Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерный вопросник по собиранию традиционного фольклора





1. Может ли респондент рассказать о своем населенном пункте:

а) почему он так называется?

б) как произошли названия местных рек, ручьев, ключей, оврагов, других географических объектов?

в) есть ли целебные ключи и чем объясняются их особые свойства?

г) есть ли места, связанные с именами конкретных людей, которые совершили что-то необычное или запоминающееся?

д) есть ли / была ли в данном населенном пункте церковь? Кому из святых она посвящена? Что респондент знает об этом святом? О других святых? Связаны ли с этой церковью рассказы о чудесных или необъяснимых явлениях?

е) какие события происходили в данной местности во время революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны? Есть ли военные захоронения? Что известно о павших воинах?

2. Сколько было лет респонденту во время Великой Отечественной войны? Что он может рассказать о том времени? Известны ли ему военные песни, частушки (может ли спеть)?

3. Какие народные песни о любви, о семье знает респондент (может ли спеть)?

4. Какие частушки знает респондент (может ли пропеть)? Имеют ли частушки какое-то особое название в данной местности? Под какой музыкальный инструмент исполняются?

5. О каких народных праздниках может рассказать респондент?

а) какие народные праздники он знает?

б) как эти праздники отмечали / отмечают?

- ходили ли колядовать и как это делали (пели ли песни, если да, то как их называли, может ли респондент спеть или иначе передать содержание произведения; рядились ли, совершали при этом какие-либо действия)?

- гадали ли под Рождество и как гадали? Исполнялись ли при гадании песни (может ли респондент спеть)?

- как праздновали Масленицу, ее встречу и проводы? Называли ли как-то особо дни масленичной недели? Пели ли песни (может ли респондент спеть)? Наряжали ли чучело? Какие игры устраивали? Поздравляли ли молодоженов?

- пелись ли песенки, посвященные весне, призывающие тепло (если да, то как они назывались и когда исполнялись, может ли респондент спеть)?

- совершались ли какие-то особые действия перед началом пахоты и сева, при первом выгоне скота на пастбище?

- как праздновали Троицу? Что делали с березовыми ветками? Ходили ли завивать березку? Гадали ли по березке или венкам? Пели ли песни (может ли респондент спеть)? Водили ли хороводы (если да, то как)? Готовили ли какие-то особые кушанья? Одевались ли как-то особенно? Не делали ли из травы куклу или птицу (если да, то какие действия с ней совершали)?

- праздновали ли день Ивана Купалы, Ярилы или Костромы? Жгли ли костры, прыгали ли через огонь, гадали ли на венках? Верили ли в то, что в купальскую ночь цветет папоротник, набирают целебную силу травы, совершаются разные чудеса? Известны ли респонденту истории о подобных событиях?

- отмечали ли Петров день? Наблюдали ли за солнцем? «безобразничала» ли молодежь и как эти действия назывались («шухарить», «городушки» и т.п.)?

- отмечали ли Ильин день? Какие приметы или запреты с ним связаны?

- совершали ли какие-то особые действия перед началом жатвы, во время нее, по окончании? Оставляли ли несжатые колосья, связывая их особым образом (если да, то зачем это делали)? Исполняли ли особые песни в этот период (может ли респондент спеть)?

- не совершались ли осенью похороны мух и других насекомых?

6. Какие приметы о погоде, урожае, приплоде скота и пр. знает респондент?

7. Известны ли респонденту какие-либо заговоры (лечебные, любовные и др.)? Как их нужно исполнять? Какими действиями сопровождать? Известны ли респонденту люди, которые умеют заговаривать? Как называют таких людей? Как к ним относятся? Как (положительно или отрицательно) оцениваются их действия?

8. Известны ли в данной местности рассказы о колдунах, ведьмах, людях, обладающих необычными способностями?

