественная ситуация общения, столь необходимая в условиях собирательской работы. В этом общении нужно ориентироваться на следующие вопросы:

 

1. Попробуйте вспомнить и описать Ваше первое детское воспоминание. С чем оно связано? Какие переживания Вы испытывали? Возникала ли память об этом переживании в будущем?

2. Какие рассказы о Вашем раннем детстве часто повторялись в Вашей семье? (Например, рассказы о том, как ребенок чем-то рассмешил или удивил близких или наоборот - испугал, огорчил, потерялся, заблудился, вернулся домой с прогулки позже назначенного часа и т.п.)

3. Какие необычные формы слов Вашего детского языка запомнили Ваши родители? (Например, «людь» от «людей», «никовойный», «всехний», «одуван» и т.п.)

4. Какие строки песен и стихов Вы понимали по-своему, не понимая их реального смысла? (Например, пятилетний мальчик с пафосом читает первую строку пушкинского стихотворения, «Как ныне сбирает все вещи Олег»...)

5. Строки каких колыбельных песен или потешек запомнились Вам с детства? Кто из взрослых их пел или приговаривал?

6. Помните ли Вы, что отвечали Вам взрослые на вопрос: «Откуда берутся дети?» Что по этому поводу думали Вы сами?

7. Чем пугали Вас взрослые, пытаясь оградить Вас от опасностей во дворе или на улице? (Например, «бабаем», «стариком», «цыганкой» - «утащат», «посадят в мешок», «уведут в лес» и т.п.) Кто пугал таким образом? (Например, бабушка, мать, отец, старшие братья или сестры и т.п.)

8. Что действительно Вас сильно пугало? Чего Вы боялись больше всего? Как долго преследовал Вас этот страх? Каким образом удалось от него избавиться?

9. Когда впервые Вы узнали о смерти? Как Вы понимали происшедшее? Ощущали ли страх? Что говорили Вам взрослые? В каком возрасте пришло понимание неотвратимости смерти? Что Вы при этом думали? Как преодолевали страх?

10.Рассказывали ли Вы в детстве страшные истории? В какой детской группе? (Например, одноклассников, дворовой компании, в пионерском лагере и т.п.) Как Вы относились к такому рассказыванию? (Например, боялись, любили рассказывать сами, не верили и т.д.) Какие рассказы Вы помните до сих пор?

11.Рассказывали ли пародии на «страшные истории»? Как они назывались? (Например, «страшные анекдоты», «антистрашилки» и т.п.)

12.Помните ли как в детстве рассказывали «пугалки»? Какие? (Например, «В черном-черном лесу...» и т.д.) Рассказывали ли сами? Чем привлекало рассказывание?

13.Помните ли детские рассказы о вызывании духов? Каких? Кто рассказывал об этом? Пробовали ли сами «вызывать»? Кого? Как это делалось? Что при этом говорили? В каком возрасте верили, что вызывание духов возможно? Когда эта вера прошла?

14.Над чем в детстве смеялись? Что казалось особенно смешным? В какие смешные ситуации попадали Вы сами или Ваши друзья? Обижались ли, когда над Вами смеялись?

15.Были ли у Вас прозвища? Дразнили ли Вас? Как Вы к этому относились? Знали ли отговорки на дразнилки? Какие?

16.Какие анекдоты запомнились с детства? Любили ли сами рассказывать анекдоты? Расскажите и запишите на магнитофонную пленку все анекдоты, которые Вы знаете сейчас. Назовите Ваши любимые анекдоты. Почему Вы выделяете их среди других?

17.Назовите любимые игры Вашего детства.

18.Запишите все считалки, с помощью которых в игре выбирался ведущий?

19.Запишите все приговорки, при помощи которых участники игры делились на две (несколько) команд?

20.Знали ли Вы в детстве «садистские стишки»? Какие? Нравились ли они Вам или наоборот вызывали раздражение? Почему? Как и кому они рассказывались? Пелись ли такие стишки под гитару? Кем? В какой ситуации? Записывались ли «садистские стишки» Вами или Вашими сверстниками? Сохранились ли такие записи?

21.Приходилось ли Вам составлять анкеты и заводить альбомы? В каком возрасте? Что побуждало к этому? (Например, альбом подруги, повальное увлечение всего класса, анкета запомнилась в пионерском лагере и т.п.) Можете ли Вы такие альбомы подарить нашему архиву? Если нет - что служит препятствием?

