Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Харизма в истории ранней первоапостольской церкви





С понятием Первоапостольская церковь у протестантов, особенно у христиан веры евангельской, ассоциируется высокий духовный уровень христианства во времена апостолов, распространение Евангелия в сопровождении сил, чудес и знамений Духа Святого, как говорится об этом в Новом Завете (Марк. 16:15-20) и монолитное единство вероучения и богослужебной практики. Однако даже в тот период времени уже появлялись учения, признанные ранней церковью еретическими. Например, в отношении учения о будущем воскресении мертвых учителя Именей и Филит утверждали, что воскресение мертвых уже факт совершившийся, ибо его следует понимать иносказательно (2 Тим. 2:17 -18), некоторые христиане в Коринфе считали воскресение невозможным (1 Кор.15:12). Временами в церкви возникали острые дискуссии об отношении к закону Моисея (Деян.15 гл., Галат. 3:1-3). Среди некоторой части христиан постепенно началось моральное разложение (2 Петр. 2:12-19; Иуды 8:19; 1 Кор. 5:1-11; 1 Кор. 11:20 - 22, Деян. 5:1-10), отдельные руководители христианских церквей стали честолюбиво превозноситься, возгордились и превратились в администраторов и религиозных чиновников, как, например, Диатреф (3 Иоан. 9 – 10). Таким образом, несмотря на общий духовный подъём, который царил в церкви, в ней, тем не менее, находились люди недуховные, плотские, не пережившие рождения свыше. Но Апостолы и учители, исполненные Святого Духа, поддерживали в церкви стремление к высокому, горнему, Божьему до самых последних дней своей жизни. Они знали, что после их кончины тяжкие испытания постигнут церковь не только и не столько от внешних, сколько от своих же - лжебратьев, лжепастырей. В Книге Деяний апостолов приводится речь апостола Павла к его сотрудникам в Милите, в которой он, предчувствуя грядущие внутренние проблемы в церкви, говорит: «Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Павел предупреждал о грядущих новых ересях, говоря, что "в последнее время отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истин вкушали с благодарением…" (1 Тим. 4:1-3).

Глубоко верующие люди, перенесшие огонь испытаний и гонений за свое исповедание христианства, с болью и слезами видели, как на их глазах приходила церковь в запустение и упадок, как улетучивался из нее высокий дух жертвенности, как оставляется без внимания или попирается истинно духовное, истинно святое и устанавливается культ грубого, ритуального и бездуховного.

После смерти апостолов руководящее положение в христианстве заняли их преемники - так называемые апостольские ученики: Климент, Поликарп, Игнатий, Варнавва. Они лично слышали наставления апостолов, вместе с ними трудились, перенимали их богатый опыт - можно было надеяться, что они в точности будут следовать тем путем, которым шли апостолы. Но, к сожалению, в полной мере этого не случилось. Названные служители были честными и истинными христианами, но нередко роковые ошибки допускают люди даже честные и искренние. Большой их ошибкой было стремление сосредоточить всю власть в церкви в руках старших служителей, что было отступлением от евангельской духовной демократии первоапостольских общин. Вместо принятого во времена апостолов деления служителей на пресвитеров и диаконов (встречающееся в Новом Завете альтернативно слова "епископ" и "пресвитер" совершенно равнозначны) через некоторое время была установлена трехъярусная система руководства: диаконы, пресвитеры, епископы. Причем, явно нарушая принцип всеобщего священства в христианских церквах, ученики апостолов требовали неукоснительного подчинения епископам, которые, следовательно, получали почти неограниченные права.

