Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зависимость киевских митрополитов от патриарха.





Но сама возможность таких иерархических смут показывает, что Русской церкви еще рано было помышлять о своей независи­мости от церкви Греческой. Среди своей полуязыческой паствы и при неустойчивости гражданских основ удельного времени ей еще не на что было опереться внутри самой России. Митропо­лит, избранный дома и из своих людей, мог легко подвергаться разным случайностям княжеских счетов и усобиц, да и сам не мог возвыситься над этими счетами и усобицами — держаться в отношении к ним беспристрастно и независимо. Легко могло случиться и то, что враждующие между собой князья избрали бы для себя нескольких митрополитов в одно время, — тогда удельная рознь стала бы угрожать разделением самой Русской Церкви. С этой стороны иметь митрополитом человека посто­роннего, чуждого местным удельным счетам и вместе с тем не­зависимого от местной княжеской власти, до поры до времени было нужно пока не только для Русской церкви, но и для са­мого государства. Зависимость же митрополита от заграничной власти греческого патриарха была невелика и не могла быть большой помехой ни для его собственной церковно-правительственной деятельности, ни для самобытного развития местной церковной жизни. Греческая церковь не стремилась к порабоще­нию себе народов, как церковь Римская. Русский митрополит с самого начала был поставлен совершенно самостоятельным первосвятителем своей поместной церкви. Внутри своего ведомства он вершил все церковные дела самостоятельно или сам лично, или с собором местных епископов, которые ча­сто собирались около него в Киеве. Решения его признавались окончательными и переносились на суд патриарха чрезвычай­но редко, чему, кроме политической независимости России от Греции, способствовали даже самая отдаленность их одной от другой и разные неудобства частых сношений.

Взаимные отношения между властями церковной и гражданской, значение иерархии в делах гражданских.

Не тяжело и на первых порах даже полезно было иметь среди се­бя чужую иерархическую власть и для самого государства. Пра­вославная церковь не соблазнялась мирским владычеством, как Римская, хотя на Руси соблазн этот мог быть особенно для нее силен. Церковная иерархия явилась здесь в виде крепко спло­ченного общества более или менее образованных лиц, хорошо знакомых с политической мудростью своей тысячелетней импе­рии, воспитавшихся на началах вселенского римского права и при этом еще бывших подданными чужого сильного, по край­ней мере вполне развитого, государства; она сразу должна была приобрести здесь громадный авторитет не только духовный, но и политический. Как молодое государство, Русь до­бровольно устремилась под опеку церкви; князья, начиная с Вла­димира, сами призывали митрополитов и епископов к участию в своих государственных делах; на княжеских советах и съездах на первом месте после князей видим духовенство. Но, верная своим православным греко-восточным понятиям об отношении духовной власти к светской, русская иерархия не воспользова­лась выгодами своего положения для того, чтобы создать для себя в юном государстве самостоятельное церковно-политиче­ское могущество, как это делали в юных государствах Европы представители иерархии латинской, а напротив, употребляла все свое влияние на устроение самого же государства, на вос­питание и укрепление в нем слабой княжеской власти. Она при­несла на Русь неведомые еще здесь понятия о верховной власти, поставленной от Бога.

Важная задача духовенства в нашей истории — содействовать развитию верховной власти. Самое единство русской иерархии способствовало ему в выполнении этой задачи. Духовенство, стя­гивая все уделы к Киеву, где сидел общий русский митрополит, тем усиливало власть великого князя киевского. К той же цели направлялись и все политические назидания князьям лучших ие­рархов, всегда склонявших их к миру, единению и повиновению великому князю. Русские иерархи вступались почти в каждую усобицу князей, как общие миротворцы и ходатаи за общее бла­го народа. Митр. Николай в 1097 г. удержал князей от усобицы по случаю ослепления Василька Волынского: "Если станете вое­вать друг с другом, — говорил он, — то поганые возьмут землю Русскую, которую приобрели отцы ваши; они с великим трудом и храбростию поборали по Русской земле и другие земли приис­кивали, а вы хотите погубить землю Русскую". Митр. Никифор говорил князю киевскому Рюрику: "Князь! Мы поставлены от Бога в Русской земле, чтобы удерживать вас от кровопроли­тия, да не проливается кровь христианская в Русской земле". Митр. Кирилл I, бывший пред самым нашествием монголов, в течение всего своего святительства ездил по России из конца в конец и везде мирил враждовавших князей. Где не действо­вали увещания, иерархи удерживали князей от усобиц грозой святительской клятвы. Во время княжеских переговоров посла­ми постоянно видим тех же всеобщих миротворцев — духовных лиц; их слово было авторитетнее, чем слово мирских послов; при­том же своим саном они были ограждены от обид, от которых тогда не спасало иногда и звание посла.

