Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Устройство и структура церковного управления.





Устройство и структура церковного управления.

Иерархия церкви.

 

A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The Requirements for

PTH 511 История Восточного христианства

Professor: Владимир Франчук

Evangel Theological Seminary

31.01. 2003

 

 

by:

Dementeva Lena


План-конспект.

1. Вступление. Предпосылки к созданию иерархии Церкви……………3

2. Разделение в епископате.........................…………………………………5

3. Управление церковью на Востоке. Иерархические должности…..….6

4. Неиерархические церковные должности………………………………10

5. Избирание и посвящение духовных лиц………………………..………11

6. Положение клира в первые века………………………………………...13

7. Устройство Русской церкви. Церковное управление………......16

8. Попытки к избранию митрополитов из русских………………………17

9. Зависимость киевских митрополитов от патриарха………………….19

Взаимные отношения между властями церковной и гражданской,

значение иерархии в делах гражданских………………………...... 20

11. Первые епархии в России………………………………………………22

12. Отношения епископов к митрополиту, порядок их из­брания и

отношения их к своим князьям……………………………………….23

13. Заключение………………………………………………………………26

14. Библиография……………………………………………………………29


Вступление. Предпосылки к созданию иерархии Церкви.

Жизнь Церкви можно рассматривать на двух уровнях: как живой организм, слитый в Тело Христово посредством Святого Духа, а также как преходящую видимую человеческую организацию. Первое – конечная цель, второе – средство для достижения этой цели.

Создать Церковь как организацию предстояло апостолам под руководством Святого Духа. Любой организацией нужно управлять, и по мере ее роста происходит разделение обязанностей.

Христос положил начало созданию церковной организации: Он избрал 12 апостолов, которые впоследствии стали руководителями Церкви. Под руководством Святого Духа они взяли на себя инициативу по разделению обязанностей. Это ни в коем случае не подразумевает иерархию в форме пирамиды, которая появилась в Римской католической церкви. Служители рукополагались апостолами и должны были обладать духовными качествами, в том числе опираться на Духа Святого. Принятие служения в первоапостольской церкви предполагало внутренний зов Духа и внешний призыв – демократические выборы в поместной церкви, а также рукоположение апостолами. Не предполагалось, что в Церкви образуется какой-то особый клан священников, которые были бы посредниками людей в спасении, поскольку как служители, так и члены Церкви считались духовными священниками и имели прямой доступ к Богу через Христа (Еф.2:18).

По мнению Э.Кернса[1], существует два вида служителей Церкви.

1. Харизматические служители – это те, кто избран Христом и наделен особыми духовными дарами. Их задача – вдохновлять Церковь, наставлять на истинное Евангелие. Павел выделяет пять видов харизматических служителей: апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя.

2. Административные служители – это те люди, которые занимались главным образом управлением церкви, хотя после смерти апостолов пресвитеры взяли на себя и многие духовные обязанности. Эти служители избирались конгрегацией, собранием церкви, после молитвы к Духу Святому о руководстве, и назначались апостолами.

Отличие харизматических служителей от административных заключалось в том, что первые назначались Богом, а не человеком, а вторые – избирались Церковью с согласия ее членов демократическим способом. Апостолы изучали их личные качества, а затем, после выборов на собрании, назначали на служение. В отличие от апостолов и других духовных служителей, эти люди осуществляли управление поместной церковью или конгрегацией, но не Церковью Христа в целом.

Наивысшим в поместной церкви был пост епископа или пресвитера. Некоторые считают, что в церкви была трехступенчатая организация, и утверждают, что слова «старейшина» и «епископ» не являются синонимами, а представляют разные службы пресвитерата и епископата. Новый Завет, однако, вполне ясно указывает, что эти люди занимались одним и тем же служением.(Деян.20:17; Фил.1:1 и Тит.1:5-7). Монархические епископы (старшие епископы) появились лишь к концу апостольского времени во II веке.