Вот несколько выдержек из посланий Игнатия. В послании к Ефесской церкви он пишет: "Обращаем на то внимание, братия, чтобы мы не противились епископу: этим мы покажем подчиненность Богу... Из того ясно, что мы должны смотреть на епископа, как на самого Господа..." [1] В Послании к христиананм Магнезии встречаются следующиие слова: "Увещеваю вас, чтобы вы старались делать все в божеском единодушии, ибо ваши епископы предстоят на месте Бога..." [2] А в своем послании к церкви в Филадельфии Игнатий пишет буквально так: «Я взывал, как бы я был между вами, и говорил громким голосом: слушайтесь епископов, пресвитеров и диаконов! Некоторые думают, что я это говорил потому что видел раздоры, возникавшие среди вас. Но беру Бога в свидетели, ради которого я в узах, что я ничего ни о ком не знал, но это был Дух, говоривший во мне в этом случае. Ничего не делайте без епископа..." [3]

Отдавая такие распоряжения, Игнатий, естественно, заботился о благе церкви, хотел, чтобы в руках руководителей церкви была сосредоточена сильная власть, но последствия были самые печальные - в церкви создались условия для самой необузданной тирании, которая достигла своего наибольшего предела впоследствии в средние века в лице римских пап. Вместо блага пришло страшное горе - так бывает всегда в тех случаях, когда в церкви – в прошлом или настоящем - авторитет духовный подменяется авторитетом административным.

Как уже было сказано, ученики апостолов были искренне верующими людьми и своей мученической смертью они подтвердили свою верность идеалам христианства, но их послания впоследствии были приравнены традиционной церковью к посланиям самих апостолов и на их базе было развито учение о разделении христиан на духовенство и мирян, совершенно несвойственное первоапостольской церкви.

Подмена авторитета духовного авторитетом административным не могла не отразиться на состоянии церкви - духовный уровень христиан стал все более и более понижаться. Старые христиане вспоминали свою юность, когда церкви пламенели в силе Святого Духа, когда Господь обильно изливал дары, подкреплял слова христиан силами и знамениями. Молодые верующие, новообращенные, об этом уже знали только по рассказам. О славном событии, которое произошло в день Пятидесятницы, о массовом излиянии Духа Святого, о радости в доме Корнилия, когда сошел на всех слушающих Дух Святой, о крещении ефесских учеников, которых посетил Павел, говорилось все реже.

В ранней церкви состав руководства церкви было скорее харизматическим, нежели назначенным. Однако из-за того, что постоянно появлялись ереси и заблуждения, роль харизматического руководства постепенно принижалась, а роль назначенного руководства усиливалась. Верующие люди в церквах стали обращаться более к тем, кто был назначен другими авторитетными руководителями, чем к тем, у которых проявлялись необычные сверхъестественные способности. Постепенно сложилось понимание, что Дух Святой, в сущности, работает через епископов. Начали считать, что особенная способность сотворения чудес принадлежит только особо святым людям и что обыкновение люди не могут участвовать в подобных проявлениях Духа Святого. Таким образом, проявление духовных даров было ограничено. Стремление к таким духовным дарованиям как пророчество, разные языки, истолкование языков, исцеления - все то, что составляло неотъемлемый харизматический атрибут служения первоапостольской церкви - встречалось все реже и реже, хотя и занимало все еще важное место в служении.

Игнатий, епископ начала второго столетия, писал о способности пророков понимать небесные вещи и сообщал о своем собственном особом даре такого рода, который он должен «сдерживать со смирением». Авторы «Дидахе» и «Пастыря» (неканонические писания второго столетия) признавали, что пророки говорят в Духе; первого, в основном, беспокоили лжепророчества, в то время, как второй – по имени Герма - говорил о действиях Духа, когда он видел свои видения. В своем послании к Коринфянам (2, 2) Климент (100 г.) напоминает общине в Коринфе что «полное излияние Святого Духа было на всех», и что «служители благодати Божией говорили в Духе». Письмо от церкви в Смирне, под названием «Мучения Поликарпа», написанное для того, чтобы рассказать о происходящем своему любимому старому епископу Поликарпу, перед тем, как он был сожжен в 155, намекает на опыт говорения на иных языках. Иустин пишет: «Теперь мы можем видеть среди нас женщин и мужчин, обладающими дарами Святого Духа». Перечисленные церковные писатели были хорошо осведомлены о Павловом перечне даров Святого Духа и считали, что ни один из них не исчез.

