Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вестминстерское Исповедание Веры





Вестминстерское Исповедание Веры

(1647-1648 гг.)

 

Содержание

 

О Священном Писании.......................................................................... 2

О Боге — Святой Троице......................................................................... 5

О Божиих вечных установлениях........................................................... 7

О творении............................................................................................. 9

О провидении......................................................................................... 9

О падении человека, о грехе и о наказании за него.............................. 11

О завете Бога с человеком.................................................................... 13

О Христе посреднике............................................................................ 14

О свободной воле.................................................................................. 17

О действенном призвании.................................................................... 18

Об оправдании..................................................................................... 19

Об усыновлении.................................................................................... 21

Об освящении....................................................................................... 22

О спасительной вере............................................................................. 23

О покаянии в жизнь............................................................................. 24

О добрых делах..................................................................................... 25

О неотступности святых....................................................................... 27

Об уверенности в благодати и спасении............................................... 28

О законе Божием.................................................................................. 30

О христианской свободе и свободе совести........................................... 32

О Богослужении и Субботнем дне......................................................... 34

О законных клятвах и обетах................................................................ 36

О гражданской власти.......................................................................... 38

О браке и разводе................................................................................. 39

О Церкви.............................................................................................. 41

Об общении святых.............................................................................. 42

О Таинствах......................................................................................... 43

О Крещении......................................................................................... 44

О Вечере Господней.............................................................................. 46

О церковных мерах воздействия........................................................... 48

О Синодах и Соборах............................................................................ 49

О состоянии человека после смерти и о воскрешении из мертвых........ 50

О последнем суде.................................................................................. 51


 

Глава 2. О Боге — Святой Троице

 

1. Есть только один(1) живой и истинный Бог(2) — бесконечный в бытии и совершенстве(3), чистейший дух(4), невидимый(5), бестелесный, нераздельный(6), не подверженный страстям(7), неизменный(8), беспредельный(9), вечный(10), непостижимый(11), всемогущий(12), в высшей степени мудрый(13), святой(14), свободный(15) и абсолютный(16), соделывающий все по изволению Своей неизменной и наиболее праведной воли(17) для Его собственной славы(18); в высшей степени любящий(19), благой, милосердный, долготерпеливый, обильный в добре и истине, прощающий беззакония, преступления и грех(20); вознаграждающий тех, кто усердно ищет Его(21); вместе с тем, наиболее справедливый и грозный в Своих суждениях(22), ненавидящий грех(23), и ни один виновный не избегнет Его наказаний(24).

 

1) Второзаконие 6:4; 1 Коринфянам 8:4,6.

2) 1 Фессалоникийцам 1:9; Иеремия 10:10.

3) Иов 11:7-9; Иов 26:14.

4) Иоанна 4:24.

5) 1 Тимофею 1:17.

6) Второзаконие 4:15,16; Иоанна 4:24; Луки 24:39.

7) Деяния 14:11,15.

8) Иакова 1:17.

9) 3 Царств 8:27; Иеремия 23:23,24.

10) Псалом 89:3; 1 Тимофею 1:17.

11) Псалом 144:3.

12) Бытие 17:1; Откровение 4:8.

13) Римлянам 14:26.

14) Исаия 6:3; Откровение 4:8.

15) Псалом 113:11.

16) Исход 3:14.

17) Ефесянам 1:11.

18) Притчи 16:4; Римлянам 11:36.

19) 1 Иоанна 4:8,16.

20) Исход 34:6,7.

21) Евреям 11:6.

22) Неемия 9:32,33.

23) Псалом 5:6,7.

24) Наум 1:2,3; Исход 34:7.

 

2. Бог имеет всю жизнь(25), славу(26), благость(27) и блаженство(28) в Себе и из Себя; только Бог полностью достаточен в Себе и для Себя, и не нуждается в чем-либо от творений, которые Он создал(29), не имеет надобности в получении славы от них(30), ибо Его лишь собственная слава является в них. Он есть единственный источник всего сущего: все чрез Него, Им и к Нему(31). Он имеет в высшей степени суверенную власть над всеми творениями, чтобы поступать с ними так, как Ему угодно(32). Пред Его очами все открыто и явлено(33); Его знание безгранично, безошибочно, не зависит от творений(34), — потому для Него нет чего-либо неожиданного или неопределенного(35). Он в высшей степени свят во всех Своих помыслах, во всех деяниях, во всех повелениях(36). Всякое поклонение, служение и послушание ангелов, людей и иных творений должно быть лишь Богу, что и угодно Ему требовать от них(37).

 

25) Иоанна 5:26.

26) Деяния 7:2.

27) Псалом 118:68.

28) 1 Тимофею 6:15; Римлянам 9:5.

29) Деяния 17:24,25.

30) Иов 22:2,3.

31) Римлянам 11:36.

32) Откровение 4:11; 1 Тимофею 6:15; Даниил 4:22,32.

33) Евреям 4:13.

34) Римлянам 11:33,34; Псалом 146:5.

35) Деяния 15:18; Иезекииль 11:5.

36) Псалом 144:17; Римлянам 7:12.

37) Откровение 5:12-14.

 

3. В единстве Божием пребывают три Лица — одной сущности, силы и вечности: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух(38). Отец не есть рожденный, не происходит ни от кого; Сын есть рожденный Отцом(39); Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына(40).

