Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Старый, многоквартирный дом.





Кто убил мсье Дантеса.

 

 

Комедия в двух действиях.

 

 

Действующие лица:

 

Александр Сергеевич Пушкин,

Лет

Жорж Шарль Дантес, 50 лет

И другие.

“- Убил я его?

-Нет, вы его ранили.

- Странно, я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет. Впрочем, все равно. Как только мы поправимся, снова начнем».

Черная Речка, 27 января 1837 года.

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

С ц е н а п е р в а я.

Январь.

Старый, многоквартирный дом.

Широкая, мраморная лестница с избитыми ступенями, лифт давно замер между вторым и третьим этажом, чугунные ангелы в изогнутых перилах.

По лестнице поднимается человек, осторожно ступает по грязным ступеням, спотыкается, считает двери, разглядывает номера. Пусто вокруг. Открывает ногой дверь в квартиру, видит голые стены, решетку осыпавшегося потолка, пустые оконные рамы, куски мрамора и кирпича. ЧЕЛОВЕК поднимается вверх, считает тяжелые массивные двери с выломанными замками, зовёт - Эй!.. Никто не отзывается. Натыкается плечом в стену, чертыхается, стряхивает с шляпы известку, шагает вверх; на лестничной клетке пробирается через завал из сломанных стульев, протискивается между кирпичной кладкой и громоздким угловатым трюмо, которое бывшие хозяева так и бросили здесь, с трещиной вдоль зеркала.

Последний этаж.

В окне гудит Париж.

Между лестницей на чердак и решеткой лифта – широкая, высокая дверь с гнутыми гвоздями вместо таблички. Звонок вывалился из куска алебастры и повис на двух черных проводах. ЧЕЛОВЕК достает из кармана записную книжку, разглядывает затертую цифру на двери, долго сличает, наконец удовлетворенно кивнул головой. Снял шляпу. Стучит в дверь.

За дверью шесть комнат, те же голые стены, неуютная пустота, куски гипса, мрамора, штукатурки, щепки, мелкий мусор, огромные окна с выбитыми стеклами. Разобранный, голый пол, гнилые ребра перекрытий.

В самой большой комнате мраморная колонна, под колонной пластиковое ведро, у окна старый, потускневший рояль без крышки и клавиш, замен третьей ноги – ящик.

Дверь в шестую комнату снята с петель и прикрывает дверной проем.

ЧЕЛОВЕК на лестничной клетке стучит в дверь, вытирает руки платком, поднимает воротник. Толкает дверь ногой, входит.

ЧЕЛОВЕК оглядывается, спотыкается, чертыхается, идёт через большие комнаты, смотрит в окно. Замер. Греет руки, разглядывает лепнину на потолке, записывает что-то в блокнот, достает фотоаппарат, жужжит, освещает стены вспышкой. Оглядывает залу, заглянул в ведро, идет к роялю. Разглядывает. Посмотрел на часы. Разворачивается, идет на выход. Под ногами

Хруст гипсовой крошки.

Неожиданно зала взорвалась грохотом, треск, загудели струны.

ЧЕЛОВЕК замер, оглядывается. Рояль лежит на боку.

ГОЛОС. Кто здесь?..

Человек не отвечает.

ГОЛОС. Кто здесь?!..

Человек подходит к шестой двери, смотрит в щель.

ЧЕЛОВЕК. Я извиняюсь... Мне нужен..

Из щели высунулась голова. Заросшие щетиной щеки; впалые, тусклые глаза.

Смотрят друг на друга. Голова исчезает.

Мне нужен ХОЗЯИН…

Голова появляется снова, смотрит.

Мне нужен ХОЗЯИН... Я пришел по важному делу..

Голова исчезает.

ЧЕЛОВЕК стучит в дверь. Дверь падает внутрь комнаты. Грохот.

Смотрят друг на друга. МУЖЧИНА в нижнем белье, одна нога в штанине брюк, замер в ожидании.

Простите … (Оглядывает комнату, входит, снимает шляпу). Здесь теплее.

Стрекочет калорифер в смятом корпусе(обогреватель некогда был забыт, расплавился, пластик утратил форму, и стал походить на сдутый футбольный мяч), столик на одной ножке, какие можно увидеть в летнем кафе; к стене прислонен комод с резной дверцей, вокруг смятые пивные банки с окурками. Болтается гамак. Смятая подушка, плед, грязное полотенце, таз, мыльница, кусок зеркала. На полу вместо коврика – кусок старого живописного холста с изображением античного сюжета. На гвозде висит пальто «крылатка» из прошлого века.