Как отмечает богослов Густав Адольф Юлихор, угасание дара языков началось примерно в 125 году.

Нужно сказать, что после времен апостола Павла писатели ранней церкви периодически обращались к теме говорения на иных языках. К тому времени христианство распространилось по всему Древнему миру и даже оправдало себя в глазах интеллигенции того времени. Многие писания тех церковных писателей, которые стремились объяснить сущность и уникальность христианства враждебному миру, дошли до наших дней. Эти авторы - отцы церкви, как их называют – мало известны даже очень высокообразованным читателям сегодня, но многие из этих людей были такими же талантливыми и способными, как большинство выдающихся языческих писателей первых столетий нашей эры. Примечательно, что среди этих интеллектуально искушенных писателей крещение Духом Святым было известно и принято, как один из особых даров, данных христианам сверхъестественным образом. Эти писания являются важной частью церковной истории на тему говорения на иных языках.

Однако, почему говорение на иных языках так редко упоминается в писаниях отцов церкви? Непреложный факт состоит в том, что Церковь была тяжело угнетаемая и преследуемая. Отцы церкви писали свои книги, чтоб приобрести понимание и принятие во враждебном мире. Как указывали апостолы, говорение на иных языках не продаётся покупателям, но даётся для личного поклонения и научения и, когда это используется именно таким образом, это становится очевидным для всех знаком духовности (Деян. 8:18-20; 1Кор. 14:22-25). Впоследствии о христианах стали распространятся самые дикие слухи. Их обвиняли, что христиане поедают новорожденных младенцев, что своими заклинаниями они вызывают неурожаи, наводнения и землетрясения. Христиане старались быть рациональными в своем поведении при избытке чувств. Они должны были показывать, что христианство было разумной верой, вполне приемлемой для окружающего мира. Разговоры об иных языках только подливали бы масла в огонь, который горел иррациональным отвержением христиан, как монстров или, в лучшем случае, как подозрительных личностей. Это не означает, что церковь отрицала иные языки. Просто она не могла позволить энтузиазму такого рода преобладать и поставить под угрозу само существование церкви во времена преследований. Говорение на языках постепенно прекращалось.

Это вызывало чувство недовольства и беспокойства у определенного числа христиан. Несмотря на общее состояние христианства, во все века и во все времена (как показала история) в церквах христиан были люди, исполненные Святого Духа и веры, которые не только не были удовлетворены положением в церквах, но и ревностно, самоотверженно старались предостеречь других от пагубности ошибочного пути, или неверного выбора, старались вывести церкви на путь истинного поклонения Богу в духе и истине, спасти церкви от омертвляющего догматизма, застоя, косности, бездуховности. Жизнь таких людей, как правило, была трудной, трагической, но тому и должно было быть, ибо говорил апостол Павел, что "все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3:12). И в таких случаях гонение приходило в первую очередь от власть имущих в церкви, от тех мертвых духовно христиан, которые не хотели никаких перемен, никакого пробуждения, которые были самодовольно удовлетворены своим загнивающим, заплесневелым греховным состоянием.