 

38) 1 Иоанна 5:7; Матфея 3:16,17; Матфея 28:19; 2 Коринфянам 13:13.

39) Иоанна 1:14,18.

40) Иоанна 15:26; Галатам 4:6

 

Глава 3. О Божиих вечных установлениях

 

1. Бог прежде вековых времен по изволению Своей в высшей степени мудрой и святой воли установил свободный и незыблемый порядок того, что произойдет(1). В то же время Бог не есть автор греха(2), над волей творения нет насилия, свобода или вероятность вторичных причин не устранены, но, напротив, утверждены(3).

 

1) Ефесянам 1:11; Римлянам 11:33; Евреям 6:17; Римлянам 9:15,18.

2) Иакова 1:13,17; 1 Иоанна 1:5.

3) Деяния 2:23; Матфея 17:12; Деяния 4:27,28; Иоанна 19:11; Притчи 16:33.

 

2. Хотя Бог знает все, что может произойти при всех возможных обстоятельствах(4), все же Он повелел чему именно быть не по причине того, что Он предвидел все будущее или могущее произойти при определенных условиях(5).

 

4) Деяния 15:18; 1 Царств 23:11,12; Матфея 11:21,23.

5) Римлянам 9:11,13,16,18.

 

3. По установлению Божию, для явления славы Его, одни люди и ангелы(6) предопределены к вечной жизни, другие предназначены к вечной смерти(7).

 

6) 1 Тимофея 5:21; Матфея 25:41.

7) Римлянам 9:22,23; Ефесянам 1:5,6; Притчи 16:4.

 

4. Все ангелы и люди, и предопределенные и предназначенные, предуставлены лично и неизменно, их число определено и установлено таким образом, что оно не может быть увеличено или уменьшено(8).

 

8) 2 Тимофею 2:19; Иоанна 13:18.

 

5. Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, еще прежде создания мира, согласно Своему вечному и неизменяемому намерению и тайному изволению Его благой воли, избрал во Христе в вечную славу(9), и это исключительно по Его благодати и любви, без какого бы то ни было предвидения их веры или добрых дел, или их верности, или чего-нибудь иного в людях, что было бы для Бога условием или причиной сделать это(10). Все соделано только для прославления Его великой благодати(11).

 

9) Ефесянам 1:4,9,11; Римлянам 8:30; 2 Тимофею 1:19; 1 Фессалоникийцам 5:9.

10) Римлянам 9:11,13,16; Ефесянам 1:4,9.

11) Ефесянам 1:6,12.

 

6. Предуставив избранных к славе, Бог, по изволению Своей вечной и независящей от чего бы то ни было воли, предопределил все, что для этого необходимо(12). Падшие в Адаме избранные искуплены Христом(13), действенно призваны к вере во Христа Его Духом, действующим в должное время, оправданы, усыновлены, освящены(14), сохраняются Его силой чрез веру ко спасению(15). Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен, — никто, кроме избранных(16).

 

12) 1 Петра 1:1,2; Ефесянам 1:4,5; Ефесянам 2:10; 2 Фессалоникийцам 2:13.

13) 1 Фессалоникийцам 5:9,10; Титу 2:14.

14) Римлянам 8:30; Ефесянам 1:5; 2 Фессалоникийцам 2:13.

15) 1 Петра 1:5.

16) Иоанна 17:9; Римлянам 8:28-39; Иоанна 6:64,65; Иоанна 10:26; Иоанна 8:47; 1 Иоанна 2:19.

 

7. Остальных людей было угодно Богу, по непостижимому изволению Его собственной воли, оставить во грехах (букв. — пройти мимо), — ибо Он дает и удерживает благодать по Своему изволению, для явления славы Своей суверенной власти над творениями, — и определить их на бесчестие и гнев Божий за эти грехи, к похвале Его величайшей справедливости(17).

 

17) Матфея 11:25,26; Римлянам 9:17,18,21,22; 2 Тимофею 2:19,20; Иуда 4; 1 Петра 2:7,8.

 

8. С догматом о предопределении следует обращаться в высшей степени благоразумно и осторожно(18), ибо в нем содержится тайна Божия, чтобы люди, внимающие воле Бога, явленной в Его Слове, и подчиняющиеся ей, могли быть убеждены в их вечном избрании, основываясь на уверенности в их действительном призвании(19). Пусть этот догмат послужит к благочестию, восхвалению и почитанию Бога(20), к смирению, усердию и обильному утешению всех, кто от всего сердца следует Евангелию(21).

 

18) Римлянам 9:20; Римлянам 11:33; Второзаконие 29:29.

19) 2 Петра 1:10.

20) Ефесянам 1:6; Римлянам 11:33.

21) Римлянам 11:5,6,20; 2 Петра 1:10; Римлянам 8:33; Луки 10:20.

 

Глава 4. О творении

 

1. Богу Отцу, Сыну и Святому Духу(1) — для явления славы Его вечной силы, мудрости и благости(2) — было угодно вначале сотворить (или соделать) из ничего мир и все находящееся в нем, видимое и невидимое; сие было сотворено за шесть дней; и все весьма хорошо(3).

 

1) Евреям 1:2; Иоанна 1:2,3; Бытие 1:2; Иов 26:13; Иов 33:4.

2) Римлянам 1:204 Иеремия 10:12; Псалом 103:24; Псалом 32:5,6.

3) Бытие 1; Евреям 11:3; Колоссянам 1:16; Деяния 17:24.

