Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МАЛЕВИЧ и ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ





Рождение Геом.абстракции в 1915 году – с декорации к «Победа над солнцем» 1913г. В затворничестве в течении двух лет писал свой супрематизм (59или64 работы) 1913-1915. С этих работ начинается эпоха геометризма. Всего черных квадратов 4шт: ГТГ (с кракелюром), 2-ГРМ (для выставки 1928г), ГЭ (самый маленький). На последней футуристической выставке было представлено 64 работы Малевича - Выставка «0,10». На этой выставке впервые были показаны супрематизмы Малевича и пространственные Конр-рельефы Татлина. Критика была сильной, даже со стороны Татлина в адрес Малевича. Просили его убрать слово супрематизм из работ и дать им название – он это сделал, но это ничего не изменило. Черный квадрат он повесил в красный угол. 3 кита: черн.крест, черн.круг, черн.квадрат. С этих трех монохромных работ он разворачивает свое творчество в уже полихромное. Черн.кв. – как азбука супрематизма, в кот. находятся все законы С. Малевич свое направление называет С=лат. превосходный, наивысший. С. как абсолютное иск-во, универсальная формула иск-ва.

Иск-во не может изоб-ть предметы, потому что предметы это уже что-то внесенное в жизнь. Молоко уже само по себе сущ-ет, и то в какой бутылке оно находится, не влияет на его вкус. А С попытался избавится от бутылки. Он как и Кандин. исследует жив-сь и ищет первоформы. У Канд. это пятно, точка, линия. С – сведение всего богатства мира к абсолютно простым формам.

Квадратная форма наиб.экономна и универсально выражающая мир. Черн.кв. – форма, ассоциирующаяся с миром, сторонами света, пространством. Эта форма наиб.емко заключает в себе все аспекты мира. В Рим. катакомбах были найдены фрески с изображением нимбов квадратными. + Икона Спас Нерукотворный тоже квадратный. Черн.кв. как новая икона. Из формы квадрата можно получить люб.геом.форму. Квадратный формат для самой работы. Квадрат в квадрате – форма, кот. не мешает друг другу, не возникает некой третей формы. С точки зрения формы и комп. все продумано. Цвет – абсолютное бесцветие и самое богатое цветное разнообразие. Белое – написанное мазками белое пространство. Белое как свет=в свете все цвета. Огромное открытое пространство –бесконечное, черн.квадрат как материальный мир. Черн- как глубина. Белое пространство как обратная перспектива. С точки зрения физич.св-тв: черн. в белом космическом пространстве парит- и статика и динамика. Мы его наблюдаем его из белого пространства - Это косм.пространство – пространство света, где нет теней. Это не мир земной, а мир божественный. Это и образ и идея.

С – бестелесные геом. фигуры, парящие в бесцветном, безвесном космич. простр-ве, представляя собой чистые умозрения, явленные воочию. Это чистая идея иск-ва. Это мир и плоский и бездонный, он открыт и туда и сюда. Он между линейной и обратной перспективой. Везде изображены квадраты – но они в ракурсах. Эти ракурсы создают впечатление глубины. Малевич называл С новым реализмом. До Малевича универсальной формой был Дорифор.

Все худ-ки основывались на интуиции, это невероятно проницательная интуиции. У Малевича принцип безвесия, парения. Это аппеляция к духовном. Геометризация идет от понятия канон=порядок=правило. Это некий рациональный посыл.

С делится на 3 этапа: -черный (кв, круг, крест – от элементарной к супрематической комп. 1913-15) –цветной (закон подчинения частного общему=антич.закон=дорика, 1915-18)–белый (белое на белом, цвет уходит,1919 – ура! живопись умерла). После белого периода он начинает заниматься педагогической деятельностью ВХУТЕИМ, затем по приглашению Шагала в Витебске. Но там Малевич имел бешеный успех, на что обиделся Шагал. Шагал уехал в Москву, затем в Париж. Малевич становится лидером. В Витебске с 1921 возникает аналог Баухауза: Малевич, Лессицкий. Там он пишет свои теоретические работы: «ОТ Сезанна к С», «От кубизма к С», «от импрессион. к С.». Работа «Церковь - фабрика искусства. Бог не скинут». Но он ставил чел-ка рядом с Богом. Он приходит к идее новой архитектуры. Создает «Теорию прибавочного элемента» - анализируя истор.иск-ва, приходит к выводу: в каждой эпохе есть эл-нт, составляющий конструкт. основу эпохи, кот. позволяет ей шагнуть вперед. Этот эл-нт он смог выделить начиная от Сезанна. Каждый чел-к от рождения это опред. тип пластич. мышления. Чел-ка нельзя ломать, нужно дать ему все, а он сможет сделать из этих знаний то, что будет соответствовать его пластич. форме. Это элементы: Сезанн открыл волокнистую линию, Кубизм – серповидная линия, Супретамизм –прямую.

