Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Распространение монашества в Египте





В Северном Египте (Нитрия, Келлия и Скетия) монахи формально жили в уединении, однако когда Палладий посе­тил их в 390г., близ Александрии обитало 2000 подвижни­ков, в Нитрии — 5000, а еще 600 находились в пустыне, но питались хлебом из той же пекарни, что и остальные. Они выстроили церковь, где собирались на богослужения по суб­ботам и воскресеньям, и жилые дома; помимо выпечки хле­ба наладили небольшое производство.

Захворавших навеща­ли братья, проживавшие поблизости. За порядком в общине следили: посетителям прежде всего показывали три пальмо­вых дерева перед церковью, где секли провинившихся; одно предназначалось для монахов, второе — для разбойников, а третье — для гостей. Несмотря на все это, идеалом доброде­тели и высшим призванием считалось уединение. Само слово «монах» (греч. monachos) означает «одинокий», хотя и стало применяться к членам многочисленной общины.

В первой половине IV в. любимый ученик св. Антония, Иларион, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где основал первый монас­тырь около Газы. Отсюда монашество распрост­ранилось по всей Палестине и Сирии, а в V в. —по всему Востоку. Как мы уже знаем, Василий Великий, ознакомившись с жизнью монахов, на­писал монашеский устав, получивший всеобщее распространение.

Наивысшего расцвета, помимо Египта, мона­шество достигло в Сирии. Известно, что уже во времена Златоуста отшельники останавливали карательные отряды Феодосия на подступах к Антиохии. Школа учеников Иоанна Златоуста насаждала монастыри по всему сирийскому побе­режью.

 

Сирийское монашество

У отрогов Синая зазвучали гимны отшель­ников. На том месте, где по преданию Моисей беседовал с Богом, небо казалось ближе. Зеленые оазисы давали приют не только отдельным посе­ленцам, но и большим общинам. Как писал вели­кий подвижник Нил Синайский, проживший здесь немало лет, «вид рощи и приветное пение птиц и чистое веяние свежего ветра успокаивают меня подобно качающейся колыбели».

Не случайно монашеский аскетизм носил здесь несколько иной характер, чем в Египте. В писа­ниях сирийских подвижников больше поэзии, любви к природе и созерцания. В полной мере дух сирийского монашества выразила поэзия ве­ликого аскета Ефрема Сирина.

 

Ефрем Сирии (ок. 306 — ок. 373)

Ефрем родился в Низибии, на территории совре­менной Турции. Родители его, по-видимому, были язычниками. По ложному доносу Ефрем попал в тюрьму, где ему было дано откровение, после чего он отправился к Иакову Низибийскому — зна­менитому отшельнику, миссионеру и борцу за пра­вославие — и был рукоположен в диаконы. Воз­можно, Иаков в 325 г. брал с собой Ефрема на Никейский собор. Много лет Ефрем в горах вел подвижнический образ жизни, изучал Священное Писание. В 363 г., когда Низибия была взята персами, Ефрем поселился в Эдессе, где поучал народ и читал проповеди язычникам. Он оставил после себя множество толкований текстов Свя­щенного Писания и другие сочинения и, кроме того, — удивительной красоты молитвы и песно­пения. Будучи высокообразованным богословом, он способствовал победе Церкви над многочис­ленными ересями, процветавшими в Сирии, так как эта страна находилась на стыке всех древне­восточных миров и культура ее впитала самые разнообразные религиозные течения и верова­ния.

Если египтяне удалялись от мира в пустыни и горы, Ефрем избрал себе иной, деятельный, образ жизни. Он был подвижником, который большую часть жизни посвятил общественному служению. В годы тяжелых бедствий, осады и голода си­рийский пророк появлялся на стенах Эдессы и своими жаркими речами поднимал дух населе­ния. Немалое влияние на призвание и характер служения Ефрема Сирина оказали его переписка, а затем и личная встреча с великим святителем Василием Великим.

Возможно, Ефрему не довелось испытать той мучительной внутренней борьбы, которую пере­живали анахореты. Но зато он в полной мере ощутил всю глубину развращенности, царившей на Востоке. Не раз святой подвергался настоя­щим нападениям падших женщин. Но его душа была настолько чиста, что он мог обратить на праведный путь даже самых последних грешни­ков. Если Антоний был борцом с силами зла, терзавшими его в песках пустыни, то Ефрема можно назвать пророком покаяния, неустанно при­зывающим людей обратиться к Богу. По уче­нию Ефрема, человек, живущий в мире, должен прежде всего отрезвиться, очнуться от дурного сна, провести полную переоценку своей жизни и покаяться. Проповеди покаяния, этой первой сту­пени на пути к Царству Божию, по существу, и посвятил св. Ефрем свою деятельность.

Подобно пророку Иеремии, он плакал о тех беззакониях, которые совершались вокруг него. Скорбь его была велика и наложила свой отпе­чаток на его творчество: он стал как бы совестью человечества перед Богом, и поэтому уже столько веков дивные строки Ефрема Сирина живут в сердцах людей.