Требования, предъявляемые к епископу, ясно указаны в НЗ по меньшей мере дважды (1 Тим. 3:1-7; Тит.1:9). Епископами должны быть люди с хорошей репутацией. Одной из главных задач епископов было, по-видимому, публичное служение, а также должное управление церковью и поддержание в ней дисциплины.

Диаконы занимали подчиненное положение, но им надлежало отвечать тем же строгим требованиям (Деян. 6:3; 1 Тим. 3:8-13). Процедура демократических выборов исходила от апостолов в Иерусалиме (Деян.6:3-5). Диаконы отвечали за благотворительную деятельность церкви. Позже они стали помогать старейшинам в совершении заповеди причащения.

По всей видимости, во времена апостолов к этому служению допускались и женщины. Павел упоминал о диаконисе Фиве (Рим.16:1).

К концу І века было завершено формирование института служителей в церкви, установлены требования к ним и уточнены их обязанности. Благодаря сочинениям апостолов и усовершенствованию церковной организации христианство в конце І века и в начале ІІ века быстро росло.

Разделение в епископате.

Однако уже во ІІ веке историческое положение Римской империи привело к тому, что произошло разделение в епископате, вследствие которого одни церкви возвысились над другими. Значительно возрос престиж Римского епископа, так как некоторые другие епископы утратили свой авторитет по многим причинам: после разрушения Иерусалима в 135 году епископ Иерусалимской церкви перестал быть равным епископу Римскому. Епископ в Ефесе потерял свой авторитет, когда произошел раскол с монтанистами в церкви Азии. К тому же Рим был связан со многими событиями периода апостолов: Петр и Павел претерпели за веру в этом городе. Церковь в Риме испытала сильнейшие гонения во времена Нерона в 64 году. К 100 году Римская церковь была самая преуспевающая и процветающая. Исторический престиж Рима как столицы империи привел к естественному возвышению этой церкви, она получила репутацию непогрешимой в борьбе против ересей. Петр, избранный Христом и являющийся, по мнению католиков, основателем Римской церкви, стал почитаться как особый апостол, который лично получил главенство от Христа. Все эти факты привели к тому, что общее признание получило учение об апостольской преемственности, которая связывала каждого епископа непрерывной последовательностью со Христом. В каждой церкви из служителей выделялся один человек как старший епископ. Римского епископа начали признавать первым среди равных благодаря традиции, связанной с его престолом. Это первенство позже вылилось в превосходство Римского епископа, ставшего папой Римским. Идей об апостольской преемственности как гарантии единства и как способе избежать раскола, была развита Климентом, Игнатием и Иринеем.

После попыток разработать символ веры, объединяющая роль епископа еще более усилилась. Утверждение высокого положения старшего епископа, власть которого, как полагали, основывалась на апостольской преемственности, привело к тому, что его стали рассматривать как хранителя истины и распределителя благодати Божьей через таинства. То, что причастие начали считать жертвой Богу, придало еще большую святость епископу, ибо причащаться мог только он, а не рядовые христиане.

Первые епархии в России.

Церковная жизнь, однако, во многих отношениях и сама не могла не подвергаться влиянию удельного строя государства. Удельное деление Руси прежде всего отразилось на епархиальном делении. Первое разделение Русской церкви на епархии, как мы видели, было произведено в 992 году митрополитом Леонтием. Всех епархий, устроенных то­гда, летопись перечисляет шесть: в Киеве, Новгороде, Черниго­ве, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде, но прибавляет к этому перечню, что тогда же поставлены были епископы и в другие города, может быть — в Тмутаракань, Туров и Полоцк, где сидели князьями дети Владимира. В течение последующего времени до половины XII в. открылось еще несколько епархий, так что всех стало 15, сверх митрополичьей Киевской: Новго­родская, Ростовская, Владимирская на Волыни, Белогородская, Черниговская, Юрьевская, Переяславская, Холмская, Полоцкая, Туровская, Смоленская, Перемышльская, Галицкая, Рязанская и Владимирская на Клязьме. Границы их близко совпадали с гра­ницами соответствующих им удельных княжеств. Вследствии религиозного строя древнего общества всякий общественный со­юз сосредоточивался, обыкновенно, около какой-нибудь святыни, храма и являлся, смотря по величине, в форме или прихода, или епархии. Новый удел, выделившись из старого, стремился сде­латься самостоятельным и в церковном отношении, завести у се­бя особую епархию, потому что гражданская самостоятельность.

