Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 6. Единение со Христом





Читая Евангелие, Иван подолгу задумывался над словами Христа: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" и "Я семь Лоза, а вы ветви". Как это быть в Нем? Как это Он в нас пребудет? Мудрец древности Платон, выражает глубокую тоску по высшему существу, появление которого удовлетворило бы неудовлетворенное стремление человека к свету. Эта тоска свойственна человеку вообще. Знал ее и Иван Онищенко. Не было у Ивана человека в своем селе или даже в семье, который мог бы силой своего слова, силой примера своей жизни дать ему силу идти вперед, спастись от пороков, спасти себя от смерти. В детстве он ходил с матерью, реже с отцом, в церковь. Там был священник большого роста - отец Емельян, доброй души человек. Он казался Ване верхом совершенства и добродетели. И мальчику хотелось подражать батюшке во всем: и в походке, и в манерах, и в голосе. Но когда Ваня подрос и стал разбираться в пересудах людей, он много узнал о священнике такое, что очень ранило его душу. Другой человек - его крестная, тетя Катя, была хорошей учительницей. Но подражать ей в чем-либо Ивану не хотелось. Он просто любил ее за мягкий характер, за знания, за то, что она была его крестной. Значущей фигурой был прадед Тимофей - трудолюбивый, разбогатевший человек. Но быть похожим на него Иван не стремился. Он понимал, что богатство не делает человека лучшим. Отец Вани любил семью, детей, но был молчалив, замкнут. И мальчик сторонился отца. Мать была близка ему, но она его любила и только. А юноше всем своим существом хотелось иметь высокого друга, значительного человека, от которого можно было бы многому научиться. Но такого не было. Была непомерная тяга к Богу. С детства, с юности он верил, устремлялся к небесам, но это было слишком высоко, слишком недосягаемо. Чаще всего от этого он унывал и даже плакал. И вот, когда он получил подарок отца, он приобрел ангела - Евангелие. Его покорило открытие Иисусом Христом лица Отца небесного: "Я открыл имя Твое человекам". Бог евангельский, Отец был близок душе Ивана, покорил своей доступностью, близостью. Заповедь любви к своему Богу и подобная ей - к ближнему своему - стала близкой Ивану. Он теперь жил ею. Быть совершенным, как Отец. Эта заповедь стала самой дорогой и насущной. Но как? Ведь Отец это Бог, это Дух. Его никто никогда не видел. Как же быть таким как Он? И на этот вопрос отвечает Сам Сын Божий, Иисус Христос: "Пребудьте во Мне, и Я в вас". Внимательно и много раз читает Иван слова учения Иисуса Христа, читает о Его жизни, поступках, о Его стремлении исполнить волю Отца Своего. Ивана поражает сопоставление Христа с Отцом: "Я и Отец одно". Он читает, как достигал этого Иисус. Хотя Он и Сын, однако с воплем и слезами во дни плоти своей достигал навыка в совершенном послушании. Иисус Христос стал для Ивана совершенным примером. И этот пример действовал как живой, исполненный силой и действенности. Живой Христос стал для Ивана светом и жизнью. Христос открыл дверь жизни вечной:,,Я семь путь и истина и жизнь". "Верующий в Меня не умрет". Иван познал единение с Богом через Иисуса Христа. Он размышлял так: "Теперь единение мое со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним. Я всегда имею Его перед глазами и в сердце. Достигнув единения со Христом, я спокойно перенесу удары судьбы, устою против злого, ибо кто в состоянии теперь меня угнетать. И кто не будет охотно переносить страдание, тот не понял Христа. И, проникнутый любовью к Нему, я в то же самое время обращаю сердце мое к братьям, которых Он тесно связал со мной, за которых принес Себя в жертву". И Иван понял, что единение со Христом, единение с Богом, это не только личное совершенствование. Живя на земле, люди не должны мучить ни себя, ни других. Они