Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сто полезных слов о Рамадане.





Сто полезных слов о Рамадане.

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

В этой статье расскажем обо всём главном, что касается поста в Рамадане.

 

Автор:шейх Мухаммад ибн Салих аль-Мунаджид.

 

 

Содержание:

Определение понятия «пост» (сыям). Стр.: 4.

Статус поста в Шариате. Стр.: 4.

Суждение относительно человека, отвергающего обязательность поста. Стр.: 4.

Достоинство поста. Стр.: 4.

Мудрость установления поста. Стр.: 5.

Нельзя забывать об этикете поста. Стр.: 5.

Определённый пост» (сыяму–ль-айн) и «долговой пост» (сыяму-ддайн). Стр.: 5.

Обязательно ли соблюдать непрерывность поста? Стр.: 6.

Можно ли восполнить добровольный пост (нафль), если он был прерван? Стр.: 6.

Некоторые примеры добровольных видов поста. Стр.: 7.

Нежелательный пост (макрух). Стр.: 7.

Запретный пост (харам). Стр.: 7.

Каким образом определяется наступление месяца Рамадан? Стр.: 7.

Условия обязательности поста. Стр.: 7.

Когда следует побуждать детей к посту? Стр.: 8.

Условия, при которых соблюдение поста становится обязательным. Стр.: 8.

Намерение (ният) при совершении обязательного поста. Стр.: 8.

Намерение (ният) при совершении обязательного поста не в месяце Рамадан. Стр.: 8.

Намерение (ният) при совершении добровольного поста. Стр.: 8.

Как должно рождаться намерение? Стр.: 8.

Произнесение намерения (ният). Стр.: 9.

Прерывается ли пост человека, который твёрдо вознамерился прервать его, но ещё не сделал этого. Стр.: 9.

Пост в бессознательном состоянии. Стр.: 10.

Пост вероотступника (муртад). Стр.: 10.

Желательные действия (сунна) во время поста. Стр.: 10.



Действия, нарушающие пост (муфсидат). Стр.: 10.

При каких обстоятельствах пост считается испорченным при попадании в полости человека чего-либо извне? Стр.: 10.

Нарушается ли пост при попадании в желудок непищевых веществ. Стр.: 11.

Приём пищи по забывчивости. Стр.: 11.

Приём пищи по принуждению. Стр.: 11.

Намеренное испускание семени. Стр.: 11.

Испускание семени вследствие размышления. Стр.: 11.

Вдыхание дыма благовоний. Стр.: 12.

Ушные капли. Стр.: 12.

Клизма. Стр.: 12.

Если человек поел сухур или имел близость с женой после рассвета (фаджр), полагая, что рассвет ещё не наступил. Стр.: 12.

Приём пищи до заката солнца. Стр.: 12.

Незнание о наступлении Рамадана. Стр.: 13.

Какая болезнь позволяет не соблюдать пост? Стр.: 14.

Боязнь перед тяготами поста и усталостью. Стр.: 14.

Разные положения болеющих. Стр.: 14.

Необходимо ли больному человеку с ночи иметь намерение поститься на тот случай, если он, проснувшись утром, почувствует, что выздоровел? Стр.: 15.

Соблюдение поста людьми, которые трудятся на работах, связанных с тяжёлыми физическими нагрузками (например, как у строителей) или с повышенными температурами (как у пекарей, сталелитейщиков и т. п.). Стр.: 15.

Что делать, если постящийся страдает болезнью почек и нуждается в очищении крови, для чего у него делается забор крови, которая искусственно очищается, а затем вновь вводится в организм. Стр.: 16.

Условия, при которых путнику (мусафиру) разрешается оставить пост. Стр.: 16.

Разные положения путников (мусафиров). Стр.: 16.

Путники, которые начинают свою поездку из аэропорта. Стр.: 16.

Что в пути лучше: поститься или не поститься? Стр.: 16.

Когда прекращаются привилегии путника? Стр.: 17.

Позволение беременным и кормящим женщинам отложить соблюдение поста. Стр.: 17.

Пост в глубокой старости. Стр.: 18.

Когда старики должны кормить нуждающихся? Стр.: 18.

Какой объём продуктов нужно давать в качестве фидья за один день поста? Стр.: 18.

Можно ли давать готовую пищу и в каком объёме? Стр.: 18.

Пост во время боевых действий. Стр.: 18.

Пост спасателей. Стр.: 19.

Совокупление в дневное время Рамадана. Стр.: 19.

Прелюбодеяние, мужеложество и скотоложество имеет одинаковое искупление (каффара). Стр.: 19.