Понятно, по какому образцу духовенство должно было вос­питывать юную княжескую власть. Идеалом государства у него была Византийская империя, с которой одни иерархи, греки, бы­ли знакомы непосредственно, а другие, русские, через Кормчую — источник их юридической мудрости. И сами князья смотрели на империю с благоговением. Те из них, которые были в род­стве с императорами, пользовались особенным почетом; напри­мер Борис и Глеб, или Владимир Мономах, потому что они "свя­тились царски". Митр. Никифор, восхваляя Мономаха, говорил, что его Бог "из утробы помаза, от царской и княжеской крови смесив". В. знак уважения князей часто титуловали "царями", титулом, который у нас обыкновенно прилагался к императору.

Это предание имело потом большой вес на Руси, указывая на преемственность русского самодержавия от греческого. Образец царской власти был таким образом дан; но еще много требовалось времени, чтобы он нашел себе приложение в самой жизни Русского го­сударства. Среди удельных порядков сама иерархия могла пока говорить только о единстве и мире земли и о повиновении млад­ших князей старшему, как отцу. С наибольшей ясностью мысль о верховной власти усвоена была только в Северной Руси, где впервые появились князья-самовластцы, Андрей Боголюбский и Всеволод. Владимирская летопись говорит о своих князьях с не­сравненно большим благоговением, чем новгородские и южные летописи. Рассказав, например, об убиении великого князя Ан­дрея, она предает убийц проклятию и долго распространяется о святости княжеской власти, сравнивает князя по власти с Богом, доказывает, что противник власти противится Богу и проч.

Первые епархии в России.

Церковная жизнь, однако, во многих отношениях и сама не могла не подвергаться влиянию удельного строя государства. Удельное деление Руси прежде всего отразилось на епархиальном делении. Первое разделение Русской церкви на епархии, как мы видели, было произведено в 992 году митрополитом Леонтием. Всех епархий, устроенных то­гда, летопись перечисляет шесть: в Киеве, Новгороде, Черниго­ве, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде, но прибавляет к этому перечню, что тогда же поставлены были епископы и в другие города, может быть — в Тмутаракань, Туров и Полоцк, где сидели князьями дети Владимира. В течение последующего времени до половины XII в. открылось еще несколько епархий, так что всех стало 15, сверх митрополичьей Киевской: Новго­родская, Ростовская, Владимирская на Волыни, Белогородская, Черниговская, Юрьевская, Переяславская, Холмская, Полоцкая, Туровская, Смоленская, Перемышльская, Галицкая, Рязанская и Владимирская на Клязьме. Границы их близко совпадали с гра­ницами соответствующих им удельных княжеств. Вследствии религиозного строя древнего общества всякий общественный со­юз сосредоточивался, обыкновенно, около какой-нибудь святыни, храма и являлся, смотря по величине, в форме или прихода, или епархии. Новый удел, выделившись из старого, стремился сде­латься самостоятельным и в церковном отношении, завести у се­бя особую епархию, потому что гражданская самостоятельность.

С падением удела уничтожалась и епархия; например, в конце XI в. после разорения половцами Тмутаракани пала и тамошняя епархия. Возвышение земли возвышало и ее епархию; в 1165 г. богатый Новгород выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепис­копа — тогда еще первый и единственный на Руси. Далее, как ни крепко было единство Русской церкви и как ни заботилась она о том, чтобы сохранить это единство, обычное стремление каждого удела к самостоятельности, к меньшей зависимости от Киева и к жизни особняком нередко отражалось и на церковных отношениях епархиальных епископов к митрополиту и стесняло его законные права и полномочия.

12. Отношения епископов к митрополиту, порядок их из­брания и отношения их к своим князьям.

Зависимость епископов от митрополита была невелика, ограничиваясь по­чти одним только их поставлением на епархии. Делами своей епархии каждый из них управлял вполне самостоятельно, при помощи своих наместников из почетных духовных лиц, своего "клироса" или соборных священников, составлявших при нем постоянный кафедральный совет, и светских десятильников по разным епархиальным округам, заведовавших главным образом архиерейскими сборами с округов. Митрополит вмешивался в их дела весьма редко, только в особых случаях и по каким-нибудь жалобам. Но для удельных земель тяжела казалась и такая за­висимость, хоть и немного, но все-таки тянувшая их к Киеву, в подчинение не одному митрополиту, но также и киевскому ве­ликому князю, и они старались по возможности ее ослаблять. Как великие князья стремились к ограничению власти патри­арха в избрании митрополитов, так, в свою очередь, удельные князья и жители уделов стремились ограничить власть митропо­лита в назначении своих епископов. В XII в. вошло уже в общий обычай ставить епископов не иначе, как по избранию удельных князей и народа. В 1183 г. Всеволод III не принял назначенного в Ростов епископа Николая Грека, потому что митр. Никифор при назначении его не испросил согласия князя и народа. Ле­тописец выразительно заметил по этому поводу: "Несть бо до­стойно наскакати на святительский сан, но егоже Бог позовет, князь восхощет и людие".

