Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мотивациокная характеристика темы





См. учебно-методическую разработку для студентов по теме «Пищеварительная система».

Учебная цель

Общая цель - знать развитие, строение и функциональное значение крупных пищеварительных желез (слюнные железы - околоушные, подъязычные, подчелюстные; печень, поджелудочная железа). Уметь различать на микропрепаратах структуры пищеварительных желез.

Конкретная цепь. 1. Уметь на микропрепарате диагностировать слюнные железы. 2. Знать гистологическое строение печеночной дольки. 3. Уметь идентифицировать сосуды печени, триаду. 4. Уметь идентифицировать экзо- и эндокринные отделы поджелудочной железы.

Необходимый исходный уровень знаний

Из других предметов и предшествующих тем. 1. Классификация и строениеслюнныхжелез.2. Строениекровеносныхкапилляров, артерий, вен. 3. Макрофаги, их происхождение, строение, функция. 4. Клеточные органеллы, их строение и функциональное значение. 5. Анатомические особенности печени и поджелудочной железы. 6. Кровоснабжение печени.

Из темы текущего занятия. 1. Источники развития пищеварительных желез. 2. Классические представления о строении дольки печени. 3. Кровоснабжение дольки печени. 4. Строение поджелудочной железы.

Вопросы для самоподготовки

1. Слюнные железы, развитие, строение, функции.

2. Общая характеристика поджелудочной железы. Экзокринный отдел, организация ацинуса.

3. Общая характеристика поджелудочной железы. Типы эндокриноцитов островков Лангерганса, их гормоны и значение.

4. Печень. Основные функции печени. Теории строения печени.

5. Печеночная балка и характеристика гепатоцитов.

6. Синусоидные капилляры печени и пространство Диссе.

7. Сосудистая система печени, значение воротной вены и печеночной артерии.

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Идентифицировать выводные протоки, концевые отделы и клетки околоушной железы. Объект изучения: препарат околоушной слюнной железы (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти (1) дольку железы, (2) междольковые выводные протоки. На большом увеличении найти (3) белковые концевые отделы, (4) исчерченные протоки, (5) внутридольковые протоки, (6) соединительнотканную капсулу, (7) соединительнотканные перегородки, (8) вставочные выводные протоки, (9) междольковые выводные протоки. Ориентировочные основы действий: отметить, что орган покрыт соединительнотканной капсулой (6) розового цвета, от которой тянутся перегородки (7), разделяющие железу на дольки (1). Паренхиму дольки составляют серозные концевые отделы (3) округлой формы, образованные базофильными клетками пирамидной формы. Кнаружи видны уплощенные ядра миоэпителиальных клеток. Вставочные выводные протоки (8) округлой формы, меньшего диаметра, четко выделяются среди концевых отделов. Эпителий исчерченных протоков (4) высокий призматический с базальной исчерченностью и оксифильной цитоплазмой. Внутридольковые (5), междольковые выводные (9) протоки покрыты двуслойным эпителием, общий выводной проток - многослойным.

Задание 2. Изучить строение концевых отделов подъязычной железы. Объект изучения: препарат: подъязычная железа (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти (1) дольки железы, (2) междольковые выводные протоки. На большом увеличении найти (3) внутридольковые выводные протоки, (4) слизистые концевые отделы, (5) смешанные концевые отделы. Ориентировочные основы действий: убедиться, что строение подъязычной железы подобно околоушной. Увидеть слизистые концевые отделы (4) - светлые. В центральной части смешанных концевых отделов (5) найти мукоциты - светло-розовые серозные клетки в виде базофильных полулуний, расположенные у основания мукоцитов

Задание 3. Изучить микроскопическое строение экзо- и эндокринных отделов поджелудочной железы. Объект изучения: препарат: поджелудочная железа (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти (1) дольки железы, (2) междольковую соединительную ткань, (3) междольковые выводные протоки. На большом увеличении рассмотреть - (4) секреторные отделы, (5) эндокринные островки, (6) вста-дочные выводные протоки. Ориентировочные основы действий: найти ПСВОкринную и эндокринную части поджелудочной железы - в темно-фиолетовой паренхиме увидеть светлые островки (5). В экзокринной части Нвйти ацинус (4). Выводные протоки выстилает однослойный эпителий.