 

2. После того, как Бог соделал прочие творения, Он сотворил человека, мужчину и женщину(4), с разумными и бессмертными душами(5), наделенных знанием, праведностью и истинной святостью, по Своему образу и подобию(6); дал им запечатленный в сердцах Закон Божий(7) и силу исполнять его(8), которые вместе с тем были предоставлены свободе их подверженной изменению собственной воли, имевшей возможность нарушения его(9). Помимо этого Закона, запечатленного в их сердцах, они получили повеление не есть плодов с древа познания добра и зла, и пока они соблюдали его, они были счастливы в своем общении с Богом(10) и владычествовали над всякой тварью(11).

 

4) Бытие 1:27.

5) Бытие 2:7; Екклесиаст 12:7; Луки 23:43; Матфея 10:28.

6) Бытие 1:26; Колоссянам 3:10; Ефесянам 4:24.

7) Римлянам 2:14,15.

8) Екклесиаст 7:29.

9) Бытие 3:6; Екклесиаст 7:29.

10) Бытие 2:17; Бытие 3:8-11,23.

11) Бытие 1:26,28.

 

Глава 5. О провидении

 

1. Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает(1), направляет, распоряжается и управляет всеми тварями, делами и явлениями(2) — от величайшего до ничтожнейшего(3), — по Его в высшей степени мудрому и святому провидению(4), согласно Его безошибочному предузнанию(5) и свободному и неизменному изволению Своей собственной воли(6), в похвалу славы Его мудрости, силы, справедливости, благости и милости(7).

 

1) Евреям 1:3.

2) Даниил 4:31,32; Псалом 134:6; Деяния 17:25,26,28; Иов 38-41.

3) Матфея 10:29-31.

4) Притчи 15:3; Псалом 103:24; Псалом 144:17.

5) Деяния 15:18; Псалом 93:8-11.

6) Ефесянам 1:11; Псалом 342:10,11.

7) Исаия 63:14; Ефесянам 3:10; Римлянам 9:17; Бытие 45:7; Псалом 144:7.

 

2. Хотя предузнание и установление Божие есть первопричина всего, что неизменно и безошибочно происходит(8), тем не менее, по тому же провидению, Бог установил вероятность событий согласно природе вторичных причин. Наряду с неизбежностью существуют свобода и условие(9).

 

8) Деяния 2:23.

9) Бытие 8:22; Иеремия 31:35; Исход 21:13; Второзаконие 19:5; 3 Царств 22:28,34; Исаия 10:6,7.

 

3. Бог в Своем провидении использует обычный порядок вещей(10), будучи свободным обходиться и без него(11), быть превыше его(12) и поступать вопреки ему(13). Он поступает так, как Ему угодно.

 

10) Деяния 27:31,44; Исаия 55:10,11; Осия 2:21,22.

11) Осия 1:7; Матфея 4:4; Иов 34:20.

12) Римлянам 4:19-21.

13) 4 Царств 6:6; Даниила 3:27.

 

4. Всемогущая сила, непостижимая мудрость и бесконечная благость Божия настолько являют себя в Его провидении, что оно простирается даже на первое грехопадение и на все другие грехи ангелов и людей(14), соединяя попущение(15) с наиболее мудрым и властным установлением пределов ему(16). Установление попущения и его пределов и промыслительное управление теми другим совершается для собственных святых намерений Божиих(17). Поэтому греховность проистекает только от творения, не от Бога, Который, будучи в высшей степени свят и праведен, не является и не может быть автором греха или одобрять его(18).

 

14) Римлянам 11:32-34; 2 Царств 24:1; 1 Паралипоменон 21:1; 3 Царств 22:21-23; 1 Паралипоменон 10:4,13,14; 2 Царств 16:10; Деяния 2:23; Деяния 4:27,28.

15) Деяния 14:16.

16) Псалом 75:11; 4 Царств 19:28.

17) Бытие 50:20; Исаия 10:6,7,12.

18) Иаков 1:13,14,17; 1 Иоанна 2:16; Псалом 49:21.

 

5. В высшей степени мудрый, праведный и милостивый Бог часто на некоторое время предоставляет Своих детей самим себе в разнообразных искушениях и испорченности их сердец, давая им целительное наказание за совершенный грехи, открывая им лживость их сердец и скрытую силу греховности, чтобы таким образом привести их к смирению(19), подвигнуть их быть ближе к Нему, постоянно искать опору в Нем, сделать их более осторожными в отношении будущих проявлений греха; и для различных других справедливых и святых намерений(20).

 

19) 2 Паралипоменон 32:25,26,31; 2 Царств 24:1.

20) 2 Коринфянам 12:7-9; Псалом 72; Псалом 76:1-13; Марк 14:66-72; Иоанна 21:15-17.

 

6. Бог, будучи праведным судией, соделывает нечестивых и безбожных людей за их грехи слепыми и упорствующими(21). Он лишает их не только Своей благодати, которой они могли бы быть просвещены в их разумении и которая действовала бы в их сердцах(22), но порой лишает и тех даров, что они имели(23), и оставляет их на то, что служит их испорченной природе поводом ко греху(24); более того, отдает их во власть собственных похотей, искушений мира и силы сатаны(25). Они ожесточают себя даже от того, что Бог использует для исправления других(26).

 

21) Римлянам 1:24,26,28; Римлянам 11:7,8.

22) Второзаконие 29:4.

