Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Монашество: его образ жизни и историческая роль.





План

Причины возникновения, исторические предпосылки и духовные искания 2

Основатели монашества, стиль их жизни и учение 4

Антоний Великий 4

Пахомий Великий 8

Макарий Египетский 10

Распространение монашества в Египте 11

Сирийское монашество 12

Ефрем Сирии 12

Распространение монашества в Сирии 14

Поющие монахи 15

Крайности аскетизма 16

Развитие монашества в Греции 17

Василий Кесарийский 17

Евагрий Понтийский 19

Историческая роль монашества и монастырей 21

Библиография 25
Восточное монашество

 

Причины возникновения, исторические предпосылки и духовные искания

При общем упадке религиозно-нравственной жизни в IV в. монашество явилось той средой, которая сохраняла неповрежденным учение Хри­стово; из монашеских обителей, словно из благо­датного источника, исходил евангельский свет, озаряя погрязший в грехах мир. Чтобы увидеть эти обители, мы снова должны обратиться к ис­тории Египта. Эта древняя земля даровала миру удивительные откровения и великие проявления человеческого духа. Здесь, в пустынной Фиваиде, на севере Египта, появились первые монахи.

Что же послужило непосредственной причи­ной возникновения монашества? Прежде всего, печальное состояние общества и Церкви, о чем уже было сказано. Официальная церковь больше не казалась верующим якорем спасения, — без разветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, — с другой стороны, такая структу­ра казалась очень далекой от Царства Божия. Верующий христианин в рамках официозной цер­кви неизбежно испытывал чувство трагической неудовлетворенности своим бытием.

Таким образом появилась идея монашества. Она исходила из буквально понятого призыва Христа оставить все и последовать за Ним в Царство Небесное через искуше­ние, борьбу и трудности. Максимализм Апостолов и особен­но Павла, хотя он и не призывал покинуть общество людей, но требовал от учеников полной самоотдачи, послужил при­мером для первых неофитов, которые практически осуще­ствляли эту идею самым радикальным образом. Но по мере ухода Апостолов, формирования церковной иерархии и появления более умеренного идеала христианской жизни возник диссонанс между требованиями Христа, которые по-прежнему проповедовались в общинах, и опытом повседнев­ной жизни большинства членов общины. Это несоответ­ствие неизбежно вызывало трения, прорывавшиеся различ­ными способами. Одним из самых простых решений про­блемы формализма и сухости церковной жизни для тех, кто искал более глубокого богопознания и индивидуального богообщения, стал аскетизм.

Аскеза, то есть умерщвление плоти и плотских желаний, на первый взгляд вполне соответствовала евангельскому идеалу оставить все в этом мире (Мф. 19.29), усмирить и по­работить свое тело (1 Кор. 9.27) и быть совершенным (Мф. 5.48). Тем более, что греко-римский мир раннего христиан­ства в лице стоиков, неоплатоников и жрецов многочислен­ных восточных культов понимал аскезу как единственное средство преодоления греха и зла в материальном мире. Иудаизм этой эпохи через назареев, ессеев и других аскетов также поддерживал этот идеал. Все это не могло не сделать аскезу самоочевидным путем святости и самосовершенства. Но именно понятие самосовершенства, незримо лежащее в основе любой аскезы, плохо вписывалось в евангельские нормы.

Таким образом, христианское монашество можно определить как страстное желание достичь совершенства самым простым способом — уходом от несовершенства, хотя Иисус заповедал своим ученикам гораздо более слож­ный путь: победить мир, оставаясь в нем, а не уходя из него. Но наши предки пытались достигнуть совершенства иным способом и мы не вправе осуждать их за это.

Итак, в IV веке многих христиан, особенно остро ощущав­ших греховность общества, которое называло себя христианским, охватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию, души их вновь просили «хлеба жизни», а не сует­ных мирских благ. Желая достичь совершенства многие верующие, хотевшие жить по Евангелию, ухо­дили из общества и обмирщвленных церквей, поселялись в катакомбах, кельях, пустынях и посвящали себя главной битве — с диаволом.

Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церков именует также Антонием Великим.

Основатели монашества, стиль их жизни и учение

Антоний Великий (ок. 250—356)

Св. Антоний происходил из зажиточной Алексдрийской семьи. Он с ранней юности стремился к духовной жизни. Житейские заботы вызывали у него отвращение. После мучительных колебаний, раздумий и поисков он сделал свой выбор.

Знаменитое «Житие св. Антония», написанное вскоре пос­ле его смерти (примерно в 357 г.) Афанасием повествует, что около 270 г. к Антонию было слово от Гос­пода: «Ежели жаждешь праведности, пойди, продай имение свое, и раздай нищим, и приходи, и следуй за Мною, и бу­дешь иметь сокровище на небесах».

Услышанные в храме евангельские слова «отдай все» определили его дальнейшую судьбу. Он распродал все, кроме небольшого содержания для сестры, но потом услышал глас Христов: «Не заботься о завтрашнем дне» — и тогда раздал оставшееся нищим, а сестру отправил в обитель. Антоний покинул город и подобно многим другим, с ученичества, подвизается у некоего старца-аскета. Однако вскоре он оста­вил мир и старца и удалился в пустыню, став первым отшель­ником. С этого места рассказ Афанасия отличается от «Свя-тоотеческих изречений». После­дние считаются более достоверными, и, согласно им, причи­ной этого поступка было стремление Антония к уединению. У Афанасия бегство Антония объясняется его желанием посвя­тить себя битве с силами зла. Горожане и деревенские жите­ли тех времен верили, что пустыня заселена демонами, и отважный юноша отправился на встречу с ними. Далее мы читаем о диавольских кознях против несчастного, когда бесы пытались отвратить его от праведной жизни. Тогда он ушел из пустыни и нашел себе жилище в пещере, где пробыл мно­го лет. Еду ему изредка приносил друг и вскоре многие начали ходить к нему за советом и, увлеченные его примером, стали селиться вблизи его пещеры. Сюда также собирались анахореты (греч. пус­тынножители-отшельники) из разных мест. После очередного, еще более жестокого нападения демонов Антонию было озарение свыше. Он пересек Нил и взобрался на гору, главное прибе­жище сил зла.

Через двадцать лет он вернулся оттуда в доб­ром здравии; лицо его сияло божественным светом, «как у посвященного, выходящего из храма». Теперь он обладал да­рами исцеления и пророчества. Следующие двадцать лет он странствовал, проповедуя аскетизм и помогая людям. Одна­ко жизнь в миру тяготила подвижника. Он возвратился на гору, сопровождаемый толпой учеников. Они расселились вокруг него, каждый в своей пещере, и продолжали борьбу с диаволом и плотскими желаниями. Антоний выходил из сво­его укрытия в 311 г. — во время гонений, чтобы подвергнуться мукам за веру, и в 338 г. — чтобы поддержать Афанасия в обличении ариан. Приводимая проповедь отшельника по этому случаю подозрительно похожа на выступления самого Афа­насия. Все повествование полно историй о видениях, чудесах и диавольских кознях; праведность Антония покоряла серд­ца язычников и заставляла императоров советоваться с ним. «Житие св. Антония» следует рассматривать не как биогра­фию, а как мечту. Это образец для подражания, наставление для молодых монахов к жизни под руководством епископов, и в этом качестве работа Афанасия имела огромный успех на Востоке и на Западе. Она сыграла важную роль в жизни Ав­густина в 386 г., склонив его к христианству.

Таким образом Антоний положил начало массо­вому, хотя и не очень организованному объединению анахоретов. Ученики и преемники Антония продолжили работу своего наставника. Считается, что в IV веке их насчитывалось не менее 6 000.

На раннем этапе монахи уединялись в пещерах или за­пирались в кельях, ничего не имели и даже ничего не чита­ли. Молитвы отличались большим числом повторений.