Задание 4. Изучить строение долек печени, закономерности расположения кровеносных сосудов. Объект изучения: микропрепарат – печень человека (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти (1) дольки печени. На большом увеличении отметить (2) центральную вену, (3) печеночные балки, (4) внутридольковые капилляры, (5) триаду: (а) междольковая артерия, (б) междольковая вена, (в) междольковый желчный выводной проток, (6) синусоидный капилляр, собирательная вена (7). Ориентировочные основы действий: обратить внимание, что дольчатость выражена слабо. Печеночные балки (3) направлены от центральной вены (2) к периферии дольки (1) радиально в виде тяжей. Обнаружить междольковую артерию (5а) с развитой мышечной оболочкой и наименьшим диаметром, междольковую вену (5б) большого размера, овальную с тонкой стенкой; междольковый желчный проток (5в), выстланный однослойным кубическим эпителием. Сину-соидные гемокапилляры (б) в виде просветов располагаются между печеночными балками. Собирательную вену (7) широкую, тонкостенную найти в междольковой соединительной ткани.

Задание 5. Изучить строение долек печени. Объект изучения: микропрепарат: печень свиньи (окраска по Ван-Гизону). Программа действий: на малом увеличении (1) дольки печени, (2) междольковую соединительную ткань, (3) центральную вену, (4) триаду. Ориентировочные основы действий: убедиться, что печень свиньи имеет хорошо выраженное дольчатое строение.

Ситуационные задачи

1. На препарате представлены белок-синтезирующие клетки. Чем объяснись окраску этих клеток?

2. На электронограмме секреторной клетки представлены все органеллы. Хорошо развит аппарат Гольджи с большим количеством вакуолей и мелких пузырьков. Плазмалемма не нарушена. Какой тип секреции?

3. Представлены два препарата. На первом препарате секреторные клетки формируют тяжи, со всех сторон окруженные кровеносными капиллярами, на втором секреторные клетки образуют альвеолу, соединенную выводными протоками. Какая из этих желез эндокринная?

4. На препарате печени человека выражена дольчатость. О чем это говорит?

5. В эпителиальных клетках экзокринного отдела поджелудочной железы не видно четкого подразделения на две части. В каком состоянии эти клетки?

6. Представлены два препарата экзокринных желез. Цитоплазма эпителиоцитов на одном базофильная, на другом - оксифильная, каков характер секрета?

7. Разрушены А-клетки островков поджелудочной железы. Каков характер развивающихся нарушений?

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Или дивосток: «Медицина ДВ», 2007. 2) Гистология человека в ответах на BOnpoi Ы / под. ред. П. А. Мотавкина, Н.Ю. Матвеевой. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2006. 3) Учебник гистологии / под ред. Ю. И. Афанасьева, Н.А. Юриной. М «Медицина», 1999; 4) И.В. Алмазов, Л.С. Сутулов. Атлас по гистологии и:>м<> риологии. - М.: «Медицина», 1978; 5) В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, КФ. К.. товский. Атлас микроскопического строения клеток тканей и органон. М.. «Медицина», 1970.

Дополнительная литература: 1) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М.: «Мир», 1983. - Т. 4; 2) А.Г. Бабаева В.И. Шубникова. Структура, функция и адаптивный рост слюнных желез. - М.: «Медицина», 1979; 3) О.Я. Карташов. Функциональная морфология печени. - Рига, 1979; 4) Учебник гистологии (справочник) / под рад Э.Г. Улумбекава, Ю. А.Челышева. - М.: ГЭОТАР, 1997; 5) Д. Н. Маянский. Клп к., Купфера и система мононуклеарных фагоцитов. - Новосибирск: «Наука», L981| 6) Руководство по гистологии / под ред. Р. Данилова. - СПб, 2001.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.