Решение относительно женщины, с которой совокупился её муж. Стр.: 20.

Намеренный прием пищи и питьё во время Рамадана. Стр.: 20.

Разница между восполнением (када), искуплением (каффара) и кормлением (фидья). Стр.: 21.

Умащение и окрашивание волос во время поста. Стр.: 21.

Поллюция (ихтилям) во время поста. Стр.: 21.

Действительность поста для того, кто встретил утро в состоянии полного осквернения (джунуб). Стр.: 21.

Пища, оставшаяся во рту и между зубами. Стр.: 22.

Влажность во рту после полоскания его водой. Стр.: 22.

Проглатывание крови. Стр.: 22.

Носовая слизь (сопли) и мокрота в горле. Стр.: 22.

Вкус пломбы. Стр.: 23.

Если человека одолела рвота. Стр.: 23.

Выплёвывание еды изо рта после наступления рассвета. Стр.: 23.

Если человек во время сухура (утренней трапезы перед постом) услышит азан, а во рту у него ещё будет пища или в руке останется недоеденный кусочек, то можно ли их доесть? Стр.: 23.

Дегустация пищи. Стр.: 23.

Жевательная резинка. Стр.: 24.

Ароматизированные сиваки (палочки для чистки зубов). Стр.: 24.

Свежий сивак. Стр.: 24.

Прелюдия к половому акту; поцелуи, объятия, поглаживания и прикосновения между супругами во время поста. Стр.: 24.

Хиджама (кровопускание) во время поста. Стр.: 24.

Использование сурьмы (туши). Стр.: 25.

Глазные капли и умащение век маслами. Стр.: 25.

Купание и погружение в воду с целью охлаждения. Стр.: 25.

Ныряние во время поста. Стр.: 25.

Если ребёнок достиг возраста половозрелости (булюг), но ему трудно поститься, является ли пост обязательным для него. Стр.: 25.

Пост в заключении или в плену. Стр.: 26.

Если пленник не различает дня и ночи. Стр.: 26.

Искусственное побуждение организма к менструации. Стр.: 26.

Можно ли пилоту авиалайнера опустить самолёт ниже того уровня, на котором видно солнце, чтобы ускорить для себя время ифтара? Стр.: 26.

Если человек совершил ифтар в аэропорту, затем поднялся на самолёте в небо и увидел солнце, надо ли ему воздерживаться от приёма пищи, пока не сядет солнце. Стр.: 26.

Если человек увидит, что диск солнца полностью скрылся за горизонтом, нужно ли ждать, пока исчезнет яркая красная полоса на горизонте, и нужно ли ждать азана? Стр.: 26.

Полоскание горла в медицинских целях. Стр.: 27.

Забор крови для анализов. Стр.: 27.

Путешествие с целью прерывания поста. Стр.: 27.

Каково решение относительно человека, который прервал пост едой, и только потом вступил в близость с женой? Стр.: 27.

В каких случаях считается, что женщину принудили к половой связи? Стр.: 27.

Влияет ли кровотечение на пост? Стр.: 27.

Внутривенное введение вещества в организм. Стр.: 27.

По каким признакам женщина узнаёт, что она очистилась после менструации, чтобы снова начать соблюдать пост? Стр.: 28.

Если женщина хорошо знает свой цикл и его признаки и уверена, что завтра у неё начнутся месячные, то нужно ли ей иметь намерение на завтра соблюдать пост? Стр.: 28.

Как поступать женщине, у которой случился выкидыш во время поста в месяце Рамадан? Стр.: 28.

Виды кровотечения: хайд, нифас, истихада. Стр.: 28.

Что делать девушке, которая не соблюдала пост после наступления месячных кровотечений и не сообщала об этом родителям из-за того, что стеснялась своих близких? Стр.: 28.

Что делать путнику (мусафиру), если он вернулся из поездки в дневное время Рамадана? Стр.: 29.

Что делать путнику, если во время поездки он проезжает через свой родной город?

Стр.: 29.

________________________________________

 

Определение понятия «пост» (сыям).

В арабском языке слово «сыям» значит «удержание», «воздержание».

В Шариате словом «пост» обозначается конкретный вид поклонения, выражающийся в отказе от определённых действий, нарушающих этот пост (таких как приём еды, питья и половой близости), от начала рассвета и до полного заката солнца, с соответствующим намерением.

 

Статус поста в Шариате.

Все учёные богословы нашей Уммы едины в том, что соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным (фард) для мусульманина. Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненны» [Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 183].