9. Что знает респондент о домовом, лешем, водяном, русалке, кикиморе, полевом, полуднице, других демонологических персонажах? Бытуют ли в данной местности рассказы о встречах людей с ними? Происходили ли в данной местности какие-то необычные явления, есть ли аномальные зоны, не появлялись ли НЛО?

10. Какие сказки знает респондент?

11. Какие пословицы и поговорки знает респондент? Существуют ли пословицы, связанные с местными событиями, бытом, природой и др.?

12. Какие загадки знает респондент?

13. Какие колыбельные песни знает респондент? Может ли спеть?

14. Приговаривают ли что-нибудь, когда маленький ребенок потягивается, купается, начинает ходить?

15. Как разговаривают с маленьким ребенком? Читают ли ему какие-нибудь стишки?

16. Как играют с маленьким ребенком, что при этом приговаривают?

17. Что приговаривают, когда маленький ребенок упал и ушибся? Когда он капризничает?

18. Существуют ли какие-то признаки, по которым можно определить, мальчик или девочка родится у ожидающей этого события женщины? Можно ли что-то сделать, чтобы родился именно мальчик или именно девочка?

19. Могут ли сглазить беременную женщину? Что нужно делать, чтобы от этого уберечься?

20. Что нужно делать, чтобы роды прошли легко?

21. Могут ли сглазить младенца? Что делать, чтобы этого не произошло?

22. Как отмечают рождение ребенка? Как проходят крестины? Что должны дарить крестные?

23. Как игрались свадьбы? Как сватались? Как назывался этот этап обряда?

24. Как договаривались о будущей свадьбе? Как назывался этот этап? Причитала ли невеста во время сговора?

25. Как проходил девичник (назывался ли он девичником)? Какие предметы фигурировали на нем (лента, деревце, елочка)? Какие песни пелись? Причитали ли невеста, ее мать, подруги, специально приглашенные люди? Может ли респондент спеть, исполнить причеть?

26. Водили ли невесту в баню? Если да, то перед девичником или после него?

27. Как начинался день свадьбы? Какие действия совершались в доме жениха и в доме невесты?

28. Были ли приметы, связанные с отъездом жениха за невестой? Какие действия надо было совершать на этом этапе обряда?

29. Выкупали ли невесту? Какую роль при этом играл жених? Был ли у него друг, помощник? Как его называли?

30. Как называли родственников со стороны жениха и со стороны невесты?

31. Венчались ли? Были ли приметы, связанные с венчанием?

32. Как проходило застолье? Готовились ли специальные кушанья? Как вели себя жених и невеста (ели – не ели и т.п.)?

33. Какие песни пели за столом? Какие были развлечения (игры, ряжения и т.п.)?

34. Что происходило на второй, третий день после свадьбы?

35. В какое время года чаще всего справлялись свадьбы?

36. Причитали ли при проводах в армию, кто причитал, где и когда? Может ли респондент исполнить причеть?

37. Как сейчас провожают в армию?

38. Как провожали на войну? Верили ли, что какие-то вещи могут уберечь человека на войне? Известны ли такие случаи?

39. Как проходили похороны? Что нужно было сделать в доме (завесить зеркала, вымыть полы и т.п.) и для чего?

40. Во что одевали покойного? Где и как укладывали?

41. Причитали ли? Кто причитал? Как и когда? Может ли респондент исполнить причеть?

42. Как провожали покойного? Какие действия совершали на кладбище? Как прощались?

43. Совершали ли какие-то действия по возвращении с кладбища домой (омовение рук перед входом в дом и т.п.)?

44. Как поминали покойного? Готовились ли какие-то особые кушанья? В какой последовательности их подавали? Оставляли ли за столом место для покойного и еду для него?

45. Какие действия совершались в последующие 40 дней после смерти (когда поминали, ходили на кладбище, что оставляли на могиле? оставляли ли еду у портрета дома, ставили ли воду и т.п.)?

46. В какие дни принято было поминать покойных? Как это делали?

Вопросник составлен на основе учебного пособия Ю.Г. Круглова «Фольклорная практика» (М., 1986).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.