С падением удела уничтожалась и епархия; например, в конце XI в. после разорения половцами Тмутаракани пала и тамошняя епархия. Возвышение земли возвышало и ее епархию; в 1165 г. богатый Новгород выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепис­копа — тогда еще первый и единственный на Руси. Далее, как ни крепко было единство Русской церкви и как ни заботилась она о том, чтобы сохранить это единство, обычное стремление каждого удела к самостоятельности, к меньшей зависимости от Киева и к жизни особняком нередко отражалось и на церковных отношениях епархиальных епископов к митрополиту и стесняло его законные права и полномочия.

12. Отношения епископов к митрополиту, порядок их из­брания и отношения их к своим князьям.

Зависимость епископов от митрополита была невелика, ограничиваясь по­чти одним только их поставлением на епархии. Делами своей епархии каждый из них управлял вполне самостоятельно, при помощи своих наместников из почетных духовных лиц, своего "клироса" или соборных священников, составлявших при нем постоянный кафедральный совет, и светских десятильников по разным епархиальным округам, заведовавших главным образом архиерейскими сборами с округов. Митрополит вмешивался в их дела весьма редко, только в особых случаях и по каким-нибудь жалобам. Но для удельных земель тяжела казалась и такая за­висимость, хоть и немного, но все-таки тянувшая их к Киеву, в подчинение не одному митрополиту, но также и киевскому ве­ликому князю, и они старались по возможности ее ослаблять. Как великие князья стремились к ограничению власти патри­арха в избрании митрополитов, так, в свою очередь, удельные князья и жители уделов стремились ограничить власть митропо­лита в назначении своих епископов. В XII в. вошло уже в общий обычай ставить епископов не иначе, как по избранию удельных князей и народа. В 1183 г. Всеволод III не принял назначенного в Ростов епископа Николая Грека, потому что митр. Никифор при назначении его не испросил согласия князя и народа. Ле­тописец выразительно заметил по этому поводу: "Несть бо до­стойно наскакати на святительский сан, но егоже Бог позовет, князь восхощет и людие".

Известный нам Нифонт был последним владыкою, при­сланным из Киева; его преемник Аркадий был избран уже на вече. В этих выборах обыкновенно участвовали князь, духовен­ство, софияне (лица, принадлежавшие к ведомству Софийского собора и владычней кафедры) и народ. В случае несогласия из­бирателей прибегали к жребию; для этого жребии избираемых клали на престол святой Софии и посылали вынимать их слепца или младенца; первый вынутый жребий обозначал избранника святой Софии. Избранного владыку посылали в Киев для по­священия. В исправление должности он вводился, впрочем, до посвящения, и в качестве нареченного владыки управлял всеми делами епархии, иногда года по два и больше. Выбор во владыки падал всегда на своего новгородца, тогда как в других местах князья принимали к себе в епископы и чужих людей, которых по­чему-нибудь успевали заприметить во время своих переходов по уделам. К особенностям Новгорода относится и то, что владык выбирали здесь не из одних иноков, но и из белого духовенства

(владыки Илия и Гавриил).