должны жить в мире и согласии. Тогда возможно счастье. Но люди не живут так. Они не ведают, что верно и что неверно, как надо и как не надо. А если и знают, то не делают это, подвергаясь соблазнам и обману. Да и откуда им знать это? Вот он узнал из Евангелия. А кто в их селе еще знает это? Иисус пришел, говорил, учил, пострадал, утвердил смертью правду. А кто теперь будет продолжать это дело? И внутренний голос ясно и определенно отвечал Ивану: "Ты понесешь эту весть людям. Ты должен быть светом, светящим в темном царстве. Ты должен быть глашатаем истины. А если и придется, не должен убояться положить жизнь за друзей своих, за всех людей, за истину". И Онищенко увидел, что уже скоро год, как он получил подарок от отца, год сам радуется ему и так изменился к лучшему. А другим об этом не сказал. Он знает истину и должен помочь людям познать ее. Однажды в воскресный день он подошел к небольшой речке и наблюдал, как по воде плыли кучки сухих листьев и обломки веток. И как, ударившись о торчащий из воды камень, они разваливались и рассыпались. "Вот так и мир, и люди, которых несет река жизни. Не имея управления, они попадают на скалистые места, ударяются о камни и погибают. Ведь во всей Основе только у одного меня есть Евангелие на русском языке. Это послал мне Бог и послал для спасения многих..." В тот же вечер в старом церковном саду он долго сидел на скамье и напряженно думал. И вдруг как будто кто толкнул его. Молодой, красивый, в серой гимнастерке, в картузе с лакированным козырьком, он поднялся со скамьи, подтянул ремень, одернул гимнастерку и почти крикнул: "Иду! Иду проповедовать Христа!" Он был еще очень молод, но горящее сердце, беспокоящаяся о людях душа, сознание долга перед Богом звало его на подвиг души - возвещать благую весть о спасении. И он пошел...

Глава 7. Домашняя церковь

Была ранняя весна. На защищенных от северных ветров проталинах зеленело. Усадьба Федора Онищенко вся потемнела. Все казалось черным и старым, и только, просыхая на солнце, приобретало уютный и даже веселый вид. В воскресное утро в большой комнате собралась вся семья Онищенко за длинным дощатым столом, покрытым новой клеенкой. Федор Петрович сел за стол первым, Около него сел старший сын Ваня. Далее по обе стороны стола сели шестеро сыновей и две дочери. В конце стола села мать с полуторогодовалой девочкой на руках. Отец тонкими ломтями нарезал хлеб и должен был первым взять ложку, что было обычным началом обеда. Но он медлил и, казалось, что-то выжидал. Уславливались отец и сын или это шли события своим необъяснимым и удивительным чередом, но Иван поднялся и проникновенно сказал: "Будем молиться". С готовностью поднялся отец. Посматривая друг на друга, один за другим встали сыновья. Поднялись девочки, причем одна из них хмыкнула, а другая чувствительно толкнула ее локтем. И только мать осталась сидеть с девочкой на руках. Место между лавкой и столом было узкое, и подняться она не смогла. Тогда Иван поднял голову и звонким голосом произнес: "Боже наш, благослови нас принять пищу во имя Твое и во славу Твою. Аминь". Несколько голосов нестройно и непривычно отозвались ему. Отец серьезно и твердо сказал последним "Аминь", сел и, когда все сели, взял первым ложку. Обед начался. Это была первая семейная молитва в доме Онищенко. Истинно верны слова: "Без слова приобретаемы были". Кушали молча. Все было необычным, но торжественным. Так себя эта семья еще никогда не чувствовала. На лице отца прослеживалось удовлетворение. Он молча благословлял сына. Когда обед закончился, отец не торопился подниматься. Снова поднялся Ваня. Все встали уже без приглашения, и Ваня снова молился: "Боже, благодарим Тебя за пищу. Благослови нас во всем. Аминь". Все ответили этим добрым, таким новым в этом доме словом "Аминь". Отец не выходил из-за