У меня важное дело…

МУЖЧИНА быстро одевается, идет на выход.

(быстро идет следом). Мсье … Мсье … А где ХОЗЯИН?!..

МУЖЧИНА. Я не виноват!..Это он!..

Быстро переходят из комнаты в комнату, МУЖЧИНА теряет выход, путается в комнатах, возвращается, идет в другом направлении, ЧЕЛОВЕК не отстает.

ЧЕЛОВЕК. Куда же вы!.. Постойте...

МУЖЧИНА. Кто мне сказал, я поверил… “Кто”, понимаете?!..

ЧЕЛОВЕК. Мсье, это 26 квартира?!..

МУЖЧИНА. Кто - это он. У него такое странное имя … Кто. Кто... Кто. Его зовут - Кто.

ЧЕЛОВЕК. Я ищу хозяина..

МУЖЧИНА. Я не видел Кто две недели!.. Он уехал... Куда? А Бог знает - куда!..

ЧЕЛОВЕК (пытается остановить). Мсье..

МУЖЧИНА. У меня нет телефонной карты!..

ЧЕЛОВЕК. Мсье..

МУЖЧИНА. Если у человека нет телефонной карты, это еще не значит, что он – преступник.

ЧЕЛОВЕК. Стойте..

МУЖЧИНА. Мне говорили.. Кто обещал..!

ЧЕЛОВЕК. Стойте же!.. (Крепко хватает мужчину за руку).

Смотрят друг на друга.

МУЖЧИНА вдруг заплакал.

ЧЕЛОВЕК смотрит.

МУЖЧИНА. Что вам нужно?!.. Оставьте меня в покое!. Я прошу только это!

ЧЕЛОВЕК. Да что с вами…Мсье, мне нужен ХОЗЯИН!..

МУЖЧИНА. Кто …Спросите Кто. Это его настоящее имя.

ЧЕЛОВЕК. Мне нужен ХОЗЯИН.. Мсье…Объясняю…Мне нужен ХОЗЯИН.. Я ищу хозяина.. Я прихожу третий раз.. Мне нужен ХОЗЯИН.. Да успокойтесь вы!.. Что за город, черт знает, идиоты…

ЧЕЛОВЕК снимает шляпу, вытирает пот со лба. Улыбается, смотрит на мужчину.

ЧЕЛОВЕК. Может мне кто-нибудь сказать в этом городе – где ХОЗЯИН?.. Свободная Европа…Как не было порядка, так и нет…Да не ревите вы!

МУЖЧИНА разглядывает на человека.

МУЖЧИНА. Я забыл пальто..

ЧЕЛОВЕК. Что?..

МУЖЧИНА. Пальто..

ЧЕЛОВЕК. Что?..

МУЖЧИНА. Я забыл пальто…

ЧЕЛОВЕК. Пальто?.. Какое пальто?..

МУЖЧИНА. Я возьму?..

ЧЕЛОВЕК. Идиоты…Город идиотов…Еще Россию ругают…Порядка нет, хуже чем у нас….. (достает из кармана платок, сморкается). Что – Париж?… Россия – цивилизация…

МУЖЧИНА. Вы из России?..

ЧЕЛОВЕК. Да.

МУЖЧИНА. Вы из России?!..

ЧЕЛОВЕК. Да.

МУЖЧИНА. Вы из России?!!..

ЧЕЛОВЕК. Говорю – да.

МУЖЧИНА. Из России..

ЧЕЛОВЕК. Из России… А что.. Похоже?..

МУЖЧИНА(внимательно разглядывает человека). Из России..

ЧЕЛОВЕК. Да что вы заладили – из России, из России… Ну из России, и что?.

МУЖЧИНА. Как же.. Это кое-что значит..

ЧЕЛОВЕК. Что значит?..

МУЖЧИНА. ЧЕЛОВЕК из России..

ЧЕЛОВЕК. У вас перо на голове..

МУЖЧИНА. ЧЕЛОВЕК из России, здравствуйте…

Смотрят друг на друга.

МУЖЧИНА. Далеко?..

ЧЕЛОВЕК. Что?..

МУЖЧИНА. Россия..

