Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политология: предмет и функции.





Политическая мысль Беларуси: история становления и развития.

В конце IX в. Киевская Русь распалась на удельные земли, среди которых большой вес имели Полоцкое и Туровское княжество. Уже в XII в. появились первые социально-политические мыслители Беларуси.

Евфросиния Полоцкая, выдающаяся просветительница белорусского народа, призывает к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость объединения восточных земель перед внешней угрозой.

Кирилла Туровский – крупнейший оратор и мыслитель Киевской Руси. Его «Слова» посвящены в основном философско-бытовой проблематике. Ради человека Бог сотворил небо и землю, и солнце и луну, реки и пустыни со всеми обитателями. Защищал слабых и обездоленных. Дает отрицательную оценку тем служителям культа, которые забывают свою духовную миссию и тяготеют только к материальным благам.

Объединение белорусских земель в составе ВКЛ означало новый этап развития общественно-политической мысли. «Песня о зубре» М. Гусовского пронизана гуманистическим мировоззрением, демократической направленностью, идеей национального патриотизма. Ф. Скорина в своих произведениях ставил проблему соотношения права и закона, разделял законы на писаные – созданные людьми и неписанные – естественные, прирожденные, вытекающие из природы.

Дальнейшее развитие общественно-политической мысли связано с именами таких политических деятелей сер. XVI-XVII стст. как Андрей Волан, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Михаил Литвин, Якуб из Калиновки, связано с созданием политико-правовых документов и статутов ВКЛ.

 

Два политических направления:

* умеренно-гуманистическое

(Ф. Скорина, М. Гусовский, Л. Сапега) выражали интересы феодальных сословий и мещанства, сознавали необходимость определенных общественных перемен.



* радикально-гуманистическое

(Якуб из Калиновки, Петр из Гонендза) выражали интересы народных низов, за радикальные социально-политические перемены

 

Полемика С. Будного осуждает правительство поддерживающее разделение общества на богатых и бедных, требует раздачи имущими христианами своих денег бедным, Будный оправдывает существование различных социальных групп, защищает правительство и признает право каждого подданного защищать государственную должность.

Канцлер ВКЛ Лев Сапега определяет понятие «свобода» как неотъемлемое право человека на собственную личную безопасность, свободный религиозный и политический выбор.

Политическая мысль периода Речи Посполитой все больше обращает внимание на идею национального развития. Симеон Полоцкий утверждал необходимость объединения белоруссов, украинцев и русских в виду общей исторической платформы.

Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобрела революционно-демократическую направленность. Со второй половины XIX в. на первый план выходит крестьянский вопрос: передача земли в собственность крестьян.

К. Калиновский посвятил свою жизнь освобождению белорусского и литовского крестьянства. Его идеал – крестьянский социализм. Важнейшее положение – освобождение от российского самодержавия и создание демократического государства

Ф. Богушевич способствовал оформлению в общественном сознании идею самобытности Беларуси, её народа и её языка.

Революционно-демократические традиции начала ХХ в. предоставлены творчеством Элоизы Пашкевич (Тетки), М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа. В 1905-1915 гг. выходит газета «Наша ніва», пропагандирует идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала законные их культурные и социальные права.

В период Февральской революции на территории Беларуси сложились три идейно-политических течения:

- революционно-демократическое;

- буржуазно-либеральное;

- монархическо-консервативное;

В декабре 1902 г. создается Белорусская социалистическая громада – БСГ, которая ставила перед собой цели ликвидации самодержавия, установления демократической республики, упразднения помещичьего землепользования, права нации на самоопределение, социалистического развития страны.

Падение самодержавия и распад Российской империи способствовал становлению белорусского национального государства 25 марта 1918 г. – создана Белорусская народная республика (БНР), первая попытка национального самоопределения. 1 января 1918 г. провозглашена БССР

Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе СССР оставило особую страницу в её истории. 27 июля 1990 г. сессия Верховного Совета БССР провозгласили государственный суверенитет страны.

По сей день существует два подхода в воззрениях на Беларусь: национально-белорусский и западнорусский. С одной стороны, белорусы – самобытный народ, с другой одна из трех славянорусских этнических ветвей. Приверженцы национальной самобытности настаивают на свертывании её отношений с Россией, др. часть – за союз с Россией.