стола, продолжая сидеть. Все тоже оставались на своих местах. Ваня взял у матери ребенка и передал одной из сестер, а сам стал с другой сестрой помогать матери убирать со стола посуду. Когда отодвинули лавки от стола, мать застелила стол новой праздничной скатертью. Ваня взял с подоконника Евангелие, развернул и благоговейно поцеловал. Когда он встал на колени и его примеру последовал отец, тогда и все дети встали на колени. Это было до слез трогательно. Вытер глаза отец, передником смахнула слезу мать, а Иван, раскрыв Евангелие, прочитал так отчетливо, чтобы поняли все дети: "Но Он сказал им следующую притчу: "Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед, возьмет ее на плечи свои с радостью; И пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии". Он положил на стол книгу и обвел глазами все лица. Отец слегка побледнел, и глаза его стали более сосредоточенные. Он с детских лет был пастухом у дедушки Тимофея и столько видел удивительных происшествий с разными животными, случаев жестокости и сострадания. И в памяти вставало былое, далекое и печальное. Мать перевела всю притчу на своих деток, вспомнила, как ее шестой сынок пропал из дому, как его искали и сколько перестрадали, думая только о нем. А дети, каждый по-своему, но одинаково по силе жалели пропавшую овечку, представляя себе ночь, поиск, радовались находке: нашел, несет на плечах! Иван знал свое сердце, и это давало ему способность понимать слушателей. Увидев как разбужены все, как работают сердца и мысли всех, он стал говорить, обращаясь к каждому. Еще раз, но уже своими словами пересказав прочитанное, он уподобил это людям и Иисусу Христу. Образно нарисовал картину любви, картину ухода человека от Пастыря, картину страданий и вдруг - спасение! Это кровь Иисуса Христа спасает нас и очищает от всякого греха. Это любовь Христа, отдавшего за нас жизнь Свою. Он умер и воскрес для нашего оправдания... Федор с трудом сдерживался. Он живо вспомнил, как у него, когда он пас овечек у деда Тимофея, пропала из стада одна овечка. И как он ходил ее искать, как звал и как нашел, как нес и радовался. А когда Иван закончил говорить, Федор не мог сдерживаться более, упал на колени и рыдал, не имея сил что-либо сказать. Дети с сочувствием смотрели на отца. Двое старших плакали. Когда Федор, излив себя в молитве, умолк, Иван, взяв его за руку, сам стал горячо молиться, благодаря Бога за все, что совершается по Его воле. С тех пор семья каждый вечер собиралась на молитву. Иван читал из Евангелия понятные всем места, дети спрашивали, он разъяснял. Стала заходить к ним тетя Катя и некоторые из соседей. Вскоре эти часы рассуждений, часы молитвы стали желанными. Так Иван познал сладость служения Богу словом, добрым влиянием. Так образовалась первая церковь села Основы на юге Украины, домашняя церковь семьи Онищенко.

Глава 8. Зрелость

Тетя Катя, учительница села Основы, сестра матери Ивана Они-щенко, пользовалась большим уважением односельчан. Рано овдовев и не имея своих детей, она всю свою жизнь посвятила обучению детей и воспитанию у своих учеников душевных качеств. В этом она видела свое призвание. Всю же ласку и исключительную любовь она излила на своего племянника. Обладая богатой библиотекой, оставшейся от покойного мужа, она прочла лучшие из книг и приобщила к ним мальчика. Ваня рано научился читать, а благодаря тете к шестнадцати годам он прочел греческих классиков, хорошо знал древнюю историю, жадно читал стихи, среди которых были и стихи, написанные тетей Катей. И теперешнее чтение Евангелия ложилось на уже хорошо подготовленную почву. От Слова Божьего в семье Онищенко возгорелся духовный огонь. И тетя Катя тоже с жадностью пила живую воду, льющуюся чрез уста своего любимца, крестника Ивана. Но так же, как и Ивану, тете Кате хотелось расширить круг участников