ЧЕЛОВЕК (раздражается). Что значит – «далеко»?..Самолетом часа три. Поездом не знаю, не ездил…Да уберите вы это перо из головы!..Нашелся ангел..

МУЖЧИНА. Вы хорошо говорите по-французски..

ЧЕЛОВЕК. Спасибо..

Стоят, смотрят друг на друга. Молчат.

МУЖЧИНА. Как там в России?..

ЧЕЛОВЕК. Что?.. «Как»?.. Да обычно..

МУЖЧИНА. Снег?.

ЧЕЛОВЕК. Снег..

МУЖЧИНА. Мороз?..

ЧЕЛОВЕК. Не задавайте глупых вопросов.

Стоят. МУЖЧИНА не отрывает взгляда от человека.

ЧЕЛОВЕК(смутился). Ну, Россия…Да.. Россия, как Россия…Летом снег, зимой…То есть наоборот – зимой снег, летом трава, осенью – листва, весной лужи…Что еще?

МУЖЧИНА. Вам нравится Париж?

ЧЕЛОВЕК. Что значит – нравится?.. Париж – это Париж.

МУЖЧИНА. Нравится?..

ЧЕЛОВЕК. Дело вкуса..

МУЖЧИНА. Правда..

ЧЕЛОВЕК и МУЖЧИНА разглядывают друг друга.

ЧЕЛОВЕК в элегантном пальто, хорошая ткань, стекла очков в золотой оправе, шарф на шее завязан нарочито небрежно, благородная бородка, трость, шляпа, лакированные ботинки, в рукаве мелькнул драгоценный камень запонки. С лица не сходит ироничная улыбка. Крутит на набалдашнике трости шляпу.

МУЖЧИНА в вытянутом свитере, дыры в локтях; нелепые, короткие брюки с вздутыми коленями и отвислыми карманами, на ногах стоптанные башмаки с проволокой вместо шнурков, на плече тряпичная сумка в бурых подтеках, желтые грубые пальцы беспрестанно теребят цепочку на голой шее.

Смотрят друг на друга.

ЧЕЛОВЕК (улыбнулся). Слушайте, мсье.. Может вы знаете.. Где ХОЗЯИН?

МУЖЧИНА. Хозяин умер.

ЧЕЛОВЕК. Давно??..

МУЖЧИНА. Давно.

ЧЕЛОВЕК. Я так и думал…Конечно, я так и думал… Что ж.. Видимо небесам так угодно.

МУЖЧИНА. Смерть - всегда благо.

ЧЕЛОВЕК. Не всегда..

МУЖЧИНА. Да как сказать..

ЧЕЛОВЕК. Давайте, давайте устроим теологический диспут…Благо - не благо.. Проблема загробной жизни и отсутствие ее…Роль личности в развитии современной цивилизации… (Оглядывается). Тоска.

МУЖЧИНА. Согласен.

ЧЕЛОВЕК. Согласен??? (удивленно смотрит). Да вы философ.

МУЖЧИНА. Увлекаюсь.

ЧЕЛОВЕК (морщит нос). Чем?..

Молчание.

МУЖЧИНА. Вы его знали?..

ЧЕЛОВЕК. Я?..Я – нет..

Смотрят друг на друга.

МУЖЧИНА. Я его сын.

Молчание.

ЧЕЛОВЕК (снимает шляпу). Вы его сын???

МУЖЧИНА. Я его сын.

ЧЕЛОВЕК. Вас зовут?…

МУЖЧИНА. Жорж Шарль ДАНТЕС..

ЧЕЛОВЕК. Жорж Шарль ДАНТЕС?!..

МУЖЧИНА. Жорж Шарль ДАНТЕС.

Смотрят друг на друга.

ЧЕЛОВЕК. Так… (Смотрит). Значит, это вас я ищу…(быстро ищет что-то в карманах).

МУЖЧИНА. Меня?.. Зачем?..

ЧЕЛОВЕК (разглядывает мужчину). Жорж.. Какого черта вы так выглядите?.. Совсем не кстати.. (Смотрит). У меня к вам серьезное дело..

ДАНТЕС(смотрит на человека). Холодно.

Идут, обходят лужи.

ЧЕЛОВЕК. Да.. Январь, слякоть.. Ни то, ни сё.. И вроде бы зима, а гадкая сырость.. Стойте!..(достает фотоаппарат, «щелкает» Дантеса). Еще раз..