23) Матфея 13:12; Матфея 25:29.

24) Второзаконие 2:30; 4 Царств 8:12,13.

25) Псалом 80:12,13; 2 Фессалоникийцам 2:10-12.

26) Исход 7:3; Исход 8:15,32; 2 Коринфянам 2;15,16; Исаия 8:14; 1 Петра 2:7,8; Исаия 6:9,10; Деяния 28:26,27.

 

7. Провидение Божие, распространяясь на все творение в целом, наиболее особенным образом заботится о Его Церкви, соделывая все к ее благу(27).

 

27) 1 Тимофею 4:10; Амос 9:8,9; Римлянам 8:28; Исаия 43:3-5,14

 

Глава 9. О свободной воле

 

1. Бог наделил человека природной свободой, воля не принуждаема, не определена в связи с какой-либо природной необходимостью делать добро или зло(1).

 

1) Матфея 17:12; Иакова 1:14; Второзаконие 30:19.

 

2. Человек в своем изначальном состоянии невинности имел свободу и силу воли желать и делать доброе и угодное Богу(2); но свобода не была дана постоянно и неизменно, человек мог отпасть от нее(3).

 

2) Екклесиаст 7:29; Бытие 1:26.

3) Бытие 2:16,17; Бытие 3:6.

 

3. По причине грехопадения человек полностью утратил всякую способность воли к духовному добру, сопутствующему спасение(4). Поэтому человек по своей природе, будучи всецело отвращен от добра(5), мертвый во грехах(6) — не способен своими собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к этому изменению(7).

 

4) Римлянам 5:6; Римлянам 8:7; Иоанна 15:5.

5) Римлянам 3:10,12.

6) Ефесянам 2:1,5; Колоссянам 2:13.

7) Иоанна 6:44,65; Ефесянам 2:2-5; 1 Коринфянам 2:14; Титу 3:3-5.

 

4. Когда Бог изменяет грешника и приобщает его к благодатному состоянию, тогда человек освобождается от природных уз греха(8) и становится — по одной лишь благодати — способным по своей воле желать и делать добро духовное(9). Все же по причине остающейся в нем испорченности, он не делает добро совершенным образом; помимо желания добра у него сохраняется желание зла(10).

 

8) Колоссянам 1:13; Иоанна 8:34,36.

9) Филиппийцам 2:13; Римлянам 6:18,22.

10) Галатам 5:17; Римлянам 7:15,18,19,21,23.

 

5. Воля человека соделывается совершенно и неизменно свободной творить только добро лишь в состоянии славы(11).

 

11) Ефесянам 4:13; Евреям 12:23; 1 Иоанна 3:2; Иуда 24.

 

Глава 11. Об оправдании

 

1. Тем, кого Бог действенно призвал, Он также дарует оправдание(1); не посредством вселения в них праведности, но прощая их грехи, и считая их праведными и принимая как таковых; не из-за чего-либо ими или в них соделанного, но единственно ради Христа; не по вменению им в праведность самой веры или дел веры, или какого-либо другого послушания Евангелию, но по вменеию им послушания Христова, и потому, что они искуплены Им(2); и потому, что они принимают Его и находят опору в Нем и в Его праведности верою, которая исходит не от них самих, ибо это дар Божий(3).

 

1) Римлянам 8:30; Римлянам 3:24.

2) Римлянам 4:5-8; 2 Коринфянам 5:19,21; Римлянам 3:22,24,25,27,28; Титу 3:5,7; Ефесянам 1:7; Иеремия 23:6; 1 Коринфянам 1:30,31; Римлянам 5:17-19.

3) Деяния 10:43; Галатам 2:16; Филиппийцам 3:9; Деяния 13:38,39; Ефесянам 2:7,8.

 

2. Вера, принимающая праведность Христа и находящая в Нем опору, есть единственное средство оправдания(4); однако она не одна пребывает в оправданном человеке, но всегда сопровождается всеми другими спасительными дарами, и это не мертвая вера, но действует любовью(5).

 

4) Иоанна 1:12; Римлянам 3:28; Римлянам 5:1.

5) Иакова 2:17,22,26; Галатам 5:6.

 

3. Христос Своим послушанием и смертью полностью оплатил долги всех тех, которые таким образом оправданы, принеся за них должное, истинное и полное удовлетворение справедливости Своего Отца(6). Но поскольку Он был отдан Отцом за них(7), и Его послушание и искупление были приняты вместо их послушания и искупления(8), будучи дарованы им, а не даны по причине чего-либо имеющегося в них, поскольку оправдание есть исключительно дарованная благодать(9); дабы через оправдание грешников могли быть прославлены совершенная справедливость и обильная благодать Божия(10).

 

6) Римлянам 5:8-10,19; 1 Тимофею 2:5,6; Евреям 10:10,14; Даниила 9:24,26; Исаия 53:4-6,10-12.

7) Римлянам 8:32.

8) 2 Коринфянам 5:21; Матфея 3:17; Ефесянам 5:2.

9) Римлянам 3:24; Ефесянам 1:7.

10) Римлянам 3:26; Ефесянам 2:7.

 

4. Бог от вечности определил оправдать всех избранных(11); Христос — в полноте времени — умер за их грехи и воскрес для их оправдания(12); вместе с тем они не оправданы до тех пор, пока Святой Дух в должное время в действительности не приложит их ко Христу(13).

