Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современная детская мифология Тульской области (по материалам фольклорной практики 2007 года)





 

Страшные истории (современная детская мифология) - факт современного детского фолькло­ра и существенная психолого-педагогическая проблема. Они помогают детям отгораживаться от "взрослого" мира, позволяют преодолевать комплексы и страхи, моделировать свое по­ведение, чтобы в реальной обстановке сохранять ясность дейст­вий и самообладание. Они также выявляют возрастные закономерности в развитии сознания. Изучение этого материала поможет открыть пути положитель­ного воздействия на становление личности ребенка.

Анализ страшных историй, рассказанных нашими респондентами, позволяет сделать вывод о том, что детская мифология и сейчас является важным разделом детского фольклора и активно взаимодействует с другими его жанрами.

Особенности записанных нами страшных историй:

1) образная система построена по принципу «главные герои – вредители» (девочка и старуха – «Про черную розу», записано в п. Торхово Ленинского района; девочка и ведьма – «Про куклу», записано в с. Шаховское Узловского района; дети и мумия – «Про мумию», записано в с. Шаховское Узловского района; дети и призрак директора – «Про заброшенный пионерский лагерь», записано в п. Ханино Суворовского района);

2) по форме записанные «страшилки» представляют собой как закончен­ные произведения со своими собственными сюжетами и образными системами небольшого объема (фабулаты), так и незаконченные или искаженные истории (последние рассказываются детьми младшего возраста /6-7 лет/). Пример фабулата: «У одной девочки отец куда-то уехал и перед отъездом подарил ей куклу и сказал: «Береги ее!». А эта кукла оказалась заколдованной, и ведьма украла ее у девочки. Сначала ведьма оторвала у куклы две руки, и к девочке приехал безрукий отец. Потом она оторвала две ноги, и приехал безногий отец. Когда он снова уехал, ведьма оторвала кукле голову. И отец к девочке приехал уже безголовый. А потом его похоронили» (записано от Керексовой Оксаны (9 лет) в с. Шаховское Узловского района). Следует обратить внимание на центральный образ этой истории – образ куклы. В традиционном сказочном фольклоре кукла может являться заменой отсутствующего родственника. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» заглавной героине во всем помогает куколка, подаренная ей покойной матерью. Н.С. Воловник пишет, что куколка Василисы «напоминает домашние божества, изображение умерших предков дома. Они изготавливались из дерева, шерсти, кожи, металла и ткани. Древние считали, что в изображение духа предков входит сила самого духа» [Воловник, 1994, 119-120]. Куколка Василисы – «вместилище силы покойницы-матери», «как бы сама мать» [там же]. В рассказанной истории образ инверсирован – кукла заменяет живого отца, и все, что происходит с ней, автоматически «переносится» на него. Таким образом, в «страшилку» попадают элементы западноевропейской и даже африканской (вуду) магической практики. Сохраняются в ней и русские корни: так, в русских сказках герой оставляет родственникам одну из своих вещей, и, если вещь портится, последние понимают, что с ним случилось несчастье («Марья Моревна»). Правда, в страшной истории мы опять имеем дело с инверсией: вместо связи «человек - вещь» показана связь «вещь - человек».

Пример истории с оборванным сюжетным рядом: «Однажды бабушка умерла, а мама сказала не заходить за красное кресло. Дети начали играть, и мальчик залез» (записано от Кузнецова Романа (7 лет) в с. Шаховское Узловского района).