ДАНТЕС (закрывает лицо). Зачем..

ЧЕЛОВЕК(вспышка, жужжит механизм). Вы когда-нибудь улыбаетесь?..Улыбнитесь!

ДАНТЕС. Нет.

ДАНТЕС наливает кипяток.

ЧЕЛОВЕК греется, пьет.

ЧЕЛОВЕК. Ах, как хорошо… (обжигает руки, греет, достает из кармана плитку шоколада, ломает, дает Дантесу).

Смотрят друг на друга.

ЧЕЛОВЕК. Да.. Итак, приступим к делу…. (встает, роняет со стола кружку, поднимает, шагает из угла в угол, собирается с мыслями). Для начала представлюсь…Меня зовут Александр Сергеевич ПУШКИН.. (Смотрит). Я прямой потомок великого русского поэта, и.. (снова роняет кружку, поднимает)...и некоторым образом так же имею отношение к русской словесности… (ходит из угла в угол, смотрит на голые стены). У вас естественно возникнет вопрос…Собственно для чего, зачем я искал вас?.. Тратил деньги, время, силы на бесконечные перелёты.. А сейчас стою перед вами и страшно волнуюсь, как школьник.. Для чего?.. А вот для чего – Жорж Шарль ДАНТЕС, я вызываю вас на дуэль!.. (взмахнул тростью, угодил рукавом в жирную лужу). Черт.. Поналивали тут… (оттирает). Понимаете? Нет? Разумеется, трудно представить в наше время такое странное мероприятие.. Но... (Смотрит). Барон, какого черта вы так скверно выглядите?.. Вы действительно Жорж Шарль ДАНТЕС?..

ДАНТЕС. Был.

ПУШКИН. Что значит – был?

ДАНТЕС. То и значит.

ПУШКИН. Ну это философия.. Был – не был.. Меня интересует конкретика, а не ваши душевные излияния..(оглядывает комнату). ДАНТЕС…

ДАНТЕС. ЧЕЛОВЕК из России.

ПУШКИН (не слышит). Вот мой адрес. Я остановился в гостинице.. (Подает карточку). Завтра я приду без пятнадцати. Дуэль ровно в пять. И приведите себя в порядок. (Смотрит). Побрейтесь, что ли. Подстригитесь.. Барон, а грязь под ногтями... Смените белье, а то лет двести не меняли.. (Смотрит).

На голове новая шляпа.

Александр Сергеевич быстро шагает по длинным комнатам из залы в залу. Спотыкается о кастрюли, злится, из дальней комнаты эхо разносит щелчки и шипение. Входит в залу, обращает внимание, что рояль вернулся в горизонтальное положение (ящик), глядит в окно, качает головой, подходит к двери, смотрит на часы, снимает шляпу. Стучит.

На плитке что-то готовится.

ПУШКИН (входит).. Мсье ДАНТЕС…Простите, я опоздал.. (Изумленно смотрит на Дантеса). Что это такое??!..

ДАНТЕС. Морская капуста…

ПУШКИН. Я спрашиваю, что это такое?!…Вы не бриты!.. Где ваш свитер?! Что за лохмотья?!..

ДАНТЕС. Халат..

ПУШКИН. Какой?!

ДАНТЕС. Китайский…

ПУШКИН. «Китайский»…Вы спятили?!.. Через пять минут приедет телевидение! А вы не готовы!..

ДАНТЕС. К чему?..

ПУШКИН. Дуэль!

ДАНТЕС. Простите ПУШКИН, я забыл…

Смотрят друг на друга.

ПУШКИН изумленно смотрит.

Молчание.

ДАНТЕС ест, ПУШКИН пьет.

ПУШКИН...А вы всегда такой немногословный?…

ДАНТЕС. Всегда.

ПУШКИН. А почему вы здесь?..

ДАНТЕС. А вы?

ПУШКИН. Я здесь, потому что вы здесь.

ДАНТЕС (ест). Я тоже.

ПУШКИН. Трудно с вами говорить…

ДАНТЕС. Трудно.

ПУШКИН. А почему вам не снять другой угол?.. (оглядывается).

ДАНТЕС. Что изменится?..

ПУШКИН (передергивает от холода плечами). Здесь как-то того..…

ДАНТЕС. Чего?

ПУШКИН(смотрит на потолок). И крыша протекает..

ДАНТЕС. Галлюцинации. Вам кажется.

ПУШКИН оглядывается.

