Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Осн. периоды отечеств. иск-ва 20в;





1917 – для иск-ва не значимо;

1) период русского авангарда 1907-1909 до кон. 1920ых гг - самым ярким явлением этого периода является рус. авангард. Россия – центр худ.жизни Европы;

2) 1934-1956 период тоталитарного иск-ва в России; - явление мирового характера; советск.тоталитарное иск-во вызрело и стало классич.образцом тоталитарного иск-ва; оно приемник авангардного иск-ва; А.выдал все что мог;

3) кон.1950ых –кон.1980ых – только у нас иск-во было поделено на офиц и неофиц (подпольное); неофиц.иск-во в это время – альтернатива тоталитарному иск-ву и для этого периода характерно разрушение принципа образности, коллективности, запрета на критику; по сути отеч. иск-ва этого периода – советский вар-нт советского модернизма;

4) 1990-до сегодня – Постсоветский период; вхождение в мировое худ.пространство; наше иск-во воспринимается как экзотическое (из-за классич.щколы рисования); некрореализм – главное – категория смерти; иск-во делится на иск-во и на комерч.иск-во.

Период Русского авангарда.

Особенности русского авангарда.

условия А:

-иск-во расстается с приоритетом предметного изоб-ия. Они не отрицают сущ-ую реальность, они пытаются создать новую реальность. На уровне толкования пространства, времени связь с прежней реальностью сох-ся, все остальное – новое. Новая реальность является интеллектуальной, т.к. она является новой на уровне толкования.

- наличие сопроводительного текста или манифеста. + хорошая ПР компания+эпатаж= процесс самоутверждения

- авангард полностью отрицает классич. иск-во, но обращает внимание на периоды Первобытное, Египет, иск-во Др.Мира (кроме Гр.,Рима), Средневековье, примитивное иск-во, народное иск-во, фольклор; Идея от модерна: идея жизнестроительства, хотя М связывал это пока с настоящей действительностью, работа со средой, но дальше бытовой среды они не пошли. От реализма: соц.направленность, т.е. реальность для нового класса. Каждый национальный авангард как бы вспоминал свои национ.традиции.

- Авангард всегда озабочен самообновлением. Постоянное самоотрицание и создание нового. Постоянная смерть и постоянное рождение.

Границы Авангарда: с 1900ые повсеместно (1905-герм-экспрес, фр – 1905-фовизм,1907-итал-футуризм, 1907-9- РФ). Итал и рус авангард были самым радикальным, то есть в самых провинциально-художественных странах.

- Живопись была осн.видом иск-ва в этот период, в жив-си шли эксперименты. Была панживописная концепция. В жив-си, потому что жив-сь создает картину мира во всех ее взаимосвязях. В жив-си формируется новая картина мира. Жив-сь шла рядом с поэзией.

- Стремительность развития русского авангарда. За оч.короткое время произошел огромный скачок. 1889 – только начали осваивать сезанизм, импрессионизм, к 1911-15гг -Россия была впереди всех. Этот быстрый разрыв был в России, потому что только в кон17- 18в в России появляется предметное изоб-ие, а в Европе с 13-14в. Свою собственную изоб-ую систему Россия получает в сер.19в (с работы Брюллова – Аполлон и Геацинт – тень на ноге Аполлона). Эти связи было легко разорвать, потому что это не успело стать традицией.

- рус. авангард открыл все за 2 десятка лет – 1900ые-1920ые. К 1925 он сам себя исчерпал. Но сущ-ет миф, что иск-во соц.реализма, сталинская эпоха, погубило авангард. Но это не правда: авангард закончился в 1925, а соц.реализм начался в 1934 и вышел из авангарда, был его логич.продолжением

- рус.авангард подчиняется общей логики развития. Весь авангард начинает свое развитие с символизма и модерна. Одно направление идет через примитивизм, из него рождается лучизм Ларионова, затем кубизм и фтуризм, которые складываются в кубо-футуризм, далее суприматизм Малевича. Второе направление: начинается от модерна, затем переходит в экспрессионизм, потом в абстрактный экспрессионизм Кандинского. Сам по себе появляется Филонов с идеей аналитического иск-во, расширенное смотрение Матюшина, пространственный реализм Пуни, конструктивизм Татлина.

