Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие монашества в Греции





Василий Кесарийский

Наиболее сильное влияние на греческое иночество оказал Василий Кесарийский. Ранее он был другом и сподвижником Евстафия Севастийского, но отошел от него не только в вопро­се о божестве Святого Духа, но и во взглядах на монашескую жизнь. Евстафий отличался крайне строгим аскетизмом и по­смертно оказался причислен к мессалианам за свою неистовость. Василий же настаивал на необходимости порядка, структуры власти, служения людям и участия в общественной жизни. Обращением к «философии» Василий обязан старшей сестре Макрине, о чем свидетельствует Григорий Нисский.

После паломничества к святым местам Египта, совершен­ным вместе с Евстафием, Василий попытался вести монашес­кую жизнь в Понтийской обители, тесно связанной с еписко­пом Севастийским и его церковью. Даже молитвенные собра­ния и богослужения позволялись им только в стенах кафед­рального собора под руководством епископа. Это означало, что жизнь церкви начала постепенно поддаваться монашескому влиянию. С того времени богослужения в кафедральных (то есть епископальных) соборах участились и стали длиннее, их сопровождало пение монашеских хоров. С другой стороны, иночество оказалось подчинено епископам, и уединение пе­рестало быть идеалом. Например, Василий и его сподвижни­ки построили церковную больницу и открыли ее двери для всех нуждающихся (Василий, «Послания», 94; Григорий Назианзин, «Слово 43», 61). Важнейшей чертой новой духовно­сти стало представление о совместной жизни как о не только полезной для личного совершенствования, но и необходимой для тех, кто следует за Христом. Если монаху нужны сред­ства на дела милосердия, он должен их заработать. Если пу­стынник предается уединению, то по сравнению с кем он ста­нет «последним»? Если Сам Господь не погнушался омыть ноги ученикам, то и они должны с радостью служить ближ­нему. Отшельники не исчезли, но призыв к духовной зрело­сти вернул многих из них в лоно соборной Церкви.

Евагрий Понтийский

Евагрий Понтийский был близок Василию и много общал­ся с каппадокийцами. Григорий Назианзин в Царьграде руко­положил его в диаконы, но новопосвященный вскоре оставил общественную деятельность и стал монахом. Некоторое время он жил в Иерусалиме в обители, основанной Руфином и Мела-нией на Елеонской горе, а остаток жизни провел в Египте, вначале в Нитрии, потом в Келлии в Нитрийской пустыне при Макарии Египетском. «Святоотеческие изречения» (1.4-5) на­зывают его любимым учеником Макария Египетского.

Василий был превосходным организатором, Евагрий же преуспел в богословии, изложив монашеские идеалы в пос­ледовательной и убедительной манере. Его взгляды разделял и Дидим Слепец, который жил неподалеку от Александрии и писал работы в духе оригенизма. На Втором Цареградском соборе в 553 г. все трое (Евагрий, Дидим и Ориген) были пре­даны проклятию, а трактаты Евагрия — уничтожили. Одна­ко к тому времени их уже успели перевести на латинский и сирийский языки, а некоторые сохранились и на греческом под разнообразными псевдонимами. В духе отцов-пустынни­ков Евагрий написал «Антирретик», где разбираются восемь лукавых мыслей, или демонов, одолевающих монахов: обжор­ство, похоть, сребролюбие, печаль, гнев, небрежность, тщес­лавие, высокомерие. В каждом случае предлагаются места из Библии, чтобы отражать бесовские атаки, ибо Иисус, будучи искушаем, отвечал диаволу словами из Писания.

Благодаря Иоанну Кассиану, другу и почитателю Евагрия, его идеи распространились на Западе, на их основе Григорий Великий разработал учение о семи грехах, ставшее традици­онным. О демонах Евагрий пишет еще в работе «Практик», где описывает тот же этап духовного пути. Однако он пред­лагает больше, чем библейские цитаты и наставления в нрав­ственности, и отсюда начинаются все неприятности.

Реальное послушание (греч. praktike) он считал лишь на­чалом к полному порабощению страстей души, которое назы­вает стоическим термином «бесстрастие» (греч. apatheia). Че­ловек обретает любовь к миру при осознании его истинной природы. Теперь становится возможной истинная молитва, «непрерывное общение духа с Богом», как Евагрий называет это в самой распространенной из своих книг «О молитве».

Отсюда открывается путь в «Субботу Царства небесного» и начинается вторая ступень вознесения духа, когда он всеце­ло отдается любви и постижению мира (греч. theoria). Далее лежит познание Бога (греч. theologia), недоступное творению, но желанное для мыслящего существа (греч. gnostikos). По­добно Оригену, Евагрий считал дух человека вечным, отсту­пившим от Бога и готовящимся к возвращению в свое изна­чальное святое состояние, когда человек всецело посвятит себя созерцанию Бога, Который есть чистый Дух.

Сочинения Евагрия не могут не нравиться. Обаянию его стиля поддался Иоанн Кассиан, который приезжал в Нитрию с Запада и создал после этого две работы: «Уставы» и «Собе­седования» для наставления галльских монахов. «Собеседо­вания» написаны в форме спора между пустынниками и со­держат многое из учения Евагрия о грехе и спасении. При­мечательно, что стоический термин «бесстрастие» он заменя­ет на библейский «чистое сердце». Что касается «Уставов», то это попытка урегулировать монашескую жизнь. Работа от­ражает идеи Пахомия.

 

Историческая роль монашества и монастырей

 

Многие христиане и даже христиане с претензией на образованность невнимательно изучающие историю церкви, очень часто умаляют значение монашества, считая, что оно принесло очень мало ценного или даже отрицательно относятся к нему. Это люди не учитывают вклада монашества в жизнь того времени и влияния, которое оно продолжает оказывать даже на современную цивилизацию.