ДАНТЕС (смотрит в пустую тарелку). Жаль… Без масла пригорает. (Выносит тарелку в залу, кладет на пол, подходит к роялю, открывает крышку, капли с потолка бьют по ослабленным струнам).

Усатый присвистнул.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Я говорил, мы – не туда…

УСАТЫЙ. Опять ошибка… (Первому). Теперь что?..

ПЕРВЫЙ (громко в залы). Александр Сергеевич!..

Эхо. Тишина. Булькает вода.

ДЕВУШКА. Всё. Не могу.. Устала.. (Обессилено опускается на чемодан, мрачно оглядывает стены). Какая жуть…

Первый размышляет.

Идут через залу.

ПЕРВЫЙ. Профессор, я в крайнем волнении, где он?…Вам трудно представить мой трепет.. Это соприкосновение.. Соучастие.. Причастие…Тайны добра и зла.. Простите суетность киноленты..

Молчание.

КИНОРЕЖИССЕР. Александр Сергеевич…Но это…

ПУШКИН. Согласитесь, в это трудно поверить..

КИНОРЕЖИССЕР. Я охотно верю…Но профессор.. Это не наша фактура..

Капает вода, гудит рояль.

КИНОРЕЖИССЕР (шепотом). По вашему я снимаю комедию?.. Александр Сергеевич, дорогой мой ПУШКИН!..(смеется). Это - не наша форма.. Это - насмешка…Снимать так – это буквальное решение…Кроме этого, унижение, если хотите, памяти нашего великого творца.. Он действительно Дантес?..(Оглядывает стены, только сейчас замечает). Я не сторонник дворянского лубка и концет-рап-тив-ного кино, но….

УСАТЫЙ. Леонард Петрович, когда начнем?..

КИНОРЕЖИССЕР. Это не наш формат..(Идет вдоль стены, стучит кулаком в кирпич, указывает на битое стекло в окне). Кто нам поверит?… (Берет сломанную картинную раму). Больной зритель?.. (Размахивает рукой). ДАНТЕС. Салон парижский!... Александр Сергеевич, вы же сами писали сценарий… Где камин, где кресло-качалка, люстра – где?..(Указывает на всё). Вы этого хотели?? Не поверю!

Включается яркая лампа, зажегся огонек камеры. Зала освещается резким, ослепительным светом. Дырам, трещинам нет числа. ДАНТЕС в ужасе, видит свое жилье первый раз. ПУШКИН стоит у кирпичной стены, щурится.

КИНОРЕЖИССЕР. Начали!..

ПУШКИН (с трудом). Я думаю о том, что писать стихи вообще не стоит. Рифмуя свои многозначительные образы и холодные мысли, мы обрекаем себя на жалкую роль музыкальной шарманки. Великий шарманщик умер.. (растирает ладонью лоб)...И музыка была так прекрасна, что и по ныне нам слышится дальнее эхо. Напрасно мы ждем хозяина. Некому вращать наше вдохновение. Поэзия – посткультурный ящик. Другие звуки. Шорох таракана мы принимаем за пенье соловья. Но чаще - мертвая тишина. (Молчит). Но как быть, если тебе глубоко за сорок, и тебя зовут Александр Сергеевич Пушкин?

КИНОРЕЖИССЕР (Усатому). Снимай…Снимай..

ПУШКИН (быстро и складно). Интеллектуально-психологическая индигридиенция, это не только продуктивная индукция, сила художественного мышления, активность воображения, емкость и мобильность памяти…Будучи врожденной способностью, творческая одаренность не может быть приобретенной лишь через материальное и духовное воспроизводство, скорее напротив…В качестве неформальных, не наполненных конкретным содержанием схем, способствующих творческому самовыражению художника, воспринимающего мир через.. через.. через… (Теряет мысль, щурится на свет).

КИНОРЕЖИССЕР(Усатому). Снимай…Снимай…

ПУШКИН(рассеянно). Я люблю осень...Когда спадает с дерев листва и почва дышит осенней прохладой, я волнуюсь всем своим существом…Представляю нашего предка, поэта и человека…Вот он шагает по алее с томиком Шелли в руках, творит за письменным столом, мечтает о будущих временах…И кто знает, быть может его посещало мимолетное видение: спустя двести лет другой Александр Пушкин стоит на кафедре Чикагского университета и читает новые стихи.. (Щурится, переминается с ноги на ногу, не знает, что сказать, трет виски). Жизнь разбросала Пушкиных по свету.. Пышно разрослось, пустило корни пушкинское древо от Мальорки до Японских морей.. Как трогательны описания деревенской природы.. Раз в году вся огромная наша семья съезжается в ТИХИЙ голландский домик…Мы зажигаем свечи за праздничным столом, и сочиняем друг на друга невинные эпиграммы… (Щурится на свет, отворачивается к стене).