 

 

 


По сути это понимание эволюции живописи было еще в 1911 в работе «Композиция с Джакондой» - там все элементы собраны воедино. Малевич начинает приближаться к теории Хлебникова, его теория нового космического гос-ва. Хлебников высчитал какие-то прекрасно-красивые пропорции в его работах.

В Витебске Малевич приходит к идее: супрематизм в пространстве. Конструктивизм: Малевич и Татлин.

УНАЛИС –учредители нового искусства. Витебская худ-промыш школа – вариант Баухауза – просуществовала до 1923г. ГИНХУК – директор Малевич, здание на Исаакиевской площади – гос.инстит.худ.культуры. Там собрались все лидеры рус. авангарда. Отдел исследования аналит. иск-ва - Филонов, теор.отдел – малевич, цвет – Матюшин, архитектура – Татлин. Они продержались до 1926г – человек Серый (типа ревизора) и потом появилась статья «Монастырь на госснабжении». После этого ГИНХУК закрыли. В Москве был ИНХУК- московский филиал этого институра.

Лессицкий возглавлял Баухаз и пригласил Малевича. 1927 Малевич везет все материалы ГИНХУКА в Берлин в Баухаз.По дороге в Берлин, он заехал в Варшаву, устроил там выставку, там беспредметное иск-во получает большой успех и интерес. Малевич возвращается в Россию по вызову НКВД, сидит в тюрьме 2 недели. После выхода у него неприятности, все работы остались в Берлине. Но после второй мировой часть коллекции была продана в Реяйксмузеум. Как назло ему предлагают персональную выставку в ГРМ – за 9 месяцев он восстанавливает все свои работы, в связи с этим – проблемы аттрибуции. Выставка прошла с большим успехом, но после выставки у него нет работы, хоть школа Малевича и сущ-ет, но очень редки заказы на лекции (в Киеве). Живет с семьей в Немчиновке, под Москвой, умирает от рака в 1935. Могила была утрачена во время второй мировой. Похоронен в супрематическом гробу по его проекту.

После супрематических исканий начинается «постсупрематический период»=продолжение освоения живописи, это не отказ от супрематизма, а возвращение к нему в новом подходе. После выставки он начинает заниматься живописью, чтобы понять что есть супрематизм. По сути он исследует живоп.особенности супрематизма. Его фигуративы – возможности формы цвета. По сути это те же исследования, что и в период архаики – попытка прийти к реальному изображению – в архаики, у Малевича –выразительность. Характеры прочитываются по форме. Пытается найти форму равновесия цвета и формы – делит фигуры пополам и ищет равновесие. «Женский торс=невеста» - создает равновесие, где по сути оно не достижимо. Это и белое на белом и цветной супрематизм. Мы понимаем и освещение и свето-тень. Стремление к ясности, простоте, лаконизму, гармонии. Переходит от антропоморфа к фигуративу. Это Объективный экспрессионизм, а не субъективный как у Кандинского. «Девушка с гребнем в волосах» - это не конкретная девушка, а просто некая общая болванка – это придает работе узнаваемость, кажимость. Это типизация, к которой вернутся в сталинскую эпоху. Советское иск-во – восприемник авангарда. И революция и авангард имеют одну природу – преображения. Пока фон белый – космос.

Затем появляются работы с цветоносным светом фона. Он пытается поместить фигуру в «среду». Фон – это «пейзаж» - светлый верх как небо, полосатый низ как землю. Это уже активная работа зрителя – не реализм, где мы не включаемся в действие. Это манипуляция – художник заставляет нас видеть то, что он хочет. «Красная конница» - абсолютное абстрактное. Супрематизм как метод советского иск-ва. «Красный дом» - но тут нет дома – это геом.фигуры. Живописность на фоне воспринимаются как облака.

«Спортсмены» - название условное, это могло носить любое собирательное название. Эта работа схожа к Новгородской живописи. Это эффект парения. Индивидуальность чел-ка передает через цвет. В одном произвдении он пытается найти все достижения иск-ва. Это все стили воедино. Он никогда не отказывался от С, он его развивал. В конце жизни он писал портреты своих знакомых, вводя в них супрематические эл-ты. Тут проявляет себя главн.принцип С – экономия средств. Крест – каквнутреннее Богоискательство. «портрет ударника» - очень реалистическая его работа.