Обращаясь назад в историю, мы можем видеть к примеру, что местный монастырь часто являлся средневековым эквивалентом современной экспериментальной фермы, где изучались и улучшались методы сельского хозяйства. Монахи расчищали леса, осушали болота, строили дороги, выводили новые виды растений и породы скота, а жители окрестных деревень нередко перенимали у них усовершенствованные методы работы.

Монастыри помогли сохранить научные знания во время темных веков между 500 и 1000 годами, когда городская жизнь пришла в упадок из-за вторгшихся в Римскую империю варваров. Монастырские школы давали начальное образование всем желающим учиться. Монахи занимались переписыванием ценных рукописей, которые были таким образом сохранены для потомства.

С середины VI века Кассиодор (478-573гг.) входивший в правительство восточных готов, оставил службу и посвятил себя собиранию переводу и переписыванию трудов Отцов церкви и сочинений классической литературы. В этом ему помогали монахи, основанные им монастыря.

«Книга Келлса» - рукописное евангелие на латинском языке, выполненное примерно в VII веке в Ирландии, является примером любви к искусству, которую проявляли монахи при переписывании книг. Такие монахи, как Бада, Эйнхару и Матфей Парис, вели летопись – первичные источники сведения истории того времени.

Монахи, особенно из Британии, стали благовестниками средневековой церкви. Как бесстрашные солдаты Христа, они основывали монастыри, которые становились впоследствии центрами обращения в христианство целых племен и народностей. Кулумба – монах из Ирландии обратил христианство шотландцев. Один из его последователей – Айдан обратил жителей Северной Англии.

К сожалению, их благовестническое служение испытало на себе отрицательное влияние массовых методов обращения. Это выражалось в том, что если правитель или вождь принимал христианство, то его поданные крестились независимо от того, насколько хорошо они понимали значение этого поступка и влияние, которое он должен оказать на их жизнь.

Монастыри стали убежищем для изгоев общества, нуждающихся в помощи. В монастырях с любовью и вниманием относились к больным, одинокий путник мог быть уверенным, что получит пищу и ночлег в монастырском приюте. Люди, уставшие от тягот мира, могли обрести здесь убежище.

Некоторые ведущие деятели средневековой церкви, например Григорий VII вышли из монастырей.

При оценке монашества его исторической роли и значимости, например, раннего средневековья следует учитывать и другую его сторону. Слишком много лучших людей империи вынужденно уходили в монастыри и их способности были потеряны для мира. Целибат препятствовал тому, чтобы мужчины и женщины вступали в брак и воспитывали достойное наследие.

Очень часто монашество возбуждало у монахов духовною гордость из-за своего аскетизма, с помощью которого они пытались достичь благословения. По мере того, как монастыри обрели достаток благодаря бережливости и рачительности членов общины, в них закралась лень, алчность и обжорство, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Монашество помогло быстрому развитию иерархической централизованной организации в церкви. Поскольку монахи должны были слушаться старших служителей, подчинявшихся в свою очередь папе Римскому.

Анализируя и давая оценку монашеству, можно сказать, что отшельническая форма монашества стала своеобразной формой протеста против соединения церкви с миром. Духовная установка официальной иерархии принять не обращенное общество в стены церкви и преобразовать его христианским влиянием, вела к тому, что христианские радикалы – фундаменталисты убегали из общества по примеру ранних еврейских пророков. Они строго и резко обличали официальное христианство и даже церковную иерархию.

Один из египетских старцев предостерегал своего ученика: «Более всего надо бояться женщин и епископов». Так монашество на раннем этапе своего развития пыталось, хотя и в очень своеобразной форме, сохранить евангельские идеалы и принципы.

Монашество – это своего рода попытка создания идеального общества в противовес церкви, испорченной компромиссами.

V-VI века стали золотым временем для монашества. Тысячи монахов погибли в морской пучине во время дальних странствий. Но другие приходили на их место и несли христианство другим народам. Это были монахи евангелисты в нашем понимании. В монастырях изучали греческий язык, переписывали латинских прозаиков и поэтов, преподавали арифметику и музыку. Аскетический порыв в это время стремился доказать свою жизнеспособность и творил буквально чудеса. Монастыри постепенно превращались в центры научного знания, колыбель образования, стали библиотеками и издательствами духовной литературы. Монахи фактически служили благовестниками средневековой церкви. Начиная с этого времени церковь стала расти только благодаря их миссионерскому труду, именно поэтому монашество оказало исключительно сильное влияние не только на церковную жизнь, но и на развитие всего средневекового общества, особенно на западе.

Но так, как аскетический идеал противоестественен, как индивидуально, так и социально, то вполне понятно, что долго на такой высоте аскеза удержаться не могла. В монастыри прокрадывались явные и скрытые формы греха, у монахов проявлялась духовная гордость и другие недостатки. И все же, несмотря на то, что основание монашества было не вполне евангельским, Господь активно использовал его для созидания христианства. Монашество, как на востоке, так и на западе стало самой активной просветительской и евангелизационной силой церкви во времена средневековья и их плоды мы видим и сейчас.


Библиография

1. Санников С. В. «XX веков христианства». Первое тысячелетие. Одесса: Богомыслие, 2002 – 668с.

2. Санников С. В. «XX веков христианства». Второе тысячелетие. Одесса: Богомыслие, 2002 – 704с.

3. Кернс, Эрл Е. «Дорогами христианства». Москва: «Протестант», 1992 – 416с.

4. Гонсалес, Хусто Л. «История христианства. От основания церкви до эпохи эреформации». Санкт – Петербург: «Библия для всех», 2001 – 400с.

  1. Знаменский П.В., профессор. История русской церкви. Москва. 2000.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.