Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендации для работы на занятиях





Задание 1. Провести со студентами семинар-беседу по названным темам, используя вопросы для самоподготовки.

Задание 2. Изготовление и окраска мазка крови по Романовскому -Гимза, подсчет лейкоцитарной формулы.

На предметное стекло нанести каплю крови. Вторым стеклом одним движением сделать мазок крови. Подсушить мазок и зафиксировать спиотом Окрасить мазок красителем в течение 15 мин. Подсчет лейкоцитов из расчета 100 клеток.

Задание 3. Предложить студентам тест-контроль по темам семинара.

Задание 4. Предложить студентам диагностировать и дать описание микропрепаратов и рисунков микропрепаратов.

Список микропрепаратов

1 Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи пальца.

2 Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы глаза.

3. Мезотедий сальника.

4. Кровь человека.

5. Кровь лягушки.

6. Рыхлая соединительная ткань.

7. Сухожилие в поперечном разрезе.

8. Эластический хрящ.

9. Гиалиновый хрящ.

10. Волокнистый хрящ.

11. Берцовая кость в поперечном разрезе. 12^ Развитие кости из мезенхимы.

13. Развитие кости на месте хряща.

14. Гладкая мышечная ткань.

15. Поперечно-полосатая мышечная ткань.

16 Однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи. 17.Переходный эпителий мочевого пузыря.

18. Небная миндалина.

19. Лимфатический узел.

20. Селезенка.

21. Вилочковая железа.

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии - Владивосток • «Медицина ДВ», 2007. 2) Гистология человека и ответетах на вопросы / ПА Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой. - Владивосток: «Медицина ДВ»,

2006 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И. Афанасьева, II. Л. Юриной, - М.: Me hi ина» 1999; 4) И. В, Алмазов, Л.С Сутулов. Атлас по ГИСТОЛОГИИ и эмбриологии. -М. -«Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) И. А. Чертков, Л. Я. ФридвНШТеЙН, Клеточные основы кроветворения. - М.: «Медицина», 1977; 2) I'.B. Петров. Иммунология. - М.: «Медицина», 1982; 3) Нормальное кроветворение и его регуляции / под ред. Н. А. Федорова. - М.: Медицина, 1976; 4) Руководство по гистологии / под ред. Р. Данилова. - СПб, 2001; 5) А. А. Заварзин. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - М: «Медицина», 1976; 6) В. Г. Галактионов. Иммунология. - М.: ACADEMIA. 2004; 7) А. А. Тополин, И. С. Фрейдлин. Клетки иммунной системы. - СПб: «Наука», 2000; 8) Е. А. Шубникова. Функциональная морфология тканей. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

Техническое обеспечение учебного процесса

1) Тестовый контроль с использованием пакета компьютерных программ; 2) обеспечение иллюстративной части занятия наглядными пособиями (стенды, таблицы, электронограммы) с использованием мультимедиа (Multimedia Projector DV-thenter); 3) микроскопы; 4) наборы учебных и демонстрационных препаратов.

Домашнее задание

См. учебно-методическую разработку лабораторного занятия для студентов: семинар по теме «Тканевые элементы нервной системы. Нервная система».

 

Тема 20. Семинар «ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА»

Краткое содержание темы

Нервная система совершенствовалась совместно с развитием жизни и в филогенезе прошла четыре этапа: этап одиночных униполярных нейронов, затем сформировалась сетевидная, или диффузная, нервная система. На третьем этапе возникла ганглионарная, на четвертом - цереброспинальная нервная система, достигшая у млекопитающих и человека наиболее полного развития. Последняя имеет многоуровневую организацию, включающую клеточный, тканевый уровни, уровень структурно-функциональных единиц и органный. Главным структурным элементом нервной системы является нейрон. Он обладает высокой возбудимостью, способностью принимать, обрабатывать, хранить и передавать информацию на другие нейроны и рабочие органы, вызывать их адекватную деятельность. Вторичным элементом нервной системы является глия - ткань, выполняющая опорную, трофическую, разграничительную, секреторную и защитную функции. Клеточная организация нервной системы составляет сущность нейронной теории. Доказательством ее считается наличие между нейронами синапсов, их вторичное образование при формировании нервной системы, дегенерацию нейрона до ближайшего синапса.