 

11) Галатам 3:8; 1 Петра 1:1,2,19,20; Римлянам 8:30.

12) Галатам 4:4; 1 Тимофею 2:6; Римлянам 4:25.

13) Колоссянам 1:21,22; Галатам 2:16; Титу 3:3-7.

 

5. Бог продолжает прощать грехи оправданных(14). И хотя они никогда не смогут отпасть от состояния оправдания(15), все же по причине своих грехов они могут впасть в отеческую Божию немилость и не иметь возможности пребывать в свете Его вновь обращенного к ним лика, пока не смирятся, не исповедают свои грехи, не испросят прощения за них и не возобновят свою веру и покаяние(16).

 

14) Матфея 6:12; 1 Иоанна 1:7,9; 1 Иоанна 2:1,2.

15) Луки 22:32; Иоанна 10:28; Евреям 10:14.

16) Псалом 88:32-34; Псалом 50:9-14; Псалом 31:5; Матфея 26:75; 1 Коринфянам 11:30,32; Луки 1:20.

 

6. Оправдание верующих во времена Ветхого Завета было тем же самым во всех отношениях, что и оправдание верующих во время Нового Завета(17).

 

17) Галатам 3:9,13,14; Римлянам 4:22-24; Евреям 13:8.

 

Глава 12. Об усыновлении

 

1. Всех оправдываемых Бог соизволяет в Своем единственном Сыне Иисусе Христе, и это ради Сына, соделывать участниками благодати усыновления(1); через это они принимаются в число детей Божиих и наслаждаются свободами и преимуществами таковых(2); на них распространяется Его имя(3), они получают Духа усыновления(4), с дерзновением имеют доступ к престолу благодати(5) и им дано взывать: Авва, Отче(6). Он милосердствует к ним(7), защищает их(8), печется о них(9), наказывает их, как заботливый отец(10), и никогда не отвергает их(11), запечатлевая их в день искупления(12). Они наследуют обетования(13), как наследники вечного спасения(14).

 

1) Ефесянам 1:5.

2) Галатам 4:4,5; Римлянам 8:17; Иоанна 1:12.

3) Иеремия 14:9; 2 Коринфянам 6:18; Откровение 3:12.

4) Римлянам 8:15.

5) Ефесянам 3:12; Римлянам 5:2.

6) Галатам 4:6.

7) Псалом 102:13.

8) Притчи 14:26.

9) Матфея 6:30,32.

10) Евреям 12:6.

11) Плач Иеремии 3:31.

12) Ефесянам 4:30.

13) Евреям 6:12.

14) 1 Петра 1:3,4; Евреям 1:14.

 

Глава 13. Об освящении

 

1. Действенно призванные и возрожденные, имеющие сотворенные в них новое сердце и новый дух, получают за тем освящение — истинное и личное, благодаря смерти и воскресению Христа(1), Его Словом и Духом, пребывающими в них(2); господство греха, всецело владевшего ими, разрушается(3), остающиеся похоти все более и более ослабевают и умерщвляются(4), и освящаемые все более и более оживают и укрепляются во всех спасительных милостях(5) к соблюдению себя в истинной святости, без которой никто не увидит Господа(6).

 

1) 1 Коринфянам 6:11; Деяния 20:32; Филиппийцам 3:10; Римлянам 6:5,6.

2) Иоанна 17:17; Ефесянам 5:26; 2 Фесалоникийчам 2:13.

3) Римлянам 6:6,14.

4) Галатам 5:24; Римлянам 8:13.

5) Колоссянам 1:11; Ефесянам 3:16-19.

6) 2 Коринфянам 7:1; Евреям 12:14.

 

2. Это освящение, охватывающее человека в целом(7), все же в земной жизни не есть освящение совершенное: некоторые остатки порочности все еще пребывают в каждой из сторон человеческой личности(8), откуда возникает постоянная и непримиримая война — плоть желает противного Духу, а Дух — противного плоти(9).

 

7) 1 Фессалоникийцам 5:23.

8) 1 Иоанна 1:10; Римлянам 7:18,23; Филиппийцам 3:12.

9) Галатам 5:17; 1 Петра 2:11.

 

3. В этой войне остающаяся порочность временно может значительно довлеть(10), все же через постоянный поток силы от освящающего Духа Христа возрожденная часть побеждает(11); — так святые возрастают в благодати(12), совершенствуя святость в страхе Божием(13).

 

10) Римлянам 7:23.

11) Римлянам 6:14;1 Иоанна 5:4; Ефесянам 4:15,16.

12) 2 Петра 3:18; 2 Коринфянам 3:18.

13) 2 Коринфянам 7:1.

 

Глава 16. О добрых делах

 

1. Делами добрыми являются только те дела, которые Бог заповедал в Своем Святом Слове(1). Таковыми не являются дела, не имеющие подтверждения в Слове, придуманные человеком в слепом рвении или совершенные под предлогом хороших намерений(2).

 

1) Михея 6:8; Римлянам 12:2; Евреям 13:21.

2) Матфея 15:9; Исаия 29:13; 1 Петра 1:18; Римлянам 10:2; Иоанна 16:2; 1 Царств 15:21-23.

 

2. Добрые дела, совершаемые в послушании заповедям Божиим, есть плоды и свидетельства истинной и живой веры(3). Верующие проявляют ими свою благодарность(4), укрепляют уверенность в спасении(5), назидают своих братьев(6), украшают исповедание Евангелия(7), заграждают уста противникам(8) и прославляют Бога(9), ибо они есть Его творение и созданы на добрые дела во Христе Иисусе(10) с тем, чтобы, имея плод святости, они могли иметь и жизнь вечную(11).