Искаженные истории возникают вследствие неправильной интерпретации детьми сюжетов взрослого фольклора и переложения этих историй «на свой лад». Так анекдот с использованием т.н. «черного юмора» превращается в следующую «страшную историю»: «Мама сказала девочке: «Иди играть в песочницу и никому не давай лопатку». Девочка пошла играть в песочницу, мимо шел мужчина и сказал ей: «Дай лопатку», но она не дала ее. Тогда он выколол ей один глаз. И она пошла домой» (записано от Макартычевой Анастасии (10 лет) в с. Шаховское Узловского района). В породившем историю анекдоте девочка отвечает мужчине: «Мама велела никому, кого увижу, лопатку не давать», после чего следует обозначенное действие. Анекдот напоминает страшную историю, построенную по модели волшебной сказки (запрет – нарушение запрета – трагическое следствие этого нарушения), что и вводит ребенка в заблуждение и заставляет воспринимать услышанный рассказ в ином ключе, хотя срединное звено в нем отсутствует (нарушения запрета не происходит). Сам же анекдот, напоминающий т.н. «садюшку» в прозе, построен по принципу «игра на многозначности слов» («увижу» в значении «встречу» воспринимается буквально). Подобный прием использовался в русских анекдотических сказках, тоже порой довольно жестоких. Е.А. Костюхин приводит следующий пример: работник зарезал хозяйских детей Луку и Петрушку, когда его попросили нарезать луку и петрушки [Костюхин, 2004, 136].

3) используется цветовая символика: предметы, представляющие опасность, окрашены в черный (черная роза) или красный (красное кресло) цвета;

4) объединение реального и фантастического планов («Дети играли в прятки, и один мальчик дверь не закрыл и спрятался. И тут вошла мумия…» - записано от Сулеймана Юз Баши (7 лет) в с. Шаховское Узловского района. В данном случае мы сталкиваемся с проникновением персонажа популярных кинофильмов («Мумия», «Мумия возвращается») в современную детскую мифологию. Кстати, Сулейман в качестве страшной истории пытался пересказать нам и сюжет кинофильма «Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца»);

5) страшные истории, рассказанные детьми старшего возраста (13-14 лет), объемнее, сложнее по сюжету, содержат большее количество персонажей и совершаемых ими действий (например, история, рассказанная четырнадцатилетней Колыхаловой Кристиной (п. Торхово Ленинского района): «Один друг пригласил другого в деревню на каникулы. Поздно вечером они возвращались из клуба через кладбище. На одной из надгробных плит была фотография девушки. И один из друзей взял эту фотографию на память. Следующим вечером друзья пошли в клуб и встретили там девушку, похожую на ту, с фотографии. Когда один из друзей пошел ее провожать, они шли через глухой лес, и в свете луны он увидел в ней старуху, после чего испугался и убежал. Так повторялось три дня. Но друг сказал, что это все причудилось от усталости. Вскоре парень уехал в город, где снова встретил ту девушку. Она сказала: «Я тебя здесь жду». Он пошел домой. Она пошла за ним. Парень заходит в дом, а там… сидит эта девушка с его матерью. Мать его отругала за то, что девушку не впустил домой. «Пусть у нас сегодня ночует», - сказала мама. Ночью, когда парень спал, он услышал шаги. Вскочил с постели и при свете луны увидел дряхлую бабку. Он позвал мать. Когда они вошли в комнату девушки, то увидели, что она бесследно исчезла». Рассказанная история в жанровом отношении может быть воспринята и как быличка о ведьме /вспомним использование подобного сюжета у Н.В. Гоголя в повести «Вий»/).

6) исследователи отмечают, что в 13-15 лет у детей наступает кризис категории чудесного, и они приходят к отрицанию немотивированных ужасов. Происходит разложение страшных историй, следствием чего становится появление пародийных «антистрашилок», «страшилок наоборот» [Кирдан, Зуева, 2002, 351]. В них развитие конфликта вызывает противоположный, комический эффект. Например: «Наступила ночь. Девочка спала. В окно протянулась черная рука. «Дай хлеб!» - послышался голос. Девочка дала хлеб. И так повторилось 2 раза. Снова наступила ночь. Девочка спала. Опять протянулась рука: «Дай хлеб!». Она не дала, включила свет, а там обезьяна» (записано от Керексовой Оксаны (9 лет) в с. Шаховское Узловского района). Для трансформированных в юмористическом ключе страшных историй дети в с. Шаховское Узловского района придумали жанровое обозначение «смешилки» (по аналогии со «страшилками»), в других районах области данное слово не употребляют.

Примечания

1. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора. – М., 1994.

2. Кирдан Б.П., Зуева, Т.В. Русский фольклор. – М., 2002.

3. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. – М., 2004.

 

Абрамова В.И., Швенк Е.В.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.