Биб­лию предпочитали воспринимать на слух, иногда Писание за­учивали наизусть, но не исследовали его смысл. Несмотря на то, что главным призывом было «жить по Евангелию», неве­жество в отношении Евангелий считалось добродетелью, ибо Бог всегда тайна, а Библия — от Бога (см. «Святоотеческие изречения», 15.1-4). В своем духовном странствии монахи по­лагались на мудрость духовных наставников.

К знаменитым старцам стекались посетители из разных земель в надежде услышать их советы. Те же принимали по­сетителей неохотно, ибо считали молчание одной из доброде­телей. Изречения пустынников запоминались, передавались из уст в уста и, наконец, записывались. Подборки мудрых мыс­лей сохранились в большом количестве и в разных редакци­ях: их неоднократно переписывали, по ходу добавляя новые наставления. Вокруг таких почитаемых учителей, как Аммон, Памва, Макарий Египетский, Макарий Александрийский и сам Антоний, собирались ученики и искатели святости, каждый из которых уединялся где-нибудь вблизи наставника.

Об Антонии мы читаем: «Когда улеглись гонения... он воз­вратился в уединенную келыо и ежедневно принимал муки от собственной совести, ведя неустанную борьбу за веру с са­мим собой» (Афанасий, «Житие св. Антония», 47). Здесь же описан идеал монашеской жизни:

«Он всегда постился, носил рубище, тканное изнутри гру­бым волосом, и покрытое снаружи кожею; и так ходил до самой своей смерти. Он никогда не смывал телесную грязь водою, и даже ноги не омывал и без нужды не опускал их в воду. Никто не видел, чтобы он снимал одежду; и нагого тела его никто не узрел до того дня, как он скончался и был пре­дан погребению».

Антония можно считать типичным представителем еги­петского и александрийского монашества. «Святоотеческие из­речения» называют его одним из великих вождей раннего от­шельничества (греч. anachoresis — «бегство»). Вскоре тысячи монахов наводнили пустыни в дельте Нила, что вынудило их объединиться в группы, несмотря на то, что идеалом слу­жения Богу оставалось уединение. Целью создания общин было совместное возделывание земли и производство предме­тов первой необходимости: для духовных подвигов требовал­ся некий уровень физического благополучия. Движение рас­пространилось также в Палестине и Сирии. Позже При жизни Антония появились общины другого типа — общежительные (киновийные).

Основателем общежительного монашества считается другой великий подвижник — Пахомий Великий. Пахомий основал несколько более строгую общину в Северном Египте, его примеру последовали Василий Кесарийский и другие мо­нахи Малой Азии.

.


Пахомий Великий (ок. 290-346)

Пахомий родился в семье язычников, в Фиваиде. Будучи солдатом, он познакомился с христиана­ми, которые произвели на него глубокое впечат­ление. По окончании военной службы в возрасте 20 лет Пахомий крестился. Слава египетских подвижников разбудила в нем желание отшель­нической жизни, и он поселился в уединенном месте близ Нила. Вскоре к нему присоединился его брат Иоанн. Здесь же у Пахомия возник за­мысел основать монашескую общину — монас­тырь (греч. киновия), где монахи жили бы вме­сте, проводя свои дни в молитве и труде. В основе этого замысла лежало несколько обстоятельств: совместный труд был намного эффективнее, вме­сте было легче противостоять разбойникам, да и в духовной жизни можно было поддерживать друг друга.

К тому времени о Пахомий и его благочес­тивой жизни стало известно во всем Египте, и к нему примкнуло множество учеников. Число его сторонников непрерывно росло, Жить в одном монастыре стало тесно, и Пахомий осно­вал несколько монастырей на берегах Нила.

Пахомий первым ввел устав монашеской жизни, подчинив ее строгим правилам. В обя­занность монахам вменялось проводить дни в труде и молитве, читать книги духовного содержания; последнее обстоятельство сыграло в дальнейшем огромную роль в деле сохранения монашеством культурного наследия. Монахи обязаны были следовать определенным правилам относительно одежды, пищи и сна, кроме того, им запрещалось покидать монастырь.