чтения Евангелия, вовлечь в этот круг многих людей своего села. В селе имелась церковь, был и священник. Там по воскресным дням читалось Евангелие псаломщиком, болезненным Петром Васильевичем, но было оно на старославянском языке, читалось нараспев, сочетаясь с канонами службы, и мало кто понимал его. Регулярно посещая церковные службы, мало кто знал, в чем же состоит учение Христово. Благоговели пред именем Господним, а жили, как кому приходилось. Назревала необходимость знакомства мирян с Евангелием. И тетя Катя, посоветовавшись с отцом, матерью и сыном Онищенко, решила собирать людей на чтение в своем доме, где в большой комнате она постоянно проводила занятия с детьми. Чтобы не вызывать недобрых нареканий священника, чтение было назначено в воскресенье вечером, когда служба в церкви уже кончилась. В пятницу учительница обошла многие хаты и пригласила на вечер в воскресенье собраться у нее и молодых, и старых. Зашла и к батюшке, пригласила и его. И, к ее удовлетворению, отец Емельян согласился прийти, хотя внимательный глаз тети Кати не мог не заметить беспокойства на бородатом лице. В воскресенье к вечеру в доме тети Кати собралось довольно большое количество людей; много пришло молодых. Необычность чтения заинтересовала, да и развлечений в селе не было никаких. Иван Онищенко, одетый в светлую рубаху, сидел в углу за длинным столом и серьезно разговаривал с почтенным лавочником. Вдоль стен на лавках сидели кто постарше. Молодые стояли, и тетя Катя выносила еще табуретки. Кто-то внес длинную доску, чтобы соорудить лавку из табуреток. Отец, мать и старшие дети сидели против Ивана и торжественно, празднично ждали. Последним пришел Емельян. Его усадили в принесенное из другой комнаты кресло. - Ну что, Ваня, будем начинать? - спросила тетя Катя, видя, что больше и не вмещаются, да и пришли, наверное, кто собирался. Иван, молодой, светло русый, поднялся и осмотрел всех. Никогда он еще не стоял перед таким собранием людей. Все смотрели на него. Взгляд его упал на старого священника, и неожиданно для себя он мягко, с почтением сказал: - Отец Емельян, пожалуйста, попросите у Бога благословения на чтение Евангелия! Тяжелым движением священник поднялся с кресла. Рука его слегка дрожала: - Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь! - три раза сипловатым басом проговорил он. "Аминь", - хором отозвались ему дети, юноши и старики. Иван протянул батюшке Евангелие, а тот передал его Петру Васильевичу, псаломщику, сказав: "Читать псалом Давида "Благослови, душа моя, Господа". Псаломщик встал, откашлялся больной грудью и стал читать на непривычном ему русском языке. Дочитав до последнего стиха, он снова закашлялся и просяще посмотрел на тетю Катю, всегда сострадающую его недомоганию. Тетя Катя попросила у псаломщика передать ей Книгу, раскрыла ее на 5-ой главе Евангелия от Матфея и внятно, как в классе перед учениками, стала читать. Голос немолодой учительницы звучал бодро. Иван внимал знакомым словам и волновался, как будто слышал их впервые. Может, вот так звучал голос Иисуса Христа, когда Он говорил народу и смотрел на лица слушающих. Вот старик нагнул голову и задумчиво качает ею. Старуха подперла рукой подбородок, смотрит полузакрытыми глазами, и губы ее что-то шепчут. Молодая девушка всматривается в лицо тети Кати широко раскрытыми глазами, пальцы ее рук перебирают край повязанного на шею платка. Дети притихли, всматриваются в лица взрослых, понимая, что тетя Катя читает что-то необыкновенное. Солнце уже заходило, и в комнате становилось темно. Галя, мать Ивана, принесла керосиновую лампу и поставила на стол. В небольшой для такого собрания людей комнате становилось душно, хотя низкая дверь была раскрыта настежь. Красноватое пламя лампы вытягивалось вверх, тени на стенах казались пляшущими и причудливыми. Все