Воля князя или народа могла быть причиною изгнания епис­копов, и даже без церковного суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в господские праздники. В 1159 г. ростовцы вы­гнали епископа Леона за то, что он "грабил (отягощал поборами) попов". В 1168 году Святослав Черниговский изгнал епископа Антония Грека. В Новгороде владык изгоняло вече. Особенно непрочно было здесь положение владык, выбранных по влиянию только одного князя, без согласия веча. В 1211 году новгородцы свергнули владыку Митрофана, избранного князем Всеволодом Владимирским и его партией, а на его место, с согласия кня­зя Мстислава Удалого, выбрали хутынского монаха Антония. Но по уходе Мстислава опять усилилась владимирская партия и провозгласила владыкой опять Митрофана. Антоний не уступал своего места, и новгородцы теперь только вспомнили о суде ми­трополита, которому и предоставили сделать выбор между дво­ими владыками. Митрополит оставил в Новгороде первого по времени Митрофана, а Антонию дал другую епархию. В 1228 году во время святительства владыки Арсения, по случаю дол­гой дождливой осени, вече решило: "Это из-за Арсения стоит у нас так долго тепло" — и изгнало владыку из города.

До чего могло дойти влияние удельной розни на иерархию, поцерковного влияния южной стороны, как это было при ве­ликом князе Андрее Боголюбском, когда северо-восточная Русь усилилась, приобрела влияние на Киев и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был силь­нее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только ростовский епископ. И вот великий князь Ан­дрей отправил посла к патриарху Луке Хрисовергу с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита; у него был уже готов и кандидат на новую митрополию, его любимец Феодор. Патриарх отказал, ссылаясь на то, что разрывать единство русской митрополии будет противно канонам, и посвятил Феодора только в епископа. Великий князь отказался от своего же­лания, но гордый Феодор, разочаровавшись в надежде сделаться митрополитом, хотел по крайней мере освободиться от подчи­нения киевскому митрополиту (Константину), — ссылаясь на то, что получил посвящение от самого патриарха, он не поехал в Киев за благословением митрополита. Митрополит послал во Владимир грамоту с увещанием не признавать Феодора еписко­пом. Многие послушались этой грамоты; тогда Феодор пришел в такое раздражение, что совершенно обезумел, затворил во Вла­димире все церкви и принялся обирать, мучить и казнить своих противников. Князь Андрей за его жестокость наконец выдал его митрополиту, а митрополит Константин "обвинил его все­ми винами и велел отвезти на Песий остров, где ему урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи".

Таким образом церковь выдержала напор удельного влияния без потери своего единства. Само влияние общества на ее иерар­хию обратилось в ее же пользу, несмотря на несколько частных случаев, в которых страдал ее канонический порядок. Иерар­хия, вследствие своего выборного значения, получила народный характер, сделалась своей для общества и сама приобрела на не­го сильное влияние. В пределах своей епархии каждый епископ был первым и самым влиятельным человеком во всех граждан­ских делах, был так же нужен для удельной области, как князь. Новгородцы не могли себя и представить без владыки. С бла­гословения местного святителя делались все дела, так что он невольно втягивался во все местные земские интересы. Мы ви­дим его в челе* удельного посольства к князю с приглашением на княжеский стол; он же принимал вновь приехавшего князя

святитель был первым советником, внушал князю миролюбивое отношение к родичам и предстательствовал перед ним за благо удельного народонаселения. Особенно отличались своим земским значением новгородские владыки, в половине XII ве­ка бывшие всегда природными новгородцами. Городское вече и собиралось большей частью около святой Софии и владычного двора. Даже печальная судьба некоторых владык показывает, как тесно была связана жизнь новгородской иерархии с переме­нами в местной гражданской жизни.

Заключение.

Сознание единства всех христиан поддерживалось и укрепля­лось взаимным общением Церквей во главе со своими епископами. Особая связь соединяла материнские Церкви с основанными ими об­щинами. Их главы (с III в. — митрополиты) имели широкие права. Сознание церковного единства нашло формальное выражение на со­браниях епископов (синодах, соборах), известных нам со 2 в., где обсуждались важные для всех вопросы; с 250 г. стали более или менее регулярно проводиться поместные соборы, где собирались епископы соответствующих провинций империи. Растущее сознание главенства Римской Церкви и обязанность других Церквей согласовывать с ней свои действия постепенно стали силой особого рода и для сознания единства разных Церквей. С новой, огромной силой выразилось со­знание единства и одновременно связанные с этим сложности на Все­ленских (экуменических) соборах.