 

3) Иакова 2:18,22.

4) Псалом 115:3,4; 1 Петра 2:9.

5) 1 Иоанна 2:3,5; 2 Петра 1:5-10.

6) 2 Коринфянам 9:2; Матфея 5:16.

7) Титу 2:5,9-12; 1 Тимофею 6:1.

8) 1 Петра 2:15.

9) 1 Петра 2:12; Филиппийцам 1:11; Иоанна 15:8.

10) Ефесянам 2:10.

11) Римлянам 6:22.

 

3. Способность верующих творить добрые дела исходит не от них самих, но всецело от Духа Христова(12). И чтобы они могли быть способными к этому, необходимо, наряду с полученными ранее дарами, действенное влияние Святого Духа, соделывающего в них волю желать и делать то, что Ему угодно(13). Однако верующим нельзя становиться нерадивыми под предлогом, будто они не обязаны исполнять свой долг до тех пор, пока не получат особого побуждения от Духа. Напротив, им следует со старанием возгревать пребывающую в них благодать Божию(14).

 

12) Иоанна 15:4,5; Иезекииль 36:26,27.

13) Филиппийцам 2:13; Филиппийцам 4:13; 2 Коринфянам 3:5.

14) Филиппийцам 2:12; Евреям 6:11,12; 2 Петра 1:3,5,10,11; Исаия 64:7; 2 Тимофею 1:6; Деяния 26:6,7; Иуда 20,21.

 

4. Те, кто в своем послушании достигают величайших высот, возможных в этой жизни, все же слишком далеки от того, чтобы превзойти и сделать больше, чем требует Бог, ибо они не могут достичь даже того, что они обязаны делать по долгу(15).

 

15) Луки 17:10; Неемия 13:22; Иов 9:2,3; Галатам 5:17.

 

5. Нашими самыми лучшими делами мы не можем заслужить у Бога прощение грехов или вечную жизнь по причине огромного несоответствия между ними и грядущей славой, бесконечного расстояния между нами и Богом. Делами мы не можем ни принести пользу Ему, ни удовлетворить Его за наши прошлые грехи(16). Исполняя все, что мы можем сделать, мы исполняем лишь долг наш, как ничего не значащие рабы(17). И сами дела являются добрыми только потому, что исходят от Его Духа(18). Но поскольку эти дела сотворены нами, они загрязнены и смешаны с такой слабостью и несовершенством, что не могут вынести сурового суда Божия(19).

 

16) Римлянам 3:20; Римлянам 4:2,4,6; Ефесянам 2:8,9; Титу 3:5-7; Римлянам 8:18; Псалом 15:2; Иов 22:2,3; Иов 35:7,8.

17) Луки 17:10.

18) Галатам 5:22,23.

19) Исаия 64:6; Галатам 5:17; Римлянам 7:15,18; Псалом 142:2; Псалом 129:3.

 

6. Несмотря на это, принимая верующих во Христе, Бог принимает в Нем и добрые дела их(20), — не потому, что они сделаны в этой жизни безукоризненно и безупречно пред очами Его(21), а потому, что Он взирает на них в Сыне Своем, изволяет принимать и награждать то, что в них искренно, хотя и сопровождается немалой слабостью и несовершенством(22).

 

20) Ефесянам 1:6; 1 Петра 2:5; Исход 18:38; Бытие 4:4; Евреям 11:4.

21) Иов 9:20; Псалом 142:2.

22) Евреям 13:20,21; 2 Коринфянам 8:12; Евреям 6:10; Матфея 25:21,23.

 

7. Дела не возрожденных людей, хотя бы и являлись по своей природе теми делами, которые требует Бог, и приносили пользу им самим и другим(23), все же — поскольку они не исходят из сердца, очищенного верой(24), не совершаются должным образом по Слову Божию(25) и не имеют праведной цели прославить Бога(26), — являются греховными, не могут угодить Богу и не делают человека пригодным к получению благодати(27). Однако, пренебрежение этими делами еще более греховно и неугодно Богу(28).

 

23) 4 Царств 10:30,31; 3 Царств 21:27,29; Филиппийцам 1:15,16,18.

24) Бытие 4:5; Евреям 11:4,6.

25) 1 Коринфянам 13:3; Исаия 1:12.

26) Матфея 6:2,5,16.

27) Аггей 2:14; Титу 1:15; Амос 5:21,22; Осия 1:4; Римлянам 9:16; Титу 3:5.

28) Псалом 13:4; Псалом 35:4; Иов 21:14,15; Матфея 25:41-43,45; Матфея 23:23.

 

Глава 19. О законе Божием

 

1. Бог дал Адаму закон (завет труда), которым Он обязал его и всех потомков к личному, полному, совершенному и постоянному послушанию, обещая жизнь вечную за его выполнение и грозя смертью за его нарушение. Бог наделил Адама силою и способностью исполнять закон(1).

 

1) Бытие 1:26,27; Бытие 2:27; Римлянам 2:14,15; Римлянам 10:5; Римлянам 5:12,19; Галатам 3:10,12; Екклесиаст 7:29; Иов 28:28.

