Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Справедливость как правовое равенство





Самое простое содержание принципа справедливости за­ключается в требовании соблюдения равенства. Эта связь спра­ведливости и равенства нашла отражение в одной из первых известных формулировок правила справедливости. Оно фиксирует отношения взаимного воздаяния, закрепленного в ин­ституте правовой мести: «Поступай по отношению к другим гак, как они поступают по отношению к тебе».

Благодаря социальной функции справедливость — это тре­бование реализации должного как неотъемлемого права чело­века. Стремление людей улучшить жизнь всегда связывается с совершенствованием общества на «справедливых началах», которыми выступают государство и право. Именно право вос­принимается человеком (осознанно или интуитивно) как «справедливость через равенство». Этот образ нашел отражение в изображении Фемиды: повязка на глазах богини правосу­дия — символ беспристрастия, а весы — символ объективного суждения о справедливости.

Латинское слово «justitia», означающее «справедливость», применительно к правовым отношениям трактуется как «право­судие», т.е. справедливое решение спора в соответствии с пра­вом. В юриспруденции следовать праву и действовать справед­ливо — это одно и то же. В основу правового, справедливого равноправия положен принцип естественного права: то, что признается справедливым для себя, должно признаваться спра­ведливым по отношению к другому лицу. Римский юрист Уль-пиан (ок. 170—228), сторонник естественного права, в Диге-стах (части Кодификации Юстиниана) придал этому принципу правовую форму: «Магистрат или лицо, занимающее должность, облаченную властью, установив какое-либо новое правовое положение по делу против другого лица, должен применить то же правовое положение, если его противник предъявит требование...».

Правовая справедливость выступает как фиксированный законом регулятор экономической, политической, религиоз­ной, нравственной, социальной и других форм справедливо­сти, другими словами, это справедливость справедливостей. В. С. Нерсесянц отмечает, что внеправовые формы справедли­вости лишены объективной оценки и подвержены «субъекти­визму, релятивизму, произвольному усмотрению и частному выбору (индивидуальному, групповому, коллективному, клас­совому, партийному и т.д.)»22. Именно правовая справедливость выступает как средство обеспечения всеобщих и равных прав, исключая привилегии и неравенство людей перед законом во всех сферах и любых ситуациях.

В самом общем виде равенство — философская категория, отражающая отношение между явлениями, объектами и субъ­ектами, которое означает их одинаковость, взаимное соот­ветствие в данном отношении и в данных условиях. Г. Гегель подчеркивал, что категория «равенство» отражает тождество, которое возникает как количественное единство в отношении различия. Понятие не из легких... И Гегель конкретизирует его в работе «Наука логики», где определяет равенство как «внеш­нее единство», как «принцип аналитического тождества».

Можно говорить о равенстве и как об эквивалентности, если речь идет о количественной характеристике силы, величине, неге и т.п. Равенство — математическое тождество, например, 2 + 2 = 4. Когда же речь идет о социальном равенстве, то, как уже отмечалось, обязательно следует учитывать оценочный, аксиологический характер этого понятия.

В обществе феномен равенства всегда связан с жизнедея­тельностью человека. По мере исторического развития пред­ставление о равенстве менялось от равного дележа матери­альных благ до равенства в правах и обязанностях. Г. Гегель в «Философии права» убедительно доказал, что деление иму­щества на равные части (уравниловка) не ведет к равенству, для его установления нужны иные основания. «Когда утверж­дают,— рассуждал Гегель, — что собственность должна быть равной, то нелепость этого легко показать на последствиях та­кого равенства. Например, если имущество оценить и разделить на равные части. Но равное станет неравным, так как индивиды не только различны по отношению друг к другу как личности, но их способность приумножать собственность тоже неодинакова»23. Именно так и произошло в России после «ваучеризации» населения. Всем дали по ваучеру, а распоряжаются бывшей на­родной (точнее, государственной) собственностью и получают доходы немногие.