Второй крестьянский цикл – крестьяне с бородой.

МАТЮШИН МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

открытие его произошло в Германии в 70ые годы. Его работы были в материалах ГЕНХУКА, которые повез в Германию Малевич. Повелихина – первооткрыватель Матюшина. Единственная монография по Матюшину написана немкой.

Один из лидеров беспредметного искусства.

«Движение в пространстве» -1922 ГРМ.

М. худ-ик, пришедший в иск-во в 54 года, по образ. был музыкантом, первая скрипка в императорском симфонич.оркестре. Елена Гуро и мАтюшин были одними из создателей Союза Молодежи. Осн. их задача – пропаганда нового современ.иск-ва. Выпустили одноименный журнал, было лишь 3 выпуска. Гуро пришла в иск-во как скорее дилетант, была в контексте символизма и модерна. Ее осн. мысль: главное в мире и иск-ве это жизнь, и преображение жизни должно быть ненасильственным. Это направление в рус.авангарде получило название ОРГАНИЧЕСКОЕ. Матюшин тоже относился к этому направлению.

Матюшин находится между Кандинским и Малевичем. От Кандинского: роль цвета, линия как формообразующая, движение направленное, некая музыкальность. От Малевича: само пространство – белое космическое. Матюшин отрицал идею Маливича «зеленого мяса», то есть против односторонности иск-ва, кот. он видел у К и М. Матюшин заставлял своих учеников работать сразу двумя руками.

у К – созерцательность, у М- мироустройство. А Матюшин между ними.

Теория расширенного смотрения – развитие возможностей человека так, чтобы он мог всем своим существом воспринимать этот мир. Чел-к как система, собирающая ото всюду информацию. К сожалению эта теория не получилась. Матюшин приходит к теории промежуточного\сцепляющего цвета. Сближается с Мир Искусством (за счет музыки), затем с футуризмом, затем союз молодежи. Один из автором оперы «победа над солнцем» - сочинил музыку. В ГенХУКЕ возглавляет отдел органической культуры – пытался музыку соединить с живописью через соотнесение тонов-полутонов музыки и цветов – потерпел фиаско. В ТРС искал эту ЗАУМЪ. Хотел разбудить все нервные центры чел.тела. Хотели раскрыть эти возможности через иск-во.

Матюшин никогда не порывал с природой – всегда писал с натуры. Собирал корешки – это уже путь к минимализму, он как можно меньше вкладывает свой труд в это.

Объединение ЗОРВЕД – зорко ведать. Туда входили в осн.ученики Матюшина. Там были и сам Матюшин. Они эксперементировали в обл.театрального действия. Первфомансы: жестом заменить слово (пантомима), зрители в центре зала (провокация зрителя на действие, погружение зрителя в процесс). Таким образом он приходит к идее пространственного реализма. Их очень критиковал Малевич: уничтожение рамы в театре приводит к реализму, народному театру.

ТРМ - поиск сути мира, новый уровень видения мира. Важно раскрыть логику развития формы, цвета, объема, веса и взаимодействия с пространством. у малевича все то же самое. У Матюшина главное – уловить общую планитарную связь. (читай книгу «Сакральная геометрия»).

Матюшин закончил курсы при обществе поощрения художеств, занимался с Циандринским, профессор АХ. С 23г руководит лабораторией ГЕНХУКА. Тут он открыл теорию сцепляющего цвета. Наблюдая за природой, открыл следующее: если встать в тени высокго здания, на границе синего неба и плотного здания будет желтая линия – на границе предмета и среды. Поэтому полосатость - это переходы. Тонкий цветовед, работал в техники акварели.

Много экспериментирует – и геометрический и экспрессивный. Он ищет себя. Приходит к серии т.н. Кристаллических портретов. Все в мире состоит из кристаллов. Приходит к автопортретам-кристаллам. После 27г, закрытия ГЕНХУКА, Матюшина взяла к себе АХ, таким образом в АХ просуществовала до 56г эта лаборатория. Все труды сохранены. Матюшин умер в 1935. После войны стали именовать «Лаборатория по окраске архетектурных сооружений Спб». В 1932 вышел его справочник по цвету 500экз. В этом справочники он и излагает свою теорию сцепляющего цвета – третий цвет на границе со средой. 4 тетради – раскрашивались учениками Матюшина от руки. Раскладка цветов: среда – сцепление – основа. Всего было 35 таблиц. Светоносность его работ выше всех остальных.