Между епископами велась оживленная переписка, которая собира­лась в более крупных Церквях специальными служителями. На­сколько важны были эти послания, мы видим на примере посланий Игнатия, Киприана или описаний мученичества, а позже — по посла­ниям Иеронима, Августина, Льва I. Александрийский епископ еже­годно рассылал пасхальное послание.

Несмотря на рост влияния высшей иерархии, не следует все же искать здесь сходства со средневековым клерикализмом. Вплоть до V и VI вв. епископ выбирался народом и священниками. Начиная с VI в., с появлением знати, т. е. земельной аристократии, право выбо­ра епископа было для общины ограничено. Одновременно возросло значение митрополитов при выборе епископов. То, что власть императора на Востоке и Западе проявлялась даже в прямом назначе­нии епископа, воспринималось как должное и ни в коей мере не от­носилось только к Константинополю.

Римские епископы как преемники Петра с ранних времен притязали на первенство в Римской Церкви. Вследствие особого положения христиан первых поколений эта пре­рогатива вначале редко оказывалась существенной. С другой сторо­ны, она встречала и сопротивление, преодолеть которое ей удалось несколько позднее, так что уже с ранних времен у нее было сознание своего превосход­ства.

Порядок избрания кандидатов на архиерейство на Руси уже к половине XII столетия характеризовался активным участием в этом деле мирян. В первые века христи­анства все элементы церкви участвовали в избрании еписко­пов. В послеконстантиновский период церковные правила сво­дят право выбора епископов к собору нескольких епископов под председательством митрополита. Но нигде соучастие в этом пресвитеров и мирян не только не исключается, а скорее подразумевается. И греческая практика данного момента дозво­ляла избранным гражданам принимать в этом деле значитель­ную долю участия, которая по традиции могла передаться и на Русь. Но в первое время крещения Руси, когда все земские силы еще не вжились в интересы церковной жизни, мирскими участниками в епископских выборах могли являться только князья. Но и их участие было по всей вероятности не непре­менным, потому что, напр., новгородцы до второй половины XII в. получали себе епископов из Киева по усмотрению епископата. Эта традиция действенна и сегодня.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Гонсалес, Хусто Л. История христианства. СПб, 2001, Т.1, 91-94.
  2. Знаменский П.В. История русской церкви. – М: КПП, 2000, с. 38-49. Карташов А.В.
  3. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. – М: Терра, 1997, Т. 1, с. 138, 186-187.
  4. Кернс, Эрле. Дорогами христианства. История церкви. – М: Протестант, 1992, с. 58-62.
  5. Лортц, Йозеф. История церкви. – М: Христианская Россия, 2000, Т. 2, с. 30-36.
  6. Локруа А., Дудко М. Книга о церкви. – М: Паломник, 2000, с. 113-116.
  7. Норт, Дж. История церкви. – М: Протестант, 1993.
  8. Санников С.В. Двадцать веков христианства. Первое тысячелетие. – Одесса – С.-Петербург: Богомыслие, Т. 1, с. 137-140
  9. Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.

 


[1] Эрле Кернс. Дорогами христианства. История церкви. – М: Протестант, 1992, с. 58-62

[2] Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.

[3] Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.

[4] Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.

Устройство и структура церковного управления.

Иерархия церкви.

 

A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The Requirements for

PTH 511 История Восточного христианства

Professor: Владимир Франчук

Evangel Theological Seminary

31.01. 2003

 

 

by:

Dementeva Lena


План-конспект.

1. Вступление. Предпосылки к созданию иерархии Церкви……………3

2. Разделение в епископате.........................…………………………………5

3. Управление церковью на Востоке. Иерархические должности…..….6

4. Неиерархические церковные должности………………………………10

5. Избирание и посвящение духовных лиц………………………..………11

6. Положение клира в первые века………………………………………...13

7. Устройство Русской церкви. Церковное управление………......16

8. Попытки к избранию митрополитов из русских………………………17

9. Зависимость киевских митрополитов от патриарха………………….19







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.