|
Монашество: его образ жизни и историческая роль.Стр 1 из 3Следующая ⇒ План Причины возникновения, исторические предпосылки и духовные искания 2 Основатели монашества, стиль их жизни и учение 4 Антоний Великий 4 Пахомий Великий 8 Макарий Египетский 10 Распространение монашества в Египте 11 Сирийское монашество 12 Ефрем Сирии 12 Распространение монашества в Сирии 14 Поющие монахи 15 Крайности аскетизма 16 Развитие монашества в Греции 17 Василий Кесарийский 17 Евагрий Понтийский 19 Историческая роль монашества и монастырей 21 Библиография 25
Причины возникновения, исторические предпосылки и духовные искания При общем упадке религиозно-нравственной жизни в IV в. монашество явилось той средой, которая сохраняла неповрежденным учение Христово; из монашеских обителей, словно из благодатного источника, исходил евангельский свет, озаряя погрязший в грехах мир. Чтобы увидеть эти обители, мы снова должны обратиться к истории Египта. Эта древняя земля даровала миру удивительные откровения и великие проявления человеческого духа. Здесь, в пустынной Фиваиде, на севере Египта, появились первые монахи. Что же послужило непосредственной причиной возникновения монашества? Прежде всего, печальное состояние общества и Церкви, о чем уже было сказано. Официальная церковь больше не казалась верующим якорем спасения, — без разветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, — с другой стороны, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия. Верующий христианин в рамках официозной церкви неизбежно испытывал чувство трагической неудовлетворенности своим бытием. Таким образом появилась идея монашества. Она исходила из буквально понятого призыва Христа оставить все и последовать за Ним в Царство Небесное через искушение, борьбу и трудности. Максимализм Апостолов и особенно Павла, хотя он и не призывал покинуть общество людей, но требовал от учеников полной самоотдачи, послужил примером для первых неофитов, которые практически осуществляли эту идею самым радикальным образом. Но по мере ухода Апостолов, формирования церковной иерархии и появления более умеренного идеала христианской жизни возник диссонанс между требованиями Христа, которые по-прежнему проповедовались в общинах, и опытом повседневной жизни большинства членов общины. Это несоответствие неизбежно вызывало трения, прорывавшиеся различными способами. Одним из самых простых решений проблемы формализма и сухости церковной жизни для тех, кто искал более глубокого богопознания и индивидуального богообщения, стал аскетизм. Аскеза, то есть умерщвление плоти и плотских желаний, на первый взгляд вполне соответствовала евангельскому идеалу оставить все в этом мире (Мф. 19.29), усмирить и поработить свое тело (1 Кор. 9.27) и быть совершенным (Мф. 5.48). Тем более, что греко-римский мир раннего христианства в лице стоиков, неоплатоников и жрецов многочисленных восточных культов понимал аскезу как единственное средство преодоления греха и зла в материальном мире. Иудаизм этой эпохи через назареев, ессеев и других аскетов также поддерживал этот идеал. Все это не могло не сделать аскезу самоочевидным путем святости и самосовершенства. Но именно понятие самосовершенства, незримо лежащее в основе любой аскезы, плохо вписывалось в евангельские нормы. Таким образом, христианское монашество можно определить как страстное желание достичь совершенства самым простым способом — уходом от несовершенства, хотя Иисус заповедал своим ученикам гораздо более сложный путь: победить мир, оставаясь в нем, а не уходя из него. Но наши предки пытались достигнуть совершенства иным способом и мы не вправе осуждать их за это. Итак, в IV веке многих христиан, особенно остро ощущавших греховность общества, которое называло себя христианским, охватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию, души их вновь просили «хлеба жизни», а не суетных мирских благ. Желая достичь совершенства многие верующие, хотевшие жить по Евангелию, уходили из общества и обмирщвленных церквей, поселялись в катакомбах, кельях, пустынях и посвящали себя главной битве — с диаволом. Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церков именует также Антонием Великим. Основатели монашества, стиль их жизни и учение Антоний Великий (ок. 250—356) Св. Антоний происходил из зажиточной Алексдрийской семьи. Он с ранней юности стремился к духовной жизни. Житейские заботы вызывали у него отвращение. После мучительных колебаний, раздумий и поисков он сделал свой выбор. Знаменитое «Житие св. Антония», написанное вскоре после его смерти (примерно в 357 г.) Афанасием повествует, что около 270 г. к Антонию было слово от Господа: «Ежели жаждешь праведности, пойди, продай имение свое, и раздай нищим, и приходи, и следуй за Мною, и будешь иметь сокровище на небесах». Услышанные в храме евангельские слова «отдай все» определили его дальнейшую судьбу. Он распродал все, кроме небольшого содержания для сестры, но потом услышал глас Христов: «Не заботься о завтрашнем дне» — и тогда раздал оставшееся нищим, а сестру отправил в обитель. Антоний покинул город и подобно многим другим, с ученичества, подвизается у некоего старца-аскета. Однако вскоре он оставил мир и старца и удалился в пустыню, став первым отшельником. С этого