Его ученики: Эндеры – братья и сестры, Костров, Ваулина. Работы его учеников – иллюстрация авангарда. Мощный лидер и никакие, безликие ученики.

Органическая линия не заканчивается на Матюшине, за ним следует Филонов.

ФИЛОНОВ ПАВЕЛ

его работы есть только в России. Его неожиданно обнаружили в центре Помпиду – 8 рисунков. Это был факт воровства, посадили хранителей. Помпиду вернул все рисунки, ГРМ подарил в благодарность 1 рисунок.

Органическое направление.

Худ.произведение есть некое живое существо, растущее из худ-ка. Не продавал работ. Это целостное восприятие творчества. Метод аналитического иск-ва. Поиск абсолютного синтеза. Синтез как особенность восприятия нашего менталитета. Идея синтеза всегда была присуща русскому иск-ву. Он тоже был в поиске абсолюта=универсального метода.

Филонов участвовал в ВВ1. Был ранен. Это несомненно на него повлияло. «Пир королей» 1913.

С 1925 организует объединение МАИ= мастера аналитического иск-ва. В основном там были ученики. До 25 участвовал и в футуристич.движении. «МирОвый расцвет» -написал текст. Постепенно он приходит к аналитическому методу. По сути это худ-к мира города, этого не было даже не было в рус.импрессионизме.

Филонов: худ.произведение как живое существо, кот. имеет органический рост и коллективное тело. Материя мира и етсь это коллективное тело. Это и есть мирОвый расцвет и проросль мирОвая. Наша цель – растить это коллективное тело, кот. преображается под вл. иск-ва, а вместе с ним и преображается чел-к.

Его работы-формулы. «Формула вселенной» и «Формула космоса». Тут пытается сложить свой аналитич.метод: начинал работать с любой точки холста, работал оч.тонкой кистью, долго, кропотливо. Про Кандинского: прозевывает свои картины. Филонов создает свои работы мучительно, все удерживая в голове. Его работы напоминают работы Сезанна – система коры, кот. постепенно нарастает на картину. «Принцип сделанности» - не значит доведения до иллюзорности, это удержание в голове всего этого. Нужно так написать работу, чтобы это казалось сделанным чудесным образом. Это продолжение Врубелевской темы – мир как чудо. каждый атом живописи как приобщенность к вселенной.

В основу метода Филонова, аналитического, был положен принцип сделанности – все держится в голове и доводится до конца. Сделанность – не написанная картина, а кот. выглядит как нерукотворная, созданная чудесным образом, как быдто делания не было. Филоново полностью игнорирует понятие средства – средства худ.выразительности. Поэтому невозможно сделать обычный анализ худ.произведения. рассматривает форму и цвет как элементы худ.языка. Цвет и форма как проявления природы, а не худ.языка. Всякое худ.произведения – живое существо. Теор.основа творчества Филонова - Федоров «Философия общего дела». – это идеи о всеединстве мира, о коллективном теле мира, отрицание смерти, доказывает воскрешение мертвых. Филонов проникается этой идеей и пишет не конкретного чел-ка, а через атомистичность он пишет материю мира, коллективное тело мира. Поэтому любая его картина – кладбище картин. Филонов писал сериями – отдельный момент каждой картины может стать следующей картиной, каждое содержится в другом. Это части одного целого – это части живого организма. каждый элемент можно развить в картину. Это все время дышит, материя вечно живет и созидает прямо на наших глазах. Этим Филонов доказывает бессмертие коллективного тела. Жить вопреки смерти.

Худ.язык Филонова всесторонен – мир со все сторон. Навязчивая изобразительность – атомистичность в общем то многих раздражает, навязчива в силу мелкости, она заставляет реагировать на это: все нужно просмотреть! Он не считал свои работы абстрактными, это и есть жизнь в его работах.

Смысл аналитического метода – отразить качества формы во всем блеске и понимании; качество формы – экспрессивная, декоративная, предметная… По Филонову кач-во формы – атомистичность (весь мир из атомов на самом деле такой и есть, только невидим нам), отразить консистенцию материи (что-то вроде плотности: некие плоскости воздушны, некие – водяные. Это как разрез биологической материи), трехмерность (через цвет, консистенцию), удельный вес (?), тяжесть (некое зарождение, развитие материи), клетчатка (как связующий компонент всех элементов), запах (?). Это телесные вещи, которые безтелесны – так как на плоскости холста\бумаги. У него нет главного героя. Все состоит из форм, каждая из которых полноценна и содержательна. Мир-трансформер. «Ввод в мировой расцвет»- троица Рублева. Формула (весны, космоса) оказывается материей, имеющей все физические показатели этого мира. Главный герой – время.