Известный нам Нифонт был последним владыкою, при­сланным из Киева; его преемник Аркадий был избран уже на вече. В этих выборах обыкновенно участвовали князь, духовен­ство, софияне (лица, принадлежавшие к ведомству Софийского собора и владычней кафедры) и народ. В случае несогласия из­бирателей прибегали к жребию; для этого жребии избираемых клали на престол святой Софии и посылали вынимать их слепца или младенца; первый вынутый жребий обозначал избранника святой Софии. Избранного владыку посылали в Киев для по­священия. В исправление должности он вводился, впрочем, до посвящения, и в качестве нареченного владыки управлял всеми делами епархии, иногда года по два и больше. Выбор во владыки падал всегда на своего новгородца, тогда как в других местах князья принимали к себе в епископы и чужих людей, которых по­чему-нибудь успевали заприметить во время своих переходов по уделам. К особенностям Новгорода относится и то, что владык выбирали здесь не из одних иноков, но и из белого духовенства

(владыки Илия и Гавриил).

Воля князя или народа могла быть причиною изгнания епис­копов, и даже без церковного суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в господские праздники. В 1159 г. ростовцы вы­гнали епископа Леона за то, что он "грабил (отягощал поборами) попов". В 1168 году Святослав Черниговский изгнал епископа Антония Грека. В Новгороде владык изгоняло вече. Особенно непрочно было здесь положение владык, выбранных по влиянию только одного князя, без согласия веча. В 1211 году новгородцы свергнули владыку Митрофана, избранного князем Всеволодом Владимирским и его партией, а на его место, с согласия кня­зя Мстислава Удалого, выбрали хутынского монаха Антония. Но по уходе Мстислава опять усилилась владимирская партия и провозгласила владыкой опять Митрофана. Антоний не уступал своего места, и новгородцы теперь только вспомнили о суде ми­трополита, которому и предоставили сделать выбор между дво­ими владыками. Митрополит оставил в Новгороде первого по времени Митрофана, а Антонию дал другую епархию. В 1228 году во время святительства владыки Арсения, по случаю дол­гой дождливой осени, вече решило: "Это из-за Арсения стоит у нас так долго тепло" — и изгнало владыку из города.

До чего могло дойти влияние удельной розни на иерархию, поцерковного влияния южной стороны, как это было при ве­ликом князе Андрее Боголюбском, когда северо-восточная Русь усилилась, приобрела влияние на Киев и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был силь­нее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только ростовский епископ. И вот великий князь Ан­дрей отправил посла к патриарху Луке Хрисовергу с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита; у него был уже готов и кандидат на новую митрополию, его любимец Феодор. Патриарх отказал, ссылаясь на то, что разрывать единство русской митрополии будет противно канонам, и посвятил Феодора только в епископа. Великий князь отказался от своего же­лания, но гордый Феодор, разочаровавшись в надежде сделаться митрополитом, хотел по крайней мере освободиться от подчи­нения киевскому митрополиту (Константину), — ссылаясь на то, что получил посвящение от самого патриарха, он не поехал в Киев за благословением митрополита. Митрополит послал во Владимир грамоту с увещанием не признавать Феодора еписко­пом. Многие послушались этой грамоты; тогда Феодор пришел в такое раздражение, что совершенно обезумел, затворил во Вла­димире все церкви и принялся обирать, мучить и казнить своих противников. Князь Андрей за его жестокость наконец выдал его митрополиту, а митрополит Константин "обвинил его все­ми винами и велел отвезти на Песий остров, где ему урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи".

Таким образом церковь выдержала напор удельного влияния без потери своего единства. Само влияние общества на ее иерар­хию обратилось в ее же пользу, несмотря на несколько частных случаев, в которых страдал ее канонический порядок. Иерар­хия, вследствие своего выборного значения, получила народный характер, сделалась своей для общества и сама приобрела на не­го сильное влияние. В пределах своей епархии каждый епископ был первым и самым влиятельным человеком во всех граждан­ских делах, был так же нужен для удельной области, как князь. Новгородцы не могли себя и представить без владыки. С бла­гословения местного святителя делались все дела, так что он невольно втягивался во все местные земские интересы. Мы ви­дим его в челе* удельного посольства к князю с приглашением на княжеский стол; он же принимал вновь приехавшего князя

святитель был первым советником, внушал князю миролюбивое отношение к родичам и предстательствовал перед ним за благо удельного народонаселения. Особенно отличались своим земским значением новгородские владыки, в половине XII ве­ка бывшие всегда природными новгородцами. Городское вече и собиралось большей частью около святой Софии и владычного двора. Даже печальная судьба некоторых владык показывает, как тесно была связана жизнь новгородской иерархии с переме­нами в местной гражданской жизни.