- многообразие проявлений рус.авангарда. Много школ и направлений. А при этом в Европе лишь несколько направлений. Но наиб.последовательно и многообразно развернулась идея абстрактного иск-ва. Русское иск-во никогда не было целостным, оно всегда было синтетичным. Сильное коллективное начало в 19в. К кон19 в- художник как свободный чел-ек. Романтическое восприятие мира присуще русской культуре как форма мироощущения. Романтическое мироощущение позволяет воспринимать мир как праздник. В эпоху модерна приходит настоящее ощущение свободы.

- последовательность и активность в самоустремлении.

- основное противоречие авангарда: сильное личностное начало худ-ка. Но тут же тяготение к сверх-индивидуальному. Создание худ.языка, кот. был бы понятен всем. Каждый создает свою систему, но должно иметь коллективное начало, что было в примитивизме. Появление ярких творческих личностей, но тут же у каждого из них была школа, последователи, ученики. (См. у Матюшина ученики – братья и сестры Эндеры) Но эти творч. личности поглощают все вокруг себя, оставляя лишь вакуум.

- тесная связь авангарда с традицией. Почти все мастера рус. авангарда прошли через иконопись. Влияние лубка. Ориентация на средневек.иск-во приобретает своеобразн.специфику: авангард становится утопичным. Это проявляется в попытке оторваться от традиций. Рус.авангард пытался полностью обновить принципы творчества. Отд.проявления А тоже утопичны (см.башня интернационала татлина 1919). Идеи порядка, гармонии, а в стране – Гражданская война. Но в своей утопичности рус.авангард в творчесвте отд.худ-ов смог прикоснуться к тайнам мироздания.

- взаимодействие разных видов иск-ва между собой. Скульптура сначала сущ-вала в границах живописи, затем стала самостоят. Татлин, Баранов-Лессине, Крюн, Пуни, Розанова. Постепенно складывается группа скульпторов, кот. работали частично на зап, частично у нас. На западе: Архипенко, Габо, Певзнер, Липшиц, Цадкин. В России: Королев, Бабичев, Якирсон. Графика: футуристическая книга – она нарушала общепринятые нормы. Эта книга в некоторой степени была при живописи.Лидер Футур.книги был Алексей Крученых, кот. создал теорию «Заумь».

- Сценография как вид иск-ва: не театрально декорационно иск-во, а именно сценография. Осн.проблема иск-ва того времени – изобразить пространство. Сценография – пространственное решение всего пространства – все то, что на сцене+зритель. Сценич.действие становится активнм по отношению к зрителю. Сценич.пространство стало выходить в зал. Начались эксперименты пространственного – сцена среди зрителей. Термин Сценография ввел Бакст – задник сцены не как глубок.пространство, а решался таким образом, что он выходил в зал. Сценография продалжала традиции мирискуссников, но авангард внес приемы примитивистов. В этом принималои участие Татлин, Матюшин, Филонов, Малевич, Якулов. Режиссеры: Таиров, Мейерхольд. Экстер – наиб.выдающаяся художница театрально-декорац. иск-ва; Попова, Степанова.

- Дизайн и арх-ра развиваются параллельно. Влияние конструктивизма. Татлин и Родченко – основоположники дизайна в россии. Связь с прикладными формами иск-ва – с 10ых годов. В 20ых усилились – проблема пролетарского быта, дизайн как производственное иск-во. Активно работали Попова, Степанова, Удальцова. Братья Стенберги – в кон.20ых уезжают за границу.

 

Направление: РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

Бобринская. Футуризм.

название не случайно – первая стадия отечеств. авангардного иск-ва. И заруб. и отечеств. исследователи говоря о рус.футуризме аппелируют к итал.футуризму. Но вполне воз-но, что многие из отечест.футуристов не подозревали о сущ-нии итал.футуризма. РФ – уникальное явление, кот. проявлялось в каждой стране. РФ и италФ – тезки, но не близнецы. Во всех станах – обновление иск-ва через апелляцию к неклассич.иск-ву, но эта неклассика – у всех разная.