С точки зрения жив-си, стилистического языка – продолжает линию Врубеля. Композиция: всегда широкий панорамный охват – как в иконе. Кристаллическая сетка. Мотивы – зарешеченное окно, спираль, параллельные прямые – все как тайна, ребус. Мотив Тем: один, двое (как правило муж и жен), человек и город, фигуры за столом, мотив масса и вождь, люди и звери (звери человекоподобны, а люди звереподобны).

«Налет» - налет фашистских самолетов. Сравни с «Герника» Пикассо.

Аналитич. метод самим Филоновым рассматривается как органичный закономерный вывод из всей истории иск-ва. Он родился из анализа предыдущей истории иск-ва: много средневековья и русского и западно-европейского. Аналитическое иск-ва – обретение подлинного, изнутри присущего начала. Несмотря ни на что, Филонов Русский худ-ик (любовь к человеку). Проявление в искусстве творческого мистического начала. Обращение не столько к живописи, сколько к архитектуре (собор Василия Блаженного). Идея Храма, цветущего города, град Китеж – утопия национальная. Относится к поверхности холста как к сакральной поверхности. Борис Григорьев – схож с Филоновым. При всем при этом Филонов интернационален – в основе творчества бессмертие чел-ка. Он преждевременен – не все осознают, что мир трансформер. В его творчестве утверждается станковая живопись.

Ученики: Кибрик, Зальцман.

КОНСТРУКТИВИЗМ.

Истоки кинетического искусства 1910-20гг.

Кинетизм сформировался в 50ые гг, пришло к нам из Англии и Америки. Интерес к движущемуся заметен уже у футуристов. Движение и свет становятся темой иск-ва (Репин «воскрешение дочери Иаира», Нестеров – светоносность цвета). Конец 10-20гг в области проектирования появляются Габо и Певзнер. – 2 брата (габо это псевдоним). Пишут реалистический манифест в 1920: осн.идея – утверждение в изоб.иск-ва новго эл-та: кинетические ритмы, кот. фомируют наши ощущения. В это время движение стало пониматься как трансформирующееся. Люмино-динамическая живопись – 20ые годы. Свето-живопись, свето-звук, - это все как путь оживления произведения, его худ.формы. Цвето-музыка. Скульптор Гедони: свето-цвето-музыкальный памятник. габо развивает свою идею кинетической конструкции. Благодаря кинетической конструкции возникает эффекти фигуры. Главное в этом произведении – движенеи.

Родченко начинает делать свои мобили. Это плоские конструкции из фанеры или картона, кот. раскрываются в сложные мобильные конструкции. Мобили давали возм-ть создавать азнообразные сценографии. Памятник Колумбу арх-ра Мельника – вечно двигался и видоизменялся. Самым значительным кинематическим памятником была башня 3 интернационала Татлина. По высоте задумывалась выше останкинской башни, статичная снаружи, она двигалась внутри. Это был и памятник, и здание, и календарь. Это уже было арт-объект городской среды (как собор Гауди). Малевич вместе с Лесицким делали проекты Планиты для Земленитов. Проекты летающих городов – архитектор Крутиков. Движение в иск-ве авангарда становится изначально состовляющей. Уже в модерне это движение ощущелось через пластичность. Все это повлияло на появление конструктивизма.

1920ые – до начала 30ых – направление конструктивизм, полностью вышедшее из русского авангарда. Включает в себя фактор времени и пространства. У истоков стояли Малевич и его окр., Татлин и его окр., Габо и Певзнер со своим русским манифестом. Направление, сформировавшееся в России значится как конструктивизм. Сильное влияние на западную Европу. 1922 в Баухаузе состоялась выставка «Междунарождные конструктивные группы». На тот момент в Европе был функционализм. Лессицкий, Махой-Надь – осн.участники этой выставки. Конструктивизм особенно оказал влияние на Польшу.Сильно повлиял на театральное и кино искусство. Таиров, Мейерхольд, Эйзенштейн. Журнал «Леф» - левый фронт с 1923г, глав.редактор Родченко. Влияние на голландскую группу «Де Стайл» - Мондриан входил в эту группу.