Заключение.

Сознание единства всех христиан поддерживалось и укрепля­лось взаимным общением Церквей во главе со своими епископами. Особая связь соединяла материнские Церкви с основанными ими об­щинами. Их главы (с III в. — митрополиты) имели широкие права. Сознание церковного единства нашло формальное выражение на со­браниях епископов (синодах, соборах), известных нам со 2 в., где обсуждались важные для всех вопросы; с 250 г. стали более или менее регулярно проводиться поместные соборы, где собирались епископы соответствующих провинций империи. Растущее сознание главенства Римской Церкви и обязанность других Церквей согласовывать с ней свои действия постепенно стали силой особого рода и для сознания единства разных Церквей. С новой, огромной силой выразилось со­знание единства и одновременно связанные с этим сложности на Все­ленских (экуменических) соборах.

Между епископами велась оживленная переписка, которая собира­лась в более крупных Церквях специальными служителями. На­сколько важны были эти послания, мы видим на примере посланий Игнатия, Киприана или описаний мученичества, а позже — по посла­ниям Иеронима, Августина, Льва I. Александрийский епископ еже­годно рассылал пасхальное послание.

Несмотря на рост влияния высшей иерархии, не следует все же искать здесь сходства со средневековым клерикализмом. Вплоть до V и VI вв. епископ выбирался народом и священниками. Начиная с VI в., с появлением знати, т. е. земельной аристократии, право выбо­ра епископа было для общины ограничено. Одновременно возросло значение митрополитов при выборе епископов. То, что власть императора на Востоке и Западе проявлялась даже в прямом назначе­нии епископа, воспринималось как должное и ни в коей мере не от­носилось только к Константинополю.

Римские епископы как преемники Петра с ранних времен притязали на первенство в Римской Церкви. Вследствие особого положения христиан первых поколений эта пре­рогатива вначале редко оказывалась существенной. С другой сторо­ны, она встречала и сопротивление, преодолеть которое ей удалось несколько позднее, так что уже с ранних времен у нее было сознание своего превосход­ства.

Порядок избрания кандидатов на архиерейство на Руси уже к половине XII столетия характеризовался активным участием в этом деле мирян. В первые века христи­анства все элементы церкви участвовали в избрании еписко­пов. В послеконстантиновский период церковные правила сво­дят право выбора епископов к собору нескольких епископов под председательством митрополита. Но нигде соучастие в этом пресвитеров и мирян не только не исключается, а скорее подразумевается. И греческая практика данного момента дозво­ляла избранным гражданам принимать в этом деле значитель­ную долю участия, которая по традиции могла передаться и на Русь. Но в первое время крещения Руси, когда все земские силы еще не вжились в интересы церковной жизни, мирскими участниками в епископских выборах могли являться только князья. Но и их участие было по всей вероятности не непре­менным, потому что, напр., новгородцы до второй половины XII в. получали себе епископов из Киева по усмотрению епископата. Эта традиция действенна и сегодня.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Гонсалес, Хусто Л. История христианства. СПб, 2001, Т.1, 91-94.
  2. Знаменский П.В. История русской церкви. – М: КПП, 2000, с. 38-49. Карташов А.В.
  3. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. – М: Терра, 1997, Т. 1, с. 138, 186-187.
  4. Кернс, Эрле. Дорогами христианства. История церкви. – М: Протестант, 1992, с. 58-62.
  5. Лортц, Йозеф. История церкви. – М: Христианская Россия, 2000, Т. 2, с. 30-36.
  6. Локруа А., Дудко М. Книга о церкви. – М: Паломник, 2000, с. 113-116.
  7. Норт, Дж. История церкви. – М: Протестант, 1993.
  8. Санников С.В. Двадцать веков христианства. Первое тысячелетие. – Одесса – С.-Петербург: Богомыслие, Т. 1, с. 137-140
  9. Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.

 


[1] Эрле Кернс. Дорогами христианства. История церкви. – М: Протестант, 1992, с. 58-62

[2] Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.

[3] Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.

[4] Тальберг, Н. История церкви. – М: Интербук, 1999, ч. 1 и 2, с. 81-91.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.