КИНОРЕЖИССЕР (Усатому). Снимай…Снимай…

ПУШКИН (тихо, в стену). Однажды я мчался по шоссе через Флориду. Нестерпимая жара.. Последняя капля бензина.. Статья о проблемах перевода с Античного.. Дороге не было конца.. Скорость.. Песок.. Песок…Раскаленный ветер.. И вдруг перед собой в пятидесяти футах, я увидел питона вдоль шоссе…Я вдавил педаль тормоза…Машину занесло.. (Молчит). Я долго сидел на обочине, смотрел на узкую ленту дороги, и вдруг меня поразила необычайно простая мысль – я…

В больших окнах плывут огни автомобилей, прекращается дождь, нарастает шум вечернего города. Внизу ожил бульвар – зажглись фонари, появился уличный музыкант с аккордеоном, голоса, шарканье каблуков, смех, обрывки фраз.

Молчание.

ДАНТЕС. Можно?.

ПУШКИН. Что?..

ДАНТЕС. Сигарету..

ПУШКИН. Да, пожалуйста… (ищет в глубоких карманах, достает последние две сигареты, комкает пачку, кидает в угол).

Тишина.

ПУШКИН. Мсье, ДАНТЕС… (Громко). Мсье ДАНТЕС, я приду завтра в это же время. Дуэль обязательно состоится! Прошу выглядеть соответственно. Костюм, галстук, шляпа, улыбка! Вам всё ясно?

За дверью Молчание.

За дверью Молчание.

С ц е н а т р е т ь я.

Открывается входная дверь.

Входит в залу.

Стучит в дверь.

Пушкин поднимает голову, видит испуганное лицо Дантеса, в его руке поварешка, на плитке трещит сковородка. Одет в детский костюм чудовищно малого размера: рукава по локоть, брюки – по колено, на голове огромное сомбреро.

Смотрят друг на друга.

ПУШКИН. Что это такое?!!

ДАНТЕС (улыбается). Блины..

ПУШКИН. Какие?!..

ДАНТЕС. Русские…

ПУШКИН. Что на вас одето???

ДАНТЕС (повёл плечами, треснуло в подмышках). Тесноват, да?

ПУШКИН. А это?..(Указывает на сомбреро).

ДАНТЕС. Мексиканская шляпа..

ПУШКИН. Зачем?!

ДАНТЕС. Вы же велели…

ПУШКИН. Барон, вы спятили?..

ДАНТЕС. Я думал об этом. Сильно жмёт, и руки не сгибаются…

ПУШКИН. Деньги – где?!..

ДАНТЕС (роется в карманах, костюм трещит, достает мелочь). Вот.. Сдача.. Я старался уложиться в сумму.. Понимаете, мой любимый цвет, но размеры детские.. В Париже дорогие шляпы, я выбрал самую дешевую.. Затем, я подумал – нехорошо умирать на голодный желудок… (Виновато смотрит). Плюс сигареты.

ПУШКИН. Это не серьезно..

ДАНТЕС. Дуэль – всегда похожа на цирк.

Смотрят друг на друга.

ПУШКИН. Горит!..

Столб дыма, огня, Дантес кинулся к плитке, заливает водой сковородку. Шипение. Дым разъедает глаза. Пушкин выходит из комнаты, достает носовой платок, чистит ботинки от майонеза. Дантес весел, напевает песню.

ПУШКИН удивленно смотрит.

ДАНТЕС. И это говорит Александр Сергеевич ПУШКИН…ЧЕЛОВЕК из России..

ПУШКИН. Я не из России.

ПУШКИН не понимает.

За дверью наступила тишина.

ГОЛОС ДАНТЕСА (за дверью). Дуэль!

ПУШКИН. Минуту. Сейчас приедет телевидение!

За дверью щелкнул затвор.

За дверью тишина.