22.Помните ли Вы песни-переделки на слова известных поэтов классиков? Какие (назовите и сделайте запись на магнитную пленку)? Какие стихотворные пародии хрестоматийных текстов Вам приходилось слышать? Назовите и сделайте запись на магнитную пленку.

23.Слышали ли Вы анекдоты, героями которых были герои классических литературных произведений? Назовите и сделайте запись на магнитную пленку. Рассказывали ли такие анекдоты сами? Если нет - почему?

 

2. Запись детского фольклора от детей

Самозапись существенно облегчает непосредственную работу с детьми. При собирании и записывании детского фольклора нужно помнить, что все вопросы собирателя должны быть обращены к личному опыту ребенка, должны быть понятны и актуальны для него. Если ребенку не интересны вопросы собирателя, он никогда не будет на них отвечать.

Прежде чем производить запись, необходимо определить, с какой группой детей Вы будете работать. Это может быть небольшая группа детсадовцев (от 4 до 7 лет), младших школьников (от 7 до 10 лет), подростков (от 10 до 14 лет), старшеклассников (от 14 до 17 лет). Работа может быть организована в разновозрастной группе двора или школьного лагеря; в группе только девочек или только мальчиков. Накануне записи целесообразно познакомиться с детьми, представиться им, рассказать о характере и целях собирательской работы. Опыт показывает, что лучше всего работать в небольших группах, не превышающих 8-10 человек.

При записи детского фольклора от дошкольников и младших школьников необходимо задавать следующие вопросы:

 

1. В какие игры вы играете дома? С кем? (Например, с подружками или друзьями; со старшими братьями или сестрами и др.)

2. Играете ли дома в прятки? Как выбирается ведущий? Как он называется? (Например, «вода».)

3. Какие слова произносит ведущий, когда все прячутся? (Например, «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать...» и т.п.)

4. Какие знаете считалки? Покажите, как считаетесь.

5. Если играете дома, где прячетесь?

6. Как к таким играм относятся взрослые, Играет ли с Вами мама и папа? Бабушка?

7. Играете ли в жмурки? Выбираете ли «водой» самых маленьких? Помогаете ли им во время игры?

8. Где больше любите играть: дома или на улице? Почему

9. Кто играет со скалкой: девочки или мальчики или те и другие? Вместе или порознь?

10.Выкрикиваются ли какие-нибудь слова во время прыжков? Как меняются движения? Что считается выигрышем?

11.Какие игры с мячом Вы особенно любите? (Например, «Штандар», «Лапта», «В лягушку» и т.п.) Расскажите о правилах каждой игры. Какие слова произносятся во время игры и что они значат?

12.В какие прятки вы играете? (Например, «московские», «простые», «симбирские») Чем эти игры отличаются друг от друга?

13.Когда играете в «классики»? Какие виды «классиков» знаете? Кто играет? (Например, только девочки; девочки вместе с мальчиками; только мальчики.) Какие правила нужно знать во время игры? Кто и как начинает игру? Кто выигрывает? (Если игра сопровождается рисунками на асфальте, то необходимо воспроизвести эти рисунки в тетради.) При записи на магнитную пленку необходимо записать как комментарии детей к игре, так и собственные непосредственные наблюдения за игровым поведением участников.

14.Дружная ли у вас компания? Не обижаете ли вы друг друга? Не дразнитесь ли? Если дразните кого-то - за что и как? Обижаетесь ли когда дразнят вас?

15.Если выходите на улицу с куском хлеба или печеньем - что вам могут крикнуть? (Например, «Сорок восемь, половинку просим и т.п.) Что нужно ответить? (Например, «Сорок один - ем один».) Как дразнят жадных? Как дразнят ябедников? Что нужно сказать, чтобы дразнилка стала необидной? Как можно помириться, если вы все-таки поссорились?

16.Играют ли у вас в игру «Скажи...»? (Например: «Скажи лягушка». - «Лягушка». - «У тебя в носу подушка».) Как называется эта игра? (Например, «заманка», «поддевка», «подколка» и т.п.) Какие еще заманки вы знаете, Обижаетесь ли на заманки? С кем играете сами в них? (Например, со взрослыми, с младшими братьями или сестрами, с маленькими детьми во дворе и т.п.)