 

2. После грехопадения Адама этот закон продолжал оставаться совершенным правилом праведности; именно он был дан Богом на горе Синай в десяти заповедях, записанных на двух скрижалях(2). Первые четыре заповеди касались нашего долга по отношению к Богу, остальные шесть заповедей — нашего долга по отношению к людям(3).

 

2) Иаков 1:25; Иакова 2:8,10-12; Римлянам 13:8,9; Второзаконие 5:32; Второзаконие 10:4; Исход 34:1.

3) Матфея 22:37-40.

 

3. Помимо этого закона, обычно называемого нравственным, Богу было угодно дать народу Израиля, как незрелой и несовершенной Церкви, обрядовые законы, содержащие различные виды установлений; часть из них касалась богослужения, имевшего изображение прообраза Христа, Его благодати, деяний, страданий и благ(4), часть касалась наставлений относительно нравственных обязанностей5. Со времени Нового Завета все обрядовые законы отменены(6).

 

4) Евреям 9; Евреям 10:1; Галатам 4:1-3; Колоссянам 2:17.

5) 1 Коринфянам 5:7; 2 Коринфянам 6:17; Иуда 23.

6) Колоссянам 2:14,16,17; Даниил 9:27; Ефесянам 2:15,16.

 

4. Обществу Израиля Бог также дал разнообразные судебные законы, которые потеряли силу вместе с исчезновением государства того народа. Теперь нет обязанности кому-либо их исполнять более, чем того требует обычная справедливость(7).

 

7) Исход 21; Исход 22:1-29; Бытие 49:10; 1 Петра 2:13,14; Матфея 5:17,38,39; 1 Коринфянам 9:8-10.

 

5. Нравственный закон навечно обязывает всех, как оправданных, так и всех прочих, подчиняться ему(8), не только потому, что таковы его сущность и содержание, но и потому, что мы должны подчиняться власти Бога-Творца, Который дал его(9). Христос в Евангелии никоим образом не отменяет закон, но утверждает его(10).

 

8) Римлянам 13:8-10; Ефесянам 6:2; 1 Иоанна 2:3,4,7,8.

9) Иакова 2:10,11.

10) Матфея 5:17-19; Иакова 2:8; Римлянам 3:31.

 

6. Хотя истинно верующие не находятся под законом как заветом труда, которым они были бы оправданы или подверглись осуждению(11), все же он представляет для них огромную пользу, как и для остальных людей; будучи правилом жизни, указывая им волю Божию и их обязанности, закон направляет и обязывает их поступать соответствующим образом(12); также открывает греховную испорченность их природы, сердца и жизни(13) для того, чтобы, проверяя им самих себя, они могли полностью убедиться в этом, смириться и возненавидеть грех(14); и одновременно более ясно увидеть свою потребность во Христе и в совершенном Его послушании(15). Закон также представляет пользу для возрожденных потому, что помогает удерживаться от греха, ибо он запрещает грех(16), а его предупреждения показывают, что заслуживают они за грехи и какие страдания в своей жизни они могут претерпевать за них, хотя и пребывают свободными от проклятий, которые несет закон(17). Равным образом, обетования закона показывают им одобрение Богом послушания и те благословения, на которые они могут надеяться, выполняя его(18); вместе с тем, благословения идут к ним не от закона, как завета труда(19), и то, что человек делает добрые дела и удерживается от зла, поскольку закон побуждает к одному и отвращает от другого, — не является свидетельством того, что человек находится под законом, а не под благодатью(20).

 

11) Римлянам 6:14; Галатам 2:16; Галатам 3:13; Галатам 4:4,5; Деяния 13:39; Римлянам 8:1.

12) Римлянам 7:12,22,25; Псалом 118:4-6; 1 Коринфянам 7:19; Галатам 5:14,16,18-23.

13) Римлянам 7:7; Римлянам 3:20.

14) Иакова 1:23-25; Римлянам 7:9,14,24.

15) Галатам 3:24; Римлянам 7:24,25; Римлянам 8:3,4.

16) Иакова 2:114 Псалом 118:101,104,128.

17) Ездра 9:13,14; Псалом 88:31-35.

18) Левит 26:1-14; 2 Коринфянам 6:16; Ефесянам 6:2,3; Псалом 36:114 Матфея 5:5; Псалом 18:12.

19) Галатам 2:16; Луки 17:10.

20) Римлянам 6:12,14; 1 Петра 3:8-12; Псалом 33:13-17; Евреям 12:28,29.

 

7. Вышеуказанные назначения закона не являются противоположными благодати Евангелия, но гармонично подчиняются ей(21). Дух Христов, смиряющий волю человека, дает ей способность исполнять свободно и радостно то, что требует воля Божия, явленная в законе(22).

 

21) Галатам 3:21.

22) Иезекииль 36:27; Евреям 8:10; Иеремия 31:33.

 

Глава 24. О браке и разводе

 

1. Брак установлен между одним мужчиной и одной женщиной: незаконно ни для мужчины иметь одновременно более чем одну жену, ни для женщины иметь одновременно более чем одного мужа(1).

 

1) Бытие 2:24; Матфея 19:5,6; Притчи 2:17.

 

2. Брак предназначен для взаимной помощи мужа и жены(2), увеличения человечества через законное потомство, роста святого семени Церкви(3) и для предупреждения нечистоты(4).

 

2) Бытие 2:18.

3) Малахия 2:15.

4) 1 Коринфянам 7:2,9.