Итал.футуризм – апеллирует к движ.тела в пространстве. Боччони «Шагающий человек». Худ-к изобр-ет движ.чел-ка в пространстве и вихри, кот. возникают во время движ. Материализация движения в пространстве. Баала «Динамизм собаки» - движение во времени. По сути худ-к создает некую нов.форму, апеллирует ко времени, в меньшей степени к пространству. Это характеристика итал.Ф. Это пофазно разложенное движение. Границы предметов расшатываются и начинают двигаться. Характерны работы – динамизм машины; песня на площади сиены; Итал.Ф называют сентиментальной геометрией. Бердяев. Кризис иск-ва.

Мироощущение рус.менталитета отлич. от западноевроп: форма западноевроп.соборов вытянута как коридор – время в зап.европ. воспринимается как линейное, бог сотворил мир и он идет к концу света, есть четкое ощущение начала и конца; на Руси – храм центрический, кривенький, мощный, крестово-купольный, в основе квадрат. Движение идет по кругу, восприятие мира как вечное, где есть цикличность. Форма: готич.собор с растворенной формой, нет стен – одни витражи, акрбуаны, контрфорсы.Готич.собор – материал.идея духа. Зап-европ арх-ор подхот к теме развоплощения внешне. В православном храме – модель чел-ка и мира. Чел-к уже включен в мир. Собор как горящая свеча. Чел-к стоит, потому что он – духовная свеча. Духовность внутри человека. Это принцип матрешки - сердцевина это чел-к и его духовность внутри. Мы живем как бессмертные.

Природа футуризма: мировоззренческая революция. Много открытий: рентгеновские лучи (пропадает ощущение плотности и защищенности), Резерфорд открывает строение ядра (разрежённость м\у элементами ядра), теория Энштейна,относительности (масса становится невидимой, превращается в энергию). Чел-к живет в мире действительности и в мире представлений= картина мира. На фоне этого рождается рус.религ.философия. Все выходит в рождение нов.космичекого сознания. Объектом исследования становится материя мира, а не мир чел-ка. Чел-к как часть мира, материи. По сути моделью мира становится космическое пространство, где солнце лишь часть. Мы не шагнули дальше греков, потому что мы подошли к тому, о чем говорили греки. На фоне этого рождаются разные худ.мира – Рерих, Чурленис, Бурлюк, Ларионов, поэт Кузнецов – это макро\микро космос. Космос определяли 4 измерения – 3+время. Но худ-ки не справились с понятием времени в иск-ве, сейчас его пытаются опредметить. В основе – всеединство Соловьева. Он формулирует понятие душа мира – люди образуют единство. Поиск универсального худ.языка, кот. бы выразил эту модель мира, кот. был бы способен запечатлеть цельность и единство мира. ТО есть пытались через примитив выйти на универсальное, архитипичное. В науке, фил, иск-ва начинается процесс пересмотра. Это единство достигалось через индивид.программы. По сути Рус.Авангард в основе имел гносеологическую=познавательную природу. Тоже происходит и во всякую переходную эпоху. Нужно найти форму, адекватную модели мира.

На фоне этих идей в авангарде разрабатываются концепции:

1- культ иск-ва и худ-ка. Худ-к как демиург, творец нового мира. Эта же идея была присуща и серебряному веку. Этот культ худ-ка идет от идеи присущей романтизму – идея свободы творчества. Худ постигает интуитивно новые миры, одновременно иск-во мыслилось как религ.аскеза. Это тоже подвиг, монашество. Попытка заменить религию иск-вом (советское время). худ-к вырастает до вселенских масштабов.

2- идея синтеза иск-тв. Раньше это понималось как суммирование разных видов иск-тв. Тперь это по сути единый процесс, не зависящий от вида иск-ва. Разница лишь в материале. Синтез органично вторгается в тот мир.

3 – проект преобразования действительности – рус.космисты провозгласили идею общего единства. Фактически появляется идея изменения действительноти. это идея не преображения царской россии, это была идея попытка изменить мир. Отсюда программа тотального преображения мира. Тут лежит концепция глобализации. Ник2 предложил идею создания ООН.

4 – «русская идея». Программа всеобщего синтеза, единение востока и запада. Единение прошлого и будущего, по сути эта идея стала основополагающей для мирОвого переворота. На тот момент эта идея была оч.агрессивной. Баухауз был создан на деньги России – для объединения всех.