слушали как зачарованные, а тетя Катя продолжала читать, и ее голос, казалось, все крепчал и нарастал. В кресле послышался стон. Учительница остановилась и беспокойно посмотрела в сторону отца Емельяна. Он сделал усилие и поднялся. - Я устал. Целый день служба, а я уже стар. Пойду домой, а вы читайте, - добавил он, мягко посмотрев в сторону уважаемой им учительницы. Псаломщик тоже поднялся, взял старого священника под локоть, и оба, попрощавшись наклоном головы, вышли из комнаты. Учительница дочитала нагорную проповедь и, закрыв книгу, подала ее Ивану. Все зашевелились, послышались вздохи. Но никто уходить не собирался. Тогда поднялся Иван. Находясь под впечатлением прочитанного, он хотел рассказать это еще раз своими словами, своим сердцем. Но в душе возникло другое настоятельное требование. С этим требованием он шел в дальнейшем всю жизнь: указать людям открытый Христом путь спасения. Путь спасения от смерти, путь жизни вечной. Он решил говорить о всепрощающей милости Божьей и о пролитой крови Христа на Голгофском кресте, чем Он принес спасение всему человечеству. В нем проснулся дар проповедника. И никем не наученный, самобытно, от Самого Духа Божия, он стал говорить: - Дорогие мои соседи, мои братья и сестры! Господь благословил нас слушать Евангелие, Благую весть, принесенную на землю Сыном Бога, Иисусом Христом. Слава Ему! Несколько человек набожно перекрестились. Люди, которые стояли, подошли поближе к говорящему. Все стали ждать, что скажет Ваня, которого знали, как замкнутого, несколько одинокого юношу, почти не играющего со сверстниками, не бывающего на вечеринках с их танцами, песнями и нередко драками. А Иван продолжал: - Прекрасно и совершенно создан Богом мир Его. Хозяин насадил виноградник, обнес его оградой, построил точило, поставил виноградарей, чтобы они возделывали его. Поручив им труд и все остальное, он на время отлучился. Так вот мы и есть те виноградари, которым поручено дело хозяином, нашим Богом. А как живем мы? Как трудимся? Чистые ли мы сердцем, чтобы узреть Бога? Являемся ли мы солью земли, осаливающей ее от порчи, от гниения? Свет ли мы миру? Прощаем ли мы друг другу ошибки или прегрешения? Братья ли мы друг другу или ненавистники и недруги? Молимся ли мы Богу с раскаянием в сердце или становимся на колени, а Он не слышит нас? Живем ли мы благоговейной жизнью или превратили ее в место плача и скрежета зубов? И храмы наши - храмы Бога или же вертепы разбойников? Виноват ли в этом кто-то или мы сами виноваты? В душной комнате была абсолютная тишина. Казалось, невидимый Дух разбудил этих людей, и они, встревоженные, ждали, что же будет дальше. Иван продолжал: - Я не имею право такими вопросами обвинять или осуждать вас. Я говорю это и себе. Эти вопросы дли размышления ко всем. И я знаю, что все мы хотим быть и солью, и светом. Хотим сами жить честно и любим, если кто так живет, без лжи, уважая других. Но мы, то есть наша душа, живет в теле, и дух и плоть вечно воюют друг с другом. И Христос говорит: не живите телом, его интересами, живите духом, богатейте духом. Иван видел, что внимание слушающих стало падать, видимо, потому, что он стал повторяться. Упирать на чувства он не хотел. Вызванная слеза может скоро высохнуть. Надо, чтобы сказанное было понято глубоко, чтобы осталось навсегда. Но где то слово? - Дорогие братья и сестры, - стал он говорить то, что, как ему казалось, было важным в данный момент, - первое, это надо всем покаяться. А это значит признать, что мы живем не так, как надо. А жить как надо - это не ждать, чтобы тебе служили, а самому служить для спасения ближних. Иисус Христос служил каждому, Он мало спал, мало ел, Ему негде было преклонить голову, а Он служил. И не смущался, что Его не понимали и часто смеялись. Он знал, что такая о Нем воля Бога. Такая воля Бога