17.Знаете ли как ответить на вопросы: «За чем Чапай бурку купил»? «По чему солдат ходит в сапогах, а министр в ботинках»? Знаете ли еще такие вопросы?

18.Слышали ли вы о вызывании духов? Каких? (Например, Пиковой дамы, Жевательного короля, Золушки, Гномика, Русалки и т.п.) Кто вам об этом рассказывал? Пытались ли вызывать сами? Кого? Для чего? (Например, попросить что-то; «просто интересно» и т.п.)

19.В какое время можно вызывать духов? (Например, когда дома никого нет; когда взрослых нет; когда взрослые ложатся спать и др.)

20.Где это нужно делать? (Например, в ванной комнате, на кухне, в коридоре, в детской спаленке, в шкафу и т.п.)

21.Что при этом нужно делать? (Например, выключить свет, зажечь свечу и т.п.)

22.Какие слова надо произнести, чтобы пришел тот, кого вызываешь, или чтобы желание исполнилось?

23.Как узнать, приходил ли «вызываемый»? (Например, по стуку; по пятну, которое появилось на зеркале; по испарившейся в стакане воде и т.п.)

24.Когда вы перестали верить в вызывание духов?

25.Приходилось ли вам гадать о том, что с вами будет? Как это происходило? (Например, по руке, по таблицам, по цифрам и т.п.) Знаете ли вы смешные гадания («заманки»)?

26.Знаете ли вы страшные истории? Какие? (Например, «Красная рука», «Желтое пятно», «Черные занавески», «Черное пианино» и т.п.) Кто вам их рассказал? Собираетесь ли специально, чтобы рассказать друг другу такие истории? В какое время? (Например, вечером, в жмурки, к ночи и т.п.) Где собираетесь? (Например, в беседке на улице, в подъездах, в палате после отбоя и т.п.) Могут ли при этом присутствовать взрослые?

27.Верите ли вы, что «страшные истории» - то, что на самом деле было? Боитесь ли, когда их рассказывают? Вспоминаете ли об услышанном, когда остаетесь дома одни, или когда перед сном выключаете свет? Что помогает преодолеть страх? (Например, присутствие старших по возрасту; смешная шутка; смешной конец истории и т.д.)

28.Как рассказываются «пугалки»? Каким голосом? С какими движениями? Что вы чувствуете, когда вас хватают за руку? Почему смеетесь?

29.Знаете ли «страшные анекдоты»? (Например: «У нас дома сегодня покойник...» - «Кто это?» - «Таракан. Я его утром убила»)

30.Какие вы знаете анекдоты? (например, о Незнайке, о волке и зайце, о Чебурашке, о Винни Пухе и Пятачке и др.)

31.Рассказывают ли в вашей компании «непристойные» анекдоты? Кто их рассказывает? (Например, только мальчики; мальчики и девочки.) Как вы относитесь к этим анекдотам? Рассказываете ли сами? Если нет - почему?

32.Рассказывают ли множество анекдотов об одних и тех же персонажах? О каких? (Например, о «психах», об экстрасенсах, о людях других национальностей, о Вовочке, о Штирлице, о популярных актерах кино и эстрады, о Шерлоке Холмсе и Ватсоне, политические и т.п.)

33.Кто из ребят знает особенно много анекдотов и умеет их рассказывать?

34.Записываете ли вы услышанные анекдоты в особую тетрадь? Какие анекдоты с удовольствием рассказываете сами? Почему?

35.Знаете ли вы «садистские стишки»? Какие? Как они называются? Нравятся ли вам эти стишки? Почему? Как их исполняют? (Например, речитативом, под гитару, хором и т.п.) Покажите, как они поются.

36.Есть ли у маленьких (детей 7-8 лет) «тайны», «тайные ямочки», «тайные комнаты»? Где они находятся? (Например, в сарае, в саду, во дворе и т.п.) Что собой представляют? (Например, маленькую ямочку, дупло дерева, потайной уголок в темном помещении и т.п.) Чем их украшают? (Например, стеклышками, слюдой, фантиками от конфет, бусинками и т.п.) Что в них хранят? (Например, маленькую куколку, коллекцию фантиков и картинок от жвачек, камень необычной формы и т.п.) Чем маскируется «тайна»? (Например, забрасывается травой, листьями, закрывается доской, камнем и т.п.) Кто знает об этой «тайне»? (Например, подруга, сестренка, девочка из другого класса и т.п.) Произносятся ли какие-нибудь слова, когда «тайна» открывается другому? Что это за слова? Знаете ли вы «тайны» своих подруг, друзей?