1920 группа московских молодых худ-ов в рамках ВХУТЕМАСа, кот. возглавляет Родченко, образуется «Лаборатория конструктивизма». 1922 состоялась первая выставка этой группы «Конструктивизм». По сути конструктивизм имел 2 осн. истока: Супрематизм Малевича (этим он уже выходит в пространство - его архитектоны) УНАВИС – учредители нового искусства – разработали проект по завоеванию мировых просторов. В рамках витебской промыш.школы происходит выход из плоскости в пространство. ПРОУН – проект Лессицкого. В этой работе нет композиции, но есть конструкция. То есть запросто это можно перенести в пространство. В стиле этого Пароуна Лессицкий сосздает костюм к балету. Здесь начинают реализовываться идеи урбанизации.; 2 исток – Татлин с башней 3 интернационала. В его живлписных работах «натурщица», «матрос» его интересуют ритмы тела, а не жив-сь. Татлин больше чел-к ремесла. Его композиции «Конртрельефы». Есть легенда, что татлин ездил в Париж, чтобы проникнуть в мастерскую Пикассо и по разным версиям он попал\не попал. Но даже если это так, то это не значит, что он что-то подсмотрел у Пикассо. Его эскиз к опре глинки «жизнь за царя» 1913 года очень схожа с работой 1937 года Пикассо «Герника». В его пространственных конструкциях-композициях буквальный выход в пространство. тО, чего не произошло у Малевича, Татлин в брлшей степени был скульптором, дизайнером. Башня должна была быть в СПб на Петроградской стороне. Напоминает Вавилонскую башню Босха. Третий исток - Родченко- это группа худ-ов не видит в богоискательские идеи, это нов.люди, в некой степени несущие идеи нового общества. Братья Стенберги, Родченко и Медунецкий выставляют мобили, абстактыне скульптуры – цветоконструкции. в их манифесте: отказ от цвета во имя формы, отказ от описательной функции, отказ от объема во имя глубины, утверждение кинетических ритмво. На смену композиции приходит конструкция, что означает окончательный выход в пространство. Родченко мное воспринял от Малевича, но был ему оппозиционен: не белое на белом, а черное на черном. «Малевич разводит всякую бумажную ерунду, надо покрыть его». Таким образом рождается новая идеология в иск-ве, чьим родоначальником был Родченко. Логика новаторства в иск-ве должна быть следующей: худ-к должен не искать нов.систему, а искать новое как таковое. Цель процесса худ-тв – будущее. Цель Родченко не беспредметность, а новое. Живописные работы Родченко плоские. Родченко, Степанова, карл Йогансон, братья стенберги, Осип Брик – входили в эту группу. ИНХУК центр конструктивизма. Композиция сохраняет еще изображение, а конструкция уже нет. Худож-к тот же рабочий, он делает то, что полезно для общ-ва. Татлин вводит в дизайн эргономику – то, куда включены пропорции челов.тела. Вера Мухина создала граненый стакан. Так начинается производственное иск-во. Родченко отказывается от предмета изображения и от духовного содержания. Это 2 факт смерти иск-ва – умирает худ.произведение, первый был Малевич – умирает живопись. Родченко трактовал это как готовность к действию – это опредмечивание этой готовности. Логика иск-ва Родченко – в постоянном прогрессе в иск-во, как движение к коммунизму.

По сути это нов. фаза развития рус.авангарда. 1) 1910 – новые методы: филонов, матюшин итд 2) 1920-30ые – произведение как средство идеологич. посланий. Теперь произ-ие иск-ва становится средством, а не целью. значит оно может приобретать любые обличия. По сути в умах авангардистов зарождается интерактивное иск-во. Конструктивизм вышел из станкового иск-ва и пришел и реализовался в арх-ре. НЭП с 1921 послужил развитию арх-ры конструктивизма. В это время 2 осн. вида: соц.жилье и рабочий клуб. Всю арх-he можно разделить на 3 течения: радикальное, созвучное развитию мировой арх-ры, романтический конструктивизм. Объединение арх-ров «Аснова» 1923 - ассоциация нов.арх-ов, лидер Ладовский, препод ВХУТЕМАСА. «Оса»1925 - лидер Леснин.

Конструктивизм в силу своей природы более всего реализовался в арх-ре. 3 вида: радикальное, созвучное мировой арх-ре, романтическое.

РАДИКАЛЬНОЕ – рождение новой формы. Арх-ор Константин Мельников. Клуб имени Русакова, Москва – сохранился. Был построен по проекту Мельникова 1927 – образец конструктивизма. Это здание принципиально другого типа, конструкция обнажается. Массивные, выступающие кубу. Само здание выражает основы авангарда: беспредметность, агрессивный характер. Другой знаменательный проект – личный дом Мельникова, Москва. Похоже на трубу с сотами. Якроек проявление индивидуального начала. Урбанистическая идея начинает воплощаться лишь в 20ые годы, до этого – антропоцентризм.