и о каждом из нас. Христа гнали, били, плевали в Него и распяли. Он умер и воскрес, и живет в обителях Отца, а также и в наших душах. Он для нас путь, истина и жизнь. Он утвердил Свое учение на Голгофе, вознесен до высот Отца небесного. Все уже устали, было поздно. Дети со стариками стали расходиться. Тогда Иван снова обратился ко всем. - А теперь давайте преклоним колени и все, кто как может, поблагодарим Господа за Его милость и любовь к нам, грешникам, за Его великое и Святое Слово. Все преклонили колени и молились, кто как мог. А затем Иван сказал: - Дорогие друзья! Хорошо, что вы пришли сегодня. Пусть вопросы, которые возникают в свете Евангелия, будут с вами. Многие из вас слушали впервые Евангелие на понятном языке. Приходите еще в воскресенье вечером, после церковных служб. Так, тетя Катя? - Прошу всегда в мою хату, - тепло сказала учительница, провожая пришедших. А когда все ушли и они остались вдвоем, Иван сказал: - Тетя Катя, где найти такое слово, чтобы оно разбивало духовный сон, чтобы будило, давало силы людям понять себя, оставить зло и идти по новому истинному пути? - Не смущайся, Ваня. Чтение Евангелия само по себе такое слово. Только и тебе, и мне, и всем, кто берется читать Его, надо быть такими, какими хотим, чтобы были люди. Будешь сильным - и скажешь сильно. Будешь святым - свято и скажешь. Когда Ваня выходил из калитки дома тети Кати, он столкнулся со своим другом Михаилом Ратушным. Тот тоже пришел на читку Евангелия, но уже в конце и стоял на дворе никем не замеченный. - Здравствуй,Иван. - Здравствуй, Миша. - Пойдем вместе домой.

Глава 9. Друзья

К полуночи тучи разошлись, и небо очистилось. Луны не было, и только мерцали далекие звезды. Медленно пошли друзья по улице в сторону своих хат. Иван Онищенко и Михаил Ратушный были ровесниками. Иван научился рано читать и писать у своей тети. Родители же Михаила, бедные крестьяне, не могли отдать сына в школу, и он был неграмотный. Тяга же обоих юношей к истине, к Богу была одинаково сильная. Когда Иван говорил, что Бог дал ему свет, а Михаилу разум, он, видимо, имел в виду свою возможность читать (по пословице "Учение - свет"), а Михаил мог пользоваться только даром разума, которым отличался от своих сверстников. Когда Михаилу исполнилось 15 лет, родители отдали его в семью Онищенко, где Иван, научившийся у деда Тимофея сапожному ремеслу, обучал этому и своего приятеля. Юноши сблизились и стали друзьями, делясь сокровенными думами и желаниями. Иван много рассказывал Михаилу из прочитанного, и тот по праву считал его своим наставником. Первым заговорил Ратушный. - Слушал я эту первую в нашем селе читку Евангелия и вспоминал, когда мы ходили в Рорбах к немцу-штундисту. Помнишь, где мы сапожничали? У них тоже была такая читка. И они еще пели о Боге. Нам было тогда по шестнадцать, а теперь уже восемнадцать... Как ты решился? Я пришел к вам, когда отец Емельян уже уходил. Вы что, пригласили и его? - Да, мы и его пригласили. Ты думаешь, для маскировки? Нет. Я не боюсь ничего. Но я не делал ничего такого, что противоречило бы общепринятому. Отец Емельян прочел молитву, а Евангелие читал Петр Васильевич, а потом тетя Катя. Ведь Евангелие все-таки. Но людей я не буду подбивать, чтобы они оставили церковь и иконы. Я хочу только разбудить в них любовь к истине, к Богу. Они сами не захотят часто ходить в церковь, имея часы чтения Евангелия на русском языке, и перестанут кланяться иконам. Нас назовут штун-дами и будут гнать, может, умертвят, но это все в свое время. Отца Емельяна мы пригласили, чтобы он увидел, что в этих вечерах нет крамолы. А будущее не в нашей воле. - Не долго ты так продержишься, - расчетливо сказал Михаил, - ты ведь иконы в своем доме попрятал? Той лампадкой, что в комнате ты оставил, народ не обманешь. В селе говорят об