37.Разговариваете ли на непонятном («тайном») языке друг с другом? Как создается такой язык? Покажите разговор на этом языке.

38.Известна ли вам игра в «комнату страха» («пещеру страха», «музей XIV века»)? Когда в такую игру играют? (Например, в гостях на дне рождении, когда взрослых нет в доме.) Как распределяются роли в этой игре? Кто становится ведущим? Кто «жертвой»? Повязывают ли «жертве» глаза? Кто ведет «жертву» в «страшную комнату»? Как она выглядит? Какое место становится главным и игре? (Например, кровать, стулья, на которых или под которыми лежит «покойник».) Как одевают «покойника»? Какое задание дается жертве? (Например, руками ощупать фигуру или лицо «покойника» и назвать его имя.) Чем заканчивается игра? (Например, неожиданным оживлением «покойника»; выступающей из темноты «страшной рожей», которую показывают испытуемому, сняв с глаз повязку.)

39.Какую роль вам приходилось исполнять в этой игре?

40.Какие еще другие персонажи в ней участвуют? Как они одеты? Что делают?

41.Какими средствами достигается оформление игрового пространства? (Например, простыни на окнах, выключенный свет, мерцание свечи в соседней комнате и т.п.)

42.Дети какого возраста принимают участие в этой игре? Какими средствами преодолевается страх? (Например, всеобщим смехом; внезапно включенным светом; включением магнитофона с записью популярного шлягера и т.п.)

 

Письменные формы школьного фольклора

43. С какого класса в школе начинают заполняться анкеты?

44. Случается ли, что заполняют анкеты не только девочки, но и мальчики?

45. Как составляют вопросы для анкет (переписываются, воспроизводятся по памяти, придумываются составителем анкеты)?

46. Кто отвечает на вопросы анкеты (одноклассники, друзья, ученики из параллельного класса)? Дается ли анкета для ответов всем подряд или по выбору составителя анкеты?

47. Что хотят узнать владельцы анкет о тех, кто отвечает на вопросы?

48. Показывают ли анкеты взрослым? Есть ли взрослые, которых можно попросить ответить на вопросы анкеты? Если нет, то почему?

49. По какому принципу создаются украшения анкет (рисунки, аппликации)?

50. Кто выполняет рисунки? Делает ли это сам владелец анкеты или кто-то из хорошо рисующих друзей? Как и где находится материал для аппликаций? Какие журнальные иллюстрации предпочтительны для украшения анкеты?

51. Сохранились ли ваши школьные анкеты? Можете ли вы их передать на хранение в фольклорный архив? Если нет - почему?

52. С какого класса анкеты заменяются альбомами?

53. В чем, по-вашему, главное различие анкет и альбомов?

54. Есть ли альбомы у мальчиков (или это исключительная принадлежность девочек)?

55. Помните ли вы, что побудило вас вести альбом? Когда и где это было?

56. Приходилось ли вам видеть альбомы своих старших родственников (родителей, бабушек и дедушек)?

57. Интересны ли вам эти старые альбомы? В чем их сходство и отличие с вашими?

58. Что вы записываете в альбом с особым удовольствием: афоризмы и стишки о любви; любимые песни; «гадалки»; песни-переделки; «школьные словари»; рассказы о любви; секретики и т.п.? Почему?

59. Каково участие в альбоме ваших друзей (фразы на память, образцы росписей, адреса и т.п.)?

60. Как вы выбираете рисунки и аппликации для альбома? Чем они вам нравятся?

Записям произведений детского фольклора должно предшествовать описание ситуации встречи собирателя с детьми, а также реакции детей, присутствующих при исполнении того или иного произведения.

Методические материалы по записи детского фольклора взяты из книги «Специальные программы и вопросники (Проблемы полевой фольклористики. Вып. 3.)» (Ульяновск, 1998).

Методика проведения беседы

· Не следует начинать беседу с прямых вопросов о фольклоре. Лучше поговорить на нейтральные темы: о погоде, о семье, о жизни. Нужно обязательно рассказать о себе, о цели прихода, убедить собеседника в значимости и ценности проводимой работы.