Доказательством из Сунны является хадис, приводимый со слов АбдуЛлаха ибн Умара, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Ислам построен на пяти столпах, это: свидетельство, что „Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха”, выполнение намаза, выплата закята, совершение хаджа и соблюдение поста в месяце Рамадан» [Аль-Бухари].

 

Достоинство поста.

Относительно достоинства соблюдения поста говорится во многих аятах и хадисах. В вышеприведённом аяте было сказано, что пост приводит людей к богобоязненности, и это, несомненно, является большим достоинством поста.

В достоверных хадисах сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто будет соблюдать пост в месяце Рамадан с Верой и надеждой на награду Аллаха, тому будут прощены его прежние грехи».

 

«В Раю есть врата, которые называются Райян (Упоение), через эти врата войдут постящиеся, и никто кроме постящихся не войдёт через них, когда же постящиеся войдут, то врата будут заперты, и никто больше не войдёт через них».

 

«Запах изо рта постящегося приятнее у Аллаха, чем аромат мускуса».

 

«Постящемуся дано две радости: когда он совершает ифтар [разговение, вечерний приём пищи по завершении дневного поста], то радуется своему ифтару, а когда встретит своего Господа, то порадуется своему посту».

 

«Пост будет заступаться за раба Аллаха в День Воскрешения».

«Кто будет поститься в какой-либо день, стремясь к Лику Аллаха, и на этом завершится его жизнь, тот войдёт в Рай».

 

«Ничто не сравнится с постом. Если человек будет соблюдать пост в течении одного дня на пути Аллаха, то Аллах отведёт его лицо от Огня на расстояние семидесяти лет пути».

 

«Шайтаны в этом месяце (Рамадане) заковываются в цепи, этими шайтанами являются мятежные джинны».

В одном из хадисов также сообщается, что существует три мольбы, которые Аллах непременно принимает — это мольба постящегося, мольба притеснённого и мольба путника.

Всевышний Аллах сделал пост особым видом поклонения, и Он лично будет награждать постящихся. Пост является щитом, охраняющим человека от греха и адского Пламени.

 

Запретный пост (харам).

Существуют дни, в которые поститься запрещено: это пост в дни исламских праздников ’Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и ’Ид аль-адха (Курбан-байрам). Также запрещено поститься на протяжении трёх дней после ’Ид аль-адха (Курбан-байрам), эти дни называются днями Ташрика.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост в праздничные дни, а относительно трёх дней Ташрика сказал:

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха (Велик Он и Славен)» [Муслим].

Поститься в дни Ташрика разрешается только тем, кто совершал хадж-таматту или хадж-кыран, но не смог совершить жертвоприношения, потому что им предписано поститься три дня в хадже и семь дней по возвращении домой.

 

Приём пищи по забывчивости.

Пост нарушается только при намеренном приёме пищи, если же человек поел или совершил иное действие, нарушающее пост, по забывчивости, то, по мнению подавляющего большинства учёных, пост от этого не нарушается и восполнять его не нужно. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто по забывчивости поел или попил во время поста, то пусть продолжит поститься. Это Аллах накормил его и напоил» [Аль-Бухари].

 

Приём пищи по принуждению.

Пост нарушается тогда, когда человек ест или пьёт по доброй воле, самостоятельно. Если же человека принудили нарушить условия поста, то его пост не нарушается. Например, если человека схватили и против воли залили ему в горло воды или залили ему в рот лекарство, то в таком случае пост не нарушается. Таково мнение большинства учёных, шафиитов, маликитов и части ханафитов, потому что человек не несёт ответственности за то, к чему его насильно принудили.

Учёные аргументировали это достоверными хадисами, из которых известно, что Аллах снял с Уммы Пророка Мухаммада ответственность за действия, совершённые по ошибке, по забывчивости, и за то, к чему они были принуждены. Поэтому если человека насильно заставили поесть, пост его является действительным, так же как и у человека, поевшего по забывчивости.

 

Вдыхание дыма благовоний.

По мнению некоторых учёных, намеренное вдыхание дыма благовоний с близкого расстояния нарушает пост. Если же человек просто вдыхает аромат так, что дым не попадает в лёгкие, то это не портит поста, потому что аромат, по большому счёту, не материален. То же касается и людей, которые трудятся на производстве с сильным задымлением: если они не вдыхают этот дым намеренно, то пост их действителен. В данном случае дым подобен пыли, которая не нарушает поста, даже если проникла в горло.

 

Ушные капли.

По мнению большинства учёных, закапывание чего-либо в уши нарушает пост. Однако Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Капли, закапанные в уши, не нарушают поста, потому что уши не относятся к естественным путям для приёма пищи».

 

Клизма.