СОЗВУЧНОЕ РАЗВИТИЮ МИРОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ – возглавляли это напр.Братья Беснины. Проект московского отдела издательства Ленинградской правды. Это группа входила в группу «ОСА» и поддерживала связь с Лекорбюзье, Гроппиус, Вандервельде. Дом на столбах, плоская крыша (дом как модель мира и человека) – массовость, отсутствие индивидуальности; свободный план, горизонтальные окна, свободный фасад.

РОМАНТИЧЕСКОЕ – конец.20ых-до 31года. Иван Леонидов – арх-ор. Проект МашПрома. Наиболее пророческий арх-ор, не один из его проектов не был реализован, но сегодня очень популярен. Изолированность зданий, открытость со всех сторон. Леонидов очень повлиял на Лекорбюзье. Это героический утопизм. Идея города Сада – сады на крышах зданий. Отрицание техницизма, скорее лирика. Осн.идея -идея свободы творчества.

Ые годы.

С 25г начинает проявляться фигуративизация, фигуратив – знак предмета. Образ андрогена (муж-жен) зарождается в переходный период. Абстрактное иск-во никто не запрещал, масштаб распространения его был велик. Начинает проявляться принцип коллективности в иск-ве. Лабас «Дирижабль». Появление понятия «тематическая выставка» -по своей природе коллективна. Начинают приобретать популярность плакат и репродукции живописи – тиражирование. Монументальное иск-во – в столовых, фабриках, клубах, агит поездах. Это предмет коллективного творчества. На сегодняшний день это не сохранилось, есть немного фотографий. Агип-поезда, агип-поровозы – картино перемещающиеся. + кино. В 30ые годы кино было самым значимым, так как более всего создавало иллюзию реальности.

В сер. 20ых обозначаются 2 противоборствующих объединения:)«ОСТ» - общество станковистов, 2)«АХРР» - ассоциация худ-ов революционной России. 2 этих объединения (из более чем 500 по всей стране) были наиб.мощными. АХРР во время гражд.войны обслуживали Красную армию. Туда часто входили малограмотные худ-ки, местного произв-ва. После 22г, по окончании революции, все эти худ-ки остались без работы. В некой степени это зачаток Союза Худ-ка 34года. Им стали заказывать выставки, посвещенные 10-12-13-…летию красной армии. Работы были весьма сомнительные. Худ-ик Катцман – худ.натуралистического хар-ра, худ-к без затей. Худ-ки «ОСТа» - Дайнеко – они были либо преподами либо студентами ВХУТЕМАСА, кот. возглавлял Родченко. «Круг худ-ов» - объединение в Ленинграде.

Пути развития иск-ва:

1) заострения в картине ее составной характеристики, то есть монтаж, отчего она приобретает общий композиц. характер. Это идет от конструктивизма. Остовцы используют в композиции принцип монтажа. Фотографии Родченко – тот же принцип: ракурс – он изменил смотрение на предмет, а не сам предмет!!!; взгляд вверх – отрыв от земли и земного; стремление вверх; нет ощущения колодца, даже если это колодец; Самые знаменитые его работы – фотомонтажи. Все это идет от принципа коллажа авангардистов. «Текстильщики» - элементы супрематизма, абстакционизма, конструктивизма.

2)худ-ки АХРР – создание иллюзии натуры. Под этой маской раелизма нет личностного или субъективного. Это натурность и иллюзорность как ремесло. Бродский «Днепрострой» - почти фотография+ракурс. В личностном отношении это иск-во всеобщее, ничейное. Поэтому это направление нейтральное. Тут нет творца, автора. Форма по сути становится. Дейнеко «Девушка на стуле» - принцип супрематизма: фигура на белом фоне. Фальк, Петров-Водкин, Фаворский, Чакрыгин и др – худ-ки маргиналы.

1924 – из ВХУТЕМАСа пришло движение «КОНКРЕТИСТОВ» - принцип монтажности. Это пришло из вывески, геом.абстакции (от Проума Лессицкого). Это принцип не авангарда, а 20ых годов. Таким образом меняется и принцип мышления.

«На стройке новых цехов» - живопись становится графикой. Такой метод монтажности делает живопись. АНТИЖИВОПИСНОЙ.

Движение ОСТ было сродни немецкому «Магическому» реализму.

Картина начинает сводится к гротескной конструкции.

Главное в ОСТе – сопоставление человека и машины, человека и здания. Реализуется идея - построение нового идеального здорового подтянутого человека=идея постройки здания, конструкции.