Футуризм в рус.иск-ве не оформился в единое движение\направление. Это совокупность различ.группировок, кот. искали единый язык. Многие исследователи называют Ф современным иск-вом. Это плавающее понятие. С Ф начинает авангардное движение. У Ф не было общ.программы и стратегии, это было желание нового иск-ва. В РФ не было от единого лидера, в отличие от Итал – Маринетти. Теория свободного творчество – Николай Кульбин и Владимир Марков (псевдоним – Матвей). Провозглашали индивидуализм, радикальный. Благодаря этой теории рус.иск-во пошло по пути эксперимента, шагнуло в неизвестное. Ставились проблемы всеединства мира, национ.иск-ва, мифологии, проблемы психологические, это все ориентировало в сверхиндивидуальное.В целом, Ф сначала тяготел к зрелищным формам – дискуссии. По сути осн.пафосом движения был пафос трансформируемости мира. Худ-ки познали, что мир трансформируем, он изменчив. Ни в одном виде иск-ва Ф не был последовательно реализован. Реализован пожалуй лишь в поэзии. СМ. «КАБАРЕ №13». В это время жив-сь эпизодична.

История Ф 1907-9 до 1925гг.

Лидеры: Николай Кульбин. организация Союз Молодежи – движ. за нов. иск-во в СПб, врач по профессии; эстетич. принципы футуризма были сформированы им; Он начал работу над текстами в 1910; пишет ряд работ, кот. издают в журнале «Союз молодежи»; Осн.позиции футуризма: диссонанс =дисгармония – сознательное негармоничное значение структур, иск-во должно быть тесно связано с жизнью, адекватность худ.произведения времени, важна роль тех эл-ов, кот. обращаются к бессознательному, необходимо исследование психологич.воздействия худ-выразит.средств, необходимло исследовать психологию творч.процесса и «худ.изображения», сопричастность зрителя к творч.процесса, осн.тема его работ – рус.Ф пытается найти язык будущего, кот. готовит и приближает психич.эволюцию, иск-во - нов.средство, кот. при воздействии на чел., воздействует на его психику, чел. развивает свои способности и таким образом приближает свое будущее;

Вальдемар Матвей (Матвей – псевдоним). Развивает идеи Кульбина. Псих.эволюция понималась как преображение сознания, то есть делались попытки изменения природы чел-ка; осн.тенденции в эстетике Ф: 1) инетерс к стилистике языка будущего 2) антитехницизм (в отличии от итал.футуризма) – абсолютно полное неприятие техники – искл.Татлин, Это по сути вар-нт нов. культуры, кот. базируется на логике организма, а не машины, по сути это бионика. Они считали, что творч.процесс худ-ка сродни процессам природы. Благодаря этой установке, рус.авангард имеет органическое начало (то, чего не имели др.). Пожалуй, единственным противником этого был Малевич, но он потом придет к выводу: чел-к создан природой и не может ее победить. Но сам он к органич.не примкнет.

Давид Бурлюк – самый активный деятель Ф. С 1912 становится одним из крут.лидеров, кот. собирает агитац.поезда за рус.Ф и проезжает по всей России. Посл.поезд был в 20г во Владивосток. В каждом городе России он собирает работы Ф. Во Влад.он приезжает с огромн.выставкой, кот. показывает в Японии. По сути в рус. Ф. преобладает культ жизни – то антолог. начало, связь, кот. рус. иск-во имеет с миром, бытием. Рус. иск-во не идет против процессов жизни, оно гуманистическое. Мощный «архаический» пласт: в итал. Ф главное – агрессия, натиск, воля, героизм, жертвенность, могущество, жажда власти, философия от Ницше; в рус.Ф - все было оч.примитивистское; в 1912 Маринетти ехал в Россию как в свой филиал, но не нашел его, потому что Россия пошла по своему пути, пути первобытному. Архитипичность, кот. ыла в осн.рус.Ф, определяла содержат.фун-цию Ф, его форму, тематику. Архаика рассматривалась рус. худ-ками как качество изобразит.языка и как эл-нт субъективного начала в иск-ве.Рус.авангард по сути был сродни законам мира. Уже к 1912 складывается идеология Ф.