этом. - Я, Михаил, никого не хочу обманывать. Я любил лампадку с детских лет, пока ее оставил. Есть в Евангелии хорошие слова: "Боящийся не совершен в любви". Минуту друзья шли молча. Подойдя к дому Ратушного, Ваня сказал: - Хочу я, Миша, научить тебя грамоте. У тебя тогда крылья вырастут. Ты знаешь, у меня проснулась тяга нести Евангелие людям. Ведь они погибнут во тьме. Пьют водку, судятся, воюют - и все потому, что не ведают о Боге. Церковь должна как-то обуздывать. Но посмотри: пришел из церкви, напился, избил жену. Не читают они Евангелие, не знают, чему учил Иисус Христос, какой Он на деле. А грамота свет дает. Я вижу и верю, что ты можешь быть проповедником, глашатаем правды. А вот как без грамоты? - Мой отец, Ваня, говорит, что грамота только надмевает. - Не та грамота, Миша, глупому вредна грамота. Но куда лучше поговорка: "Учение - свет, неучение - тьма!" Сколько я получил радости от прочитанного. Хорошая книга для меня всегда праздник. А чтение Евангелия? - Спасибо тебе, Ваня, я стану учить буквы. Ты будешь моим учителем во всем. - Учитель, Миша, у людей один - Иисус Христос. Мы же братья. - Брат ты мой, - растроганно сказал Ратушный, обнял и крепко поцеловал друга. С тем и разошлись.

Глава 10. Первые угрозы

Чтение Евангелия в доме тети Кати, так хорошо начавшееся, продолжалось недолго. Постоянство чтений, все большее количество слушателей настораживало духовное руководство. До Онищенко доходили слухи об угрозах в их адрес. Говорилось, что могут учинить расправу над Иваном и даже поджечь. Не хотелось враждебности. Он не боялся, но глубоко понимал, что вражда нарушает дело проповеди чистого Евангелия, но он и не мог после чтения не выступать с призывом к покаянию, к перемене жизни. Никогда он не упоминал духовенство, не унижал православие, поклонение иконам. Он говорил, что всякий, призывающий имя Господа, спасется, что поклоняться нужно одному Богу, что всякий, кто искренне, всей душой обращается всей душой к высшей силе, как бы он ее не представлял, обращается к Богу единому. И понимал, что его проповедь должна быть направлена только на пробуждение к угождению Богу жизнью. Что определение, где же истина - придет с разумением жизни. За ним стали следить и духовенство, и исправник. Ничего опасного в нем не было: он не призывал к свержению царской власти, не подбивал народ оставить церковь. Он читал Евангелие Иисуса Христа и призывал людей жить по нему. Тете Кате, как учительнице, вежливо, но определенно сказали, чтобы они прекратили воскресные чтения среди православного народа. Иван перестал помогать отцу по хозяйству и стал в основном сапожничать. В его комнате постоянно сидели крестьяне-заказчики, и он вел с ними беседы, читал Евангелие. Добрая молва о сапожнике разошлась по всей округе. Его так теперь и называли - евангелист Иван Онищенко. Заказов было много. С ним работал и Михаил Ратушный. Перед ним постоянно была бумажка с очередной буквой, он прилежно учился грамоте. Но долго сидеть на одном месте было не в натуре Ивана. Летом, когда дороги были сухие, он, оставив Михаила в Основе, брал сундучок с инструментами на плечи и отправлялся с Евангелием в окрестные хутора и села для работы и для проповеди Евангелия. - Меня Бог послал, чтобы я шел и проповедовал из села в село, из хутора в хутор, из дома в дом, от сердца к сердцу, - говорил он. Придя в село, он заходил в дом и предлагал свои услуги по сапожному делу. Сразу же люди узнавали о сапожнике и приносили обувь. Он чинил и читал им Евангелие, рассказывал, призывал души к спасению, призывал ко Христу распятому, к воскресшему и вечно живущему. Побыв в одном селе, он шел в другое, третье. Везде его любили, слушали, благодарили и снова приглашали. Еще не было мысли об общинах, о членстве. Была проповедь, было покаяние, слова Евангелия откладывались в души