Во второй половине второго века появился проповедник, который во весь голос стал звать христиан к возвращению к прежним формам служения в первоапостольской церкви. Это был Монтан - бывший языческий жрец из Фригии (по крайней мере так говорили о нем его недоброжелатели). Монтан и его сторонники выступили против омирщвления церкви, против греха, с которым христиане уже стали смиряться. Монтан призывал верующих пробудиться, исполниться силою Святого Духа, ревновать о духовных дарах. Убедительность его проповеди многих христиан пробуждала, обновляла, заставляла встрепенуться. Пробужденные верующие, исполненные Святым Духом, в свою очередь становились проповедниками. Началось большое движение, которое по имени его основателя Монтана было названо монтанизмом. Последователей этого движения стали называть монтанистами. В их среде верующие снова пророчествовали, говорили языками. Было много случаев, когда после принятия крещения многие люди говорили на языках. Волна Божией благодати, живительная волна прошла по христианским церквам. Официальные руководители церкви, стремясь дискредитировать движение монтанистов и персонально Монтана в глазах христиан, выдвинули против них обвинение в некоторых крайностях (скорее мнимых, чем дейсвительных), которых при этом допускались. Так, в частности их обвиняли в отрицание положительной роли образования, искусственном вызывание гонений и т. д. Но при этом следует иметь в виду, что о личности, действиях и учении Монтана достоверной и объективной информации нет - и все названные крайности могут быть приписаны официальными историками официальной церкви с целью исказить, очернить образ Монтана и его последователей. Достоверно известно только то, что Монтан был отлучен от церкви, как того, впрочем, и следовало ожидать. Подобная практика отлучений истинных ревнителей дела Божьего впоследствии стала нормой, правилом борьбы с ними со стороны падшей церкви, падших руководителей. Встречается это, к сожалению, и сегодня.

Но труд Монтана не пропал напрасно - влияние Монтана было очень большим, как и размах вновь появившихся харизматических проявлений. На некоторое время церковь ободрилась, получила новый заряд духовных сил, проявились в ней дары Святого Духа. И даже языческий философ Цельс, яростный противник христианства, отмечал в 177-180 годах, что в христианских церквах наблюдается всплеск говорения на иных языках.

Одним из близких соратников Монтана в проповеди оживления церкви, был видный деятель христианства Ириней (130-202 г.). В 170 году апостольский ученик Поликарп послал его в Галлию для проповеди Евангелия, с 177 года он принял служение лионского епископа. Он - первый богослов ранней церкви. Его перу принадлежит много богословских трудов: "Пять книг против ересей", "Книги разных рассуждений", "О познании", "Изложение проповеди апостола Павла" и другие. К сожалению, эти сочинения Иринея не дошли до настоящего времени целиком и известны лишь только по упоминаниям у древних историков и по отрывкам, найденным в разное время. В своем труде «Против ересей» он писал: «некоторые определённо и истинно изгоняют бесов, и те, которые были таким образом очищены от злых духов, часто обращаются к Христу и присоединяются к Церкви. Другие имеют дар предсказания: говорят пророческое слово. Другие же видят видения и возлагают руки на больных, и те получают исцеления». В другом месте в том же сочинении Ириней пишет про тех «кто принял Духа Божья, и кто через Дух Божий говорит на всех языках, на которых говорит Он Сам. Таким же образом, мы слышим многих братьев в Церкви, которые обрели пророческие дары, и которые посредством Духа говорят на разных языках, для всеобщей пользы освещают скрытые для людей вопросы, провозглашают тайны Божии…»

Другим виднейшим сторонником Монтана был знаменитый богослов Тертуллиан, по происхождению римлянин Он родился в Карфагене около 160 года, получил юридическое образование и был выдающимся юристом своего времени. Им написано около 225 сочинений. Приняв христианство, он вскоре стал пресвитером христианской общины в Карфагене. В 202 году Тертуллиан примкнул к монтанизму и пребывал в нем до конца своей жизни. В сочинениях Тертуллиана уделяется большое внимание практическому христианству, содержится много практических советов для духовной жизни христиан. В частности Тертуллиан вспоминает «некоторых пророков, таких, которые не говорили человеческим разумом, но Духом Божьим, предсказывали будущее и открывали секреты сердца (1 Кор. 14:25); пусть производят псалом, видение, молитву - только пусть это будет от Духа, в экстазе, в восхищении, всегда, когда появляется истолкование».