Также, по мнению большинства учёных, введение воды при помощи клизмы через задний проход нарушает пост, и человек должен восполнить этот день. Шафииты и ханбалиты сказали, что любая вещь, которая проникает в полость человека через задний проход, нарушает пост, потому что была введена туда по доброй воле. Они сказали так потому, что считали, что к полости (джауф) относится не только желудок.

Однако Шейху-ль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Клизма не нарушает поста».

Мы же скажем, что постящемуся человеку лучше будет не использовать клизму, но если у него есть в этом необходимость, то тогда клизма разрешается, потому что это один из методов лечения, в котором человек может нуждаться.

 

Разные положения болеющих.

[Примечание не из книги]: Сказал шейх ибн Аль Усеймин:

Больной человек может относиться к одной из трех категорий людей:

Первая категория— больные люди, которым легко даётся пост, и соблюдение поста не наносит им никакого вреда. Такие люди обязаны соблюдать пост, ибо у них нет такой уважительной причины, которая позволила бы им его не соблюдать.

Вторая категория— больные люди, которым тяжело соблюдать пост, но вместе с этим пост не наносит им никакого вреда. Такой человек может не соблюдать пост, ибо Аллах Всевышний сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[Сура аль-Бакара, аят 185].

Этому больному нежелательно соблюдать пост, если он испытывает затруднения, ибо Аллах Всевышний позволил ему не соблюдать пост во время болезни, дабы человек не мучил самого себя.

В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его облегчения так же, как Он не любит, когда ослушиваются Его». [Ахмад, 2/108; ибн Хиббан, 2742; ибн Хузейма, 950. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 1886].

Третья категория— больные люди, которым соблюдение поста нанесет вред. Таким людям вообще запрещено соблюдать пост.

Аллах Всевышний сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам»[Сура ан-Ниса, аят 29].

А также: «Не бросайте себя своими руками к погибели[То есть: не убивайте самих себя]»[Сура ан-Ниса, аят 29].

 

В хадисе сказано: «У души твоей есть на тебя право» [аль-Бухари, 1968].

 

Человек не должен соблюдать пост, если пост вредит ему, ибо Аллах Всевышний позволил не соблюдать пост в такой ситуации.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В исламе) нет никакого вреда».

[Ибн Маджах, 2341; Ахмад, 1/313; Абу Йа‘ля, 4/397; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11806, со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. А также аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/66; ад-Даракутни в «ас-Сунан», 3/77; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 6/69, со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах. А также имам Малик в «аль-Муватта», 2/745, со слов ‘Амра ибн Яхъи, который передавал от своего отца, а тот от пророка, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Если человек соблюдал пост и вдруг посреди дня Рамадана заболел, и ему стало тяжело довести пост до конца, то он может прервать свой пост.

Если больной, который не соблюдает пост, вылечился от болезни посреди дня Рамадана, то должен ли он удерживаться от еды и питья до конца дня?! Учёные разногласили в этом вопросе и это разногласие подобно их разногласию относительно путника, который вернулся домой, а мы разъяснили этот вопрос выше.

Следовательно, если врачи установили, что пост способствует усилению болезни или оттягивает излечение больного, то человеку разрешается не соблюдать пост, чтобы сохранить своё здоровье и избавиться от болезни.

Если больной не соблюдал пост в месяц Рамадан по причине болезни, то он должен дождаться исцеления от болезни, а затем возместить пропущенные посты.

Если же человек болеет такой болезнью, относительно которой нет надежды на исцеление, то он должен кормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста. Этот вопрос был подробно разъяснен в пятом пункте предыдущей главы.

Источник: «Маджалису Шахр Рамадан» - Собрание в месяц Рамадан. Автор шейх ибн Аль Усеймин, книга переведена на русский язык. [Конец примечания].

 

Соблюдение поста людьми, которые трудятся на работах, связанных с тяжёлыми физическими нагрузками (например, как у строителей) или с повышенными температурами (как у пекарей, сталелитейщиков и т. п.).

Рабочим на тяжёлых работах не разрешается отказываться от соблюдения поста. Такие люди так же, как и все, обязаны начинать пост, а если во время поста они вдруг почувствуют недомогание или испугаются за своё здоровье, то тогда им можно пост прервать.

 

Пост в глубокой старости.

Когда человека одолевают старческие недуги и с каждым днём он слабеет всё больше и больше, то пост становится для него обременительным и ему разрешается не поститься.

Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься [с трудом], следует во искупление накормить бедняка» [2:184].

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят не является отменённым (мансух), он касается глубокого старика и старушки, которые не могут поститься, и за каждый день они должны накормить бедняка».