Мсье ДАНТЕС!.. Дуэль в среду! Двадцать седьмого!.. (достает кошелек, открыл, отсчитывает купюры; подумал, закрыл, оставляет кошелек на рояле, придавил камнем). Желаю приятно провести время!… (Уходит)

Сцена четвёртая

Полдень.

Входит в залу.

Жмут друг другу руки.

ПУШКИН. Как настроение?

ДАНТЕС. Прекрасно. (Пауза). Я не заметил, как прошла неделя…

ПУШКИН. Неделя?.. Нет… Я в гости зашел.

ДАНТЕС. Вы простите… Вчера… Со мной такое часто бывает..

ПУШКИН. Ерунда… Париж – особый город.

Входят в комнату.

ДАНТЕС. Позвольте вручить вам подарок.. (подает Пушкину новую трость).

ПУШКИН (разглядывает).. Дорогая вещь.

Зала.

Запах свежей краски.

Люстра загорается.

КИНОРЕЖИССЕР. Пыли сколько.. Маша!

ДЕВУШКА. Я протирала. Бесполезно..

КИНОРЕЖИССЕР (смотрит в записи). Дрова в камин.. Одно полено.

Входит Кинорежиссер.

КИНОРЕЖИССЕР. Александр Сергеевич! Вся парижская пресса! Какой шум, какая реклама!.. Фильм не готов, а уже предлагают контракты. (Дантесу). Мсье! Держитесь естественно и уверенно. (Пушкину). Александр Сергеевич.. (берёт под руку, отводит в сторону). Всё по сценарию.. Выстрел, крики, скорая помощь… (Смотрит в лицо Пушкину). Надеюсь, вы не передумали?

Девушка зажигает свечи.

Из комнаты ни звука.

ПУШКИН (громко). Жорж Шарль ДАНТЕС!!..

Ни звука. Пауза.

КИНОРЕЖИССЕР. Стоп!…Стоп! (подходит к Пушкину, тихо). Я ему три раза повторил – Выход на голос…

Смотрят друг на друга.

КИНОРЕЖИССЕР. Маша!… (бьет в ладоши).

Конец первого действия.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

С ц е н а ш е с т а я.

Вечер.

Зала.

Уходят.

ДАНТЕС смеется.

ПУШКИН. Жорж, черт вас возьми, где вы были?!

ДАНТЕС. Там, где вас не было.

ДАНТЕС лежит в гамаке.

ПУШКИН смотрит. Молчание.

ДАНТЕС. Слушайте, вот вы поэт…Знать должны.. Есть счастливые люди?

ПУШКИН. Есть.

ДАНТЕС. Да?.. А я за 50 лет ни одного не видел.

ПУШКИН. Мне больше повезло.

ДАНТЕС. Да разве в этом дело?.. Тут другой вопрос.

ПУШКИН. Я не понимаю..

ДАНТЕС. Что тут понимать.. Рождаются две собаки, а миски разные.

ПУШКИН. У вас кровь течет.

ДАНТЕС (вытирает лицо рукавом). Я люблю этот дом. А он меня терпеть не может. С раннего рождения. Невозможно.. То мяч за шкаф закатится, то попугай в окошко улетит. Вам проще – вы попугая сразу на лист бумаги.. Он там и приживется. А моего - голубь склевал. (Смеется). Вам всё мило, прошлое под ключ, да в книжную клетку…А мое сквозняк с окурками задул, будто и не было ничего. Пойди, докажи, что ты был когда-то… Сам в это не веришь, не говоря о детях.

Молчание.

ДАНТЕС. Бывает забавно читать дневник какого-нибудь писателя… Мучается, страдает, жалуется, скулит от собственной недоношенности…И Бог таланта не дал, и всё за чужими спинами, никто его не видит и не слышит.. Беда..

ПУШКИН. Если бы так, я….

ДАНТЕС. Буква «я» – первая в каждом слове. Не забыть себя, успеть при жизни поставить Автограф… (Смеется). А вы – не русский, вы – папуас какой-то…

ПУШКИН. Вы – пьяны.

ДАНТЕС. Хотите правду??

ПУШКИН. Какую правду?

ДАНТЕС. Вы в этой шляпе похожи на… индюка! (хохочет, отхаркивает кровью).

Молчание.

Лампочка потухла.

С ц е н а с е д ь м а я.

Утро.

Молчание.

ПУШКИН (достает сигареты, закурил, вспомнил). Курить хотите?.

ДАНТЕС. Бросил.