человеческие, как семя на добрую почву. К осени Онищенко приходил в родное село, трудился дома и с радостью видел плоды посева. У него в тесной комнате люди не только слушали, но и спрашивали: что нам делать, чтобы спастись? И юноши, и старики, и сильные мужи. Многие рассказывали, как они не могут уже кланяться иконам, не могут целовать руки батюшки, как уже не пьют водку. Но жизнь их была колеблемая, нетвердая, как дети новорожденные они ждали и искали опоры. Часто к Ивану приходили мысли о дальнейшем. Иисус Христос исполнил всякую правду и крестился. Крещение - это желание исполнения воли Божьей пробужденного к жизни человека. Это свидетельство перемены жизни - торжественно, благоговейно совершенное перед Богом и людьми. "Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду", - сказал Иисус Христос. Иван мало общался с немцами-колонистами. Его походы по селам пока ограничивались селениями украинцев, близких по крови людей. Отец его, Федор Петрович, был там несколько раз и рассказывал сыну о том, что слышал от них. И это заинтересовало Ивана. "Слыхал я о крещении у немцев. Крестил Иоанн, крестился Иисус. Должны креститься и наши украинские люди", - думал Иван. Но как и у кого? Как-то зашел к нему в сапожную сельский волостной старшина, заказал новые сапоги, посидел, а потом сказал: - Немцы в Рорбахе все крестят своих. Не детей, как Господь повелел, и ни как делает то святая и непорочная православная церковь, а взрослых. И не хотят думать, что попирают имя Господне, а уверяют других, что Сам Господь Иисус Христос так поступал и заповедал другим так делать. Вот ты, Иван, в церковь не ходишь, иконы у себя снял. Правда, ты читаешь Евангелие, но ты стал на пагубный путь, не освященный церковью. Остерегайся, это я тебе говорю, любя тебя и отца твоего, он мой погодок, друг мне... И паче, Иван, не вздумай и ты, как эти немцы-бусурмане, как-то там креститься, это грех. Ты ведь крещен в церкви еще невинным дитем. Есть закон о том, что перекрещивать из православия в другую веру сурово запрещается, что за это надлежит ссылка и каторга. Это я тебе говорю из добрых чувств, не хочу тебе зла. А про тебя наведывается знать исправник. Да разве шило в мешке утаишь? Иван рассказал о разговоре со старшиной Ратушному. Михаил был человек иного склада. Понимая все так, как и его друг, он вел себя иначе. Он был рассудителен и осторожен. Не молясь дома иконам, он не снял их. Они продолжали висеть в углах его комнат. Не часто, но в церковь он ходил и перед алтарем клал крестное знамение. На рассказ Ивана он сказал: - Мы нужны Богу для благовестия. Не думай, что я боюсь пострадать. Я готов, если придется, и жизнь отдать. Но во всем надо поступать благоразумно. И еще: нам нужно многое познать, многому научиться у знающих людей. Торопиться не нужно. Все в свое время. Мне вот еще и грамоте надо выучиться. - А я так не могу, Миша. Вечная мысль, говоримая еще древними людьми: делай, что должно, и будь что будет. А будет всегда лучше, чем мы думаем. Время нужно не упустить. Самое ценное время для человека сейчас. Я жажду действовать. Я понимаю, что должен креститься, звать к этому людей, отца, маму - всех, кто страдает и рвется к свету. Ты не смущайся, что иногда я говорю вычурными словами, это все от книг. Трудно теперь перейти на золотой язык Евангелия. Как самому близкому человеку рассказал Иван отцу о своем решении креститься. Но кто может это совершить? Как решить этот вопрос? Иван считается православным. За крещение грозит каторга. И тому, кого крестят, и тому, кто крестит. За себя Иван не боялся. Но кто может взяться крестить его? Где этот посланный Богом креститель? И, не имея возможности решить этот вопрос, отец с сыном решили поехать в Рорбах к немцам и посоветоваться с ними.





Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.