К системе спинного мозга относятся спинномозговые узлы и спинной мозг, т.к. их нейроны первыми совместно обрабатывают афферентную информацию, поступающую с периферии. С функциональной стороны спинной мозг представлен сегментарными рабочими центрами, прямо связанными с исполнительными органами. В процессе гистогенеза нервной трубки формируются зачатки чувствительных и двигательных зон серого вещества, которые в дальнейшем дают пластины (сагиттальный разрез) и ядра (поперечный разрез). Такая архитектоника не исключает, а скорее дополняет ядерный принцип структурной организации спинного мозга.

К корковым формациям головного мозга относят кору большого мозга и кору мозжечка, которые в отличие от ядерных образований представляют собой пластинки серого вещества. Неокортекс рассматривается как орган физиологических и высших психических функций. Подавляющая ее часть имеет шестислойную (гомотопическую) организацию. Меньшая - гетеротипическая - имеет 5 слоев (двигательная область), зрительная кора содержит 8 слоев. Строение коры обусловлено порядком расположения, густотой и типом клеток, характерных для каждого слоя, а ширина слоев - количеством нейронов, глии и нервных волокон.

Мозжечок - орган координации движения. Он связан с вестибулярным аппаратом и участвует в регуляции равновесия. Его кора состоит из 3-х слоев - молекулярного, ганглионарного и зернистого, в которых идентифицировано 9 типов нейронов: два из них возбуждающие (малые зерна и униполярные кисточковые) и 7 тормозных (звездчатые, корзинчатые, грушевидные, крупные зерна 2-х типов, клетки Люгаро и клетки-канделябры).

Автономная нервная система регулирует функцию внутренних органов и имеет многоуровневую иерархическую организацию.

Первым уровнем являются периферические нервные узлы (вертебраль-ные, превертебральные, а также внутристеночные интрамуральные узлы).

Второй уровень - это нейроны спинного мозга (ядро Якобсона) и мозгового ствола (заднее ядро блуждающего нерва, верхнее и нижнее слюноотделительное, ядро Якубовича).

Третий уровень - ядра ретикулярной организации и гипоталамуса.

Четвертый уровень - лобные доли новой коры, которая через подкорковые центры модулирует деятельность исполнительного звена АНС.

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Семинар-беседа с коррекцией знаний - 55 мин.

3. Перерыв - 15 мин.

4. Тест-контроль - 65 мин.

5. Подведение итогов - 5 мин.

Время лабораторного занятия: 3 часа.

Мотивационная характеристика занятия

Нервная система обеспечивает физиологическую регуляцию соматических органов и обладает высшими психическими функциями. Знание развития, строения и функции нервной системы необходимо для формирования врачебного мышления у студентов.

Учебная цель

Общая цель - установить уровень подготовки студентов по темам «Тканевые элементы нервной системы» и «Нервная система».

Конкретная цель. 1. Иметь понятие о тканевых элементах нервной системы: а) структура и функция нейрона; б) макроглия; в) микроглия. 2. Знать содержание нейронной теории и ее доказательства. 3. Знать организацию системы спинного мозга. 4. Знать гистофизиологию корковых формаций головного мозга: а) кора больших полушарий; б) мозжечок. 5. Знать гистофизиологию автономной нервной системы.

Вопросы для самоподготовки

1. Нейронная теория и ее доказательства.

2. Структура и функции нейрона.

3. Морфофункциональная классификация нейронов.

4. Понятие о медиаторах, цитохимическая классификация нейронов.

5. Синапсы, нервные окончания, их классификация.

6. Макроглия, классификация.

7. Микроглия.

8. Развитие нейронов, гистогенез нервной системы.

9. Регенерация и дегенерация нейронов и глии.

10. Понятие о системе спинного мозга.

11. Гистофизиология спинномозговых узлов и первичночувствительных нейронов.

12. Пластинчатая и ядерная организация серого вещества спинного мозга. Рефлекторная дуга: моно- и полисинаптические рефлекторные дуги.

13. Основные типы нейронов спинного мозга и центры ноцицептивной, висцеральной и проприоцептивной чувствительности.

14. Собственный аппарат спинного мозга. Понятие о командных нейронах и центральном управлении движений.

15. Организация белого вещества спинного мозга.

16. Корковая колонка - функциональная единица коры большого мозга. Клеточный состав корковой колонки.

17. Понятие о модулях и распределительных системах.

18. Цитоархитектоника коры головного мозга.

19. Гомо- и гетеротипическая кора.

20. Миелоархитектоника и миелогенез коры головного мозга.

21. Кора мозжечка, слои, нейронный состав и функции.

22. Общая характеристика АНС, ее деление на отделы.

23. Гистофизиология перифирических узлов АНС. Их нейронный состав.

24. Рефлекторные дуги для симпатического и парасимпатического отделов АНС.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.