 

3. Сочетаться браком является законным для всех людей, которые способны к суждению в отношении своего согласия(5). Все же для христиан существует долг сочетаться браком только в Господе(6): все те, кто исповедует истинную Реформатскую веру, не должны связывать себя брачными узами с неверующими, папистами или другими идолопоклонниками; также не следует праведным преклоняться под чужое ярмо с неверными, сочетаясь браком с теми, кто известен своей порочностью или поддерживает проклятые ереси(7).

 

5) Евреям 13:4; 1 Тимофею 4:3; 1 Коринфянам 7:36-38; Бытие 24:57-58.

6) 1 Коринфянам 7:39.

7) Бытие 34:14; Исход 34:16; Второзаконие 7:3,4; 3 Царств 11:4; Неемия 13:25-27; Малахия 2:11,12.

 

4. Брак не может быть хотя бы в малейшей степени кровнородственным или близкородственным, согласно запрету Слова Божия(8). Не может такой кровосмесительный брак сделаться законным ни по какому-либо человеческому закону, ни по взаимному согласию, так чтобы эти люди жили как муж и жена(9). Мужчина не может жениться на каких-либо родственницах своей жены ближе по крови, чем это позволено ему в отношении своих родственниц; также женщина не может выходить замуж за родственника мужа, находящегося ближе по крови, чем это разрешено ей в отношении своих родственников(10).

 

8) Левит 18; 1 Коринфянам 5:1; Амос 2:7.

9) Марка 6:18; Левит 18:24-28.

10) Левит 20:19-21.

 

5. Измена (прелюбодеяние), совершенная после помолвки и обнаруженная перед бракосочетанием, дает законное основание невинной стороне расторгнуть помолвку(11). В случае измены после бракосочетания невиновная сторона может законно требовать развода(12), и после развода вновь вступать в брак, как в случае смерти супруга или супруги(13).

 

11) Матфея 1:18-20.

12) Матфея 5:31,32.

13) Матфея 19:9; Римлянам 7:2,3.

 

6. Хотя греховность человека такова, что он готов рассматривать доводы к расторжению брака, не должно разводить тех, кого Бог соединил в браке; поэтому ничто, кроме случая супружеской неверности или такого намеренного оставления семьи, которое уже никоим образом не может быть исправлено ни Церковью, ни гражданской властью, не является достаточным основанием для расторжения брачных уз(14). Расторжение брака должно проходить гласно и законным образом. Не позволительно оставлять такие случаи на усмотрение и волю самих супругов(15).

 

14) Матфея 19:8,9; 1 Коринфянам 7:15; Матфея 19:6.

15) Второзаконие 24:1-4.

 

Глава 25. О Церкви

 

1. Вселенская (или всеобщая) Церковь, будучи невидимой, состоит из полного числа избранных — всех тех, кто был, есть и будет собран воедино под Христом, своим Главой, и является Его невестой, Его телом и полнотой Того, Кто наполняет все во всем(1).

 

1) Ефесянам 1:10,22,23; Ефесянам 5:23,27,32; Колоссянам 1:18.

 

2. Видимая церковь, которая также является вселенской (или всеобщей), во время Евангелия несводимая к одной нации, как во времена закона, состоит из всех живущих на земле верующих, которые исповедуют истинную веру(2), а также их детей(3), и является Царством Господа Иисуса Христа(4), обителью и семьею Божией(5); вне Церкви нет обычной возможности спасения(6).

 

2) 1 Коринфянам 1:2; 1 Коринфянам 12:12,13; Псалом 2:8; Откровение 7:9; Римлянам 15:9-12.

3) 1 Коринфянам 7:14; Деяния 2:39; Иезекииль 16:20,21; Римлянам 11:16; Бытие 3:15; Бытие 17:7.

4) Матфея 13:47; Исаия 9:7.

5) Ефесянам 2:19; Ефесянам 3:15.

6) Деяния 2:47.

 

3. Этой всеобщей видимой Церкви Христос дал служителей, непреложные истины и установления Божии — для собрания и совершенствования святых во время их земной жизни; так будет до скончания веков; и Своим собственным присутствием и Своим Духом, согласно Его обетованию, делает их способными к этому совершенствованию(7).

 

7) 1 Коринфянам 12:28; Ефесянам 4:11-13; Матфея 28:19,20; Исаия 59:21.

 

4. В разные времена Вселенская Церковь была более или менее видимой(8). Отдельные церкви, входящие в нее, различаются по чистоте, смотря по тому, чему учит та или иная церковь, как полно объемлет Евангелие, как совершаются Таинства, и как свято проводится богослужение(9).

 

8) Римлянам 11:3,4; Откровение 12:6,14.

9) Откровение 2 и 3; 1 Коринфянам 5:6,7.

 

5. Самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам(10), и некоторые из них настолько пали, что совсем перестали быть Христовыми церквами, но превратились в синагоги сатаны(11). Тем не менее, на земле всегда будет стоять истинная Церковь, чтобы поклоняться Богу в согласии с Его волей(12).

 

10) 1 Коринфянам 13:12; Матфея 13:24-30,47.

11) Откровение 18:2; Римлянам 11:18-22.

12) Матфея 16:18; Псалом 71:17; Псалом 101:29; Матфея 28:19,20.

 

6. Нет другого Главы Церкви кроме Господа Иисуса Христа(13); ни в каком смысле им не может быть Па







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.