места рассказ Афанасия отличается от «Свя-тоотеческих изречений». Последние считаются более достоверными, и, согласно им, причиной этого поступка было стремление Антония к уединению. У Афанасия бегство Антония объясняется его желанием посвятить себя битве с силами зла. Горожане и деревенские жители тех времен верили, что пустыня заселена демонами, и отважный юноша отправился на встречу с ними. Далее мы читаем о диавольских кознях против несчастного, когда бесы пытались отвратить его от праведной жизни. Тогда он ушел из пустыни и нашел себе жилище в пещере, где пробыл много лет. Еду ему изредка приносил друг и вскоре многие начали ходить к нему за советом и, увлеченные его примером, стали селиться вблизи его пещеры. Сюда также собирались анахореты (греч. пустынножители-отшельники) из разных мест. После очередного, еще более жестокого нападения демонов Антонию было озарение свыше. Он пересек Нил и взобрался на гору, главное прибежище сил зла. Через двадцать лет он вернулся оттуда в добром здравии; лицо его сияло божественным светом, «как у посвященного, выходящего из храма». Теперь он обладал дарами исцеления и пророчества. Следующие двадцать лет он странствовал, проповедуя аскетизм и помогая людям. Однако жизнь в миру тяготила подвижника. Он возвратился на гору, сопровождаемый толпой учеников. Они расселились вокруг него, каждый в своей пещере, и продолжали борьбу с диаволом и плотскими желаниями. Антоний выходил из своего укрытия в 311 г. — во время гонений, чтобы подвергнуться мукам за веру, и в 338 г. — чтобы поддержать Афанасия в обличении ариан. Приводимая проповедь отшельника по этому случаю подозрительно похожа на выступления самого Афанасия. Все повествование полно историй о видениях, чудесах и диавольских кознях; праведность Антония покоряла сердца язычников и заставляла императоров советоваться с ним. «Житие св. Антония» следует рассматривать не как биографию, а как мечту. Это образец для подражания, наставление для молодых монахов к жизни под руководством епископов, и в этом качестве работа Афанасия имела огромный успех на Востоке и на Западе. Она сыграла важную роль в жизни Августина в 386 г., склонив его к христианству. Таким образом Антоний положил начало массовому, хотя и не очень организованному объединению анахоретов. Ученики и преемники Антония продолжили работу своего наставника. Считается, что в IV веке их насчитывалось не менее 6 000. На раннем этапе монахи уединялись в пещерах или запирались в кельях, ничего не имели и даже ничего не читали. Молитвы отличались большим числом повторений. Библию предпочитали воспринимать на слух, иногда Писание заучивали наизусть, но не исследовали его смысл. Несмотря на то, что главным призывом было «жить по Евангелию», невежество в отношении Евангелий считалось добродетелью, ибо Бог всегда тайна, а Библия — от Бога (см. «Святоотеческие изречения», 15.1-4). В своем духовном странствии монахи полагались на мудрость духовных наставников. К знаменитым старцам стекались посетители из разных земель в надежде услышать их советы. Те же принимали посетителей неохотно, ибо считали молчание одной из добродетелей. Изречения пустынников запоминались, передавались из уст в уста и, наконец, записывались. Подборки мудрых мыслей сохранились в большом количестве и в разных редакциях: их неоднократно переписывали, по ходу добавляя новые наставления. Вокруг таких почитаемых учителей, как Аммон, Памва, Макарий Египетский, Макарий Александрийский и сам Антоний, собирались ученики и искатели святости, каждый из которых уединялся где-нибудь вблизи наставника. Об Антонии мы читаем: «Когда улеглись гонения... он возвратился в уединенную келыо и ежедневно принимал муки от собственной совести, ведя неустанную борьбу за веру с самим собой» (Афанасий, «Житие св. Антония», 47). Здесь же описан идеал монашеской жизни: «Он всегда постился, носил рубище, тканное изнутри грубым волосом, и покрытое снаружи кожею; и так ходил до самой своей смерти. Он никогда не смывал телесную грязь водою, и даже ноги не омывал и без нужды не опускал их в воду. Никто не видел, чтобы он снимал одежду; и нагого тела его никто не узрел до того дня, как он скончался и был предан погребению». Антония можно считать типичным представителем египетского и александрийского монашества. «Святоотеческие изречения» называют его одним из великих вождей раннего отшельничества (греч. anachoresis — «бегство»). Вскоре тысячи монахов наводнили пустыни в дельте Нила, что вынудило их объединиться в группы, несмотря на то, что идеалом служения Богу оставалось уединение. Целью создания общин было совместное возделывание земли и производство предметов первой необходимости: для духовных подвигов требовался некий уровень физического благополучия. Движение распространилось также в Палестине и Сирии. Позже При жизни Антония появились общины другого типа — общежительные (киновийные). Основателем общежительного монашества считается другой великий подвижник — Пахомий Великий. Пахомий основал несколько более строгую общину в Северном Египте, его примеру последовали Василий Кесарийский и другие монахи Малой Азии. . Пахомий Великий (ок. 290-346) Пахомий родился в семье язычников, в Фиваиде. Будучи солдатом, он познакомился с христианами, которые