В третьем веке - хотя это официально еще не было узаконено церковью - уже существовало крещение младенцев, что являлось отступлением от учения Иисуса Христа, и Тертуллиан бил тревогу. Он протестовал также против все более и более возрастающей власти епископов. Некоторые епископы в свою очередь притесняли Тертуллиана. Тем не менее, в рядах монтанистов пребывал и епископМелетий из Смирны, о котором говорят предания, что он жил «полностью под воздействием Духа Святого».

Ориген (род. в 200 г.), выдающийся греческий богослов 3-го века, учил в первом христианском институте в Александрии и был автором первого учебника по систематическому богословию. Он говорил, что имеет место изгнание бесов, исцеления, пророчества о будущем. Ипполит Римский (род. В 200 г.), пресвитер римской церкви, выдающий западный богослов 3-го века, упоминает что в церкви есть учителя и исцелители, одаренные Духом Святым. Евсевий Кесарийский (260 – 340 г.), отец церковной истории, свидетельствовал, что люди ”были в Духе, говоря и произнося странные слова…» Григорий Богослов (329 – 389), весьма образованный монах, сыгравший большую роль в определении сущности Иисуса Христа в спорах на Константинопольском соборе в 381 году, на котором он председательствовал, говорил, что «Дух еще работает через людей лично». Из церковных преданий известно также о харизматических проявлениях в деятельности монаха- пустынника Макария (4 век).

Дело монтанистов не исчезло бесследно. Сохранились некоторые скудные исторические сведения о золотой нити преемственности между христианскими поколениями в те первые века христианской веры. Константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (Кризостомус) (345-407) сообщает, что в 397 году в константинопольской церкви еще были дары разных языков. Но следует сказать, что с упражнением этого дара вовсе не связывалось представление о спасении. Вот что буквально писал Иоанн Златоуст: «А ныне я не имею нужды в знамениях. Почему? Потому что я без чуда научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю разными языками, но я знаю, что я очищен от грехов». [4]

Историк церкви пятого столетия Созомен пишет, что Пахомий, настоятель монастыря в Египте, умерший около 346, был известен, как человек, «говорящий на языке ангелов».

Церковный писатель Августин писал, что в «ранние времена Дух Святой почивал на тех, кто веровал: и они говорили на иных языках, которых они никогда не учили, так как Дух давал им знание. Это были знамения, приемлемые для того времени, ибо это исходило от Духа Святого, дабы явить, что Евангелие будет проповедано по всей земле на всех языках».

После смерти Монтана, Иринея и Тертуллиана монтанизм утратил свой энтузиазм, упоминание об иных языках сократилось до отдельных случаев, но отнюдь не существовало никакой богословской критики этого явления. Движение монтанистов стало ослабевать под все возрастающим натиском номинального христианства с "человеческим лицом" и в дальнейшем как организованное движение исчезло, но как учение, как стремление к духовности, оно многократно возрождалось в истории церкви лучшими Божьими детьми, которые ревновали о служении Господу в духе апостолов.

После 312 года, когда христианство из гонимой, преследуемой церкви превратилось в государственную религию Византии, в церковную жизнь были введены многие обычаи и ритуалы, не имевшие места в первоапостольской церкви и представляющие из себя причудливую смесь иудаизма, остатков язычества и собственных изобретений. Произошло смешение христианских доктрин с языческой философией. История церкви представляет этот период времени как катастрофическое ужасное духовное падение. Вот «человеческое лицо» христианской церкви.

В третьем веке, при смешении христианских доктрин с языческой философией, принимается учение о "пресуществении", то есть учение о том, что хлеб и вино во время совершения хлебопреломления употребляются не в виде символов, а действительно превращаются в тело и кровь Иисуса Христа.

В четвертом веке молитвенные дома христиан приобретают специфическую архитектуру, в них появляются алтари (самое святое место в храме), вводятся специальные ритуалы и церемонии, частично заимствованные из иудаизма, частично - из язычества. Духовенство облачается в специальные одежды. В 342 году, вопреки учения Иисуса Христа, было узаконено в церкви крещение младенцев. В 375 году - принято поклонение Деве Марии, как промежуточному ходатаю между Богом и человеком. Год 400 ознаменовался введением молитвы за умерших

В пятом веке устанавливается не только поклонение Деве Марии, но и святым заступникам, вопреки учению Нового Завета о том, что "един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:5). В 528 году был принят монастырский устав ордена бенедиктенцев.