· В ходе предварительной беседы следует зафиксировать следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество респондента;

б) год рождения;

в) профессия (бывшая или нынешняя);

г) является ли респондент коренным жителем в данной местности (если нет, то откуда и когда приехал).

· Непосредственную запись фольклора необходимо начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения.

· Вопросы должны быть заданы в такой форме, чтобы исполнитель их понял, чтобы они подсказывали ему детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения.

· Нельзя прерывать информанта во время исполнения произведения. Все вопросы по тексту задаются после его исполнения.

· От информанта нельзя уходить, если записи не выверены до конца.

Методика записи

· Запись текстов производится на аудиоплёнку/MP3-плеер (цифровая запись) и дублируется рукописной записью.

· Первое требование к записи – ее абсолютная точность. Никакие пропуски, добавления, изменения текста не допускаются. В фольклорной записи должны быть отражены все особенности диалекта.

· Понятно, что точно записывать фольклорное произведение нелегко. Поэтому студент должен стремиться овладеть навыками точной записи, соблюдать все методические требования.

· Как уже отмечалось выше, для записи фольклорных произведений целесообразно разделиться на группы по три человека. По договоренности, меняясь ролями, эта группа так организует работу: один ведет беседу, направляет разговор в нужном русле, помогает носителю фольклора вспоминать его репертуар, а также делает записи общих условий бытования фольклора; второй фиксирует разговор на бумагу, производит контрольную запись текста; третий работает с аппаратурой – включает и выключает магнитофон, регулирует уровень записи, фотографирует.

· Песенные жанры (исторические и лирические песни) обязательно должны быть записаны не со слова, а “с голоса”, в пении. Но так как часто бывает это сделать трудно (особенно, если запись ведется от группы исполнителей или хора), очень сложно даже бывает расшифровывать магнитофонную запись (сказывается русское многоголосие), то рекомендуется следующий метод. Вначале песню записать под диктовку, оставив между строками интервалы, а потом “выправить” ее в песенном исполнении, внося в запись все дополнения (повторение слов и строк, дополнительные слова и частицы). Если песню можно сразу записать “с голоса”, то при этом рекомендуется записывать текст вдвоем (один – 1, 3, 5 строчки, второй – 2, 4, 6 и т. д.).

· Частушки при достаточной тренировке также легко записывать “с голоса” вдвоем. Один (ведущий) записывает первую пару строк, а второй – вторую. Потом можно выверить текст у поющих.

· Запись сказок, анекдотов рекомендуется проводить в обстановке, приближающейся к естественным условиям, фиксируя мимику, жесты исполнителя, реакцию слушателей. При достаточной тренировке сказку довольно точно можно записать вдвоем – “с голоса” или с магнитофона. Работа организуется так: первый записывает начало сказки, в известном смысле самостоятельный отрезок речи в несколько слов, тихо произнося последнее слово отрывка, который он точно заполнил и запишет. Второй молча начинает записывать следующий отрывок речи именно с услышанного слова и произносит слово, с которого молча начинает записывать первый и т. д. Приведем начало одной детской сказки – “Лисичка-сестричка и волк”: Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: “Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой”. Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге”. Это начало сказки может быть записано так: сказочник начал сказку. Первый записывающий тихо произносит слово “баба”, включая и его. Второй молча записывает слово “баба”, а также следующую фразу: “Дед говорит бабе: “Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой”, - и тихо произносит: “за рыбой”. Первый молча записывает “за рыбой”, и далее: “Вот едет он и видит”. Второй – “и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге” и т. д.

· Произведения, записанные или “снятые” с магнитофона вдвоем, должны быть в тот же переписаны набело в один сводный текст. Во время записи можно делать сокращения. Например, вместо “Иван-Царевич” – И. ц.” и т. п. При переписывании текста все эти сокращения должны быть полностью расшифрованы. В беловом тексте никакие сокращения не допускаются.

· Записывать надлежит как полные произведения, так и их «ущербные» варианты, как от талантливых информаторов, так и от рядовых.

· Фольклорные произведения, представляющие научный интерес и идейно-эстетическую ценность, должны быть переписаны с “полевой” магнитофонной пленки на пленку фонотеки, которая хранится в научной фольклорной лаборатории университета (с течением времени может быть передана в государственные архивы). Отбор текстов для переписывания на пленку фонотеки делается только по согласованию с руководителем практики.