Также это применимо и к хронически больным людям, которые не в состоянии ни соблюдать пост, ни восполнять его в другое время. Такие люди должны за каждый пропущенный день кормить нуждающихся. Кормление нуждающихся в счет пропущенных дней называется — «фидья» (араб.: искупление).

 

Пост спасателей.

Если возникает ситуация, когда нужно спасать людей, как это делают пожарные, спасатели, работники аварийных служб, то если в таких условиях спасатель нуждается в прерывании поста, то он может сделать это. Более того, он обязан сделать это, чтобы у него были силы для спасения человеческих душ. Пожарным, спасателям и всем, кто оказался в подобной ситуации и нуждается в подкреплении сил, разрешается прерывать пост, но затем его следует восполнить в другие дни.

 

Проглатывание крови.

Если у человека кровоточат дёсны или нёбо или же есть какая-то ранка и вследствие этого кровь смешалась со слюной, и он проглатывает это, то пост не нарушается, если от этого невозможно избавиться. Многие люди страдают от кровотечения нёба и дёсен, и кровь постепенно, смешиваясь со слюной, проходит в желудок без каких-либо усилий на то человека. В таком случае пост не нарушается. Если же кровь набирается в полости рта и постящийся чувствует её ощутимое количество, то он должен выплёвывать её по мере возможности, потому что кровь является нечистой (наджас) и её в принципе нельзя глотать.

 

Вкус пломбы.

Если человеку на зуб поставили пломбу и днём во время поста он почувствовал горький вкус, то это не наносит посту никакого ущерба, так же как вкус воды после полоскания рта не нарушает поста.

 

Дегустация пищи.

Пробовать пищу на вкус без надобности нежелательно, потому что таким образом постящийся подвергает себя искушению и опасности нарушения поста. Если же в этом есть реальная необходимость (например, во время приготовления еды или при покупке продуктов), то это разрешается. Имам Ахмад сказал: «Мне больше нравится, когда люди воздерживаются от дегустации продуктов, но все же это не запрещено. Это касается только дегустации языком, если же еда проникнет в горло, то пост нарушится».

Также женщине разрешается пережёвывать еду для своего маленького ребёнка, если в этом есть острая необходимость. Сообщается, что когда выходя на рынок и покупая продукты Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) хотел что-то попробовать, то он пробовал продукт кончиком языка, а затем сразу же сплёвывал.

Тем не менее постящийся не должен относиться легкомысленно к этому процессу, дабы не испортить свой пост.

 

Жевательная резинка.

Если жевательная резинка распадается на кусочки и часть её будет проглочена, то пост нарушается.

Если в жевательной резинке есть какие-либо добавки, наподобие сахара или ароматизаторов, и человек почувствует вкус этих добавок у себя в горле, то пост нарушается.

Но даже если жевательная резинка не разваливается, не имеет никакого вкуса, и при её жевании совершенно ничего лишнего не попадает в желудок, то всё равно жевание резинки является нежелательным (макрух), потому что человека могут обвинить в том, что он не соблюдает пост.

Праведные предшественники (саляфу-салих) говорили: «Избегай тех поступков, о которых люди, скорее всего, подумают плохо, даже если у тебя есть оправдание».

Абсолютное большинство жевательных резинок содержат вкусовые добавки и сахар, а кроме того, они разваливаются во рту и их маленькие частички могут проникнуть в желудок. Вот поэтому их употребление совершенно запрещено.

 

Свежий сивак.

Постящийся может не ограничивать себя в использовании свежего (влажного) сивака. Во время поста разрешается использовать как высохший сивак, так и свежий. (Если сивак свежий то нельзя глотать сок от сивака, и также отделяющиеся палочки от сивака).

 

Ныряние во время поста.

У некоторых людей работа напрямую связана с нырянием: это водолазы, исследователи и строители в нефтедобывающих компаниях, добытчики жемчуга. Такие люди могут продолжать свою работу и во время поста, если нет опасности проникновения воды внутрь организма.

Некоторые учёные считали нежелательным излишеством во время купания такие действия, когда постящийся с головой ныряет в воду, много играет и забавляется в воде.

Поэтому следует соблюдать рамки разумного и оберегать свой пост от нечаянного его нарушения. Если человек скажет: «В Рамадане я пойду в бассейн, займусь спортом и попрактикую прыжки с трамплина», мы скажем: «Неужели ты не нашёл другого времени?! Если уж так хочешь, прыгай ночью, а лучше – в следующий после Рамадана месяц».

 

Забор крови для анализов.

Сдача крови для анализов не нарушает поста.

 

Сто полезных слов о Рамадане.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.