произвели на него глубокое впечатление. По окончании военной службы в возрасте 20 лет Пахомий крестился. Слава египетских подвижников разбудила в нем желание отшельнической жизни, и он поселился в уединенном месте близ Нила. Вскоре к нему присоединился его брат Иоанн. Здесь же у Пахомия возник замысел основать монашескую общину — монастырь (греч. киновия), где монахи жили бы вместе, проводя свои дни в молитве и труде. В основе этого замысла лежало несколько обстоятельств: совместный труд был намного эффективнее, вместе было легче противостоять разбойникам, да и в духовной жизни можно было поддерживать друг друга. К тому времени о Пахомий и его благочестивой жизни стало известно во всем Египте, и к нему примкнуло множество учеников. Число его сторонников непрерывно росло, Жить в одном монастыре стало тесно, и Пахомий основал несколько монастырей на берегах Нила. Пахомий первым ввел устав монашеской жизни, подчинив ее строгим правилам. В обязанность монахам вменялось проводить дни в труде и молитве, читать книги духовного содержания; последнее обстоятельство сыграло в дальнейшем огромную роль в деле сохранения монашеством культурного наследия. Монахи обязаны были следовать определенным правилам относительно одежды, пищи и сна, кроме того, им запрещалось покидать монастырь. Монахи возделывали землю, работали в кузницах, на мельницах, плотничали, плели корзины и циновки. Им не дозволялось иметь ничего собственного; пищу и одежду они получали из общих средств монастыря. Таким образом, Пахомий ввел в монашескую жизнь твердый принцип, получивший в русской традиции название нестяжательства. Не всем было легко выполнять строгие правила, и Пахомий установил для желающих вступить в общины годичное испытание. Однако тяга среди христиан к монашеской жизни была очень велика, и уже при жизни Пахомия 1300 братьев находилось в Тавенне, где располагался главный монастырь, и около 7000 было рассеяно небольшими общинами по всему Египту (Созомен, «Церковная история», 3.14.16-17). Устав Пахомия распространился среди тех, кто уже избрал уединение своим идеалом. Во главе каждого монашеского поселения стоял аббат («отец»). Обычно им принадлежало несколько домов с большим количеством комнат, братья жили по три человека в келье. Высокая стена скрывала монастырь от посторонних глаз. За каждым домом закреплялось свое ремесло, были и ткацкая мастерская, и прачечная, и производство перин. Некоторые обязанности — приготовление пищи, забота о больных, прием посетителей, обучение послушников, переговоры с торговцами-мирянами — исполнялись дежурными монахами (см.: Иероним, «Устав», введение). Дважды в день в каждом доме совершались свои богослужения с пением псалмов, молитвами и чтением Библии, после чего братья трапезничали. Разговоры во время еды запрещались. В воскресенье разрешалось помыться, в этот день (вероятно, в субботу тоже) аббат собирал всю общину для наставления и проведения евхаристической литургии. Жизнь монахов была трудной, но не чрезмерно. Они спали не на полу, а на жестких кроватях; телесные наказания применялись только в случае серьезных провинностей. Желающих присоединиться к братству поселяли в отдельный дом, где они изучали основные молитвы и псалмы. После тщательной проверки и испытаний они могли быть допущены в общину. Обычаи пахомиан стали образцом для монашества в целом. Иоанн Кассиан узнал о них во время поездки в Египет и распространил на Западе. Иероним перевел «Устав» на латынь, его рукопись является самым древним вариантом этого документа. До сир пор сохранилось несколько коптских монастырей, следующих «Уставу» Пахомия, хотя за прошедшие столетия текст его претерпел ряд изменений. Пахомий организовал также первый женский монастырь, где настоятельницей стала сестра Пахомия Мария.
Макарий Египетский Отшельническое и общежительное монашество быстро распространялось по всему Египту, а потом и по другим странам. Современник св. Антония Аммоний основал монашескую общину в Нитрийских горах, в нескольких десятках километров от Александрии. Среди нитрийских монахов особенно знаменитым стал Макарий Египетский (ок. 300—380); как и св. Антония, его прозвали Великим. Он известен тем, что старательно умервщлял плоть, в частности морил себя голодом и боролся со сном, пока не терял сознание (Палладий, «Лавсаик», 18.1-3). Подобное отношение к телу вылилось в обычай непрерывно молиться. В то время как в основной Церкви повеление апостола «Непрестанно молитесь» понимали не настолько буквально и ограничивались предписанием молиться в определенные часы три или четыре раза в день, монахи изнуряли себя бдениями и даже перерывы на еду и сон считали поблажками плоти, их идеалом была жизнь ангелов, не нуждающихся в пище и отдыхе. В прошлом пастух, Макарий обрел высочайшую мудрость и первый теоретически обосновал духовные преимущества монашеского образа жизни. Идеи Макария стали фундаментом христианского понимания аскетизма. Произведения Макария, чуждые старомодной риторике и усложненным философским конструкциям, представляют собой изумительный образец ясного и прозрачного стиля. Его молитвы («Боже вечный» и др.) в полной мере отражают святость этого великого подвижника.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|