|
Рекомендации для работы на занятияхЗадание 1. Провести со студентами семинар-беседу по названным темам, используя вопросы для самоподготовки. Задание 2. Изготовление и окраска мазка крови по Романовскому -Гимза, подсчет лейкоцитарной формулы. На предметное стекло нанести каплю крови. Вторым стеклом одним движением сделать мазок крови. Подсушить мазок и зафиксировать спиотом Окрасить мазок красителем в течение 15 мин. Подсчет лейкоцитов из расчета 100 клеток. Задание 3. Предложить студентам тест-контроль по темам семинара. Задание 4. Предложить студентам диагностировать и дать описание микропрепаратов и рисунков микропрепаратов. Список микропрепаратов 1 Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи пальца. 2 Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы глаза. 3. Мезотедий сальника. 4. Кровь человека. 5. Кровь лягушки. 6. Рыхлая соединительная ткань. 7. Сухожилие в поперечном разрезе. 8. Эластический хрящ. 9. Гиалиновый хрящ. 10. Волокнистый хрящ. 11. Берцовая кость в поперечном разрезе. 12^ Развитие кости из мезенхимы. 13. Развитие кости на месте хряща. 14. Гладкая мышечная ткань. 15. Поперечно-полосатая мышечная ткань. 16 Однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи. 17.Переходный эпителий мочевого пузыря. 18. Небная миндалина. 19. Лимфатический узел. 20. Селезенка. 21. Вилочковая железа. Основная и дополнительная литература Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии - Владивосток • «Медицина ДВ», 2007. 2) Гистология человека и ответетах на вопросы / ПА Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2006 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И. Афанасьева, II. Л. Юриной, - М.: Me hi ина» 1999; 4) И. В, Алмазов, Л.С Сутулов. Атлас по ГИСТОЛОГИИ и эмбриологии. -М. -«Медицина», 1978. Дополнительная литература: 1) И. А. Чертков, Л. Я. ФридвНШТеЙН, Клеточные основы кроветворения. - М.: «Медицина», 1977; 2) I'.B. Петров. Иммунология. - М.: «Медицина», 1982; 3) Нормальное кроветворение и его регуляции / под ред. Н. А. Федорова. - М.: Медицина, 1976; 4) Руководство по гистологии / под ред. Р. Данилова. - СПб, 2001; 5) А. А. Заварзин. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - М: «Медицина», 1976; 6) В. Г. Галактионов. Иммунология. - М.: ACADEMIA. 2004; 7) А. А. Тополин, И. С. Фрейдлин. Клетки иммунной системы. - СПб: «Наука», 2000; 8) Е. А. Шубникова. Функциональная морфология тканей. - М.: Изд-во МГУ, 1981. Техническое обеспечение учебного процесса 1) Тестовый контроль с использованием пакета компьютерных программ; 2) обеспечение иллюстративной части занятия наглядными пособиями (стенды, таблицы, электронограммы) с использованием мультимедиа (Multimedia Projector DV-thenter); 3) микроскопы; 4) наборы учебных и демонстрационных препаратов. Домашнее задание См. учебно-методическую разработку лабораторного занятия для студентов: семинар по теме «Тканевые элементы нервной системы. Нервная система».