· Совершенно необходимо, чтобы работа фольклорной экспедиции нашла свое отражение в фотографиях и, по возможности, видеозаписи. Однако при этом следует подчеркнуть, что фотографии и видеозаписи должны быть не случайными, а строго продуманными, они должны иметь определенное научно-учебное значение. Фотографировать и снимать на видеокамеру следует исполнителей, важные исторические объекты, этнографические материалы, работу студентов-практикантов.

Методика составлена на основе рекомендаций, данных в Программе по фольклорной практике Челябинского государственного университета.

Фольклор туристов

 

Данный вопросник предназначен для выявления фольклорной традиции, особенности материальной культуры и языковой специфики туристов - одной из типичных малых групп современного общества. При опросе по жанрам прозаического и песенного туристского фольклора необходимо устанавливать контекст бытования каждого из жанров: в какой ситуации данный текст обычно исполняется, кому он рассказывается и т.п. При сборе информации об обрядовой традиции необходимо помнить, что существует тесная связь отдельных текстов с конкретными обрядами и обрядовыми актами, т.е. часть текстов приобрела обрядовый характер, хотя возможно их употребление и за пределами обряда. Например, при посвящении новичков в туристы, при их испытания рассказываются тексты о Черном Альпинисте. Почти не исследованы малые вербальные формы туристского фольклора (поговорки, афоризмы и т.п.). Поэтому при записи паремий всегда следует просить информатора объяснить как ситуации их произнесения, так и их контекстуальные значения.

Вопросник построен по жанровому принципу, в скобки заключены примеры, которые собиратель может использовать, если информант затрудняется ответить на вопрос.

При составлении был использован вопросник О. Пушкаревой (Москва).

 

1. Общие сведения.

· Место, дата записи.

· ФИО, год рождения, место рождения, место проживания, образование, профессия информанта.

· Туристический стаж информанта.

· В какие походы ходил (горные, водные и др.)?

· Входит ли в какой-нибудь туристический клуб, объединение? Каков состав его членов? Из кого состоит группа? Ходит ли в походы всегда с одними и теми же людьми или состав группы меняется?

· Общается ли с членами своей группы в городе? Как происходит это общение?

· С кем обычно ходит в походы выходного дня? С теми же людьми или другими?

· ФИО собирателя

 

Поход

1. Как Вы начали ходить в походы? Посвящали ли Вас в туристы? Где это происходило?

2. Как называют в туристской среде новичков? Почему их так называют? Как к ним относятся? Подшучивают ли над ними? Когда турист перестает считаться новичком?

3. Как новички ходят в первый поход? Если их посвящают в туристы в первом походе, в какой момент это происходит (на первом перевале, в конце похода)? Как происходит обряд посвящения? Кормят ли посвящаемых какой-то особой пищей? Какие действия с ними совершают? Кто проводит посвящение? Есть ли какой-то особое название для туристов, только что прошедших посвящение? Испытывают ли как-то новичков в походе (оставляют одних, как-то пугают)? Играют ли с ними в игры «на один раз» («Полет на Луну»)? Опишите эти игры возможно подробнее. Слышали ли Вы об обряде посвящения в члены турклуба? Проходили ли Вы сами это посвящение? Что Вы можете о нем рассказать (мотивы отказа!)? Давали ли после посвящения прозвища? Какие? Почему?

4. Как осуществляется распределение обязан­ностей в походе? Как называют эти роли? Чем они отличаются? Кто обычно является руководителем? Принимает ли он все решения единолично или советуется с членами группы? Как называют руководителей (начальник, адмирал)?

5. Каковы отношения туристов и местных жителей? Рассказывали Вам о встречах туристов с ними?

6. Как туристы относятся к нетуристам? К тем, кто путешествует по путевкам? Как их называют (напр., «матрасники») Что о них рассказывают?

7. Как туристы одной специализации относятся к другой? Как называют друг друга, какие особенности приписывают?

8. Даете ли вы свои названия заметным деревьям, возвышенностям, ручьям? Какие? Приведите примеры таких названий, расскажите их историю.

9. Может быть, у вас построена землянка, шалаш? Как они называются? Почему? Украшают ли их как-нибудь изнутри, снаружи, вывешивают ли какие-либо плакаты, картинки?

