Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анна Ахматова (Анна Андреевна Горенко)





(1889—1966)

 

Особенности поэтики Ахматовой: детальное изображение «вещного мира» (внутренний мир лирической героини выражается через внешний, «камерность» и «драматургичность», недосказанность).

Начало творческого пути. Тема любви в сборниках «Вечер» и «Четки». Сборник «Белая стая». Нарастание гражданского и национального самосознания поэтессы. Своеобразие восприятия Ахматовой народной поэтической традиции и традиций русской классической лирики: Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова.

Сборник «Подорожник». Мотивы дороги, патриотические мотивы в книге («Мне голос был. Он звал утешно»).

Сборник «Anno Domini». Индивидуальная биография и историческая действительность. Образ Петрограда. Мотив памяти.

Поэма «Реквием». Творческая история. Сочетание лирического и эпического. Особенности композиции. Тема памяти. Образ Матери. Евангельские мотивы.

 

Литература

Ахматовские чтения. - М., 1992.

Воспоминания об Анне Ахматовой. - М., 1991.

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., 1973.

Чуковская Л.А. Записки об А. Ахматовой. - М., 1989.

 

 

Осип Эмильевич Мандельштам

(1891—1938)

 

Особенности поэтики Мандельштама: ориентированность на «романскую ясность» и «простоту», за которыми скрывается глубина смыслов, многообразие «культурных» ассоциаций, пластичность и «материальность» образов. Мандельштам как теоретик акмеизма («Утро акмеизма»).

Лирика Мандельштама 1910-х гг. Книга стихов «Камень». Принципы «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Смысл заглавия.

Творчество Мандельштама 1920-х гг. Сборник «Tristia». Античный идеал поэта (связь сборника со «Скорбными элегиями» Овидия). Роль мифа. Мотивы смерти и любви.

Поэзия Мандельштама 1930-х гг. «Разговор о Данте» (1933) как эстетическая программа поэта 1930 - х гг. Влияние философии А. Бергсона на творчество Мандельштама в 1930-ые гг.

Тема конфликта поэта со своим временем в поэзии 1930-х гг. Мотивы изгойства, страха, тупика («Мы с тобой на кухне посидим», «Помоги, господь, эту ночь прожить...», «Колют ресницы. В груди прикипела слеза...» и др.). Неприятие атмосферы всей жизни общества («За гремучую доблесть грядущих веков...», «Неправда», «Жил Александр Герцевич...» и др.). Стихотворение-памфлет «Мы живем, под собою не чуя страны...». Образы Сталина и современной эпохи в стихотворении.

Трагическая судьба поэта. Творчество Мандельштама Воронежского периода.

 

Литература

Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам Осип. Соч.: В 2-х т. Т. 1. - М., 1990. - С. 5 - 64.

Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама// Гаспаров М. Избранные статьи. - М., 1995. - С. 327 - 370.

Мандельштам и античность. Сб. ст. М., 1995.

 

Велемир Хлебников

(Виктор Владимирович Хлебников)

(1885—1922)

 

Эстетическая теория Хлебникова. Концепция заумного языка. Опыты поэта в области русского стихосложения. МифотворчествоВ. Хлебникова. Фольклорные и этнографические источники поэтики Хлебникова. Жанровое своеобразие поэзии Хлебникова. Проблема восточных и западных традиций в творчестве В. Хлебникова.

В. Хлебников и Казань.

 

Литература

Баран Х. Поэтика русской литературы начала XX века. - М., 1993.

 

Владимир Владимирович Маяковский

(1893—1930)

 

Поэтический дебют поэта: стихи «Ночь», «Утро», «Порт», «Из улицы в улицу» и др. Эстетические принципы футуризма в ранней поэзии В.Маяковского. Лирический герой раннего творчества Маяковского - бунтарь-романтик, герой-индивидуалист, ощущающий свое трагическое одиночество среди людей.

Поэмы Маяковского 1910-х гг. «Облако в штанах»: философское восприятие любви и пафос отрицания действительности; своеобразие картины мира в поэме, ее многомерность, планетарность. Футуристическая концепция действительности в поэме «Война и мир». Библейские и евангельские аллюзии в поэме.

Пафос творчества Маяковского в революционные и постреволюционные годы: романтический индивидуализм сменяется «соборностью» (идея единения с миллионами), гармония лирического и гражданского начал. Новый образ лирического героя - «агитатора, горлана, главаря».

«Мистерия-буфф»: жанровое своеобразие пьесы (соединение мистериальности и буффонады); библейские источники и их художественно-эстетическое переосмысление; образ будущего в мистерии.