ПУШКИН. Неужели.. И давно?

ДАНТЕС. Сегодня ночью.

ПУШКИН. Через три часа улетаю. Задержался я здесь. Расскажите что ли, куда вы тогда пропали? Я две недели обыскался вас.

ДАНТЕС молчит.

Не хотите говорить?.. Как знаете. Скажите хотя бы, кто это так вас, а?..

Подает Дантесу кружку.

ПУШКИН. Да у вас жар.

ДАНТЕС. Ерунда.

ПУШКИН. Что у вас все ерунда да ерунда…Другого слова не знаете?

ДАНТЕС. Уезжайте.

ПУШКИН(смотрит на часы). Пора.. (смотрит на Дантеса). Я то уеду, а вы здесь окочуритесь… Давайте, я вам оставлю кой-какие деньжата. (Достает из кармана кошелек).

ДАНТЕС. Зачем? Курить я бросил.

ПУШКИН. А жить на что собираетесь? Или жить передумали, барон?..

ДАНТЕС. Мое дело.

ПУШКИН. Разумеется, ваше…Какую лекцию давеча прочитали…Вам концерты надобно давать, маэстро. Сюита для отчаяния с виолончелью… (смотрит). Что ж, вы такой непрактичный, вам деньги дают, а вы не берете…Или гордость предков не позволяет?

ДАНТЕС. Не позволяет.

Смотрят друг на друга.

ПУШКИН. Ну, мне пора. Надо еще собрать чемодан. Впереди - шесть часов скуки через океан. Счастливо!.. (Протягивает Дантесу руку, тот не отвечает).

Удаляющиеся шаги.

ДАНТЕС. Стойте!!.. (перевел дух). Александр ПУШКИН! Я вызываю вас на дуэль!

ПУШКИН остановился.

ПУШКИН(спиной, тихо). Вот так бы сразу, Жорж…

ДАНТЕС. Я жду вас вечером.

ПУШКИН уходит.

С ц е н а в о с ь м а я.

За окном вечер.

ПУШКИН в комнате Дантеса.

ПУШКИН закуривает.

ПУШКИН. Ну, что…Вы решились?

ДАНТЕС. Надо все продумать…Все-таки другая страна…В хоккей на льду все играют… (Думает). А собаки там есть?

ПУШКИН. Собаки, кошки, лошади..

ДАНТЕС (думает). Собаки, кошки, лошади….

ПУШКИН. Летом в лес за грибами, осенью на серого волка…Найдем вам русскую бабу…Купим два дома в Тригорском…В одном я - и вдохновение, в другом вы – и русские блины с квашеной капустой…Начнем ходить друг к другу в гости по снегу в огромных валенках…

ДАНТЕС. А если пожар?..

ПУШКИН. Потушим.

ДАНТЕС. Не понимаю рыбалку…

ПУШКИН. Обещаю, не будем слушать парижское радио.

ДАНТЕС. А сыр надо делать из сметаны…

ПУШКИН. Чай? Кофе? (подает Дантесу кружку). А что, в этом доме еще кто-то живёт? Вчера я видел человека.

ДАНТЕС смотрит.

ПУШКИН. Я действительно похож на индюка? (смеется).

ДАНТЕС (улыбнулся). Пока.

ПУШКИН уходит.

Раннее утро.

В квартиру входит ПУШКИН.

У стены стоит незнакомый стул, ПУШКИН смотрит, на стуле старый цилиндр. ПУШКИН берет цилиндр, разглядывает, переворачивает. Из цилиндра выпадает дохлая крыса. ПУШКИН закрыл нос платком. Отбрасывает цилиндр. Стучит в дверь Дантеса.

ПУШКИН смотрит на Дантеса.

Пауза.

Выстрел. Загудел рояль.

Заиграл патефон.

Молчание.

В квартире темно.

Завис под потолком.

Темно.

З а н а в е с.

 

Кто убил мсье Дантеса.

 

 

Комедия в двух действиях.

 

 

Действующие лица:

 

Александр Сергеевич Пушкин,

Лет

Жорж Шарль Дантес, 50 лет

И другие.

“- Убил я его?

-Нет, вы его ранили.

- Странно, я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет. Впрочем, все равно. Как только мы поправимся, снова начнем».

Черная Речка, 27 января 1837 года.

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

С ц е н а п е р в а я.

Январь.

Старый, многоквартирный дом.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.