Идеи принятия идея «работа=смысловая функция». Человек становится функционером – обслуживает машины. работам присуще формальное напряжение (еще из раннего возрождения – кватроченто) – линеарность, кривая и прямая линии. Создание таких работ можно назвать цехом. Это плакаты, графика. Это по сути новая форма – картина-плакат. Часто подобные картины включали тексты. Идея массовости. Таким образом, основой для такого иск-ва была теория развертывания, автор – Сергей Третьяков: о разных формах проявления коллективности. В работе «Ткачильщицы» разновременной и разномасштабный монтаж. По сути это разные элементы одного и того же тела. Это фазы одного тела. Особенно это видно на картинах, изображающих спорт. С точки зрения сюжета тоже можно создавать коллективность: выставка тематическая – одна тема осмысляется большим кол-вом людей. Создание в каждой работе некой синтетической среды – среда отдельно от человека. «Колхозница на велосипеде» 1935 – фигура отдельно от пейзажа. Это принцип отличный от реализма – нет работы с натурой. Тут все рождено искусствено, сочиненность. Это реализм нового типа, на конструктивистской стадии. У ОСТовцев – Дейнека, Лабас (некая среда и некое движение), Вильямс (соответствовал эстетики времени: Автопробег), Пименов (тяжелая индустрия, сталелитейщики), Лучишкин (несколько выбивается: Шар улетел).

По сути именно в творчество худ-ов ОСТ начинает зарождаться соцреализм. Председатель ОСТа - Штеренберг, он приехал из Парижа в нач.20ых. Большой худ-ик в натюрморте. Он писал свои работы в период голода. Пирожные как ценность, сокровище. Вещизм как недостаток вещей, а не переизбыток. У нас в России вещизм был в фотографии, а не в вещах как в Америке

Объединение «Круг Художников» - ленинградское объединение, пытавшееся найти нов.язык. Глава объединения – Пакулин. Он хотел внести в жив-сь эл-ты древнерусской живописи. «Смена (героический реализм)» 1925 – фресковость. Эти эл-ты он пытался внести в станковую жив-сь. «Жница» 1927 – напоминает малевича, а трактовка формы – конструктивистская. Фон многокрасочный, глубинный, растертость. Самохвалов «Щебенщики» 1926, «Кондукторша» 1928 – фресковость, синтетичность, плотность, насыщенность. Тут уже рождение нов.образа. хоть его женщины и одеты, но они по сути раздеты. Типы-портреты похожи на Ренессансные, иконные. Исчезает женственность у Самохвалова.Но его рабочие женщины очень эротичны, сексуально вызывающие. Пахомов –

Тышлер александр – остовец – красиво-театральные.

Гончаров - остовец. ОСТ просуществовал до 31 года. «Смерть Марата» - ремейк Давидовской работы. Это переосмысление, переживание заново. Это видение, а не конструкция. Фактически это экспрессионизм. Нет чувства причастности и участия происходящего.

Альтернативы авангарду:

- Петров-Водкин: начинал как символист. Отталкивается во многом от Ходлера, Пюви де Шаванна. «Играющие мальчики» - на смерть Врубеля и Серова. Тут уже видна некая сферичность поверхности, горизонта, как у Матисса. Его купание красного коня – не как предчувствие революции, это естественное движение иск-ва. Много сезаннизма в нем. П-В идет от воображения, сох-ет постоянство в натуре. Он не развоплощает форму. Сохраняет силуэт, локальный цвет, по своему мироощущению очень близок символизму. Он входил в состав «Голубой Розы». Оставался символистом всю жизнь. Самое главное – движение как основа взаимодействия худ-ка с предметом. Худ-ки авангардисты отказываюся от изобразительности. Он классик натюрморта. П-В не отказывается от предмета, но смотрит на него по-новому, создает новое видение предмета. Предмет интерпретируется и воспринимается иначе. Сродни Штеренбергу, но Ш. локален, П-В масштабен. Теория «Смотреть и видеть» - он в своих работах сочетает идеально идущее от воображения и реальное через наблюдение. «Скрипка» - абсолютно натурная. Он как бы выхватывает важное и приближает, фокусируется – идея сферической перспективы. В своих работах он сочетает колорист.богатство иконы (позже названное трехцветка: красный, синий, желтый). Сводит цвета к минимальному разнообразию, но за счет сезановской системы мазка – богатство. Земля сферична, нет параллельных линий, все под наклоном. Нет перпендикулвных. Но мы не сомасштабны этой сфере и не видим этой разницы. «Полдень» - идея сферич.перспективы. За счет этой кривизны появляется движение. С точки зрения языка П-В не традиционалист. Принцип коллажа, монтажа, фрагментарности.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.