В шестом веке начался ввод целибата (безбрачия) для духовенства, который был окончательно узаконен в 7 веке. В том же седьмом веке в церкви змеем гнездится начало симонии - приобретения церковных должностей за деньги (по имени Симона-волхва, который хотел за деньги купить у апостолов власть ниспосылать Духа Святого по своему усмотрению (Деян. 8:18-24).

В девятом веке начинает прослеживаться стойкое стремление папы римского к политическому владычеству над народами и покорению всех самостоятельных церквей и патриархов под свою руку. Под этой подоплекой обостряется затянувшийся спор, противостояние между Римско-католической и Греко-Византийской церквами, который велся якобы по богословскому вопросу о том, как исходит Дух Святой - от Отца или от Отца и Сына. Противостояние это возникло уже давно - еще в первых веках существования христианства. Кроме этого богословского спора о нисхождении Духа Святого, напряженности способствовал раскол Римской империи как государственного образования на Западную Римскую и Восточную Римскую (Византийскую) империю в 395 году. Незаконные притязания римских пап на безраздельное господство над всеми христианами обостряет это противоречие, и в одиннадцатом веке происходит разрыв между восточной и западной церковью. Внешне это выглядело так: в 1054 г. посол папы римского кардинал Гумберт возложил на престол храма Софии в Константинополе грамоту, отлучавшую от церкви патриарха Михаила Курулария. В ответ на это Константинопольский собор предал анафеме римского папу.[5] Имели место и вооруженные столкновения.

В одиннадцатом веке следует еще одно кощунственное извращение христианского учения - католической церковью вводится учение о "чистилище", банальная сущность которого состоит в выколачивании денег верующих: если люди будут платить деньги церкви, то их родственники на том свете быстрее пройдут "курс очищения" в "чистилище" и скорее попадут в рай…

Постепенно в церкви вводится поклонение священным предметам: щепкам и гвоздям от креста Господня, слезам Девы Марии, волосам апостола Петра и т.д. Впоследствии швейцарский реформатор Жан Кальвин иронично скажет, что из тех бревен и щепок, которые выдавались за "настоящий" голгофский крест, можно было построить корабль... Расцветала торговля индульгенциями, которые якобы давали прощение грехов за деньги. Начались захватнические и кровопролитные "крестовые походы" во имя «освобождения Гроба Господня в Иерусалиме из рук мусульман».

А поклонение иконам?!.

А зверства инквизиции после 1232 года, когда был установлен институт трибуналов широко разветвленной сети "святой инквизиции"?..

Лежит пятно позора на христианской церкви, отступившей от истины и благодати. Позор. Позор!.. И этот позорный список можно бесконечно продолжать. Это - горькая правда. Все это было. Не хочется верить. Но все это, действительно, правда. Это имело место в истории церкви, которая считала себя Невестой Иисуса Христа. В отступившей, падшей церкви.

Но неоспоримой правдой является и то, что в это жестокое время, в этом мрачном царстве, среди алчности священников, честолюбия папы, разврата кардиналов, среди еретического и разлагающего своей тлетворной атмосферой учения, были люди, которые не могли смириться и не смирились с засильем греха и отступничества в христианской церкви - они, «живя среди этого развращенного рода ежедневно мучились в праведной душе своей, видя и слыша дела беззаконные», как говорил апостол Петр (2 Петр. 2, 8), стремились иметь чудное исполнение Святым Духом в силе, при сопровождении чудес и знамений. Понятно, что эти люди не жили легкой жизнью - в той или иной мере они испытывали давление официальной церкви, к ним применяли политику "выкручивания рук", а зачастую и физически уничтожали.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.