10.Как вы обустраивайте свои стоянки? Складываете ли бревна вокруг костра и каким образом (нарисуйте схему)? Как называется это сооружение (напр., пентагон)? Вкапываете ли бревна с каким-либо изображением, делали ли «посудное дерево»?

11.Носят ли туристы в походе какие-либо украшения, амулеты? Может быть, носят на шее нож, ложку, маленькую сумочку? Как она называется (напр., ксивник)? Носят ли среди туристов «фенечки» (небольшие бисерные или связанные из цветных ниток браслеты)? Кто их носит старые туристы или только молодежь? Известны ли Вам значение их цветов или орнамента?

12.Украшают ли как-то верхнюю одежду - штормовки, кепки и как именно (напр., нашивками, вышивкой, разрисовывают ручками)? Приведите примеры надписей. Что пишут на палатках? Что пишут, рисуют на «сидушках» (кусок пенополиуретана для сидения)?

13.Вели ли вы в походе путевой дневник, жур­нал? Как его оформляли (какие иллюстрации, шрифты)? Делали ли после похода стенгазету? Как ее оформляли?

14.Оставляете ли вы записки на перевалах? Что в них содержится, кроме необходимых сведений (пожелания, информация о погоде и др.)? Оставляют ли какие-то надписи на перевалах, какого они содержания? Оставляют ли на перевалах какие-либо предметы?

15.Даете ли вы названия плавсредствам (байдаркам, катамаранам), на которых сплавляетесь по рекам? Какие это названия, по какому принципу их дают? Приведите примеры. Зависит ли судьба судна от его названия?

16.Давали ли в походах названия особенностям местности, какие, почему? Как они соотносились с действительными названиями?

17.Существует ли у вас традиция отмечать в походе какие-либо праздники (дни рождения, свадьбы, др.)? Расскажите о том, как это происходит.

18.Отмечаете ли вы взятие перевала, преодоление порога? Как именно (угощением, дневкой)? Есть ли особые походные блюда, которые при этом готовят («замазка» - смесь сгущенки, варенья, печенья, «торт» из творога)? Пьют ли при этом спиртное? Какие говорят тосты?

19.В каких случаях в походах употребляют спиртное? Есть ли в этом отношении устоявшиеся традиции (например, пить всем из одной кружки, передавая ее из рук в руки)? Известны ли Вам традиционные тосты? Какие тосты обязательно звучат в кругу туристов в городе («За тех, кто в горах!»)?

20.Известно ли Вам рассказы о людях, которые очень много пили в походах? К чему это приводило? Можно ли привозить из похода остатки пищи? Если нельзя, то почему? Что с ней делали?

21.Как туристы проводят время в ожидании поезда, самолета, теплохода, в какие игры играют, что рассказывают? Что поют?

22.Есть ли какие-то приметы, по которым можно узнать, какая погода будет в предстоящем походе (например, если в день выхода дождь, то ясно)? Есть ли запреты на какие-то слова, действия, из-за которых погода может испортиться? Что нужно сделать, чтобы погода улучшилась? Видели ли Вы, наблюдали или слышали, как кто-то кидал в костер что-то? Зачем?

23.Что нужно сделать, а что нельзя, чтобы предстоящий поход был удачным? Что нельзя делать, чтобы не произошло несчастье (говорить о чем-либо)?

24.Сталкивались ли вы, или, может быть, слышали, о случаях горной болезни? Слышали ли о каких-то иных особых, походных недомоганиях? Как их называли («горняшка», «холодовуха»)? Знаете ли Вы что-то о методах лечения?

25.Собираетесь ли вы вместе после окончания похода? Через какое время? Где? Как это называется («точка», «гусятник»)? Готовите ли вы какую-то определенную еду? (напр.: манты)? Если пьют спиртное, то есть ли какие-то обязательные тосты? Что еще происходит на «точке»?

26.Ходите ли вы в походы выходного дня? Есть ли у вас традиционное время для таких походов? Существует ли у вас одно или несколько излюбленных мест стоянки? Как они называются? Почему?

27.Как вы оформляли помещение вашего клуба? Писали ли что-либо на стенах, дверях? Делали ли на дни рождения, свадьбы членов клуба подарочные альбомы, послания?

 

Туристская демонология

1. Слышали ли Вы рассказы о Черном Альпинисте? Кому их обычно рассказывают, в какой ситуации? Сопровождались ли эти рассказы розыгрышами, шутками над новичками?