Тема 20. Семинар «ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА» Краткое содержание темы Нервная система совершенствовалась совместно с развитием жизни и в филогенезе прошла четыре этапа: этап одиночных униполярных нейронов, затем сформировалась сетевидная, или диффузная, нервная система. На третьем этапе возникла ганглионарная, на четвертом - цереброспинальная нервная система, достигшая у млекопитающих и человека наиболее полного развития. Последняя имеет многоуровневую организацию, включающую клеточный, тканевый уровни, уровень структурно-функциональных единиц и органный. Главным структурным элементом нервной системы является нейрон. Он обладает высокой возбудимостью, способностью принимать, обрабатывать, хранить и передавать информацию на другие нейроны и рабочие органы, вызывать их адекватную деятельность. Вторичным элементом нервной системы является глия - ткань, выполняющая опорную, трофическую, разграничительную, секреторную и защитную функции. Клеточная организация нервной системы составляет сущность нейронной теории. Доказательством ее считается наличие между нейронами синапсов, их вторичное образование при формировании нервной системы, дегенерацию нейрона до ближайшего синапса. К системе спинного мозга относятся спинномозговые узлы и спинной мозг, т.к. их нейроны первыми совместно обрабатывают афферентную информацию, поступающую с периферии. С функциональной стороны спинной мозг представлен сегментарными рабочими центрами, прямо связанными с исполнительными органами. В процессе гистогенеза нервной трубки формируются зачатки чувствительных и двигательных зон серого вещества, которые в дальнейшем дают пластины (сагиттальный разрез) и ядра (поперечный разрез). Такая архитектоника не исключает, а скорее дополняет ядерный принцип структурной организации спинного мозга. К корковым формациям головного мозга относят кору большого мозга и кору мозжечка, которые в отличие от ядерных образований представляют собой пластинки серого вещества. Неокортекс рассматривается как орган физиологических и высших психических функций. Подавляющая ее часть имеет шестислойную (гомотопическую) организацию. Меньшая - гетеротипическая - имеет 5 слоев (двигательная область), зрительная кора содержит 8 слоев. Строение коры обусловлено порядком расположения, густотой и типом клеток, характерных для каждого слоя, а ширина слоев - количеством нейронов, глии и нервных волокон. Мозжечок - орган координации движения. Он связан с вестибулярным аппаратом и участвует в регуляции равновесия. Его кора состоит из 3-х слоев - молекулярного, ганглионарного и зернистого, в которых идентифицировано 9 типов нейронов: два из них возбуждающие (малые зерна и униполярные кисточковые) и 7 тормозных (звездчатые, корзинчатые, грушевидные, крупные зерна 2-х типов, клетки Люгаро и клетки-канделябры). Автономная нервная система регулирует функцию внутренних органов и имеет многоуровневую иерархическую организацию. Первым уровнем являются периферические нервные узлы (вертебраль-ные, превертебральные, а также внутристеночные интрамуральные узлы). Второй уровень - это нейроны спинного мозга (ядро Якобсона) и мозгового ствола (заднее ядро блуждающего нерва, верхнее и нижнее слюноотделительное, ядро Якубовича). Третий уровень - ядра ретикулярной организации и гипоталамуса. Четвертый уровень - лобные доли новой коры, которая через подкорковые центры модулирует деятельность исполнительного звена АНС. Хронокарта 1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин. 2. Семинар-беседа с коррекцией знаний - 55 мин. 3. Перерыв - 15 мин. 4. Тест-контроль - 65 мин. 5. Подведение итогов - 5 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа. Мотивационная характеристика занятия Нервная система обеспечивает физиологическую регуляцию соматических органов и обладает высшими психическими функциями. Знание развития, строения и функции нервной системы необходимо для формирования врачебного мышления у студентов. Учебная цель Общая цель - установить уровень подготовки студентов по темам «Тканевые элементы нервной системы» и «Нервная система». Конкретная цель. 1. Иметь понятие о тканевых элементах нервной системы: а) структура и функция нейрона; б) макроглия; в) микроглия. 2. Знать содержание нейронной теории и ее доказательства. 3. Знать организацию системы спинного мозга. 4. Знать гистофизиологию корковых формаций головного мозга: а) кора больших полушарий; б) мозжечок. 5. Знать гистофизиологию автономной нервной системы. Вопросы для самоподготовки 1. Нейронная теория и ее доказательства. 2. Структура и функции нейрона. 3. Морфофункциональная классификация нейронов. 4. Понятие о медиаторах, цитохимическая классификация нейронов. 5. Синапсы, нервные окончания, их классификация. 6. Макроглия, классификация. 7. Микроглия. 8. Развитие нейронов, гистогенез нервной системы. 9. Регенерация и дегенерация нейронов и глии. 10. Понятие о системе спинного мозга. 11. Гистофизиология спинномозговых узлов и первичночувствительных нейронов. 12. Пластинчатая и ядерная организация серого вещества спинного мозга. Рефлекторная дуга: моно- и полисинаптические рефлекторные дуги. 13. Основные типы нейронов спинного мозга и центры ноцицептивной, висцеральной и проприоцептивной чувствительности. 14. Собственный аппарат спинного мозга. Понятие о командных нейронах и центральном управлении движений. 15. Организация белого вещества спинного мозга. 16. Корковая колонка - функциональная единица коры большого мозга. Клеточный состав корковой колонки. 17. Понятие о модулях и распределительных системах. 18. Цитоархитектоника коры головного мозга. 19. Гомо- и гетеротипическая кора. 20. Миелоархитектоника и миелогенез коры головного мозга. 21. Кора мозжечка, слои, нейронный состав и функции. 22. Общая характеристика АНС, ее деление на отделы. 23. Гистофизиология перифирических узлов АНС. Их нейронный состав. 24. Рефлекторные дуги для симпатического и парасимпатического отделов АНС. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|