С 90-х гг. новый этап развития государственности Беларуси: усиление роли и места нашего государства в мировом сообществе, становление демократического общественного устройства.

Субъекты политики.

Субъекты политики – это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Статус субъекта политики не является изначально присущим какому-либо физическому лицу или социальной общности. Индивид приобретает его путем политико-идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной из общественно-политических организаций, то есть в процессе политической социализации. Аналогичным образом происходит и становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной организации на основе сложившихся устойчивых общественных связей. Основными субъектами политики всегда являются большие социальные общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.

Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:

• социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы и др.;

• институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;

• функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.

Бюрократия выступает субъектом политики в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам.
литической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Статус субъекта политики не является изначально присущим какому-либо физическому лицу или социальной общности. Индивид приобретает его путем политико-идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной из общественно-политических организаций, то есть в процессе политической социализации. Аналогичным образом происходит и становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной организации на основе сложившихся устойчивых общественных связей. Основными субъектами политики всегда являются большие социальные общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.

Теория разделения властей.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена ДжРазделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.
История

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Содержание

1. Политология: предмет и функции ………………………………………………1-2

2. Становление и развитие пол-гии как науки и уч. дисциплины. Задачи курса пол-гии…………………………………………………………………………………….2-6

3. Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций ………….7-8

4. Политическая мысль Беларуси: история становления и развития……………9-10

5. Политика: сущность и роль в развитии общества……………………………11-12

6. Современная зарубежная политология: основные течения и концепции, центры и школы........................................................................................................................13-14

7. Политическая власть: господство и его типы……………………………………15

8. Субъекты политики………………………………………………………………..16

9. Легитимность и эффективность политической власти………………………17-18

10. Теория разделения властей ……………………………………………………...19

11. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы…20-21

12. Государственная власть: ее ресурсы и функции…………………………….22-23

13. Генезис, признаки, структура и функции государства………………………24-25

14. Сущность и принципы правового государства………………………………26-27

15. Гражданское общество: сущность и принципы организации………………..27

16. Глава государства и его полномочия. Институт президентства……………28-29

17. Парламент в политической системе: структура и полномочия……………….30

18. Высшие органы государственной власти в Республике Беларусь………30-32

19. Местное управление и самоуправление: главные признаки, механизмы формирования и направления деятельности……………………………………………..………………………….33-34

20. Правовое положение и полномочия правительства………………………….34-35

21. Место и роль судебной власти в государственном механизме……………..35-36

22. Сущность и характеристика политических режимов………………………..36-37

23. Основные черты и формы демократических режимов……………………….37-38

24. Тоталитарный политический режим…………………………………………..38-39

25. Авторитарный политический режим…………………………………………..39-40

26. Генезис, понятие и функции политических партий…………………………..40-41

27. Партийные системы и их характеристика……………………………………..42-43

28. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь……………..43-44

29. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции........................................................................................................................45-46

30. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства……………………………..………………………………………………47-48

31. Политическое лидерство: понятие, основные теории и функции……………48-49

32. Формы государственного правления: монархия и ее разновидности………. 49-51

33. Формы государственного правления: республика и ее разновидности………..51-52

34. Формы территориального устройства государств…………………………… 52-54

35. Конституция Республики Беларусь о формах государственного правления и устройства страны…………………………………………………………………………………54-55

36. Политическая элита: концепции и типология………………………………....55-57

37. Структура и механизмы формирования политической элиты………………….58

38. Политическая культура: сущность, структура и функции……………………...59-60

39. Типология политической культуры. Политическая субкультура…………....60-61

40. Политическая социализации: сущность, этапы и типы……………………….61-63

41. Избирательное право: сущность, основные принципы и виды. Абсентеизм….63-64

42. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности………………….64-65

43. Пропорциональная избирательная система……………………………………65-66

44. Сущность и виды референдумов: достоинства и недостатки………………...66-68

45. Избирательная система и избирательная практика в Республике Беларусь...68-70

46. Социальное государство РБ: сущность, направления развития, приоритеты…71-72

47. Глобальные проблемы современности…………………………………………72-73

48. Политическое поведение, основные характеристики, типология…………...73-74

49. Понятие, сущность и истоки геополитики…………………………………….74-76

50. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения…………76-77

51. Политическая идеология: понятие и функции………………………………...77-78

52. Консерватизм и неоконсерватизм………………………………………………78-79

53. Либерализм и неолиберализм…………………………………………………….80

54. Современная социал-демократия: теория и практика………………………...80-81

55. Международные политические институты (ООН, ОБСЕ)……………………81-86

56. Роль средств массовой информации в политическом процессе………………..86

57. Современные концепции международных отношений……………………….87-88

58. Внешняя политика Республики Беларусь: сущность, приоритеты и принципы……………………………………………………………………………..88-89