 

Распостранение монашества в Сирии

В Египте общины постепенно превращались в монашес­кие ордена благодаря усилиям епископов и «Уставу» Пахо­мия, но в Сирии иночество сопротивлялось объединению. Сви­детельство Иеронима о жизни сирийских пустынников гре­шит субъективностью, как и все его работы: в его изложении любые действия противной стороны превращаются в возму­тительные злодеяния. Восторженные отзывы о жизни пахо­миан и проклятия в адрес Рамовофа, который только и дела­ет, что затевает распри, хвалится и слишком много времени проводит в женском обществе, в равной степени преувеличе­ны («Послания», 22.34-35). Он упрекает осуждающих:

«Стыжусь признаться, но из пещер и келий мы, пустын­ники, осуждаем мир. Облачаемся во власяницу и посыпаем голову пеплом — лишь для того, чтобы проклинать еписко­пов. Что проку от покаянных одежд, ежели под ними кроет­ся царская гордыня? Цепи, телесная нечистота и длинные власы да будут воистину знамениями сокрушенного духа, а не императорским жезлом» («Послания», 17.2).

Порицал он и тех, кто приводил в свой дом жену и объяв­лял, будто живет с нею в духовном браке, воздерживаясь от близости. Иероним категорически отказывался поверить в истинность подобных утверждений, поскольку сам обладал очень страстной натурой и с большим трудом подавлял в себе влечение к противоположному полу. Иоанн Златоуст, напротив, тепло относился к сирийским монахам и, когда они приходили из пустыни в дни церков­ных праздников, называл их «посланниками небес».

 

 

Поющие монахи

В Сирии же появились так называемые «поющие мона­хи». Основал это движение некто Александр в 400г., после чего он безуспешно пытался найти место для своей общины в Пальмире, Антиохии и Царьграде. Отовсюду их гнали, и тогда они обосновались на берегу Босфора. Под именем акимитов («неусыпных») эта община просуществовала много столетий и имела большое влияние на византийскую религию. Ежедневно они 490 раз пели «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение», поочередно отдыхая от не­прерывной молитвы. Еще одно движение, преданное анафеме, но сохранившее свое влияние, — мессалиане, или евхиты («молящиеся»). Они усиленно молились, верили в полную зависимость человека от Бога, старались не думать о завтрашнем дне, жили подая­нием, спали на улицах. На Гангрском синоде их обычаи были осуждены как «вреднейшая ересь», при этом мессалиане свя­зывались с именем Евстафия, епископа в Севастии (Армения) и предводителя духоборов, но на самом деле впервые они по­явились в Сирии значительно позже, чем духоборы. Третий Вселенский собор в Эфесе (431 г.) осудил их за догматичес­кие отклонения.


Крайности аскетизма.

Феодорит Кирский, написавший в 440г. «Религиозную историю», превозносит подвиги святых, которые не могли подняться под тяжестью вериг; или жили в закрытых дощатых цилиндрах, подвешенных на веревке; или простаивали дни и недели на краю скалы.

Восточные монахи, удалившись от греховного мира, стремились очистить душу перед Богом, принести покаяние за себя и за всех людей. Они вели аскетическую жизнь, наполненную трудом и мо­литвой, и много времени уделяли изучению Свя­щенного Писания. Но многим из них этого каза­лось мало: в надежде обрести духовное прозрение и прощение у Господа, получить блаженство на небесах они по собственной воле подвергали себя «подвижничеству во славу Божию» — самым суровым лишениям и истязаниям. Некоторые монахи практиковали такие формы подвижниче­ства, как почти полный отказ от пищи, ношение тяжелых цепей-вериг, отдание себя на съедение гнусу и комарам и т.д. Часто такие самоистязания переходили все разумные пределы.

Симеон Столпник покинул монастырь в 412 г. и поселился в покинутой хижине у подошвы горы, там провел три Великих поста, никуда не выходя, затем перебрался на вершину горы, где приковал себя к ограде железной цепью. Симеон несколько месяцев жил закопанным по шею в землю. Наконец, он стал жить на краю отвесной скалы, потом на вершине столба, отсюда и его прозвище — Столпник. Его пос­ледним жилищем был столб высотой 18м, на вершине имев­ший площадку размерами 4 на 4 метра. Там он в течение трид­цати пяти лет посвящал себя молитве, благодаря чему снискал славу святого. За советом к нему приходили императоры и епископы, а также кающиеся злодеи.

Отшельник Аммон был известен тем, что с начала отшельничества ни разу не раздевался и не мылся. И хотя чув­ства и стремления этих подвижников можно по­нять, вряд ли подобное самоумерщвление плоти есть путь к Божественной гармонии в челове­ке — гармонии, предполагающей единство души и тела.

Исторические книги Феодорита изобилуют также расска­зами о чудесах, совершенных праведниками, часто эти описа­ния напоминают библейские события. Однако не следует с презрением отвергать его труд за то, что он прославляет само­истязания и верит легендам о духовных дарах. Феодорит по­лучил блестящее образование и хорошо знал жизнь, его талант историка не уступает способностям автора «Жития св. Анто­ния» или одаренности Севера Сульпицкого, написавшего сход­ную по стилю биографию Мартина Турского. Все они искрен­не думали, что, как и в библейские времена. Бог продолжает творить чудеса через верных Ему людей, более того, верить таким рассказам считалось христианинской добродетелью.

Следует признать, что, хотя многие из учите­лей Церкви, даже самые выдающиеся, приветство­вали такого рода крайний аскетизм, в целом он был Церковью отвергнут. Жизнь духа и плоти должна подвергаться строгому контролю воли и разума и не выходить за разумные пределы. В противном случае чрезмерный аскетизм может привести, и зачастую приводил, к крайне негатив­ным результатам.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.