Деятельность Маяковского в «Окнах РОСТА». Маяковский и эстетика «ЛЕФа».

Сатира в творчестве Маяковского 1920-х гг. («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада» и др.).

Поэмы Маяковского 1920-х гг. «Про это»: столкновение вселенской любви и любви обывательской. «Владимир Ильич Ленин»: мифологизация личности Ленина в контексте житийной литературы, мотив избранничества.

Путешествие В. Маяковского в Америку в 1925 г. Цикл «Стихи об Америке».

Пафос дидактизма и публицистичность стихотворений В.Маяковского второй половины 1920-х гг.: «Товарищу Нетте пароходу и человеку», «Английскому рабочему», «Не юбилейте!», «Первомайское поздравление» и др. Идеи партийности и классовости, воспевание социалистического быта и социалистического образа жизни в стихотворениях «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Октябрьский марш», «Лицо классового врага», «Три тысячи и три сестры» и др.

Сатирические комедии В. Маяковского «Клоп» и «Баня». Образы Присыпкина и Победоносикова. Художественное своеобразие комедий.

Эстетические взгляды Маяковского («Как делать стихи?»), представление о сущности и назначении поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»).

Поэзия Маяковского в переводах на татарский язык. Модели аккультурации, пути и особенности вхождения творений Маяковского в татарскую культуру.

Литература

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1984.

Михайлов Ал. Точка пули в конце. Жизнь Маяковского. - М., 1993.

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. – М., 1970.

Сергей Александрович Есенин

(1895—1925)

 

Лирика С. Есенина 1910-х гг.: мотивы религиозного послушания, странничества, богоизбранности русского крестьянства.

Книга стихов «Радуница»: пейзаж в контексте православной образности, образ крестьянского рая, метафоричность стиля.

Религиозно-революционные поэмы Есенина 1916 - 1918 гг. («Товарищ», «Певущий зов», «Иорданская голубица», «Сельский часослов» и др.): метафизическое восприятие революции, утопичность, библейские и евангельские мотивы.

Знакомство С. Есенина с теоретиками имажинизма А. Мариенгофом и В. Шершеневичем. Эстетические взгляды Есенина («Ключи Марии», «Быт и искусство») и эстетика имажинизма.

Критическое отношение к действительности в лирике 1920-х гг. Осознание несбыточности крестьянской утопии: «Сорокоуст», «Песнь о хлебе», «Мир таинственный, мир мой древний». Тема бунта, мятежа в поэме «Пугачев».

Творчество поэта 1921 - 1924 гг. Цикл «Москва кабацкая»: мотивы бесприютности, неприкаянности поэта в социалистической стране, тема любви и ее художественное решение в стихах цикла.

Цикл «Персидские мотивы»: романтический сюжет, темы любви и ностальгии по России.

Поэма «Анна Снегина». Эпическая и лирическая линии в поэме. Тема человеческих судеб в трагических обстоятельствах эпохи. Проблема двойственности национального характера. Некрасовские традиции в поэме.

Есенин и Х.Туфан, сходные образы и мотивы.

Литература

Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.

Русское зарубежье о Есенине: В 2-х т. - М., 1993.

Солнцева Н.М. Китежский павлин. Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. - М., 1992. - С. 127 - 281.

 

ИСТОЧНИКИ

Андреев Л. Баргамот и Караська. Ангелочек. Большой шлем. Рассказ о семи повешенных. Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот. Жизнь человека.

Ахматова А. Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Anno domini». Реквием.

Белый А. Стихотворения из сборников «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». Петербург.

Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. Город. Снежная маска. Родина. Двенадцать. Скифы. Народ и интеллигенция.

Бунин И. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Сны Чанга. Братья.

Брюсов В. Стихотворения из сборников «Stephanos», «Urbi et orbi», «Tertia vigilia». Огненный ангел.

Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Коновалов. На дне. Несвоевременные мысли.

Гумилев Н. Путь конквистадоров. Жираф. Озеро Чад. Заблудившийся трамвай. Шестое чувство и др.

Есенин С. Стихотворения. Анна Снегина.

Куприн А. Олеся. Поединок. Гранатовый браслет. Гамбринус. Суламифь.

Мандельштам О. Стихотворения из сборников «Камень», «Tristia». Мы живем, под собою не чуя страны...

Маяковский В. Послушайте. Нате. Вам. Скрипка и немножко нервно. Разговор с фининспектором о поэзии. Необычайное приключение... Про это. Клоп. Баня. О дряни. Прозаседавшиеся. Мистерия-буфф.

Сологуб Ф. Мелкий бес.

Хлебников В. Стихотворения. Наша основа.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.