Монахи возделывали землю, работали в куз­ницах, на мельницах, плотничали, плели корзины и циновки. Им не дозволялось иметь ничего соб­ственного; пищу и одежду они получали из общих средств монастыря. Таким образом, Пахомий ввел в монашескую жизнь твердый принцип, получив­ший в русской традиции название нестяжательства.

Не всем было легко выполнять строгие пра­вила, и Пахомий установил для желающих всту­пить в общины годичное испытание. Однако тяга среди христиан к монашеской жизни была очень велика, и уже при жизни Пахомия 1300 братьев находилось в Тавенне, где располагался главный мо­настырь, и около 7000 было рассеяно небольшими общинами по всему Египту (Созомен, «Церковная история», 3.14.16-17). Устав Пахомия распространился среди тех, кто уже избрал уединение своим идеалом. Во главе каждого монашеского поселения стоял аббат («отец»). Обычно им принадлежало несколько домов с большим количеством комнат, братья жили по три человека в келье. Высокая стена скрывала монастырь от посторонних глаз. За каждым домом закреплялось свое ремесло, были и ткацкая мастерская, и прачечная, и произ­водство перин. Некоторые обязанности — приготовление пищи, забота о больных, прием посетителей, обучение послуш­ников, переговоры с торговцами-мирянами — исполнялись дежурными монахами (см.: Иероним, «Устав», введение). Дважды в день в каждом доме совершались свои богослуже­ния с пением псалмов, молитвами и чтением Библии, после чего братья трапезничали. Разговоры во время еды запреща­лись. В воскресенье разрешалось помыться, в этот день (ве­роятно, в субботу тоже) аббат собирал всю общину для настав­ления и проведения евхаристической литургии.

Жизнь монахов была трудной, но не чрезмерно. Они спа­ли не на полу, а на жестких кроватях; телесные наказания применялись только в случае серьезных провинностей. Же­лающих присоединиться к братству поселяли в отдельный дом, где они изучали основные молитвы и псалмы. После тщатель­ной проверки и испытаний они могли быть допущены в об­щину. Обычаи пахомиан стали образцом для монашества в целом. Иоанн Кассиан узнал о них во время поездки в Египет и распространил на Западе. Иероним перевел «Устав» на латынь, его рукопись является самым древним вариантом этого документа. До сир пор сохранилось несколько коптских монастырей, следующих «Уставу» Пахомия, хотя за прошед­шие столетия текст его претерпел ряд изменений.

Пахомий организовал также первый женский монастырь, где настоятельницей стала сестра Пахомия Ма­рия.

 

Макарий Египетский

Отшельническое и общежительное монашество быстро распространялось по всему Египту, а по­том и по другим странам. Современник св. Ан­тония Аммоний основал монашескую общину в Нитрийских горах, в нескольких десятках кило­метров от Александрии.

Среди нитрийских монахов особенно знамени­тым стал Макарий Египетский (ок. 300—380); как и св. Антония, его прозвали Великим. Он известен тем, что старательно умервщлял плоть, в частно­сти морил себя голодом и боролся со сном, пока не терял сознание (Палладий, «Лавсаик», 18.1-3). Подобное отноше­ние к телу вылилось в обычай непрерывно молиться. В то время как в основной Церкви повеление апостола «Непрес­танно молитесь» понимали не настолько буквально и огра­ничивались предписанием молиться в определенные часы три или четыре раза в день, монахи изнуряли себя бдения­ми и даже перерывы на еду и сон считали поблажками плоти, их идеалом была жизнь ангелов, не нуждающихся в пище и отдыхе.

В прошлом пастух, Макарий обрел высочайшую мудрость и первый теоретически обосновал духовные пре­имущества монашеского образа жизни. Идеи Макария стали фундаментом христианского по­нимания аскетизма. Произведения Макария, чуж­дые старомодной риторике и усложненным фи­лософским конструкциям, представляют собой изумительный образец ясного и прозрачного сти­ля. Его молитвы («Боже вечный» и др.) в пол­ной мере отражают святость этого великого под­вижника.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.