59. Политический процесс: сущность и структура………………………………...89-90

60. Политическая модернизация: сущность, основные этапы……………………91-92

Политология: предмет и функции.

С середины 1 тыс. н.э. начинает складываться направление, названное политической философией, основным предметом внимания которого было государство.

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).

Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Политическая наука обобщает знания о фактах, делает выводы, дает объяснения политическим явлениям, институтам, процессам; устанавливает их связи и тенденции развития.

Т.о., современная политология является интегрирующей наукой о политике во всех ее проявлениях, закономерностях развития политической сферы. Она интегрирует отрасли научного знания, которые изучает различные аспекты политической действительности.

ПОЛ. ИСТОРИЯ – изучает политическую жизнь общества в историческом обзоре.

ПОЛ. СЕМИОТИКА – принципы, свойства и функции политического языка как средства политики.

ПОЛ. ФИЛОСОФИЯ – изучает ценностные мировоззренческие аспекты политико – властных отношений

ИСТ. ПОЛ. УЧЕНИЙ – изучает процесс становления и развития политической науки.

ПОЛ. ПСИХОЛОГИЯ – механизмы политического поведения людей, их установки, чувства, интересы, убеждения и др.

ПОЛ. ГЕОГРАФИЯ – влияние географических факторов на политическую действительность.

ГЕОПОЛИТИКА – изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики государства, геополитические изменения в мире.

ПОЛ. АНТРОПОЛОГИЯ – изучает природные свойства и естественное право человека как субъекта политического творчества, влияние этнических факторов на политическое поведение людей.

ПОЛ. ЭТИКА – изучат моральные нормы политических отношений.

Объект современной политологии – политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы.

Предмет политологии – пол. власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения. Политическая власть – основа политики, главное средство, обеспечивающее жизнедеятельность политической системы.

 

 

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ:

- познавательная

Исследует и объясняет политические явления и процессы, обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями навыками политического учения.

- инструменталистская

Овладев политическими знаниями, практическими знаниями политического учения люди обретают способность свободно и сознательно оценивать и изменять политическую действительность, достаточно легко в ней самоопределяться. К тому же она вырабатывает рекомендации для властных структур и других субъектов политики. Они используются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий и политического правления общества.

- прогностическая

Прогнозирует развитие и последствия в политических процессах, предвидит перспективы политических систем и отношений

- воспитательно – мировоззренческая

Способствует приобщению личности и общества к демократическо – политической культуре

- методологическая

Теории или учения, обращенные к научным исследованиям.

Политология как сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать арсенал методов и способов познания своего предмета. Ее категории, выводы, идеи используются другими науками (гуманитарные), если они затрагивают проблемы политической жизни общества.

- управленческая

Термин политика (с греческого) означает искусство управления государством. Основой политики выступает политическая или государственная власть, а реализуется политическая власть через государственное управление.

2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии.

Задачи политологии – формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

 

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоко их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

 

 

Античные истоки политической науки

 

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений.

В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще во всех сферах и проявлениях человеческой жизни.

Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной.

Платон (427 – 347 до н. э.) — величайший мыслитель Древней Греции, вечная загадка мировой культуры, создатель системы объективного идеализма, основатель первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человек, чей образ стал символом и легендой.

Человек являет собою единство души и тела, в основе которой лежит душа. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция — управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Третий тип души — вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе. Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия.

Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана).

Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе. Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью.

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предназначены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовладения справедлива.

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию

В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.

 

Политическая мысль Средневековья

 

В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу.

Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

После принятия христианства постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

Наиболее ярким представителем всей средневековой западноевропейской философии и политической мысли был Аврелий Августин (354-430).

Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274).

Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.

Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации.

 

Формирование основ политической науки в Новое время

 

Качественные изменения с позиции возникновения политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума

К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза.

Во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.