2. Рассказывали ли Вам о встречах с Черным Альпинистом? О случаях, когда он помогает или мешает туристам? Насколько серьезно Вы воспри­нимаете эти рассказы? Насколько серьезно их воспринимают Ваши друзья и знакомые?

3. Что Вам известно о происхождении Черного Альпиниста, расскажите?

4. Почему туристы ложатся спать головой к выходу? Известны ли Вам рассказы об оборотнях?

5. Известны ли Вам рассказы о духах-покровителях определенных мест (стоянок, землянок)? Как их называют («хрумбряк», «шебуршанчик»)? Как они себя проявляют? Что нужно сделать, чтобы заслужить их расположение? Насколько серьезно Вы относитесь к этим рассказам? Как к ним относятся Ваши знакомые?

6. Слышали ли Вы что-то о Зеленом Камнежуе? Что именно? Каковы его свойства?

7. Слышали ли Вы рассказы о Белом Спелеологе? Что Вам о нем известно? Помогает или мешает Белый Спелеолог туристам? Слышали ли Вы о встречах с ним, чем эти встречи заканчивались?

8. Что предвещает встреча с Белым Спелеологом? Может быть, Вам известны рассказы о каких-то других обитателях пещер («троглики», «хозяйка»)? Насколько серьезно к ним относятся? Каковы их свойства? Что предвещает появление Черного Альпиниста? Каким людям он помогает, каким мешает?

9. Известно ли Вам что-либо о каких-то других обитателях гор? («Горная Дева», «Баксанская Дева», царица Тамара) Расскажите. От кого Вы это слы­шали?

10.Известно ли Вам что-либо о Полуночном Воднике, Зеленом Байдарочнике? О каких-то других обитателях воды?

11.Случались ли с вами какие-то непонятные, сверхъестественные случаи в походах? Рассказывали ли Вам Ваши знакомые о таких случаях, произошедших с ними, как они их объясняли?

 

Песенный фольклор

1. Поете ли вы песни? Какие (авторские, народные, эстрадные) Как вы подбираете репертуар (магнитофонные записи, сборники, личные контак­ты)? Какие песни можно считать туристскими?

2. Как обычно исполняются песни? Поете ли Вы песни в походах? Можно ли во время исполнения разговаривать, уходить, заниматься посторонними делами?

3. Есть ли песни, которые, как правило, исполняются хором? Есть ли песни, которые выполняют роль вашего гимна? Всегда, ли песни исполняются под гитару? Какие исполняются без аккомпанемента?

4. Есть ли песни, исполнение которых нежелательно в определенных ситуациях (например, чтобы не пошел дождь)? Известны ли Вам песни частушечного, куплетного характера, песни-переделки?

5. Знакомы ли Вам песни-импровизации (при неизменном припеве исполнители поочередно поют на ходу складываемые или просто подходящие по ритму четверостишия)? Известны ли Вам песни-пугалки (текст поется тихо с лирическими интонациями, а припев - максимально громко, с целью напугать)?

6. Поют ли среди туристов рок-песни, кто их поет? Расскажите об отношениях между туристскими поколениями?

 

Малые вербальные формы

1. Известно ли Вам какие-либо поговорки, афоризмы, связанные с туризмом, например, связанные с чистотой («Больше грязи - ширше морда»)?

2. Поговорки, связанные с едой? Со сном? С другими сторонами жизни туристов?

3. Известны ли Вам поговорки, обращенные к другим туристам, например, опоздавшим на обед

(«Баклан, прилетевший поздно, пролетает мимо»)?

4. Известны ли Вам анекдоты, связанные с туризмом? Смешные случаи? Случалось ли Вам или Вашим знакомым встречаться в походах с дикими животными? Что об этом рассказывали?

5. Известны ли Вам рассказы о каких-либо людях, ставших притчей во языцех, легендой среди туристов? Рассказывали ли Вам что-то о туристах предыдущего поколения? Что именно?

 

Языковая специфика

1. Известно ли вам специфическая терминология туристов, например, название форм рельефа, особенностей местности («сыпуха», «бочка», «слив») Названия предметов туристского снаряжения («байда», «солдатик», «памирка»)?

2. Как называют друг друга туристы разных специализаций («мокрушники», «альпинд<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.