|
Разные положения путников (мусафиров).1 Если человек вышел в путь до наступления рассвета (фаджр), то в таком случае, по общему мнению (иджма) всех учёных, он может не соблюдать пост. 2 Если человек отправился в путь после рассвета (фаджр), т. е. если рассвет уже начался и настало время поста, а он вышел в путь (даже в течение дня), то ему разрешается прервать пост с того момента, как он покинет пределы города. 3 Если человек, который собрался в путь, принимает пищу уже после рассвета (фаджр), но до выезда из своего города, то, по мнению большинства учёных (джумхур), это является ошибкой, потому что в аяте говорится: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [2: 185], а про человека, который сидит у себя дома никак нельзя сказать, что он «находится в пути». Поэтому до тех пор, пока человек не выедет из города, к нему применимы законы, касающиеся остальных жителей города, и он не имеет права прерывать пост и сокращать намазы.
Путники, которые начинают свою поездку из аэропорта. Если между городом и аэропортом есть пустое пространство и получается, что аэропорт располагается отдельно от города и его построек, тогда человек может прервать пост уже в аэропорту или на выезде из города. Если же аэропорт находится в черте города или на его окраине так, что примыкает к городским постройкам, то в таком случае прерывать пост в аэропорту не разрешается, следует подождать до отлёта: оставить пост можно будет лишь тогда, когда самолёт поднимется в воздух и отлетит от города.
Что в пути лучше: поститься или не поститься? Имамы четырёх мазхабов, а также подавляющее большинство сподвижников и табиинов сказали, что пост в пути разрешён (джаиз). Но существует другое разногласие в этом вопросе: что лучше для путника с точки зрения Шариата – поститься или оставить пост? Или же оба действия равноправны? Большинство учёных сказали, что поститься лучше, если поездка не является тяжёлой и пост не утомляет и не тяготит человека. Другие сказали, что лучше человеку прервать пост. Но в любом случае, и в этом нет разногласий, пост является нежелательным (макрух), если путник испытывает затруднения. Об этом и говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не от благочестия пост в пути». В этом хадисе речь идёт о посте, который тяготит путника. Некоторые учёные сказали, что если человек будет соблюдать пост в пути, то это надёжнее для него, и так он освобождает себя от дальнейших обязательств. Для некоторых людей пост во время пути легче, чем прерывание и последующее восполнение, – например для человека, который выходит в дорогу незадолго до захода солнца. Он соблюдал пост в течение дня, а его самолёт вылетает перед закатом, и остаётся совсем немного времени до приёма пищи. Если же человек прервёт пост, то потом ему придётся восполнять целый день. В таком случае человеку легче завершить пост, несмотря на то, что в конце дня он уже будет являться путником. Как бы то ни было, если человек чувствует затруднения, ему лучше воспользоваться данной Аллахом возможностью облегчить пост и не поститься. Если же человек, отправляясь в недолгий путь, хочет своевременно освободить себя от обязательств поста и начнёт соблюдать пост, то его пост будет действительным.
Когда прекращаются привилегии путника? 1 Позволение путнику не соблюдать пост перестаёт действовать при двух следующих условиях. Когда человек возвращается в место своего постоянного проживания. 2 Если человек намерился поселиться на новом месте (больше чем на 4 дня), в которое он прибыл. Это должно быть подходящее для проживания место. Таким местом не могут являться непригодные для жизни пустыни, вражеские территории, корабли. Если же путник прибыл в место, пригодное для жизни, и решил там поселиться, то сразу же, как только он утвердится в этом своём намерении, он теряет статус путника (мусафира) и, соответственно, не имеет права оставлять пост. Он должен соблюдать пост и выполнять намаз полностью, без сокращений. Если же человек отправился в другой город и не знает, сколько там пробудет (возможно, день или два, а может неделю или более того) и говорит, что будет там до тех пор, пока не завершит все свои дела, – такой человек имеет право пользоваться привилегиями путника (мусафира): отложить соблюдение поста и сокращать намаз, до тех пор пока он не утвердится намерении, например пробыть там больше четырех дней.
Позволение беременным и кормящим женщинам отложить соблюдение поста. Беременным и постящимся женщинам разрешается не соблюдать пост в месяце Рамадан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах сложил с путника обязанность поста и облегчил молитву наполовину, а с беременной и кормящей женщины сложил только обязанность поста» [Ат-Тирмизи (хадис хасан)]. Беременная женщина подобна больному человеку в том, что она так же, как и больной, испытывает определённые затруднения. Беременная женщина может не соблюдать пост, даже если эта беременность является результатом греха. Кормящая женщина также может не поститься, даже если она является наёмной кормилицей и вскармливает не своего ребёнка.
[Примечание не из книги]: Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая опасаются за плод и ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «В случае с беременной женщиной может быть два варианта: 1) Она сильна и активна, и пост не принесет ей затруднений и не повлияет на ребенка. Такая женщина обязана поститься, потому что у нее нет оснований не поститься. 2) Женщина не способна держать пост, потому что беременность для нее тяжела, или она физически слаба, или по каким-то другим причинам. В данном случае она должна прервать пост, особенно если это может навредить ее ребенку – в этом случае она обязана не поститься». Источник: Фатауа аль-Шейх Ибн ‘Усаймин, 1/487
В фетвах Постоянного Комитета по выдачам фетв сказано: «Беременная обязана во время беременности поститься, если только она не боится, что пост (навредит) ей или её плоду. В этом случае ей позволено разговеться, а после родов и очищения от кровотечений возместить пропущенные дни». Источник: Фатауа-ль-ляджна ад-даима. Т. 10. С. 226.
Таким образом, беременная и кормящая могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие. [Конец примечания].
Пост в глубокой старости. Когда человека одолевают старческие недуги и с каждым днём он слабеет всё больше и больше, то пост становится для него обременительным и ему разрешается не поститься. Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься [с трудом], следует во искупление накормить бедняка» [2:184]. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят не является отменённым (мансух), он касается глубокого старика и старушки, которые не могут поститься, и за каждый день они должны накормить бедняка». Также это применимо и к хронически больным людям, которые не в состоянии ни соблюдать пост, ни восполнять его в другое время. Такие люди должны за каждый пропущенный день кормить нуждающихся. Кормление нуждающихся в счет пропущенных дней называется — «фидья» (араб.: искупление).
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|