Равенство нельзя подменять уравниловкой, оно означает одинаковые права и обязанности в любых общественных от­ношениях: экономических, социальных, нравственных, поли­тических, религиозных, экологических и др. Равенство должно быть справедливым: то, что есть право для одного, должно быть правом и для другого, и то, что есть обязанность для одного, должно быть обязанностью и для другого. К сожалению, пока приходится сталкиваться с ситуацией, когда, как говорили древ­ние, «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку»…

В общественной жизни равенство как справедливость зача­стую сложно не только отразить в законе, но даже понять. На­пример, «равенство» между услугой и наградой, преступлением и наказанием. Ведь весы правосудия есть лишь у Фемиды.

Эта проблема занимала мыслителей еще в древности. Уже и «Илиаде» содержится много примеров соответствия услуг и на­град. Например, если Ахилл смягчит свой гнев, то Агамемнон даст «десять таланов золота, двадцать лоханей блестящих, семь треножников новых, не бывших в огне, и двенадцать коней мо­гучих». То есть в человеческих услужно-наградных отношениях ищется эквивалент, который подчеркивает важность услуги: 11 е один конь, а двенадцать, не два треножника, а семь...

Питирим Сорокин, исследуя проблему «равной» меры в от­ношениях «услуга-награда», «преступление-наказание», от­мечает важную роль так называемой шаблонизации меры, установления нормы в поиске «равенства как справедливо­сти». «В каждой постоянной социальной группе с течением времени устанавливается определенный курс преступлений и услуг, т.е. устанавливается вполне определенное наказание за опредаяенное_преступление (подчеркнуто нами.— Г.И., В.Л.) и определенная награда за определенную услугу... За каж­дый акт, например, за повреждение носа, ушей, зубов, глаза, ноги, руки, пальца, — на все устанавливается определенная цена — карательный прейскурант. Уголовно-правовые кодек­сы, в частности, и представляют не что иное, как подобный карательный прейскурант. В них одна часть статьи указывает определенный акт, а другая часть — карательное «вознаграж­дение» за него...»24.

Шаблонизация как равенство относится ко всей человече­ской жизнедеятельности. Например, чтобы получить звание профессора, нужно совершить ряд действий: писать научные работы, читать лекции, иметь аспирантов, получить ученую сте­пень доктора наук. Чтобы стать министром, требуются знания, опыт и авторитет в определенной профессиональной области, организаторские способности и другие качества. В рыночных отношениях равенство измеряется другой ценностью—день­гами.

Гегель считал, что наказание преступника само по себе спра­ведливо как «право, положенное в самом преступнике». Ведь закон всеобщ, а поэтому преступник подводится законом под свое право. Гегель писал: «В том, что наказание рассматривает­ся как содержащее его [преступника] собственное право, пре­ступник почитается как разумное существо. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило (подчеркнуто нами.— Г. К, В.Л.) его наказания не будут взяты из самого его деяния...»25. Гегель в этом выводе исходил из общего подхода к справедли­вости как к конкретному явлению, требующему содержатель­ного решения вопроса.

Даже с обыденной точки зрения справедливость всегда требует поиска «равенства», эквивалента, выступает как эти­ческое представление о соразмерности проступка и возмездия, услуги и награды. И уже только потом справедливость нужда­ется в правовой защите. Более того, достичь в жизни справедливого равенства, добиться торжества справедливости можно лишь через право.

Связь справедливости и равенства уточняется Дж. Ролзом, который рассматривает справедливость как принцип социальной организации. Ролз определяет его через понятие не только равенства, но и неравенства. Справедливость выступает, таким образом, мерой равенства и неравенства социальных субъектов. 'Гак, люди, чтобы быть равными, должны иметь одинаковые пра­ва, закрепленные законом. Они должны быть равны при распре­делении ценностей при равных условиях. Однако справедливым будет и неравенство, если оно дает преимущество каждому. Например, человек, который имеет профессию, получает зарплату большую, чем тот, который профессии не имеет. Однако когда он освоит профессию, его зарплата будет повышена.

Соответственно определение справедливости, данное Дж. Ролзом, распадается на два принципа: 1) каждый чело­век должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для остальных людей; 2) социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы: а) от них можно было разумно ожидать преимуществ для всех; и б) доступ к положениям и должностям был открыт всем.

56.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.