Идеология рус.Ф. развивается и начинают формироваться приемы:

1) особ.значение, кот. придается алогизму и абсурду. Алогизм=над логикой. См. Малевич «Корова и скрипка» - равнозначное положение коровы и скрипки, пусть на пер.взгляд и не логичное сочетание. Алогизм разрушает стереотипы старого восприятия. это начало разрушения старых представлений. Алогизм=ЗАУМЪ=абсурд=парадокс. Парадокс как осн.принцип иск-ва. Как и человеческая жизнь парадоксальна.

2) акценты на бессознательное в творчестве. То есть худ-к должен опереться на подсознание. Свобода творчества основывается не на сознании, необходимо было отречься от всего. А подсознательное давало полную свободу. Отсюда и наркотики, алкогольное опьянение, галлюциногены. Отсюда и увлечение инфантилизмом и примитивом. Это опора на подсознании.

3) интерес к психическим техникам. Эти техники призваны расширять воз-ти чел-ка, не зомбировать его, а развивать.

Программные декларации

Программы Ф появляются с 1912г. В период расцвета Ф нач.появляться различн. объединения. Объединение поэтов «Скрижали академии эго-поэзии, вселенский футуризм» 1912г. Их символ Треугольник.

Объединение «Гилей». Это объединение, гуда входили Маяк, Бурлюк, Хлебников,…Они называли себя Будетляне.Их манифест «Пощечина общественному вкусу». Осн.тезис – отказ от прошл.иск-ва, прошлое тесно.

Группа «Будущники». Братья Сданевичи, Ледантюн. Они проявляли интерес к классич.Ф. Они входили в союз молодежи, в ослинный хвост. Ларионов, Гончарова. Радикальное объединение. Соревновались с Гелеем, позже переходили из одного объед. в др. Они считали, что зап. веяния уже освоены, теперь нужно переходить к востоку. В рамках Будущников рождается Лучизм Ларионова. Начинает теперь называться Лучисты и Будущники. Ориентация на кит, персидск, срелнеазиат. иск-во. Лучизм Ларионов трактовал как версию рус.Ф.

Это 3 осн.группы. Но объед.было оч.много.

1912-1914-15гг - пик развития Ф

Новый жанр.рус.книги – «Футуристическая книга». См. Будетлянский Клич! – книга. Это была плохая серая грубая бумага, туда хочется завернуть селедочку. Они это делали, чтобы уйти от стереотипов мышления. Слова в обыч.книге стоят как одинаовые вагоны. Необходма была реакцию на каждую букву. Часто текст был абсурдным. Это была не книга, а Гнига. Не иллюстрация, а некие фигуры, линии. Как правило раскрашивались от руки. Это был синтез поэзии, графики, живописи.

Вечера диспутов. Оч.эпатажные, обращение профанов в футуризм.

Худ-ки начинают расскрашивать себе лица. Это обращение к примитиву и желание показать, что все иск-во и все есть творчество. Желание поставить знак = м\у иск-вом и жизнью. Нет заданности, все свободно, все подвижно. Поптыка уйти от правил, канонов,стереотипов.

Начинает складываться система иск-во=жизнь. Чел-ка нужно было преобразить для того, чтобы его жизнь стала творчеством. Жизнь творческий процесс. Каждый чел-к творец своей жизни, потому что жизнь это иск-во.

с 1916 рус.Ф уже не актуален, потому что в это время уже появляется суприматизм, абстакционизм. Ф. уже не выполняет своей роли. Гончарова и Ларионов в 15г уезжают во Фр. Наступает 3ий этап рус.Ф. – распространение Ф по всей стране. Длится до 1925.

1907-1909

1909-1912-15

1915-16-1925

Футур.эстетика становится основой для нов.иск-ва. Помимо Спб и Москвы возникают центры: Тифлис 1918-22гг, 1917-18-1925 – Иркутск, ДВ,Владивосток 1918-22. Ф как новое мироощущение. Ф становится той средой, в кот. рождалось все новое. Ф.скорее проявление литератур.творчества.

Футуризм с 20гг начинает называться рус.авангардом. Рус.Ф – первый этап рус.авангарда. Авангард начинает сливаться с политикой лишь в 20ыхгг.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.